Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОНЛАЙН-КУРС «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК»'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОНЛАЙН-КУРС «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янсен Ян Хендрик, Ваганова Анна Сергеевна, Верещагина Татьяна Александровна, Калединова Елена Алексеевна

Дан краткий обзор теорий дидактики и дистанционного обучения, использованных в рамках онлайн-курса на английском языке, проведенного преподавателем из Нидерландов для студентов экономического факультета Челябинского государственного университета (ЧелГУ) с целью получения студентами опыта дистанционного обучения в международной образовательной среде и приобретения знаний по теме «Финансирование цепочек поставок» (Supply Chain Finance; SCF). Учебный материал курса представлен лекциями, записанными преподавателем Я. Янсеном (HAN) и доступными онлайн (principlesofsupplychainfinance.nl/scf-course/). Сочетание лекций и онлайн-семинаров, проведенных с целью обсуждения домашних заданий, позволяет студентам получить более глубокое понимание темы SCF. В организации курса использовались теории Биггса, Гаррисона, Вогана и Колба, с тем чтобы предоставить студентам наилучший современный опыт дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янсен Ян Хендрик, Ваганова Анна Сергеевна, Верещагина Татьяна Александровна, Калединова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF DISTANCE LEARNING IN AN INTERNATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ONLINE COURSE “SUPPLY CHAIN FINANCE”

The article gives a short overview of theories on didactics and distance learning used in the framework of an online course in English given by a lecturer from the Netherlands (HAN) to students of the faculty of Economics of Chelyabinsk State University (CSU) to let students get experience in distance learning in an international educational environment and acquire knowledge on the topic Supply Chain Finance (SCF). The teaching material of the course was represented by lectures recorded by J. Jansen and available online (principlesofsupplychainfinance.nl/scf-course/). Combination of the recorded lectures and online seminars for discussion of home assignments allows students to gain a deeper understanding of the topic SCF. The theories of Biggs, Garrison, Vaughan and Kolb were applied to provide students with the best modern experience of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОНЛАЙН-КУРС «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК»»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ECONOMIC EDUCATION

Вестник Челябинского государственного университета.

2021. № 3 (449). Экономические науки. Вып. 72. С. 265—274.

УДК 372.8 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10332

ББК 74.48

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОНЛАЙН-КУРС «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК»

Я. Х. Янсен1, А. С. Ваганова2, Т. А. Верещагина2, Е. А. Калединова

1 Университет прикладных наук HAN, Арнем и Неймеген, Нидерланды 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Дан краткий обзор теорий дидактики и дистанционного обучения, использованных в рамках он-лайн-курса на английском языке, проведенного преподавателем из Нидерландов для студентов экономического факультета Челябинского государственного университета (ЧелГУ) с целью получения студентами опыта дистанционного обучения в международной образовательной среде и приобретения знаний по теме «Финансирование цепочек поставок» (Supply Chain Finance; SCF). Учебный материал курса представлен лекциями, записанными преподавателем Я. Янсеном (HAN) и доступными онлайн (principlesofsupplychainfinance.nl/scf-course/). Сочетание лекций и онлайн-семинаров, проведенных с целью обсуждения домашних заданий, позволяет студентам получить более глубокое понимание темы SCF. В организации курса использовались теории Биггса, Гаррисона, Вогана и Колба, с тем чтобы предоставить студентам наилучший современный опыт дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, финансирование цепочек поставок, перевернутый класс, смешанное обучение, международная образовательная среда.

Современные дидактические методы, такие как дистанционное обучение, смешанное обучение и модель обучения «перевернутый класс», могут быть интересны для применения в современной международной образовательной среде. Обмен кадрами в системе высшего образования в значительной степени обеспечивает интернационализацию учебного процесса, и в последние десятилетия было много подобных инициатив, в рамках которых зарубежные преподаватели приезжают для чтения лекций в течение семестра либо для проведения интенсивного недельного курса. Обычно организация таких лекций требует значительных финансовых затрат, а также сильно влияет на жизнь преподавателя и его (или ее) семьи. Дистанционное обучение является современным и одновременно экономически выгодным способом организации учебного процесса.

В этой статье исследуется способ дистанционного обучения в международной образовательной среде в сочетании с моделью обучения «перевернутый класс» (flipping the classroom) и смешанным обучением (blended learning).

