УДК 947
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.
© Елена Анатольевна Косетченкова
Курский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Курск, Россия, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: Kosetchenko@mail.ru
Организация женского профессионального образования в конце XIX - начале ХХ в. явилась результатом объединения изменяющейся государственной политики и общественно-педагогического движения. Первостепенной основой получаемого образования являлось целенаправленное и перспективное устройство и функционирование женских профессиональных учебных заведений. Поэтому особое место, в этой связи, занимала организация их деятельности: управление, финансирование, материальная база.
Ключевые слова: женское специально-профессиональное образование; управление и финансирование женских учебных заведений.
Характерной чертой современного российского общества является стремительный рост участия женщин в интеллектуальном потенциале экономической, политической и культурной жизни страны. В связи с этим одной из ведущих тенденций модернизации современной образовательной ситуации является усиление внимания к проблеме женского профессионального образования качественно нового уровня. Природа профессиональной деятельности женщин в условиях дифференцированно-творческого, личностно-ориентированного образования требует
переосмысления, анализа теоретических концепций и исторического опыта социализации и профессионализации женщин. Поэтому изучение истории женского профессионального образования под углом зрения новых социально-экономических и профессионально-технических задач приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность.
Начиная с 1893 г. правительство страны стало уделять более серьезное внимание проблемам народного образования. Так, если с 1879 по 1883 гг. по России ежегодно от-
крывалось 950-1000 школ, то с 1884 г. их число достигает 1810-1900 школ в год. В дальнейшем темпы роста существенно возросли - в 1896 г. открыли 2962 школы, а в 1911 г. - 3163. В результате доля неграмотного населения страны уменьшилась с 70,0 % в 1894 г. до 61,2 % в 1911 г. [1], что благоприятно отразилось на развитии профессионального образования, в т. ч. и женского. Кроме того, в условиях становления рыночной экономики изменившийся менталитет человека способствовал формированию совершенно иного взгляда как на общее, так и на специальное образование, а основная масса собственников при поддержке государства и по инициативе местного самоуправления составила организационно-финансовый потенциал, дававший мощный импульс развитию профессионального образования [2].
Следует отметить и то, что правительство сумело профессионально отреагировать на происходящие социально-экономические и культурные изменения в стране путем создания юридической базы для становления и развития профессионального образования. Так, стремясь заложить фундамент стройной системы профессионального образования, И.А. Вышнеградский (крупный русский ученый, один из руководителей Русского технического общества, в 1888-1892 гг. - министр финансов, активный сторонник женского профессионального образования) составил «Общий нормальный план промышленного образования в России», на базе которого были разработаны и утверждены в 1888 г. «Основные положения о промышленных училищах». Этот законодательный акт впервые в России сформулировал принципы организации системы специального образования, определил главные пути подготовки квалифицированных рабочих, ввел профессиональнотехнические учебные заведения в общую систему учреждений народного образования. Появление этого документа знаменовало начало нового этапа в развитии специального женского профессионального образования в России.
Обучение в гимназии было сориентировано на получение девушками профессии учительницы начальной народной школы и учительницы рукоделия. Деятельность женских гимназий определялась рядом нормативных документов, принятых правительством.
В Российской империи были сформированы учебные округа, включавшие несколько губерний (Московский, Киевский, Харьковский и др.). Как правило, учебные округа имели своих попечителей. Правление учебных округов осуществляло контроль за деятельностью всех находящихся в округе учебных заведений. С 1863-1864 гг. Министерство народного просвещения признало необходимым расширить власть попечителей, предоставив им право окончательного решения по многим вопросам, по которым ранее необходимо было обращаться в министерство [3]. Высшее управление Мариинскими гимназиями осуществлял главноуправляющий ведомством учреждений императрицы Марии. Государственными и частными женскими гимназиями ведало Министерство народного просвещения.
Каждая гимназия имела свой штат, состоящий из начальника, главной и классных надзирательниц, осуществлявших общее руководство учебно-воспитательным процессом, а также преподавателей и других служащих.
