Научная статья на тему 'Организация и деятельность налоговых учреждений на местах в годы нэпа (на материалах Алтая)'

Организация и деятельность налоговых учреждений на местах в годы нэпа (на материалах Алтая) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АЛТАЙСКОГО ГУБЕРНСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА / ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НЭП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочетова К.В.

В статье описывается процесс организации и деятельности налоговых учреждений на местах. На материалах Алтая освещаются особенности реорганизации советских налоговых структур, практически полностью упраздненных в предшествующий период. Анализируется политика советского государства в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и деятельность налоговых учреждений на местах в годы нэпа (на материалах Алтая)»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА МЕСТАХ В ГОДЫ НЭПА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЯ)

© Кочетова К.В.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье описывается процесс организации и деятельности налоговых учреждений на местах. На материалах Алтая освещаются особенности реорганизации советских налоговых структур, практически полностью упраздненных в предшествующий период. Анализируется политика советского государства в данном вопросе.

Ключевые слова: финансовый отдел Алтайского губернского исполнительного комитета, финансовая инспекция, кадровая политика, налоги, налоговая политика, нэп.

Функционирование любого налогового аппарата определяет грамотно подобранный кадровый состав работников. Поиск оптимальных моделей экономического развития на современном этапе, требуют взвешенных решений и грамотно построенной финансовой деятельности. В связи с чем, актуальным представляется изучение вопросов организации управлением финансовой системой страны. Исторический опыт формирования и деятельности налоговых учреждений в условиях многоукладной экономики 1920-х гг., может служить наглядным примером эффективной государственной политике в данном вопросе.

Историография темы представлена широким спектром исследований. Советская историографическая традиция освещала деятельность налоговых учреждений в период нэпа как направленную «восстановление народного хозяйства и формирования нового советского строя» [1]. В исследованиях 1990-х гг. налоговые органы представлены как часть государственного аппарата, настроенного на «выкачку денежных средств» для формирования плановой экономики в рамках командно-административной системы [2]. В статье на материалах Алтая освещаются проблемы организации деятельности губернских и уездных финансовых отделов в период нэпа, описываются структурные изменения местных налоговых учреждений в течение 1920-х гг.

Накануне перехода к новой экономической политике государством были проведены ряд мероприятий, результатом которых стало прекращение практики взимания налогов в денежной форме и как следствие почти полное расформирование налоговых учреждений. С переходом к нэпу и восстановлением системы налогообложения государство в качестве одной из приоритетных задач обозначило формирование эффективных налоговых структур на местах.

* Аспирант кафедры Отечественной истории.

Организация финансовых учреждений в Алтайской губернии происходила с учетом требований и предложений, поступающих из центра. Декретом СНК РСФСР «Об организации финансовых органов губернских и уездных комитетов советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», принятом в 1918 году был образован финансовый отдел Алтайского губернского исполнительного комитета (далее финотдел Алтгубисполкома), структура которого предполагала наличие общего подотдела, налогового, отдела местных финансов, контрольно-бухгалтерского, сметно-бухгалтер-ского, а также приходно-расходной кассы и местного комитета. Последовательно начинают формироваться финансовые отделы уездных исполнительных комитетов, состоявшие из двух подотделов: сметно-кассового и налогового. В 1923 году для защиты информации, ведения секретной переписки и делопроизводства было образовано секретного отделения финансового отдела Алтгубисплкома. Секретное отделение имело немногочисленный состав, численность примерно 5-8 человек и состояло из заведующего отделением, работников, уполномоченных вести секретную переписку с другими организациями, местными органами Объединенного государственного политического управления (далее ОГПУ) и по ведомственной линии, машинисток, осуществляющими ее набор и печать, шифровальщиков и работников, ответственных за ведение, и хранение секретного делопроизводства финансового отдела. Списки работников отделения составлялись совместно с местным отделом ОГПУ и затем через фельдсвязь ОГПУ по Сибирскому краю (с органами ОГПУ заключали договора) направлялись на утверждение в Народный Комиссариат Финансов (далее НКФ). На каждого работника отделения составлялись анкеты с грифом «совершенно секретно», существование которых было строго засекречено. Циркуляром РСФРС НКФ № 3 от 10 октября 1923 года заведующий отделением нес личную уголовную ответственность за каждого принятого работника. В большинстве случаев, работниками отделения становились уже ранее работающие и зарекомендовавшие себя сотрудники других отделов финотдела Алтгубисполкома. При поступлении на работу и увольнении все работники отделения, писали расписку о неразглашении государственной тайны. При этом строго запрещалось придавать огласки свою деятельность. Во время Всероссийской переписи 1926 года СНК выслал на места Циркуляр предписывающий, всем работникам секретных частей и отделений, в графе работа писать «работник общего профиля».

