Научная статья на тему 'Организация хореографического коллектива'

Организация хореографического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2063
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕТСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ / ORGANIZATION OF TRAINING IN CHOREOGRAPHIC ART / DANCING ART / CHILDREN''S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Стручкова Саида Вагиф Кызы

В данной статье авторы рассматривают организацию детского хореографического коллектива, этапы и структуру отбора детей для обучения хореографическому искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Стручкова Саида Вагиф Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

In this article authors consider the organization of children's choreographic collective, stages and structure of selection of children for training in choreographic art.

Текст научной работы на тему «Организация хореографического коллектива»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 5 2015

УДК 793.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Карпенко Виктор Николаевич

канд. пед. наук

Карпенко Ирина Анатольевна

доцент

Стручкова Саида Вагиф кызы

магистрант

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород

author@apriori-journal. ru

|Аннотация. В данной статье авторы рассматривают организацию детского хореографического коллектива, этапы и структуру отбора детей для обучения хореографическому искусству.

Ключевые слова: танцевальное искусство; детский хореографический коллектив; организация обучения хореографическому искусству.

ORGANIZATION OF CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

Karpenko Viktor Nikolaevich

candidate of education sciences

Karpenko Irina Anatolevna

associate professor

Struchkova Saida Vagif kyza

undergraduate

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

Abstract. In this article authors consider the organization of children's choreographic collective, stages and structure of selection of children for training in choreographic art.

Key words: dancing art; children's choreographic collective; organization of training in choreographic art.

Понятие «организация обучения» выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и физических качеств. Форма организации обучения означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Грамотная организация обучения хореографическому искусству имеет большое значение. Наибольшее распространение массовой танцевальной культуры происходит через активную работу детских хореографических коллективов. Организация хореографического коллектива происходит на нескольких этапах и имеет свою структуру [1, с. 30-38].

На первом этапе необходимо оборудовать помещение: большой квадратный светлый зал с деревянным половым покрытием, недопустимо лаковое покрытие и бетонный пол. Во избежание физических травм деревянный пол орошается водой, а танцевальная обувь натирается канифолью.

Танцевальный зал оборудуется станками вдоль стен, которые должны быть гладко отполированы. Они прикрепляются параллельно полу на расстоянии 200-250 мм. от стены, диаметр - 50 мм. Высота станка для детей младшего школьного возраста - 650-700 мм., для детей старшего школьного возраста - 900-1100 мм. Для успешной работы разновозрастного хореографического коллектива необходимо установить двойные станки. На стены прикрепляются зеркала, высота у которых до 2 м.

Для переодевания участников коллектива отводится отдельное помещение с душем. Хореографический зал должен быть чистым и регулярно проветриваться. Постоянная температура воздуха 15°-17°. В хореографическом зале устанавливаются технические средства: магнитофон, музыкальный центр, телевизор, видео, ОУЭ-проигрыватель и др. Определяется место для фортепиано или баяна. Инструмент должен

располагаться так, чтобы во время работы концертмейстер видел исполнителей.

На втором этапе организации детского хореографического коллектива выполняется работа по рекламе. Вывешивается большое красочное объявление об организации детского хореографического коллектива, в котором указывается:

• название коллектива,

• жанр работы коллектива,

• фамилия, имя, отчество руководителя,

• дата, время, место отбора детей,

• возраст принимаемых детей.

Целесообразно использовать средства массовой информации - радио, телевидение - для рекламы детского хореографического коллектива. Хороший приток детей дают непосредственные контакты со школьниками. Беседы с детьми и родителями проводимые по школам, помогут руководителю находить и привлекать одаренных детей [3, с. 28-41].

На третьем этапе руководитель проводит практический отбор детей в детский хореографический коллектив.

1. В назначенное время собрать детей и родителей в помещении, где дети смогут переодеться, а родители ожидать своих детей.

2. В хореографическом зале произвести отбор детей по следующим критериям: хореографические данные, внешние данные, музыкальные данные, артистические способности.

