ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ МУЗЕЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский музей, педагогический эксперимент, сферы жизнедеятельности, интерактивность,
амплификация.
Организация и проведение экспериментальной работы вызывают интерес как теоретиков, так и практиков педагогической деятельности, несмотря на всестороннюю изученность данного метода исследования [Бабанский 1982; Введение в научное исследование... 1988; Заг-вязинский 1982]. Чаще всего педагогические эксперименты проводятся в области дидактики и методик обучения отдельным предметам, так как в этой сфере действие субъективных факторов можно минимизировать. В области воспитательной работы от педагога-исследова-теля требуется учёт множества факторов: социальных и биологических, объективных и субъективных. Для педагога-исследователя эксперименты в данной сфере, по нашему мнению, наиболее интересны, так как позволяют активно включаться в изучаемые процессы, эффективно влиять на развитие личности своих воспитанников.
Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием множества экспериментально-педагогических площадок, поддержанных властными структурами и общественностью на разных уровнях. Как правило, подобные площадки открываются в образовательных учреждениях нового типа - гимназиях, лицеях, частных школах. Но до сих пор остаётся обойдённым вниманием такой феномен, как детский музей, который является наиболее интересным и перспективным педагогическим явлением современной России.
Первые отечественные детские музеи были созданы ещё в первой трети XX в., но в силу политических причин не получили развития. С начала 1990-х гг. детские музеи стали вновь создаваться в России как в форме временных выставочных проектов традиционных государственных музеев, так и в форме самостоятельных детских музеев. Некоторые из них просуществовали недолго, но многие успешно развиваются до сих пор.
Предметом нашего исследования стал детский музей, являющийся структурным подразделением учреждения дополнительного образования. Детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков» был создан в 1994 г. совместными усилиями автора и воспитанников клуба юных археологов «Потомки» при Доме пионеров Кировского района г. Новосибирска (ныне МОУ ДОД ДДТ «Кировский»). Интерьер музея стилизован под первобытную мастерскую, экспозиционное пространство состоит из нескольких рабочих зон: мастерской по обработке камня и кости, зон гончарства, ткачества и плетения. Принцип интерактивности в организации экспозиционного пространства детского музея выражается в отсутствии «витринных» экспозиций, в насыщенности действующими моделями, которые позволяют детям освоить древние технологии, ощутить себя «в шкуре древнего человека».
Ведущей целью экспериментальной работы было выявление условий повышения эффективности жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования. В ходе эксперимента предполагалось выяснить, при каких условиях работа в детском музее наиболее эффективно влияет на основные сферы жизнедеятельности подростков: когнитивно-креативную, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную.
Экспериментально-педагогическая работа проводилась в два этапа: I этап - 20022005 гг., II этап - 2006-2009 гг. Подготовить условия для масштабного формирующего педагогического эксперимента удалось в предшествующий период (1995-2001 гг.). В этот период
была создана авторская программа «Полчаса в прошлом», которая охватывала работу музея в трёх направлениях.
Практические занятия клуба юных археологов «Потомки»
1. Проведение тематических занятий для кружковцев всех объединений данного учреждения.
2. Массовая экскурсионная работа со школьниками района и города.
Программа стала лауреатом Всероссийского конкурса методических материалов по туризму и краеведению в 1998 г. Данный период в истории музея завершился знаковым событием - в 2001 г. он прошел паспортизацию, музею было присвоено Свидетельство школьного музея государственного образца. За это время сменилось два поколения ребят - активных сотрудников музея, утвердились основные традиции, выработались неповторимый стиль и устойчивая система жизнедеятельности, сложились условия для проведения масштабного формирующего педагогического эксперимента.
