Научная статья на тему 'Организация деятельности психологической службы МЧС России'

Организация деятельности психологической службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12464
970
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МЧС / ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойгу Юлия Сергеевна

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности психологической службы МЧС России»

УДК 159.9:614.8.084

Организация деятельности психологической службы МЧС России

Ю. С. Шойгу

Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразделения возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорс-ке Сахалинской области. Тогда руководство МЧС России задумалось о необходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус. Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологической службы МЧС России в целом.

Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психологической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объединить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет рабо-

тать по одним и тем же высоким стандартом.

Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России

— всего более 700 человек.

С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна — оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является

Шойгу Юлия Сергеевна

кандидат психологических наук, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.

12 лет назад, когда экстренная психологическая помощь только начала формироваться как область прикладной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстренной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Первые действия психолога в ЧС

— помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все

эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для психологического здоровья окружающих.

В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей.

Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.

В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответ-

ствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью. Такие обследования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.

Второе направление работы — это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Когда это направление работы только начинало развиваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, те, на кого направлена система обучения, не имеют базового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в короткое время освоить специалисту достаточно большой объем специфических для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологической подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком. Второй — что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаимодействия. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Ведущим специалистам психологической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и не-

прерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддерживать необходимые для эффективной работы знания и навыки.

Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психологических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профессиональной деятельности в МЧС России. Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях, поскольку специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.

Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.

Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За последние годы подготовлены нормативные документы по всем направлениям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандарты в области психологической диагностики и подготовки.

Большая работа была направлена на решение задачи по материальнотехническому обеспечению. Проведена и получила практическую реализацию научно-исследовательская работа по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплектами оборудования для комнат психоло-

гической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснащаются специальной формой, которая разработана с учетом специфики деятельности психолога.

Психологи МЧС России активно используют в своей работе и возможности новейших информационных технологий. В 2010 году была разработана автоматизированная информационная система «Психолог», которая позволила превратить рабочий компьютер каждого специалиста психологической службы, подключенный к ведомственной сети, в профессиональный инструмент, который позволяет решать задачи по всем направлениям работы: диагностике, подготовке, коррекции и реабилитации, экстренной психологической помощи. В АИС «Психолог» интегрирована система прогнозирования социально-психологических рисков в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, эта система содержит постоянно обновляющуюся информационную базу, которая отражает все события, которые происходят в психологической службе. Там размещены нормативные и методические документы, профессиональная литература, предусмотрена возможность для дистанционного общения специалистов, как в режиме «он-лайн» так и «офф-лайн».

В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в

образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реализации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современных информационных технологий. Запланирована серьезная методическая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.

Еще одна задача — подготовка специалистов в области психологии экстремальных ситуаций. Это новое и очень востребованное направление деятельности, поэтому на базе МГУ имени М.В. Ломоносова с участием ведущих сотрудников психологической службы МЧС был создан государственный стандарт по специализации «Психология экстремальных и кризисных ситуаций», которая является основой для подготовки специалистов этого профиля. Данная программа активно внедряется и в других вузах России. Эта работа позволяет психологам Министерства не только непосредственно участвовать в подготовке тех людей, которые осознанно еще во время учебы выбирают данную специализацию, и планируют работать в психологической службе МЧС России, но и вести научную работу, основанную на конкретном эмпирическом материале.

Планируется также реализовать большой блок задач в области межведомственного и международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.