Экономический факультет Челябинского государственного университета и Университет прикладных наук HAN имеют почти 20-летний опыт сотрудничества. Организация и проведение онлайн-курса «Финансирование цепочек поставок» были осуществлены под руководством декана экономического факультета ЧелГУ и старшего преподавателя HAN. В организации курса также приняли участие два преподавателя из ЧелГУ и HAN. Онлайн-курс основан на уже существующем курсе для студентов HAN, а также на работах Я. Янсена [10; 11].

Разработанный онлайн-курс на английском языке дает студентам возможность получения знаний по дополнительному предмету «Финансирование цепочек поставок» и направлен на дальнейшее освоение методов дистанционного обучения в международной образовательной среде.

Обзор литературы В данном обзоре авторы статьи рассматривают литературные источники как по общим вопросам дидактики, например применение в образовательном процессе пирамиды усвоения знаний, так и по вопросам дидактики преподавания экономических предметов [6].

Пирамида усвоения знаний Пирамида усвоения знаний (рис. 1) представляет собой обзор дидактических инструментов и используется для понимания того, какие способы обучения являются наиболее эффективными.

Рис. 1. Пирамида усвоения знаний

Источник: [21].

Согласно исследованиям Д. Сузы [21], различные способы обучения, такие как лекции, чтение учебника или аудиоматериалы, имеют различные показатели усвоения знаний (retention rates), а интерактивные способы обучения, например дискуссии или практика, являются более эффективными, чем лекции или чтение учебника.

Пирамида вызвала много академических дискуссий о точных показателях усвоения знаний, хотя гораздо важнее думать об эффективности методов обучения в системе высшего образования [6] и о создании таких инструментов для преподавателей высших учебных заведений, которые наилучшим образом будут служить процессу обучения. Этот подход можно выразить фразой «разная дидактика для разных целей» по аналогии с известной в экономике цитатой Дж. Кларка «разные затраты для разных целей», приведенной в книге Х. ван дер Шруфа [20].

Модель «Видимое обучение для учителей»

В современной дидактике важную роль играет модель «Видимое обучение для учителей» новозеландского ученого Дж. Хэтти [8], которая делает видимой эффективность процессов обучения как для учителей, так и для учеников.

В этой модели исследуются вопросы увеличения влияния процесса образования на результативность обучения. Модель основана на двух принципах: 1) учителя видят учебный процесс глазами своих учеников; 2) ученики видят себя в качестве собственных учителей.

Модель включает четыре элемента, значимых и для преподавателя, и для ученика в процессе обучения:

1. Ментальные рамки (что преподаватель думает о процессе обучения исходя из практики преподавания).

2. Планирование в сотрудничестве с другими преподавателями и критическое осмысление планирования (преподаватель планирует процесс обучения, определяет ожидаемые от учащихся результаты и способы оценки степени усвоения знаний).

3. Адаптивное обучение (преподаватель владеет различными стратегиями обучения и использует их в зависимости от потребностей учащихся).

4. Получение обратной связи (преподаватель использует обратную связь со стороны обучаемых с целью повышения эффективности образовательного процесса).

Модель «перевернутый класс»

При традиционном преподавании и обучении мы планируем учебный курс неделя за неделей (табл. 1). Мы начинаем с объяснения теории (например, экономической модели) часто в сочетании с примером (лектор преподает, а студенты слушают и делают заметки), затем проводится семинар для обсуждения вопросов, затронутых в лекции, и выполнения заданий на основе лекции.

В модели «перевернутый класс», описанной в работах Дж. Васкеса с соавт. [22] и Р. Балабан с соавт. [3], используется другая стратегия обучения (табл. 2).

Студенты начинают с самостоятельного изучения (дома или иногда на запланированном собрании группы без преподавателя) главы из книги и/или прослушивания записанной аудио-слайд-презентации. Студент должен подготовить одно или несколько домашних заданий или выполнить небольшой формативный тест, чтобы получить разрешение на участие в семинаре. Семинар предполагает большее взаимодействие между преподавателем и студентами, чем при традиционном способе обучения. Лектор обсуждает со студентами вопросы и/или упражнения и задания. При использовании модели «перевернутый класс» лектору не разрешено заменять семинар традиционной лекцией.

