Научная статья на тему 'Организация эффективной деятельности бальнеологических курортных предприятий работа выполнена при поддержке администрации Краснодарского краяи российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта: «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики» (проект 16-46-230121)'

Организация эффективной деятельности бальнеологических курортных предприятий работа выполнена при поддержке администрации Краснодарского краяи российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта: «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики» (проект 16-46-230121) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУРОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / BALNEOLOGICAL RESORT ENTERPRISES / ECONOMIC EFFICIENCY / SOCIAL EFFICIENCY / INTEGRATED INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич

В статье обоснована необходимость организации эффективной деятельности бальнеологических курортных предприятий; определены основные факторы, влияющие на уровень эффективности их организационной деятельности; предложены адаптированные подходы к определению эффективности бальнеологических курортных предприятий; обоснована целесообразность и необходимость оценки социальной эффективности; предложен интегрированный показатель оценки эффективности управления персоналом бальнеологических курортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational efficiency balneological resort enterprises

The paper considers the necessity of performance management, balneological resort enterprises.The authors reveal main factors affecting the level of efficiency of their organizational performance. They propose customized approaches to determining the effectiveness of balneological resort enterprises. The scientific article substantiates expediency and the need to assess the social efficiency. It presents integrated index evaluation of personnel management efficiency balneological resort enterprises.

Текст научной работы на тему «Организация эффективной деятельности бальнеологических курортных предприятий работа выполнена при поддержке администрации Краснодарского краяи российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта: «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики» (проект 16-46-230121)»

УДК 338.46:[615.8:711.455]

ББК 65.206

Т41

P.P. Тимиргалеева

Доктор экономических наук, профессор кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Тел.: (978) 704-70-89, e-mail: renatimir@ gmail.com. И.Ю. Гришин

Доктор технических наук, профессор кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Тел.: (989) 140-57-55, e-mail: igugri@gmail.com.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИХ КУРОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

( Рецензирована )

Paßoma выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края и Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта: «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики» (проект 16-46-230121 )

Аннотация. В статье обоснована необходимость организации эффективной деятельности бальнеологических курортных предприятий; определены основные факторы, влияющие на уровень эффективности их организационной деятельности; предложены адаптированные подходы к определению эффективности бальнеологических курортных предприятий; обоснована целесообразность и необходимость оценки социальной эффективности; предложен интегрированный показатель оценки эффективности управления персоналом бальнеологических курортных предприятий.

Ключевые слова: бальнеологические курортные предприятия, экономическая эффективность, социальная эффективность, интегрированный показатель.

R.R. Timirgaleeva

Doctor of Economics, Professor of Industrial Management and Economy Department of Branches of National Economy, Kuban State Technological University, Krasnodar, Ph.: (978) 704-70-89, e-mail: renatimir@gmail.com. I.Yu. Grishin

Doctor of Technics Sciences, Professor of Computer Technologies and Information Security Department, Kuban State Technological University, Krasnodar, Ph.: (989) 140-57-55, e-mail: igugri@gmail.com.

OPERATIONAL EFFICIENCY BALNEOLOGICAL RESORT

ENTERPRISES

Abstract. The paper considers the necessity of performance management, balneological resort enterprises.The authors reveal main factors affecting the level of efficiency of their organizational performance. They propose customized approaches to determining the effectiveness of balneological resort enterprises. The scientific article substantiates expediency and the need to assess the social efficiency. It presents integrated index evaluation of personnel management efficiency balneological resort enterprises.

Keywords: balneological resort enterprises, economic efficiency, social efficiency, integrated indicator.

Любая организация, в том числе и бальнеологическое курортное предприятие, является открытой системой и функционирует под воздействием факторов внешней и внутренней среды [1]. Данные факторы предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают определённые ограничения на оперативные действия, и в какой-то степени каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Бальнеологическое курортное предприятие, находясь в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивает тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. Кроме того, на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. В связи с этим всегда существует вероятность того, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить его потенциал и привести ко многим негативным последствиям [2].