3. Провести родительское собрание для принятых в коллектив детей с родителями. Детям не прошедшим отбор предложить другое применение их способностей в других видах спорта и искусства.

4. Отследить физическое здоровье детей по медицинским справкам от врача.

На родительском собрании руководитель знакомит родителей с целями и задачами работы данного хореографического коллектива. Фор-

мирует возрастные группы детей - не более 20 человек. Определяет расписание занятий. Предъявляет требования к форме одежды: для мальчиков - футболка, майка, короткие или удлиненные облегающие шорты, балетные мягкие туфли, народные сапоги; для девочек - купальники, лосины, короткие или длинные юбочки, мягкие балетные туфли, туфли с каблуком, гладкие, собранные на затылке в пучок волосы. Руководитель должен заручиться поддержкой родителей в спонсировании пошива костюмов и организации поездок и экскурсий [1, с. 30-38].

Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководителю необходимо увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения.

По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству? Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, эмоциональная насыщенность образов, крепкая память и воображение. Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны.

При отборе детей руководитель детского хореографического коллектива должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.

Определение внешних сценических данных.

Существуют основные типы сложения - долихоморфный и брахиморфный. Долихоморфный - это астенический тип, рост высокий или выше среднего, туловище короткое, малая окружность грудной клетки, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза, походка с развернутыми стопами (носки врозь).

Брахиморфный - рост средний или ниже среднего, туловище длинное, большая окружность грудной клетки, широкие плечи, короткие ниж-

ние конечности, большой угол наклона таза, походка со стопами развернутыми вовнутрь.

При отборе детей долихоморфный тип предпочтительнее, особое внимание уделяется пропорциональному сложению тела, ибо пропорционально сложенный организм легче переносит нагрузки и перегрузки, которые неизбежны в будущей работе. Определяются хореографические данные, такие как выворотность ног, величина шага, подъем стопы, гибкость тела, прыжок [2, с. 40-55].

Выворотность ног - это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Такая выворотность зависит от свободной подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра и связок, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости.

Кроме того, педагог определяет и пассивную выворотность, то есть выявляет степень запаса выворотности для возможного ее развития в процессе обучения.

Подъём стопы - это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами. Стопа должна выводиться в одну линию с голенью при высокой степени подвижности в голеностопном суставе и пальцах.

Гибкость тела - это способность свободно максимально прогнуться назад. Прогиб совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков.

Величина шага - это степень подвижности тазобедренных суставов и позвоночного столба. Кроме того, она зависит от эластичности мышц. Критерием величины шага является угол поднятой ноги не ниже 90° для мальчиков, и выше 90° для девочек.

Прыжок - это способность высокого отталкивания - баллон, который зависит от подвижности суставов нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мышц ног.

Мягкость приземления характеризует эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия, а также плотно прижатые пятки к полу при низком приседании. Отсутствие каких-либо хореографических сценических признаков не является еще основанием для отказа в приеме в коллектив. Следует учитывать еще и музыкальные и танцевальные возможности ребенка.

Музыкальные, ритмические, танцевальные способности.

Эмоциональность и темперамент имеют большое значение для будущего исполнителя и его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности зависят от свойств нервных процессов: возбуждения, торможения, их силы, уравновешенности и подвижности.

Скорость развития музыкальных способностей зависит от темперамента и степени одаренности ребенка.

Предлагаются простые способы выявления этих данных: маршировка под музыку, ритм и темп которой время от времени меняется, импровизация танца или ритмического рисунка под музыку. Определение этих способностей имеет значение для артистизма и танцевальности будущих исполнителей [4, с. 34-40].

Медицинские показатели.

Для успешного обучения хореографическому искусству необходимо хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей тела. Симметричные черты лица, удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы, удлиненные руки - при опущенных руках, конец среднего пальца находится на середине бедра или чуть ниже, прямой позвоночный

столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная грудная клетка, красивая линия ног с продолговатыми мышцами.

