Научная статья на тему 'Организация и компоненты системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций'

Организация и компоненты системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / АНАЛИТИКО-ПРОГНОЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А., Зоря Н. Е.

В докладе излагаются научные основы организации мониторинга, его компонентов и предметной области мониторинговой деятельности в сфере инфокоммуникаций. Формирование системы мониторинга конкретного объекта, вида деятельности или сегмента рынка предполагает решение целого ряда организационно-методических задач, включая обоснование цели, задач, принципов организации мониторинга и разработку аналитико-прогнозного инструментария реализации его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и компоненты системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций»

Организация и компоненты системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций

Излагаются научные основы организации мониторинга, его компонентов и предметной области мониторинговой деятельности в сфере инфокоммуникаций. Формирование системы Ключевые слова: инфокоммуНИкаиИИ, мониторинга конкретного объекта, вида деятельности или сегмента рынка предполагает реше-

организаиия, система мониторинга, ние целого ряда организационно-методических задач, включая обоснование цели, задач,

аналитико-прогнозный принципов организации мониторинга и разработку аналитико-прогнозного инструментария

инструментарий. реализации его компонентов.

Кузовкова Т.А.,

дэ.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ

Зоря Н.Е.,

заместитель Генерального директора РСС, доцент кафедры экономики связи МТУСИ

Развитие инфокоммуникаций затрагивает все аспекты человеческой деятельности, национального и мирового развития, создает новые возможности в создании товаров и услуг, оказывает непосредственное влияние на экономику, социум, международное разделение труда и производства. Для оценки уровня и равномерности развития инфокоммуникаций необходимы систематический учет, анализ и предвидение будущих изменений в социально-экономическом пространстве, т.е. мониторинг инфокоммуникаций.

Мониторинг призван дать органам управления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия адекватных решений в различных ситуациях и обеспечения устойчивого развития рассматриваемой области. Решение проблемы информационно-аналитического обеспечения принятия обоснованных управленческих решений на уровне отрасли, комплексов и организаций возможно на основе создания системы мониторинга.

Для оценки рыночных возможностей и угроз в деятельности операторов связи и инфокоммуникационных компаний с учетом характера научно-технического прогресса, политического курса страны и мировой экономики необходимо регулярное отслеживание—мониторинг рыночной среды, деятельности конкурентов. Речь идет о создании системы информационно-аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений на уровне отрасли, региональных комплексов и образований, отдельных инфокоммуникационных компаний.

Мониторинг за состоянием и развитием объектов и процессов является одним из современных подходов к совершенствованию методов управления. Понятие мониторинга произошло от английского слова monitoring и латинского monitor — наблюдение и представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального, экономического и т.д. объекта [1, 2, 5].

Основные функции мониторинга состоят в наблюдении (учете), оценке состояния, диагностике и предупреждении нежелательных отклонений системы от траектории, заданной блоком управления, а также в оценке потенциальных возможностей и прогнозировании будущего состояния системы с выработкой управляющих воздействий по достижению цели и эффективных путей развития.

Поэтому под мониторингом следует понимать наблюдение за процессами экономической, производственной, рыночной деятель-

ности, анализ результатов таких наблюдений, подготовку прогнозной (нормативной) информации для корректировки и принятия управленческих решений и контроль над последствиями принятых решений. Проведение мониторинга имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении экономической деятельностью, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую политику, когда полученные показатели становятся элементом управления, выполняя функцию обратной связи [1].

Основополагающее значение при формировании мониторинга в сфере инфокоммуникаций играет раскрытие его сущности с учетом специфики данной области деятельности и роли в создании информационного общества, обоснование составных частей системы мониторинга как в организационном, так и методологическом планах.

Развитие функций, методов и форм мониторинга, обусловленное усложнением социально-экономических и организационно-технических отношений, формированием информационного общества, основанного на знаниях, инфокоммуникационных технологиях и сетевых производствах, стирающих национальные границы экономики, ведет к расширению сущностного аппарата и масштабов объекта мониторинга [1, 2, 3].

В условиях динамизма научно-технического прогресса и развития рыночных принципов хозяйствования происходят существенные структурные сдвиги на рыночном пространстве по видам связи, секторам отрасли и регионам, кардинальные изменения в уровне использования основных и оборотных средств, отдаче инвестиций, спросе пользователей на традиционные и инновационные инфо-коммуникационные услуги. Следовательно, перед отраслью инфокоммуникаций стоят задачи достижения равновесия между спросом и предложением, повышения эффективности использования производственных ресурсов и затрат, увеличения рыночного потенциала отрасли и входящих в ее состав хозяйствующих субъектов.

Решение таких задач основано на применении мониторинговой технологии управления. Мониторинг инфокоммуникаций должен охватывать самые разнообразные аспекты деятельности участников отраслевого рынка инфокоммуникационных услуг, экономические, финансовые и производственные аспекты эффективности деятельности организаций с филиальной сетью, процессы развития отрасли инфокоммуникаций в рыночной среде и влияния инфокоммуни-кационного развития на макроэкономические показатели и информатизацию общества.