Штатный состав работников определялся губернским исполнительным комитетом и утверждался в НКФ. Таким образом, на начальном этапе формирования местных налоговых учреждений в их структуре не было единообразия. В Алтайской губернии штат служащих уездных финансовых отделов состоял из 10-12 человек: заведующего отделом, его заместителя, смет-но-кассовый подотдел: заведующего, делопроизводителя, помощника дело-

производителя, счетовода и конторщика, налоговый подотдел: заведующим, мог быть назначен его заместитель, 2-3 финансовыми инспекторами. Однако при формировании штата сотрудников большинство уездных финотделов столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных кадров. В первую очередь это касалось работников наружного надзора - финансовых инспекторов. В каждом уезде губернии на момент перехода к новой экономической политике не хватало примерно половины инспекторов, в Рубцовском уезде таковых не было вообще [3].

Постановлением СНК от 5 апреля 1922 года губернским финансовым отделам запрещалось переводить служащих на службу в другой отдел без согласия заведующих отделами, а работнику самовольно переходить из одного отдела в другое. Работник мог перевестись или уволится с места работы только по постановлению особой комиссии, образованной при местных отделах труда. Сохранению личного состава работников налоговых учреждений на территории Алтайской губернии способствовала и введенная приказом Алтайского губернского исполкома система пайков для ответработников уездных и губернских финансовых отделов. Для организации учета кадров финансовых органов на местах постановлением СНК от 6 марта 1921 года финансовым отделам предписывалось вести списки служащих по установленной форме: 1) Ф. И. О.; 2) год рождения; 3) место расположения; 4) адрес проживания; 5) местопребывание семьи; 6) специальность; 7) занимаемая должность; 8) время поступления на службу; 9) отношение к воинской повинности; 10) время и причины увольнения [4]. Эти списки направлялись в НКФ.

Недостаток квалифицированного личного состава финансовых органов Алтайской губернии в 1921-1923 гг. при быстро развивающейся системе налогообложения, сопровождавшейся увеличением количества натуральных налогов и денежных сборов, во многом объяснялся, с одной стороны, недостаточным финансированием местных налоговых органов, с другой стороны отсутствием потенциальных специалистов. В результате чего, государство было вынуждено привлекать к работе бывших служащих царских финансовых ведомств. За период с 1921 по 1923 гг. в финансовые отделы уездов Алтайской губернии было привлечено 634 новых работника, из них прежних специалистов налогового дела почти 40 %. Должности, на которые привлекались бывшие служащие царских ведомств, были представлены финансовыми инспекторами, бухгалтерами, делопроизводителями [5]. Во многом это было связано с тем, что данные должности требовали специальной подготовки.

Деятельность налоговых учреждений на Алтае носила преимущественно фискальный характер. Основная функция уездных финансовых отделов состояла в выявлении и учете объектов обложения, сборе налогов в установленные сроки. На финотдел Алтгубисполкома возлагались функции ор-

ганизации и контроля финансовых органов в губернии, ежегодной отчетности перед вышестоящими учреждениями. В функции секретного отделения входило осуществление секретного делопроизводства финансового отдела, исполнение поручений правительства по данным вопросам, ведение переписки по ведомственной линии серии «К» (конспиративная переписка), взаимодействие с местным отделом ОГПУ а также оставление анкет и характеристик на работников других отделов.

Из центра поступали декреты, постановления, распоряжения, регламентирующие работу местных финорганов, инструкции, описывающие порядок исчисления налогов. С переходом к нэпу и введением налогов основная работа финотдела Алтгубисполкома сосредоточилась в подготовке и сборе основных государственных налогов: промыслового, подоходно-поимущественного, единого сельскохозяйственного, акцизов на различные виды вин, табак и спички, а также местных налогов и сборов. Патенты по промысловому налогу выдавались как непосредственно в уездных финансовых отделах, так и в приписных кассах. Для получения патента налогоплательщики заполняли заявление по особой форме. В Алтайской губернии ввиду отсутствия крупных промышленных предприятий, основными субъектами предпринимательской деятельности являлись мелкие торговцы, ремесленники и посредники. Уже осенью 1921 года уездным финотделам было предписано преступить к проверке всех торговых и промышленных предприятий. За три месяца - с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. было проверено 5 тысяч торговых и промышленных предприятий [6].