Содержание первого этапа эксперимента. Для диагностики результативности экспериментальной работы на первом этапе были сформированы несколько групп: две экспериментальные (ЭГ -1 - из ребят, пришедших в детский музей ещё на подготовительном этапе и к началу экспериментальной работы закончивших два курса обучения по программе «Полчаса в прошлом», и ЭГ-2 - из воспитанников набора 2002 г.); две контрольные группы (КГ-1 -из учеников 7-8 классов школ № 108 и 63, не занимавшихся музейной работой, и КГ-2 - из членов советов музеев школ № 108, 63, 182). Всего диагностическими процедурами на первом этапе было охвачено 130 человек.
На этом этапе в дополнение к авторской программе «Полчаса в прошлом» была создана авторская технология, главной целью которой было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического сознания школьников. Для этого предполагалось использовать следующие средства музейной педагогики.
1. Развитие и обогащение музейного образовательного пространства.
2. Раскрытие воспитательного потенциала музея-мастерской через социально значимую проектную деятельность.
Воспитанники музея анализировали теорию и практический опыт музейного проектирования, активно осваивали формы и методы проектной деятельности, самостоятельно разрабатывали социальные проекты в сфере сохранения историко-культурного наследия, участвовали в акции «Я - гражданин России». За время осуществления авторской технологии детским музеем «Мастерская предков» было реализовано 5 социально значимых проектов, поддержанных грантами мэрии, областной администрации, международных гуманитарных и экологических организаций [Свиридова 2005: 87-91].
Для изучения влияния активной социально-проектной деятельности на развитие воспитанников музея была выбрана методика КОС (выявления коммуникативных и организаторских склонностей) [Основы психологии 2000: 525-527].
Опрос и обработка результатов осуществлялись дважды: в начале реализации авторской технологии для получения исходного представления об уровне сформированности коммуникативных и организаторских навыков и на заключительном этапе - для выявления реальных изменений в результате целенаправленного педагогического воздействия.
И в экспериментальной, и в контрольной группах на первом этапе обследования отсутствовали дети с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Ребят, показавших высокий уровень развития данных способностей, было 46 % в экспериментальной и 6 % в контрольной группе.
В результате активной социально-проектной деятельности, организованной в 20032005 гг. в детском музее «Мастерская предков», воспитанники музея значительно повысили уровень своих коммуникативных и организаторских способностей, процент ребят со сред-
ним уровнем КОС сократился на 34 %, и выявилась значительная группа ребят с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей - 35 %.
Результаты итоговой диагностики показали, что в контрольной группе значительных сдвигов в уровне коммуникативных и организаторских склонностей не наблюдалось, видимо, в связи с отсутствием в данном образовательном учреждении системы целенаправленных мер по развитию у школьников этих способностей. Воспитанники детского музея на заключительном этапе диагностики продемонстрировали постоянное стремление к расширению круга общения, способность принимать самостоятельное решение в трудных ситуациях, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, инициативность, настойчивость, стремление влиять на сверстников.
Большое значение для выявления творческих способностей воспитанников музея «Мастерская предков» имела районная деловая игра «Музейный бум» (2004 г.), в которой на равных участвовали члены советов школьных музеев и ребята, не занимавшиеся музейной работой. Содержание игры включало проектирование воображаемого музея и работу в нём. Для диагностики уровня творчества участников игры были выделены следующие критерии:
- разнообразие тематики придуманных музеев;
- оригинальность работ;
- количество выбранных ролей и направлений музейной деятельности.
Как показал анализ результатов диагностической игры «Музейный бум», воспитанники детского музея «Мастерская предков» проявили нестандартный подход к выбору тематики музеев, разнообразие и широту интересов, свободное творческое фантазирование. Ребята из контрольных групп предпочитали использовать известные шаблоны и довольствовались стандартным набором тем. Анализ творческих работ, выполненных воспитанниками детского музея «Мастерская предков» в ходе деловой игры «Музейный бум», позволяет утверждать, что к концу первого этапа педагогического эксперимента ребята свободно владели понятийным аппаратом и необходимыми навыками во всех направлениях музейной работы, могли творчески применять полученные знания.
