Научная статья на тему 'Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941 гг. )'

Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941 гг. )»

^-. 3. (^илимонов

Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939—1941 гг.)

Постройка и ввод в эксплуатацию в 1906 г. здания Народного дома им. А. С. Пушкина вовсе не означали появления в Пскове постоянного театра. Появилась лишь сцена, где отныне вместо театральных залов доходных домов стали выступать приезжие артисты. Постоянной же труппы в Народном доме, а затем и в драмтеатре им. А. С. Пушкина не существовало и в 1920-1930-е гг.: по договорам с артистами других театров на период летнего или зимнего сезона ежегодно формировались временные труппы. Бывали и сезоны, когда такие труппы создать не удавалось, и псковичи лишались возможности приобщаться к театральному искусству.

Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и рано или поздно вставал вопрос о создании в Псковском театре постоянной труппы.

Так, например, в июле 1938 г. в «заметках зрителя» Г. Ден, анализируя постановки приезжих театров на псковской сцене, писал о бедности репертуара, надоевшем повторении одних и тех же пьес, порой изрядно устаревших, а в конце своих рассуждений сделал вывод: «...Гастрольные театры все не смогут удовлетворить неизмеримо возросшие требования культурного населения многотысячного города. Диктуется необходимость организовать в Пскове стационарный театр».1

Выступление зрителя напомнило Псковскому горсовету и горкому ВКП(б) о том, что еще в феврале 1936 г. Ленинградский обком партии вынес постановление об открытии в Пскове постоянного театра, но оно городскими властями было оставлено без внимания.2 Теперь же выступление газеты было поддержано не только зрителями, но и театральной общественностью. «Старые актеры-псковичи, работавшие в Архангельске, в Большом драматическом театре»

Филимонов Анатолий Васильевич — кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой русской истории ПсковГУ

А. Медведева и Н. Листов тоже посчитали, что «вопрос о стационировании театра поднят совершенно своевременно», и сослались на то, что «Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР вынес решение (приказ № 22) о повсеместном стационировании периферийных театров».

«Трудящиеся Пскова, умеющие ценить и хорошо разбираться в жизни искусства,

— продолжают они, — имеют право требовать, чтобы их вниманию была представлена полноценная художественная продукция. А это возможно не при гастрольной системе, а лишь при стационировании театра и творческого коллектива.

Гастрольный театр — всегда гость в городе и никогда не будет связан с трудящимся зрителем вплотную, тогда как только тесная связь работников искусства с массами — встречи, беседы с рабочим зрителем — даёт художественный рост театру. Короче говоря, коллектив театра живет полноценной творческой жизнью, когда он тесно связан со зрителем и в театре, и вне его.

...Городскому Совету при решении вопроса о стационировании Псковского театра не нужно опасаться, что стационар будет «не по карману». — другие театры отказываются от дотаций. Конечно, рассчитывать на то, что стационарный театр в Пскове за первый же год даст блестящий результат — нельзя. Театру придется постепенно заново создавать костюмерный цех, бутафорию, реквизит. Но это не должно останавливать горсовет при решении вопроса о стационировании театра...».

В заключение А. Медведева и Н. Листов выражали надежду, что «партийные и общественные организации создадут в Пскове полноценный театр, отвечающий всем запросам советского зрителя».3

Мнение псковичей, высказавшихся на страницах печати по поводу создания стационарного театра, было почти единодушным. Одновременно некоторые из них вносили

предложения и о необходимости реконструкции здания театра, «чтобы оно отвечало всем требованиям времени и условиям для успешной работы крупного творческого коллектива». 17 августа 1938 г. председатель горсовета Никитин сообщил, что «горсовет целиком поддерживает инициативу газеты», «перед областным управлением по делам искусств поставлен вопрос о создании в Пскове постоянного театра», а «21 августа Президиум горсовета вынесет окончательное решение».4

В начале апреля 1939 г. Ленинградский облисполком, «учитывая возросшие культурные потребности трудящихся», принял решение о стационировании Псковского театра (одновременно постоянные театры создавались в Новгороде и Боровичах): с осени в городе постоянно обосновывался коллектив Ленинградского областного драматического театра. Этот театр существовал с 1933 г.: организованный в качестве передвижного в Гдове, он в течение шести лет работал в городах Ленинградской области. Начав с несложных постановок, он в 1938 г. сделал поворот в сторону фундаментальных советских пьес — «Человек с ружьем», «Павел Греков» и др. Неоднократно он бывал и в Пскове, а теперь, к моменту стационирования собирался поставить «Павел Греков» и «Падь серебряная».5 Управление по делам искусств при Леноблисполкоме назначило директором Псковского драмтеатра Н. А. Лебедева, занимавшего эту должность в Ленинградском областном драмтеатре, а художественным руководителем — В. Н. Лебедева. А пока что директором Псковского городского театра оставался Г. М. Туричин, который и должен был провести всю подготовительную работу по созданию стационарного театра.6

Президиум Леноблисполкома, приняв решение об открытии в Пскове стационарного театра, одновременно отпустил на капитальный ремонт и реконструкцию здания драмтеатра им. А. С. Пушкина 250 тыс. руб. (впоследствии ассигнования увеличивались). Намечалось надстроить второй этаж здания над фасадом и вокруг сцены, сделать пристройку в фойе, в результате чего площадь его удваивалась, в помещениях второго этажа разместить гардероб, курительную комнату

и комнаты для артистов, произвести ремонт зрительного зала. Работы по реконструкции предстояло начать в мае и закончить к началу осенне-зимнего театрального сезона, открытие которого намечалось на 1 октября 1939 г. Над проектом реконструкции и сметой трудился инженер Сидоренко, поставивший задачу «составить такой план реконструкции, чтобы зимний театр выглядел красиво с внешней стороны и создавал как можно больше удобств для культурного отдыха трудящихся».

