Научная статья на тему 'Организация динамической паузы в 1 классе'

Организация динамической паузы в 1 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЫХ ДЕТЕЙ / РЕЛАКСАЦИЯ / CHILDREN''S HOLIDAYS / RELAXATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация динамической паузы в 1 классе»

Литература:

1. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Изменения в социально-

педагогическом портрете выпускника петербургской школы_ //Вопросы

образования. 2011. № 1. С. 99-113

2. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. В 2 томах. Том 2. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Г. Андреева, И. А. Вартанян, Г. А. Куликов, В. О. Самойлов. М: Академия, 2009.

3. Социальная психология труда: теория и практика. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая. М. : Институт психологии РАН, 2010. - 447 с.

Ключевые слова: умственное утомление, учебная нагрузка, диагностика работоспособности, механизмы утомления.

Keywords: mental fatigue, workload, performance diagnostics, mechanisms of fatigue.

УДК. 371.5

Марина Н.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В 1 КЛАССЕ23

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района Санкт-Петербурга

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. В современном мире главной задачей является сохранение здоровья ребёнка.

Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания

23 Marina N.S. Dynamic organization pause in class 1, State Educational Institution secondary school number 579 of the Primorsky district of St. Petersburg, Russia

282

создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц

С началом обучения в школе объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью ребенка сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка в школе и, наоборот, замедляющих активно приспособиться

По рекомендациям СанПина от 19 апреля приказ №25 2010г. рекомендован во всех учреждениях проводить час сна в 1 классах в группах продлённого дня. Условий для проведения часа сна во многих ОУ нет. Поэтому в нашей ОУ одним из мероприятий часа отдыха является проведение динамических пауз во второй половине дня, предполагающих проведение игр, комплексы упражнений на разные группы мышц, физкультминутки. Динамическая пауза в 1-х классах -

одна из форм физического развития, поддержки и сохранения здоровья младших школьников. Мы использовали комплекс релаксационных упражнений на напольных ковриках вместо часа сна. Таким образом, динамические паузы направлены на общее укрепление и оздоровление самочувствия, снятие напряжения, предупреждение общего утомления организма, восстановление эмоционально-положительного состояния. Динамическая пауза-позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Кроме того, дети учатся выполнять определенные правила игры, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, соблюдать гигиенические нормы, приобретают умения и навыки самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику. У детей формируется потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении мер безопасности. По содержанию динамические паузы различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер. Комплексы должны состоять из упражнений, которые не требуют сложной

координации движений и большого пространства, которое можно выполнять в положении «стоя», «сидя», «лёжа». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движение руками и т.п. исходя из общей направленности комплекса, динамические паузы могут быть предназначены для:

- Физический компонент релаксации: •Снятие утомления с плечевого пояса и рук; •Снятие утомления с туловища и ног; •Снятие утомления с кистей рук. •Снятие утомления с глаз.

- Психологический компонент релаксации:

• ^ятие перевозбуждения нервной системы

• Переключение внимания

- Педагогический компонент релаксации:

• Модификация образовательного пространства

• Занимательность общения

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики - так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Ключевые слова: отдых детей, релаксация. Keywords: children's holidays, relaxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.