Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сельма Нама.

При проведении современных экономических реформ произошло существенное снижение уровня социальной защищенности населения и существенным образом вырос риск потери материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг. Однако рыночная экономика, кроме личной ответственности за формирование условий собственной жизни и материальной обеспеченности, предусматривает одновременно ответственность основных субъектов государства и солидарную ответственность всех трудоспособных членов общества. В этих условиях становится актуальной задача поиска компенсационного механизма, который снизил бы негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков. Исходя из того, что менеджмент сферы здравоохранения в целом представляет собой управление финансовыми отношениями, которое охватывает систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования в целях интеграции и действенного применения финансовых ресурсов. Таким образом, он направлен на управление движением денежных ресурсов и финансовых отношений, которые возникают между правосубъектов в ходе процесса движения финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT MECHANISM OF HEALTHCARE INSTITUTIONS

With the implementation of modern economic reforms, the level of social protection of the population has significantly decreased, and the risk of loss of material security of citizens of our country has significantly increased, including when receiving medical services. However, the market economy, in addition to personal responsibility for the formation of the conditions of one's own life and material security, provides at the same time the responsibility, of the main subjects of the state and the joint responsibility of all able-bodied members of society. In these conditions, the task of finding a compensation mechanism that would reduce the negative consequences of situations associated, with the emergence of these risks becomes urgent. Proceeding from the fact that the management of the health care sector as a whole is the management of financial relations, which covers a system of principles, legal norms, methods, forms and techniques of their regulation with the aim of integrating and efficient use of financial resources. In other words, it is aimed at managing the movement of financial resources, and financial relations that arise between legal entities in the process of movement of financial resources.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Организация и механизм управления учреждений здравоохранения

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Сельма Нама,

студент дополнительного профессионального образования, Южный университет, selmanama@hotmail.com

При проведении современных экономических реформ произошло существенное снижение уровня социальной защищенности населения и существенным образом вырос риск потери материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг. Однако рыночная экономика, кроме личной ответственности за формирование условий собственной жизни и материальной обеспеченности, предусматривает одновременно ответственность основных субъектов государства и солидарную ответственность всех трудоспособных членов общества.

В этих условиях становится актуальной задача поиска компенсационного механизма, который снизил бы негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков. Исходя из того, что менеджмент сферы здравоохранения в целом представляет собой управление финансовыми отношениями, которое охватывает систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования в целях интеграции и действенного применения финансовых ресурсов. Таким образом, он направлен на управление движением денежных ресурсов и финансовых отношений, которые возникают между пра-восубъектов в ходе процесса движения финансовых ресурсов. Ключевые слова: управление в здравоохранении, учреждения здравоохранения, механизм управления, эффективность системы управления

Сущность и особенности управления учреждений здравоохранения

Под экономическим механизмом управления обобщенно понимается ряд четко обозначенных действий (стадий, этапов), которые определяют ход процесса управления. И, учитывая то, что управление является целенаправленным процессом, решающим определенные задачи, механизм управления можно определить как алгоритм, обусловленный как последовательность четких действий или шагов для решения конкретного проблемного вопроса или ситуации[1].

В результате проведенного анализа научной литературы по исследуемому вопросу выяснено, что сам термин и понятие «механизм управления» достаточно редко применяется в освещении вопросов здравоохранения и практической деятельности медицинских организаций и учреждений. Среди существующих определений, связанных со здоровьем, в этой концепции мы можем сосредоточиться на следующем - «уникальная система, которая определяется ограниченным количеством элементов, характером взаимодействия и взаимопонимания. Элементы этого механизма включают субъект и объект управления, ресурсный потенциал системы, а также функцию, метод и форму управления»^].

Учитывая особенности здравоохранения, которое в основном контролируется государством, также должно существовать понятие «государственный административный механизм», что означает: систему, предназначенную для фактического внедрение государственного управления и достижения целей, с определенным принятием соответствующих законов, положений и информационная поддержка воздействия на структуру, методы, рычаги и инструменты объектов управления[3].

К сожалению, в других источниках организационно-экономический механизм управления здравоохранением был определен путем оценки эффективности, которая просто сводится к капиталу или финансовым отношениям [4].

Множество разновидностей понимания данной концепции (в различных ситуациях рассматривается как единая система, элемент системы управления, инструмента формирования системы, комплекс взаимозависимых компонентов или отдельных частей системы) подчеркивает недостаток целостной теории механизмов управления здравоохранением.

Для целей настоящего исследования мы предлагаем усовершенствование организационно-экономического механизма управления деятельностью медицинских предприятий и учреждений, основной задачей которого является определение сущности системы управления эффективностью, комплексного решения ее проблем,

функциональных операций, построение организационной структуры и взаимоотношений для обеспечения устойчивой и эффективной деятельности медицинских предприятий и учреждений.