Ремонт и реконструкция здания начались в установленный срок, но уже в июне

1939 г. «Псковский колхозник» писал о возникших неполадках: «Судя по темпам ремонта, создается опасность, что своевременное открытие сезона может быть сорвано. На строительной площадке не хватает цемента, сортового железа, гвоздей, даже извести. Областное управление Комитета по делам искусств совершенно не помогает театру в проведении быстрейшего ремонта. До сих пор дирекция театра не может добиться получения от областного управления 13 т цемента, 2 т сортового железа, 250 кг гвоздей. В стороне от подготовки к зимнему сезону, как это ни странно, стоит до сих пор и горсовет. Проектное бюро горкомхоза не сдало еще всех рабочих чертежей. Из-за их отсутствия не начата работа по дренажу подвального здания, задерживается возведение железных ферм в надстраиваемом втором этаже. За весь месяц на строительной площадке еще ни разу не побывал председатель горсовета Никитин».7

Опасения оказались отнюдь не напрасными, о чем постоянно писала окружная газета. Сначала сообщения ее были обнадеживающими, она знакомила псковичей с предстоящим репертуаром, перспективами театра, хотя сроки открытия театрального сезона уже начали сдвигаться.

«5 октября поднимется занавес над сценой нашего зимнего театра им. А. С. Пушкина, — писала газета в середине августа

1939 г. — Этот день будет большим культурным событием для города: во вновь реконструированном театральном помещении впервые начнет работы Псковский окружной стационарный театр. Он собирается отметить открытие сезона пьесой «Павел Греков».

В октябрьские дни он покажет новую свою премьеру «Ленин» (пьеса Каплера и Златогоровой). Роли Ленина и Сталина будут исполнять хорошо знакомые псковичам по пьесе «Человек с ружьем» — артисты Вадимов и Клейнбок.

Затем сезон обещает быть очень интересным. Псковичи увидят комедию Грибоедова «Горе от ума», «Василису Мелентьеву»

А. Н. Островского, «Дети солнца» Горького, «Женитьба Фигаро» Бомарше, новые пьесы советских драматургов — «Красная площадь» Ю. Славина, «Полководец Суворов»

— историческую эпопею Бехтерева и Разумовского, «Страшный суд» В. Шкваркина.

Артисты Псковского окружного театра в настоящее время находятся в отпуске. В Псков весь коллектив приезжает 17 сентября. К этому времени полностью закончится ремонт зимнего театра. Сейчас началось заключение договоров на постоянные места в театре на весь зимний сезон».8

Спокойным было и новое сообщение, появившееся через месяц после предыдущего: «Ремонтно-строительные работы в зимнем театре им. Пушкина подходят к концу. Сцена зрительного зала расширена и механизирована. Надстроен второй этаж здания, в котором будут расположены комнаты для артистов. Заново окрашены зал, фойе и буфет. Псковский государственный драматический театр под руководством т. Лебедева в октябре открывает зимний сезон пьесой В. Войтехова и Л. Ленч «Павел Греков». Затем пойдут пьесы «Ленин», «Полководец Суворов» и др.9

И это писалось в тот самый день, когда бюро Псковского горкома ВКП(б) 26 сентября 1939 г. заслушало доклад директора городского театра Г. М. Туричина «О готовности театра к открытию зимнего сезона» и отметило, что «вследствие неудовлетворительного руководства т. Туричина ремонт театра до сих пор не закончен». Оно обязало его завершить все работы по ремонту до 10 октября, представив в горсовет план работы по дальнейшей реконструкции театра в части освоения дополнительных 200 тыс. руб., выделенных СНК РСФСР. Председателю горсовета Никитину и зав. отделом пропаганды и агитации горкома партии Иванову поручили разработать план встречи прибывающего те-

атра, принять меры по обеспечению артистов жильем, секретарям первичных партийных организаций оказать помощь дирекции театра в распределении постоянных мест для ударников и стахановцев производства, контору «Текстильсбыт» просили отпустить для оборудования театра 100 м полотна.10

Через несколько дней доклад Г. М. Ту-ричина о ходе ремонта здания театра заслушал и Президиум горсовета, отметивший, что «по вине директора Туричина и прораба строительства Плещ ремонт здания в установленный срок не закончен, и своевременное начало зимнего театрального сезона в Пскове сорвано». «За срыв капитального ремонта и неподготовленность театра к зимнему сезону» Туричину было поставлено на вид, и он был предупрежден, что в случае невыполнения задания будет привлечен к более строгой ответственности. Горсовет предложил начальнику стройконторы Синельникову в срок до 20 октября завершить работы по оборудованию театра сантехникой и электротехникой, прорабу строительства к этому же времени закончить установку ферм над крышей и настил полов в здании, а также обратился в облисполком с просьбой перенести открытие театрального сезона в Пскове на 25 октября.11

