УДК 338.48 УДК 379.85
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
Киреева Ю.А.
Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация kireeva.ya@mail.ru Блинова Е.А.
Ведущий специалист направления культурных проектов Объединенной металлургической компании г. Москва, Российская Федерация И2вп23@гатЫег.ги
Аннотация. В последнее время большинство туристов стали привлекать не только уникальные и экологически чистые природные уголки с живописными пейзажами, но и промышленные объекты. Желание посетить завод или фабрику, познакомиться с особенностями производства той или продукции, узнать историю развития производства - вот лишь некоторые мотивы, которые движут туристами при посещении промышленного объекта. Промышленный туризм - одно из высокоперспективных направлений туристской отрасли, развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. В настоящее время промышленный туризм уже имеет методологическую базу, понятие закреплено в ряде нормативно-правовых документах и региональных программах по развитию туризма, в ряде субъектов Российской Федерации есть соответствующее туристское предложение. В данной статье авторы рассматривают этапы проведения экскурсии на промышленное предприятие. Данный алгоритм можно применить на предприятиях различных отраслей. В статье представлены фотографии, дополняющие и иллюстрирующие рассмотренный алгоритм.
Ключевые слова: туризм, экскурсия, внутренний туризм, промышленный туризм
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».
В современных условиях жесткая конкуренция побуждает всех участников сферы туризма выйти за рамки традиционного и стандартного обслуживания и в целях привлечения как новых, так и возвратных туристов, активно задуматься над диверсификацией туристского предложения [2], а также развитием новых видов туризма, например, научно-популярного и промышленного, в рамках которых можно посетить
научные и промышленные объекты, закрытые до недавнего времени, сформировать навыки для будущей профессии [3].
Согласно ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» под промышленным туризмом понимаются «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему». Другими словами, это посещение определенных объектов, таких как заводы, фабрики, комбинаты и т.д., специальным гидом-экскурсоводом по заранее заданному маршруту.
Основными задачами промышленного туризма являются:
• развитие внутреннего и въездного туризма регионов Российской Федерации;
• повышение инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;
• презентация территориальных брендов и продукции;
• организация бизнес-миссий для профессиональных покупателей и продвижения экспортного потенциала;
• обмен знаниями между специалистами предприятий;
• профориентация для школьников и студентов [1].
В последнее время функции промышленного туризма все чаще рассматриваются не только на уровне целей предприятия, но и в целом, в контексте формирования туристского рынка и развития территорий. Промышленный туризм может стать драйвером развития туристской сферы региона с промышленной специализацией, источником дохода для туркомпаний, муниципалитетов, а также механизмом, обеспечивающим интеграцию интересов промышленных предприятий, административных структур и общественности территории. В современных условиях развитие промышленного туризма в Российской Федерации рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений, обладающих огромным потенциалом и имеющих большое значение для социально-экономического развития страны.
Можно отметить несколько главных тенденций развития промышленного туризма в Российской Федерации:
• широкая география, охватывающая большинство областей, краев и республик Российской Федерации;
• активное продвижение индустриального туризма в сферах тяжелой и легкой промышленности, пищевом производстве, машиностроении, энергетике, индустрии развлечений и многих других отраслях;
• ориентированность на отечественного туриста;
• интеграция с экономическими, образовательными, социальными программами; научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 17. 2023 / №2
• стратегическое значение промышленного туризма в контексте внешней и внутренней политики.
Решение предприятий о приеме посетителей может быть мотивировано различными причинами:
• распространение информации о предприятии будет способствовать созданию или укреплению имиджа бренда, увеличению лояльности клиентов и, соответственно, удовлетворительному результату в целом;
• возможности продвижения для большего числа различных покупателей;
• исследование рынка путем прямого и непосредственного контакта с покупателями и получения от них непосредственной реакции на продукт;
• прозрачность процессов для потенциальных клиентов;
• мотивация персонала, формирование осознания персоналом своей значимости для предприятия путем вовлечения в общие проекты.
В основе туристского предложения в рамках промышленного туризма - посещение промышленного предприятия. По количеству единовременно посещаемых объектов
промышленный туризм делится на разовые экскурсии на предприятие и тематические туры [6].
