Научная статья на тему 'Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации'

Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
402
71
Поделиться
Ключевые слова
государственные органы / религиозные организации / взаи- модействие церкви и государства / правовое положение религиозных объединений / свобода совести / светское государство / светское образование.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Медведев Александр Вадимович

Работа посвящена анализу правоотношений между органами государственной власти и религиозными организациями на современном этапе в свете требований российского законодательства и международного права, проблем законодательного и нормативного регулирования их взаимоотношений, вопросов разграничения их полномочий, специфики организации их конструктивного сотрудничества.

ORGANIZATION AND REALISATION OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH RELIGIOUS ORGANISATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to the analysis of legal relations between public authorities and religious organizations at the present stage in the light of requirements of Russian legislation and international law, to the problems of legislative and standard regulation of their mutual relations, to the questions of differentiation of their powers, to the specificity of the organization of their constructive cooperation.

Текст научной работы на тему «Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации»

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

УДК 342+347.1

А. В. Медведев

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа посвящена анализу правоотношений между органами государственной власти и религиозными организациями на современном этапе в свете требований российского законодательства и международного права, проблем законодательного и нормативного регулирования их взаимоотношений, вопросов разграничения их полномочий, специфики организации их конструктивного сотрудничества.

Ключевые слова: государственные органы, религиозные организации, взаимодействие церкви и государства, правовое положение религиозных объединений, свобода совести, светское государство, светское образование.

В течение всего исторического периода формирования и развития России между государством и религиозными объединениями существовали непростые отношения. В течение последнего столетия они кардинальным образом изменялись от полного противопоставления до необоснованной лояльности органов государственной власти ко всем без исключения религиозным течениям, в том числе и деструктивного характера.

Основной целью данного исследования является изучение правоотношений между государственными органами и религиозными организациями на современном этапе, а также определение перспектив развития таких отношений.

Прежде всего, необходимо отметить, что субъекты данных правоотношений неотделимы друг от друга. Любое духовное лицо религиозной организации является, прежде всего, гражданином. Любое должностное лицо органа государственной власти имеет свое собственное отношение к религии. Лица, входящие в состав зарубежных религиозных групп, действующих на территории России полностью зависят от государственной политики на данном этапе, и поэтому нет оснований говорить о стабильности и развитии их отношений. Их влияние на граждан и органы власти в целом незначительно. Значительно повлиять на общество в целом и органы власти, в частности, способны только традиционные для России религиозные конфессии, либо основные традиционные мировые религии.

В рамках этих отношений органам государственной власти отводится, без сомнения, ведущее место, что подтверждается примерами истории. На каждом историческом этапе организация взаимодеиствия церкви и государства зависела от органов власти. Так, Русская Православная Церковь как государственная религия России, являясь одним из элементов абсолютистского государственного аппарата, использовалась как инструмент для решения целого комплекса

119

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

внутриполитических проблем1. В период социализма религиозные объединения в России полностью отделяются от государства, а органы власти пропагандируют полный отказ от религии1 2.

Вместе с тем, в России исторически сложились характерные черты, предопределяющие некоторую стабильность взаимоотношений человека и религии. В частности, Россия является многоконфессиональной, что несмотря на государственную политику в отношении религии, сохраняется до сегодняшнего времени.

В настоящее время в России начинается новый этап развития отношений между государством и религиозными объединениями. С точки зрения права, действующее законодательство обязательно для исполнения любым гражданином, в том числе духовным лицом. Религия может требовать от гражданина выполнения дополнительных обязательств, но при этом не должны нарушаться требования действующего законодательства. В исключительных случаях государство идет навстречу, создавая возможность выбора тому человеку, который не может нарушить обязательства перед своим вероучением. Например, тайна исповеди или право замены военной службы на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). В условиях провозглашения России правовым государством на основании ст. 1 Конституции РФ появляется дополнительная возможность сохранить стабильность отношений между государственными органами и религиозными объединениями. Законодательное закрепление организационных основ взаимодействия призвано исключить субъективное отношение к религии отдельно взятых должностных и духовных лиц.