Тем временем, как и намечалось, в Псков уже приехали артисты Ленинградского областного драмтеатра. Псковский зритель в лице ленинградских артистов получил хороший, спаянный творческий коллектив, основной состав актеров которого работал в театре уже в течение шести лет. В составе труппы были артисты В. В. Вадимов, А. Т. Борисова, Д. П. Турек-Далин, А. И. Вериго, В. Р. Клейн-бок, а также талантливая актерская молодежь: Г. М. Бобковский, Г. Эйсурович,

В. А. Казакевич и др. Для работы в театре были приглашены мастера сцены, работавшие в Ленинграде и на периферии: П. А. Ка-шевский, А. В. Пятницкий, Р. Б. Воинов, Д. Н. Попов, В. В. Богданов, а также молодые актеры, только что окончившие Ленинградское театральное училище. Всего в составе труппы было 46 актеров. 29 сентября 1939 г. Псковский горсовет издал приказ: «Директору театра Туричину Г. М. с 10 октября произвести передачу всех зданий и имущества Ленинградскому областному драмтеатру» и

«назначить ликвидационную комиссию по ликвидации Псковского городского театра».12 В связи с затягиванием сроков окончания ремонта артисты усиленно готовились к открытию сезона уже непосредственно в Пскове.

Как и предполагалось ранее, сезон предстояло открыть уже готовым спектаклем «Павел Греков». Из прежнего репертуара театр привез в Псков «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Последние» М. Горького, «Горькая судьбина» А. Писемского, «Простая девушка» А. Шкваркина, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Падь серебряная», а уже в Пскове коллектив усиленно работал над пьесой И. Бехтерева и

А. Разумовского «Полководец Суворов». Роль Суворова была поручена артистам П. А. Ка-шевскому и В. В. Рубцову, денщика Дубасова

— А. В. Пятницкому, Кутузова — А. В. Турек-Далину, Багратиона — Д. Н. Попову. Ставил пьесу художественный руководитель театра режиссер В. Н. Лебедев, оформление производил художник И. С. Белицкий. «Это будет первая премьера Псковского стационарного театра, — писали директор театра Н. Лебедев и художественный руководитель В. Лебедев,

— она должна быть ярким монументальным полотнищем». Одновременно театр работал над пьесой А. Н. Островского «Василиса Ме-лентьева» (постановка реж. А. И. Ступальско-го), а также предполагал уже в 1939 г. осуществить постановку пьесы М. Горького «Дети солнца» и спектакля «Ленин» А. Каплера и Златогоровой. Театр также заключил договор с автором «Павла Грекова» Б. Войтеховичем на его новую пьесу под рабочим названием «Гибель Антона». Весь репертуар был утвержден Ленинградским областным комитетом по делам искусств.

Пока не было возможности выступать на сцене театра в Пскове, артисты решили выехать на гастроли в районы Псковского округа — в Сланцы, Гдов, Остров и др., где показать пьесы «Падь серебряная», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Простая девушка». При театре создавался постоянный консультпункт по вопросам художественной самодеятельности, для кружков выделялись руководители, предусматривались также выезды на просмотр, конференции зрителей, творческие отчеты отдельных актеров.13

Между тем, уже перенесенные сроки завершения ремонта театра вновь стали смещаться, и в преддверии нового установленного срока открытия сезона (уже дважды переносимого) появилась критическая статья журналистов А. Кострова и Л. Ратновского.

«В этом году Ленинградский обком ВКП(б) и облисполком сделали все необходимое, чтобы в городе был стационарный театр, — писали они. — Открытие его было намечено на 1 октября 1939 г. По городу были размещены афиши с репертуаром, затем приехал коллектив театра. Артистов тепло провожали из Ленинграда, заверив их, что по сообщениям из Пскова, помещение театра подготовлено и созданы условия для работы.

Но театральный сезон не открылся ни 1-го, ни 15-го октября, и когда он будет открыт, пока неизвестно. Помещение театра не отремонтировано, и начинать работать в нем нельзя. Коллектив, пробыв в Пскове полмесяца и видя безответственное отношение к ремонту со стороны горсовета и зам. директора театра Туричина, вынужден был уехать в Боровичи.

На ремонт театра ассигновано 490 тыс. руб. — этого совершенно достаточно, чтобы за пять месяцев надстроить второй этаж, поднять сцену, перестроить кафе и вестибюль для второго этажа. Но этого не произошло.

Проектное бюро горкомхоза, возглавляемое т. Худевичем, проект чертежей и смету на монтаж и установку металлических строительных ферм составило неправильно. Директор завода «Металлист», которому сдан заказ на изготовление ферм, указал на неправильность чертежей, но его обязали делать по ним. Надстройка была начата без чертежей. К предупреждению директора завода, что нельзя устанавливать фермы на здании без предварительного испытания под грузом, отнеслись подозрительно и стали устанавливать без испытаний. Часто менялись прорабы. В целом ремонт проходил беспланово, сметы рассчитаны неправильно.