В организационном аспекте данный механизм обязан включать структуру всех медицинских учреждений, а также региональных и международных центров, способных способствовать обмену информацией и технологиям управления. При этом, используя методические рекомендации, руководство медицинских предприятий и учреждений может выполнять всю работу самостоятельно.

Учитывая необходимость реформирования медицинской системы Российской Федерации, рекомендуется создавать территориальные медицинские информационные центры (ТМИЦ) с использованием базовой основы областного управления здравоохранения, который будет накапливать информацию относительно работы медицинских организаций региона. Такие данные могут быть использованы для оценки эффективности, которая интересует не только руководителей медицинских компаний и учреждений, но и важны для государственных учреждений, которые хотят улучшить медицинские стандарты населения в регионе [5].

Функция организации в предлагаемом механизме состоит в формировании и эксплуатации TМИЦ, создании действенной команды и ключевого контроллера признаков эффективности или системы автоматизированного управления во всех семейных медицинских учреждениях. Эти организационные подразделения, а также управления и внутренние системы учреждения являются одной из ключевых частей предложенной структуры организационного механизма управления эффективностью функциональной деятельности медицинских учреждений.

Рис 1 - Структура организационного механизма управления эффективностью функциональной деятельности медицинских организаций и учреждений

Рис. 2 - Операционная модель эффективного организационно-экономического механизма управления деятельностью медицинских предприятий и учреждений

Анализ индикаторов организационно - экономического развития системы управления деятельностью медицинских организаций и учреждений

Структура организационного механизма является значительной частью общего механизма эффективного управления медицинскими учреждениями, который сочетает в себе организацию, экономику и механизмы стимулирования, а также весь инструментарий, методы, модели и технологии для их практической реализа-ции[6].

К основным функциям TМИЦ можно отнести:

- сбор информации и создание базы данных о ключевых показателях функциональной деятельности медицинских предприятий и учреждений региона;

- составление рейтингов для определения наиболее эффективных и наименее эффективных учреждений в регионе;

- определение резервов для уменьшения стоимости отдельных медицинских учреждений и всего региона и повышения потенциальной эффективности;

- формирование стандартов для каждого неэффективного медицинского учреждения в регионе и помощь им в непосредственном контактировании и обеспечением необходимым объемом объективной информации, необходимой для изучения лучших практик;

- расширенную оценку эффективности работы лучших медицинских учреждений региона, других регионов и иностранных медицинских компаний.

В оперативном порядке работу сложившейся организации можно разделить на несколько этапов, которые объединены в модели рисунке 3.

Используя специальные методы с различными свойствами, инструментами и свойствами программы для реализации каждой фазы, можно определить типичные факторы, оказывающие внешнее влияние на работу коллектива (организационная среда)[7]. Некоторые из них по-разному влияют друг на друга, влияя на работу коллектива и его развитие.

Среди основных методов, которые следует применять, мы приводим следующие:

- Методы мотивации - стимулируют эффективные трудовые и поведенческие привычки;

- Метод налаживания и организации эффективной командной работы (управление человеческими ресурсами);

- Оценка эффективности и анализ рабочей среды.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 00

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

Рис. 3. Аспекты работы медицинского предприятия (учреждения).

Первый этап - использование методов построения команды для создания эффективного медицинского учреждения (подразделения). Здесь необходимо учитывать конкретные обстоятельства таких организаций, прежде всего социальную направленность и высокое чувство ответственности работников.

Второй этап - стимулирующая эффективная работа является постоянной и проводится с применением методов стимулирования. Для выбора инструментов и стимулов для эффективной работы необходимо определить основные мотивации каждой группы персонала в медицинском учреждении. Это требует дальнейших исследований.

Третий этап - разработка и внедрение системы оценки эффективности работы мдицинских учреждений, что чрезвычайно важно для контроля эффективности и принятия управленческих решений.

Следующий этапы механизма должен выполняться с определенной частотой. Они охватывают три уровня оценки результатов: внутренний, отраслевой (региональный) и международный.

Руководство медицинского учреждения рассмотрит предложенную систему ТМИЦ и полученную информацию и предложения и использует ее на заключительном этапе - при принятии решений по повышению эффективности.

Примерами возможных управленческих решений являются:

- Институционная реорганизация (реорганизация)

- Уменьшение или замена персонала

- Изменение графика работы организации (подразделения);

- Повышение квалификации медицинского и обслуживающего персонала;

- Внедрение нового механизма стимулирования работников;

- Продажа (сдача в аренду) неиспользованного оборудования, техники, помещений;

- Модернизация технологий, машин и оборудования;

- Внедрение (принятие) современных методов лечения и ухода за пациентами.

Процесс анализа научно-практической основы, сформированной организацией управления и хозяйственным механизмом, базируется на оценке показателей эффективности деятельности медицинских предприятий и учреждений, и предоставляет результаты, из которых можно сделать следующие выводы.