Дистанционное обучение

Согласно определению М. Садеги [19], дистанционное обучение означает преподавание (и обучение) в условиях физического нахождения студента и преподавателя на значительном расстоянии друг от друга. Дистанционное обучение имеет давнюю

Таблица 1

Традиционное преподавание и обучение

Неделя 1 Неделя 2 ... Неделя n

Лекция 1 Семинар 1 Лекция 2 Семинар 2 Лекцияn Семинар n

Теория Задания по теории Теория Задания по теории Теория Задания по теории

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Модель «перевернутый класс»

Неделя 1 Неделя 2 ... Неделя n

Самостоятельное изучение Семинар 1 Самостоятельное изучение Семинар 2 Самостоятельное изучение Семинарn

Теория Вопросы и ответы Задания по теории Теория Вопросы и ответы Задания по теории Теория Вопросы и ответы Задания по теории

Источник: составлено авторами на основе [3] и [22].

традицию использования, например, для обучения студентов, проживающих в труднодоступных местностях в странах с большой территорией (США, Канада, Австралия и Россия), и/или для обучения студентов, которые не могут посещать лекции и семинары в университете из-за карьеры (работы), состояния здоровья или по другой причине.

С конца XIX в. и примерно до 1980-х гг. были довольно популярны заочные курсы. Учебные материалы и домашние задания в печатном виде отправлялись студентам по почте на домашний адрес. Позже для дистанционного обучения стали применяться аудиодиски, радио и телевидение. Со временем заочные курсы трансформировались в образовательные системы, использующие возможности Интернета [18], и в настоящее время для дистанционного обучения через Интернет используются, например, платформы MS Teams или Zoom с целью прямого онлайн-общения со студентами, а также платформы, предназначенные для хранения учебных материалов и онлайн-обучения, такие как Moodle, Blackboard и т. д.

Смешанное обучение

Смешанное обучение представляет собой образовательный подход, отличающийся от традиционной педагогической деятельности, например, такой, как чтение лекций. Ниже приводится хорошо известное описание смешанного обучения, данное Д. Гаррисоном и Н. Воганом [7].

«Курсы, организованные по принципу смешанного обучения, — это курсы, в которых значительная часть времени, проведенного в классе, заменяется видами деятельности в режиме онлайн, способствующими достижению целей курса».

«Продуманное сочетание очного обучения и онлайн-обучения таково, что сильные стороны каждого из них объединяются в уникальный опыт обучения... Смешанное обучение — это фундаментальная модернизация, которая трансформирует структуру и подход к преподаванию и обучению».

Примером смешанного обучения могут служить серьезные игры, например деловая игра The Cool Connection [9], которая является онлайн-симуляцией бизнеса и позволяет приобретать знания и навыки деловой активности. В ходе игры студенты в командах из четырех человек выполняют следующие роли: менеджер по продажам и маркетингу, менеджер по логистике, менеджер закупок и менеджер финансов. В процессе игры студенты стараются улучшить общую рентабельность компании путем использования различных инструментов финансирования цепочек поставок (SCF).

Симуляция построена на использовании модели практического обучения (обучения на основе собственного опыта учащихся, как реального, так и смоделированного на занятиях). В основе этой модели лежит так называемый индуктивный цикл обучения (learning by doing), описанный в работах Д. Колба [13; 14] и Дж. Клабберса [12].

Таксономия Блума В таксономии Блума с целью классификации результатов обучения различают навыки мышления высшего порядка и навыки мышления низшего порядка [5]. Анализ, оценка и создание новых знаний (синтез), считаются более высокими навыками (табл. 3).

Таблица3

Таксономия Блума

Тип Таксономия

Навыки мышления высшего порядка Синтез

Оценка

Анализ

Навыки мышления низшего порядка Применение

Понимание

Знания

Источник: составлено авторами на основе [5].

Д. Кратвол пересмотрел таксономию Блума, введя понятие «метакогнитивное знание», то есть знание и понимание процессов мышления [15]. Он также внес небольшие изменения в таксономию (табл. 4).

Гибридное обучение Под гибридным обучением и преподаванием понимается объединение старых (традиционных) и новых методов обучения и преподавания (например, дистанционное обучение), использующих современные 1Т-технологии. Гибридное обучение и преподавание (рис. 2) основано на шести принципах: конструктивное согласование, дистанционное обучение или обучение в классе, перевернутый класс и смешанное обучение, обучение в группе или индивидуально, формативные тесты, итоговая оценка знаний. Студенты и их преподаватель общаются с использованием 1Т-технологий или встречаются друг с другом в классе.