Таблица 1

План-тестирование хореографических способностей детей

Критерии отбора Проверка действий Пояснения и рекомендации

1 этап. Хореографические данные.

1.Подъем стопы

Вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой

Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений. Для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения._

2.Выворотность в стопе

Выполнить 1, 4, 5 позиции ног, battement tendu

Отсутствие выворотности, неподвижность голеностопного сустава может привести к травме. При выполнении позиций все пальцы должны плотно прилегать к полу_

З.Выворотность в бедре

Выполнить demi plie

Grand plie, rond de jambe par terre, «лягушка» лежа на спине и животе

Упражнение «лягушка» следует выполнять осторожно с нажимом на колени. Отсутствие выворотности бедра не позволит правильно и красиво выполнить позы классического танца. Развивается с помощью специальных упражнений_

4.Величина шага

Выполнить releve lent во всех направлениях с удержанием ноги на максимальной высоте

Нога должна идти свободно без усилий и боли, связки должны эластично растягиваться. Специальные упражнения увеличивают растяжку шага

5.Гибкость корпуса

Выполнить перегибы корпуса во все направления

Верхняя часть корпуса перегибается легко и свободно, с устойчивым равновесием в нижней части корпуса. Идеальная гибкость не обязательна

Продолжение таблицы 1

Критерии отбора Проверка действий Пояснения и рекомендации

6.Прыжок Выполнение прыжков на 2 ногах на максимальную высоту Необходимо добиваться вытягивания корпуса и коленей в воздухе, полного опускания пяток на пол при приземлении, отталкивание производить всей ступней

2 этап. Музыкальные данные.

1.Музыкальный слух Исполнись песню, громкого и тихого звучания Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству

2.Ритм Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается

3 эта ш. Артистичность и выразительность.

1.Мимика лица. Эмоции Выполнение образных движений, выражение чувств лицом, рассказ стихотворения с выражением Все дети естественны и непосредственны. Это необходимо сохранять и развивать

2.Вырази-тельность Импровизация на заданную тему, выполнение поклона на «бис» Внутреннее раскрепощение ребенка - основная задача педагога для развития выразительности

4 этап. Медицинские показания.

Особое внимание нужно обратить на стопу, так как это наиболее нагружаемая часть тела. Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1, 2, 3 пальцы равны по длине и они больше 4, 5 пальцев. Стопа узкая, с разворотом пальцев наружу.

Предъявляется медицинская справка от врача-терапевта о состоянии здоровья ребенка. Профессионально заниматься хореографическим искусством могут дети, не имеющие тяжёлых хронических заболеваний

внутренних органов и психических расстройств. Но с помощью хореографического искусства, сегодня можно и нужно заниматься оздоровлением больных детей, создавая специальные группы, которые будут поправлять свое здоровье с помощью специальных индивидуальных программ обучения [1, с. 30-38].

В детский хореографический коллектив сегодня принимаются все желающие. Но отбор необходим для определения хореографических возможностей и способностей детей. Руководителям хореографического коллектива предлагается выполнять отбор по определенному плану (таблица 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для того, чтобы организовать свой хореографический коллектив, необходимо выполнить определенные условия. Должно быть правильно подобрано и оборудовано помещение, для занятия хореографией, учитывая все его параметры, создана техническая база, проведена рекламная работа по привлечению детей в коллектив.

Отбор детей необходимо производить в несколько этапов: диагностика детей, собрание детей с родителями, организация занятий. Диагностика способностей детей имеет важное значение для учебного процесса: сначала необходимо определить внешние, сценические, хореографические данные ребенка, затем проверить его музыкальный слух, чувство ритма, в обязательном порядке, должны учитываться его медицинские показатели.

Только пройдя эти этапы, можно начинать воспитательно-образовательный процесс в детском хореографическом коллективе.

Список использованных источников

1. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: «Искусство», 1987. 554 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 192 с.

3. Лопухов Ф. В. 60 лет в балете. М., 1989. 373 с.

4. Габович М. Статьи, воспоминания о М.М. Габовиче. М.: «Искусство», 1977. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.