Научная статья на тему 'Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря'

Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MULTI-LEVEL SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION / CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS / CONCEPTUAL FRAMEWORK OF LEISURE ACTIVITIES / PRACTICES OF ORGANIZING SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мареева Анастасия Сергеевна

В статье с позиций современности автор формирует новое содержание летнего оздоровительного отдыха детей. Загородный лагерь как центр оздоровления, образования и развития детей выступает в качестве одного из важнейших объектов (и субъектов) модернизации образовательного процесса, которая возможна через практики организации дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN IN THE CONTEXT OF A SUMMER CAMP

From the modern perspective, the author forms new content of summer health holidays for children. A summer camp as a centre of children recovery, education and development acts as one of the most important objects (and subjects) of educational process modernization, which is possible through practices of organizing supplementary education.

Текст научной работы на тему «Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря»

Литература:

1. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах / М.А. Андрианов. - М.: Современное слово, 2013. - 280 с.

2. Бюллер, Карл. Духовное развитие ребёнка / пер. с нем.. - М.: новая Москва, 1924.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

4. Мардашова Р.С. Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане. Часть I. (1782 - 1941 гг.) / Мардашова Р.С. Казань, 2004. - 272 с.

5. Мардашова Р.С., Садыкова Л.Р. Аксикреативный опыт воспитания в дошкольных учржениях России в 20-30-е гг. XX в.(на примере республики Татарстан) / Мардашова Р.С., Садыкова Л.Р. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - №2 - С. 43-56.

6. Михайлина Е.В. Особенности восприятия русской народной сказки / Е.В. Михайлина // Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодежи в социокультурном контексте: сб. науч. статей по материалам I Международного научно-практического семинара. - М.: Научный проект, 2014. - С. 156-160.

7. Сказка и ребёнок. Педологический сборник под редакцией Н. Рыбникова. - М.-Л.: Государственное издательство, 1928.

8. Салова, Ю.Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 1920-е гг. / Ю.Г. Салова. -Ярославль, 2001. - 200 с.

9. Яновская, Э. Нужна ли сказка пролетарскому ребёнку? / Э. Яновская. - Харьков: Книгоспилка, 1925.

10. Яновская, Э. Сказка, как фактор классового воспитания / Э. Яновская. - Харьков: Путь просвещения, 1923, №4 (12). - С. 55-95.

Педагогика

УДК: 378.1

аспирант направления 44.06.01 Образование и педагогические науки Мареева Анастасия Сергеевна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье с позиций современности автор формирует новое содержание летнего оздоровительного отдыха детей. Загородный лагерь как центр оздоровления, образования и развития детей выступает в качестве одного из важнейших объектов (и субъектов) модернизации образовательного процесса, которая возможна через практики организации дополнительного образования.

Ключевые слова: многоуровневая система дополнительного образования; дети с ОВЗ; концептуальные основы досуговой деятельности; практики организации дополнительного образования.

Annotation. From the modern perspective, the author forms new content of summer health holidays for children. A summer camp as a centre of children recovery, education and development acts as one of the most important objects (and subjects) of educational process modernization, which is possible through practices of organizing supplementary education.

Keywords: multi-level system of supplementary education, children with health limitations, conceptual framework of leisure activities, practices of organizing supplementary education.

Введение. Право детей на отдых закреплено на законодательном уровне и отражено в ряде федеральных и региональных программах, целью которых является повышение уровня жизни и улучшение положения детей в нашей стране. Одним из ключевых субъектов, призванных реализовать такое значимое направление отечественной социальной политики как организация оздоровления и отдыха детей, является система детских оздоровительных лагерей. Это связанно с тем, что именно детские оздоровительные лагеря обладают особыми потенциальными возможностями в части организации воспитания, развития личности ребенка и его социализации в коллективе сверстников. Детский оздоровительный лагерь как особый социокультурный институт детства обладает чрезвычайно эмоциональной средой, обеспечивающей трансляцию ценностей и эффективность процесса организации взаимодействия взрослых и детей.