Помимо проверки торговли и промыслов финансовой инспекцией велась работа по выяснению оборотов предприятий и обложению их уравнительным сбором, который наряду с патентным составлял государственный промысловый налог. К 1 января 1922 г. сумма начисленного уравнительного сбора достигла 10 млрд. руб. [7].

Подоходно-поимущественный налог в Алтайской губернии действовал с октября 1922 г. и представлял собой налог, входящий в систему прямого личного обложения. При доходах до 120 тыс. руб. дензнаками образца 1922 г. налог составлял 0,8 % от суммы дохода, а при доходах до 2 млн. руб. налог составлял 15 % от суммы дохода. Суммы уплаты определялись финансовыми инспекторами уездных финансовых отделов на основании заполняемых плательщиком деклараций о доходах, которые проверялись путем осмотра торговых заведений, складов, а также торговых книг. Положением от 29 октября 1924 г. в государственный подоходный налог были внесены изменения, связанные с отменой поимущественного обложения, изменением группировки плательщиков и введению обложения подоходным налогом товариществ, изменением ставок обложения. При этом прогрессивное исчисление ставок обложения приводило к тому, что всякое слияние капиталов, вело к удвоению и утроению обложения, приходящегося на каждого участни-

ка общества или товарищества. Дважды уездными финансовыми отделами губернии облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход общества, потом как выплаченный дивиденд. Однако, несмотря на значительные сборы подоходно-поимущественного налога, выявление объектов обложения вызывало затруднения. Отчеты и анализы уездных финансовых инспекторов, говорят о том, что деятельность налогового аппарата губернии по подоходно-поимущественному налогу была далеко неудовлетворительна.

Обложение налоговыми учреждениями сельского хозяйства в Алтайской губернии происходило с одной стороны, в условиях повсеместного перехода к новой экономической политике, выражавшейся в первую очередь, заменой в марте 1921 года продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. С другой стороны, на Алтае от продразверстки не отказались даже после ее официальной отмены по всей стране. Летом 1921 года взимание продразверстки было продлено до нового урожая [8]. Это было связано с тем, что Алтай всегда был аграрным регионом страны, одним из основных поставщиков товарного хлеба. Возмущение сельхозпроизводителей относительно задержки замены продовольственной разверстки натуральным налогом вынудили центральные и местные власти ввести на территории губернии продовольственный налог. Ставки налога исчислялись в поставки 18 видов продукции (зерновых, мяса, картофеля и даже сена). В итоге ставка продналога оказалась выше ставки продразверстки. Если в целом по стране продналог составлял 15-20 % валового сбора, то в Сибири -20 %, а в Алтайской губернии более 30 % [9].

Как уже отмечалось выше, налоговые учреждения испытывали трудности при определении и взимании налогов, исчислении налоговых ставок, выявлении объектов обложения. Нередкими были случаи разнобоя в практике взимания одного налога не только в разных городах, но и на разных участках в пределах одного города. Разность результатов исчислений налоговыми инспекторами объяснялась не только низкой квалификацией работников налоговых комиссий, но и политическими пристрастиями инспекторов. Налоговые комиссии искусственно завышали размеры налогов и налоговых сборов. Особенно ярко это проявлялась в отношении налогообложения частного капитала. Так, размер уравнительного сбора, исчисленный налоговыми органами Алтайской губернии за вторую половину 1923 года был настолько завышен, что при его полной выплате предприниматель получал бы лишь 5,57 % от суммы своего дохода. Инструкция «Об основных моментах работы в проведении кампании по подоходно-поимущественному налогу», открыто декларировала повышение общего процента изъятия денежных средств у частника [10]. Аналогичные инструкции были направлены уполномоченным наркомфина по Сибири А.М. Полоцким всем заведующим губернскими финансовыми отделами.

Многочисленные жалобы, поступавшие в налоговые комиссии о неправильном обложении оставались без удовлетворения. В Барнауле гражданин Б.С. Киборт обратился с жалобой в налоговую комиссию о том, что, проводя проверку в его фотоателье, фининспектор указал на несоответствие выбранного патента виду деятельности. Вместо патента на торговую деятельность III разряда ценою 4000 руб. государственного и 1000 руб. местного сборов, постановлением губернского финансового отдела от 31 января 1924 г. Киборт обязан был выбрать на следующее полугодие патент на промышленное предприятие стоимостью 400 тыс. руб. государственного и 100 тыс. руб. местного сбораи штраф за содержание промышленного предприятия без надлежащего патента в сумме 500 тыс. руб. Ходатайство гражданина Б.С. Киборта было отклонено.