Таблица 4

Пересмотренная таксономия Блума

Таксономия Знание

Фактическое Концептуальное Процедурное Метакогнитивное

Создавать

Оценивать

Анализировать

Применять

Понимать

Запомнить

Источник: составлено авторами на основе [15].

Рис. 2. Гибридное обучение и преподавание Источник: составлено авторами на основе [16].

Специфика организации дистанционного обучения в международной образовательной среде

Обучение в международной образовательной среде получает все большее влияние в высшем образовании, особенно в формате дистанционного образования. Одним из главных преимуществ данного формата обучения является его гибкость. Студенты могут ознакомиться с материалами курса в любое время, в любом месте, в удобном для них темпе. Скорость обучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его психологических особенностей и личных предпочтений. Кроме того, студенты в процессе обучения получают опыт международного общения, совершенствуя свои знания иностранного языка.

Многочисленные сравнительные исследования различных форматов обучения показывают, что дистанционное образование может быть таким же эффективным, как и «традиционное» очное образование [17]. Однако для достижения высоких результатов обучения и удовлетворенности студентов дистанционным образованием необходимо учитывать влияние множества других факторов. Среди них наиболее значимое влияние оказывают такие факторы, как уровень организации и сопровождения курса, роль преподавателя и качество учебных материалов, а также уровень взаимодействия между преподавателем и студентами, как и студентами между собой [1].

С учетом влияния этих факторов можно определить ряд предложений к организации дистанционного обучения в международной образовательной среде, способствующих повышению эффективности обучения и удовлетворенности студентов:

1) предоставление услуг административной поддержки, включая полное сопровождение студентов в процессе обучения, своевременные объявления, периодическое информирование студентов об их успеваемости и получение обратной связи с целью совершенствования процесса обучения;

2) предоставление электронных и печатных учебных материалов высокого качества с точки зрения их актуальности, полезности и разнообразия. Обеспечение соответствия фактической нагрузки плановой трудоемкости и справедливости процедуры оценки результатов обучения. Справедливая и адекватная оценка гарантирует, что усилия студентов будут оценены должным образом, тем самым мотивируя студентов учиться лучше;

3) организация интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами, поощрение студентов к активному участию в обсуждении вопросов курса. В традиционной системе обучения это обеспечивается за счет личного взаимодействия между обучающимися и преподавателем. Это позволяет получить реальную обратную связь как через вербальное общение, так и через невербальное (язык тела, жесты, мимика). Кроме того, при очном обучении преподаватель имеет возможность напрямую взаимодействовать с обучающимися и мотивировать их к изучению предмета, тогда как при дистанционном обучении взаимодействие и мотивация обучающихся становятся существенной проблемой. Решение этой задачи возможно за счет организации онлайн-классов и телеконференций, обеспечивающих непосредственное взаимодействие преподавателя и студентов в режиме реального времени.

Онлайн-курс

Учебный курс «Финансирование цепочек поставок» (SCF) был проведен в октябре — ноябре 2020 г. в режиме дистанционного обучения преподавателями нидерландского Университета прикладных наук HAN (исследовательская группа «Логистика и альянсы») и российского Челябинского государственного университета (экономический факультет).

Как был организован курс

Студенты экономического факультета ЧелГУ должны были самостоятельно прочитать и прослушать шесть аудиолекций на английском языке в виде презентаций Microsoft PowerPoint с объяснениями учебного материала, записанными преподавателем HAN и доступными через Интернет (principlesofsupplychainfinance.nl/scf-course/). После каждых двух лекций они должны были сделать два задания по теории, которые потом обсуждались с преподавателем на онлайн-семинаре в MS Teams.

Учебные цели этого курса сформированы в соответствии с таксономией Б. Блума [5], включающей три уровня обучения: знание, понимание и применение. Учебная деятельность выстроена по принципу конструктивного согласования Дж. Биггса [4], подразумевающего согласование учебных целей, уровней обучения и оценки полученных знаний. В первую очередь уделяется внимание приобретению знаний по теме «Финансирование цепочек поставок» (40 %), затем следуют цели, связанные с пониманием и применением теории (табл. 5).

