Научная статья на тему 'Организация экспериментально-педагогической работы в детском музее учреждения дополнительного образования'

Организация экспериментально-педагогической работы в детском музее учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / АМПЛИФИКАЦИЯ / CHILDREN'S MUSEUM / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / THE SPHERE OF VITAL ACTIVITY / INTERACTIVITY / AMPLIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Н. В.

Для современного образования детские музеи это инновационные площадки, открытые для педагогических экспериментов. В статье освещены этапы организации экспериментальной работы, охарактеризованы диагностические методики, приведены результаты целенаправленного воздействия на основные сферы жизнедеятельности воспитанников детского музея, которые свидетельствуют об успешности эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EXPERIMENTALPEDAGOGICAL WORK IN THE CHILDREN'S MUSEUM OF THE ESTABLISHMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION

For the modern education children's the museums are the innovation areas, opened for the pedagogical experiments. In the article the stages of the organization of experimental work are illustrated, diagnostic procedures are described. The results of the goal-directed action on the basic spheres of the vital activity of the pupils of children's museum testify about the success of experiment.

Текст научной работы на тему «Организация экспериментально-педагогической работы в детском музее учреждения дополнительного образования»

черта всемирно-исторического процесса» [8, с. 20]. Поэтому каждая из рассматриваемых методологий необходима и важна как в научных исследованиях, так и при реализации в педагогической практике, в том числе и в общеобразовательной школе, где формируются картина мира через преподавание предмета «обществознание».

Методологам третьего направления теоретическая история «видится... как синтез разнородных парадигм социального и исторического знания» [3, с. 31], как «дисциплина, направленная на изучение закономерностей, результатов и направленности крупных качественно-количественных изменений в истории. путем заимствования из других наук, синтеза и проверки гипотез, моделей и теорий, через сопоставление их с данными традиционной эмпирической истории» [4, с. 4]. «Здесь речь идет об истории «больших длительностей» (Ф. Бродель), выявлении универсальных законов в истории (К. Гемпель), системном и кибернетическом подходах к истории (Л. фон Берталанфи, К. Боулдинг, Е. Ласло), анализе исторических систем, мировых систем (И. Валлерстайн, А. Г. Франк, К. Чейз-Дани, Т. Холл), синтезе истории, социологии, политической науки (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ч. Тилли, М. Манн, Д. Широ, Р. Коллинз), макросоциологии и теории социальной эволюции, включающей в качестве центрального аспекта большие исторические закономерности (М. Харрис,

Г. Ленски, С. Сандерсон), новых недогматичных, неидеологи-зированных версиях исторического материализма (И. Дьяконов)» [3, с. 30].

В настоящее время обсуждается проблема содержания и направлений совершенствования научно-методологической культуры учителей обществознания (В.Е. Рогулин [9], А.Б. Соколов [10] и другие), где констатируется, что традиционно реализуемые в педагогической практике учителями об-ществознания формационный и цивилизационный подходы (в рамках методологий линейного развития общества и культурно-исторических кругов, типов или циклов соответственно) сегодня исчерпали свои дидактические возможности.

В «Концепции социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе» зафиксировано, что сегодня в школе «преобладают учителя предпенсионного и пенсионного возраста, получившие базовые знания 20-30 лет назад, когда современные общественные науки не преподавались.» [11, с. 18; 12], поэтому фундаментальные научные знания, методологии научного познания, теории социальных наук сегодня нужно рассматривать не только как дидактические ресурсы учителей обществознания, но, прежде всего, как научно-методологические ресурсы совершенствования их готовности к эффективной образовательной деятельности.

Библиографический список

1. Боголюбов, Л. Н. Основные компоненты содержания школьного обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 7.

2. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Издательство СамГПИ, 1994.

3. Розов, Н.С. Начала рациональной философии истории. Постановка и обоснование проблем. - Новосибирск: НГУ, 1997. - Вып. 1.

4. Розов, Н. С. Начала рациональной философии истории. Апология теоретической истории. - Новосибирск: НГУ, 1998. - Вып. 3.

5. Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / под ред. Б.Г. Могильницкого. - Томск: Издательство ТГУ, 2002.

6. Розов, Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. - Новосибирск: Издательство НГУ, 1992.

