Научная статья на тему 'Организация экспериментального обучения иноязычной устной деловой аргументированной речи'

Организация экспериментального обучения иноязычной устной деловой аргументированной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / PREPARATORY STAGE / ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ ЭТАП / DIAGNOSING STAGE / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП / FORMATIVE STAGE / ИТОГОВЫЙ ЭТАП / FINAL STAGE / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / EXPERIMENTAL GROUP / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / CONTROL GROUP / НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА / EXPERIMENT RELIABILITY / ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА / EXPERIMENT VALIDITY / КОРРЕЛЯЦИИ / EXPERIMENTAL TRAINING / CORRELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проскурина Галина Александровна

Рассматривается сущность эксперимента в методике обучения иностранному языку, которая заключается в научной организации учебного процесса в соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и задачами проводимого экспериментального исследования. Указывается значимость эксперимента как одного из основных методов исследования для развития методики обучения иностранному языку как науке. Представлены педагогические требования к процессу организации экспериментального обучения предмету, которые являются теоретическими аспектами методического эксперимента. Разработаны и описаны этапы экспериментального обучения студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проскурина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF FOREIGN ORAL BUSINESS REASONED COMMUNICATION EXPERIMENTAL TRAINING

The article considers the essence of the experiment in foreign language training methodology which is treated as scientific organization of educational process in accordance with the suggested hypothesis, purpose and objectives of the conducted experimental research. The article emphasizes the importance of the experiment as one of the main research methods for the development of foreign language training methodology as a science. Pedagogical requirements to the organization of subject experimental teaching are given. They are specified to be the theoretical aspects of a methodological experiment. The stages of experimental training non-linguistic students in foreign oral business reasoned communication are developed and described.

Текст научной работы на тему «Организация экспериментального обучения иноязычной устной деловой аргументированной речи»

УДК 81'345

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ ДЕЛОВОЙ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ

л

© Г.А. Проскурина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается сущность эксперимента в методике обучения иностранному языку, которая заключается в научной организации учебного процесса в соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и задачами проводимого экспериментального исследования. Указывается значимость эксперимента как одного из основных методов исследования для развития методики обучения иностранному языку как науке. Представлены педагогические требования к процессу организации экспериментального обучения предмету, которые являются теоретическими аспектами методического эксперимента. Разработаны и описаны этапы экспериментального обучения студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи.

Ключевые слова: экспериментальное обучение; подготовительный этап; диагностирующий этап; формирующий этап; итоговый этап; экспериментальная группа; контрольная группа; надежность эксперимента; ва-лидность эксперимента; корреляции.

ORGANIZATION OF FOREIGN ORAL BUSINESS REASONED COMMUNICATION EXPERIMENTAL TRAINING G.A. Proskurina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers the essence of the experiment in foreign language training methodology which is treated as scientific organization of educational process in accordance with the suggested hypothesis, purpose and objectives of the conducted experimental research. The article emphasizes the importance of the experiment as one of the main research methods for the development of foreign language training methodology as a science. Pedagogical requirements to the organization of subject experimental teaching are given. They are specified to be the theoretical aspects of a methodological experiment. The stages of experimental training non-linguistic students in foreign oral business reasoned communication are developed and described.

Keywords: experimental training; preparatory stage; diagnosing stage; formative stage; final stage; experimental group; control group; experiment reliability; experiment validity; correlations.

Ставя своей задачей рассмотрение процесса организации экспериментального обучения студентов иноязычной устной аргументированной речи, мы прежде всего должны ответить на вопрос: что такое экспериментальное обучение?

Экспериментальное обучение является одним из важных компонентов внутри методического эксперимента и рассматривается как «...научно организованное обучение данному предмету, производимое в достаточно строго учитываемых условиях с целью проверки выдвинутых научно-методических положений, принципов, гипотез» [4, с. 53]. При этом неважно, единичное ли это занятие или же целая серия занятий; проводится ли оно в аудитории или лаборатории; с целой группой обучающихся или же только с частью группы - в любом случае как компонент эксперимента оно остается экспериментальным обучением [4, с. 31].