В конце курса каждый студент сдавал индивидуальный устный экзамен, который проходил онлайн в MS Teams, длился примерно 30 минут и в котором с экзаменуемым обсуждались от 6 до 10 вопросов по изученной теме.

Структура устного экзамена может быть следующей:

1. Концепция финансирования цепочек поставок (SCF).

2. Оборотный капитал (концептуальная модель).

3. Быстрый анализ SCF: оборотный капитал, цикл cash-to-cash.

4. Быстрый анализ SCF: формула Дюпона.

5. Инструменты SCF.

6. SCF: разница процентных ставок и эффективная годовая ставка.

7. SCF и IT: системы управления ресурсами предприятия ERP, блокчейн, IT-платформы и т. д.

8. Case-study вопросы: применение SCF в транснациональных компаниях (Unilever, Philips и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Case-study вопросы: применение SCF в конкретной компании.

Планирование курса отражено в табл. 6.

Таблица 6

Планирование курса

Процесс обучения Темы Учебная деятельность

Лекция 1 Концепция финансирования цепочек поставок (SCF) Логистика / управление цепочками поставок, корпоративные финансы, IT (ERP) Эмпирические данные о показателях SCF: — годовые отчеты Аудиолекция (prin-ciplesofsupplychain-finance.nl/scf-course/)

Лекция 2 Индуцированный оборотный капитал (статический и динамический) Показатели SCF Быстрый анализ SCF: — цикл Cash-to-Cash — формула Дюпона Аудиолекция

Семинар 1 Упражнения 1 и 2 Интерактивный семинар в MS Teams

Лекция 3 Инструменты SCF (EBA классификация) Расчет эффективной годовой процентной ставки EAR Аудиолекция

Лекция 4 Тактический уровень SCF: IT-платформы и блокчейн Примеры из практики SCF Аудиолекция

Семинар 2 Упражнения 3 и 4 Интерактивный семинар в MS Teams

Лекция 5 Стратегический уровень SCF: долгосрочный контроль цепочки поставок с точки зрения возникновения рисков (модель COSO 2020) & EVA Анализ EVA Аудиолекция

Лекция 6 Экономические компромиссы (ETO) на тактическом и стратегическом уровнях с использованием модели Глисон-Уайт Аудиолекция

Семинар 3 Упражнения 5 и 6 Интерактивный семинар в MS Teams

Экзамен Индивидуальный устный экзамен, 30 минут MS Teams

Примечание: составлено авторами.

Таблица 5

Учебные цели и уровни обучения

Таксономия Учебные цели

• Концепция финансирования цепочек поставок

(SCF)

• Логистика / управление цепочками поставок,

корпоративные финансы, IT (ERP)

о4 • Индуцированный оборотный капитал (стати-

0 ческий и динамический)

U • Инструменты SCF (классификация EBA —

S н European Banking Association)

а н • Тактический уровень SCF: IT-платформы

CO и блокчейн • Стратегический уровень SCF: долгосрочный контроль цепочки поставок с точки зрения возникновения рисков (модель COSO 2020) и экономическая добавленная стоимость (EVA — economic value added)

• Показатели SCF

• Быстрый анализ SCF:

) ) — цикл Cash-to-Cash

X© о4 о4 О О m m w (е — формула Дюпона

• Эмпирические данные о показателях SCF:

е и ин — годовые отчеты

к й ан • Анализ EVA

ме s § • Расчет эффективной годовой процентной

ни нор ставки (EAR — effective annual rate)

с 3 • Примеры из практики SCF • Экономические компромиссы (ETO — economic trade-offs) на тактическом и стратегическом уровнях с использованием модели Глисон-Уайт

Примечание: составлено авторами.

Оценка курса

Качественная оценка курса основана на обратной связи со стороны студентов и проведена в форме интервью со студентами старшим преподавателем экономического факультета ЧелГУ Студенты оценивали следующие аспекты:

1) структура курса;

2) качество учебных материалов и аудиолекций на веб-сайте;

3) качество семинаров в MS Teams;

4) учебные часы;

5) учебный опыт;

6) языковые проблемы.

Результаты качественной оценки с использованием этих шести аспектов представлены в табл. 7.

