Научная статья на тему 'Организация и планирование работ по управлению качеством в строительно-монтажной организации'

Организация и планирование работ по управлению качеством в строительно-монтажной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Голан Олегович

Рассмотрены основные положения системы менеджмента качества (СМК) в строительно-монтажной организации. Обозначены элементы системы и способы их интеграции в деятельность предприятия. Дана оценка действующей СМК в организации, выявлены ограничения, предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Голан Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и планирование работ по управлению качеством в строительно-монтажной организации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

пенополистирола варьируется от 0,016 до 0,025 со средним значением 0,019. Вероятность выполнения задания по параметрам качества в среднем составляет Pkj = 0,946. По условию исследования минимального значения безотказной работы в технологической системы было принято Pß = 0,90. Из чего следует, что указанная строительная технологическая система возведения монолитных железобетонных зданий с использованием опалубки из пенополистирола можно охарактеризовать как соответствующая заданному уровню надежности.

Заключение

Монолитные железобетонное строительство зданий с использованием несъемной опалубки из пенополистирола является одной из перспективных строительных технологических систем, за счет высоких теплоизолирующих и звукопоглощающих свойств пенополистирола, а также минимальных требований оборудования для установки опалубочных элементов. Возникающие в процессе функционирования технологической системы дефекты, носят характер не критических. Наиболее значимые дефекты -расхождения щитов опалубки при укладке бетонной смеси. Неправильное устранение указанных дефектов или их сокрытие под отделочным слоем может создать условия для промерзания наружных стен в холодный период года.

В результате исследований и анализа дефектных ведомостей было установлено, что строительная технологическая система возведения зданий с использованием опалубки из пенополистирола характеризуется высокой надежностью по параметрам качества. Список используемых источников информации:

1. Таран В.В. Устройство самонесущих стен из пенополистиролбетона в несъемной опалубке // Современное промышленное и гражданское строительство. 2013. Т. 9. № 1. С. 49—58

2. Комкова А.В., Пустовалова Е.А. Особенности инновационных технологий возведения стен из монолитного железобетона с помощью несъемной опалубки // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 (13). С. 6.

3. Бадьин Г.М. Несъемные опалубочные системы для наружных стен малоэтажных зданий //Вестник гражданских инженеров. 2012. № 1. С. 137—142.

4. Рязанова Г.Н., Камбург В.Г. Совершенствование технологии возведения ограждающих конструкций в несъемной опалубке: научное издание. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2010. 167 с.

5. Свинцов А.П., Панин О.В. Надежность технологической системы возведения монолитных железобетонных стен // Вестник РУДН. Инженерные исследования. 2011. № 2. С. 43—47.

6. Байбурин А.Х., Головнев С.Г. Качество и безопасность строительных технологий: монография. Челябинск: УГТУ-УПИ. 2006. 384 с.

© Динер Е.А., 2017

УДК 69.05

Исаев Голан Олегович

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: isaevgolan@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Рассмотрены основные положения системы менеджмента качества (СМК) в строительно-монтажной организации. Обозначены элементы системы и способы их интеграции в деятельность предприятия. Дана

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

оценка действующей СМК в организации, выявлены ограничения, предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы управления качеством.

Ключевые слова

система менеджмента качества, управление качеством, строительно-монтажная организация.

Качество строительно-монтажных работ является определяющим фактором результативной деятельности организации. Оптимальная система управления качеством позволяет эффективно использовать имеющиеся материально-технические, финансовые, временные и кадровые ресурсы для достижения коммерческих целей предприятия.

Актуальность организации и планирования работ по управлению качеством в строительно-монтажной организации вызвана необходимостью удовлетворять требования законодательства и запросы потребителей в отношении качества строительных объектов, а также обеспечивать высокое качество работ и продукции конкретного предприятия.

Цель работы - разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством в строительно-монтажной организации на примере АО «Эталон ЛенСпец СМУ» (г. Санкт-Петербург).

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 определяет систему управления качеством (СМК) как комплекс мер, направленных на определение целей, реализацию и контроль процессов, обеспечивающих достижение желаемых результатов. СМК не ограничивается внутренними организационными процессами, а включает учет факторов внешней среды, взаимодействие с клиентами, поставщиками, деловыми партнерами [1].

С точки зрения организации, в системе управления качеством выделяют такие элементы, как: нормативная составляющая (документация), распределение обязанностей и зон ответственности, материально-техническая инфраструктура, производство продукции и работа с потребителями (табл. 1).

