Научная статья на тему 'Организация электронной регистрации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы'

Организация электронной регистрации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жавнов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация электронной регистрации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы»

Капитан внутренней службы Д. В. ЖАВНОВ, старший инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

(пилотный проект)

Система исполнения уголовных наказаний России находится в стадии реформирования, эффективному проведению которого призвана способствовать Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция). Она предусматривает основные направления развития УИС, в том числе на базе внедрения современных технологий и технических средств.

В частности, для обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными без лишения свободы соответствующих обязанностей и ограничений Концепция предполагает использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Развитие этого направления работы особенно актуально для Красноярского края, который является одним из самых больших регионов России. Его площадь со-

ставляет 2339,7 тыс. кв. км (13,7 % территории России), население - 2889,8 тыс. человек (на 01.01.2009); краевой центр - г. Красноярск (921 тыс. человек), который расположен в 3995 км к востоку от Москвы.

Из-за отсутствия возможности (в силу объективных причин) эффективно осуществлять контроль за осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, уровень рецидивной преступности среди этой категории лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах, как правило, превышает средний показатель по Красноярскому краю. Сложившаяся ситуация потребовала принятия надлежащих мер по повышению эффективности контроля за осужденными.

Одним из путей решения данной проблемы является применение современных технологий для осуществления регистрации условно осужденных, осужденных к исправительным работам и осужденных к ограничению свободы, на которых судом или УИИ возложена обязанность являться на регистрацию в УИИ, в отдаленных населенных пунктах.

На основании приказа ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.07.2010 № 596 (с изменениями, внесенными прика-

зом от 27.09.2010 № 737 «Об утверждении Положения о порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций ГУФСИН России по Красноярскому краю видеотерминалов спутниковой связи») в уголовно-исполнительных инспекциях края используются видеотерминалы как дополнительные источники информации об исполнении осужденными обязанностей по приговору суда.

Кроме этого, 25 августа 2010 года начальником ГУФСИН России по Красноярскому краю В. К. Шаешниковым утверждена программа реализации пилотного проекта по внедрению электронной регистрации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Суть проекта заключается в применении новых технологий с использованием спутниковой связи для обеспечения электронной регистрации условно осужденных, имеющих по приговору суда обязанность проходить регистрацию в филиалах УИИ и проживающих в населенных пунктах, отдаленных от постоянного места дислокации филиалов УИИ.

Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций Красноярского края проходят от 31 тыс. до 33 тыс. осужденных к наказаниям без изоляции от общества. Более 80 % условно осужденных имеют по приговору суда обязанность являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию.

Хотелось бы подчеркнуть, что свыше 18 % осужденных проживают в труднодоступных населенных пунктах, которые удалены от районных центров (мест дислокации УИИ) на расстояние от 50 до 500 км.

Во многих местностях транспортное сообщение осуществляется преимущественно воздушным путем. В летнее время появляется возможность использовать речной транспорт, а зимой - автомобильный. Стоимость проезда от места прожи-

вания к месту дислокации УИИ колеблется от 100 до 5 тыс. рублей (в зависимости от вида транспорта).

В таких районах подавляющее большинство осужденных не имеет возможности являться на регистрацию в установленные судом сроки из-за отсутствия необходимых средств.

Следует отметить, что если затраты рабочего времени сотрудников инспекций на посещение осужденных по месту жительства в городах еще вписываются в установленные нормативы, то в отдаленных районах, к примеру в Енисейском, который обслуживается четырьмя сотрудниками УИИ (на каждого инспектора приходится территория свыше 25 тыс. кв. км), выполнить все предписания, установленные решением судов, просто невозможно. Такая же ситуация сложилась в Эвенкийском муниципальном районе, который по площади обслуживаемой территории сопоставим со всеми субъектами Центрального федерального округа, вместе взятыми.

Неявка осужденного на отметку в УИИ является нарушением порядка и условий отбывания наказания и, как следствие, влечет замену действующего наказания лишением свободы. Только в 2011 году такая мера была применена в отношении 1443 осужденных.

Для того чтобы изменить сложившееся положение дел, при содействии администрации Красноярского края было принято решение об установке в отдаленных населенных пунктах собственного видеооборудования (видеотерминалы ЮИТВ.467236.001 ТУ производства ОАО «Конструкторское бюро "Искра"») и выделении каналов связи (рис. 1).

Услуга организуется на базе автоматизированной информационной системы (АИС) с использованием следующих компонентов:

1) видеотерминалы;

Рис. 1. Видеофон

2) автоматизированные рабочие места инспекторов (АРМ);

3) узел передачи данных АИС;

4) каналы связи (рис. 2).

Пилотный проект запущен, однако

на сегодняшний день законодательно не закреплено положение о том, что контроль за исполнением условно осужденными возложенных судом обязанностей может осуществляться УИИ с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля.

Работа организуется следующим образом: сотрудники УИИ, работая индивидуально с каждым осужденным, выявляют возможность его явки к бли-

Каналы связи

Видеотерминал

Видеотерминал

АРМ инспектора Рис. 2. Схема взаимосвязей компонентов АИС

жайшему от места жительства видеотерминалу.

Подучетные, предварительно дав письменное согласие, обязаны добровольно являться в определенные дни (преимущественно один раз в неделю) к видеотерминалу, установленному в ближайшем населенном пункте. В ходе проведения сеанса видеосвязи с инспектором УИИ осужденный отчитывается о своем поведении, с ним проводится профилактическая беседа, уточняются сведения, необходимые для осуществления контроля.