Содержание второго этапа педагогического эксперимента. Для диагностики результативности экспериментальной работы на втором этапе были сформированы две группы - контрольная КГ-3 (из 60-ти учеников 7-8 классов школ № 63, 108, 182) и экспериментальная ЭГ-3 (из воспитанников музея набора 2006 г.-30 чел.).
Второй этап опытно-экспериментальной работы совпал с разработкой и внедрением новой программы работы музея на 2006-2010 гг. К 2006 г. был произведён новый набор детей (уже четвёртое поколение), изменились требования к содержанию и оформлению программных документов, были проанализированы результаты первого этапа эксперимента.
В новой программе подготовки воспитанников музея было выделено больше часов для практической работы в фондах детского музея. Много внимания уделялось обучению детей методам и приёмам экспозиционной работы. На данном этапе экспериментальной работы для амплификации креативно-когнитивной сферы жизнедеятельности воспитанников детского музея были использованы разнообразные формы - выполнение творческих работ для фестивалей и конкурсов различного уровня, подведение итогов образовательных путешествий в виде публикаций в СМИ.
В течение второго этапа эксперимента для различных фестивальных конкурсов ребятами были выполнены следующие работы: игровые путеводители по музею, мультимедийные презентации по музейной тематике, рекламно-информационные буклеты, сценарии театрализованных экскурсий, проекты музейного сайта, литературные и живописные работы по теме «Мой музей». Все работы создавались по законам проектной деятельности. Каждый ребёнок под руководством педагога прошёл путь от целеполагания и разработки стратегии достижения задач до конечного творческого продукта. В завершении работы над каждым заданием проводилась рефлексия. Результаты позитивных изменений в креативно-познава-
тельной сфере подтвердили призовые места и лауреатские звания, которыми были отмечены активисты «Мастерской предков» за свои творческие работы.
Для изучения динамики изменений в когнитивной сфере жизнедеятельности воспитанников был использован ШТУР - школьный тест умственного развития [Шевандрин 1998: 323335].
Школьники из контрольных групп КГ-1 и КГ-3, которые не занимались музейной работой, во время начальной и итоговой диагностики показывали невысокие результаты - от 5 до 40 % выполнения заданий. Позитивное изменение показателей при повторной диагностике было невысоким - от 0 до 10 % правильно выполненных заданий.
Испытуемые из КГ-2, которые состояли в школьных советах музеев, показали хорошие результаты по 1 и 2 набору заданий - от 45 до 75 % выполненных заданий. Школьники были достаточно осведомлены и владели многими терминами, предложенными тестом, очевидно, сказался гуманитарный склад ребят, привлечённых к музейной работе. Однако значительной динамики в развитии их умственных способностей не наблюдалось.
Воспитанники детского музея «Мастерская предков» из экспериментальных групп ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 заполняли анкеты данного теста дважды. Результаты начальной и итоговой диагностики разительно отличались. Повторная диагностика показала прирост правильно выполненных заданий от 10 до 15 %. Результаты диагностики показали, что ребята из экспериментальных групп демонстрируют отличное понимание таких логических связей, как причина -следствие, род - вид; наиболее усвоенные ими дисциплины - общественно-гуманитарного цикла; они не испытывают затруднений при поиске аналогий, при проведении обобщений по конкретным и категориальным признакам. Позитивная динамика развития интеллектуальных способностей воспитанников детского музея, зафиксированная тестом ШТУР, обеспечена регулярным занятием учебно-исследовательской деятельностью, овладением методикой экспериментальной и исследовательской работы, постоянным общением с учёными, участием в семинарах и конференциях разного уровня и другими познавательными традициями детского музея.
