Научная статья на тему 'Организация эффективных перемещений населения в крупной агломерации (на примере парижского столичного региона Иль-де-Франс)'

Организация эффективных перемещений населения в крупной агломерации (на примере парижского столичного региона Иль-де-Франс) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОД / АГЛОМЕРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / ПАРИЖ / ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Павловна, Макаров Владимир Вячеславович, Юмаев Егор Александрович

Рассматривается опыт организации перемещений населения в Парижском столичном регионе Иль-де-Франс как на внутригородском уровне, так и по линии «Париж окружающие территории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the organization of population movements in the Paris metropolitan region of Ile-de-France as the inner-level, and through the «Paris the surrounding area».

Текст научной работы на тему «Организация эффективных перемещений населения в крупной агломерации (на примере парижского столичного региона Иль-де-Франс)»



УДК 332.024; 338.47

О.П. Кузнецова, В.В. Макаров, Е.А. Юмаев

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

В КРУПНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРИЖСКОГО СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС)

В условиях глобализации мировой экономики роль городов как ключевых экономико-образующих центров значительно возрастает, наличие развитой сети наиболее конкурентоспособных из них, привлекательных с точки зрения реализации экономической деятельности, становится одним из фундаментальных требований. Наоборот, отсутствие эффективных с данной точки зрения городов будет создавать условия для вывода ресурсов и финансовых активов из страны, превращения ее в государство «третьего мира».

Что такое эффективный город и каким он должен быть? Очевидно, что реализация экономической деятельности на его территории должна приносить большую выгоду в сравнении с альтернативными местами приложения деятельности. Следовательно, органы власти должны работать над тем, чтобы максимально уменьшить издержки для экономических субъектов. Одной из наиболее эффективных мер при этом является повышение плотности населения, например в Барселоне она составляет примерно 14 тыс. чел. на 1 км2, в Москве превышает 11 тыс. чел. В то же время это повышает транспортную нагрузку, перемещения внутри городского пространства существенно замедляются, что, очевидно, влечет существенный рост издержек как для юридических, так и для физических лиц. Транспортная проблема стала настоящим «гордиевым узлом» не только крупнейших мегаполисов, но и городов с числом жителей, превышающим, по разным оценкам, 700-900 тыс. чел. Без ее решения превращение нынешних городов в города будущего невозможно.

Здесь мы рассматриваем опыт организации перемещений в Парижском столичном регионе Иль-де-Франс как на внутригородском уровне, так и по линии «Париж - окружающие террито-

рии». Информационной базой исследования являются сообщения, пресс-релизы, тематические брошюры, размещенные в соответствующем разделе официального информационного портала Парижской мэрии.

Ежедневно в Париже совершается порядка 10 млн перемещений посредством различных средств: пешком, на велосипеде, автомобиле, двухколесном моторизованном транспортном средстве, на общественном транспорте, речных судах [13]. Мэрия стремится обеспечивать жителям многообразие возможностей для передвижения: модернизируется автобусное движение, открываются линии высокоскоростного трамвая, растет протяженность метрополитена, оборудуются выделенные дорожки для велосипедистов, создаются стоянки, на которых можно взять напрокат электромобиль, т. е. мобильности граждан уделяется должное внимание.

Принятие программ развития транспортной системы, отдельных видов транспортных коммуникаций предваряется тщательным исследованием потока перемещений. Особое внимание уделено сопряжению транспортных линий Парижа и его пригородов в единую сеть посредством создания интегрированных транспортных узлов, одновременно включающих станцию электропоезда, станцию метро, остановку общественного транспорта [14; 21]. Линии столичного метрополитена планируется продлевать в близлежащие пригороды. В самом Париже существует практика выделения на дороге отдельных полос для общественного транспорта.

Невероятные перегрузки в последние годы испытывает линия «А» пригородного сообщения, соединяющая густонаселенные окрестности с деловой и учебной частью Парижа [18]. Она концентрирует четверть всей маятниковой миграции, перевозя ежедневно до миллиона пасса-

жиров. Запущенная в 1977 г. линия по праву именуется «супер-метро»: в часы пик электропоезда отправляются каждые 2 мин. Однако даже столь малый интервал не способен разгрузить составы, которые на всем пути следования, в Париж или в обратном направлении, битком набиты пассажирами; жители многих станций в самые напряженные утренние и вечерние часы даже не могут войти в переполненные составы. Власти работают над перераспределением пассажиропотока, но маршрут линии настолько удачно спроектирован, что более быстрого способа добраться в Париж у жителей прилегающих населенных пунктов попросту нет, поэтому они игнорируют «усиленные» 1, 2, 4 и 14-ю линии и, несмотря на жуткую давку, продолжают ездить на поездах линии «А». Пожалуй, подобной сложной транспортной проблемы в Парижской столичной агломерации, решение которой пока не найдено, в настоящий момент не существует.

