Закон и право. 2022. № 8. С. 69-70. Law and legislation. 2022;(8):69-70.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_69 NIION: 1997-0063-8/22-444
EDN: https://elibrary.ru/IWAGUU MOSURED: 77/27-001-2022-8-644
Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах
Роман Геннадьевич Панферов1, Владимир Николаевич Легоцкий2
1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия
2 Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Брянск, Россия
1 romanpanferoff@yandex.ru
2 vladimir02032@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах.
Ключевые слова: массовые беспорядки, общественная безопасность, общественный порядок, сотрудники органов внутренних дел, митинги, общественные отношения.
Для цитирования: Панферов Р.Г., Легоцкий В.Н. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах // Закон и право. 2022. № 8. С. 69—70. https:// doi.org/10.24412/20733313_2022_8_69 EDN: https://elibrary.ru/IWAGUU
Original article
Organization of the activities of the department of internal affairs to ensure law and order in public places
Roman G. Panferov1, Vladimir N. Legotsky2
1 Oryol Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
2 Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of internal affairs of Russia, Bryansk, Russia
1 romanpanferoff@yandex.ru
2 vladimir02032@mail.ru
Abstract. The article deals with the organization of the activities of the department of internal affairs to ensure law and order in public places.
Keywords: mass riots, public safety, public order, police officers, rallies, public relations. For citation: Panferov R.G., Legotsky V.N. Organization of the activities of the department of internal affairs to ensure law and order in public places // Law and legislation. 2022; (8) :69—70. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_69 EDN: https://elibrary.ru/IWAGUU
К числу особенностей массовых мероприятий и факторам, влияющим на организацию охраны общественного порядка при их проведении, следует отнести значительное количество субъектов, участвующих в их подготовке и проведении. В первую очередь, это сами организаторы мероприятия, а также представители различных спортивных, культурных, религиозных и иных организаций и органов. Специальными субъектами выступают компе-
© Панферов Р.Г., Легоцкий В.Н. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 08-2022
тентные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность; это органы внутренних дел, подразделения МЧС, ФСБ и Вооруженных Сил РФ [1, с. 64].
В статье 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закреплено понятие «публичное мероприятие». Под ним понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Россий-
ской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. В данном определении законодатель перечисляет все формы участия граждан в социальной и политической жизни государства.
В целях обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий необходимо, чтобы действия всех компетентных органов носили согласованный характер. В связи с этим можно вести речь о многоуровневой системе субъектов по охране общественного порядка. Представителями федерального уровня являются федеральные органы исполнительной власти, регионального — органы исполнительной власти субъектов РФ, а на местном уровне за правопорядок отвечают органы местного самоуправления [2, с. 158].
В зависимости от вида массового мероприятия задействованный в нем контингент весьма различен. Чаще всего это люди, имеющие общие интересы и общую цель, реализовать которую они и хотят путем митинга, шествия или пикетирования. Однако бывает, что на ограниченной территории в определенный период времени собирается группа индивидов, не объединенная общей целью, но имеющая один объект внимания и схожее эмоциональное состояние.
В указанных ситуациях речь идет о толпе; в науке выделяют четыре вида толпы, имеющие свои подвиды. Важной особенностью толпы является ее способность к быстрому преобразованию, смене модели поведения и доминирующей эмоции. Если не обращать должного внимания на данные превращения, это может привести либо к возникновению массовой паники, в результате чего вероятно большое количество жертв, либо к началу совершения гражданами различных противоправных деяний, что также влечет за собой причинение ущерба личности и собственности. Именно поэтому очень важно заметить преобразование на самом раннем этапе, чтобы попытать-
ся не допустить его, либо, если это невозможно, мобилизовать силы и средства с целью минимизации негативных последствий [3, с. 23].
Большую роль при обеспечении безопасности и правопорядка в период проведения массовых мероприятий играют подразделения органов внутренних дел. От их четкой и слаженной работы, от взаимодействия с другими правоохранительными органами, а также органами государственной власти и местного самоуправления во многом зависят безопасность личности участников, их собственности, а также общественного порядка в целом.
Список источников
1. Артюхов Ю. С. Проведение публичных акций, спортивных и иных массовых мероприятий: задачи обеспечения правопорядка // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 64-70.
2. Виленский В.Л. Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства // Транспортное дело России. 2011. № 8. С. 158—159.
3. Донов Б.Д. Организация работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения политических, спортивных и праздничных мероприятий: Пособие. М., 2007. 99 с.
References
1. Artyukkov Yu.S. Holding public actions, sports and other mass events: tasks of ensuring law and order // Constitutional and Municipal law. 2011. № 6. Pp. 64—70.
2. Vilensky V.L. Classification of mass events as objects of entrepreneurship // Transport business of Russia. 2011. № 8. Pp. 158—159.
3. Donov B.D. Organization of work to ensure public order and security during the preparation and conduct of political, sports and festive events: Manual. M., 2007. 99 p.
Информация об авторах
Панферов Р. Г. — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Легоцкий В.Н. — начальник кафедры огневой, физической и тактико-специальной подготовки
Information about the authors
Panferov R.G. — candidate of law, lecturer of the department of physical training and sports Legotsky V.N. — head of the department of fire, physical and tactical special training
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.
The article was submitted 21.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022