Механизм управления эффективностью деятельности медицинских предприятий и учреждений - это системная концепция, включающая методы, операции, координационных структур и их организационных взаимосвязей, определяющих содержимое процесса управления эффективностью и осуществляющих совместное решение их основных задач, направленных на гарантированное обеспечение стабильной эффективности функциональной деятельности медицинских организаций и учреждений.

Функционально в такой механизм должна включатся структура (команда) всех медицинских учреждений, включая региональные и международные центры, способствующие полноценному и объективному обмену данными и информационными технологиями управления. На международном уровне подобными центрами могут выступать специализированные международные ассоциации сферы здравоохранения, которыми осуществляются сравнительные исследования для определения путей усовершенствования совместной деятельности организаций-членов.

Заключение

В результате исследования проблематики вопроса механизмов повышения эффективности управления учреждений здравоохранения предложен метод принятия управленческих решений для управления эффективностью работы медицинских предприятий (учреждений). Метод дает возможность руководителям медицинских предприятий проводить количественный анализ в целях, чтобы их решения были не интуитивно понятными и объективными, но позволяли управлять эффективностью функциональной деятельности учреждений здравоохранения используя такой информационно-организационный инструмент как территориальные медицинские информационные центры.

Литература

1. Калмыков, В. В., Калмыкова И. Ю. Актуальные проблемы модернизации системы управления здравоохранением и современные механизмы их решения // Экономика и предпринимательство. №8. 2020. С. 174184.

2. Кривенков А.В. Формирование механизма стратегического управления функционированием и развитием санаторно-курортной отрасли: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.05 —Экономика и управление народным хозяйством. Сочи. 2002. 23 с.

3. Кочкаров А.Б. Основные принципы формирования механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения // Пространство экономики. 2009. №2-3. С. 69-71.

4. Девишев Р.И. Фондодержание как возможный механизм управления в сфере здравоохранения формиро-

вания механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2007. №3. С. 33-43.

5. Гайдаров, Г.М., Кузьмина В.В. Современные подходы к совершенствованию информационного обеспечения медицинской организации // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации. 2020.

6. Лудупова, Е.Ю., Гришина Н.К., Соловьева Н.Б. Совершенствование информационного обеспечения управления территориальной системой качества медицинской деятельности // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации. 2020.

7. Шапиро, С.Р., Абдрахимов В.З. Особенности, проблематика, понятие медицинского менеджмента // Кронос. №3. 2021. С.94-97.

Organization and management mechanism of healthcare institutions Selma Nama

Southern University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

With the implementation of modern economic reforms, the level of social protection of the population has significantly decreased, and the risk of loss of material security of citizens of our country has significantly increased, including when receiving medical services. However, the market economy, in addition to personal responsibility for the formation of the conditions of one's own life and material security, provides at the same time the responsibility, of the main subjects of the state and the joint responsibility of all able-bodied members of society. In these conditions, the task of finding a compensation mechanism that would reduce the negative consequences of situations associated, with the emergence of these risks becomes urgent. Proceeding from the fact that the management of the health care sector as a whole is the management of financial relations, which covers a system of principles, legal norms, methods, forms and techniques of their regulation with the aim of integrating and efficient use of financial resources. In other words, it is aimed at managing the movement of financial resources, and financial relations that arise between legal entities in the process of movement of financial resources. Keywords: management in healthcare, healthcare institutions, management mechanism, efficiency of the management system

References

1. Kalmykov, VV, Kalmykova I. Yu. Actual problems of modernization of the

health care management system and modern mechanisms for their solution // Economy and Entrepreneurship. No. 8. 2020. Pp. 174-184.

2. Krivenkov A.V. Formation of a mechanism for strategic management of the

functioning and development of the sanatorium and resort industry: author. dis. ... Cand. econom. Sciences: spec. 08.00.05 —Economics and National Economy Management. Sochi. 2002.23 p.

3. Kochkarov A.B. The main principles of the formation of a mechanism for

managing economic efficiency and quality of services in the field of health care // Space of Economics. 2009. No. 2-3. Pp. 69-71.

4. Devishev R.I. Fund holding as a possible management mechanism in the

healthcare sector of the formation of a mechanism for managing the economic efficiency and quality of services in the healthcare sector // Healthcare Manager. 2007. No. 3. Pp. 33-43.

5. Gaidarov, G.M., Kuzmina V.V. Modern approaches to improving the

information support of a medical organization // Topical issues of public health and health care at the level of a constituent entity of the Russian Federation. 2020.

6. Ludupova, E.Yu., Grishina N.K., Solovieva N.B. Improvement of information support for the management of the territorial quality system of medical activity // Topical issues of public health and health care at the level of the constituent entity of the Russian Federation. 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shapiro, S.R., Abdrakhimov V.Z. Features, problems, the concept of medical management // Kronos. No. 3. 2021. Pp. 94-97.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 00

2 О M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.