АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО 61
КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 796.015.865:37.037.1-057.874
ББК Ч420.055+Ч511.3+Ч420.058.58 ГСНТИ 14.07.01 Код ВАК 13.00.01
Кумскова Елена Евгеньевна,
старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗАГОРОДНОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ В СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: загородный детский центр; физическое воспитание; спортивно-массовая работа; физкультурно-оздоровительная работа; отдых.
АННОТАЦИЯ. Приводится краткий анализ сведений об организации физкультурно-массовой работы в загородном детском центре, рассматриваются педагогические аспекты деятельности детского центра в связи с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
Kumskova Elena Yevgenievna,
Senior Lecturer of Department of Physical Training, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING FOR MASSES AND A HEALTHY WAY OF LIFE IN AN OUT-OF-TOWN CHILDREN'S CENTER IN CONNECTION WITH INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX
KEY WORDS: out-of-town children's center; physical training; physical training for masses; healthy way of life; recreation.
ABSTRACT. The article gives a brief analysis of the data about the organization of physical training for masses and a healthy way of life in an out-of-town children's center. It also regards some aspects of activity of an out-of-town children's center in connection with the introduction of the all-Russian sports complex.
Социально-экономические и социально-политические преобразования, происходящие в российском обществе в последние годы, вместе с ростом образованности, расширением кругозора людей усиливают их стремление к эффективно организованному процессу труда, реализации творческого потенциала, его развитию. Интерес к труду, творчеству сопряжен с определением социальной позиции личности, развитием ее самооценки, правового и нравственного самопознания. Поэтому неслучайно, что в современных условиях происходит усиление внимания к проблемам социализации детей. Воспитанник имеет возможность выбирать учреждения, виды объединения, темп освоения содержания образования в соответствии с интересами и уровнем притязаний.
В загородных детских центрах реализуются разнообразные социальные связи, есть благоприятная атмосфера для саморазвития, способствующая проявлению инициативы, творческой и социальной активности. Несмотря на многообразие и различие детских центров, они сохраняют общность, так как это организации, дающие возможность решать многие образовательные и воспитательные задачи, а главное - именно лагерь создает благоприятные условия для полезного полноценного отдыха детей.
Во многом решению воспитательных задач загородного детского центра способствует использование того потенциала, которым он обладает. Потенциал в толковом словаре определяется как совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо. Загородный детский центр - это учреждение дополнительного образования детей периодического функционирования (за исключением таких лагерей, как «Орленок»), важное звено в системе оздоровления, образования и воспитания детей. Загородные детские оздоровительные центры предоставляют уникальные возможности для каждого ребенка в самопознании, самореализации, приобретения социального опыта. Это связано с теми особенностями, которыми обладают детские загородные центры по сравнению с другими образовательными учреждениями. В детском загородном лагере существуют значительные возможности для того, чтобы объединить воспитательное воздействие социального окружения, педагогов, предметной и природной среды на личность. В качестве специфических возможностей загородного детского центра как воспитательной организации выделяют следующие:
- возможность организации ценностно-ориентационной деятельности, предоставляющей право выбора позиции через досуг
© Кумскова Е. Е., 2014
62
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 9
как средство формирования принадлежности к социуму;
- возможность расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети;
- возможность организации практической деятельности и смены видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей;
- возможность расширения круга общения личности, соответствующего ее интересам [1].
Планируя жизнедеятельность детей в загородном детском центре, педагогический коллектив ориентируется на организацию рационального режима питания и отдыха, приобщение детей к разнообразному социальному опыту, смену видов, разнообразие форм и содержания образовательной и досу-говой деятельности, отличной от типовой статичной и вербальной школьной (кружки, студии, игры, праздники, спортивные соревнования, познавательные конкурсы, танцевальные вечера), на обеспечение возможности выбора индивидуальных вариантов отдыха, занятий и развлечений, организует индивидуальную помощь каждому ребенку в случае возникновения у него затруднений в ходе решения возрастных задач.
За многие годы существования детских загородных центров накоплен богатый опыт практической деятельности, позволяющий успешно реализовывать основную цель лагеря - создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей для их социального становления.