Педагогический совет являлся главным коллегиальным органом управления. На его заседаниях обсуждались текущие дела, рассматривались проблемы учебной и воспитательной работы. Если в частных учебных заведениях педсовет являлся совещательным органом при начальнике, то в правительственных он обладал самостоятельной властью. По новому Уставу 1864 г. [4] права педагогических советов значительно расширялись (§ 11, 67-73). Педсовет собирался раз в месяц, а в случае необходимости созывалось внеочередное заседание.
Все предлагаемые решения принимались простым большинством голосов. Вместе с тем ряд заключений педагогических советов подлежал утверждению высшего начальства: по выбору учебных руководств и пособий; по определению размера платы за учение; по присвоению званий домашних учителей и учительниц, а также учителей уездных училищ; по новым средствам от казны; по разделению классов на параллели; по составлению сметы специальных средств учебного заведения.
По «Положению о женских училищах Министерства народного просвещения» 1860 г. при гимназиях учреждались попечительские
советы «для ближайшего содействия успешному развитию училища со стороны общества» [5, С. 23]. Формирование попечительских советов происходило с особой тщательностью. Их членами становились представители дворянских и городских сословий. Они состояли из семи лиц - пяти постоянных и двух избираемых членов [6, С. 10].
-Деятельность совета была доступна общественному вниманию, которое, в особенности в лице матерей учениц и вообще образованных женщин, имело возможность знать и следить за тем, как организовано женское учебное заведение, каким путем оно пойдет в учебном, воспитательном и в материальном отношениях. В круг обязанностей попечительного совета входило: избрание должно -стных лиц и учителей, изыскание средств для функционирования учебных заведений и наблюдение за их использованием, надзор за умственным и нравственным состоянием учащихся, за порядком и благоустройством. В конце каждого учебного года совет должен был представлять отчет о своей деятельности попечителю учебного округа и начальнику губернии.
-Проблема финансирования женских учебных заведений являлась одной из самых острых из всех проблем функционирования системы образования. Сфера образования характеризовалась своеобразным финансовым механизмом, который включал в себя совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами просвещения для содействия развитию системы образования. Женские учебные заведения если и финансировались, то по остаточному принципу.
-После обнародования 10 мая 1860 г. Высочайше утвержденного положения о женских училищах 1-го и 2-го разрядов--[7, С. 320] во многих российских городах начались сборы пожертвований на устройство и функционирование женских училищ. В местных губернских газетах печатались соответствующие статьи о важности и необходимости данного мероприятия.
Первыми пожертвователями на устройство гимназий были, в основном, состоятельные люди, князья, чиновники губернских
правлений, дворянство, чиновники казенных палат, градоначальники, потомственные почетные граждане и др. В городах также орга- | низовывались «семейные вечера» (обычно в помещениях Дворянского собрания), сбор от которых также вносился в дело обустройства гимназий. Иногда из собранных денег вносилась плата за одну из беднейших воспитанниц. Избрание стипендиаток обычно предоставлялось попечительному совету.
Общественные учреждения и частные лица пользовались любыми представлявшимися им случаями для того, чтобы делать пожертвования в пользу рассадника женского образования. Так, например, в течение нескольких лет акцизные служащие Курской губернии причитающееся им вознаграждение со штрафов за проступки против акцизного устава вносили в кассу городской женской гимназии [8].
Источниками содержания женских средних учебных заведений были также пособия из ведомства императрицы Марии, плата за учение, пожертвования частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства, как уже отмечалось, были скудны, и основную сумму доходов составляли плата за обучение | и общественные средства (в то время как мужские гимназии содержались правительством).
Данные табл. 1 отчетливо показывают, каково было соотношение государственного и общественного финансирования мужских и женских учебных заведений [9].
Таким образом, на содержание женских гимназий правительство выделяло втрое меньше средств, чем на содержание мужских.
Размер оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям попечительскими советами гимназий. | По постановлению попечительного совета плата за обучение должна была быть по возможности умеренной и необременительной для лиц недостаточного состояния. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб. в год [10].