Эффективность деятельности бальнеологического курортного предприятия находится в зависимости от эффективности использования всех видов ресурсов, формирования рациональной организационной структуры, которую можно охарактеризовать как отношение используемых ресурсов ко всем особенностям производственного процесса, таким, как специфика и качество используемой техники и технологии, организации процесса обслуживания и труда персонала предприятия. Особое место в этом процессе занимают вопросы информационного обеспечения процесса управления [1]. Данные аспекты определяют актуальность тематики исследования.

Целью исследования является обоснование необходимости организации эффективного управления деятельностью бальнеологических курортных предприятий и определение основных факторов влияния.

При оценке результатов деятельности предприятий разных сфер деятельности возникает ряд сложностей, среди которых особое место занимают понятия эффекта и эффективности, которые часто воспринимаются как синонимичные понятия, однако это неверно. Эффект — это конкретное

достижение, которое было получено путём воплощения процесса или реализации какой-либо операции. Такое достижение может быть со знаком плюс и минус, часто употребляется в экономической литературе, где показывает конкретную стоимость, характеризуется абсолютностью. Эффективность же подразумевает результативность процесса путём отношения эффекта к затраченным ресурсам, т.е. данное определение имеет относительный характер и не может быть отрицательным.

Американский экономист П. Хейне отмечал, что эффективность относится к оценочной категории, так как представляет собой отношение результата к затратам [3]. Борисова В.В., Ларионов В.Г. и Мазурин Э.Б в своих работах выделяют различия между такими понятиями, как «экономический эффект» и «экономическая эффективность»: «Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке, скажем, прибыль в рублях. Экономический эффект есть величина абсолютная» [4].

Экономическая эффективность производства — это результативность производственной деятельности — сложная социально-экономическая категория воспроизводства, отражающая процесс развития производительных сил в тесном контакте с производственными отношениями» [4]. Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определённый промежуток времени. Большое значение для общества имеет коллективная деятельность, которую как раз и реализуют такие учреждения, как бальнеологические курортные предприятия. Что же касается эффективности, то данный показатель характеризуется повышением производительности труда, наиболее полным использованием производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижением наибольших результатов при наименьших затратах.

Рассмотрим общепринятые подходы к определению эффективности предприятия в приложении к бальнеологическим курортным предприятиям:

Достижение поставленных задач. Данный подход является наиболее эффектив-

ным, если предприятие чётко конкретизирует поставленные цели, они охватывают множество видов деятельности, которые являются стратегически важными для его дальнейшего развития.

Способность к оптимизации процесса предоставления бальнеологических услуг и использование всех возможностей развития. Деятельность предприятия является эффективной, если у предприятия имеется возможность приобретать редкие ресурсы, технику для совершенствования процесса предоставления бальнеологических услуг, организовывать курсы повышения квалификации для персонала и культурные мероприятия, уделять внимание управлению качеством, что в совокупности способствует повышению конкурентоспособности предприятия на рынке бальнеологических курортных услуг.

Способность предприятия минимизировать затраты на производство и оказание бальнеологических услуг при достижении намеченных целей, а также достигать максимальных результатов при фиксированных затратах.

Возможность предприятия достигать намеченных результатов через грамотно построенную организационную структуру. Качественные внутренние характеристики ведут к удовлетворённости рабочего персонала и чувству надёжности. Данный подход имеет свой минус: при слишком большом внимании к методам достижения поставленных целей не уделяется должное внимание оценкам результата данной деятельности.

Высокий процент довольных потребителей оказанными услугами и большое количество постоянных клиентов. Данный подход применяется в том случае, когда мнение большого количества людей может оказать существенное влияние на деятельность предприятия.