Таблица 1 - Виды промышленного туризма
Параметры Экскурсия на предприятие Тематический тур
Понятие Организованное групповое посещение промышленного предприятия с познавательными целями Организованные групповые поездки с посещением двух и более предприятий одного региона, производства которых представляют интерес в рамках темы тура
Продолжительность От 1 до 1.5 часов От 2 и более дней
Отличительная особенность Чаще всего экскурсия заканчивается в сувенирном магазине, где экскурсанты могут приобрести или заказать продукцию данного производителя Программа туров включает не только производственные экскурсии, но и услуги по размещению, питанию, трансферу, кроме того, обычно включены обзорные экскурсии по городам посещения и другие культурно-развлекательные мероприятия
Примеры • Парфюмерная фабрика Фрагонар (Грас, Франция) • Фабрика по производству соуса Табаско (о. Эйвери, США) • Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» (Новороссийск, Россия) • Туры во Францию с посещением винодельческих хозяйств (Бордо, Шампань и пр.) • Туры в Швейцарию с демонстрацией тонкостей производства сыров • Туры по фабрикам народных промыслов городов Золотого Кольца России
В свою очередь по составу группы экскурсии на промышленные предприятия можно разделить на [6]: экскурсии для школьников; экскурсии для смешанных групп; экскурсии для профессионалов (таблица 2).
Таблица 2 - Характеристика экскурсий на промышленные предприятия в зависимости от
состава группы
Экскурсии на промышленные предприятия Характеристика экскурсий на промышленные предприятия
Экскурсии для школьников Это организация регулярных экскурсий на промышленные предприятия для организованных групп учащихся с общепознавательными, а также учебными и профориентационными целями
Экскурсии для смешанных групп Это посещение предприятий сборными группами с познавательными целями. Такие экскурсии популярны в странах Европы и США. Например, Завод Фольксваген, Вольсбург, Германия, Гитарная фабрика Гибсон, Мемфис, США. В России в числе доступных экскурсантам производств - кондитерское объединение «Любимый Край» (Ленинградская область), «Томское пиво» в Томске
Экскурсии для профессионалов Это организация экскурсий на ведущие предприятия той или иной отрасли промышленности для бизнесменов или специалистов отрасли с целью изучения особенностей и инноваций производства, получения опыта успешных предприятий, поиска партнеров для бизнеса или объекта инвестирования. Примером такой экскурсии может служить визит на завод «Эйркрафт Индастриз», Куновице, Чехия делегации Оренбургской области с целью детального ознакомления с производством самолетов и обсуждением способов решения задач, связанных с эксплуатацией новой для региона техники.
Независимо от целевой аудитории экскурсии на промышленное предприятие, одна из задач - демонстрация производственного процесса [5].
Ниже представлен поэтапный алгоритм проведения экскурсии на промышленное предприятие:
1. Изучение сайта промышленного туризма:
• переход с основного сайта на страницу промышленного туризма;
• на сайте: удобная система бронирования экскурсий онлайн, интуитивная навигация, описание маршрутов, связь с горячей линией;
• заблаговременное предоставление документов для проверки службой безопасности.
2. Встреча туристов:
• знакомство с экскурсоводом. На таких экскурсиях экскурсоводами могут быть: работники заводского музея, сотрудники завода, в том числе технологи, специально подготовленные экскурсоводы, внештатные городские экскурсоводы, сотрудники отдела охраны труда, кадров, отдела по связям с общественностью, ветераны труда. Необходимо отметить, что на подобных экскурсиях экскурсовод профессионально подает производственную информацию, но делает это в доступном увлекательном формате для посетителей любого возраста и уровня образования;
• посещение оборудованной гостевой зоны (большой, светлый зал с возможностью проведения презентаций с посадочными местами на 25-30 человек) и Welcome центра, в
котором расположены раздевалки с униформой, стеллажи с ящиками для хранения СИЗ, локкеры или шкафчики для личных вещей (рисунок 1);
•СКУРСИИч
ндммк
Магнитогорский металлургический Магнитогорский металлургический комбинат. комбинат. Раздевалка Гостевая зона
Рисунок 1 - Оборудование гостевой зоны и Welcome центра • получение униформы, радио гидов и СИЗ. Необходимо отметить, что состав униформы регламентируется службой безопасности, зависит от специфики производства и обычно состоит из: каски с подбородочным ремнем, куртки с нашивкой компании, штанов, ботинок, защитных очков, респиратора (рисунок 2);
Челябинский завод Объединенной СИБУР, Тобольск
металлургической компании
Рисунок 2 - Примеры униформы
• проведение обязательного инструктажа по правилам поведения на маршруте и нормам требований безопасности.
3. Выход на маршрут:
• наличие навигации по территории предприятия;
• организованы безопасные подходы, подъезды, смотровые площадки для наблюдения за производственными объектами/процессами.
• в цехе группу сопровождает сотрудник завода/технолог.
