Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК / УСПОКОЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Изюмский Александр Александрович, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич, Лазаренко Виталий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы организации дорожного движения с учетом экологического ущерба и экономического эффекта от его снижения. В работе приведен пример, разработанных схем организации дорожного движения для ряда центральных улиц города Краснодара названный как проект «7 улиц». Статья представляет интерес для ученых, занимающихся вопросами организации дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Изюмский Александр Александрович, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич, Лазаренко Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC TAKING INTO ACCOUNT THE ENVIRONMENTAL COMPONENT AND ECONOMICAL ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR

The article deals with the issues of traffic management taking into account ecological damage and the economic effect of its reduction. The paper gives an example of the developed traffic management schemes for a number of central streets of the city of Krasnodar named as the «7 streets» project. The article is of interest to scientists involved in the organization of road traffic.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА»

УДК 656.1

DOI 10.23672/p6702-6330-4625-d

Изюмский Александр Александрович

кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

Сенин Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

Лазаренко Виталий Владимирович

студент кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

Aleksandr A. Izumsky

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University [email protected]

Sofia L. Nadiryan

Senior Teacher

Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University [email protected]

Ivan S. Senin

Senior Teacher

Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University [email protected]

Vitalii V. Lazarenko

Student Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University [email protected]

Организация дорожного

движения с учетом

экологической

и экономической составляющей на примере г. краснодара

Organization of road traffic

taking into account the environmental component and economical on the example of krasnodar

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации дорожного движения с учетом экологического ущерба и экономического эффекта от его снижения. В работе приведен пример, разработанных схем организации дорожного движения для ряда центральных улиц города Краснодара названный как проект «7 улиц». Статья представляет интерес для ученых, занимающихся вопросами организации дорожного движения.

Ключевые слова: экология, организация дорожного движения, транспортный поток, успокоение движения транспорта, экономический эффект.

Annotation. The article deals with the issues of traffic management taking into account ecological damage and the economic effect of its reduction. The paper gives an example of the developed traffic management schemes for a number of central streets of the city of Krasnodar named as the «7 streets» project. The article is of interest to scientists involved in the organization of road traffic.

Keywords: ecology, traffic management, traffic flow, traffic calming, economic effect.

В Краснодаре, как и в большинстве других городов России, есть проблемы с организацией дорожного движения в центральном деловом районе города. Увеличение количества

транспортных средств в центре города приводит к образованию пробок и рывков, что приводит к увеличению выбросов вредных веществ (ВВВ), поскольку транспортные средства работают на

более низких передачах. Мировой опыт борьбы накопил много способов их преодоления:

- выравнивание транспортной нагрузки на городских дорогах для равномерного размещения рабочей зоны и жилых районов, а также объекты отдыха и культурные и бытовые услуги;

- дублирование наиболее загруженных участков транспортной сети новыми линиями;

- создание высокоскоростных автомобильных маршрутов для уменьшения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду, путем вывода грузовых транзитных потоков из городской полосы;

- совершенствование процессов вождения, транспортировки трафика, улучшению дорожных условий и совершенствование планирования и организации грузовых перевозок;

- широкое использование выделенных полос движения для маршрутного пассажирского транспорта, что приводит к значительному сокращению выбросов вредных веществ.

Но для решения проблемы загрязнения воздуха в определенном городе, среди множества существующих организационных мер, необходимо выбрать наиболее эффективные для конкретной области. Для успешного выбора способов снижения загрязнения необходимо, прежде всего, изучить особенности загрязнения воздуха в городе [1].

В контексте жестких требований к экологическому ущербу становится все более важным значение надежности описания механизма воздействия

потока движения на окружающую среду города и путей уменьшения экологического ущерба, что является целью исследования.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем:

- во-первых, определить основные параметры организации дорожного движения(ОДД), параметры удаленного управления, параметры окружающей среды, которые влияют на цикл вождения;

- во-вторых, чтобы определить основные виды деятельности, которые уменьшат выбросы вредных веществ от автотранспорта.

ОДД в городах, как правило, очень далека от совершенства. Внедрение современных методов и средств организации движения, несомненно, увеличивает дисциплину движения, но не оказывает существенного влияния на транспортную ситуацию в городе. Основным направлением исследований является изучение поведения транспортного потока при различных условиях движе-ния.Транспортный поток рассматривается как набор движущихся транспортных средств, на которые влияют случайные помехи (параметры окружающей среды, параметры ОДД, дорожные условия).

На рисунке 1 показаны основные внешние факторы, которые вместе влияют на параметры цикла движения (торможение, ускорение, свободное перемещение, холостой ход). Транспортный поток неравномерно перемещается, меняет режим движения, попадает в вилки (в режиме «старт-стоп»), тянет и свободно перемещается.

