УДК 336.148
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Якунина Т.А., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Государственный финансовый контроль - это неотъемлемая часть системы государственного управления в целом, и в частности реализации государственных программ РФ. Важнейшая задача государственного финансового контроля в условиях реализации программного бюджета заключается в создании системы объективной, актуальной информации, которая бы в деталях отражала весь процесс реализации государственных программ, служила основой для осуществления управленческих решений по результатам анализа выявленных отклонений фактических от плановых результатов. В данной статье проанализирована организация государственного финансового контроля за реализацией государственных программ. При написании статьи применялись такие методы исследования как системный анализ, теория экономических систем и моделей, метод экспертной оценки. В статье раскрыты задачи и место государственного финансового контроля в организации исполнения государственных программ. Отмечена необходимость проведения государственного финансового контроля выполнения государственных программ в России. В статье изложены основные направления государственного финансового контроля за реализацией государственных программ, произведена оценка эффективности государственного финансового контроля за реализацией государственных программ. В статье определены пути совершенствования государственного финансового контроля за реализацией государственных программ, на основании проведенного исследования сформулированы краткие выводы.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственная программа, расходы бюджета, эффективное использование средств, эффективность государственного финансового контроля.
THE ORGANIZATION OF STATE FINANCIAL CONTROL OVER IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMMES OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Yakunina T.A., student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. State financial control is an integral part of the public administration system in General, and in particular the implementation of state programmes of the Russian Federation. The most important task of the state financial control in the conditions of implementation of the programme budget is to create a system of objective, relevant information, which in detail reflects the whole process of implementation of state programs, served as a basis for the implementation of management decisions on the results of the analysis of deviations of actual from planned results. This article analyzes the organization of state financial control over the implementation of government programs. When writing the article were used such research methods as systematic analysis, the theory of economic systems and models, the method of expert evaluation. In the article the tasks and role of state financial control in the organization of performance of state programs. The necessity of conducting state financial control of implementation of state programs in Russia. The article describes the main directions of the state financial control over the implementation of state programs, evaluated the effectiveness of the state financial control over implementation of public programs. In the article the ways of improvement of state financial control over implementation of state programs on the basis of the study are formulated a brief conclusion.
Key words: state financial control, state program, budget expenditures, effective use offunds, efficiency of state financial control.
Введение
Функционирования бюджетных отношений финансовых ресурсов, направленных на любой страны, учитывая ограниченность реализацию социальных и экономических
программ, требует повышения эффективности государственного финансового контроля. В мировой практике оценка выполнения государственных программ является объектом такой формы контроля, как аудит административной деятельности. Необходимость внедрения его аналога - аудита эффективности - в России обусловлена потребностями контроля не только законности и целевого характера использования бюджетных средств, но и оценкой экономичности, результативности и эффективности исполнения бюджетных и государственных программ, все это свидетельствует об актуальности выбранной тематики.
Основные направления государственного финансового контроля за реализацией государственных программ РФ
Эффективное использование средств - это одна из ключевых проблем исполнения бюджета в большинстве государств. Особенно актуальна данная проблема для России, осуществляющей бюджетную политику в условиях ограниченности ресурсов.
Первоочередной задачей для органов, которые осуществляют бюджетный контроль, является определение приоритетных
направлений при распределении финансов, их источников, а также обеспечения контроля над целевым, продуктивным использованием средств бюджета. Для эффективного выполнения перечисленных задач большинство развитых в экономическом плане государств использует программно-целевой метод бюджетного формирования.
Мировая практика указывает на то, что государственный контроль выполнения программ производится в двух видах: аудита административной деятельности и финансового аудита. [1, С. 102]
При этом первый преимущественно осуществляется там, где присутствует социальная проблема и необходим поиск ее решения. Финансовый контроль исходит от потоков средств бюджета. При потреблении бюджетных средств, независимо от выполнения показателей программы, возникает
необходимость финансового контроля законности использования бюджетных средств.
Государственный финансовый контроль государственных программ производится на всех этапах жизненного цикла программ (рис. 1).
Рис. 1 - Система государственного финансового контроля государственных программ в РФ [2, С. 52]
Необходимость проведения государственного финансового контроля выполнения
государственных программ в России обусловливается следующими факторами:
- слабой финансовой дисциплиной, вызывающей нецелевое использование средств,
которые выделены на реализацию государственных программ;
- недостатками в организации реализации государственных программ, что препятствует достижению целей этих программ. [3, С. 240] В организации выполнения государственных
программ среди недостатков необходимо выделить:
- слабость нормативно-правовой базы их реализации;
- невыполнение участниками государственных программ функциональных обязанностей, которые закреплены законодательством.