7. Лейбниц, Г.-В. Монадология // Лейбниц, Г.-В. Сочинения в 4-х тт. / ред. и сост., авт. вступит, статьи и примеч. В.В. Соколов; перевод

Я.М. Боровского [и др.]. - М.: Мысль, 1982. - Т. I.

8. Гуревич, А.Я. Философия и историческая наука // Вопросы философии. - 1988. - № 10.

9. Рогулин, В.Е. Пути повышения научно-методологической культуры преподавания истории // Преподавание истории и обществознания в

школе. - 2006. - № 6.

10. Соколов, А.Б. Методология истории и практика школьного обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - №5.

11. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе / Л.Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 7. - Ч. 1.

12. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе / Л.Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 8. - Ч. 2.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 37.012+374

Н.В. Свиридова, соискательНИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ МУЗЕЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для современного образования детские музеи - это инновационные площадки, открытые для педагогических экспериментов. В статье освещены этапы организации экспериментальной работы, охарактеризованы диагностические методики, приведены результаты целенаправленного воздействия на основные сферы жизнедеятельности воспитанников детского музея, которые свидетельствуют об успешности эксперимента.

Ключевые слова: детский музей, педагогический эксперимент, сферы жизнедеятельности, интерактивность, амплификация.

Организация и проведение экспериментальной работы вызывает интерес, как теоретиков, так и практиков педагогической деятельности, несмотря на всестороннюю изученность данного метода исследования [1]. Чаще всего педагогические эксперименты проводятся в области дидактики и методик обучения отдельным предметам, так как в этой сфере действие субъективных факторов можно минимизировать. В области воспитательной работы от педагога-исследователя требуется учёт множества факторов - как социальных, так и биологических, как объективных, так и субъективных. Для педа-гога-исследователя эксперименты в данной сфере, по нашему мнению, наиболее интересны, так как позволяют активно включаться в изучаемые процессы, эффективно влиять на развитие личности своих воспитанников.

Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием множества экспериментально-педагогических площадок, поддержанных властными структурами и общественностью на разных уровнях. Как правило, подобные площадки открываются в образовательных учреждениях нового типа -гимназиях, лицеях, частных школах. Но до сих пор остаётся обойдённым вниманием такой феномен, как детский музей, который является наиболее интересным и перспективным педагогическим явлением современной России.

Первые отечественные детские музеи были созданы ещё в первой трети XX века, но, в силу политических причин, не получили развития. С начала 1990-х годов детские музеи стали вновь создаваться в России, как в форме временных выставочных проектов традиционных государственных музеев, так и в форме самостоятельных детских музеев. Некоторые из них

просуществовали недолго, но многие успешно развиваются до сих пор.

Предметом нашего исследования стал детский музей, являющийся структурным подразделением учреждения дополнительного образования. Детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков» был создан в 1994 году совместными усилиями автора и воспитанников клуба юных археологов «Потомки» при Доме пионеров Кировского района г. Новосибирска (ныне - МОУ ДОД - ДДТ «Кировский»). Интерьер музея стилизован под первобытную мастерскую, экспозиционное пространство состоит из нескольких рабочих зон: мастерской по обработке камня и кости, зон гончарства, ткачества и плетения. Принцип интерактивности в организации экспозиционного пространства детского музея выражается в отсутствии «витринных» экспозиций, в насыщенности действующими моделями, которые позволяют детям освоить древние технологии, ощутить себя «в шкуре древнего человека».

Ведущей целью экспериментальной работы было выявление условий повышения эффективности жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования. В ходе эксперимента предполагалось выяснить, при каких условиях работа в детском музее наиболее эффективно влияет на основные сферы жизнедеятельности подростков: когнитивно-креативную, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную.

Экспериментально-педагогическая работа проводилась в два этапа: I этап - 2002 - 2005 гг., II этап - 2006 - 2009 гг. Подготовить условия для масштабного формирующего педагогического эксперимента удалось в предшествующий период (1995 - 2001 гг.). В этот период была создана авторская программа «Полчаса в прошлом», которая охватывала работу музея в трёх направлениях:

1 Практические занятия клуба юных археологов «Потомки».

2 Проведение тематических занятий для кружковцев всех объединений данного учреждения.

3 Массовая экскурсионная работа со школьниками района и города.