В результате театральный сезон откла-дывается...».14

Наконец, основные ремонтные работы удалось завершить, и 5 ноября 1939 г. с участием представителей партийных, советских, комсомольских, профсоюзных, хозяйствен-

ных организаций, стахановцев промышленных предприятий состоялось торжественное открытие Псковского драматического театра. Председатель горсовета Тарасов, открывая здание, сказал: «Открытие Псковского дра-магического театра является новым достижением в деле развития и роста культуры нашего города.», артистов приветствовали представители различных категорий населения города — рабочих, интеллигенции, красноармейцев. Директор театра Лебедев и актер Турек-Далин «выразили надежду, что трудящиеся Пскова и городские организации окажут коллективу дружескую помощь, а они в свою очередь отдадут силы служению народу». В тот вечер Псковский драмтеатр впервые поднял занавес и показал псковскому зрителю пьесу «Павел Греков».15

Труппа начала свои постановки на сцене театра в условиях множества технических недоделок, о чем подробно писал спустя два месяца после начала сезона прораб Плещ:

«Работы по санитарно-техническому оборудованию (внутренняя сеть водопровода, внутренняя канализация, центральное отопление) в Псковском театре до сих пор не закончены, несмотря на то, что Президиум горсовета обязал стройконтору сделать их еще 25 октября прошлого года. Из-за недоделок театр открылся с большим запозданием, и сейчас дело обстоит не лучше. Это нисколько не беспокоит начальника строительной конторы Синельникова, в ноябре он даже снял бригаду слесарей с водопроводных работ.

Запущен не только этот участок работ, но и вообще подготовка к реконструкции театра проведена не так, как нужно. Генеральный технический проект недоработан, а поэтому и качество смет, составленных на основе проекта, не отвечает требованиям театра. Так, сметами и проектом не предусмотрена смена 219 кв. м жилого межпалуб-ного перекрытия, устройство лестницы для входа в надстроенную часть здания и др. Реконструкция предусматривалась без нового электроосвещения и электрооборудования, а временно принятые меры не отвечают потребностям театра. Проект механизации и оборудования сцены отсутствует, в то время как без этих мероприятий театр не может обойтись и нуждаемость в них срочная.

Руководители театра (директор Лебедев и начальник театрального строительства Ту-ричин) не позаботились о составлении сметы на приобретение оборудования артистических уборных и самого театра. Появились непредвиденные расходы.

Если во вновь надстроенной части здания тепло, даже жарко, то в зрительном зале, буфете, в фойе холодно. Но переделка сети парового отопления применительно к нуждам не предусмотрена.

Театр нуждается в мастерских для постройки новых декораций и в надстройке второго этажа к художественной мастерской, но и они сметами не предусмотрены.

В создании проекта не участвовали проектировщики, когда-либо строившие театры. Составляли его люди некомпетентные, не знающие потребностей театра. Комитет по делам искусств при Леноблисполкоме несерьезно отнесся к строительству. Фондовых материалов нет, строительство начали хозяйственным способом, не имея ни рабочей силы, ни материалов, ни транспорта. А потому и работы не могут идти полным ходом. Финансирование строительства второй очереди прекращено, работы опять задерживаются. А между тем, за время отъезда театра на гастроли в Ленинград нужно срочно развернуть работы по механизации сцены, электроосвещению. Нужны противопожарные устройства, без которых вторично не разрешат открыть театр. Все это надо срочно устранить, чтобы с 15 февраля театр мог нормально работать».16

Все эти технические недоделки, конечно, не могли не сказаться на работе театра, но и в этих условиях он сумел развернуть творческую деятельность, и весьма плодотворную. Уже в ноябре 1939 г., например, начался смотр творчества молодых артистов театра, ставший своего рода школой и творческой проверкой театральных кадров.17 В декабре того же года коллектив закончил работу над постановкой пьесы «Полководец Суворов», в которой была занята вся труппа, проделавшая огромную творческую работу. На обработку постановки было затрачено 100 тыс. руб., создано 12 портретных гримов

— Суворова, Кутузова, Павла I и др. Вначале с участием представителей общественных

организаций состоялся закрытый просмотр спектакля, а 20 декабря — его премьера. Постановщики стремились показать основные моменты жизни Суворова, исторически правильно воспроизвести его образ, эпоху, раскрыть психологию и взаимоотношения действующих лиц.18 Появилось множество положительных отзывов о спектакле, а наиболее содержательный из них принадлежал перу Г. Хроменко, который чаще других выступал в печати по вопросам культуры.

«Дерзания Псковского государственного драматического театра приносят богатые плоды, — писал он. — Вслед за такими крупными, идейно и художественно выдержанными спектаклями, как «Человек с ружьем» и «Павел Греков», театр дал новую превосходную постановку, ярко знакомящую зрителя со славным прошлым русского народа. «Полководец Суворов» — интересный, волнующий спектакль, глубоко и правдиво раскрывающий ту великую и неопровержимую истину, что непобедим тот вождь армии, который неразрывно связан со своим народом... Псковский драмтеатр, воскресив образ великого русского полководца, заслуживает большой похвалы. Спектакль создан умно. Большое достоинство спектакля в том, что лучшие актеры театра играют небольшие роли, помогая создавать такие прекрасные моменты, как взятие Измаила, Чертова моста и т. д. Превосходна массовая сцена, когда Суворов, окруженный солдатами — соратниками многих славных боев, обнажив меч, направляет русскую армию на штурм Измаила.

Постановщик, художественный руководитель театра В. Лебедев в этом замечательном спектакле выявил себя умным и даровитым сценочным мастером. Волнующий образ великого полководца создал артист П. А. Ка-шевский, с художественной точностью раскрывающий сложный характер Суворова. Трудную роль Потемкина исполнил артист

В. Р. Клейнбок, хорошо раскрывший характер человека.

