организация Физкультурно-оздоровитЕльнои деятельности на вахтовых предприятиях сибири с использованием
цифровых дистанционных технологии
УДК/UDC 796:658
Поступила в редакцию 24.05.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Аспирант И.А. Карпова2
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
REMOTE DIGITAL TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF HEALTH AND FITNESS ACTIVITIES OF SHIFT WORKERS OF SIBERIA
Postgraduate student I.A. Karpova2 Dr.Hab., Professor V.G. Shilko1 Dr. Med., Professor L.V. Kapilevich1, 2
1National Research Tomsk State University, Tomsk 2National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - оценить перспективы применения дистанционных цифровых технологий в организации физкультурно-оздоровительной деятельности на вахтовых предприятиях Сибири.
Методика и организация исследования. В разработке приняли участие 400 здоровых мужчин в возрасте 20-40 лет, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом в северных районах Томской области в подразделениях нефтегазодобычи АО «Востокгазпром». Были сформированы две группы - экспериментальная (ЭГ, 200 человек) и контрольная (КГ, 200 человек). С участниками ЭГ в период пребывания на вахте проводились занятия ОФК с умеренной интенсивностью при большей моторной плотности, применялись физические нагрузки в компенсаторной и аэробной зонах интенсивности (ЧСС - до 150 уд/мин, моторная плотность - 48-75%). При использовании спортивных игр нагрузки значительной интенсивности были кратковременными. С участниками КГ занятий ОФК не проводилось. Результаты исследования и выводы. Технология реализации физкультурно-оздоровительной деятельности вахтовых рабочих основывается на сетевых информационных решениях с использованием возможностей визуализации, обратной связи и оперативного контроля. В группе вахтовых рабочих, занимающихся оздоровительной физической культурой, контрольные нормативы сдали 58%, количество пропущенных часов по болезни снизилось на 62,1%. У контрольной группы первый показатель снизился до 5%, второй не изменился. Таким образом, использование дистанционных технологий обеспечивает непрерывность физкультурно-оздоровительного процесса и достижение оптимального результата.
Ключевые слова: производственная гимнастика, оздоровительная физическая культура, вахтовый труд, отдаленные районы Сибири.
Abstract
Objective of the study was to assess the prospects for the application of remote digital technologies in the organization of health and fitness activities of shift workers in Siberia.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were 400 healthy males aged 20-40 years, who worked rotating shifts in the north the of Tomsk region and oil and gas production units of JSC Vostokgazprom. They were divided into two groups: Experimental and Control group, 200 subjects each. The Experimental Group males were subjected to moderate-intensity health and fitness activities with a higher motor density, while the physical exercises were applied in the compensatory and aerobic zones (HR - up to 150 bpm, motor density - 48-75%). During the sports games, the high-intensity physical loads were quite short-lived. The Control group males were not involved in health and fitness activities.
Results and conclusions. The technology of realization of health and fitness activities of shift workers is based on network information solutions using visualization, feedback, and on-line control. In the group of shift workers engaged in recreational physical practices 58% of the subjects passed the control tests, and the number of hours missed due to sickness decreased by 62.1%. In the Control group, the first indicator fell to 5%, while the second one remained unchanged. Therefore, the use of remote digital technologies ensures stable health and fitness process and optimal results.
Keywords: industrial gymnastics, recreational physical culture, rotational shift work, remote areas of Siberia.
Введение. Важной проблемой современного производства при всем многообразии его форм является процесс адаптации работающих к специфическим конкретным условиям деятельности. Правильно организованные занятия оздоровительной физической культурой (ОФК) способствуют расширению физиологических резервов организма, делая его более выносливым, сильным и устойчивым к внешним
воздействиям [4]. Это особенно актуально в северных районах Сибири с учетом сложных климато-географических факторов и отдаленности [9].
Расширение физиологических резервов организма имеет своим прямым следствием сохранение и укрепление здоровья человека. Занятия ОФК, с одной стороны, способствуют выработке наиболее важных психофизиологических
32
http://www.teoriya.ru
№!!• 2021 Ноябрь | November
качеств, необходимых в профессиональной деятельности (устойчивость, быстрота распределения и переключения внимания, координация движения, большая скорость сенсо-моторных реакций и т. д.), с другой - расширяют компенсаторные возможности организма, улучшают его работоспособность и уровень физической подготовленности [7, 8].