Сегодня в нашей стране отдых и оздоровление детей являются одними из приоритетных социальных проблем. Современная система организации отдыха и оздоровления детей нуждается в обновлении и совершенствовании, что обусловлено рядом причин. Во-первых, постоянно увеличивается число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физической подготовленности. Во-вторых, отсутствует обоснование научного содержания теории и методики физического воспитания в загородных детских оздоровительных центрах с учетом изменившихся социально-экономических условий. В-третьих, современная система физического воспитания в детских оздоровительных лагерях носит не оздоровительный, а преимущественно развлекательный или околоспортивный характер.
В этой связи при организации и планировании программ на сезон и смену в детских оздоровительных центрах необходимо наиболее полно использовать средства физической культуры в сочетании с рационализацией питания и закаливанием. Хорошо
организованная двигательная активность детей является эффективным средством профилактики и лечения ряда заболеваний.
Организация работы загородного детского центра летом, в наиболее благоприятное время года, единый для всех режим дня, отсутствие ежедневных школьных уроков и домашних занятий, возможность длительного пребывания на свежем воздухе, удовлетворительная спортивная база, прекрасные природные условия, наличие летом естественного и искусственного водоема и многие другие специфические условия создают благоприятный фон для расширенной работы по физическому воспитанию, оздоровлению детей с использованием интересных игровых и соревновательных форм.
Физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы с детьми в загородном лагере. Оно органически сочетается с различными формами работы, содействует военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, формированию у них высоких морально-волевых качеств, подготовке их к жизни, труду и защите своей родины.
Являясь одним из звеньев современной системы физического воспитания подрастающего поколения, физическое воспитание в загородном детском центре в первую очередь связано с решением таких задач, как укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков и т. д.
Стержень всей работы по физическому воспитанию в детском центре - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО (далее ВФСК ГТО). Его задачи и содержание определяют основные направления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в лагере. Цель этой работы - подготовка детей к сдаче норм и требований ВФСК ГТО.
Физическое воспитание в детском лагере имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Эти особенности обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в детском центре, разнообразием контингента детей по возрасту, состоящего здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими, чем в школе, возможностями для занятий плаванием, туризмом, подвижными и военно-спортивными играми на местности, другими вида-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ми спорта и т. д. Только в условиях загородного детского центра возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической зарядки, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, организация и проведение крупных комплексных спортивных соревнований и спартакиад.
Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет, 10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет), состояния их здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности. Эти мероприятия являются составной частью режима дня лагеря и должны отвечать запросам и интересам детей, способствовать всестороннему развитию инициативы и самодеятельности, что соответствует ведущим принципам организации работы в коллективе. Очень важно привлекать к занятиям физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в детском лагере, сочетать эти занятия с общественно полезным трудом.
Успешное решение задач физического воспитания в загородном детском центре возможно только при активном участии в этой работе всех членов педагогического коллектива, четком распределении обязанностей между ними.
Загородный детский центр - это не только оздоровительное учреждение, а целостный социальный организм, специально созданный социум, подчиненный целям гуманистического развития личности. Главная цель деятельности загородных дет-
ских центров - это прежде всего организация отдыха, но при этом ключевым является организация процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени через ориентацию на определенную социально значимую ценность; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого участника лагеря. Сущность физического воспитания детей в загородном детском центре состоит в предоставлении ребенку возможностей ориентации в отношениях, возникающих в ходе его участия в различных видах двигательной деятельности. Включаясь в различные игровые ситуации, где роли меняются постоянно, ребенок переосмысливает ценности и представления о себе и окружающем мире.
Загородный детский центр наравне со школой, семьей, учреждениями дополнительного образования является воспитательной организацией. Возможности загородного детского лагеря как воспитательной организации влияют на физическое развитие ребенка через сопоставление характера отношений в разного вида группах, через отношение к «другому», к себе, к группе, к делу, через отношение к социальным ценностям, через преобладающее эмоциональное настроение. Таким образом, практика реальной жизни загородного детского центра как воспитательной организации будет определять просоциальный характер самоизменения ребенка в процессе спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кумсков С. В. Организация индивидуальной помощи подростку в загородном детском центре : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в пионерском лагере / сост. А. А. Александров, А. П. Горских, В. Н. Зимин, М. А. Милованов, З. К. Яншина. Кострома, 1989.
Статью рекомендует канд. биол. наук, доцент И. Н. Пушкарева.