Основы функционирования бюджетной системы основываются на отношениях, возникающих в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и рассмотрения отчетов об их выполнении. Поэтому, на стадиях бюджетного процесса, государственный финансовый контроль целесообразно рассматривать в зависимости от времени его реализации по следующим видам:
- предварительный контроль, который направлен на предотвращение принятия необоснованного управленческого решения и предупреждения незаконных и неэффективных бюджетных расходов;
- текущий контроль, который осуществляется для своевременной корректировки возможных отклонений и исправления недостатков на стадии исполнения управленческого решения;
- последующий контроль, проводится по отчетным данным о результатах выполнение управленческого решения и направленный на обнаружения недостатков, которые приводят к незаконным или неэффективных бюджетных расходов, и принятия меры для их предупреждения в дальнейшем. [9, С. 53]
Конкретные цели, которых необходимо достичь в результате реализации государственной программы в течение бюджетного периода, формируют задачи государственной программы. При этом определяют следующие характеристики качества формулировки задачи государственной программы [8, С. 67]:
1. Ориентированность на результат;
2. Выражение результатов в количественных измерениях;
3. Установление сроков выполнения задачи;
4. Конкретность.
Четкое описание направлений деятельности в рамках государственной программы дает возможность выявить основные направления
расходования средств бюджета на время планирования, провести анализ выполнения государственных программ и оценить показатели отчетности их выполнения.
Оценка эффективности государственного
финансового контроля над расходами
бюджета на выполнение государственных программ РФ
Программный принцип формирования бюджета обуславливает необходимость финансового контроля над расходами бюджета на выполнение государственных программ РФ. Однако именно осуществление
государственного финансового контроля не является достаточным. Целесообразность финансового контроля, прежде всего, определяется величиной его эффективности.
Уменьшение количества и объемов финансовых правонарушений относят к целям тактического характера. А степень их достижения будет промежуточной
эффективностью. [7, С.700]
Эффективность государственного
финансового контроля представляет собой совокупность абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют работу контролирующего органа.
Влияние на оценку эффективности государственного финансового контроля оказывают:
1. Эффективность системы мероприятий, связанных с организацией финансового контроля;
2. Уровень квалификации проверяющих;
3. Взаимодействие контролирующего органа с субъектом хозяйствования;
4. Совершенство методов, используемых при осуществлении контрольных мероприятий;
5. Уровень развития системы мер по предупреждению финансовых правонарушений. [6, С. 250]
Для проведения оценки эффективности работы контролирующих органов, которые осуществляют государственный финансовый контроль за выполнением государственных программ, используются следующие показатели:
1) коэффициент результативности
контрольных мероприятий (Крез) [4, С. 56]:
К Л/т
К
рез
К,
, ед
(1)
где Кмв - количество примененных мер воздействия (ед.);
Ккм - количество проведенных контрольных мероприятий (ед.).
2) коэффициент действенности контрольных мер (Кд) [4, С. 57]:
тт Кмв „
К и =-, ед
К
(2)
вн
где Кмв - количество примененных мер воздействия (ед.);
Квн - количество выявленных нарушений
(ед.).
3) коэффициент интенсивности контрольных мероприятий (Ки): К,
тт -^км „
Ки = —>ед
(3)
где Ккм - количество проведенных контрольных мероприятий (ед.).
Ч - численность лиц, принимавших участие в контрольных мероприятиях (ед.).
4) коэффициент «экономической
эффективности» или окупаемости - обобщенный показатель оценки работы контролирующего органа (Кээ) [4, С. 57]: От
ТУ пс
Кээ > ед
О
(4)
где Опс - объем средств, уплаченных в бюджет в результате проведенных контрольных мероприятий - штрафные санкции (руб.);
Оз - объем средств, которые были потрачены на содержание контролирующего органа (руб.).
Все перечисленные коэффициенты должны стремиться к максимуму, то есть чем они выше -тем больше эффективность контроля.
5) коэффициент качества контрольных мероприятий за определенный период времени (по результатам выполнения плана) (Кк): К
" (5)
К„ , ед
К
си
где Кучр - количество учреждений на которых проводились контрольные мероприятия, на
которые подали судебные иски (ед.);
Кси - количество судебных исков против учреждений, выполняющих государственные программы.