Для организации нормального функционирования финансовых учреждений государством разрабатывалась методическая база введения ежеквартальной отчетности, устанавливались правила исчисления ставок налогов, инструкции и т.д. Однако отдаленность Алтайской губернии от центра и невозможность центральных органов власти всесильно контролировать деятельность местных органов власти зачастую приводили к нарушениям установленных норм. Так, развитие системы местных налогов способствовало введению на территории губернии большого количества налогов и сборов, доходы от которых поступали в местный бюджет. Устанавливались предельно допустимые значения отчислений в пользу местных бюджетов губернии от государственныхналогов: промыслового в размере 100 % от цены основных промысловых патентов, подоходно-поимущественного налога - 25 % к сумме налога, единого сельскохозяйственного - 20 %. Прибывшая в 1923 году финансовая проверка обнаружила 158 незаконных налогов и сборов.

Созданные в 1922 году Аттестационные комиссии, призванные определять степень соответствия работника, занимаемой должности и проверять деятельность того или иного отдела, ежегодно констатировали небрежное отношение к ведению секретной переписки как с органами ОГПУ так и по ведомственной линии. Показательным примером в этом отношении служит ответ Рубцовского Окружного финансового отдела (Окрфинотдел) на циркулярное письмо совершенно секретного порядка, в котором просили сообщить кого персонально из работников Оркфинотдела выделяют на случай мобилизации. Ответ был получен следующий: «ваш циркуляр получен и принят к исполнению». Зачастую секретную переписку конвертовали не по правилам, не следуя существующим инструкциям. Шифрработники не зашифровывали имена лиц, на которых посылалась корреспонденция.

Отношение к хранению дел секретной переписки характеризует случай появления в 1926 году на барнаульских прилавках в качестве бумаги для обвертывания различных письменных материалов госучреждений губернии, в том числе и финансового отдела. Эту бумагу торговцы покупали у специ-

альных обществ, получающих ее из учреждений как макулатуру, делая из нее пакеты для продажи. В связи с чем, специальным отделом ОГПУ было написано секретное письмо, предписывающее впредь не попускать подобных случаев и наказать виновным с последующим увольнением.

Со второй половины 1920-х гг. начинается масштабная реорганизация налоговых учреждений страны. С образованием Сибирского края в сентябре 1925 года был ликвидирован Алтайский губернский исполнительный комитет с передачей своих полномочий Сибирскому краевому исполнительному комитету и окружным комиссиям по районированию. В октябре 1925 г. были созданы финансовые отделы Барнаульского, Бийского, Каменского, Рубцовского и Славгородского окружных исполнительных комитетов. С 1 сентября 1926 года вводится единая типовая структура налоговых учреждений, законодательно закрепившая структурное единообразие финансовых органов на местах.

Принципиально меняется политика комплектования налоговых структур. Прежде всего, это касалось наличия в них беспартийных работников и работников идеологически «неблагонадежных», представителей интеллигенции. Приказом Барнаульского окружного исполнительного комитета № 1 от 8 октября 1926 года, было сокращено порядка 5 % штата финансового отдела как малоценных и политически неблагонадежных сотрудников, 4 % как несоответствующих, занимаемой должности [11]. За период с декабря 1926 по январь 1928 года было сокращено около 25 % штата финансового отдела [12]. Все беспартийные работники были отстранены от должностей как не пригодные для гражданской службы. Циркуляр РСФСР НКФ № 3 от 10 октября 1926 года предписывал всех беспартийный сотрудников госучреждений и общественных организаций, допущенных к ведению секретной переписки строго учитывать и предварительно согласовывать с местными органами ОГПУ, требуя от них предъявления двух поручительств за себя от членов ВКП (б).

Комплектование штата работников финансового отдела происходило за счет командирования служащих из других отделов, а также обучения и переподготовки работников. В 1926 году в Новосибирске организовываются курсы «для поднятия квалификации финработников». В Барнауле при Барнаульском окружном финансовом отделе начинает действовать кружок «самообразования счетных работников». В кружке обучалось 40 человек сотрудников разной квалификации - начиная от конторщика и бухгалтера и кончая финансовыми агентами [13].

