Научная статья на тему 'Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза'

Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВУЗ / UNIVERSITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / PROGRESSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадахова И. Т.

На сегодняшний день продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся. Сплочённость и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность образовательной организации и её и привлекательность в образовательном пространстве. Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Наиболее эффективно реализуется взаимодействие преподавателя и студентов при использовании интерактивных технологий обучения, современных моделей так называемого смешанного обучения. В практике преподавания своих дисциплин преподаватели многих отечественных вузов уделяют большое внимание интерактивным методам обучения методам, построенным на взаимодействии участников образовательного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Efficiently organized educational process implies a high level of pedagogic communication between a teacher and students. Solidarity and complicity between participants of educational process allows quick solving problems, which increases the competitiveness of the educational organization and its attractiveness in the educational space. The educational process as an interaction is a multidimensional cooperation of all parties. The most efficient way of interaction between the teacher and the students is when interactive learning technologies, modern models of the so-called blended learning are used. In the practice of teaching their disciplines professors from many domestic universities pay great attention to the interactive teaching methods the methods based on cooperation of participants of educational process: between a student and teacher and between students themselves.

Текст научной работы на тему «Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза»

References

1. Izard K.E. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

2. Il'in E.P. Psihologiya voli. Sankt-Peterburg: OOO «Piter-press», 2009.

3. Nemov R.S. Psihologicheskijslovar'. Moskva: VLADOS, 2007.

4. Chizhova K.I. Psihologicheskaya suschnost' 'emocional'noj sfery lichnosti. Vestnik 'ekonomicheskojintegracii. 2014; 1: 166 - 170.

5. Gur'ev M.E. Suschnost' i struktura 'emocional'noj sfery lichnosti. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2014; 41: 125 - 139.

6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000.

7. Smirnov B.A., Dolgopolova E.V. Psihologiya deyatel'nosti v 'ekstremal'nyh situaciyah. Har'kov: Izdatel'stvo «Gumanitarnyj centr», 2007.

8. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST Astrel' Hranitel', 2008.

9. Rapacevich E.S. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Sovrem. slovo, 2005.

10. Fedosina S.S. Osobennosti znacheniya ponyatiya «'emociya» v nauchnyh teoriyah 'emocional'nyh yavlenij. Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka isocial'nomu vzaimodejstviyulyudej: Materialy nauchno-prakticheskojzaochnojkonferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo NIIRR, 2011; 1: 33 - 39.

11. Fedosina S.S. Koncept «'emociya» i ego subkoncepty v nauchnyh teoriyah 'emocional'nyh yavlenij. Vestnik Permskogo universiteta. 2011; 1 (5): 61 - 65.

12. Il'in E.P. Differencial'naya psihologiya professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 331.1

Badahova I.T., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk,

Russia), E-mail: HYPERLINK «mailto:kcsu@mail.ru» kcsu@mail.ru

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY. Efficiently organized educational process implies a high level of pedagogic communication between a teacher and students. Solidarity and complicity between participants of educational process allows quick solving problems, which increases the competitiveness of the educational organization and its attractiveness in the educational space. The educational process as an interaction is a multidimensional cooperation of all parties. The most efficient way of interaction between the teacher and the students is when interactive learning technologies, modern models of the so-called blended learning are used. In the practice of teaching their disciplines professors from many domestic universities pay great attention to the interactive teaching methods - the methods based on cooperation of participants of educational process: between a student and teacher and between students themselves.

Key words: pedagogical communication, interaction, university, students, progressive educational technologies.

И.Т. Бадахова, канд. ист. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru

организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза

На сегодняшний день продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся. Сплочённость и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность образовательной организации и её и привлекательность в образовательном пространстве. Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Наиболее эффективно реализуется взаимодействие преподавателя и студентов при использовании интерактивных технологий обучения, современных моделей так называемого смешанного обучения. В практике преподавания своих дисциплин преподаватели многих отечественных вузов уделяют большое внимание интерактивным методам обучения - методам, построенным на взаимодействии участников образовательного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.

Ключевые слова: педагогическое общение, взаимодействие, вуз, студенты, прогрессивные технологии обучения.