Таблица 1

Элементы системы менеджмента качества

Элемент системы Содержание элемента

Документация Политика в области качества, стандарты, регламентирующие деятельность службы качества и устанавливающие требования к организации производства

Распределение обязанностей и ответственности Распределение и закрепление зон ответственности среди руководителей, специалистов и работников организации по соблюдению установленных стандартов качества

Инфраструктура Наличие и эффективное использование объектов инфраструктуры, таких, как: материально-техническая база, научно-исследовательская база, экспериментальное производства, логистика и сбыт продукции

Производство Разработка, тестирование и утверждение нормативов в области качества выпускаемой продукции и организации производственных процессов

Потребители Задают требования к уровню качества и контролируют их соблюдение по продукции предприятия.

Основу СМК составляет нормативная регламентация, включающая разработанную и утвержденную политику в области управления качеством, стандарты качества и организации производства. Стандартизация упрощает процесс организации и управления, устанавливает четкие критерии контроля всех этапов производственной деятельности.

Второй элемент носит организационный характер и включает распределение и закрепление зон ответственности среди руководителей, специалистов и работников организации по соблюдению установленных стандартов качества. Практическая реализация данного положения заключается в создании отдельных подразделений в организации или рабочих групп, отвечающих за разработку, внедрение и поддержание СМК.

Формирование СМК охватывает объекты производственной инфраструктуры, такие, как: материально-техническая и научно-исследовательская база, логистика и сбыт продукции. Внедрение СМК требует изменения организационных и производственных процессов, влияет на функционирование объектов инфраструктуры.

Следующий элемент СМК характеризует производственную деятельность и включает разработку, тестирование и утверждение нормативов в области качества выпускаемой продукции и организации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

производственных процессов.

Работа с потребителями в СМК заключается в обеспечении качества готовой продукции и качества обслуживания. Данный элемент СМК устанавливает требования к качеству продукции и услуг, и контролирует их соблюдение.

По мнению А.Х. Байбурина, внедрение СМК в строительной организации нуждается в комплексном подходе. Комплексность СМК характеризуется такими параметрами, как распределение зон ответственности в организационной структуре, соблюдение технологии работ, контроль, оценка и улучшение качества строительных объектов, материально-техническое обеспечение работ, уровень подготовки рабочего и управленческого персонала. Управление качеством, напряду с обеспечением качества основных работ, должно включать управление качеством отношений с представителями внешней среды и оценку самой СМК [2].

Стремительный рост строительной отрасли и ужесточение требований к строительным объектам активизировал работу по внедрению СМК в деятельность строительно-монтажных организаций. Так, в 2005 году в АО «ЭталонЛенСпец СМУ» - одном из лидеров строительного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области - была разработана Политика в области качества и экологии на основе стандартов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004. В соответствии с принятой Политикой, цели АО «ЭталонЛенСпецСМУ» предполагали постоянное улучшение качества продукции, внедрение инновационных технологий и совершенствование существующих технологий строительства. Практические мероприятия по достижению обозначенных целей, включают:

- соблюдение требований к проектированию и организации строительно-монтажных работы, установленных нормами отечественного и международного законодательства;

- совершенствование методов управления качеством продукции, исходного сырья и материалов, применяемых в строительстве;

- систематическую оценку рисков в области качества и экологии, своевременное проведение корректирующих действий;

- формирование и поддержание необходимого уровня знаний персонала в области качества;

- создание и развитие интегрированной системы менеджмента (ИСМ) качества и экологии, позволяющей внедрять и оценивать стандарты качества во всех процессах, связанных с основной деятельностью организации.

Анализ результатов деятельности предприятия показал, что создание системы управления качеством повысило привлекательность организаций как со стороны клиентов и заказчиков, так и со стороны инвесторов и деловых партнеров. За период с 2013 по 2016 гг. объем строительства увеличился в 2 раза, объем привлеченных кредитных средств возрос на 28%. Чистая прибыль предприятия в 2016 году составила 5,98 млн. руб.

ИСМ качества АО «Эталон ЛенСпецСМУ» включает такие элементы, как:

- тщательная предварительная работа по созданию сопроводительной документации и проверке ей на соответствие установленным требованиям;

- контроль качества исходного сырья и материалов, в том числе оборудования и технических средств, используемых при производстве строительно-монтажных работ;

- контроль соблюдения технологических процессов строительно-монтажных работ;

- систематическая работа с персоналом, инструктирование, обучение, контроль соблюдения стандартов качества;

- работа с подрядными организациями, поставщиками, деловыми партнерами в сфере обеспечения установленных стандартов качества работ.

Ограничениями действующей системы являются:

- отсутствие комплексной методики оценки рисков и четкого алгоритма действий, направленных на предотвращение и снижение негативного влияния рисков;

- отсутствие системного контроля качества всех этапов строительно-монтажных работ;

- отсутствие анализа влияния ИСМ на изменение экономических показателей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Дальнейшее развитие СМК организации предполагает выявление наиболее вероятных рисков, таких,

как:

- технические риски, вызванные нарушением технологии производства работ и недостаточным качеством исходных материалов;

- финансовые риски, связанные с изменением условий финансирования строительства;

- организационные риски, характеризующиеся кадровыми проблемами, в частности, недостатком специалистов, обладающих необходимым профессиональным уровнем и квалификацией для обеспечения высокого качества работ.