Попытки решить проблемы определения сущности эксперимента как метода исследования, а также сделать экспериментальный поиск одним из факторов развития методики обучения иностранным языкам были предприняты многими исследователями про-

шлого столетия (П.Б. Гурвич, М.К. Бородулина, В.А. Бухбиндер, И.В. Карпов, М.В. Ляховицкий, М.Н. Скат-кин, Э.А. Штульман, А.Н. Щукин, В.С. Цетлин). Основополагающей идеей при этом служило убеждение ученых в том, что состояние любой науки обусловливается разработанностью теоретических положений, а также результатами проведенных экспериментальных исследований. Еще М.В. Ляховицкий писал: «...без наличия двух «китов» - теории и эксперимента, на которых зиждется наука, не существует подлинно научной мысли, становится невозможным прогресс науки» [2, с. 3]. А это означает, что теория и практика находятся в тесном диалектическом взаимодействии. «Научные теории возникают на основе практики и реализуются, претворяются в жизнь в ней же. Практика же прокладывает себе дорогу с помощью правильной научной теории» [4, с. 53].

Эксперимент является элементом практики и имеет огромное значение в научно-исследовательской работе. Исследователи (М.В. Ляховицкий, М.Н. Скат-кин, Э.А. Штульман, А.Н. Щукин, В.С. Цетлин) понимают эксперимент как «.научно-поставленный опыт

1Проскурина Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89086478292, e-mail: proskurina_gale@mail.ru

Proskurina Galina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 2, tel.: 89086478292, e-mail: proskurina_gale@mail.ru

над предметами и процессами, создаваемыми человеком на основе познания» [4, с. 53]. Они считают эксперимент необходимым условием для успешного развития любой науки. Эксперимент позволяет доказывать или опровергать научные предположения, обнаруживать новые, ранее неизвестные явления и процессы, помогает изучать и оценивать не только те явления, которые уже существуют, но и те, которые могут и должны существовать. И, как утверждает Э.А. Штульман, значение и роль эксперимента этим не исчерпывается. Эксперимент позволяет также устанавливать причинно-следственные закономерности умственной работы обучающихся, методики преподавания, организации учебно-воспитательного процесса [4, с. 56].

Этой же точки зрения на эксперимент в методике обучения иностранному языку придерживаются и другие ученые (П.Б. Гурвич, М.К. Бородулина, В.А. Бух-биндер и др.). Так, например, И.В. Карпов также отмечал значимость экспериментального обучения как нового своеобразного вида эксперимента, который свойственен только и исключительно методике обучения. По мнению ученого, оно (экспериментальное обучение) является самой сложной и наиболее эффективной формой методического экспериментального исследования [1, с. 262].

Эксперимент как метод исследования обладает рядом преимуществ по сравнению, например, с простым наблюдением.

Во-первых, эксперимент дает возможность получать такие комбинации обстоятельств и явлений, которые не встречаются в обычных условиях.

Во-вторых, экспериментатор, имея возможность вызывать изучаемое явление, может сам варьировать и изменять условия, при которых протекает явление, а не брать их такими, какими ему их предоставляет случай.

В-третьих, при изменении отдельных условий протекания явления и при сохранении остальных, экспериментатор может выявлять значение каждого из этих условий и устанавливать закономерные связи, обусловливающие изучаемый процесс.

В-четвертых, искусственное изменение условий в эксперименте позволяет многократно получать исследуемое явление в одном и том же виде и благодаря этому изучать его намного более точно, чем, например, при наблюдении [3, с. 99].

Таким образом, методический эксперимент позволяет более точно и глубоко исследовать явление, вносить новые элементы в обучение, совершенствовать и создавать новые практики. А также он может моделировать основные параметры педагогического процесса, что является существенной чертой методического эксперимента.