В настоящее время правовое положение и основы деятельности религиозных объединений осуществляются на основании Конституции России от 12.12.93 года и федеральных законов РФ от 26.09.97 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и от 25.07.02 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Отдельные моменты организации сотрудничества между государственными органами и религиозными объединениями закреплены подзаконными нормативными актами, методическими рекомендациями3, либо соглашениями о сотрудничестве (в основном на местном уровне). Мотивация к этому очевидна. Организация конструктивного сотрудничества между религиозными организациями и государственными органами позволяет добиться значительных положительных результатов.

Россия провозглашена светским государством. Общие принципы организации и осуществления сотрудничества государственных органов и религиозных объединений в России на современном этапе определяются ст. ст. 13-14, 19, 28-29 Конституции РФ. Это: право граждан на религиозное самоопределе-

1 Лебедев В. Б. Религиозные преступления в законодательстве Российской империи в XVIII - начале XX вв.: монография. - Псков: Псков, юрид. ин-т ФСИН России, 2007. - 154 с.

2 Эзрин Г. Ленин и развитие научного атеизма // Атеистические чтения: сб. - М.: Политиздат, 1981. - 302 с.

3 Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями ФСИН России от 26.03.2007 № 10/15/1-77.

120

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

ние, разделение функций государства и религии, равенство религиозных объединений перед законом, недопустимость дискриминации по религиозному признаку, уважение религиозных взглядов человека. Законодательно закреплено обязательство религиозных объединений не участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и движений1.

Г осударственная власть в России обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях светский характер образования, запрещает использовать полномочия должностных лиц для формирования у граждан отношения к религии. При этом государство оказывает религиозным организациям поддержку, но с целью охраны памятников истории и культуры. Таким образом, государственные органы в России стремятся на законных основаниях использовать положительный потенциал религиозных организаций в своих целях и на благо общества. В то же время, отвечая принципам светского государства, Россия обязана быть мировоззренчески нейтральной, т. е. принципиально не приемлющей никакой идеологии - религиозной, атеистической или иной в качестве официальной. Россия призвана обеспечить сосуществование различных идеологий; в законотворческой деятельности и практической политике исходить из интересов всего общества, а не какой-либо ее части (в том числе религиозной)1 2.

В светском государстве основной смысл организации отношений взаимодействующих субъектов составляет единая политика государственных органов в отношении всех религий, отвечающих принципу законности. Поэтому точки зрения права было бы необоснованным особо выделять какую-либо религию и предоставлять ей дополнительные возможности, даже если она является традиционной для большинства граждан. Все религии, законно существующие на территории России, равны перед законом и имеют одинаковые права при осуществлении сотрудничества с государственными органами. Существующие в настоящее время соглашения о сотрудничестве не отвечают этому требованию, т. к. заключаются органами государственной власти с определенными религиозными конфессиями.

Огромное влияние на нормативную базу, регулирующую организацию и осуществление сотрудничества религиозных организаций и государственных органов, оказывает международное право. Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательства по исполнению общепризнанных норм международного права, которые на основании ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы нашего государства. В соответствии с этим Россия обязана исполнять правила, касающиеся отношений человека и религии. Анализ соответствующих нормативных актов подтвердил соответствие

1 Ст. 4 Федерального закона от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 30 нояб. 2010 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

2 Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки, принципы // Десять лет по пути свободы совести: материалы научно-практического семинара / под ред.: А. В. Пчелинцева и Т. В. Товаевой. - М., 2002. - С. 125.