По каждому риску необходимо определять вероятность и комплекс мероприятий, направленных на предотвращение наступления. В качестве критерия оценки риска предлагается ввести оценку по финансовым показателям, а именно: какие убытки или недополученную прибыль предприятие понесет в случае наступления риска.

Для снижения технологических рисков необходимо внедрять многоступенчатый контроль этапов строительных работ. Минимизация финансового риска заключатся в расширении способов привлечения необходимых ресурсов и соблюдении условий договоров с кредитными и инвестиционными организациями. Управление организационными рисками находится в зоне ответственности специалистов по кадровой политике и связано с повышением профессионализма персонала. Предлагаемые мероприятия должны быть включены в текущий план организационной деятельности и стать регулярными.

Таким образом, организация и планирование работ по управлению качеством включает создание и совершенствование СМК. Система управления качеством - это управленческая концепция, направленная на формирование и укрепление качества продукции или оказания услуг, стандартизацию деятельности, повышение уровня результативности предприятия. Эффективное управление качеством в строительстве базируется на многоступенчатом контроле всех технологических процессов и этапов работ. Для совершенствования СМК строительно-монтажной организации необходимо анализировать и минимизировать влияние рисков, контролировать качество работ на всех этапах, сопоставлять технические оценки качества с экономическими показателями организации, включать мероприятия по обеспечению качества в текущие планы работ.

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393

2. Байбурин А.Х. Обеспечение качества и безопасности возводимых гражданских зданий/ Монография. -М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2015. - 336 с.

3. Политика руководства в области качества и экологии / Введена в действие Приказом Генерального директора АО «Эталон ЛенСпец СМЦ» №20 от 28.04.2017.

© Исаев Г. О., 2017 г.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796

С.Н. Баранов

магистрант 2 курса КГУ, г. Курган, РФ E-mail: steks@bk.ru

ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛЫЖНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ

ЭТАПАХ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В спортивной психологии и физиологии достаточно широкое применение нашли методы оценки подготовленности спортсменов к соревнованиям при помощи психофизиологических методик диагностики. Психофизиологические показатели позволяют тренерам корректировать процесс тренировки по длительности, интенсивности и напряженности, используя при этом различные методические подходы.

Ключевые слова

Кора головного мозга, центральная нервная система, критическая частота слияния световых мельканий,

простая и сложная сенсомоторная реакция.

Значительную роль в планировании и проведении тренировок или соревнований играет оценка функционального состояния различных систем организма спортсменов. Проведение исследований показателей функционального состояния организма спортсмена позволяет предотвратить развитие предпатологических и патологических реакций, что значительно повышает уровень профессиональной деятельности спортсмена [1, 3, 4].

Ведущее значение во время исследований отводится изучению функционального состояния отделов коры головного мозга, особенно первичных, вторичных и третичных полей, которые непосредственно участвуют в регуляции работы всех систем организма [3]. В коре головного мозга протекают два основных взаимосвязанных между собой процесса: нервное возбуждение и нервное торможение. От уровня сбалансированности работы данных процессов зависит естественное нормальное функционирование центральной нервной системы [1, 4].

Одной из основных задач подготовки спортсмена к интенсивным физическим нагрузкам является оценка его тренировочной и соревновательной деятельности, выявление р езервных возможностей организма, предотвращение критического снижения функциональных возможностей систем организма, предупреждение развития предболезненных и патологических состояний [2]. Прежде всего, это касается оценки изменения функционального состояния центральной нервной системы [4].

К наиболее информативным и оперативным методикам оценки функционального состояния ЦНС, относятся определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), латентного периода сложной и простой сенсомоторной реакции (ССМР и ПСМР) [4].

Показатель КЧСМ дает возможность оценить функциональное состояние корковых отделов головного мозга, отвечающих за восприятие и оценку информации, которую транслируют рецепторы зрительного отдела анализатора. У спортсмена-лыжника при восприятии белого цвета в норме порог показателей КЧСМ составляет 46^48 Гц, на другие цвета - 32^34 Гц [2]. Снижение данного показателя свидетельствует о прогрессирующем утомлении коркового отдела зрительного анализатора. Также следует отметить, что снижение показателей КЧСМ наступает раньше, чем развиваются остальные критерии утомления. Кроме того, данную методику можно использовать для опережающей диагностики развития патологических и предпатологических состояний у спортсменов [4].

Исследовать силу процессов нервного возбуждения и внутреннего торможения, подвижность основных процессов нервной системы можно при помощи простой и сложной сенсомоторной реакции на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.