Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / экскурсия / внутренний туризм / промышленный туризм

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Ю.А., Блинова Е.А.

В последнее время большинство туристов стали привлекать не только уникальные и экологически чистые природные уголки с живописными пейзажами, но и промышленные объекты. Желание посетить завод или фабрику, познакомиться с особенностями производства той или продукции, узнать историю развития производства – вот лишь некоторые мотивы, которые движут туристами при посещении промышленного объекта. Промышленный туризм – одно из высокоперспективных направлений туристской отрасли, развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. В настоящее время промышленный туризм уже имеет методологическую базу, понятие закреплено в ряде нормативно-правовых документах и региональных программах по развитию туризма, в ряде субъектов Российской Федерации есть соответствующее туристское предложение. В данной статье авторы рассматривают этапы проведения экскурсии на промышленное предприятие. Данный алгоритм можно применить на предприятиях различных отраслей. В статье представлены фотографии, дополняющие и иллюстрирующие рассмотренный алгоритм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киреева Ю.А., Блинова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 338.48 УДК 379.85

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Киреева Ю.А.

Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация kireeva.ya@mail.ru Блинова Е.А.

Ведущий специалист направления культурных проектов Объединенной металлургической компании г. Москва, Российская Федерация И2вп23@гатЫег.ги

Аннотация. В последнее время большинство туристов стали привлекать не только уникальные и экологически чистые природные уголки с живописными пейзажами, но и промышленные объекты. Желание посетить завод или фабрику, познакомиться с особенностями производства той или продукции, узнать историю развития производства - вот лишь некоторые мотивы, которые движут туристами при посещении промышленного объекта. Промышленный туризм - одно из высокоперспективных направлений туристской отрасли, развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. В настоящее время промышленный туризм уже имеет методологическую базу, понятие закреплено в ряде нормативно-правовых документах и региональных программах по развитию туризма, в ряде субъектов Российской Федерации есть соответствующее туристское предложение. В данной статье авторы рассматривают этапы проведения экскурсии на промышленное предприятие. Данный алгоритм можно применить на предприятиях различных отраслей. В статье представлены фотографии, дополняющие и иллюстрирующие рассмотренный алгоритм.

Ключевые слова: туризм, экскурсия, внутренний туризм, промышленный туризм

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

В современных условиях жесткая конкуренция побуждает всех участников сферы туризма выйти за рамки традиционного и стандартного обслуживания и в целях привлечения как новых, так и возвратных туристов, активно задуматься над диверсификацией туристского предложения [2], а также развитием новых видов туризма, например, научно-популярного и промышленного, в рамках которых можно посетить

научные и промышленные объекты, закрытые до недавнего времени, сформировать навыки для будущей профессии [3].

Согласно ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» под промышленным туризмом понимаются «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему». Другими словами, это посещение определенных объектов, таких как заводы, фабрики, комбинаты и т.д., специальным гидом-экскурсоводом по заранее заданному маршруту.

Основными задачами промышленного туризма являются:

• развитие внутреннего и въездного туризма регионов Российской Федерации;

• повышение инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;

• презентация территориальных брендов и продукции;

• организация бизнес-миссий для профессиональных покупателей и продвижения экспортного потенциала;

• обмен знаниями между специалистами предприятий;

• профориентация для школьников и студентов [1].

В последнее время функции промышленного туризма все чаще рассматриваются не только на уровне целей предприятия, но и в целом, в контексте формирования туристского рынка и развития территорий. Промышленный туризм может стать драйвером развития туристской сферы региона с промышленной специализацией, источником дохода для туркомпаний, муниципалитетов, а также механизмом, обеспечивающим интеграцию интересов промышленных предприятий, административных структур и общественности территории. В современных условиях развитие промышленного туризма в Российской Федерации рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений, обладающих огромным потенциалом и имеющих большое значение для социально-экономического развития страны.

Можно отметить несколько главных тенденций развития промышленного туризма в Российской Федерации:

• широкая география, охватывающая большинство областей, краев и республик Российской Федерации;

• активное продвижение индустриального туризма в сферах тяжелой и легкой промышленности, пищевом производстве, машиностроении, энергетике, индустрии развлечений и многих других отраслях;

• ориентированность на отечественного туриста;

• интеграция с экономическими, образовательными, социальными программами; научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 17. 2023 / №2

• стратегическое значение промышленного туризма в контексте внешней и внутренней политики.

Решение предприятий о приеме посетителей может быть мотивировано различными причинами:

• распространение информации о предприятии будет способствовать созданию или укреплению имиджа бренда, увеличению лояльности клиентов и, соответственно, удовлетворительному результату в целом;

• возможности продвижения для большего числа различных покупателей;

• исследование рынка путем прямого и непосредственного контакта с покупателями и получения от них непосредственной реакции на продукт;

• прозрачность процессов для потенциальных клиентов;

• мотивация персонала, формирование осознания персоналом своей значимости для предприятия путем вовлечения в общие проекты.