121

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

им внутреннего законодательства. Кроме того, государственные органы и религиозные организации для повышения эффективности сотрудничества намерены использовать опыт, накопленный в этой области рядом развитых зарубежных государств. Например, готовится к реализации перспективное направление - внедрение института пенитенциарных капелланов на штатной основе. Также берется во внимание исторический опыт дореволюционной России. Например, планируется возрождение штатных армейских священников в вооруженных силах России. В образовательных учреждениях вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

В свете требований российского законодательства и общепризнанных международных нормативных актов о противодействии экстремизму, при организации сотрудничества, следует определить, с какими религиозными объединениями следует сотрудничать. Как правило, сотрудничество государственных органов осуществляется с религиозными организациями, зарегистрированными в России в установленном порядке; роль религиозных групп, не имеющих государственной регистрации, в данных отношениях незначительна и чаще всего приравнена по статусу к отношениям с физическими лицами. Что касается государственной регистрации религиозных организаций, в настоящее время возникает еще одна проблема. Проводимый Минюстом РФ учет религиозных организаций далек от совершенства, т. к. ведется по правилам регистрации юридических лиц (как на местном, так и на общероссийском уровнях). Религиозные объединения в России, хотя и отвечают требованиям гражданского законодательства1, но требуют особого подхода.

Вопросы, регулирующие отношения между государственными органами и религиозными организациями, содержатся во множестве нормативных актов (как централизованного, так и местного значения), методических рекомендациях. Зачастую организационные вопросы решаются на основании устной договоренности между руководителем местного органа государственной власти и представителем какой-либо религиозной организации1 2. Самое сложное на этом этапе - привести в законодательно закрепленную систему ряд отдельных

направлений и положительных примеров сотрудничества с учетом существующих принципов взаимодействия, закрепленных в Конституции РФ. С одной стороны, необходимо создать более тесные отношения, а с другой - сохранить разграничение полномочий. Необходимость и актуальность такого сотрудничества понятна и очевидна должностным лицам центральных, территориальных органов государственной власти, а также представителям религиозных организаций. Это подтверждается научными исследованиями в данной области, совместно проводимыми научно-практическими конференциями, учебно-методическими сборами.

1 Ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 7 февр. 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2 Первозванский В. Б. Проблемы правового сотрудничества Русской Православной Церкви и исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная политика России: настоящее и будущее: сб. материалов круглого стола 24.11.06 года. - М.: 2007. - С. 166.

122

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

Подводя итоги, хотелось бы добавить, что религия - только одна из составляющих в общей совокупности факторов формирования духовной культуры личности. Личность формируется под воздействием множества факторов: воспитание, образование, правовая культура, моральные требования, круг общения и т. д. Все зависит от интенсивности и длительности воздействия этих факторов на конкретного индивидуума. Поэтому государственная политика России в области организации сотрудничества с религиозными объединениями для достижения положительного эффекта должна учитывать множество иных факторов. Прежде всего, России необходимо формирование у граждан и представителей государственных органов государственно-патриотической идеологии. При отсутствии морально-этического воспитания со стороны государства, существующий в настоящее время идеологический вакуум, прежде всего, коснулся духовной жизни общества. Он заполняется другими источниками, и прежде всего, религией. Религиозные объединения начинают выполнять функцию некоего идеологического органа, становясь альтернативой государственного идеологического аппарата8.

A. V. Medvedev

ORGANIZATION AND REALISATION OF INTERACTION

OF PUBLIC AUTHORITIES WITH RELIGIOUS ORGANISATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to the analysis of legal relations between public authorities and religious organizations at the present stage in the light of requirements of Russian legislation and international law, to the problems of legislative and standard regulation of their mutual relations, to the questions of differentiation of their powers, to the specificity of the organization of their constructive cooperation.

Keywords: state bodies, religious organizations, church and state interaction, legal status of religious associations, freedom of worship, secular state, secular education.

МЕДВЕДЕВ Александр Вадимович - адъюнкт факультета подготовки научнопедагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань.

E-mail alexandr.yola@mail.ru

MEDVEDEV Alexander Vadimovich - Adjunct of the Faculty of Training the Teaching Staff of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan.

E-mail alexandr.yola@mail.ru

123