Таким образом, организация и деятельность налоговых учреждений на местах носила сложный и противоречивый характер. Государство ставило перед местными финансовыми отделами сложные задачи по восстановлению экономики, развитию местных бюджетов, организации бюджетно-налоговой политики, а также своевременному сбору налогов. При этом проблемы, связанные с формированием кадрового состава работников налоговых учреждений, организацией их деятельности не носили определяющий ха-

рактер в кадровой политике государства. Отсутствие специальных учебных заведений, низкое денежное довольствие работников окружных финансовых отделов отрицательным образом сказывались на функционировании последних. В связи с чем, распространение получает практика привлечения к работе в налоговые учреждения страны бывших служащих царских финансовых ведомств. Однако, если в центральных регионах страны, основной проблемой привлечения царских служащих являлась слабая материальная привлекательность, то в регионах, в частности, на Алтае одной из ключевых проблем было зачастую отсутствие данной категории лиц.

Реорганизация налогового аппарата 1925-1927 гг., не принесла значительных результатов. Попытки правительства единообразно структурировать органы взимания, в первую очередь, за счет сокращения штатных единиц и беспартийных служащих, привели лишь к значительным сокращения на местах, а как следствие и возврату окружных налоговых отделов к положению близкому к 1921-1923 гг. При этом нельзя говорить, что проблема формирования кадров на местах не волновала государство, оно было заинтересовано в наличии новых партийных квалифицированных кадрах. Но в отношении местных работников возможностей для систематического изучения их качественного состава не имелось. Ввиду чего, скидывающаяся противоречивость, выражавшаяся с одной стороны, в усиливающейся централизации в вопросах организации налоговых учреждений на местах, с другой стороны, в отсутствии возможности полностью контролировать деятельность последних, способствовала возникновению проблем в функционировании налоговых структур на местах, которые, в условиях 1920-х гг., так до конца и не были решены.

Список литературы:

1. Сокольников Т.Я. Основные линии финансовой работы. - М., 1925.; Гензель П.П. К вопросу о налоговой реформе СССР - М., 1925; Марьяхин Г Очерки истории налогов с населения в СССР. - М.: Госиздат, 1964 и др.

2. История Министерства Финансов России. 1917-1932 / Под. ред. А.Л. Кудрин. - М.: ИНФРА-М, 2002. - Т. II. - 482 с.; Розова М.А. Финансовая инспекция Петрограда-Ленинграда в 1921-1929 годах: структура, кадры, основные направления деятельности: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.; История государственной службы в России. ХУШ-ХХ вв.: учеб. пособие / Сост. А.Г. Архипова, Т.Г. Румянцева и др. -М., 1999. - 230 с. и др.

3. Письмо заведующего финансовым отделом Рубцовского уездного исполнительного комитета // Государственный архив Алтайского края (далее ГААК). Ф. Р-16. Оп.2. Д. 16. Л. 1-5 об.

4. Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизм, действия // Вопросы истории. - № 7. - С. 77.

5. Налоговое регулирование частного торгово-промышленного предпринимательства на Алтае: опыт нэпа / Е.В. Демчик // Финансы Алтая. 17472002. - Барнаул, 2002. - С. 386.

6. Сведения о промысловом обложении с 1 октября 1921 по 1 апреля 1922 // ГААК. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 22. Л. 65.

7. Там же. Л. 68.

8. Борьба с голодом // Красный Алтай. - 1921. - 28 января. - № 2.

9. Очерки истории Алтайского края / под. ред. Т.К. Щегловой. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. - С. 288.

10. Кочетова К.В. Налоговая парадигма советской экономики периода нэпа (на материалах Алтайской губернии) // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2013. - № 4-1, Т. 1. - С. 172.

11. Налоговое регулирование частного торгово-промышленного предпринимательства на Алтае: опыт нэпа / Е.В. Демчик // Финансы Алтая. 17472002. - Барнаул, 2002. - С. 388.

12. Отчет Барнаульского окружного исполнительного комитета о реорганизации налоговых структур // ГААК. Ф. Р-105. Оп. № 2. Д. 20. Л. 23.

13. Справка Барокрфинотдела о переподготовки работников наружного надзора // ГААК. Ф. Р-105. Оп. № 2. Д. 20. Л. 21.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК БОЛЬШЕВИСТСКОГО

СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ТЕАТРА 1920-Х ГОДОВ)

© Хайретдинова Н.Э.*

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

В статье на уфимском примере рассматриваются основные факторы, препятствовавшие институционализации театральной среды в 20-е годы ХХ века. В исследуемый период страна переживала глубокий экономический кризис, на этом фоне шел процесс распределения социальных ролей между органами государственной и партийной власти. Меры по упорядочению деятельности театра принимались формально. Не было составлено представление о социальных нормах и ценностях советского гражданина. Серьезной проблемой стал вопрос художественной методологии.

Ключевые слова институционализация театральной среды, социальные нормы и ценности, уфимский театр.

* Аспирант кафедры Туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.