Для того чтобы успешно организовать экспериментальное обучение студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи на основе разработанной технологии, необходимо соблюдать все педагогические требования к эксперименту, сформулированные Э.А. Штульманом. К числу

этих требований относятся:

- строгий учет всех условий обучения;

- четкое установление варьируемых и неварьиру-емых условий;

- теоретически обоснованное и систематическое обучение в контрольных группах;

- объективные способы проверки результатов обучения и их глубокий качественный и количественный анализ.

Кроме того, необходимо исходить из того, что методический эксперимент представляет собой сложный процесс, состоящий из целого ряда последовательных этапов. Его модель содержит все необходимые компоненты этого процесса и отражает объективно существующую связь между всеми компонентами. Ученые (В.А. Артемов, И.В. Карпов, М.В. Ляховицкий, В.С. Цетлин) неоднократно предпринимали попытки определить компоненты модели эксперимента, пока, наконец, не были выявлены четыре фазы (этапы) проведения экспериментального исследования: организация, реализация, констатация и интерпретация.

Основываясь на данной модели, этапы и содержание опытно-экспериментального обучения студентов неязыкового вуза иноязычным устным аргументированным высказываниям можно представить следующим образом:

- Первый этап - подготовительный.

- Второй этап - диагностирующий.

- Третий этап - формирующий.

- Четвертый этап - итоговый.

Каждый из этапов опытно-экспериментального обучения имеет свою организационную и содержательную специфику, которые требуют подробного комментария. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.

В период подготовительного этапа прогнозируется и планируется ход всего опытно-экспериментального обучения. Этот этап охватывает целый ряд существенных моментов, одним из которых является формулирование гипотезы, которая возникает в результате анализа противоречий между устоявшимися понятиями (о системах, формах, способах или приемах обучения); определяется цель проводимого экспериментального обучения, формулируются задачи. Любой педагогический эксперимент чаще всего ставит своей целью проверку эффективности различных педагогических воздействий, под которыми понимаются содержание, методы, приемы и формы организации учебной работы [3].

Целью опытно-экспериментального обучения в контексте данной публикации является проверка эффективности технологии формирования у студентов неязыкового вуза способности к устной деловой аргументированной речи, необходимой для реализации межкультурного общения с коллегами, принадлежащими к иной лингвокультуре. Цель определяет постановку следующих задач, которые требуют решения в ходе опытно-экспериментального обучения, а именно:

1) проверить эффективность спроектированной технологии для усвоения студентами знаний в обла-

сти устного делового иноязычного аргументирующего дискурса;

2) установить эффективность предлагаемой технологии для формирования у будущих профессионалов умений продуцирования устных деловых аргументированных высказываний в ходе межкультурного общения.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что результаты опытно-экспериментального обучения будут достоверными при условиях:

- если участие в ней принимает достаточное количество респондентов,

- если достоверно доказана статистическая неразличимость контрольной и экспериментальной групп;

- если к опытно-экспериментальной работе привлечены эксперты (опытные преподаватели и носители языка);

- если результаты этапов эксперимента регулярно фиксируются (проводится мониторинг);

- если выбран корректный статистический метод обработки полученных данных.

Фактически в ходе опытно-экспериментального обучения отслеживается уровень сформированности у студентов знаний, умений, отношений, необходимых для владения способностью к устной деловой аргументированной речи на иностранном языке.

На этапе подготовки определяются контрольная и экспериментальная группы (КГ и ЭГ) и их количественный состав. Эти группы могут быть определены в соответствии с их принадлежностью к академическим группам и включать 16-18 человек каждая.

С точки зрения включения в опытно-экспериментальное обучение анализу подвергается тот учебный материал, который предусматривается учебной программой для усвоения обучающимися на данной ступени обучения. Предлагаемые студентам задания и упражнения составляются на основе технологии обучения студентов неязыкового вуза устной деловой аргументированной речи.