Цель исследования - оценить перспективы применения дистанционных цифровых технологий в организации физкультурно-оздоровительной деятельности на вахтовых предприятиях Сибири.
Методика и организация исследования. На первом этапе была оценена специфика трудовой деятельности на удаленных промышленных объектах. Установлено, что она определяется несколькими особенностями, которые могут самым существенным образом оказывать негативное воздействие на здоровье работников. Это экстремальные климатические условия; повышенная физическая нагрузка, связанная с особенностями производственного цикла; резкая смена часового пояса; удаленность от привычной среды обитания; нарушение привычного пищевого рациона; невозможность полноценного физического и эмоционального восстановления.
На данном этапе подбирались и апробировались различные формы физической активности [9]. При этом, учитывались факторы географической разобщенности и замкнутости вахтовых подразделений, наибольшие перспективы при этом связывают с внедрением дистанционных цифровых технологий [1, 6].
На втором этапе была оценена эффективность занятий оздоровительной физической культурой (ОФК) для работников вахтового труда. Для этого в исследование было включено 400 здоровых мужчин в возрасте 20-40 лет, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом в северных районах Томской области в подразделениях нефтегазодобычи АО «Востокгазпром». Были сформированы две группы - экспериментальная (ЭГ, 200 человек) и контрольная (КГ, 200 человек).
С участниками ЭГ в период пребывания на вахте проводились занятия ОФК с умеренной интенсивностью при большей моторной плотности, применялись физические нагрузки в компенсаторной и аэробной зонах интенсивности (ЧСС -до 150 уд/мин, моторная плотность - 48-75 %). При использовании спортивных игр нагрузки значительной интенсивности были кратковременными. С участниками КГ занятий ОФК не проводилось.
На третьем этапе были проанализированы перспективы использования в физической культуре современных информационных технологий.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведение контрольных испытаний по оценке уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности показало низкий уровень физического развития рабочих-нефтяников до начала исследования. Из общего числа протестированных, контрольные нормативы успешно сдали лишь 8 %% рабочих основных профессий. Полученные результаты свидетельствуют о малом объеме двигательной активности в период межвахтового отдыха и низком уровне развития физических качеств. Особенно слабая подготовленность была отмечена в упражнениях, требующих максимального проявления силы и общей выносливости организма (становая сила, подтягивание на перекладине, бег на 1000 м), необходимых для поддержания оптимального уровня работоспособности.
После окончания первого года занятий ОФК в экспериментальной группе была отмечена тенденция к изменению большинства показателей, что способствовало в дальней-
шем улучшению посещаемости физкультурно-спортивных мероприятий, которая составила во второй половине наших исследований 73,2 %% по сравнению с 52,5 %% в начале. Процентное соотношение показателей, характеризующих двигательную активность в экспериментальной и контрольной группах, - соответственно 87,6 %% и 63,5 %%.
По сравнению с первыми контрольными испытаниями и результатами тестирования, после трехлетнего периода занятий ОФК показатели физической подготовленности достоверно улучшились по большинству параметров в экспериментальной группе. Прирост по летним видам в этой группе составил: в беге на 50 м -1,1 с; на 100 м - 1,4 с; на 1000 м - 24 с; в метании гранаты - 8,4 м; в прыжках в длину с места - 22,3 см по зимним видам (классификация условная): в беге на лыжах на 5 км - 3,38 мин; количество подтягиваний увеличилось на 4,3 раза; становая сила - на 28,6 кг; в плавании на 50 м - 5,3 с. Максимальный прирост в результатах, характеризующих силовые возможности, был отмечен после второго года эксперимента и составил 57 % от общего. Качественное улучшение показателей быстроты (39 0%) и выносливости (41 %) было зарегистрировано лишь после третьего года занятий. Это говорит о том, что силовые качества значительно легче и быстрее поддаются тренировке, чем общая выносливость организма, при незначительных различиях затрат времени на их совершенствование.