Исследование показало, что на уровень эффективности организационной деятельности бальнеологического курортного предприятия влияет ряд факторов, представленных тремя основными группами: общесистемными; внешними; факторами управления развитием предприятием. К общесистемным факторам относятся организационный механизм, с помощью которого осуществляется взаимосвязь между подразделениями, организационная

культура, аргументированность системы принятия организационных решений. Внешние факторы — соответствие требованиям окружающей среды. К факторам управления развитием предприятия относятся присутствие проекта по организационному развитию и наличие организационных ресурсов. Из всех факторов по значимости можно выделить те, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность деятельности предприятия и представляют собой т.н. критические факторы.

Для бальнеологических курортных предприятий были выявлены характеристики основных критических факторов.

Принципы деятельности организации являются основой построения практической работы предприятия. Их реализация позволяет повысить эффективность за счет согласования и упорядочения связей, основных элементов и процессов производства, а также связей организации с внешней средой.

Организационная культура предприятия является одним из основных критических факторов. Грамотно построенная организационная структура с чётко поставленными и определёнными целями предприятия, высококвалифицированным персоналом способствуют достижению эффективной деятельности предприятия.

Наличие организационного механизма, осуществляющего координацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов. Организационный механизм характеризует субъекты производства и отношения, которые устанавливаются и поддерживаются между ними в процессе производства, а также формы проявления этих отношений, систему организационных норм и процедур.

Требования и запросы внешней среды — общественные нужды, которые выражаются в количестве выпускаемой продукции и оказываемых услуг, ограничениях, связанных с загрязнением окружающей среды и т.д.

Препятствия инвестиционных потоков. Инвестиционные потоки дают возможность достичь желаемого результата с помощью дополнительных финансовых средств.

Обеспеченность организационными ресурсами. Ресурсы организации дают

представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции.

Программа развития организации выполняет функции планирования, контроля и регулирования ее деятельности. От того, насколько совершенны методы планирования и управления процессом развития организации, обоснованы направления организационной деятельности и четко сформулированы цели развития, во многом зависит решение проблемы повышения организационной эффективности.

Главным принципом анализа эффективности деятельности предприятия является взаимосвязь между целью и конечным результатом деятельности [2]. В случае, если при анализе результат совпадает с целью, то деятельность организации можно считать рациональной. Если же взаимосвязь не наблюдается, то, соответственно, деятельность является нерациональной. Вторым принципом анализа эффективности деятельности предприятия является возможность использования нескольких видов критериев оптимальности. Если обеспечивается достижение параметров в пределах максимума или минимума, то такое положение системы считается оптимальным. Допустимые пределы устанавливаются на критериях, которые, в случае невозможности применения единых оценок, используются в совокупности. Согласно третьему принципу анализа эффективности деятельности, предприятие должно отдавать преимущество целям, которые обеспечат устойчивое положение на рынке. В данном случае учитываются стратегические приоритеты с увеличением доли рынка и повышения конкурентоспособности.

Экономическая эффективность деятельности бальнеологического курортного предприятия выражается в следующей формуле:

~ рд

(1)

но представить ресурсы, которые затрачиваются на оказание бальнеологических услуг. Но также стоит заметить, что в бухгалтерской отчётности не учитываются затраты на организацию и управление.

Семенов А.К. и Набоков В.И. выделяют два метода, позволяющих проанализировать эффективность деятельности предприятия [5]: затратный метод; ресурсный метод. Затратный метод представляет собой вычисление посредством отношения экономических результатов деятельности предприятия к общим издержкам на управление. Формула будет выглядеть следующим образом:

Г» п

Эд = —, Ру

(2)

где Эд — экономическая эффективность деятельности предприятия; П — экономический результат деятельности предприятия; Ру — расходы, связанные с управлением.

Ресурсный метод позволяет вычислить соотношение экономического результата деятельности организации к количеству использованных ресурсов:

Эд=А

Ку'

(3)

где Эд — экономическая эффективность деятельности предприятия; П — экономический результат деятельности предприятия; Ку — количество работников в управлении.