Таблица 7

Качественная оценка курса

Аспект Обратная связь

Структура курса 100 % студентов указали, что структура курса соответствует теме курса и содержание курса не было перегружено вопросами, не соответствующими теме курса

Материалы курса и дидактика 100 % студентов указали, что содержание курса имеет практическую направленность и учебный материал представлен в доступной форме

Уровень сложности Одной трети студентов курс показался трудным. Остальные указали среднюю степень сложности

Барьеры для изучения Основным препятствием для освоения курса две трети студентов отметили собственный недостаточный уровень владения английским языком

Дополнительная ценность для студентов Студенты отметили приобретение новых знаний и опыта обучения на английском языке, а также получение знаний в области организации и реализации финансирования цепочек поставок на предприятии

Соответствие ожиданиям студентов Содержание курса совпало с ожиданиями всех студентов

Примечание: составлено авторами.

Основными факторами успеха курса выступили новая учебная тема, использование дистанционного обучения и использование английского в качестве языка обучения и сдачи экзаменов. Мнение преподавателей о курсе, выработанное в ходе обсуждения результатов обучения, подтвердило оценку студентов, также был сделан вывод о том, что курс, возможно, лучше предлагать на уровне студентов старшего курса бакалавриата или первого года магистратуры, а не на уровне 3-го года бакалавриата. Будущие участники должны

хорошо владеть английским языком и навыками самостоятельного обучения, когда студенты сами планируют свой учебный процесс. В этом пилотном курсе не нашло отражения развитие метаког-нитивных компетенций (понимание студентами собственной способности решить определенную задачу на определенном уровне). Этот аспект может быть учтен в следующем курсе, например, путем использования в качестве дидактического инструмента серьезных игр, которые помогают определять задачи, которые необходимо решить, а также выбирать наиболее эффективные стратегии их решения.

Выводы и рекомендации

На основании мнения преподавателей и обратной связи со стороны студентов в этой части статьи будут сделаны выводы и даны рекомендации для следующего онлайн-курса, который состоится осенью 2021 г. По мнению студентов и преподавателей, участвовавших в онлайн-курсе «Финансирование цепочек поставок», обучение в рамках этого курса прошло успешно.

Для повышения результативности этого онлайн-курса авторами статьи выработаны требования к студентам, желающим принять участие в курсе «Финансирование цепочек поставок», а также способы оценки степени усвоения знаний.

Студенты должны обладать базовыми знаниями в следующих областях:

• управление цепочками поставок (SCM), логистика, закупки и маркетинг;

• информационные технологии (IT) и их применение в бизнесе, например, в виде систем управления ресурсами предприятия (ERP system — enterprise resource planning system);

• корпоративные финансы, особенно в области управления оборотным капиталом, и знание таких финансовых коэффициентов, как рентабельность капитала (ROE — return on equity), экономическая добавленная стоимость (EVA — economic value added) и т. д.;

• письменный и устный английский язык на хорошем уровне.

Студенты, желающие принять участие в онлайн-курсе SCF, должны находиться на заключительном этапе бакалавриата по экономике или бизнес-администрированию или проходить первый год обучения в магистратуре по экономике или бизнес-администрированию.

Одним из способов текущей оценки знаний студентов могут быть тестовые вопросы, размещенные

в системе дистанционного обучения Moodle. Итоговая оценка знаний по окончании курса может быть проведена в форме индивидуального устного экзамена, принимаемого экзаменатором онлайн в MS Teams или Zoom.

Другим способом оценки знаний может выступать небольшой исследовательский проект в конкретной компании, основанный на методике быстрого анализа финансирования цепочек поставок (SCF Quick Scan). Результаты такого проекта могут быть представлены на мини-конференции в виде плаката формата А3 в соответствии с методом презентации, описанным В. Вигелом [23]. Мини-конференция, организованная для студентов и предпринимателей, будет способствовать распространению полученных знаний как в образовательной, так и в деловой среде. Такая форма обсуждения может служить хорошим примером передачи теории в практику и наоборот, что важно для смешанного обучения (blended learning).

Для приобретения и оценки усвоения знаний также можно использовать серьезные игры, например онлайн-игру The Cool Connection, разработанную нидерландской компанией Inchainge [9]. Эта игра позволяет смоделировать работу в команде менеджеров для решения проблем SCF комплексным способом, помогающим преодолеть так называемое «замкнутое мышление» (silo thinking), и углубить знания по теме финансирования цепочек поставок в соответствии с принципом одноконтурного обучения, описанным Дж. Клабберсом [12], и принципом двухконтурного обучения, описанным К. Аргирисом [2].