Программа стала лауреатом Всероссийского конкурса методических материалов по туризму и краеведению в 1998 г. Данный период в истории музея завершился знаковым событием - в 2001 году он прошел паспортизацию, музею было присвоено Свидетельство школьного музея государственного образца. За это время сменилось два поколения ребят - активных сотрудников музея, утвердились основные традиции, выработались неповторимый стиль и устойчивая система жизнедеятельности, сложились условия для проведения масштабного формирующего педагогического эксперимента.

Содержание первого этапа эксперимента. Для диагностики результативности экспериментальной работы на первом этапе были сформированы несколько групп: две экспериментальные (ЭГ-1 - из ребят, пришедших в детский музей ещё на подготовительном этапе и к началу экспериментальной работы закончивших два курса обучения по программе «Полчаса в прошлом», и ЭГ-2 - из воспитанников набора 2002 года); две контрольные группы (КГ-1 - из учеников 7-8 классов школ №№ 108 и 63, не занимавшихся музейной работой, и КГ-2 - из членов советов музеев школ №№ 108, 63, 182). Всего диагностическими процедурами на первом этапе было охвачено 130 человек.

На этом этапе в дополнение к авторской программе «Полчаса в прошлом» была создана авторская технология, главной целью которой было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического сознания школьников. Для этого предполагалось использовать следующие средства музейной педагогики:

1. Развитие и обогащение музейного образовательного пространства.

2. Раскрытие воспитательного потенциала музея-мастерской через социально значимую проектную деятельность.

Воспитанники музея анализировали теорию и практический опыт музейного проектирования, активно осваивали формы и методы проектной деятельности, самостоятельно разрабатывали социальные проекты в сфере сохранения историко-культурного наследия, участвовали в акции «Я - гражданин России». За время осуществления авторской технологии детским музеем «Мастерская предков» было реализовано 5 социально значимых проектов, поддержанных грантами мэрии, областной администрации, международных гуманитарных и экологических организаций [2].

Для изучения влияния активной социально-проектной деятельности на развитие воспитанников музея была выбрана методика КОС (выявления коммуникативных и организаторских склонностей) [3, с. 525 - 527].

Опрос и обработка результатов осуществлялись дважды: в начале реализации авторской технологии, для получения исходного представления об уровне сформированности коммуникативных и организаторских навыков, и на заключительном этапе - для выявления реальных изменений в результате целенаправленного педагогического воздействия.

И в экспериментальной, и в контрольной группе на первом этапе обследования отсутствовали дети с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Ребят, показавших высокий уровень развития данных способностей было 46 % в экспериментальной, и 6 % в контрольной группах.

В результате активной социально-проектной деятельности, организованной в 2003 - 2005 гг. в детском музее «Мастерская предков», воспитанники музея значительно повысили уровень своих коммуникативных и организаторских способностей, процент ребят со средним уровнем КОС сократился на 34 % , и выявилась значительная группа ребят с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей -35%.

Результаты итоговой диагностики показали, что в контрольной группе значительных сдвигов в уровне коммуникативных и организаторских склонностей не наблюдалось, видимо в связи с отсутствием в данном образовательном учреждении системы целенаправленных мер по развитию у школьников этих способностей. Воспитанники детского музея на заключительном этапе диагностики продемонстрировали постоянное стремление к расширению круга общения, способность принимать самостоятельное решение в трудных ситуациях, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, инициативность, настойчивость, стремление влиять на сверстников.

Большое значение для выявления творческих способностей воспитанников музея «Мастерская предков» имела районная деловая игра «Музейный бум» (2004 г.), в которой на равных участвовали члены советов школьных музеев и ребята, не занимавшиеся музейной работой. Содержание игры включало проектирование воображаемого музея и работу в нём. Для диагностики уровня творчества участников игры были выделены следующие критерии:

- разнообразие тематики придуманных музеев;

- оригинальность работ;

- количество выбранных ролей и направлений музейной деятельности.