Широкий резонанс получила ситуация с перебоями в работе линии «Б» в октябре 2011 г. Тогда после обновления подвижного состава во время очередной технической проверки на нижней части корпусов вагонов был обнаружен асбест, который, если бы он был найден позднее, мог попасть в систему вентиляции вагонов электропоездов и представлять серьезнейшую угрозу здоровью пассажиров. В экстренном порядке 15 модернизированных составов были сняты с рейсов для тщательной проверки, что и повлекло за собой наступление транспортного коллапса [19]. Это показало, что система электропоездов парижского столичного региона работает на пределе, не имеет резерва и любой сбой может вывести ее из рабочего состояния.

В последние годы отмечается серьезный рост деловой и культурной активности в Париже. Это привело к появлению предложения увеличить продолжительность работы метрополитена: открытие вестибюлей перенести в будние дни с 5 ч 30 мин на 4 ч утра и сделать работу метро круглосуточной в субботу и в некоторые знаменательные праздничные даты [23].

Участники процесса перемещений недостаточно уважают права друг друга, не исполняют в полной мере правила дорожного движения,

следствием чего становятся многочисленные жертвы. Это стало причиной запуска в 2008 г. мэрией Парижа программы «Partageons Paris» («Разделим Париж») [11]. Предполагается широкий спектр мероприятий, побуждающий граждан справедливо делить общественное пространство между пешеходами, велосипедистами, автомобилистами, автобусами, двухколесными моторизованными транспортными средствами. По городу прошла массированная информационная волна, повсюду вывешивались плакаты с просьбой быть вежливыми, уступать друг другу дорогу. Особое внимание граждан привлекали информационные табло с изображением дорожных катастроф и аварий, которые сопровождались емкими комментариями причин, к ним приведшим («не уступил дорогу», «нарушил правило», «управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии» и др.). По Парижу были развернуты масштабные выставки, построены модели, на которых показаны типичные ошибки участников дорожного движения. В первую очередь они предназначались для велосипедистов, которые нередко оказываются вне поля зрения водителей больших грузовиков, в результате становятся жертвами дорожных аварий. Пространство, на котором велосипедист скрыт от взгляда водителя грузовика, получило название «ангел смерти».

Особый интерес представляет запущенная в Интернет обучающая интерактивная игра, специально созданная для молодежи и направленная на привитие навыков взаимоуважения на дороге, т. е. на достижение целей программы «Разделим Париж».

В Париже объявлена масштабная реконструкция улиц, в результате которой происходит расширение проезжей части, трансформация одностороннего движения в двустороннее, выделение специальных дорожек для велосипедистов, замена дорожного полотна и тротуаров, замена светильников на новые экономичные, оснащение улиц стоянками для двухколесных транспортных средств, увеличение площадей, предоставляемых под торговые объекты [8]. Не остается без внимания и эстетическая сторона, например многие улицы получают гранитную облицовку.

Для удобства жителей в глубь кварталов французской столицы, узкая ширина улиц которых не позволяет провести туда обычный общественный транспорт, пускаются 22-местные новейшие мини-автобусы [6].

В поле особого внимания властей находятся те 58 % жителей Парижа и его окрестностей, которые, не имея собственной машины, нуждаются в совершении нерегулярных поездок на автомобиле. Дело в том, что приобретение и обслуживание автотранспортного средства, если оно не используется ежедневно, обходится слишком дорого. Многие жители французской столицы и ее пригородов задумываются о том, чтобы владеть одной машиной совместно с другими лицами с целью совместного разделения затрат на автомобиль. Многим машина нужна только для совершения коротких деловых поездок и лишь иногда - для перемещения в пригород к родственникам или друзьям. Для других жителей дешевле и быстрее сначала добираться в Париж из пригорода на высокоскоростной электричке, а затем на городском транспорте до рабочего места. С целью решения этой проблемы в Париже и его пригородах создается масштабная сервисная служба «АиШПЬ» («Свободная машина»): будут построены тысячи мини-стоянок, на которых будет находиться от 3 до 10 машин, которые любой житель сможет использовать для совершения поездок [7; 12]. От классической аренды автотранспорта эта система будет отличаться следующим образом: пользоваться машинами можно только в пределах Парижского столичного региона Иль-де-Франс. Взятую машину можно вернуть на любую из многочисленных стоянок; если речь идет о маятниковой миграции из Парижа в пригород, ее можно оставить и там. Оплата складывается из ежемесячного абонемента в 15-20 евро плюс 5 евро за каждые полчаса использования: это гораздо дешевле содержания собственной машины или пользования услугами такси. В настоящий момент вырабатывается более гибкая тарифная линейка, в том числе для студентов, семей и предприятий. Также пользователям станет доступна возможность резервирования машины на ближайшей к их местонахождению