Таблица 1
Расходы на мужские и женские учебные заведения, %
Статья расходов Учебные заведения
Мужские Женские
Из государственного казначейства 58,1 11,4
Пособия: от дворянства 0,7 0,2
от духовенства 8 5,3
от городских обществ 3,2 6,0
От земств:
губернских 1,2 1,9
уездных 1,5 2,3
От частных лиц: 3,2 7
плата за учение 17,7 41,4
% с капиталов 2,7 9,4
из других источников 3,7 15,1
Плата за обучение вносилась вперед за полгода. В случае ее задержки в течение месяца следовало исключение неуплатившей ученицы из гимназии. Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, поэтому очень многие обращались с прошениями об освобождении от оплаты за учебу в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии (в зависимости от финансового положения данного учебного заведения).
В то же время, не поддерживая многие начинания общественности по содействию женскому образованию, правительство пошло на разграничение функций: открытие, управление и контроль над работой учебных заведений оно пыталось взять в свои руки, а финансирование возложить на плечи общественной и частной инициативы. Получалось, что открывать учебные заведения можно было только в том случае, если общества или отдельные лица обязывались финансировать их [11].
В помощь нуждающимся учащимся при некоторых женских учебных заведениях открывались общества вспомоществования. Так, в Уставе общества вспомоществования при Пинской женской гимназии говорилось: «Цель общества - попечение о недостающих ученицах. Оно может выражаться взносом платы за учение, бесплатной выдачей книг и учебников, снабжением одеждой, пищей и приютом неимущих; снабжением бедных больных учениц медицинскими пособиями под наблюдением врача на дому, а также по-
мещением таких больных на счет общества в больницы и содействие к погребению, назначением в исключительных случаях денежных пособий» [12].
Нужно ли доказывать, что учебные помещения имеют первостепенное значение в деле народного образования? В самом деле, если в училищах мало света и воздуха, если помещения холодные и сырые, то и при самом талантливом составе педагогов успешность обучения сильно затормозится, не говоря уже о вредном влиянии такого рода зданий на здоровье учащихся и педагогов. С другой стороны, учебные помещения характеризуют отношение к делу народного образования. Для помещения ремесленных школ и гимназий обычно нанимали дом, если еще не было собственного здания. То есть большинство женских учебных заведений помещались в арендуемых зданиях, т. к. не всегда хватало средств для постройки собственного. Плата за аренду в начале ХХ в. колебалась от 1000 до 9000 руб. за год [12, с. 71]. Но в дальнейшем, когда гимназии и ремесленные школы уже крепко «стояли на ногах», строились специально предназначенные для них помещения, что говорило о серьезном намерении сделать их действительными и постоянными очагами народного просвещения. В большинстве своем учебные помещения строились из дерева, однако были и каменные, а также смешанные строения. Крыши были железными, соломенными или деревянными. После решения вопроса с помещением члены попечительного совета осматривали изготовленную мебель: скамьи, столы,
классные доски и другие предметы, одобряя (или не одобряя) их к использованию. Как правило, все эти предметы обычно изготавливались в столярной мастерской мужской гимназии.
В 1915 г. была принята программа о размере помещений средних учебных заведений, по которой они должны были иметь: 8 классных комнат, рекреационный зал, гимнастический зал (площадью не менее 40 квадратных саженей), физический класс (площадь - 1 класс), кабинет для приборов (1/3 класса), рисовальный класс, помещение для библиотеки (2/3 класса) [13].