6) коэффициент прямых финансовых потерь, который может быть рассчитан как в количественном выражении, так и в денежном (Кфп) [4, С. 58]: К
Кфп =:т2Еп, ед
КГТТ
(6)
где Квгп - количество выполненных государственных программ в полном объеме (ед.);
Кгп - общее количество вкладчиков (ед).
В денежном выражении данный коэффициент рассчитывается аналогично. Целесообразным будет рассчитывать коэффициент финансовых потерь относительно конкретного вида учреждений. В этом случае контролирующий орган выявит пробелы в работе отдельных департаментов.
Фактором, который может свидетельствовать о росте эффективности работы
контролирующего органа является приближение коэффициентов качества и финансовых потерь к нулю.
7) коэффициент общей эффективности (Кэ), который направляется к максимуму;
Кэ =
КЭ1 + Кэ2 + Кэ3 + ••• + Кэп
ед
(7)
п
где Кэ1, Кэ2, Кэз...Кэп - коэффициенты, характеризующие эффективность работы контролирующего органа;
п - количество коэффициентов (ед.).
Таким образом, показатель совокупной эффективности государственного контроля над расходами бюджета на выполнение государственных программ будет
рассчитываться как сумма коэффициентов, характеризующих эффективность работы контролирующего органа:
Э = Э1 + Э 2 +Эз + Э 4. + Э5 (8)
В таблице 1 наглядно представлены показатели эффективности государственного финансового контроля в сфере контроля расходов бюджета на выполнение государственных программ.
Таблица 1 - Показатели эффективности государственного финансового контроля в сфере контроля расходов бюджета на
выполнение государственных программ [4, С. 59]
Показатель Характеристика Значение
Количество исполненных предписаний по устранению выявленных нарушений (Э1) Полностью исполнено 1
Частично исполнено 0,5
Не исполнено 0
Количество проверок по результатам контрольных мероприятий и количество возбужденных дел (Э2) Проверка проведена, дело возбуждено 1
Проверка проведена, дело не возбуждено 0,5
Проверка не проведена 0
Количество лиц привлеченных к ответственности (Э3) Меры ответственности применены по всем фактам нарушения 1
Меры ответственности применены по основным фактам нарушения 0,5
Меры ответственности не применены 0
Количество возвращенных бюджетных средств, использованных не по назначении (Э4) Возвращены все средства 1
Средства возвращены частично 0,5
Средства не возвращены в бюджет 0
Уровень достижения целевых показателей государственной программы В полном объеме 1
Достигнуты частично 0,5
Не достигнуты 0
Значение показателя совокупной
эффективности от 0 до 1 считается низким, от 2 до 3 считается средним, а от 4 до 5 является высоким.
Некоторые показатели можно определить исходя из данных Счетной палаты РФ. В 2018 году по 46 государственным программам, 581 целевой индикатор достигнут в полном объеме, частично достигнуто 170 целевых индикаторов и 50 - не достигнуты, в процентном соотношении 71,10 %, 20,80 % и 6,10 % соответственно и по 1,90 % (16 целевым индикаторам) - сведения не предоставлены.
Для расчета других показателей, которые могут свидетельствовать об эффективности работы, публичных данных Счетной палаты РФ недостаточно. Но даже рассчитанные показатели, не могут достоверно свидетельствовать об эффективности
финансового контроля, так как они не учитывают ряд объективных факторов.
Поэтому, при реформировании системы финансового контроля должна быть учтена обязательность сбора и обнародования таких сведений в официальных изданиях.
Пути совершенствования государственного финансового контроля за выполнением государственных программ РФ
В современных условиях развития все больше значение приобретает оценка эффективности и результативности управления государственными ресурсами. Речь идет о модернизации контроля, который бы имел направленность на проведение глубокого анализа и оценки системы государственного управления в различных сферах с точки зрения эффективности, результативности, а не только с точки зрения установления законности операций и целевого использования средств, как это традиционно принято во время проверок. Более того без эффективной системы контроля в системе государственного управления невозможно построение высокоразвитого, демократического государства.
Государственный финансовый аудит - это важнейшая функция государственного управления, которая нацелена на выявление отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и результативности управления финансовыми ресурсами и другой государственной собственностью, а при наличии
отклонений - на принятие соответствующих предупреждающих и корректирующих мер. От I эффективности государственного финансового контроля напрямую зависит экономическое, и в значительной степени политическое
благополучие государства.
Внедрение государственного аудита как новой самостоятельной формы государственного финансового контроля, безусловно, связано с многочисленными проблемами.