В основе туристского предложения в рамках промышленного туризма - посещение промышленного предприятия. По количеству единовременно посещаемых объектов

промышленный туризм делится на разовые экскурсии на предприятие и тематические туры [6].

Таблица 1 - Виды промышленного туризма

Параметры Экскурсия на предприятие Тематический тур

Понятие Организованное групповое посещение промышленного предприятия с познавательными целями Организованные групповые поездки с посещением двух и более предприятий одного региона, производства которых представляют интерес в рамках темы тура

Продолжительность От 1 до 1.5 часов От 2 и более дней

Отличительная особенность Чаще всего экскурсия заканчивается в сувенирном магазине, где экскурсанты могут приобрести или заказать продукцию данного производителя Программа туров включает не только производственные экскурсии, но и услуги по размещению, питанию, трансферу, кроме того, обычно включены обзорные экскурсии по городам посещения и другие культурно-развлекательные мероприятия

Примеры • Парфюмерная фабрика Фрагонар (Грас, Франция) • Фабрика по производству соуса Табаско (о. Эйвери, США) • Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» (Новороссийск, Россия) • Туры во Францию с посещением винодельческих хозяйств (Бордо, Шампань и пр.) • Туры в Швейцарию с демонстрацией тонкостей производства сыров • Туры по фабрикам народных промыслов городов Золотого Кольца России

В свою очередь по составу группы экскурсии на промышленные предприятия можно разделить на [6]: экскурсии для школьников; экскурсии для смешанных групп; экскурсии для профессионалов (таблица 2).

Таблица 2 - Характеристика экскурсий на промышленные предприятия в зависимости от

состава группы

Экскурсии на промышленные предприятия Характеристика экскурсий на промышленные предприятия

Экскурсии для школьников Это организация регулярных экскурсий на промышленные предприятия для организованных групп учащихся с общепознавательными, а также учебными и профориентационными целями

Экскурсии для смешанных групп Это посещение предприятий сборными группами с познавательными целями. Такие экскурсии популярны в странах Европы и США. Например, Завод Фольксваген, Вольсбург, Германия, Гитарная фабрика Гибсон, Мемфис, США. В России в числе доступных экскурсантам производств - кондитерское объединение «Любимый Край» (Ленинградская область), «Томское пиво» в Томске

Экскурсии для профессионалов Это организация экскурсий на ведущие предприятия той или иной отрасли промышленности для бизнесменов или специалистов отрасли с целью изучения особенностей и инноваций производства, получения опыта успешных предприятий, поиска партнеров для бизнеса или объекта инвестирования. Примером такой экскурсии может служить визит на завод «Эйркрафт Индастриз», Куновице, Чехия делегации Оренбургской области с целью детального ознакомления с производством самолетов и обсуждением способов решения задач, связанных с эксплуатацией новой для региона техники.

Независимо от целевой аудитории экскурсии на промышленное предприятие, одна из задач - демонстрация производственного процесса [5].

Ниже представлен поэтапный алгоритм проведения экскурсии на промышленное предприятие:

1. Изучение сайта промышленного туризма:

• переход с основного сайта на страницу промышленного туризма;

• на сайте: удобная система бронирования экскурсий онлайн, интуитивная навигация, описание маршрутов, связь с горячей линией;

• заблаговременное предоставление документов для проверки службой безопасности.

2. Встреча туристов:

• знакомство с экскурсоводом. На таких экскурсиях экскурсоводами могут быть: работники заводского музея, сотрудники завода, в том числе технологи, специально подготовленные экскурсоводы, внештатные городские экскурсоводы, сотрудники отдела охраны труда, кадров, отдела по связям с общественностью, ветераны труда. Необходимо отметить, что на подобных экскурсиях экскурсовод профессионально подает производственную информацию, но делает это в доступном увлекательном формате для посетителей любого возраста и уровня образования;

• посещение оборудованной гостевой зоны (большой, светлый зал с возможностью проведения презентаций с посадочными местами на 25-30 человек) и Welcome центра, в

котором расположены раздевалки с униформой, стеллажи с ящиками для хранения СИЗ, локкеры или шкафчики для личных вещей (рисунок 1);

•СКУРСИИч

ндммк

Магнитогорский металлургический Магнитогорский металлургический комбинат. комбинат. Раздевалка Гостевая зона

Рисунок 1 - Оборудование гостевой зоны и Welcome центра • получение униформы, радио гидов и СИЗ. Необходимо отметить, что состав униформы регламентируется службой безопасности, зависит от специфики производства и обычно состоит из: каски с подбородочным ремнем, куртки с нашивкой компании, штанов, ботинок, защитных очков, респиратора (рисунок 2);

Челябинский завод Объединенной СИБУР, Тобольск

металлургической компании

Рисунок 2 - Примеры униформы

• проведение обязательного инструктажа по правилам поведения на маршруте и нормам требований безопасности.