Таким образом, использование серьезных онлайн-игр, во время которых международные студенческие команды участвуют в симуляциях бизнес-процессах и выступают в роли международных команд менеджеров, открывает еще одну возможность организации обучения в международной образовательной среде.

Список литературы

1. Agbanu P. G., Sonyo E., Region V., Ahiase G. G. Examining factors influencing student satisfaction in distance education in Ghana: a study of the institute for educational development and extension, University of Education, Winneba // The Online Journal of Distance Education and e-Learning. 2018. T. 6, № 1. P. 33—44.

2. Argyris C., Schön D. Organizational Learning: A theory of action perspective. Massachusetts: Reading, 1978.

3. Balaban R. A., Gilleskie D. B., Tran U. A quantitative evaluation of the flipped classroom in a large lecture // The Journal of Economic Education. 2016. T. 47, № 4. P. 269—287.

4. Biggs J. Constructive alignment in university teaching. Herdsa Review of Higher Education. Vol. 1. URL: https://www.herdsa.org.au/herdsa-review-higher-education-vol-1/5-22 (дата обращения 02.12.2020).

5. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives. The classification of educational goals. London: Longmans, 1956.

6. Economics Network. Handbook for lecturers and graduate teaching assistants. URL: https://www.econom-icsnetwork.ac.uk/handbook/printable/full_handbook.pdf (дата обращения 21.12.2020).

7. Garrison D. R., & Vaughan N. D. Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines. Creative Education, 2008.

8. Hattie J. Visible learning for teachers: Maximizing impact on learning. Routledge, 2012.

9. Inchainge. The Cool Connection. URL: https://inchainge.com/business-games/tcc/ (дата обращения 21.12.2020).

10. Jansen J. H. Is supply chain finance ready to be applied in small and medium-sized enterprizes? // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 14. C. 135—154.

11. Jansen J. H. A Conceptual Model of Supply Chain Finance for SMEs at Operational Level — An Essay on the Supply Chain Finance Paradigm. Vervoerslogistieke Werkdagen, 2018.

12. Klabbers J. H. The magic circle: Principles of gaming & simulation. Brill Sense, 2009.

13. Kolb D. A. Experiential learning. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1984.

14. Kolb D. A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1984.

15. Krathwohl D. R. A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview // Theory into practice. 2002. Vol. 41, № 4. P. 212—218.

16. Nienhuis T. Hoe online onderwijs kan bijdragen aan de leerprestaties van leerlingen bij algemene economie in het voortgezet onderwijs. Arnhem-Nijmegen: HAN University of Applied Sciences, 2020.

17. Nortvig A. M., Petersen A. K., & Balle S. H. A Literature Review of the Factors Influencing E-Learning and Blended Learning in Relation to Learning Outcome, Student Satisfaction and Engagement // Electronic Journal of E-learning. 2018. Vol. 16, № 1. P. 46—55.

18. OnlineSchools. The History of Online Schooling. URL: https://www.onlineschools.org/visual-academy/ the-history-of-online-schooling/ (дата обращения 23.12.2020).

19. Sadeghi M.A shift from classroom to distance learning: Advantages and limitations // International Journal of Research in English Education. 2019. Т. 4, № 1. P. 80—88.

20. Schroeff van der H. J. Kosten en Kostprijs. Amsterdam: Kosmos, 1964.

21. Sousa D. A. How the gifted brain learns. Corwin Press, 2009.

22. Vazquez J. J., Chiang E. P. Flipping out! A case study on how to flip the principles of economics classroom // International Advances in Economic Research. 2015. Т. 21, № 4. P. 379—390.

23. Wiegel V. Lean in the classroom. Oxon: Routledge, 2020.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Янсен Ян Хендрик — старший преподаватель Университета прикладных наук HAN, Арнем и Неймеген, Нидерланды. jan.jansen@han.nl

Ваганова Анна Сергеевна — старший преподаватель Челябинского государственного университета, Челябинск. Россия, asv@csu.ru

Верещагина Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. vereshchagina48@mail.ru

Калединова Елена Алексеевна — преподаватель Университета прикладных наук HAN, Арнем и Неймеген, Нидерланды. elena.kaledinova@han.nl

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 3 (449). Economic Sciences. Iss. 72. Pp. 265—274.