Как показал анализ результатов диагностической игры «Музейный бум», воспитанники детского музея «Мастерская предков» проявили нестандартный подход к выбору тематики музеев, разнообразие и широту интересов, свободное творческое фантазирование. Ребята из контрольных групп предпочитали использовать известные шаблоны и довольствовались стандартным набором тем. Анализ творческих работ, выполненных воспитанниками детского музея «Мастерская предков» в ходе деловой игры «Музейный бум» позволяет утверждать, что к концу первого этапа педагогического эксперимента ребята свободно владели понятийным аппаратом и необходимыми навыками во всех направлениях музейной работы, могли творчески применять полученные знания.

Содержание второго этапа педагогического эксперимента. Для диагностики результативности экспериментальной работы на втором этапе были сформированы две группы -контрольная КГ-3 (из 60-ти учеников 7-8 классов школ №№ 63, 108, 182) и экспериментальная ЭГ-3 (из воспитанников музея набора 2006 года - 30 чел.).

Второй этап опытно-экспериментальной работы совпал с разработкой и внедрением новой программы работы музея на 2006 - 2010 гг. К 2006 году был произведён новый набор детей (уже четвёртое поколение), изменились требования к содержанию и оформлению программных документов, были проанализированы результаты первого этапа эксперимента.

В новой программе подготовки воспитанников музея было выделено больше часов для практической работы в фондах детского музея. Много внимания уделялось обучению детей методам и приёмам экспозиционной работы. На данном этапе экспериментальной работы для амплификации креативно - когнитивной сферы жизнедеятельности воспитанников детского музея были использованы разнообразные формы

- выполнение творческих работ для фестивалей и конкурсов различного уровня, подведение итогов образовательных путешествий в виде публикаций в СМИ.

В течение второго этапа эксперимента для различных фестивальных конкурсов ребятами были выполнены следующие работы: игровые путеводители по музею, мультимедийные презентации по музейной тематике, рекламно-информационные буклеты, сценарии театрализованных экскурсий, проекты музейного сайта, литературные и живописные работы по теме «Мой музей». Все работы создавались по законам проектной деятельности. Каждый ребёнок под руководством педагога прошёл путь от целеполагания и разработки стратегии достижения задач до конечного творческого продукта. В завершении работы над каждым заданием проводилась рефлексия. Результаты позитивных изменений в креативно - познавательной сфере подтвердили призовые места и лауреатские звания, которыми были отмечены активисты «Мастерской предков» за свои творческие работы.

Для изучения динамики изменений в когнитивной сфере жизнедеятельности воспитанников был использован ШТУР -школьный тест умственного развития [4, с. 323 - 335].

Школьники из контрольных групп КГ-1 и КГ-3, которые не занимались музейной работой, во время начальной и итоговой диагностики показывали невысокие результаты - от 5 до 40% выполнения заданий. Позитивное изменение показателей при повторной диагностике было невысоким - от 0 до 10% правильно выполненных заданий.

Испытуемые из КГ-2, которые состояли в школьных советах музеев, показали хорошие результаты по 1 и 2 набору заданий - от 45 до 75% выполненных заданий. Школьники были достаточно осведомлены и владели многими терминами, предложенными тестом, очевидно, сказался гуманитарный склад ребят, привлечённых к музейной работе. Однако значительной динамики в развитии их умственных способностей не наблюдалось.

Воспитанники детского музея «Мастерская предков» из экспериментальных групп ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 заполняли анкеты данного теста дважды. Результаты начальной и итоговой диагностики разительно отличались. Повторная диагностика показала прирост правильно выполненных заданий от 10 до 15 %. Результаты диагностики показали, что ребята из экспериментальных групп демонстрируют отличное понимание таких логических связей, как причина - следствие, род - вид; наиболее усвоенные ими дисциплины - общественно-гуманитарного цикла; они не испытывают затруднений при поиске аналогий, при проведении обобщений по конкретным и категориальным признакам. Позитивная динамика развития интеллектуальных способностей воспитанников детского музея, зафиксированная тестом ШТУР, обеспечена регулярным занятием учебно-исследовательской деятельностью, овладением методикой экспериментальной и исследовательской работы, постоянным общением с учёными, участием в семинарах и кон-

ференциях разного уровня и другими познавательными традициями детского музея.