Рисунок 1 - Схема воздействия транспортного потока на окружающую среду

Что касается транспортных проблем Краснодара, то присуще следующее:

- высокая плотность транспортного потока в центре города;

- низкая плотность улично-дорожной сети;

- отсутствие парковки из-за использования устаревших стандартов для парковочных мест для вновь введенных объектов.

Также нельзя не учитывать, что большое количество транзитных транспортных средств проходящих через основные магистрали в центральной части Краснодара.

Движение грузовых автомобилей и транзитных автобусов должно регулироваться в обход центра города.

Все это приводит к увеличению «пробок» в центре города, увеличению задержек на перекрестках, увеличению продолжительности поездок, в результате чего увеличивается выбросы вредных веществ .

2Для решения данных задач выделены следующие мероприятия ОДД, которые приведут к уменьшению выбросов вредных веществ от автотранспорта в г. Краснодаре:

- использование средств ОДД: внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, запрет стоянок на проезжей части за счет организации подземных районных стоянок, строительства перехватывающих паркингов, деление проезжей части для движения разных видов транспорта, внедрение ограничений движения в жилых районах;

- ограничение и запрет въезда в центр города: создание пешеходных зон, успокоенное движение, выделение полос для городского пассажирского транспорта, развитие систем платных парковок «Мвэ&пСе», «рагк&пСе»;

- градостроительные мероприятия: строительство новых и реконструкция существующих улиц и магистралей города.

Каждое из приведенных мероприятий следует рассматривать как взаимодополняющее, поскольку применение какой-либо группы мероприятий, как правило, не приводит к комплексному решению проблемы перегруженности транспортом УДС, особенно в мегаполисах.

Снижение экологической нагрузки транспортных средств на центр города является актуальной и сложной проблемой, решение которой возможно только за счет разработки и внедрения полного комплекса мероприятий с привлечением всех возможных методов: совершенствование организации дорожного движения; разгрузки улично-до-рожной сети от функции парковок; реконструкции улично-дорожной сети в направлении создания

систем условно-кольцевых связей и магистралей непрерывного движения.

В качестве оценки экологической безопасности мероприятий по изменению ОДД мною предложено оценить проект реконструкции центра г. Краснодара под названием «7 улиц».

В ходе реконструкции предлагается провести мероприятия по успокоению дорожного движения на следующих участка улично-дорожной сети:

- улица Пашковскаяв границах улиц Рашпилев-ской - Красноармейской;

- улица Карасунская в границах улиц Рашпи-левской - Красноармейской;

- улица Чапаева в границах улиц Рашпилевской -Красноармейской;

- улица Рашпилевская в границах улиц Гимназической - Длинной;

- улица Красноармейская в границах улиц Гимназической - Длинной;

- улица Красная в границах улиц Советской -Длинной;

- улица Коммунаров в границах улиц Ленина -Длинной.

В ходе реконструкции центра по проекту «7 улиц» на представленных участках предлагается следующее:

- создание приподнятых пешеходных переходов (в уровень с тротуаром);

- организация одностороннего и двустороннего движение авто по одной полосе в одно направление

- создание двусторонних велодорог;

- установка отбойников между проезжей частью и велодорогой;

- обильное озеленение и установка приствольных решёток;

- чёткое обозначение сервисной зоны;

- перенос проводов в коллекторы под землёй;

- создание парковочных карманов для такси;

- увеличение ширины тротуаров для предоставления больше места для пешеходов и летних кафе.

Реконструкция направлена на увеличение интенсивность пешеходного трафика, капитализацию территории, придания импульса развитию исторического наследия, развитию сферы услуг.

Эскиз уже приведенной реконструкции на улице Чапаева в границах улиц Рашпилевской- Красноармейской представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Вид реконструкции на улицах Чапаева, Пашковская и Карасунская

(а - до реконструкции, б - после реконструкции)

Пилотной в проекте стала ул. Чапаева. Там уже выполнены представленные на эскизе работы.

Проект «7 улиц» направлен на улучшение экологической обстановки - улучшение микроклимата, снижается шумовое загрязнение, уменьшается число автомобильных выбросов в атмосферу. К сожалению сам проект «7 улиц» на сегодняшний день приостановлен.

Для проведения оценки влияния тех или иных мероприятий по изменению организации дорожного движения на экологию города был проведен расчет, состоящий из двух этапов.

На первом этапе происходит натурное обследование выбранных для реконструкции участков улично-дорожной сети (УДС), входе которого были проведены замеры интенсивности [2], состава и скорости транспортного потока, параллельно проводились также замеры уровня загазованности от автотранспорта. На втором этапе проведен сам расчет, по представленным ниже формулам.