В контрольной группе за три года показатели физической подготовленности остались на прежнем уровне, либо уменьшились относительно исходных. После завершения исследования контрольные нормативы сдали 58 00 рабочих экспериментальной группы, у контрольной группы этот показатель снизился до 5 %.
К завершению исследования в экспериментальной группе количество пропущенных часов по болезни снизилось на 62,1%. У незанимающихся физическими упражнениями этот показатель остался на прежнем уровне. Очевидно, что пассивный режим жизнедеятельности в производственном цикле «вахтовый труд - межвахтовый отдых» способствует формированию тенденций к снижению здоровья и уровня физической подготовленности.
В ходе третьего этапа исследования установлено, что с учетом отдаленности вахтовых поселков и наличия в них качественной связи, что обусловлено потребностями производства, становится возможным переход от традиционных средств к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [2, 3]. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения [5]. Большие перспективы мы видим в создании мобильных приложений, которые будут способны подстраиваться под индивидуальные потребности и интересы каждого рабочего. При этом общую координацию, наполнение программы содержанием и обратную связь, в том числе медицинский контроль занимающихся с использованием дистанционных технологий, должен обеспечивать работодатель.
Вывод. Организационная модель физкультурно-оздоровительной деятельности вахтовых рабочих должна обеспечивать мотивацию, содержательную деятельность и контроль эффективности. Она должна базироваться на педагогических принципах активности, сознательности, наглядности, индивидуализации и доступности, систематичности, взаимодействия. Технология ее реализации должна основываться на сетевых информационных решениях с использованием
№11 • 2021 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
возможностей визуализации, обратной связи и оперативного контроля. Использование дистанционных технологий должно обеспечивать непрерывность физкультурно-оздоровительного процесса и достижение оптимального результа-
Литература
1. Киреева А.В. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности работников умственного труда на основе применения веб-портала: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Киреева. -Смоленск, 2020. - 208 с.
2. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы / П.К. Петров // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 1. - С. 6-8.
3. Петров П.К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П.К. Петров // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.
4. Производственная физическая культура. / Под ред. Голубевой Т.Н. - Набережные Челны: КамГИФК, 2003. - 97 с.
5. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования / И.В. Роберт // Педагогическая информатика. - 2019. - № 1. - С. 108-121.
6. Ромадин А.Г. Информационные технологии и их возможности в оздоровительной физической культуре / А.Г. Ромадин. - Екатеринбург: УрФУ, 2018 - 29 с.
7. Саноян Г.Г. Физическая культура для трудящихся / Г.Г. Саноян. -М.: Физкультура и спорт, 2007. - 288 с.
8. Силин А.Н. Вахтовый метод на Тюменском Севере: двадцать лет спустя / А.Н. Силин, Н.А. Маслаков. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 172 с.
9. Шилько В.Г. Физическое воспитание и вахтовый труд / В.Г. Шиль-ко, В.И. Гончаров. - Томск: УОП ТГУ, 1997. - 100 с.
References
10. Kireeva A.V. Model organizatsii fizkulturno-ozdorovitelnoy dey-atelnosti rabotnikov umstvennogo truda na osnove primeneniya veb-portala [Model of organization of health and fitness activities of white collar workers based on web portal]. PhD diss.. Smolensk, 2020. 208 p.
11. Petrov P.K. Informatizatsiya fizkulturnogo obrazovaniya: opyt i prob-lemy [Information technology for physical education: experience and challenges]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 1. pp. 6-8.
12. Petrov P.K. Tsifrovye informatsionnye tekhnologii kak novy etap v raz-vitii fizkulturnogo obrazovaniya i sfery fizicheskoy kultury i sporta [Digital information technologies as new stage in development of physical education and physical education and sport sector]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 3.
13. Golubeva T.N. [ed.] Proizvodstvennaya fizicheskaya kultura [Industrial physical education]. Naberezhnye Chelny: KamSlPc publ., 2003. 97 p.