Если при анализе эффективности деятельности бальнеологического курортного предприятия учитывать динамический эффект, то возрастает точность показателей. Динамический показатель эффективности деятельности рассчитывается по следующей формуле:

Эдд =

Пп-Пб

(4)

где Эд — эффективность деятельности; Рд — результирующая составляющая; Зд — затратная составляющая.

В качестве второй, затратной, составляющей рассматриваемой формулы мож-

Зуп -Зуб

где Пп — конечный показатель деятельности предприятия в отчетном периоде; Пб — конечный показатель деятельности предприятия в базисном периоде; Зуп — затраты на управление в отчетном периоде; Зуб — затраты на управление в базисном периоде.

Динамический показатель эффективности деятельности предприятия показывает, на какое количество денеж-

Таблица 1

Показатели социальной эффективности менеджмента

Параметры системы управления Показатели

Условия труда работников организации морально-психологический климат; удовлетворённость работников своим трудом; рациональность режимов труда и отдыха; внутренняя культура предприятия

Квалификация работников профессиональный уровень; уровень квалификации; уровень общей культуры

Социально-бытовые условия работников организации средняя заработная плата работников; обеспеченность работников жильём и лечебными учреждениями; обеспеченность работников путёвками в санаторно-курортные учреждения

Организация и мотивация труда дисциплина труда; участие работников в управлении; материальное и моральное стимулирование работников

ных средств в отчётном периоде меняется итоговый показатель при изменении денежных средств на управленческие расходы.

Трудность определения результатов в организационной и управленческой деятельности предприятия, а также выявления их влияния на другие стороны деятельности организации влечёт за собой использование ряда других показателей, которые характеризовали бы эффективность организационной деятельности. К таким показателям относятся:

— отношение объёма предоставляемых услуг к количеству административно-управленческих работников;

— отношение удельного веса административно-управленческого персонала к количеству рабочего персонала;

— отношение общих затрат предприятия непосредственно к затратам на управление.

Помимо экономического анализа эффективности деятельности бальнеологического курортного предприятия, следует учитывать социальную эффективность, при исчислении которой затратная часть не учитывается по ряду причин:

— большинство социальных результатов не зависит от экономических затрат;

— полученные социальные результаты практически нереально соизмерить с вложенными экономическими затратами;

— отсутствие пропорциональности между затраченными усилиями и полученными результатами.

Проведенные ранее исследования позволили выявить результирующие показатели, которые необходимо учитывать при исчислении показателя социальной эффективности [1; 2; 6; 7]:

— уровень квалификации рабочего персонала;

— наличие и уровень организационной культуры;

— удовлетворённость работников условиями труда;

— медицинское страхование рабочего персонала;

— дисциплина труда;

— моральное и материальное стимулирование работников.

МасловаЕ.Л. разделяет показатели социальной эффективности на четыре группы, которые приведены в таблице 1 [8].

Для анализа социальной эффективности деятельности предприятия обычно используется анкетирование персонала и метод экспертных оценок. Также различают интегральные показатели эффективности, к которым относятся показатель управляемости предприятием как целостной системой; показатель неуправляемости предприятием как единой системой.

Первый случай неуправляемости организации наблюдается при расширении

сферы деятельности, открытии филиалов, роста организации, набора большого количества сотрудников к открытию ту-ристско-рекреационного сезона и т.д. Во втором случае рабочий персонал бывает не заинтересован в качественно выполненной работе и выполняет её в минимально допустимых значениях. Таким образом, он не нарушает распорядка, но и не стремится развивать организацию, так как не имеет необходимой мотивации [7].

Учитывая, что основным ресурсом бальнеологических курортных предприятий является персонал, для оценки эффективности управления персоналом предлагаем использовать интегрированный показатель, который в общем виде может быть представлен следующим образом:

Q

¡=1

+

уЦ_

h 1 AJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

->min

ПРИ =Ê&<»'

(5)

где — интегральный показатель эффективности управления персоналом; 3. — затраты по виду функции кадровой службы; I — вид функции кадровой службы (набор, расстановка, подготовка, переподготовка, профессиональная ориентация, рост, оплата, стимулирование; (£ = 1,8); А. — численность работников, соответствующая ¿-затратам; П. — потери прибы-

лен вследствие упущенных возможностей, связанные с нерациональным использованием трудовых ресурсов; ] — вид потерь; (] = 1 ,п); А. — численность работников, соответствующая ^потерям; аы — объем готовой продукции 1-вида, поставляемый т-потребителю; (I = 1 ,к), (т = 1 ,р); Ъы — потребность в виде готовой продукции потребителя.