Есть в спектакле и недочеты. Кутузов в исполнении артиста Д. А. Турек-Далина бледен, монотонен, не похож на известного нам героя Очакова, Измаила и Отечественной войны 1812 г. Не удался образ Павла I артисту А. П. Мыльцеву. В его исполнении Павел слишком карикатурен.».19

«На мою долю выпала задача — воссоздать этот образ, каким его сохранила народная память, — рассказывал исполнитель роли Суворова П. А. Кашевский. — Переиграв сотни ролей за свой 40-летний сезонный путь, роль Суворова я ставлю наряду с ролями царя Федора, Чацкого, Ариэля Ако-сты и др. Изучил литературу об эпохе, поставил задачу дать подлинного Суворова, как полководца и человека. Пользовался в Ленинградской Публичной библиотеке — «Генералиссимус Суворов» Петрушевского и др. литературой. Судя по горячему приему спектакля псковским зрителем, а теперь и ленинградской общественностью, спектакль «Полководец Суворов» стал большой творческой победой театра. Впечатление от нашей недавней гастрольной поездки в Ленинград

— радостное, гордое и взволнованное».20

В спектакле были созданы образы не только крупных исторических личностей, но и простых людей, например, денщика Прохора, торговки Степаниды (артисты А. В. Пятницкий и А. Т. Борисова).21

Спектакль «Полководец Суворов» на псковской сцене шел в течение недели — до 26 декабря 1939 г. 27 декабря псковичам был вновь показан «Павел Греков», 28-го — «Горькая судьбина», 29-го — «Последние», 30-го — «Простая девушка». 31 декабря в театре состоялся концерт и Новогодний бал, а затем артисты выехали на гастроли в Ленинград, о чем упоминал П. А. Кашевский.22

Группа артистов Псковского театра выехала в Ленинград в конце декабря 1939 г., и во Дворцах культуры показывала свою премьеру — «Полководец Суворов»: 3-4 января

1940 г. — в ДК имени Капранова, 5-6 января

— в Володарском ДК, 11-12 января — в клубе железнодорожников. Состоялись также спектакли в театре Управления по делам искусств и во Дворце культуры им. С. М. Кирова. Они проходили при большом количестве присутствующих, а 3 февраля в Ленинграде состоялся общественный просмотр постановки. На просмотр собрались представители театральной общественности города, в обсуждении спектакля приняли участие профессор Серебряков, критики Березарк и Юткевич, Заслуженный деятель искусств Макарьев и др. Присутствующие «единодушно

высказались за большую победу Псковского театра в постановке «полководец Суворов». Народный артист Республики Горин-Горяи-нов, например, после просмотра спектакля направил в адрес театра письмо, гласившее:

«Дорогие товарищи! Позвольте вас поблагодарить за прекрасный спектакль, который наглядно показывает, какая громадная разница между прежними малыми провинциальными делами и театрами сегодняшнего дня. Сейчас отличие больших от малых дел только в масштабах и средствах. Несите же всюду с собой культуру и искусство, которые так ценит и любит наш народ».

18 февраля 1940 г. театр закончил гастроли в Ленинграде и возвратился в Псков. По итогам поездки директор театра Н. А. Лебедев рассказывал: «По отзывам общественности, наши спектакли в Ленинграде прошли с большим успехом. В Домах культуры поставлено 50 спектаклей «Полководец Суворов», на которых побывало 63 тыс. зрителей. С огромным интересом просмотрели спектакль бойцы действующей Красной Армии.». Коснулся он и перспектив: «Сейчас возобновляется работа в Пскове. Во время гастрольной поездки готовились к новым постановкам. В ближайшие дни пойдет премьера «Василисы Мелентьевой», в конце марта будет закончена работа над пьесой Горького «Дети солнца», до конца зимнего сезона псковичи увидят премьеры «Ольга Ивановна» и «Бесприданница». Намечен ряд мероприятий по обслуживанию районов, для чего подготовлены три одноактные пьесы

— «Остров дружбы», «Ома» («Свой»), «Кто кого взял в плен» — они посвящены событиям на фронте (войне с Финляндией — Авт.). Существенную помощь окажем районной и колхозной самодеятельности, для чего артисты прикреплены к районам. Намечается провести конференцию зрителей, на которой будут определены итоги зимнего сезона и планы на будущее».23

В начале марта 1940 г. театр показал зрителям свою новую работу — историкобытовую драму А. Н. Островского «Василиса Мелентьева» — одно из лучших произведений, наиболее ярко и правдиво отображающих типичные стороны государственной деятельности и человеческой сущности Ивана

Грозного. Василиса Мелентьева — умная, сильная, красивая женщина, стремившаяся занять место царицы, но погибшая от рук обманутых ею Грозного и Колычева. Роль Ивана Грозного исполнял артист А. В. Пятницкий, Василисы — В. В. Богданова, в других ролях были заняты П. А. Кашевский, А. Т. Борисова, М. С. Клещева, Д. А. Турек-Далин и др.24 «Вслед за «Полководцем Суворовым» Псковский театр поставил пьесу «Василиса Ме-лентьева», — писал уже известный критик Г. Хроменко. — Оба спектакля вводят зрителя в прошлое, знакомят с давно минувшими событиями. Большая заслуга театра в том, что он смело разрешает сложные исторические ситуации, обретая в трудных исканиях все новую силу художественного воздействия на массы. И на этот раз театр дал интересный и во многом поучительный спектакль. Пьесу «Василиса Мелентьева» скорее можно было бы назвать «Иван Грозный». Общий вывод таков: театр, продолжая упорно работать над более полным раскрытием сложных характеров, может и должен обогатить этот замечательный спектакль новыми красками».25