Помимо оказания помощи по обустройству женских учебных заведений, педагогические советы мужских гимназий прибегали к небывалым до того времени в провинциях способам. Речь идет о прочтении целого ряда публичных лекций. Несмотря на то, что плата за весь цикл лекций (обычно читали по 10 лекций) была назначена очень скромная, а именно 5 руб., за посещение одной лекции 1 руб., лекции гимназических преподавателей имели большой материальный успех, т. к. со слушателей обычно выручалось чистой прибыли в пользу женских гимназий более 1000 руб. Да это и не удивительно: во-первых, во многих городах хотели открыть высшие женские школы, но вынуждены были довольствоваться только низшими женскими училищами, т. к. высшие школы были только в столице и крупных городах; во-вторых, во многих провинциях такие лекции были первыми и были прочитаны на интересные и современные темы. Была высказана мысль, что люди науки решили послужить научному развитию женского населения путем науки, т. е. чтения лекций по разным ее отраслям. Подобные лекции сопровождались громами аплодисментов, ни на одной из них не было менее 200-300 человек, а то и больше.
Наряду с этим, многими местными любителями давались по несколько концертов и спектаклей для увеличения средств будущих женских гимназий. В спектаклях и концертах, как правило, участвовал хор любителей. Иногда в числе любителей участвовали некоторые из преподавателей мужских гимназий, дававших впоследствии уроки и в женских гимназиях. В деле накопления капитала для открытия женских гимназий принимали дли-
тельное участие и гимназисты старших классов, также давая спектакли. Вообще спектакли и концерты имели положительный и неизменный успех в материальном отношении для будущих женских гимназий.
Ни одно учебное заведение не может эффективно функционировать без библиотеки. Как правило, библиотеки имели два отдела: фундаментальный (для преподавателей) и ученический. В некоторых учебных заведениях имелись также библиотеки учебных пособий и руководств. Поступающие в библиотеки книги и журналы проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них.
Женские средние учебные заведения были открытыми, т. е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц устраивались пансионы, а также ученические квартиры. Плата в пансионе (общежитии) составляла 150 руб. в год при собственном обеспечении учениц вещами и предметами повседневного обихода. Общежития, как правило, существовали за счет субсидии Министерства народного просвещения, а также благотворительных средств [12, с. 61]. Достаточно подробно в новом Уставе 1864 г. прописаны статьи, посвященные пансионам (§ 79-108). Особенно это касалось определения источников содержания пансионов, обязанностей инспектора, воспитателей, других должностных лиц и самих пансионеров (§ 81-108). Полный комплект воспитанников не должен был превышать 80 человек (§ 87).
В 1890-е гг. появляется новый тип средней школы - восьмиклассные коммерческие училища («Положение о коммерческих учебных заведениях» (15 апреля 1896 г.). Они открывались общественными организациями буржуазного направления или частными лицами. Это были относительно прогрессивные учебные заведения (с преподаванием т. н. «коммерческих» учебных предметов), в которых применялись такие новые методы обучения, как демонстрации, лабораторные занятия, экскурсии. Некоторые коммерческие училища ввели совместное обучение мальчиков и девочек. Мнения Государственного Совета об «Изменении Положения о коммерческих учебных заведениях» (10 июня 1900 г.) положили начало женскому коммерческому образованию, и вскоре были
открыты чисто женские коммерческие училища. Целью женских коммерческих училищ было дать девочкам общее и коммерческое образование. Курс училищ составлял 7 лет и был разделен на 7 классов: 5 общих и 2 специальных.
Находясь в ведении министерства промышленности и торговли, коммерческие училища имели лучшую материальную базу по сравнению с другими средними учебными заведениями России. Однако коммерческие училища являлись платными учебными заведениями и были недоступны широким массам трудящихся.
Заведовал училищем директор, который избирался товариществом и утверждался Министерством промышленности и торговли. Директор был ответственен за учебную и воспитательную часть заведения. Он имел право преподавать, но не более 8 часов в неделю. Ближайшей его помощницей была главная надзирательница, следившая за исполнением установленных в училище правил, за успехами и поведением учениц, заботилась о правильном ходе занятий. В училище, как правило, оборудовалась лаборатория и физический кабинет, музей образцовых товаров. Материальное содержание осуществлялось за счет платы за обучение, а также на средства товарищества преподавателей и пожертвований от учреждений и частных лиц. Плата за обучение составляла 100-160 руб.. она вносилась за полугодие вперед: за 1-е полугодие - не позже 1-го октября, за 2-е -не позже 1-го февраля. Не внесшие плату ученицы выбывали, но по уплате долга могли возобновить обучение. Окончившие курс пользовались правами выпускниц Мариинских гимназий.
