Научная статья на тему 'Организация и порядок комплектования военно-учебных заведения ВВС СССР в 30-е годы XX века'

Организация и порядок комплектования военно-учебных заведения ВВС СССР в 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АВИАЦИЯ / АВИАШКОЛА / КУРСАНТЫ / КРАСНАЯ АРМИЯ / AIR FORCES / MILITARY SCHOOLS / AVIATION / AVIATION SCHOOL / MILITARY SCHOOLS STUDENTS / RED ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астраханцев О.Н.

В статье освещаются вопросы комплектования личным составом учебных заведений военно-воздушных сил СССР. Автором рассмотрен порядок отбора кандидатов, и предъявляемые к ним соответствующие требования, выявлены особенности агитационной работы по привлечению новых кадров, а также определена роль ВЛКСМ в деле комплектования авиационных школ и училищ в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и порядок комплектования военно-учебных заведения ВВС СССР в 30-е годы XX века»

Астраханцев О.Н.

Кандидат исторических наук, доцент, Иркутский филиал Московского

государственного технического университета гражданской авиации

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯ ВВС СССР В 30-е годы XX ВЕКА

В статье освещаются вопросы комплектования личным составом учебных заведений военно-воздушных сил СССР. Автором рассмотрен порядок отбора кандидатов, и предъявляемые к ним соответствующие требования, выявлены особенности агитационной работы по привлечению новых кадров, а также определена роль ВЛКСМ в деле комплектования авиационных школ и училищ в указанный период.

Ключевые слова: Военно-воздушные силы; военно-учебные заведения; авиация; авиашкола; курсанты; Красная Армия.

Keywords: Air Forces; military schools; aviation; aviation school; military schools students; Red Army.

В 30-е годы XX века вместе с развитием авиации получила дальнейшее развитие и система подготовки авиационных кадров для Военно-воздушных сил СССР. Действенные меры приняли партия и правительство по расширению сети и совершенствованию работы летных и технических учебных заведений. Началось строительство вузов с новым назначением, в частности школ пилотов, которые комплектовались младшими командирами Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), и работали по сокращенной программе. Все это потребовало активизировать работу по привлечению молодежи в авиацию.

Большое значение в деле комплектования авиационных школ имели решения IX съезда ВЛКСМ. Руководствуясь указаниями партии, комсомол выступил с важной инициативой. 21 января 1931 года, в день памяти В.И. Ленина, комсомол принял шефство над Военно-Воздушным Флотом СССР. В принятом обращении ко всем комсомольцам Советского Союза указывалось на необходимость особенно серьезно заняться комплектованием

школ военно-воздушных сил. По всей стране прозвучал призыв: «Комсомолец - на самолет!».

Комсомол принял на себя задачу подбора кандидатов для поступления в авиашколы. При этом идеологическая составляющая часть этой работы еще более усилилась по сравнению, например, с периодом 20-х годов. Как писалась в брошюрах того времени: «Только классово-выдержанный и преданный делу социализма, зачастую работающий в одиночку, воздушный боец сможет правильно технически и политически выполнить поставленные перед ним задачи» [1. с. 14].

При комплектовании авиашкол военнослужащими из рядов РККА, приемные комиссии в своей работе опирались на армейские политорганы и комсомольские организации. Управлением ВВС РККА определялось количество необходимых к приему в авиашколу кандидатов, и устанавливалась разверстка на кандидатов, комплектуемых из РККА, и из рядов комсомола. Разверстка на военнослужащих проводилась Главным Управлением РККА по военным округам, политуправления которых доводили ее до отдельных воинских частей округа.

Каждый кандидат из состава РККА, желающий поступить в школу ВВС для подготовки по избранной им специальности, должен был подать об этом рапорт по команде. Распоряжением командира, непосредственно в части производилась предварительная проверка состояния здоровья и знаний кандидатов, согласно установленным требованиям. Отобранные кандидаты, в соответствии со сроками комплектования, направлялись непосредственно в авиашколы, где проводились окончательные испытания.

Кандидаты из числа рабоче-крестьянской молодежи, не состоящие на военной службе, отбирались во всех отношениях районными организациями комсомола, которые распределяли количественную заявку по своим местным организациям. Из воспоминаний Героя Советского союза В. С. Фролова: «На третьем курсе меня вызвали в комитет комсомола и предложили поступить в

аэроклуб без отрыва от учебы. В то время в стране моден был призыв «Молодежь на самолет!». Международная обстановка была сложной. Стране нужны были летчики» [3. с. 19].

Районные организации ВЛКСМ проверяли соответствие кандидатов в социально-политическом и учебном отношениях, а также организовывали проверку медицинского соответствия. Эта медицинская проверка осуществлялась в районных организациях комсомола путем привлечения специалистов органов здравоохранения из военно-санитарных частей РККА.

Этапы отбора в школы проводилась в следующем порядке: в первую очередь шел отбор кандидатов по социальному признаку. Все лица желающие обучаться в авиашколах, по социальному положению должны были быть рабочими, колхозниками или батраками, не большой процент допускался из числа служащих по рекомендации общественных организаций. Учитывая, какое значение имел в те годы воздушный флот, отбору кандидатов в социальном отношении придавалось исключительно большое значение. Преимущество отдавалось лицам, работающим на производстве.

Затем кандидатов прошедших первый этап, освидетельствовали по медицинскому соответствию, и в последнюю очередь (как это ни странно), уделялось внимание общеобразовательной подготовке.

Общеобразовательная подготовка требовалась: по русскому языку, математике, физике и политграмоте примерно в объеме 5-и групп семилетки.