Вслед за «Василисой Мелентьевой» в начале апреля 1940 г. (премьера состоялась 9 апреля) театр поставил пьесу советского драматурга Я. Ялунера «Ольга Ивановна», затрагивающую тему взаимоотношений отцов и детей. Основные роли в ней исполняли: Ольги Ивановны — О. П. Гудовская, Ратано-ва — А. П. Мыльцев и Д. А. Турек-Далин, Шерапова — Г. М. Бобковский и А. В. Пятницкий, Вали — Л. В. Шувалова, Сережи

— В. А. Казакевич, Веры — М. С. Клещева, Жени — П. В. Зимов.26

Вскоре была осуществлена постановка пьесы М. Горького «Дети солнца», которая шла в театре 16, 21 и 24 апреля 1940 г. «Псковский драмтеатр, поставив «Дети солнца», оказался на высоте требований пьесы,

— писал рецензент. — Горьковский текст в исполнении актеров ожил и заблестел всеми цветами жизненной правды. Большой талант проявили отдельные исполнители, например, Е. З. Попова в роли Лизы. Претензии: сцена холерного бунта неубедительна, это самое слабое место спектакля».27

В полной мере артисты использовали для работы с учащимися время весенних ка-

никул школьников. В это время шла подготовка к смотру детского творчества, и в школах для выявления талантливых ребят были созданы специальные оргкомитеты. Активно включилась в эту работу, например, артистка театра, депутат горсовета Анна Тихоновна Борисова, которая побывала на нескольких просмотрах концертных номеров во 2-й школе, помогла ребятам ценными советами и указаниями. Работали в школах и другие артисты — Аршинов, Кашевский, Волина и др. Внутришкольный смотр детского творчества начался 10 апреля и продолжался до 5 мая

1940 г. Помимо участия в подготовке к нему артистов театра, в период каникул проходили также встречи их со школьниками. Артисты рассказали о том, как шла работа над постановкой «Человек с ружьем», а В. Вадимов, И. Бобковский и А. Верный показали из нее отрывки. В. Вадимов к тому же рассказал о работе его над образом Ленина, а А. Верный

— солдата Ивана Шадрина.28

18 мая 1940 г. театр показал постановку «Обрыв» И. А. Гончарова, о которой позже появился следующий отзыв: «Надо приветствовать работу театра над такими вещами, как «Обрыв», но одновременно надо и пожелать большего проникновения в эпоху, более серьезной работы над образами, более осмотрительного распределения ролей».29

Постановкой «Обрыва» театр закончил свой первый зимний сезон в Пскове, оказавшийся весьма плодотворным. За время с

5 ноября 1939 г., т. е. с момента открытия, только в Пскове было поставлено 138 спектаклей и обслужено 61100 зрителей. Всего же с учетом гастрольных поездок театр поставил 188 спектаклей, обслужив 115200 зрителей. Он побывал в ряде районов Псковского округа, дал 12 шефских спектаклей, участвовал в подготовке смотра детского творчества. Если учесть существование театра в качестве Ленинградского областного с момента создания (с 1933 г.), то всего за семь лет он осуществил свыше 1500 постановок, и к концу первого псковского сезона начал обслуживать второй миллион зрителей. За время же работы в Пскове коллектив творчески вырос и окреп, в его труппу были приглашены ряд новых способных артистов, что позволило театру успешно осуществить новые постановки. В

течение зимнего сезона он выпустил семь премьер: «Полководец Суворов», «Василиса Мелентьева», «Дети солнца», «Ольга Ивановна», «Обрыв», «Бесприданница», «Падь серебряная», большим успехом пользовался спектакль «Павел Греков», показанный 107 раз (часть из них до переезда театра в Псков). Спектакль «Полководец Суворов» — первую постановку Псковского стационарного театра — только в Пскове прошел 22 раза, а посетили его 14600 зрителей; всего же театр показал его 72 раза, обслужив 60 тыс. зрителей. В марте 1940 г. Псковский горисполком передал в ведение драмтеатра здание Летнего театра, а некоторое время спустя — и целиком Летний сад с оборудованными аттракционами и зимним катком.