При училище существовали также педагогический и хозяйственный комитеты. Последний состоял из двух лиц по выбору товарищества и одного преподавателя по выбору педагогического совета. Хозяйственный комитет принимал плату за обучение и составлял смету необходимых расходов на полгода вперед.
В конце XIX в. женское профессиональное образование в России постепенно начинает занимать довольно устойчивое положение в системе народного образования. Уже в начале ХХ в. в России сформировалась широкая сеть женских начальных, средних и
высших учебных заведений. Их рост получил особое развитие после революции 19051907 гг., когда были сняты ограничения на открытие частных учебных заведений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что управленческая вертикаль женскими учебными заведениями была довольно развита и бюрократизирована. Правительство играло определяющую роль в организации структуры управления женскими профессиональными учебными заведениями. Вся их деятельность была подчинена жесткой регламентации и контролю со стороны органов власти. В зависимости от типа женских профессиональных школ управление ими находилось в ведении различных министерств и ведомств, таких как Министерство народного просвещения, ведомство учреждений императрицы Марии, ведомство Синода, Министерство внутренних дел, Министерство государственных имуществ, Министерство торговли и промышленности, министерство финансов и др.
Женские профессиональные учебные заведения также были поставлены государством в жесткие финансовые рамки. Средств, которые выдавало правительство, было недостаточно для обеспечения полноценной учебно-воспитательной деятельности. Поэтому женские учебные заведения стремились использовать дополнительные способы пополнения бюджета. Наиболее важными из них были плата за обучение и частные пожертвования.
Тем не менее, при наличии ряда недостатков, политика правительства в сфере формирования женской профессиональной школы создала главное, без чего нет и не могло быть прогресса в образовании и культуре - уважение к подлинным знаниям и высокому профессионализму.
1. Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 11 января 1911 г. Вып. 16. Ч. 1. Пг., 1916. С. 27-110.
2. ПСЗ. Собрание второе. Т. 29. № 404-57-40459.
3. Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 годах (с приложениями). Спб., 1865. С. 117.
4. Сборник постановлений по МНП. 1855-1864. Спб., 1865. Т. 3. С. 1040-1076.
5. Положения о народных училищах и женских гимназиях Юго-Западного края и правила о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения. Киев, 1869. С. 23.
6. Сборник справочных сведений по МНП за 1862 год и частью за 1863 и 1864 годы. Спб., 1864. С. 10.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабае-ваМ.Ф. История педагогики. М., 1982. С. 320.
8. Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской гимназии. 1861-1911 гг. Курск, 1911. С. 5.
9. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1999. С. 369.
10. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1856-1880 гг.). Спб., 1901. С. 276.
11. РГИА. Ф. 1001. Оп. 1. Д. 205. Л. 2.
12. Ступакевич М.А. Женское образование в Беларуси (вторая половина XIX века - 1917 год). Гродно, 2006. С. 70.
13. Отчет русского женского кружка в г. Минске за 1908 г. Мн., 1909. С. 9.
Поступила в редакцию 31.03.2011 г.
UDC 947
ORGANIZATION OF WOMEN’S PROFESSIONAL SCHOOLS OF MIDDLE MANAGERS IN THE END OF 19th - BEGINNING OF 20th CENTURIES
Elena Anatolyevna Kosetchenkova, Kursk Branch of Russian State Trade and Economic University, Kursk, Russia, Candidate of History, Associate Professor, e-mail: Kosetchenko@mail.ru
The organization of female professional education in the end of 19th - beginning of 20th centuries was the result of combining the changing public policy and socio-pedagogical movement. Primary basis of obtained education was purposeful and long-term structure and functioning of women’s professional schools. Therefore, special place in this regard was occupied by the organization of their activities: management, finance, material resources.
Key words: women special professional education; management and funding for women’s education.