14. Robert I.V. Razvitie ponyatiynogo apparata pedagogiki: tsifrovye in-formatsionnye tekhnologii obrazovaniya [Development of frame of concepts in pedagogy: digital information technologies of education]. Pedagogicheskaya informatika. 2019. No. 1. pp. 108-121.
15. Romadin A.G. Informatsionnye tekhnologii i ikh vozmozhnosti v oz-dorovitelnoy fizicheskoy kulture [Information technologies and potential in health-improving physical education]. Yekaterinburg: UrFU publ., 2018. 29 p.
16. Sanoyan G.G. Fizicheskaya kultura dlya trudyashchikhsya [Physical education for employees]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 2007. 288 p.
17. Silin A.N., Maslakov N.A. Vakhtovy metod na Tyumenskom Severe: dvadtsat let spustya [Rotation shift method in Tyumen North: twenty years later]. Tyumen: Vector book publ., 2004. 172 p.
18. Shilko V.G., Goncharov V.I. Fizicheskoe vospitanie i vakhtovy trud [Physical education and shift work]. Tomsk: UOP TSU publ., 1997. 100 p.
из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
приоритетные запросы родителем при создании программы взаимодействия семьи, клуба и ребенка, занимающегося каратэ
Аспирант А.Г. Байхаджиев1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1 1Смоленский государственный университет, Смоленск
УДК/UDC 796.075
Ключевые слова: семья, родители, ребенок, спортивный клуб, каратэ, потребности и интересы.
Цель исследования - изучение образовательных запросов родителей при создании программы взаимодействия семьи, клуба и ребенка, занимающегося каратэ.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе клуба спортивно-прикладных единоборств «Спарта», г. Смоленск и охватывало опрос 60 родителей. Основным методом исследования явилось анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования нас интересовала цель посещения ребенком спортивного клуба «Спарта». Установлено, что спортивные результаты занимают последнее место. Для родителей более важным является оздоровление ребенка и общение со сверстниками и старшими.
Группа вопросов о состоянии здоровья показала, что клуб посещают дети, имеющие определенные проблемы со здоровьем, но все же проблемы незначительные и контингент обучающихся можно назвать «здоровым». Также по итогам опроса стала очевидна необходимость просветительской работы с родителями в области состояния здоровья их детей (18 % родителей не знают группу здоровья своего ребенка).
Полученные данные показывают невысокий интерес родителей к идеям современного образования. Родители детей не знакомы с ФГОСами, которые однозначно говорят о важности преемственности между детским садом и школой.
PARENTS' PRIORITY DEMANDS IN DESIGN OF INTERACTION BETWEEN FAMILY, CLUB AND CHILD ENGAGED IN KARATE
Postgraduate A.G. Baykhadzhiev1
Dr. Hab., Professor V.P. Guba1 1Smolensk State University, Smolensk
Поступила в редакцию 30.08.2021 г.
Таким образом, мы подчеркиваем необходимость работы с родителями и в сфере состояния образовательной системы. Важно сделать из родителей не просто потребителей образовательных услуг, а грамотных граждан, которые не будут идти вразрез современным образовательным стандартам.
Выводы. Проанализировав образовательные запросы родителей, а также физическое состояние детей, мы пришли к выводу, что родители слабо осведомлены о требованиях современных образовательных стандартов. Цели, ради которых родители записывают детей в клуб спортивно-прикладных единоборств «Спарта», - это оздоровление ребенка и общение, а спортивные результаты занимают лишь третье место. Абсолютное большинство родителей считают необходимым взаимодействие клуба «Спарта» и семьи. Большинство из родителей видят себя партнером тренерско-пре-подавательского состава и готовы участвовать в создании программы взаимодействия семьи и клуба.
Литература
1. Губа В.П. Еще раз об индивидуальном подходе в спортивно-педагогических исследованиях / В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 66.
2. Микрюков В.Ю. Каратэ: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Академия, 2003 - 239 с.
3. Неверкович С.Д. Проектирование интегральной системы оценки спортивно одаренных детей / С.Д. Неверкович, В.П. Губа, А.В. Назаров и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 6. - С. 5-7.
Информация для связи с автором: [email protected]
34
http://www.teoriya.ru
№!!• 2021 Ноябрь | November