Основой обеспечения качества образования на современном этапе можно считать взаимоотношения участников образовательного процесса. При этом характер взаимоотношений зависит от ряда условий, прежде всего, от личностных и профессиональных качеств каждого участника педагогического коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся, педагогической культуры родителей. Отношения между всеми участников образовательного процесса являются равноправными, осно-

ванными на гуманистических принципах. Особую ценность для образовательной организации представляет умение работать в команде, в случае возникновения конфликтных ситуаций соблюдать интересы и поддерживать имидж образовательной организации в целом и каждого участника образовательного процесса в честности. Важным условием эффективности образовательного процесса является обязательство не допущения ситуаций унижения личности, проявлений дискриминации по половому, на-

Таблица 1

№ Качества и проявления педагога Их характеристика

1. внимание к мыслительному процессу студентов. За малейшее движение мысли со стороны студентов требуется немедленная поддержка и одобрение, любой знак, что мысль замечена;

2. Эмпатия наличие у преподавателя умения поставить себя на место обучающегося, понять цели, мотивы его деятельности, прогнозировать направления развития студентов

3. Доброжелательность позиция заинтересованности старшего коллеги в успехе каждого студента

4. Рефлексия постоянный анализ собственной деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью студентов, и введение максимально быстрых поправок в образовательный процесс.

Профессиональные качества педагога с высоким уровнем педагогического общения

циональному и религиозному признаку в отношении других участников образовательного процесса.

Сплочённость и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность образовательной организации и её и привлекательность в образовательном пространстве.

Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Особое значение приобретает этика делового общения.

На сегодняшний день продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся.

Стоит отметить, что стиль общения педагога при этом характеризуется [1] (см. табл. 1):

В образовательном процессе нередки ситуации возникновения конфликта между его участниками. Поэтому педагогу, особенно необходимо иметь знания в области конфликтологии.

Обучение по дисциплине в смешанной форме проводится как традиционно, в аудитории, так и с использованием технологий электронного обучения, в системе электронного обеспечения, а образовательный процесс, спроектированный и организованный в такой форме, сочетает в себе лучшие черты обоих подходов и, во многом, лишен их недостатков.

Одной из наиболее перспективных моделей смешанного обучения является «перевёрнутый класс», сущность которого заключается в перестановке ключевых компонентов образовательного процесса.

Родоначальниками модели «перевернутого класса» стали американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн, которые в 2004 г. придумали сам термин «перевернутый класс» (flipped classroom).

Смысл образовательной технологии «перевернутый класс» заключается в том, что учащиеся (студенты) осваивают теоретический материал не в аудитории, слушая объяснения преподавателя (как при традиционном обучении), а дома, через сеть

Таблица 2

Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности педагога [1]

Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе Признаки педагогической проблемной ситуации

Нетактичные поступки педагога Растерянность как ответная реакция на грубость обучающегося

Формализм и необоснованная строгость педагога при выполнении своих обязанностей Эмоциональный срыв в случае невыполнения требований педагога

Перенесение, трансформация процессуальных и результативных сторон деятельности обучающегося на его личные свойства Неопределенность, недоумение педагога, например, когда рушатся его представления об ученике. Неопределенность сведений об объективной ситуации

Поверхностное познание личности, которое ограничивается следующими основными показателями: послушанием, дисциплиной, внешним видом, его отношением к педагогу Неструктуированность, неупорядоченность процесса познания и понимания. У педагога возникает проблемная ситуация в результате столкновения, несовпадения эталона обучающегося с реальностью

Аккумуляция деструктивных отношений в педагогическом общении Неожиданность, новизна возникает в тех случаях, когда учитель осуществлял гиперопеку, контролировал каждый шаг и воспитанники в свою очередь «взбунтовались».

Замечания в адрес педагога, сделанные в присутствии других людей Педагог поглощен своими переживаниями по поводу полученного незаслуженного (как он считает) упрека. Иногда проявляется в стремлении превращать небольшие неурядицы в сложные проблемы

Ожидание какого-либо значимого события Напряженность выражается в том, что педагог постоянно сомневается в благополучном проведении занятия. Может имеет длительную продолжительность

Педагог значительную часть рабочего времени находится в напряжении Длительность нервно-психического напряжения, снижение стрессоу-стойчивости

Педагог очень эмоционально реагирует на рассогласование в своей деятельности Повышенный тонус эмоционального напряжения

По мнению многих специалистов, с точки зрения повышения качества образования и эффективности образовательного процесса, перспективным является смешанное обучение, которое обладает наибольшим потенциалом, однако оно практически не используется в российских вузах, в отличие от вузов Европы и США.

Интернет, просматривая записанные или подобранные преподавателем видеоролики, при необходимости обращаясь к учебнику и дополнительным ресурсам [2].

При этом аудиторное время используется для более эффективных форм учебной работы - выполнения практических заданий на повторение и закрепление теоретического материала,

Таблица 3

Основные характеристики кооперативного обучения

№ Характеристики Их содержание

1. Персональная ответственность Все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого обучающегося - члена команды

2. Позитивная взаимная зависимость Члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели.