ORGANISATION OF DISTANCE LEARNING IN AN INTERNATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ONLINE COURSE "SUPPLY CHAIN FINANCE"

J. H. Jansen

HAN University of Applied Sciences, Arnhem and Nijmegen, The Netherlands. jan.jansen@han.nl

A. S. Vaganova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. asv@csu.ru

T. A. Vereshchagina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vereshchagina48@mail.ru

E. A. Kaledinova

HAN University of Applied Sciences, Arnhem and Nijmegen, The Netherlands. elena.kaledinova@han.nl

The article gives a short overview of theories on didactics and distance learning used in the framework of an online course in English given by a lecturer from the Netherlands (HAN) to students of the faculty of Economics of Chelyabinsk State University (CSU) to let students get experience in distance learning in an international educational environment and acquire knowledge on the topic Supply Chain Finance (SCF). The teaching material of the course was represented by lectures recorded by J. Jansen and available online (principlesofsupplychainfinance.nl/scf-course/). Combination of the recorded lectures and online seminars for discussion of home assignments allows students to gain a deeper understanding of the topic SCF. The theories of Biggs, Garrison, Vaughan and Kolb were applied to provide students with the best modern experience of distance learning.

Keywords: distance learning, Supply Chain Finance, flipping the classroom, blended learning, international educational environment.

References

1. Agbanu P. G., Sonyo E., Region V., Ahiase G. G. (2018) The Online Journal of Distance Education and e-Learning, vol. 6, no. 1, pp. 33—44.

2. Argyris C., Schön, D. (1978) Organizational Learning: A theory of action perspective. Massachusetts, Reading.

3. Balaban R. A., Gilleskie D. B., Tran U. (2016) The Journal of Economic Education, vol. 47, no. 4, pp. 269—287.

4. Biggs J. (2014) Herdsa Review of Higher Education, vol. 1, pp. 5—22. Available at: https://www.herdsa.org.au/ herdsa-review-higher-education-vol-1/5-22, accessed 02.12.2020.

5. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. (1956) Taxonomy of Educational Objectives — The classification of educational goals. London: Longmans.

6. Economics Network. Handbook for lecturers and graduate teaching assistants. Available at: https://www.eco-nomicsnetwork.ac.uk/handbook/printable/full_handbook.pdf, accessed 21.12.2020.

7. Garrison D. R., Vaughan N. D. (2008) Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines. Creative Education.

8. Hattie J. (2012) Visible learning for teachers — Maximizing impact on learning. Oxon: Routledge.

9. Inchainge. The Cool Connection. Available at: https://inchainge.com/business-games/tcc/, accessed 21.12.2020.

10. Jansen J. H. (2016) Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Universiteta, no. 14, pp. 135—154.

11. Jansen J. H. (2018) A Conceptual Model of Supply Chain Finance for SMEs at Operational Level — An Essay on the Supply Chain Finance Paradigm. Vervoerslogistieke Werkdagen.

12. Klabbers J. H. (2009) The Magic Circle: Principles of Gaming & Simulation. Rotterdam, Sense.

13. Kolb D. A. (1984) Experiential learning. Englewood Cliffs, Prentice Hall.

14. Kolb D. A. (1984) Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs: Prentice Hall.

15. Krathwohl D. R. (2002) Theory Into Practice, vol. 41, no. 4.

16. Nienhuis T. (2020) Hoe online onderwijs kan bijdragen aan de leerprestaties van leerlingen bij algemene economie in het voortgezet onderwijs. Arnhem-Nijmegen: HAN University of Applied Sciences.

17. Nortvig A. M., Petersen A. K., Balle S. H. (2018) Electronic Journal of E-learning, vol. 16, no. 1, pp. 46—55.

18. OnlineSchools. The History of Online Schooling. Available at: https://www.onlineschools.org/visual-acad-emy/the-history-of-online-schooling/, accessed 23.12.2020.

19. Sadeghi M. (2019) International Journal of Research in English Education.

20. Schroeff van der H.J. (1964) Kosten en Kostprijs. Amsterdam, Kosmos.

21. Sousa D. A. (2006) How the brain learns. Thousand Oaks, Corwin.

22. Vazquez J. J., Chiang E. P. (2015) Flipping Out! A Case Study on How to Flip the Principles. International Atlantic Economic Society.

23. Wiegel V. (2020) Lean in the classroom. Oxon, Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.