Для исследования изменений в эмоционально-волевой сфере жизнедеятельности воспитанников детского музея был использован метод включённого педагогического наблюдения. Наблюдение проводилось непрерывно среди участников экспериментальных групп и периодически среди участников контрольных групп. Для фиксации результатов педагогического наблюдения была составлена карта наблюдений, включавшая характеристики волевых качеств, предложенные психологами Высоцким А.И., Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф.[5, с. 224 - 226]. Были выделены признаки каждого качества, средний балл по каждому качеству для экспериментальных и контрольных групп и составлены характеристики групп на начальном и итоговом этапах.

Для группы ЭГ-1, состоявшей к началу 2002/2003 уч. г. из воспитанников музея третьего года обучения, были присущи достаточный уровень дисциплинированности, организованности и инициативности и средний уровень развитости остальных волевых качеств. К концу 2005/2006 уч. г., когда эти ребята стали выпускниками детского музея, признаки решительности и настойчивости достигли у них достаточного уровня, признаки выдержки остались на прежнем, среднем уровне, а максимальную оценку получили такие качества, как самодисциплина, организованность и инициативность.

Ребята из ЭГ-2, пришедшие в детский музей в 2002 году, по данным начального педагогического наблюдения демонстрировали средний уровень дисциплинированности, самостоятельности и организованности, недостаточный уровень выдержки и настойчивости и крайне низкий уровень проявления решительности. Включение этих ребят в активную жизнедеятельность детского музея, постоянное моделирование ситуаций, в которых они должны были планировать и организовывать свою деятельность, соотносить свои желания с намерениями детского коллектива, регулировать проявление своих эмоций, повлекло за собой значительные изменения в их эмоционально-волевой сфере. Они стали более выдержанными и настойчивыми в достижении своих целей, достигли максимального уровня организованности и инициативности.

Отсутствие заметных позитивных изменений в комплексе волевых качеств ребят из контрольных групп очевидно связано со стихийным характером формирования данных качеств и недостаточным вниманием к этому процессу со стороны педагогов.

Таким образом, научно-экспериментальная работа, проведённая в детском археолого-краеведческом музее «Мастерская предков», показала, что разработанные способы амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников музея позволили оптимизировать развитие личности детей, что подтверждается следующими характеристиками:

1) в наблюдаемых группах заметно повысился уровень когнитивно - креативных способностей;

2) достигнута положительная динамика развития научноисследовательских навыков; 3) значительно возросла социальная активность воспитанников детского музея, повысились их коммуникативные и организаторские способности; 4) улучшились показатели развития эмоционально-волевых качеств - дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, организованности, выдержки и пр.

• Результаты экспериментально-педагогической работы в основном подтвердили выдвинутую нами гипотезу и дают основание сформулировать выводы о том, что детский музей как особая форма организации жизнедеятельности детей в учреждении дополнительного образования эффективно реализует свой воспитательно-образовательный потенциал и создаёт условия развития личности воспитанников музея, если:

1. Детский музей основан на принципах интерактивности, в соответствии с методологическими подходами, разработанными музейной педагогикой. Это обеспечивается, во-первых, специальной организацией музейного пространства (доступностью музейных предметов для тактильного воспри-

ятия, созданием действующих моделей для практического освоения, наличием специальных рабочих зон для творческого труда), во-вторых, особыми формами культурно-образовательной деятельности (использованием ролевых игр, диалоговых форм музейных занятий, активным социальным проектированием и пр.).

2. Направления деятельности детского музея охватывают все сферы развития личности ребёнка. Поэтому детский музей

предстаёт в роли универсального института, в котором воспитанники музея получают возможность и социальной адаптации, и реализации своих интересов в самых разных областях. Это позволяет рассматривать данный образовательный институт как площадку инновационного развития системы дополнительного образования детей и источник позитивного опыта для музеев других образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982; Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988; Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982.

2. Свиридова, Н. В. Опыт социального проектирования в учебном музее // Профессионал: Рабочая тетрадь заместителя директора учреждения дополнительного образования детей: Центр развития учреждений многопрофильного типа (ОЦОДОД), 2005. - Вып. 7-Н.

3. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь: Сфера, 2001.

4. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 612.821

А.Ю. Каразаева, соискательНГПУ, г. Новосибисрк, Е-mail: kkk. [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ГРУППАХ АБСОЛЮТНЫХ ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ

С помощью многоканальной регистрации ЭЭГ оценивали особенности межполушарного взаимодействия в маргинальных группах студентов (5 левшей, 5 правшей) в фоне и при решении задач на образную и вербальную креативность. Анализ показателей когерентности биопотенциалов в шести частотных диапазонах показал достоверные различия в полушарном взаимодействии между левшами и правшами для тета1, альфа2 и бета2 ритмов. Межгрупповые различия были наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и характеризовались более тесным межполушарным взаимодействием в передних отделах коры у правшей.

Ключевые слова: левши и правши, ЭЭГ, межполушарные взаимодействия.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая в большей степени определяет особенности восприятия, мышления и эмоциональных переживаний человека. Индивидуальные профили асимметрии разнообразны, однако можно выделить группы абсолютных правшей или левшей. Существуют противоречивые данные об особенностях когнитивных функций в этих маргинальных группах. С одной точки зрения леворукость сопровождается более низкими умственными способностями и худшими показателями нервно-психической деятельности по сравнению с правшами [1]. Согласно другой, напротив - более высокими адаптационными возможностями [2]. С левшеством связывают также более выраженную интеллектуальную и творческую одаренность [3; 4]. Успешность мыслительных операций у левшей может опираться на функциональное доминирование у них правого полушария.

Предпринятые в последнее время психофизиологические исследования активности мозга при решении творческих задач выявили специфику межполушарного взаимодействия [5] и особое значение правого полушария при успешной творческой деятельности [6; 7]. Установлено, что высококреативные персоны характеризуются большей правополушарной активностью ЭЭГ [6], а также двусторонней лобной активацией коры головного мозга, чем низкокреативные [8]. Менее выраженная у левшей асимметрия полушарного и корково-подкоркового взаимодействия может быть нейрофизиологической основой их большей креативности вследствие расширенных возможностей для эффективного принятия нестандартных решений по типу озарения («инсайта») [9].

Вследствие этого целью исследования стало определение особенностей полушарного взаимодействия по показателям ЭЭГ в маргинальных группах правшей и левшей в функциональном состоянии «покоя» и при экспериментальной творческой деятельности.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие абсолютные левши и абсолютные правши (по 5 человек в каждой группе), которые были выделены на основе результатов предварительного определения профиля функциональной

асимметрии у студентов Новосибирского государственного педагогического университета (250 человек).

Для определения профиля функциональной асимметрии использовали батарею сенсомоторных проб: 4 пробы для оценки функциональной асимметрии зрения, 3 пробы для оценки функциональной асимметрии слуха, 11 проб для оценки функциональной асимметрии рук и 6 проб - для оценки асимметрии ног [10].

В качестве экспериментальных творческих заданий использовали образный субтест Торренса «Неоконченные фигуры» и модифицированный вариант вербальной задачи «Когнитивный синтез» [11]. В первой серии - образном эксперименте необходимо было, используя элемент, предъявляемый на мониторе персонального компьютера в течение 1 минуты, создать в своем воображении образы, включающие данный элемент, во второй - придумать предложение с использованием триады слов - существительных из отдаленных семантических категорий. Каждая серия эксперимента включала предъявление пяти фигур-стимулов или - пяти триад слов. Согласно инструкции испытуемым необходимо было стремиться придумать наиболее оригинальный образ (или предложение). Предъявлению образных или вербальных стимулов предшествовала стадия записи фонового состояния.

Регистрацию и анализ ЭЭГ выполняли при сотрудничестве с лабораторией физиологии когнитивной деятельности НИИ физиологии СО РАМН. ЭЭГ регистрировали в фоне (с открытыми и закрытыми глазами) и при выполнении заданий в отведениях Fр1, Fр2, F3, F4, F7, F8, С3, C4, Т3, Т4, Т5, Т6, Р3, Р4, 01, 02 с объединенным референтным ушным электродом. Аналого-цифровое преобразование сигнала проводили с частотой дискретизации 256 Гц. Расчет параметров спектра мощности и когерентности биопотенциалов ЭЭГ выполняли по программе «Нейрокартограф» фирмы МБН (Москва). Для анализа выбирали 29 эпох длительностью 2 сек (с перекрытием в 50 %) в период поиска решения проблемы или на стадии покоя (с открытыми глазами). Для каждого отведения методом быстрого преобразования Фурье были получены значения спектральной плотности ЭЭГ в частотных диапазо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.