К основным из них относятся следующие проблемы:
- через новизну государственного аудита не определены главные принципы, процедуры и отсутствуют обоснования методов осуществления данной формы финансового контроля;
- не решен вопрос информационного и
I
программного обеспечения аудиторского
I
процесса;
- не определены функции аудиторов, их права, этические нормы деятельности, обязанности и ответственность;
- четко не определены пользователи информации, которая будет получена в результате государственного аудита;
- не установлена форма выходных документов, которые должны составляться по результатам государственного аудита;
- отсутствие правовых гарантий нефискальности государственного аудита;
I
- неурегулированность взаимоотношений между государственными финансовыми органами по поводу назначения и проведения государственного аудита и использование его результатов. [5, С. 446]
Безусловно, в период, когда Россия развивает рыночные отношения, нельзя недооценивать
I
роль финансового контроля государства, которая заключается в обеспечении финансовой дисциплины. Следует помнить, что финансовый
I
контроль - это один из способов наполнения государственного бюджета, что является важным для такой страны, как Россия. Это также инструмент борьбы с преступлениями в сфере финансовых отношений, способ сохранения
I
государственного имущества и средств, что крайне актуально в последнее время в нашей
стране. Кроме того, эффективность осуществления контрольных функций является фактором повышения авторитета государства в мировом сообществе.
Важным является разработка и рекомендации основных направлений совершенствования существующей системы государственного финансового контроля с целью улучшения деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их устойчивости и эффективности функционирования. Среди таких направлений можно выделить:
1. Усовершенствование законодательной базы в сфере государственного финансового контроля и аудита;
2. Принятие и корректировка правительственных решений по вопросам организации правительственного внутренне системного государственного аудита;
3. Осуществление постепенного перехода от ревизий финансово-хозяйственной деятельности к аудиту выполнения основных показателей бюджетных учреждений. [15]
Учет выше перечисленных предложений является эффективным залогом повышения результативности государственного
финансового контроля и важным фактором укрепления экономической безопасности на пути интеграции России в мировое сообщество системы финансового контроля и аудита.
Заключение
Эффективное использование средств - это одна из ключевых проблем исполнения бюджета в большинстве государств. Особенно актуальна данная проблема для России, осуществляющей бюджетную политику в условиях ограниченности ресурсов. Принимая во внимание, что первоочередной задачей для Минфина России и органов, которые осуществляют бюджетный контроль, является определение приоритетных направлений при распределении финансов, их источников, а также обеспечения контроля над целевым, продуктивным использованием средств бюджета. Для эффективного выполнения перечисленных задач большинство развитых в экономическом плане государств использует
программно-целевой метод бюджетного формирования.
Для проведения оценки эффективности работы контролирующих органов, которые осуществляют государственный финансовый контроль за выполнением государственных программ, используют коэффициент
результативности контрольных мероприятий коэффициент действенности контрольных мер; коэффициент интенсивности контрольных мероприятий; коэффициент «экономической эффективности» или окупаемости; коэффициент качества контрольных мероприятий за определенный период времени; коэффициент прямых финансовых потерь; коэффициент общей эффективности.
В настоящее время важным является разработка и рекомендации основных направлений совершенствования существующей системы государственного финансового контроля с целью улучшения деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их устойчивости.
Список используемых источников
[1] Андреев, А.Г. К истории становления государственного финансового контроля в России. - М.: Экономическая газета, 2014. - С. 102.
[2] Глухова Е. М. Основы финансового контроля в России // Молодой ученый. - 2017. - №28. - С. 52.
[3] Громова, С.В. Проблемы организации внутреннего контроля // Молодой ученый. - 2016. - № 18. - С. 240.
[4] Даниленко, Н.И. Методологический инструментарий и методологический подход современных средств контроля в бюджетной сфере // Финансовый бизнес. -2017. - №5. - С. 56 - 63
[5] Леверьева Е. В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2015. -№12. - С. 446.
[6] Петраков М.А., Шестерик Е.А. Государственные программы: формирование и реализация // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 250.
[7] Салынцев, Ю.А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 700.
[8] Становихина, А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы // Молодой ученый. - 2017. - №37. -С. 66-67.
[9] Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 53.
[10] Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfm.ru/ru/ (дата обращения: 08.04.2019)
[11] Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 11.11.2019)
[12] Правительство России [Электронный ресурс] URL: http://government.ru (дата обращения: 11.11.2019)
[13] Счетная палата РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 11.11.2019)
[14] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.11.2019)
[15] Интернет-журнал Вестник Евразийской науки [Электронный ресурс] URL: https://esj.today (дата обращения: 11.11.2019)
V V ==================================