Ряд отечественных научных исследований были посвящены проблемам организации жизни воспитанников в условиях детского оздоровительного лагеря. В основу создания детских лагерей в нашей стране были положены идеи организации массового физически и творчески полезного отдыха детей на природе. В советский период развития педагогической науки проблематика детского летнего отдыха представлена в работах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Концептуализировали организацию летнего отдыха детей в различные временные периоды известные ученые О.С. Газман, А.Н. Лутошкин, С.А. Шмакова и др. Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей анализируются в исследованиях В.П. Бедерхановой, И.И. Фришман, Ю.Н. Тарана, С.И. Панченко и др. [3]. В работах И.П. Иванова, Н.Б. Крыловой, А.А. Юрикова, В. Хруст представлены результаты исследований проблем развития и самореализации детей в пространстве летнего оздоровительного лагеря. Достаточно много внимания в исследованиях Л.В. Горюновой, А.В. Корольковой, Е.С. Щипанкиной [5] уделяется вопросам раскрытия приоритетных направлений модернизации целей и содержания системы дополнительного образования детей. Авторы разработали основные положения концепции интегрированной художественно-эстетической среды, как основного условия формирования и развития детей средствами дополнительного образования. Использование интеграционного потенциала пространства детского оздоровительного лагеря и пространства системы дополнительного образования, позволит повысить эффективность процесса формирования надпредметных и личностных компетенций детей. Детский оздоровительный отдых как форма дополнительного образования детей насыщается все новыми и новыми сферами деятельности, учеными ведутся поиски эффективности образовательного процесса, обсуждаются новые концепции построения детского летнего отдыха.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в раскрытии нового содержания летнего оздоровительного отдыха детей. Загородный лагерь как центр оздоровления, образования и развития детей

выступает в качестве одного из важнейших объектов (и субъектов) модернизации образовательного процесса, которая возможна через практики организации дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Летний лагерь как учреждение дополнительного образования детей выступает в качестве одного из важнейших объектов современного процесса модернизации, поскольку «является наиболее массовой формой организации отдыха детей и подростков в период школьных каникул: свыше 9 миллионов детей и подростков ежегодно отдыхают в лагерях и здравницах РФ» [10]. В. Бедерханова, в своих работах, рассматривает оздоровительный лагерь как «Летний дом для детей и взрослых», где преобладают свобода как необходимое условие человеческого развития, педагогика проживания жизни детей в малых группах совместно с взрослыми. В этой ситуации; актуальным и востребованным становится набор разнообразных объединений, кружков, мастерских, организованных по разным основаниям: совместная деятельность, общая идея, интересы. Заинтересованных мастеров своего дела Руководители системы дополнительного образования в оздоровительном лагере должны пройти профессиональную подготовку, с целью организации данного процесса сообразно запросам и интересам каждого ребенка [1].

Детский оздоровительный лагерь не только система жизнеобеспечения физического оздоровления детей, это «уникальное пространство развития ребенка, поле для его физического и духовного саморазвития, становления гражданской позиции» [2]. Критерием эффективности организации жизнедеятельности лагеря являются личностные культурные достижения детей, полученный ими творческий продукт. Поэтому в современном детском оздоровительном лагере должна быть разработана концепция организации дополнительного образования детей в специфичных условиях лагеря. Основными принципами построения системе дополнительного образования могут выступать: принцип продуктивности, принцип совместности, свободы и демократии. На сегодняшний день специалисты считают, что в детском оздоровительном лагере следует отказаться от чрезмерного увлечения массовыми мероприятиями, требующих длительной и не всегда целесообразной подготовки, от авторитарных, школьных традиций принуждения.

Оторвавшись от привычного окружения ребенок в лагере может сменить роли, попробовать ранее не известные виды деятельности, пребывание в лагере позволяет ему «быть другим», сменить стили общения и выбрать наиболее подходящие, дает возможность экспериментировать со своим поведением, укрепляя свое психическое состояние и социальный статус во временном коллективе. Пребывание в лагере позволяет решить ребенку много социальных проблем: стать лидером среди сверстников, реализовать свои интересы через кружки и секции, повысить самооценку. Для того чтобы состоялось открытие собственного «Я» ребенка, необходимо создать условия, особую творческую атмосферу.