В качестве цели диагностического этапа предусматривается актуализация идей, заложенных в гипотезе и перенесенных на подготовленные материалы эксперимента, представляющих собой ряд заданий для выявления исходного уровня знаний студентов ЭГ и КГ для создания устных деловых аргументированных высказываний. Это состояние может диагностироваться по следующим параметрам:

1) наличие/отсутствие у студентов знаний (лингвистического и экстралингвистического характера) в области устного делового иноязычного аргументирующего дискурса;

2) наличие/отсутствие у студентов навыков и умений продуцирования устных деловых аргументированных высказываний на немецком языке;

3) наличие/отсутствие у студентов положительного отношения к процессу создания устного делового аргументированного высказывания, соответствующего особенностям межкультурного общения.

Основной задачей данного этапа опытно-экспериментального обучения ставится определение

исходного состояния студентов в области компонентов содержания подготовки будущих профессионалов к осуществлению эффективного делового межкультурного общения:

1) знаний:

- знаний как ментальных образований, составляющих часть профессиональной картины мира представителя иной лингвокультуры;

- специфических дискурсивных знаний;

- знаний языковых средств выражения аргументации;

2) умений:

- дискурсивных;

- общеречевых;

- собственно аргументативных;

- умений оперирования лексическими средствами выражения аргументации;

- умений ориентации в социокультурном многообразии партнеров;

3) готовности и способности содействовать налаживанию межкультурных связей;

4) готовности и способности представлять свою страну при межкультурных контактах;

5) уважительного отношения к ценностям других и своей культур;

6) положительного отношения к деятельности по созданию и продуцированию иноязычных устных деловых аргументированных высказываний.

При проведении диагностики необходимо воспользоваться такими эмпирическими методами, как опрос, анкетирование с включением пробных заданий, анализ работ студентов. Опрос студентов направлен на определение имеющихся у них знаний в области устного делового иноязычного аргументирующего дискурса. Проведение опроса позволит установить степень осознания студентами значимости аргументации для их будущей профессиональной деловой межкультурной коммуникации. Вместе с тем опрос позволит выявить уровень владения студентами необходимым объемом знаний для осуществления эффективного аргументированного общения с зарубежными коллегами. Благодаря этому экспериментатор сможет применять эффективные методы и приемы обучения, которые помогут избежать серьезных затруднений дискурсивного и лингвистического характера при создании и продуцировании иноязычных устных деловых аргументированных высказываний. Трудности у студентов могут возникать:

- при оформлении устного аргументированного высказывания согласно логической структуре аргументации: тезис - аргумент - вывод;

- при выборе структуры (единичная, множественная, сложносочиненная, сложноподчиненная)для развития тезиса и конструирования аргументов;

- при выборе соответствующих средств иностранного языка для выражения аргументации.

Кроме того, необходимо учитывать важность экстралингвистических факторов, обусловливающих аргументацию в устном деловом иноязычном дискурсе. Это будет способствовать формированию у студентов четкого представления о корректном с точки зрения свойственного иноязычной деловой лингво-культуре социокультурного ситуативного и психопове-

денческого контекста аргументативного процесса при создании устных деловых аргументированных высказываний.

Чтобы выявить наличие или отсутствие соответствующих умений, студентам может быть предложено пробное задание, для контроля которого используются следующие критерии:

- степень адекватности выбора и использования лингвистических средств для выражения аргументации на немецком языке в зависимости от коммуникативной интенции говорящего;

- степень адекватности выбора и использования лингвистических средств для выражения аргументации в соответствии с логической структурой аргументации: тезис - аргумент - вывод;

- степень адекватности выбора и использования структуры (единичная, множественная, сложносочиненная, сложноподчиненная) для развития тезиса и конструирования аргументов;

- степень учета экстралингвистических факторов, определяющих выбор лингвистических средств выражения аргументации в устном деловом дискурсе.