На интегральный показатель налагается одно ограничение — качественное обслуживание потребителей, которое проявляется в степени выполнения предприятием договорных обязательств.

Таким образом, чем меньше совокупные затраты, связанные с движением трудовых ресурсов (включая указанные потери прибыли) на одного работающего при условии выполнения договорных обязательств, тем эффективнее управление персоналом предприятия [9].

Таким образом, эффективность деятельности бальнеологического курортного предприятия — довольно сложное понятие. В большинстве случаев её определяют как показатель достижения цели предприятия. Для анализа экономической эффективности бальнеологических курортных предприятий следует опираться на ресурсный и затратный методы. Учитывая, что не все показатели эффективности имеют количественную оценку, необходимо использовать для анализа социальную эффективность.

Примечания:

1. Гришин И.Ю., ТимиргалееваР.Р. Формирование концепции информационного обеспечения управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского Края // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4, № 47. С. 6743.

2. Гришин И.Ю., Тимиргалеева P.P., Шостак М.А.Управление предприятиями турист-ско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга. Симферополь, 2015.

3. Дробышева JI. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009. 151 с. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pll_id=918.

4. Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мазурин Э.Б. Теория организации: учебник / под ред. С.Г. Фалько. М.: Дашков и К, 2014. 308 с.

5. Семенов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента: учебник. М.: Дашков и К, 2015. 492 с.

6. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса / P.P. Ларина, В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова [и др.]. Симферополь, 2013.

7. Крашенинин Е.В., Тимиргалеева P.P. Формирования системы мотивации, направленной на повышение эффективности труда персонала // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 140-142.

8. Маслова Е.Л. Менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Дашков и К, 2015. 336 с.

9. Тимиргалеева P.P. Оценка эффективности логистического управления трудовыми ресурсами в системе производственного менеджмента предприятия // Наука и Мир. 2016. Т. 2, №9 (37). С. 25-27.

References:

1. Grishin I.Yu., Timirgaleeva R.R. Formation of the concept of information support for the management of the development of the balneological resort areas of the Krasnoyarsky Edge // Novalnfo.Ru. 2016. Vol. 4. № 47. 6743.

2. Grishin I.Yu., Timirgaleeva R.R., Shostak M.A. Application of the enterprises of the tourist and recreational sphere on the basis of internal marketing. Simferopol, 2015.

3. DrobyshevaL.A. Economics, marketing, management: atextbook.. M.: DashkovandCo., 2009. 151 pp. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pll_id=918.

4. Borisova V.V., Larionov V.G., Mazurin E.B. Theory of organization: a textbook / ed. Doctor of economic sciences, prof. S.G. Falco. M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 2014. 308 pp.

5. Semenov A.K., Nabokov V.l. Theory of management: a textbook. M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 2015. 492 pp.

6. Larina R.R., Selivanov V.V., Lukyanova Ye.Yu., Shostak M.A. Innovative and logistics support of international tourism and cruise business. Simferopol, 2013.

7. Krasheninin Ye.V., Timirgaleeva R.R. Formation of a system of motivation aimed at improving the efficiency of staff, Scientific research: from theory to practice. 2016. №2-2 (8). Pp.140-142.

8. Maslova Ye.L. Management: tutorials for bachelors. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 2015. 336 pp.

9. Timirgaleeva R.R. Evaluation of the effectiveness of logistics management of labor resources in the enterprise production management system // Science and Peace. 2016. Vol. 2. № 9 (37). Pp. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.