Значительный интерес для нашего исследования представляет опыт организации дополнительного образования детей в условиях Международного детского центра «Артек», где организация жизнедеятельности воспитанников опирается на широко развитую сеть дополнительного образования. Дополнительное образование в Артеке представлено рядом общеобразовательных общеразвивающих программ. Каждый ребенок, приезжающий в Артек, становится обучающимся, выбирая по желанию направление, в котором он на протяжении 21 дня будет познавать, изучать, радоваться собственным открытиям. Их спектр настолько широк, что дети смогут обучиться как народным промыслам, возрождая давние традиции, так и передовым технологиям, создавая будущее собственной страны. Главная задача -создать условия для личностного развития, вызывая интерес к дальнейшему обучению. Все программы личностно ориентированы, динамичны и адаптированы под разные уровни подготовки детей. Совместно с педагогом воспитанник разрабатывает образовательный маршрут, реализация которого планируется не только в стенах Артека, но и за его пределами. Получить поддержку, консультацию и обратную связь от педагога в условиях лагеря совершенно доступно. Анализируя набор услуг дополнительного образования в Артеке, мы обратили внимание на высокий удельный вес профориентационных мероприятий. Например, совместно с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана на базе лагеря проходит Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее». Научно-образовательная программа лагерной смены состоит из четырех учебных модулей, в рамках которых артековцы под наставничеством преподавателей университета осваивают 1Т-технологии, робототехнику, схемотехнику и радиотехнику. Такая поддержка талантливой молодежи со всей России профессионалами, безусловно, оказывает серьезное влияние на профессиональный выбор школьников, их самоопределение в будущем. Кроме профессионально-ориентированных видов деятельности (ракетостроение, робототехника, электроника, юный следователь и др.), широко представлено художественное творчество, направленное на эстетическое и духовное развитие детей (квилинг, керамика, керамическая флористика, книга художника, ландшафтный дизайн, линогравюра, моделирование игрушек, мир вокального искусства, Мир искусства в Артеке, фитодизайн, сухоцветы и др.), задачи физического совершенствования и гармоничного развития помогают решать такие секции, как секция верховой езды, волейбола, дзюдо, змеенавтики, настольного тенниса, а так же секция обучения футболу и жизненным компетенциям. Значимым этапом является этап представления воспитанниками своих наработок в конце смены. Демонстрация результатов и продуктов данной деятельности проходит в форме фестивалей, конкурсов, где так же появляется возможность установления творческих связей, сотрудничества с тематическими партнерами. Программы с тематическими партнерами обновляются ежегодно: реализуется программа «Территория развития», проводится конкурс юных чтецов «Живая классика», Медиа-форум с «Лигой юных журналистов», «Мир географии» - с «Русским географическим обществом», работает «Космическая академия» при поддержке «Роскосмоса», реализуется Спортивно-образовательная программа «Олимпийский патруль», ежегодно проводится Международный детский кинофестиваль «Алые паруса в «Артеке».

Следует отметить, что такое богатство содержательной активной разноплановой деятельности детей в ведущем Центре творчества в России, позволяет выстроить полноценное воспитательное взаимодействие с детьми различного социального статуса в режиме инклюзивного образования. Как остро замечено исследователями, «главной проблемой ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает процесс нарушения их связи с миром, недоступности ряда культурных ценностей, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, а иногда и элементарного образования. И именно в условиях детского оздоровительного лагеря социальное воспитание в контексте психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как процесс контролируемой социализации, осуществляемый в специально

созданном социокультурном пространстве, который помогает развивать возможности детей включающие их способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения» [7, 8].

Рядом исследователей отмечено: пребывание в летнем лагере способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил ребенка, а также снимает утомляемость, укрепляет силы детей. Пребывание на природе среди ровесников помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности, укрепить здоровье. Открытая педагогическая система детского оздоровительного лагеря с ее разнообразными программами помогает привести в гармонию все неравновесные силы, задействованные в развитии ребенка. Оказавшись в условиях свободного выбора характера общения, поступков и действий, форм творческой деятельности, происходит досамоопределение личности ребенка [11]. Ребенок, попадая в другую среду, учится осваивать ее без жесткого контроля взрослых, что само по себе является условием саморазвития личности, а безопасная среда служит интересам ребенка.