4. В ходе экскурсии:
• экскурсовод использует множество форм и методов показа и рассказа. Для детских групп использует игровые и квест-технологии;
• активное использование материалов из «портфеля экскурсовода». Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта информационных материалов, используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии: фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, образцы продукции предприятия и др. «Портфеля экскурсовода» позволяет проиллюстрировать рассказ, разнообразить монотонную экскурсию, восстановить недостающие звенья при показе объектов. Пример «портфеля экскурсовода» представлен на рисунке 3;
Рисунок 3 - «Портфель экскурсовода» • обозначены несколько фото поинтов и предусмотрена фотозона, где туристы смогут сделать фотографии и разместить их в социальных сетях, благодаря чему о компании узнают сотни людей (рисунок 4).
Загорский трубный завод
ЧТПЗ. Высота 239
Челябинский трубопрокатный завод. Высота 239. Трубы как арт объект в цеху
Рисунок 4 - Примеры фотозон 5. Разработка и мастер-класса: наличие специального помещения для проведения интерактивного занятия и демонстрационных опытов, связанных с производством (рисунок 5).
ЕВРАЗ уРАЛ Загорский трубный завод
Рисунок 5 - Специальные помещения для мастер-классов 6. Посещение корпоративного музея, организованного в специальном помещении в непосредственной близости от начала или конца маршрута экскурсии на промышленное предприятие. Возможно использование интерактивных экранов и демонстрационных макетов (рисунок 6);
Магнитогорский металлургический комбинат
«Газпром добыча Оренбург»
Рисунок 6 - Демонстрационные макеты, имитирующие производственные процессы 7. Вручение туристам промышленного сувенира - памятной продукции, позволяющей не только напомнить об интересной экскурсии, но и сформировать позитивные ассоциации с компанией. Примеры подобных сувениров представлены на рисунке 7. В заключении заполняется форма обратной связи.
СИБУР. Значки из переработанного пластика
Микрон. Проба сплава, из которой делаются сим-карты
Выксунский завод ОМК.
Ремувка с хештегом #Заводвидел
Рисунок 7 - Примеры сувениров
В настоящее время экскурсии на промышленные предприятия редко проводят экскурсии для туристов на регулярной основе. Как правило, большинство предприятий проводит экскурсии в рамках развития сотрудничества с партнерами, программ профориентации или в виде исключения. Такому положению дел способствует ряд препятствий, а именно:
• отсутствие экспертов для организации данного рода экскурсий;
• небезопасность производственного процесса для неподготовленных групп туристов;
• отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов;
• нежелание отвлекать сотрудников от осуществления ими производственных задач;
• неоправданная закрытость предприятий;
• желание скрыть от конкурентов бизнес-процессы и т.д. [4].
Таким образом, чтобы превратить промышленный туризм в серьезное направление туристского бизнеса в Российской Федерации, потребуются значительные усилия, в то время как главная проблема сегодня связана не со спросом, а с предложением. Так как в настоящее время в России существует проблема с поиском предприятий, организаций или компаний, которые хотят и готовы принимать посетителей.
Литература
1. Додонов О.В. Позиционирование промышленного туризма в контексте экономического развития предприятия / О. В. Додонов, И. В. Ракитенок // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2018. - № 9. - С. 28-31. - ББК 2СТУМБ.
2. К вопросу о направлениях исследования промышленного туризма / А. В. Танина, Д. А. Сергеев, Е. В. Конышев, Е. Ф. Танин // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 1(58). - С. 158-170. - Б01 10.25683/У0ББ1.2022.58.170. - ББК БК2КХР.
3. Киреева Ю.А. К вопросу о трендах в туризме и образовании: научно-популярный туризм / Ю. А. Киреева, Д. Д. Макарова // Проблемы и перспективы развития туризма региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 28 апреля 2023 года. - Грозный: Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, 2023. - С. 115-118. - Б01 10.36684/92-1-2023-115-118. -ББК БУиЫН.
4. Крицкая О.А. Промышленный туризм в России: проблемы и перспективы развития / О. А. Крицкая, Л. Ю. Кренинг, Е. В. Кулагина // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы : материалы IV межвузовской научно-практической конференции, Омск, 04-05 декабря 2017 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2018. - С. 159-161. - ББК ХЮ8Х2.
5. Масалова Д.Ю. Производственные экскурсии как фактор стимулирования промышленных предприятий / Д. Ю. Масалова // Современное состояние и потенциал развития туризма в России : Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Омск, 10-11 октября 2019 года / Под общей редакцией Е.В. Кулагиной. -Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 89-93. - ББК
6. Полянина С.С. Сущность промышленного туризма и его виды / С. С. Полянина, Л. В. Докашенко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 29-31 января 2014 года. - Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2014. - С. 1773-1776. - ББК БМАУБК