Закончив сезон в Пскове, театр отправился до 1 октября 1940 г. на гастроли по городам Ленинградской области. В Пскове в свою очередь с 1 июня начались гастроли Новгородского драмтеатра, а затем — Ленинградского театра музыкальной комедии.30

Одним из первых мест Ленинградской области, где Псковский театр побывал летом 1940 г., были Териоки (здесь он показал «Падь серебряную» и «Василису Мелен-тьеву»), затем он выступал в Ленинграде, Старой Руссе, после чего выехал в города Белоруссии: в июне он выступал в Витебске и Бобруйске, в июле посетил ряд городов Западной Белоруссии.31

6 ноября 1940 г. пьесой «Дети солнца» М. Горького театр открыл в Пскове свой второй театральный сезон. К этому времени его труппа пополнилась рядом новых артистов: в театр пришли Г. В. Ширнин, К. С. Леонтьев, Л. И. Снежков, Н. П. Красоленко, И. А. Гряз-нов, В. А. Карташева, П. Д. Мохов-Ковалев, Т. Н. Тамарина, а в качестве главного режиссера был приглашен В. С. Ефимов. Для творческой помощи провинциальным театрам к ним были прикреплены лучшие ленинградские театры, и «опекуном» Псковского театра стал Ленинградский Академический театр им. А. С. Пушкина. Было решено, что оба театра будут обмениваться опытом творческой деятельности. Псковский театр к началу второго сезона пополнил свой репертуар. Так, очередной премьерой стал спектакль по пьесе А. Арбузова «Таня», где роль главной

героини была поручена Е. З. Поповой, Германа — Р. Б. Войнову, Шамановой — В. В. Богдановой, Игната — А. И. Верному; шли репетиции классической драмы Лопе де Вега «Звезда Севильи» с участием В. Вадимова, Е. Поповой, Г. Ширнина, А. Верного, Р. Во-йнова и др. А главное — театр получил задание Областного управления по делам искусств на постановку пьесы Вл. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов», что продолжало показ героического прошлого Родины, начатый спектаклем «Полководец Суворов».32

В декабре 1940 г. театр побывал на гастролях в районах Псковского округа: в течение трех дней находился в Острове, затем выехал в Порхов.33 Но важнейшим делом с ноября 1940 г. являлась работа по подготовке спектакля «Фельдмаршал Кутузов», который ставил режиссер В. Н. Лебедев, а декорации оформлял В. Г. Борискевич. Основные роли были поручены: Кутузова — К. С. Леонтьеву, Наполеона — Г. В. Ширнину, Александра I — Р. В. Войнову, Багратиона — А. П. Мыльцеву, Д. Давыдова — В. В. Вадимову.34

Премьера спектакля «Фельдмаршал Кутузов» состоялась 26 декабря 1940 г., затем он был повторен 27-29 декабря. В один из этих дней — 28 декабря — были организованы массовые культпоходы на спектакль комсомольцев и молодежи города, рабочих завода «Металлист», льночесальной фабрики и др. 30 декабря газета «Псковский рабочий» посвятила ему целую полосу «Выдающийся патриотический спектакль», где опубликовала множество отзывов. «Образ Кутузова

— крупная победа артиста К. Леонтьева, — говорилось в одном из них. — Он сумел создать образ честного, умного, храброго полководца». Почти целая полоса откликов была помещена в газете и 4 января 1941 г. Всего за первые шесть спектаклей на псковской сцене его посмотрели около 4000 зрителей, и руководство театра поставило своей задачей показать спектакль «Фельдмаршал Кутузов» не менее 250 раз, обслужив около 300 тыс. зрителей — трудящихся Ленинградской об-

ласти.35

Но эта постановка театра была во втором сезоне не единственной. К началу 1941 г. в репертуаре его были также «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Звезда Севильи» Лопе

де Вега, «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева и др.36

С декабря 1940 г. театр готовился к участию в декаде областного искусства в Ленинграде — первой в СССР, где зрителям представлялись лучшие спектакли стационарных и передвижных театров — драматических и музыкальных. Право открыть эту декаду одним из своих лучших спектаклей было предоставлено Псковскому драмтеа-тру. Поэтому своеобразной репетицией стало проведение такой декады в Пскове, во время которой зрителям были представлены все постановки, осуществленные театром за год. Она стала, таким образом, публичным подведением итогов годовой его работы.37

6 января 1941 г. группа актеров выехала в Ленинград, где предстояло дать несколько спектаклей «Фельдмаршал Кутузов», 14 января открыть областную декаду (всего в Ленинграде театр намеревался пробыть две недели), а после этого выехать на гастроли в Новгород и Боровичи. Ведущие актеры Псковского театра побывали с показом спектакля «Фельдмаршал Кутузов» на крупнейших предприятиях Ленинграда (19 января, например, они выступили в механическом цехе № 3 на Кировском заводе). Тем временем на псковской сцене выступали передвижной театр имени Леноблисполкома, Борович-ский и Новгородский театры.38

И открытие областной декады, и выступления Псковского театра, да и пребывание его в Ленинграде в целом прошли с большим успехом. «Псковский государственный драматический театр, давший на областном показе театрально-музыкального искусства и художественной самодеятельности спектакли «Фельдмаршал Кутузов», «Дети солнца», имел большой успех, — писал «Псковский рабочий». — Указом Президиума Верховного Совета от 24 января 1941 г. наиболее отличившимся работникам театра присвоены Почетные звания». Этими «наиболее отличившимися» артистами были Константин Сергеевич Леонтьев и Валентина Вячеславовна Богданова, которым Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание «Заслуженный артист РСФСР».39 Высоко отозвалась о выступлениях Псковского театра и Народная артистка СССР Е. П. Корча-