стоянке. Все машины в рамках этого проекта будут экологически безопасными электромобилями (в Евросоюзе активно обсуждается концепция отказа от бензиновых и дизельных автомобилей и полного перехода на электромобили в городах к 2050 г. [1]).

Жителями Парижского столичного региона Иль-де-Франс для осуществления перемещений все более активно используется велосипед. XXI в. даже объявлен во Франции веком велосипеда [5]. Органы власти активно поддерживают это направление, поскольку массовое использование велосипеда не только снижает напряжение на перегруженных городских магистралях, но и благоприятно отражается на экологии и повышает уровень двигательной активности населения [16]. Это стало причиной создания на дорогах полос, выделенных для велосипедистов, оснащения дорог специальными знаками, а перекрестков - отдельными светофорами для велосипедистов. По всему Парижу и его пригородам оборудуются парковки для двухколесных транспортных средств [20]. Создавая условия для перехода жителей от автомобиля к современному моторизованному эко-велосипеду, мэрия Парижа ввела субвенцию на покупку адаптированного для перемещений по большому городу велосипеда нового поколения с электродвигателем в 400 евро (это 25 % от его средней стоимости) [9].

Велосипед обеспечивает очень высокую степень свободы в передвижении по городу и его окрестностям, в то же время велосипедисты становятся причинами помех на дороге, да и сами нередко подвергают себя опасности. В 2008 г. 635 управляющих этим транспортным средством стали жертвами несчастных случаев на дорогах. В Париже при активной поддержке администраций округов распространяется новое усовершенствованное смотровое зеркало для велосипедов, которое позволяет водителю значительно повысить контроль за движением [22]. Для улучшения ситуации органами власти активно разрабатываются информационные брошюры, простым, доступным языком, с использованием наглядного графического материала рассказывающие о правилах, которые

необходимо соблюдать велосипедистам во время движения [см., например, 2, 4, 24]. Следование элементарным требованиям способно в разы уменьшить количество несчастных случаев. Кроме того, эти издания содержат графическую информацию с указанием улиц, уже оборудованных специальными дорожками для велосипедистов, а также наиболее подходящие маршруты, связывающие между собой все районы Парижа и ближайшие окрестности.

Для пользователей велосипедов существует аналогичный описанному выше для автомобилистов сервис по прокату. Причем, первые сорок пять минут пользования велосипедом бесплатны: даже если кататься на разных велосипедах несколько раз в день по сорок пять минут, ничего платить не придется [10].

Помимо появления электромобилей и увеличения числа граждан, перемещающихся посредством велосипеда, экологическая обстановка в Париже будет улучшаться благодаря замене машин, используемых в качестве такси, на гибридные автомобили. Проведенные расчеты показывают, что это уменьшит ежегодные выбросы углекислого газа на 1600 т. Для того чтобы водители такси охотнее переходили на более экологичные средства перемещения, мэрия Парижа приняла на 2008-2010 гг. программу выделения 400 субсидий в размере 3000 евро [3].

Выпадение снега и наступление холодов является для Парижа скорее исключением, однако

это событие всегда негативно отражается на ситуации с перемещениями [15]. С целью сокращения нежелательных последствий мэрия Парижа организовывает массовое информирование граждан об условиях движения, мобилизует силы на очистку от снега городских пространств, просит соблюдать несложные правила для снижения уровня травмированности в эти дни. Закрываются места, посещение которых может привести к росту числа пострадавших от снега и гололеда (например, молодежные парки экстремальных видов спорта, площадки для пар-кура).

Мэрией Парижа планируется реализация масштабного комплекса мер по созданию безбарьерной городской среды для маломобильных категорий граждан [17], при этом все улучшения будут высокотехнологичными. В 2010 г. уже определены приоритетные направления научных исследований и круг учреждений, задействованных в этом процессе.

Таковы основные особенности мероприятий, реализуемых в рамках Парижской столичной агломерации Иль-де-Франс и ориентированных на организацию эффективных перемещений населения. В этом направлении уже достигнуты огромные результаты, и нет сомнений, что французская столица вместе с окружающими ее территориями уверенно движется к тому образу города будущего, в котором всем будет комфортно жить и работать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкатова, А. России угрожает новый план Обамы [Электронный ресурс] / А. Башкатова // Независимая газета. - Режим доступа: http://www.ng.ru/eco-nomics/2011-04-01/4_obama.html (дата обращения: 12.05.2011).