Выброс /-го вещества одним автомобилем в день, при прохождении участка длиной 10 км, рассчитывается по формуле:

М/ = т1_; х И,

(1)

где т1_,- пробеговый выброс /-го вещества, г/км; И - пробег автомобиля по участку, км.

Значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника (М) определяется по формуле:

п

М = 2 А,.

т.,

(2)

,•=1

где т, - масса годового выброса примеси иго вида в атмосферу, т/год; А, - показатель относительной агрессивности примеси /-го вида, усл. т/т; п - число примесей.

Результаты расчета выбросов вредных веществ, проведенные по формулам 1-2 сведены в таблицы 1-2.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчетные показатели до и после реконструкции центра г. Краснодара

Названия участка Длинна участка, км Интенсивность до, авт/ч Интенсивность после, авт/ч

улица Пашковская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 0,33 650 340

улица Карасунская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 0,33 860 258

улица Чапаева в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 0,33 659 367

улица Рашпилевская в границах улиц Гимназической - Длинной 1,05 1346 587

улица Красноармейская в границах улиц Гимназической - Длинной 1,06 1145 489

улица Красная в границах улиц Советской - Длинной 1,90 1256 397

улица Коммунаров в границах улиц Ленина - Длинной 1,23 358 50

Таблица 2

Расчетные показатели приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу до и после реконструкции центра г. Краснодара

Названия участка Приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу «до», т/год Приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу «после», т/год

улица Пашковская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской; 384 201

улица Карасунская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 508 152

улица Чапаева в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 389 217

улица Рашпилевская в границах улиц Гимназической - Длинной 2528 1102

улица Красноармейская в границах улиц Гимназической - Длинной 2171 927

улица Красная в границах улиц Советской -Длинной 4268 1349

улица Коммунаров в границах улиц Ленина - Длинной 788 110

Итого 11034 4058

В качестве оценки экологичности проекта «7 улиц» предлагается проводить измерение выбросов вредных веществ до и после проведения мероприятий, для точной оценки экономической эффективности мероприятия. Если же это затруднительно или мероприятие слишком затратное, что бы его проводить без обоснования его необходимости, то можно рассчитать по

Значения ущерба до и после реке

п р и бл и зительным оценкам снижения транспортного потока или изменение его состава, используя частный критерий экологичности.

В таблицу 3 сведем значения экологического ущерба до и после реконструкции центра г. Краснодара.

Таблица 3

,ии центра г. Краснодара, руб./год

Названия участка Приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу «до», т/год Приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу «после», т/год

улица Пашковская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской; 460360 240804

улица Карасунская в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 609092 182727

улица Чапаева в границах улиц Рашпилевской - Красноармейской 466734 259926

улица Рашпилевская в границах улиц Гимназической - Длинной 3033224 1322810

улица Красноармейская в границах улиц Гимназической - Длинной 2604843 1112461

улица Красная в границах улиц Советской - Длинной 5121692 1618879

улица Коммунаров в границах улиц Ленина - Длинной 945058 131991

Итого 13241002 4869599

Рассчитаем ущерб до и после реконструкции:

Упред. = 24 руб/т-5 х 10 х 11034 т = 13241002 руб.;

Yon = 24 руб/т5 х 10 х 40584 т = 4869599 руб.

Экономический эффект за год от уменьшения выбросов вредных состав-ляющих отработавших газов автомобилей в атмосферу (Р) после реконструкции , равен:

Р =13241002 - 4869599 = 8371403 руб.

Частный критерий экологичности:

Кэкол. = 8371403 / 13241002 = 0,63.

Отдельно можно ввести в обобщенный критерий и другие параметры, например, как оценка загрязнения не только вредными веществами, но и параметрическими загрязнениями. Существуют готовые методики оценки шумового воздействия от автотранспорта, частично разработаны методики оценки вибрации и электромагнитных загрязнений от автотранспорта.

Предложенный подход к оценке мероприятий по ОДД позволяет объединять в себя различные показатели как подлежащие точному расчету, так и оцениваемые косвенным путем. Особое место мною уделено оценки экологичности, что в большинстве критериев по оценки экономической эффективности мероприятий по совершенствованию ОДД не задействовано.

Литература:

1. Коновалова Т.В. Оценка проектных решений на транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2018. 357 с.

2. Коновалова Т.В. оценки эффективности организации дорожного движения : учеб. пособие / Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, С.Л. Надирян. Краснодар, 2018. 247 с.

Literature:

1. Konovalova T. V. Evaluation of design solutions in transport : manual / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2018. 357 p.

2. Konovalova T.V. Ways of evaluating the effectiveness of road traffic management : manual / T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova, S.L. Nadiryan. Krasnodar, 2018. 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.