Научная статья на тему 'Организация и направленность физического воспитания студентов вуза'

Организация и направленность физического воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные результаты / физическое воспитание студентов / Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / личностно-ориентированный подход. / educational results / physical education of students / All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense" / personality-oriented approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Бабенко Марина Альбертовна, Черночуб Елена Геннадьевна, Назарова Нина Илларионовна

В статье обоснована необходимость дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к содержанию и организации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза. Авторами предложены направления физического воспитания: спортивно-ориентированное, общеразвивающее, оздоровительное, рассмотрены критерии оценки образовательных результатов по предмету «Физическая культура», с учѐтом особенностей индивидуального психосоматического развития и медицинских групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Бабенко Марина Альбертовна, Черночуб Елена Геннадьевна, Назарова Нина Илларионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND DIRECTION OF STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION

The need for a differentiated and personality-oriented approach to the content and organization of physical culture and sports activities of university students are justified in the article. The authors proposed the physical education directions: sports-oriented, general developing, health-improving, criteria for evaluating educational results on the subject "Physical Culture", taking into account the peculiarities of individual psychosomatic development and medical groups.

Текст научной работы на тему «Организация и направленность физического воспитания студентов вуза»

УДК 378+396

ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сорокина Елена Львовна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры физического воспитания и спорта, so117@yandex.ru.

Бабенко Марина Альбертовна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, marina.babenko.n@mail.ru.

Черночуб Елена Геннадьевна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, so117@yandex.ru.

Назарова Нина Илларионовна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, so117@yandex.ru.

Аннотация. В статье обоснована необходимость дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к содержанию и организации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза. Авторами предложены направления физического воспитания: спортивно-ориентированное, общеразвивающее,

оздоровительное, рассмотрены критерии оценки образовательных результатов по предмету «Физическая культура», с учётом особенностей индивидуального психосоматического развития и медицинских групп.

Ключевые слова: образовательные результаты, физическое воспитание студентов, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», личностно-ориентированный подход.

ORGANIZATION AND DIRECTION OF STUDENTS' PHYSICAL

EDUCATION

Sorokina Elena.

Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", associate professor of the Physical Education and Sport Department, so117@yandex.ru.

Babenko Marina.

Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", senior lecturer of Physical Education and Sport Department, marina.babenko.n@mail.ru.

Chernochub Elena.

Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", senior lecturer of Physical Education and Sport Department, so117@yandex.ru.

Nazarova Nina.

Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", senior lecturer of Physical Education and Sport Department, so117@yandex.ru.

Abstract. The need for a differentiated and personality-oriented approach to the content and organization of physical culture and sports activities of university students are justified in the article. The authors proposed the physical education directions: sports-oriented, general developing, health-improving, criteria for evaluating educational results on the subject "Physical Culture", taking into account the peculiarities of individual psychosomatic development and medical groups.

Key words: educational results, physical education of students, All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense", personality-oriented approach.

Основной задачей физического воспитания студентов вуза является формирование физической культуры личности, при этом сегодня наблюдается отрицание устоявшихся традиций в связи с изменением стиля жизни современной молодёжи, ментальности, а также морфофункционального статуса. Поэтому необходимой является переориентация жёстко унифицированных подходов к организации занятий физическими упражнениями в рамках предмета «Физическая культура» на вариативные формы с учётом интересов и потребностей студентов [3, с. 205].

Основными ограничениями, на наш взгляд, в данном случае выступают: недостаточность материально-технического оснащения образовательного процесса, инертность педагогов, реализующих образовательный процесс.

Учитывая, что уровень подготовленности студентов, поступающих в вузы различен в силу многих причин (качество физического воспитания в школе, мотивация, морфофункциональный статус и др.) очевидной

является необходимость дифференцированного и личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Для освоения программ по физической культуре в соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности студентов подразделяют на медицинские группы: основную и специальную (подгруппы «А», «Б»).

К основной медицинской группе относят студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточный уровень физической подготовленности.

К специальной медицинской группе относят студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при которых необходим дифференцированный подход к организации занятий с учётом специфики заболеваний.

Распределение студентов в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других ограничений в состоянии здоровья). Перевод из специальной в основную медицинскую группу производиться врачом на основании медицинских показаний.

В зависимости от тяжести и характера заболевания выделяют две подгруппы - «А», «Б».

К подгруппе «А» специальной медицинской группы относят студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопия), заболевания желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и др., компенсируемого характера. В процессе занятий рекомендуется строго соблюдать рекомендованные двигательные режимы, которые соответствуют частоте пульса 120-130 уд/мин с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок до частоты пульса 140150 уд/мин. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований.

К подгруппе «Б» относят студентов, имеющих необратимые изменения в состоянии здоровья и противопоказания к значительным физическим нагрузкам. В подгруппе двигательные режимы должны соответствовать частоте пульса не выше 120 уд/мин. При указанной ЧСС обеспечивается оптимальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма. В результате занятий у студентов прослеживаются оздоровительные эффекты, которые заключаются в повышении качества работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшении функций мышечной системы.

Учитывая необходимость дифференцированного подхода и потребности студентов, на наш взгляд, рационально выделять следующие

направления физического воспитания: спортивно-ориентированное, общеразвивающее, оздоровительное.

В рамках спортивно-ориентированного направления должны быть организованы спортивные группы по видам спорта для студентов, имеющих спортивные разряды или желающих их выполнить, основным принципом в данном случае будет выступать принцип специализации, обеспечивающий прирост результата.

Общеразвивающее направление реализуется как комплексное с использованием различных видов спорта и средств физического воспитания. Основная направленность процесса - всесторонне гармоничное развитие и оздоровление.

Оздоровительное направление может быть рекомендовано студентам специальных медицинских групп. Основой физического воспитания являются циклические упражнения, обеспечивающие оптимальные регламентируемые двигательные режимы необходимые для развития возможностей кардиореспираторной системы, которые в условиях аэробного дыхания дают значимый оздоровительный эффект. В качестве средств значительные положительные эффекты даёт использование нордической (скандинавской) ходьбы [1, с. 156].

Для оценки образовательных результатов спортивно-ориентированного и общеразвивающего направления могут служить нормативы и нормы, модифицированные на основе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [2, с. 164].

Для оценки образовательных результатов студентов специальных медицинских групп предлагается использование непредельных тестов и тестовых упражнений для определения возможностей

кардиореспираторной системы.

Библиографический список:

1. Сорокина Е.Л., Бабенко М.А. Применение нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» [Электронный ресурс]. - 2017. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-nordicheskoy-skandinavskoy-hodby-v-protsesse-lizicheskogo-vospitaniya-studentov-spetsialnyh-meditsinskih-gruipp. - (дата обращения: 20.08.2017).

2. Сорокина Е.Л., Черночуб Е.Г., Борисова Л.Г. К вопросу о внедрении испытаний и норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в систему оценки образовательных результатов студентов вуза // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. - С. 160-165.

3. Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестн. Том. гос. ун-та. -2004. - №2 283. - С. 205-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.