2. 2-roues. Attention aux angles morts des camion [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http:// www.paris.fr/viewmultimediadocument7multimediadocu ment-id=55862 (дата обращения: 18.07.2011).

3. 400 taxis propres subventionnés par Paris [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http:// www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2& document_type_id=2&document_id=81165&portlet_id= 21994 (дата обращения: 30.03.2010).

4. A vélo, en ville, le droit à la sécurité et au respect de chacun [Electrons resource] // Accueil Paris.fr. - URL:

http://www.paris.fr/viewmultimediadocument7multimedia document-id=60279 (дата обращения: 18.07.2011).

5. Conférence sur «Le siècle de la bicyclette» [Electrons resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.pa-ris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2&docume nt_type_id=2&document_id=76772&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

6. Découvrez l'itinéraire du futur mini bus des 17 et 18e [Electrons resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut7page_i d=2&document_type_id=2&document_id=77358&portle t_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

7. En attendant Autolib': ces Franciliens qui ont renoncé à leur auto [Electrons resource] // Accueil Paris.fr. -URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut? page_id=2&document_type_id=2&document_id=77384&

portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

8. Inauguration en fanfare pour la nouvelle rue Doudeauville [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. -URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut? page_id=2&document_type_id=2&document_id=77719& portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

9. Jusqu'à 400€ de subvention si vous achetez un vélo à assistance électrique [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/ Portal.lut?page_id=2&document_type_id=2&document_ id=75561&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

10. L'ACTU DE VÉLIB' [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplace-ments/Portal.lut?page_id=9070&document_type_id=2&d ocument_id=69916&portlet_id=21987 (дата обращения: 19.02.2011).

11. La mairie de Paris primée par la Prévention routière [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_i d=2&document_type_id=2&document_id=77608&portle t_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

12. Les Autolib' rouleront en septembre 2011 [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www. paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2&docu-ment_type_id=2&document_id=77424&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

13. Les enquêtes d'analyse de la mobilité [Electronic resource] // STIF. - URL: http://www.stif.info/les-deve-loppements-avenir/observation-mobilite/185.html (дата обращения: 18.07.2011).

14. Montez à bord du T2 [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplace-ments/Portal.lut?page_id=2&document_type_id=2&docu ment_id=75801&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

15. Paris sous son manteau de neige [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/ portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2&document_ type_id=2&document_id=77689&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

16. Participez aux épreuves de l'Eco Vélo Paris Ile-de-France [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_i

d=2&document_type_id=2&document_id=76914&portle t_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

17. Proposez vos innovations pour adapter la ville aux personnes handicapées [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplace-ments/Portal.lut?page_id=2&document_type_id=2&docu ment_id=79360&portlet_id=21994 (дата обращения: 30.03.2010).

18. RER A, succès et infortunes de la ligne millionnaire [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_i d=2&document_type_id=2&document_id=77376&portle t_id=21994 (дата обращения: 30.03.2010).

19. RER B: Trafic très fortement perturbé [Electronic resource] // Le Figaro - Actualités. - URL: http://www. lefigaro.fr/flash-actu/2011/10/26/97001-20111026FILWWW-00648-rer-b-trafic-tres-fortement-perturbe.php (дата обращения: 27.11.2011).

20. Un guide pour s'orienter à vélo dans Paris [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www. paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2&docu-ment_type_id=2&document_id=75692&portlet_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

21. Un Point info mobile pour tout savoir sur le tramway [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_i d=2&document_type_id=2&document_id=76190&portle t_id=21994 (дата обращения: 19.02.2011).

22. Un rétroviseur pour cyclistes qui tient sur la main [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http:// www.paris.fr/portail/deplacements/Portal.lut?page_id=2& document_type_id=2&document_id=77664&portlet_id= 21994 (дата обращения: 19.02.2011).

23. Un site pour que la nuit soit festive, mixte et responsable [Electronic resource] // Accueil Paris.fr. - URL: http://www.paris.fr/portail/accueil/Portal.lut?page_id=1& document_type_id=2&document_id=79918&portlet_id= 21961 (дата обращения: 06.02.2010).

24. Vélib': tous les plans des stations Paris et banlieue [Electronic resource] // Lettre des déplacement - Mairie de Paris. - URL: http://ldd.quantum-studio.fr/n46/ (дата обращения: 18.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.