Для наиболее полной характеристики эффективности применяемой технологии необходимо выработать определенные критерии:

1) наличие знания лингвистических средств выражения аргументации (на материале немецкого языка);

2) наличие знания экстралингвистических факторов, обусловливающих аргументацию в устном деловом дискурсе;

3) сформированность дискурсивных умений создания устных деловых аргументированных высказываний;

4) сформированность речевых умений (в основном в области диалогической речи);

5) сформированность собственно аргументатив-ных умений.

С использованием этих критериев можно установить статистическую неразличимость студентов КГ и ЭГ. По правилам опытно-экспериментальной проверки распределение исходных величин у них должно быть нормальным. Для этого подвергаются анализу и обработке работы, а также результаты анкетирования и опроса студентов, участие которых в эксперименте планируется на подготовительном этапе.

Цель формирующего эксперимента - апробирование технологии обучения студентов неязыкового вуза созданию и продуцированию аргументированных высказываний в процессе устного делового общения.

На начальном этапе формирующего эксперимента целесообразно организовать вводную беседу с целью ознакомления студентов с характерными особенностями устного делового иноязычного аргументирующего дискурса. Содержание данной беседы составляется заранее и включает в себя определенные знания о значимости аргументации для устного общения профессионалов с зарубежными коллегами, знания в области особенностей построения делового инокуль-турного аргументирующего дискурса, знания о необходимости адекватного выбора и использования лингвистических средств для выражения аргументации.

Чтобы определить эффективность технологии обучения, необходимо изучить динамику исследуемых

процессов внутри экспериментальной и контрольной групп путем сравнения постоянно фиксируемых результатов серии контрольных срезов и выявления количественных и качественных характеристик результатов. Результаты обучения в экспериментальной группе (ЭГ) должны сопоставляться с полученными данными в контрольной группе (КГ), обрабатываться. И если возникает необходимость, отдельные компоненты применяемой технологии обучения корректируются и уточняются.

Согласно требованиям к организации эксперимента (об этом говорилось ранее) необходимо сформулировать неварьируемые (обязательные для обеих групп - КГ и ЭГ) и варьируемые (по-разному себя проявляющие) условия проведения формирующего этапа эксперимента. К неварьируемым условиям относятся: курс, время занятий, общий режим работы (одинаковое количество занятий, часов и их распределение в семестре), объем и содержание предъявляемой студентам информации (вводная беседа) об устном ино-культурном деловом аргументирующем дискурсе. Варьируемыми условиями предусматриваются: различная по характеру и содержанию дидактическая воз-действенность на студентов обеих (контрольной и экспериментальной) групп. В ЭГ используются компоненты технологии в их целостности и взаимной обусловленности. В КГ обучение производится по традиционной методике, но с предъявлением раздаточного материала, содержащего лишь отдельные компоненты технологии.

Для отслеживания динамики рассматриваемых явлений - знаний и умений, необходимых для продуцирования устных деловых аргументированных высказываний на иностранном языке, разрабатываются и проводятся контрольные срезы: предварительный, промежуточный и финальный. Затем результаты проведенных срезов сопоставляются. Сравнению подлежат результаты: а) предварительного и промежуточного, б) промежуточного и финального срезов. Полученные данные затем подвергаются компьютерной и математической обработке и для большей наглядности обобщаются в таблицах, диаграммах и графиках.

Итоговый этап является очень ответственным, поскольку на данном этапе осуществляется обработка полученных результатов с применением методов математической статистики. И при этом очень важными на данном этапе являются вопросы необходимости и достаточности математических средств обработки получаемых данных. К таким методам можно отнести те приемы и способы расчетов, с помощью которых полученные количественные показатели экспериментального обучения могут обобщаться и приводиться в определенную систему. Такими методами являются дисперсный, регрессивный и корреляционный анализы, метод сравнения выборочных данных и другие. Именно математические средства помогают установить надежность эксперимента, проверить его валид-ность, «т.е. определить, действительно ли конечные результаты будут измерять то, что ожидается», а также «установить корреляции, ибо в подавляющем большинстве исследований экспериментаторов интересуют не абсолютные конечные величины, а их взаимосвязь, отношения с другими явлениями. Как не-