Основные результаты мониторинга реализации Национальной стратегии в интересах детей, которые представлены в исследовании В.В. Рубцова, А.А. Шведовской, А.С. Дубовик, Г.В. Семья [12] убеждают нас в актуальности и важности организации культурноразвивающей среды жизнедеятельности детей в летний период. Многообразие условий, предоставляемых в оздоровительном лагере для творческого развития детей позволяет вовлечь детей в разноплановую систему кружковой и культурно-массовой работы с детьми. Такая система дополнительного образования детей успешно была разработана Фондом новых форм развития образования, Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году и реализуется в настоящее время. Разрабатывая типовую модель летнего отдыха детей на основе доступного дополнительного образования, предусматривается ряд важнейших мероприятий, позволяющих соединить ресурсы высшей школы и СПО, системы дополнительного образования, осуществить поиск оптимальных организационных решений для синтеза программ летнего отдыха и заочных школ с ресурсными базами ВУЗов, организации СПО, производственных организаций, бизнесом, предпринимателями и другими потенциальными партнёрами. Как отмечают Л.В. Горюнова, Н.А. Заводный достаточно большим потенциалом обладают технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как в условиях дополнительного образования, так и в условиях детского оздоровительного лагеря [4]. Выходя на более высокий уровень организации детского летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья, востребованными оказались такие направления подготовки педагогических кадров, как «Вожатый», «Тьютор», «Разработчик образовательных программ», «Куратор», «Игротехник», «Наставник», «Модератор», «Руководитель кружка детского технического творчества», «Организатор досуговой деятельности». Эти направления педагогической подготовки требуют нового «прочтения» перечисленных специализаций с учетом контингента детей и поставленных задач.

Сами практики организации дополнительного образования, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [12], могут быть классифицированы как научные (далее могут следовать разделения на «гуманитарные» и «технические», и далее по специализации: «1Т», «Инженерия», «Робототехника» и т.д.), практики, предполагающие включение детей в какие-либо реальные (или симулированные) производственные процессы); конкурсно-подготовительные (т.е. практики, ориентированные на целенаправленную подготовку детей в летнее время к каким-либо конкретным конкурсам, чемпионатам, олимпиадам); мастерские и кружки (тематически специализированные занятия, проводимые на систематической основе; социально-полезной направленности - волонтёрские группы; группы по экологическому обустройству городской среды; слёты и форумы [12]. Реализация системы дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря предусматривает включение разноуровневых программ дополнительного образования детей, что позволяет увеличивать охват детей и улучшать качество детского отдыха, в том числе и для детей с ограниченными возможностями [9].

Выводы. Дополнительное образование в оздоровительном лагере мы рассматриваем как площадку самостоятельного обретения знаний, обретения опыта. Основное преимущество организации дополнительного образования детей в лагере заключается в свободной творческой деятельности детей, а сам лагерь выступает как расширение образовательного пространства, как «место сборки»: совместной деятельности, «проживания» знания, различных форм предъявления результатов, умения взаимодействовать на основе интереса, творчества, вовлеченности в общее дело всех детей. Ценность системы дополнительного образования в оздоровительном лагере - в динамичности, актуальности содержания, результативности.

Литература:

1. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар, 1993.

2. Бедерханова В.П. Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистическое пространство воспитания // Народное образование. 2011. № 2. С. 242-250.

3. Белов В. Н. Продуктивность деятельности детей в летнем оздоровительном лагере как условие их самореализации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Белов В. Н.; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. Арзамас, 2010.

4. Горюнова Л.В., Заводный Н.А. Технологии тьюторского сопровождения обучающихся в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 48-54

5. Горюнова Л.В., Королькова А.В., Щипанкина Е.С. Моделирование интегрированной художественной информационно-образовательной среды в системе общего и дополнительного образования школьников. Монография. Ростов-на-Дону: Издательство «Южный федеральный университет». 2015. 150 с.

6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе». М.: «Педагогическое общество России», 2004. 224 с.

7. Захлебаева В. В. Алхатова Т. С. Колупайко Т. В. Концептуальные основы социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря. //Международный научный журнал «Инновационное развитие» 2017№ 9 (14).

8. Захлебаева В.В. Процесс социализации и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях летнего оздоровительного центра. Сборник публикаций научного журнала "Chronos" по материалам IX международной научно-практической конференции: «Психологическая наука и образование» г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). -М: Научный журнал '' Chronos '', 2016. - 52 с.

9. Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М.: 2017. 608 с.