В настоящее время в населенных пунктах четырех районов Красноярского края установлено восемь видеотерминалов спутниковой связи для регистрации осужденных. В помещениях четырех уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих наказания в данных районах, установлены автоматизированные рабочие места для инспекторов (рис. 3).

В филиале по г. Дивногорску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю в электронном режиме обслуживается 19 осужденных, которые отмечаются посредством видеотерминала, установленного в п. Молодежный (12 км от инспекции).

За филиалом по г. Енисейску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю закреплено четверо осужденных, которые отмечаются в с. Ярцево, расположенном на расстоянии 305 км от инспекции, шестеро - в п. Новокарги-но (95 км от инспекции), семеро - в п. Высокогорский (70 км от инспекции) и 20 осужденных -в с. Подтесово (20 км от инспекции).

Филиал по Североенисейскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю контролирует четверых осуж-

Узел передачи данных АИС

Рабочее место оператора АИС

Рис. 3. Автоматизированное рабочее место инспектора

денных, проживающих в п. Брянка, который находится в 170 км от инспекции.

Филиал по Кежемскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю контролирует пятерых осужденных в п. Тагара, расположенном на расстоянии 32 км, и двух осужденных в п. Имбинский (62 км от инспекции).

В помещении отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю, дислоцирующегося в г. Красноярске, установлен центральный сервер главка для сбора информации и демонстрационный видеотерминал.

Сеанс видеосвязи осуществляется в следующем порядке: осужденный, прибыв к месту установки терминала, вставляет в него выданную сотрудниками УИИ таксофонную магнитную карту и набирает телефон УИИ.

Сотрудник инспекции, который принял видеовызов, в ходе беседы с осужденным сличает его изображение на экране с фотографией, хранящейся в УИИ, и составляет справку о проведении профилактической беседы, в которой отмечает, что беседа проведена в видеорежиме.

По состоянию на 1 декабря 2011 года пилотным проектом охвачено 67 осужденных (в 2010 году - 94).

Итоги, полученные в ходе внедрения пилотного проекта, показали, что ожидаемые прогнозы оправдались.

Во-первых, стало возможным увеличить частоту регистрации осужденных в отдаленных населенных пунктах.

Во-вторых, повысилась оперативность получения информации об отсутствии осужденного по месту жительства, что позволило своевременно принимать меры по установлению его местонахождения.

К примеру, если в 2010 году нарушений со стороны подконтрольных осужденных не зафиксировано, то в 2011 году выявлено 18 человек, допустивших нарушения условий и порядка отбывания наказания. Восемь из них привлечены к административной ответственности за нарушение общественного порядка, 10 допустили нарушения, связанные с исполнением обязанностей, назначенных по решению суда.

Эти цифры свидетельствуют о том, что в 2011 году, благодаря использованию оборудования по электронной регистрации осужденных, оправдался ожидаемый прогноз по сокращению уровня рецидивной преступности.

Данный эффект обусловлен прежде всего увеличением частоты проведения сотрудниками УИИ профилактических бесед с осужденными (осуществляются еженедельно). В связи с тем, что отпала необходимость в выезде подучетных в УИИ для проведения регистрации, появилась возможность увеличить частоту проведения с ними воспитательных бесед.

Внедрение видеорегистрации обеспечило экономию рабочего времени сотрудников УИИ в среднем на 15 %, а в отдаленных районах не менее чем на 50 %.

Кроме этого, получена экономия денежных средств, необходимых для осу-

ществления выездов по месту жительства осужденных, не явившихся на регистрацию из-за удаленности инспекции или отсутствия денег на проезд.

Следует отметить также повышение влияния органов местного самоуправления на осужденных. Ведь пункты видеорегистрации размещены в помещениях сельских (поселковых) администраций, и ее сотрудники имеют возможность непосредственно осуществлять воздействие воспитательного характера на осужденных, которые приезжают для того, чтобы осуществить регистрацию.

Организаторы запуска пилотного проекта провели опрос как сотрудников УИИ, так и осужденных, состоящих на учете, об их отношении к применению электронного оборудования при регистрации осужденных. По результатам опроса 100 % сотрудников УИИ выразили положительное мнение. В числе опрошенных осужденных также не было лиц, отрицательно отозвавшихся о проекте.

В заключение следует отметить, что для дальнейшего внедрения электронной регистрации необходимы: ежегодное финансирование из федерального бюджета для оплаты аренды оборудования, а также законодательное закрепление норм, допускающих использование оборудования по электронной регистрации осужденных, подконтрольных УИИ. ф

Капитан внутренней службы С. В. ПЕРОВ,

старший инспектор по особым поручениям отдела организации высшего профессионального образования управления кадров ФСИН России, кандидат юридических наук

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН

РОССИИ

Наличие собственной системы подготовки кадров с высшим образованием является не только элементом престижа ведомства, но и мощным инструментом в руках его кадрового аппарата.

Для Федеральной службы исполнения наказаний это проявляется, в частности, в достаточно серьезных стимулах, с помощью которых можно привлечь на службу молодых людей, поступающих в ведомственные вузы. К ним относятся высшее юридическое образование, проживание в общежитии, обеспечение питанием, вещевым имуществом, гарантированное трудоустройство после выпуска, отсрочка от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации и др. Далеко не каждый пункт из перечисленного списка можно предложить студенту гражданского вуза, устраивающегося на службу в УИС. Поэтому, несомненно, для работников кадрового аппарата, занимающихся комплектованием, выпускник ведомственного вуза в определенном смысле является удачным вариантом решения злободневной проблемы текучести кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.