Для содействия кандидатам, признанным годными в социальном и медицинском отношении, на местах развертывалась сеть подготовительных краткосрочных курсов по общеобразовательным предметам - математике, физике и русскому языку. Примерный срок обучения на таких курсах составлял 4 месяца, с проведением занятий по 8 часов в 10 дней. Во время занятий на курсах кандидатам объяснялись вопросы, которые возникали у них при подготовке по программам приемных испытаний.

Такие требования давали возможность широкого охвата рабочей молодежи, агитационной и пропагандистской работе. Причем, эта работа проводилась не эпизодически, от случая к случаю, а систематически, планомерно, распространяясь на все новые и новые кадры кандидатов. Среди молодежи (в основном через Осоавиахим) распространялись различные листовки, брошюры, плакаты и т.д., которые возбуждали желание приобретать авиационные знания, вызывали любовь к воздушному флоту и призывали быть активным участником в деле становления и развития отечественной авиации. Кроме того, в этой литературе подробно и доходчиво разъяснялся порядок поступления и обучения в авиашколах, названия этих брошюр говорят сами за себя: «Как поступить в школы военных воздушных сил РККА», «Как рабочему и крестьянину поступить в военную школу», «Батрак иди в военную школу» и т.д. В них так же рассказывалось об авиационных специальностях. Например, так: «Военный летчик является командиром РККА. Он управляет самолетом и совместно с летчиком наблюдателем ведет самолет на выполнение разнообразнейших боевых задач. Летчик должен обладать хорошим здоровьем, в особенности нервами, сердцем, легкими, зрением и слухом. Чтобы получить подготовку военного летчика нужно кончить специальную школу... Военный пилот является младшим командиром РККА и получает сокращенную военную подготовку. Комплектование военными пилотами производится либо из числа младшего начсостава РККА и флота, либо из числа, не состоящих на военной службе, но предварительно окончивших курс гражданских летных школ Осоавиахима... Авиационный техник - командир РККА, выполняет ответственейшую работу по подготовке самолета и мотора. Авиационные техники готовятся в специальных технических школах ВВС. Фотолаборант - техник, выполняющий все работы по проявлению, печатанию и размножению фотографических снимков, заснятых в воздухе. Он хранит и учитывает фотоимущество, устанавливает фотоаппараты на самолете.

Метеоролог - техник, ведущий наблюдения за той средой, в которой приходится действовать самолету - за воздухом и погодой... Техник по авиационным приборам - техник ВВС, обслуживает материальную часть самолетовождения. Он следит за состоянием и хранением различных приборов, устанавливаемых на самолете (компас, указатель скорости, высотомер и пр.). Радиотехник является командиром РККА. Он проверяет состояние радиоприборов, ремонтирует и испытывает их и получает подготовку для работы на радиостанциях. Электротехник - техник ВВС, он ведает эксплуатацией сложного электрооборудования самолетов, принимает меры к ремонту и обеспечению исправной работы электроприборов на самолетах» [1. с. 16-18].

В 30-е годы в военные авиашколы стали принимать и женщин. К ним предъявлялись общие требования, как и к кандидатам мужчинам. Кроме того, они должны были быть из числа работниц с двухлетним производственным стажем. Количество принимаемых женщин определялось так же разверстками по каждому комплектованию. Женщины привлекались главным образом для подготовки в качестве техников специальных служб, хотя некоторым удавалось поступать в школы техников и даже пилотов.

Для привлечения большего числа абитуриентов в авиашколы, в правилах поступления стали подробно расписывать об основных видах довольствия, предоставления льгот и т.п. Например: «Все основные виды довольствия обеспечены курсанту бесплатно. Он получает зимнее суконное и летнее обмундирование, обувь, постельное белье, перчатки и рукавицы, нательное белье и т.п. Сроки носки этого обмундирования различны. По окончании срока носки выдаются новое обмундирование. Курсант получает также натурой здоровое и сытое питание. Кроме вещевого и продуктового довольствия курсанты получают денежное довольствие... Кроме этих видов довольствия курсанты пользуются всеми правами и преимуществами, установленными для военнослужащих РККА и флота. Устанавливается ряд

льгот в отношении землепользования (сохранение за семьей части земли, льготный отпуск леса, помощь инвентарем и пр.), налогов (освобождение от подоходного налога, уменьшение сельскохозайственного и пр.). Кроме того, семьям предоставляется ряд льгот жилищных, в области труда, народного образования, социального страхования, бесплатного лечения, льготного (в ряде случаев) проезда. Имеется ряд льгот почтовых, судебных, по обязательному страхованию. Все эти мероприятия обеспечивают курсанту уверенность в заботах об его семье и значительно способствуют ходе его обучения» [1. с. 26-27].

В 30-е годы военные школы по подготовке среднего командно-начальствующего состава были преобразованы в военные училища с двухгодичным сроком обучения. Для преподавателей вводилась стажировка, а для слушателей и курсантов - практика в войсках. Все это дало положительные результаты: полеты в авиационных частях стали проводиться регулярно, по четкому плану, на протяжении всего года.

Улучшение подготовки авиационных кадров не могло не сказаться на состоянии ВВС Красной Армии в целом. Так, в постановлении РВС СССР от 23 марта 1932 года «Об организации Военно-Воздушных Сил РККА» указывалось, что большие изменения, происшедшие в ВВС, «переводят их из оружия вспомогательного назначения . на роль самостоятельного рода войск» [3. с. 19].

Список литературы:

1. Как поступить в школы военных воздушных сил РККА. М. 1931. 45 с.

2. Д. Ю. Охрименко - Восстановление и развертывание сети ученых заведений ВВС после окончания Гражданской войны // Вестник Военного университета. - 2010. - № 1 (21). - С. 56-59.

3. Фролов В.С. Жизнь в авиации. - М.: Военные архивы России, 1995. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.