Для исследования изменений в эмоционально-волевой сфере жизнедеятельности воспитанников детского музея был использован метод включённого педагогического наблюдения. Наблюдение проводилось непрерывно среди участников экспериментальных групп и периодически среди участников контрольных групп. Для фиксации результатов педагогического наблюдения была составлена карта наблюдений, включавшая характеристики волевых качеств, предложенные психологами А.И. Высоцким, Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [Головей, Рыбалко 2001: 224-226]. Были выделены признаки каждого качества, средний балл по каждому качеству для экспериментальных и контрольных групп и составлены характеристики групп на начальном и итоговом этапах.
Для группы ЭГ-1, состоявшей к началу 2002/2003 уч.г. из воспитанников музея третьего года обучения, были присущи достаточный уровень дисциплинированности, организованности и инициативности и средний уровень развитости остальных волевых качеств. К концу 2005/2006 уч. г., когда эти ребята стали выпускниками детского музея, признаки решительности и настойчивости достигли у них достаточного уровня, признаки выдержки остались на прежнем среднем уровне, а максимальную оценку получили такие качества, как самодисциплина, организованность и инициативность.
Ребята из ЭГ-2, пришедшие в детский музей в 2002 г., по данным начального педагогического наблюдения, демонстрировали средний уровень дисциплинированности, самостоятельности и организованности, недостаточный уровень выдержки и настойчивости и крайне низкий уровень проявления решительности. Включение этих ребят в активную жизнедеятельность детского музея, постоянное моделирование ситуаций, в которых они должны были планировать и организовывать свою деятельность, соотносить свои желания с намерениями детского коллектива, регулировать проявление своих эмоций, повлекли за собой
значительные изменения в их эмоционально-волевой сфере. Они стали более выдержанными и настойчивыми в достижении целей, достигли максимального уровня организованности и инициативности.
Отсутствие заметных позитивных изменений в комплексе волевых качеств ребят из контрольных групп, очевидно, связано со стихийным характером формирования данных качеств и недостаточным вниманием к этому процессу со стороны педагогов.
Таким образом, научно-экспериментальная работа, проведённая в детском археолого-кра-еведческом музее «Мастерская предков», показала, что разработанные способы амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников музея позволили оптимизировать развитие личности детей, что подтверждается следующими характеристиками: 1) в наблюдаемых группах заметно повысился уровень когнитивно-креативных способностей; 2) достигнута положительная динамика развития научно-исследовательских навыков; 3) значительно возросла социальная активность воспитанников детского музея, повысились их коммуникативные и организаторские способности; 4) улучшились показатели развития эмоционально-волевых качеств - дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, организованности, выдержки и пр.
Результаты экспериментально-педагогической работы в основном подтвердили выдвинутую нами гипотезу и дают основание сформулировать выводы о том, что детский музей как особая форма организации жизнедеятельности детей в учреждении дополнительного образования эффективно реализует свой воспитательно-образовательный потенциал и создаёт условия развития личности воспитанников музея, если:
1. Детский музей основан на принципах интерактивности, в соответствии с методологическими подходами, разработанными музейной педагогикой. Это обеспечивается, во-первых, специальной организацией музейного пространства (доступностью музейных предметов для тактильного восприятия, созданием действующих моделей для практического освоения, наличием специальных рабочих зон для творческого труда), во-вторых, особыми формами культурно-образовательной деятельности (использованием ролевых игр, диалоговых форм музейных занятий, активным социальным проектированием и пр.).
2. Направления деятельности детского музея охватывают все сферы развития личности ребёнка. Поэтому детский музей предстаёт в роли универсального института, в котором воспитанники музея получают возможность и социальной адаптации, и реализации своих интересов в самых разных областях. Это позволяет рассматривать данный образовательный институт как площадку инновационного развития системы дополнительного образования детей и источник позитивного опыта для музеев других образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982; Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988; Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь: Сфера, 2001. 628 с.
3. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 576 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. 383 с.
5. Свиридова Н.В. Опыт социального проектирования в учебном музее // Профессионал: рабочая тетрадь заместителя директора учреждения дополнительного образования детей. Вып. 7 / Центр развития учреждений многопрофильного типа (ОЦОДОД), 2005.
6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.