3. Выход на маршрут:

• наличие навигации по территории предприятия;

• организованы безопасные подходы, подъезды, смотровые площадки для наблюдения за производственными объектами/процессами.

• в цехе группу сопровождает сотрудник завода/технолог.

4. В ходе экскурсии:

• экскурсовод использует множество форм и методов показа и рассказа. Для детских групп использует игровые и квест-технологии;

• активное использование материалов из «портфеля экскурсовода». Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта информационных материалов, используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии: фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, образцы продукции предприятия и др. «Портфеля экскурсовода» позволяет проиллюстрировать рассказ, разнообразить монотонную экскурсию, восстановить недостающие звенья при показе объектов. Пример «портфеля экскурсовода» представлен на рисунке 3;

Рисунок 3 - «Портфель экскурсовода» • обозначены несколько фото поинтов и предусмотрена фотозона, где туристы смогут сделать фотографии и разместить их в социальных сетях, благодаря чему о компании узнают сотни людей (рисунок 4).

Загорский трубный завод

ЧТПЗ. Высота 239

Челябинский трубопрокатный завод. Высота 239. Трубы как арт объект в цеху

Рисунок 4 - Примеры фотозон 5. Разработка и мастер-класса: наличие специального помещения для проведения интерактивного занятия и демонстрационных опытов, связанных с производством (рисунок 5).

ЕВРАЗ уРАЛ Загорский трубный завод

Рисунок 5 - Специальные помещения для мастер-классов 6. Посещение корпоративного музея, организованного в специальном помещении в непосредственной близости от начала или конца маршрута экскурсии на промышленное предприятие. Возможно использование интерактивных экранов и демонстрационных макетов (рисунок 6);

Магнитогорский металлургический комбинат

«Газпром добыча Оренбург»

Рисунок 6 - Демонстрационные макеты, имитирующие производственные процессы 7. Вручение туристам промышленного сувенира - памятной продукции, позволяющей не только напомнить об интересной экскурсии, но и сформировать позитивные ассоциации с компанией. Примеры подобных сувениров представлены на рисунке 7. В заключении заполняется форма обратной связи.

СИБУР. Значки из переработанного пластика

Микрон. Проба сплава, из которой делаются сим-карты

Выксунский завод ОМК.

Ремувка с хештегом #Заводвидел

Рисунок 7 - Примеры сувениров

В настоящее время экскурсии на промышленные предприятия редко проводят экскурсии для туристов на регулярной основе. Как правило, большинство предприятий проводит экскурсии в рамках развития сотрудничества с партнерами, программ профориентации или в виде исключения. Такому положению дел способствует ряд препятствий, а именно:

• отсутствие экспертов для организации данного рода экскурсий;

• небезопасность производственного процесса для неподготовленных групп туристов;

• отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов;

• нежелание отвлекать сотрудников от осуществления ими производственных задач;

• неоправданная закрытость предприятий;

• желание скрыть от конкурентов бизнес-процессы и т.д. [4].

Таким образом, чтобы превратить промышленный туризм в серьезное направление туристского бизнеса в Российской Федерации, потребуются значительные усилия, в то время как главная проблема сегодня связана не со спросом, а с предложением. Так как в настоящее время в России существует проблема с поиском предприятий, организаций или компаний, которые хотят и готовы принимать посетителей.

Литература

1. Додонов О.В. Позиционирование промышленного туризма в контексте экономического развития предприятия / О. В. Додонов, И. В. Ракитенок // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2018. - № 9. - С. 28-31. - ББК 2СТУМБ.

2. К вопросу о направлениях исследования промышленного туризма / А. В. Танина, Д. А. Сергеев, Е. В. Конышев, Е. Ф. Танин // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 1(58). - С. 158-170. - Б01 10.25683/У0ББ1.2022.58.170. - ББК БК2КХР.

3. Киреева Ю.А. К вопросу о трендах в туризме и образовании: научно-популярный туризм / Ю. А. Киреева, Д. Д. Макарова // Проблемы и перспективы развития туризма региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 28 апреля 2023 года. - Грозный: Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, 2023. - С. 115-118. - Б01 10.36684/92-1-2023-115-118. -ББК БУиЫН.

4. Крицкая О.А. Промышленный туризм в России: проблемы и перспективы развития / О. А. Крицкая, Л. Ю. Кренинг, Е. В. Кулагина // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы : материалы IV межвузовской научно-практической конференции, Омск, 04-05 декабря 2017 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2018. - С. 159-161. - ББК ХЮ8Х2.

5. Масалова Д.Ю. Производственные экскурсии как фактор стимулирования промышленных предприятий / Д. Ю. Масалова // Современное состояние и потенциал развития туризма в России : Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Омск, 10-11 октября 2019 года / Под общей редакцией Е.В. Кулагиной. -Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 89-93. - ББК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Полянина С.С. Сущность промышленного туризма и его виды / С. С. Полянина, Л. В. Докашенко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 29-31 января 2014 года. - Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2014. - С. 1773-1776. - ББК БМАУБК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.