10. Организованный летний отдых и оздоровление детей в России: основные особенности // Факты образования. Выпуск № 8 (август 2016 г.) Выпуск подготовлен Анучиным И.А., Беликовым А.А, Денисовым А.А., Куприяновым Б.В.

11. Прияткина Н.Ю., Великоиваненко О.А., Ли О.А. Профильный лагерь как форма оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья // Комплексная безопасность и реабилитация детей в ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Материалы 3 научной конференции. Под ред. Михайлова А.А. Издательство Шуйского филиала ИвГУ. 2017.

12. Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 30-66.

Педагогика

УДК:378

старший преподаватель кафедры Маремуков Роман Борисович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СЛУШАТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию совершенствования методики преподавания, интенсификации учебного процесса, активному внедрению новых прогрессивных методов теоретического и практического обучения, профилизации и специализации, органического соединения учебного процесса с научными исследованиями, активизации обучения на основе повышения уровня самостоятельной работы слушателей. Автором предложена система воспитательных воздействий на профессиональную подготовку. В статье анализируются основные подходы к совершенствованию учебного процесса и подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: слушатель, педагогика, психология, обучение, образование.

Annotation. The Article is devoted to a comprehensive study of improving teaching methods, the intensification of the educational process, the active introduction of new advanced methods of theoretical and practical training, profiling and specialization, the organic connection of the educational process with scientific research, the activation of training based on increasing the level of independent work of students. The author proposes a system of educational influences on professional training. The article analyzes the main approaches to the improvement of the educational process and the training of qualified specialists.

Keywords: listener, pedagogy, psychology, training, education.

Введение. Современному обществу характерно постоянное и очень быстрое увеличение объема информации. Как следствие, увеличивается ее объем и в образовательных программах подготовки специалистов в различных учреждениях высшего образования. Учитывая, что в образовательных организациях время, выделяемое на аудиторные занятия, строго ограничивается регламентирующими документами, значительная часть учебного материала для освоения выносится за рамки расписания, приобретая форму внеаудиторных занятий. Как известно, одним из ключевых отличий внеаудиторных занятий от аудиторных является отсутствие на них преподавателя, как организатора педагогического процесса. То есть, образовательный процесс в таком случае приобретает черты самостоятельности. Важно подчеркнуть, что роль и значение самостоятельной работы в различных образовательных учреждениях с каждым годом будет только возрастать, а, следовательно, в педагогической науке в настоящее время объективно существует острая необходимость обоснования и разработки научных теорий и концепций самообразования обучающихся в различных образовательных учреждениях в условиях современного информационного общества.

Изложение основного материала статьи. Раскрытие понятия самоподготовки к профессиональной деятельности позволяет уточнить предмет исследования. Поэтому важно раскрыть его, соотнести с известными в дидактике понятиями самостоятельности, самообразования. Выявление сущности самоподготовки к профессиональной деятельности, раскрытие ее структурных и функциональных составляющих в динамике формирования личности специалистов позволяет определить, какую роль она играет в системе педагогических факторов, обусловливающих качество выполнения социального заказа общества.

Особая актуальность данных научных разработок характерна для высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для силовых ведомств, так как профессиональный и карьерный рост офицера напрямую связан с его уровнем владения самостоятельно повышать уровень своих знаний, умений и навыков. Чем выше этот уровень, тем большая перспектива у выпускников российских университетов силовых ведомств в их профессиональной деятельности.

Создание рациональных педагогических условий во многом обусловливает содержание самоподготовки слушателей. Отсюда возникает задача организации обучения таким образом, чтобы полнее способствовать формированию психолого-педагогических механизмов, обусловливающих эффективность самоподготовки слушателей. Для этого необходимо обосновать в дидактике такую динамику обучения, которая отражала бы рациональную, в смысле рассматриваемой проблемы, педагогическую практику. Таким дидактическим элементом является целенаправленное обучение.

Придерживаясь положения о ведущей роли отношения «преподаватель - студент» в процессе обучения, мы подчеркиваем необходимость акцентирования внимания на преднамеренном вовлечении слушателей в процесс управления целенаправленным обучением. В свете этого мнения раскрывается системная природа управления самоподготовкой как одного из аспектов дидактического отношения «преподавание - учение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.