гина-Александровская, поместившая в газете «Известия» специальную статью «Псковский театр в Ленинграде».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Зал Выборгского ДК в Ленинграде, вмещающий свыше 1000 человек, заполнен до отказа, — писала она. — Выступает Псковский драмтеатр, идет «Фельдмаршал Кутузов». Открывается занавес. И мы почти физически ощущаем волнение и трепет, знакомую всем актерам приподнятость, напряженность первой сцены. Псковский театр создал хороший спектакль. Основные ведущие роли проведены убедительно и правдиво. Спектаклем «Фельдмаршал Кутузов» псковский театр продемонстрировал свою художественную зрелость. Второй своей постановкой — «Дети солнца» (реж. А. В. Тур-цевич) — он закрепил это право. Театр прочно укрепился на позициях реалистического искусства. Пожелаем ему на этом пути дальнейших успехов и плодотворной творческой работы». (Эту статью великой актрисы перепечатал «Псковский рабочий»).40

Известности Псковскому театру придало и то, что 22 января 1941 г. из Ленинградской радиостудии прозвучали выступления участников областного смотра, и он подготовил для радиоспектакля одну из сцен пьесы «Дети солнца». Кинооператорами был снят специальный короткометражный звуковой журнал, осветивший ход декады в Ленингра-

де, и в нем большое место занял показ постановки Псковского театра «Фельдмаршал Кутузов». В феврале 1941 г. журнал начал демонстрироваться в псковском кинотеатре «Пограничник».41

В начале 1941 г. сменилось руководство Псковского театра: директором его стал Н. Д. Райский, художественным руководителем — Заслуженный артист РСФСР А. Ла-рионов.42 В феврале того же года в Пскове гастролировал Боровичский театр. В репертуаре его был, например, спектакль «Как закалялась сталь» Н. Островского, где роль Павла Корчагина исполнял Заслуженный артист РСФСР Б. А. Фрейндлих, работавший тогда в Боровичах.43 Псковский же драмтеатр в марте 1941 г. приступил к постановке пьесы А. Корнейчука «В степях Украины», намереваясь подготовить ее к 1 мая.44 В июне он выехал на гастроли в Вологду, где выступления тоже проходили с большим успехом. Открылись они пьесой «Обрыв». Это была уже 50-я постановка пьесы И. А. Гончарова: ее к этому времени уже просмотрели зрители в Пскове, Ленинграде, Выборге, Сортавале и др. — всего около 40 тыс. чел. В Вологду псковичи привезли также спектакли «Полководец Суворов», «Дети солнца», «Звезда Севильи» и др.45 И здесь их застало начало Великой Отечественной войны.

Примечания

1 Псковский колхозник. 1938. 22 июля.

2 Псковский колхозник. 1939. 23 октября.

3 Псковский колхозник. 1938. 4 августа.

4 Псковский колхозник. 1938. 18 августа.

5 Псковский колхозник. 1939. 5 апреля; 1940. 18 мая.

6 Псковский колхозник. 1939. 15 мая.

7 Псковский колхозник. 1939. 8 мая, 11 июня.

8 Псковский колхозник. 1939. 17 августа.

9 Псковский колхозник. 1939. 26 сентября.

10 ГАНИПО. Ф. 1048. оп. 1. д. 28. л. 163.

11 Псковский колхозник. 1939. 15 октября.

12 ГАПО. Ф. 2. оп. 2. д. 22. лл. 51-52.

13 Псковский колхозник. 1939. 10 октября, 5 ноября.

14 Псковский колхозник. 1939. 23 октября.

15 Псковский колхозник. 1939. 11 ноября.

16 Псковский колхозник. 1940. 5 января.

17 Псковский колхозник. 1939. 9 декабря.

18 Псковский колхозник. 1939. 14 и 18 декабря.

19 Псковский колхозник. 1939. 28 декабря.

20 Псковский колхозник. 1940. 18 марта.

21 Псковский колхозник. 1939. 30 декабря.

22 Псковский колхозник. 1939. 21 декабря.

23 Псковский колхозник. 1940. 15 января, 9 и 27 февраля.

24 Псковский колхозник. 1940. 6 марта.

25 Псковский колхозник. 1940. 2 апреля.

26 Псковский колхозник. 1940. 30 марта, 9 апреля.

27 Псковский колхозник. 1940. 16 и 24 апреля

28 Псковский колхозник. 1940. 26 и 30 марта.

29 Псковский колхозник. 1940. 17 ноября.

30 Псковский колхозник. 1940. 17 апреля, 14 и 18 мая.

31 Псковский колхозник. 1940. 26 мая, 27 июня.

32 Псковская правда. 1940. 31 октября; Псковский рабочий. 1941. 16 января.

33 Псковский рабочий. 1940. 14 и 20 декабря.

34 Псковский рабочий. 1940. 8 декабря.

35 Псковский рабочий. 1940. 22, 27, 28 и 30 декабря; 1941. 1 января.

36 Псковский рабочий. 1941. 1 января.

37 Псковский рабочий. 1940. 12 и 17 декабря.

38 Псковский рабочий. 1941. 7, 11, 19 и 22 января.

39 Псковский рабочий. 1941. 26 и 30 января.

40 Псковский рабочий. 1941. 2 февраля.

41 Псковский рабочий. 1941. 24 и 25 января, 25 февраля.

42 Псковский рабочий. 1941. 1 января, 17 июня.

43 Псковский рабочий. 1941. 7, 9 и 20 февраля.

44 Псковский рабочий. 1941. 4 марта.

45 Псковский рабочий. 1941. 18 июня.

«Суворов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.