3. Навыки работы в команде Студенты стимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки: строить взаимное доверие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты

4. Командное взаимодействие Студенты - члены группы вместе формулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше

5. Разнородность группы Каждый студент выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе

освоенного дома, часто в небольших группах, получающих разные задания в зависимости от уровня подготовки. В результате преподаватель в большей степени выполняет роль наставника и организатора образовательного процесса.

При такой организации заметная роль отводится активным и интерактивным методам обучения (мини-проектам, деловым, ролевым играм и т. п.), эффективно используются современные образовательные технологии. Предложенная А. Самсом и Д. Берг-манном модель оказалась настолько успешной, что вскоре она стала завоевывать популярность во всем мире, проникая на все уровни образования [2].

В практике преподавания своих дисциплин преподаватели многих отечественных вузов уделяют большое внимание интерактивным методам обучения - методам, построенным на взаимодействии участников образовательного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.

К интерактивным методам обучения относятся, в частности, кооперативное, проблемное и проектное обучение и др.

Кооперативное обучение - это структурированная учебная деятельность малых групп, члены которых работают совместно

Библиографический список

(кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения.

Идея кооперативного обучения проста. Преподаватель дает задание, после чего вся учебная группа делится на микрогруппы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены микрогруппы не выполнят поставленные задачи [3].

Основными характеристиками кооперативного обучения являются (см. таб. 3):

Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности [4; 5].

Современные образовательные технологии, которые получили свою поддержку в западных вузах, требуют более детального рассмотрения и в отечественных вузах, с учётом специфики вузов, регионов, преподаваемых предметов, личностных и профессиональных качеств самих преподавателей. Но, в любом случае, педагогическая наука недолжна стоять на месте и активно развиваться в соответствии с требованиями времени.

1. Тимонина И.В. Профессиональная этика педагога: учебно-методическое пособие. Кемерово, 2014.

2. Образовательные технологии и электронное обучение. Available at: http://www.vvsu.ru/education/resources/e-learning

3. Бадарханова Л.Е. Кооперативное обучение. Available at: https://infourok.ru/statya-na-temu-kooperativnoe-obuchenie-1103581.html

4. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.

5. Герасимова Т.Н. Нравственные основания педагогической культуры преподавателя высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 41 - 46.

References

1. Timonina I.V. Professional'naya 'etika pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie. Kemerovo, 2014.

2. Obrazovatel'nye tehnologii i 'elektronnoe obuchenie. Available at: http://www.vvsu.ru/education/resources/e-learning

3. Badarhanova L.E. Kooperativnoe obuchenie. Available at: https://infourok.ru/statya-na-temu-kooperativnoe-obuchenie-1103581.html

4. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.

5. Gerasimova T.N. Nravstvennye osnovaniya pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2016; 1 (61): 41 - 46.

Статья поступила в редакцию 17.11.17

УДК 159.923:316.6

Magomedov P.A., postgraduate, Department of Sociology and Management Psychology, GUU (Makhachkala, Russia),

E-mail: magomedov.p.a@gmail.com

THE STUDY OF CONCEPTIONS ON FAMILY RELATIONS AMONG STUDENTS. The objective of the article is to study the ideas about family relations among students. The author uses such methods as an analysis of psychological and educational literature, empirical approaches to the study of a family in modern psychology, a comparative analysis of ideas about family relations among different young social groups. The article reflects the main factors in formation of ideas about family values among modern youth. The results of the research can be useful for psychologists, social workers as the basic guidelines for educational work, which are urgently needed in the period of radical social changes. The author concludes that the family as a social institution, ensuring the normal existence of the society, is a value object that is granted special importance in personal and public consciousness.

Key words: family, value relations, students, young students, family education.

П.А. Магомедов, аспирант каф. социологии и психологии управления, ФГБОУ ВО «ГУУ», г. Махачкала,

E-mail: magomedov.p.a@gmail.com

изучение представлений о семейных отношениях студенческой молодёжи

Целью статьи является изучение представлений о семейных отношениях студенческой молодёжи. В данной статье отражены основные факторы формирования представлений о семейных ценностях у современной молодёжи. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками как принципиальные ориентиры воспитательной работы, остро необходимые в период радикальных социальных изменений. Автор делает вывод о том, что семья, являясь социальным институтом, обеспечивающим нормальное существование общества, представляет собой ценностный объект, наделяемый особым значением в личном и общественном сознании.

Ключевые слова: семья, ценностные отношения, студенчество, студенческая молодёжь, семейное воспитание.

Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семей-ных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны,

идёт поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше бы соответствовали современному содержанию отношений, с другой -непрерывно растёт число разводов, причём особенно страдают «молодые браки» - почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трёх-пяти лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кризис общества вызвал одомашнивание образа жизни людей как адаптационный механизм [1, с. 89.]. В течение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.