В качестве предметной области мониторинга инфокоммуникаций могут выступать различные области деятельности организаций отрасли и участников рынка, например, производственно-техническая и экономическая деятельность, рыночная среда.

Мониторинг производственно-технической деятельности охватывает параметры технического состояния оборудования и сетей связи, транспортных средств, трафика информации, потоков почтовых отправлений, уровня технической вооруженности и автомати-

зации труда в целях обеспечения стабильности работы оборудования, сетей и транспортных средств, уменьшения технических простоев и перерывов их работы, снижения неравномерности нагрузки на предприятия.

Мониторинг экономической деятельности направлен на оценку эффективности деятельности, финансового состояния и выявление резервов производства с целью выработки управляющих решений по повышению результатов деятельности и реализации имеющихся резервов [5]. Мониторинг рыночной среды дает возможность оценить деятельность участников рынка, структуру сегментов рынка, степень конкуренции на рынке, конкурентоспособности услуг с целью активизации конкурентной борьбы и регулирования рынка. Мониторинг развития инфокоммуникаций (инфокоммуникационного развития) необходим для анализа процессов информатизации, развития инфокоммуникационной инфраструктуры и результативности использования инфокоммуникационных технологий в экономике и социуме [2, 3].

Все виды мониторинга основываются на разных системах показателей, методах исследования, учета и обработки данных, которые специфическим образом характеризуют технические, экономические, финансовые, рыночные параметры и характеристики развития. Подбор таких показателей необходимо проводить в рамках определенного вида мониторинга, то есть организованного системного наблюдения за функционированием конкретных объектов мониторинга.

Кроме того, мониторинг деятельности организаций инфокомму-никаций должен быть построен на основе обобщающих показателей и комплексных оценок экономических результатов, финансового состояния, развития рынка и отрасли. Специфика рыночной и производственной среды инфокоммуникаций диктует необходимость обоснования целей, показателей и методов конкретных прикладных областей мониторинга.

С учетом международного и отечественного опыта создания систем мониторинга в различных отраслях и сферах экономической деятельности можно говорить о двух принципиальных направлениях мониторинга. Первое направление — стратегическое, заключающееся в развитии предприятия в направлении "товары (услуги) — рынки". Оно включает в себя мониторинг рынка услуг с оценкой спроса и предложения по их традиционным и новым видам, оценкой конкуренции, выработкой предложений по освоению новых товарных и рыночных сегментов, поиску новых хозяйственных связей, диверсификации производства и т.д.

Второе направление — функциональное, состоящее в совершенствовании функциональных стратегий, т.е. отдельных аспектов производственной, инвестиционной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности организаций. В этом случае результаты мониторинга должны использоваться для формирования программ развития и бизнес-планов региональных инфокоммуникационных компаний, разработки инвестиционных проектов, принятия мер по повышению уровня экстенсивного и интенсивного использования имеющегося производственного потенциала, оценки и прогнозирования финансового положения организации, совершенствования тарифной и коммуникационной политики.

Таким образом, под мониторингом инфокоммуникаций следует понимать систему комплексного статистического наблюдения за ходом и характером количественных и качественных изменений инфо-коммуникационных процессов и явлений в социально-экономической сфере деятельности, оценки и анализа состояния, динамики и потенциальных возможностей развития рынка инфокоммуникаци-онных услуг и его участников, оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов с филиальной сетью и

выработки управленческих воздействий по корректировке отраслевой, корпоративной и региональной политики [4].

С учётом вышеизложенного можно выделить несколько приоритетных направлений мониторингового исследования в отрасли инфокоммуникаций: рынок услуг, развитие инфокоммуникаций, использование производственного потенциала, экономические и финансовые результаты и эффективность деятельности организаций с филиальной сетью, которые являются компонентами системы мониторинга инфокоммуникаций.

Мониторинг рынка услуг включает не только анализ спроса пользователей услуг и степени конкуренции на рынке, но и оценку конкурентоспособности всех участников рынка и оказываемых услуг. В ходе мониторинга развития инфокоммуникаций дается оценка развития инфраструктуры инфокоммуникаций в пространственно-технологическом масштабе и ее соответствия потребностям регионов и информационного общества, а также рейтинговая оценка уровня инфокоммуникационного развития страны, региона.

Мониторинг использования производственного потенциала охватывает вопросы комплексного анализа использования трудовых ресурсов, материальных и инвестиционных затрат, установления нормативов и потенциала более эффективного использования производственных ресурсов в целях выявления и реализации резервов производства. Мониторинг финансовых результатов деятельности дает возможность формировать эффективную финансовую политику на основе анализа коэффициентов финансового состояния, сопоставления их с критериями и выявления резервов повышения платежеспособности и финансовой устойчивости.