трудно заключить, валидность, надежность и корреляции можно успешно определять с помощью формул математической статистики» [2, с. 9]. Здесь же сравниваются данные, полученные в КГ и ЭГ; осуществляется контроль реализации гипотезы опытно-экспериментального обучения и достижения его целей; формулируются итоговые выводы. Результаты обработки данных проверки знаний и умений студентов на итоговом этапе, как уже упоминалось ранее, могут быть представлены в цифрах, приведены в таблицах и диаграммах, которые смогут наглядно демонстрировать изменение значений каждого параметра на итоговом этапе в ЭГ по сравнению с диагностирующим и формирующим этапами. Развитие всех знаний и умений, необходимых для продуцирования устных деловых аргументированных высказываний, динамика их показателей, наглядно представленные на диа-

граммах, позволят сделать более объективный вывод о результативности внедрения предлагаемой технологии.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что экспериментальное обучение характеризуется специфической методикой. Она дает точные количественные данные о сущности процесса и о его результатах, вскрывает недостатки и достоинства исследуемого объекта путем сравнения его с теоретически обоснованным контрольным объектом. Организация экспериментальной работы в контексте данной публикации призвана подтвердить правильность выдвигаемой гипотезы и доказать эффективность предлагаемой технологии формирования у студентов неязыкового вуза способности к порождению устной деловой аргументированной речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила 24.03.2015 г.

Библиографический список

1. Карпов И.В. Эксперимент в обучении чтению и переводу иностранных текстов // Известия АПН РСФСР. 1952. Вып. 43. С. 244-246.

2. Ляховицкий М.В. О сущности и специфике экспериментального исследования в методике обучения иностранному языку // Иностранный язык в школе. 1969. № 4. С. 23-30.

3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 152 с.

4. Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. 156 с.

УДК 343.264

ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ XIX ВЕКА В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ СИБИРСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

© А.А. Савилов1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664043, Россия, г. Иркутск, ул. Сергеева, 3.

Рассмотрены точки зрения современных сибирских исследователей на различные вопросы законодательной регламентации политической ссылки XIX века. Установлено, что, несмотря на значительную проделанную работу авторов, ученым еще предстоит на конкретном материале показать фактическое действие законодательных актов.

Ключевые слова: политическая ссылка; российское законодательство; пенитенциарная система; Сибирь; Устав о ссыльных.

ISSUES OF XIX CENTURY POLITICAL EXILE LEGISLATIVE SUPPORT IN THE WORKS OF CONTEMPORARY SIBERIAN AUTHORS A.A. Savilov

Siberian Academy of Law, Economy and Management, 3 Sergeev St., Irkutsk, 664043, Russia.

Having reviewed the opinions of the contemporary Siberian researchers on different questions of the legislative regulation of the XIXth century political exile, the author finds out that in spite of the fact that considerable work has been already done, scientists will have to show the actual operation of the legislative acts on specific examples. Keywords: political exile; Russian legislation; penal system; Siberia; Statute of exiled.

Ссылка в Сибирь по политическим мотивам на протяжении XIX - начала XX в. являлась основным элементом карательной политики государства. Царское правительство преследовало цель изоляции врагов самодержавия, удаляя их в глухие и неразвитые в экономическом плане места Сибири. Важной стороной вопроса являлось юридическое оформление и правовое регулирование ссылки и каторги в имперском за-

конодательстве. Этот процесс, как и сама система подобного наказания, складывался на протяжении многих веков. Постоянно менявшаяся социально-экономическая ситуация в стране, зарождение и развитие капиталистических отношений, появление в России первых революционеров и политических партий являлись факторами, обусловившими изменения в законодательстве о ссылке, которое на протяжении

1Савилов Александр Андреевич, аспирант, тел.: 89500851626, e-mail: aleks-savilov@yandex.ru Savilov Aleksandr, Postgraduate, tel.: 89500851626, e-mail: aleks-savilov@Yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.