Для мониторинга эффективности деятельности организаций с филиальной сетью основными задачами являются анализ единичных показателей эффективности деятельности филиалов организации, комплексная оценка ее деятельности, выявление резервов производства, установление нормативов и потенциала развития филиалов и организации в целом, реализация которых способствует общему росту эффективности.

В рамках мониторинга инфокоммуникаций выделяются несколько компонентов, которые могут быть объединены в группу, характеризующую экономические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов — экономический мониторинг инфокоммуникаций. Выделение экономического мониторинга обосновано не только предметной сущностью, но и системой показателей, методов их оценки и моделирования потенциала.

Если показатели рынка услуг инфокоммуникаций количественно характеризуют экономические взаимоотношения в рыночной среде и конкурентоспособность участников рынка, показатели развития инфокоммуникаций — доступность и прогрессивность сетей связи и оборудования, степень распространения ИКТ, электронизации социально-экономической деятельности и управленческих структур, а также движения к информационному обществу, то экономический мониторинг опирается на систему частных, обобщающих и интегральных показателей эффективности производственной и финансовой деятельности. Методика построения последних должна обеспечивать комплексную характеристику социально-экономических процессов производства и потребления инфокоммуникаци-онных услуг с учетом внешних и внутренних факторов, результативность деятельности организаций на различных уровнях управления (филиал, регион, страна) и определить резервы повышения эффективности работы организаций инфокоммуникаций.

Поэтому, важнейшими задачами экономического мониторинга инфокоммуникаций являются: оценка достигнутого уровня и динамики показателей деятельности, выбранных в качестве индивидуальных или групповых индикаторов для характеристики результатов ра-

боты организаций и их филиальной сети; выявление влияющих факторов внешней и внутренней среды, установление нормативных (потенциальных) значений показателей эффективности деятельности филиалов и разработка рекомендаций по устранению негативных социально-экономических тенденций и закреплению позитивных результатов деятельности организаций на рынке инфокоммуникационных услуг.

Реализация системы мониторинга в масштабах отрасли инфокоммуникаций позволит органам управления и регулирования иметь оперативную информацию об экономическом состоянии подведомственных организаций по широкому перечню показателей и ключевых индикаторов и вырабатывать адекватные управленческие решения по более эффективному использованию производственного и рыночного потенциала компаний и отрасли в целом.

Результаты мониторинга дают возможность координировать процессы и скорость инфокоммуникационного развития в мировом и региональных масштабах, вырабатывать регуляторные воздейст-

вия по устранению региональных диспропорций и повышению эффективности деятельности участников рынка и инфокоммуникаци-онной инфраструктуры [4].

Литература

1. Ван дер Верф Д, Ронге Ф. Мониторинг в России. — М.: Наука, 1998. — 187 с.

2. Васильев В.В, Салютина Ї.Ю. Мониторинг информатизации: показатели, методология оценки и прогнозирования. — М.: Изд-во "Палеотип", 2005. — 160 с.

3. Зоря Н.Е., Кузовкова ЇА, Мухитдинов H.H. Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: Монография. — М.: ГУУ, 2010. — 191 с.

4. Зоря НЕ, Кузовкова ЇА. Методология и практика мониторинга инфокоммуникаций. — М.: Медиа Паблишер, 2012. — 260 с.

5. Кузовкова Ї.А, Устинова Ю.В., Никольская Н.В., Кускова И.Г. Экономический мониторинг в связи. — М.: ЦНТИ "Информсвязь", 2001. — 84 с.

Organization and monitoring system components in infocommunication sphere Zorya N.E., Kuzovkova T.A., MTICI, Russia Abstract

This report outlines the scientific base of monitoring organization, it components and domain of monitoring activities in the infocommunication field. Forming the monitoring system of specific object, kind of activity or market segment involve the solution of whole number of organizational and methodological targets, including explanation of aim, targets, monitoring organizational principles and development of analytical and predictive tools implementation of its components.

Keywords: information communications, organization, monitoring, analytical and predictive tools.

References

1. Van der Werf, D, Rong F Monitoring in Russia. Moscow: Nauka, 1998. 187 p.

2. Vasiliev W, Salyutina T.Yu. Monitoring informatization indicators , evaluation methodology and forecasting. M., 2005. 160 p.

3. Zorya N.E., Kuzovkova TA., Mukhitdinov N.N. Regional monitoring infocommunicational development of the Regional Commonwealth in the field of communication : Monograph. Moscow State University of Management, 2010. 191 p.

4. Zorya N.E., Kuzovkova TA. Methodology and practice of monitoring ICT. M.: Media Publisher, 2012. 260 p.

5. Kuzovkova TA., Usiinova Yu.V., Nicholas N, Kuskova I.G. Economic monitoring in communication. M.: CSTI "Informsvyaz" 2001. 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.