Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / деятельность / милиция / несовершеннолетний / правонарушение / преступление / профилактика / предупреждение / пресечение. / фаъолият / ташкил / милитсия / ноболиѓ / њуќуќвайронкунї / љиноят / профилактика / огоњонї / пешгирї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рустамзода З.Р., Нуриддинзода С.Н.

В статье рассмотрен вопрос, связанный с организацией деятельности милиции в области про-ведения профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Предоставлено мнение авторов относительно участия и целена-правленного объединения усилий государственных органов и общественных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рустамзода З.Р., Нуриддинзода С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MILITIA ACTIVITIES TO PREVENT AND SUPPRESS JUVENILE DELINQUENCY

Дар маќола масъалаи ташкили фаъолияти милитсия дар самти гузаронидани чораби-нињои профилактикї оид ба огоњонї ва пешгирии њуќуќвайронкунињо дар байни нобо-лиѓон мавриди тањлил ќарор дада шудааст. Ба аќидаи муаллифон, барои муборизаи са-маранок љињати пешгирии њуќуќвайронкунии ноболиѓон зарур аст, ки шароити маќсад-ноки якљояшавї ва њамкории байни маќомоти давлатї ва ташкилотњои љамъиятї ба вуљуд оварда шавад.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 351.74/.76

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ТАШКИЛИ ФАЪОЛИЯТИ МИЛИТСИЯ ОИД БА ОГО^ОНЙ ВА ПЕШГИРИИ ^УКУКВАЙРОНКУНЩОИ НОБОЛИГОН

ORGANIZATION OF MILITIA ACTIVITIES TO PREVENT AND SUPPRESS

JUVENILE DELINQUENCY

Рустамзода З.Р. Rustamzoda Z.R. Доцент кафедры административного права и административной деятельности факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан, подполковник милиции дотсенти кафедраи %уцуци маъмури ва фаъолияти маъмурии факултети № 2 Академияи ВКД Цум^урииТоцикистон,

подполковники милитсия Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Faculty No. 2 Academy of the Ministry of

Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, lieutenant colonel of militia

Нуриддинзода С.Н. Nuriddinzoda S.N. Доцент кафедры административного права и административной деятельности факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан, подполковник милиции Дотсенти кафедраи %уцуци маъмури ва фаъолияти маъмурии факултети № 2 Академияи ВКД ЧумуурииТоцикистон, подполковники милитсия Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Faculty No. 2 Academy of the Ministry of

Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Lieutenant colonel of militia

Научная специальность: 12.00.11 - судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность.

Ихтисоси илми: 12.00.11 - фаъолияти судй, фаъолияти прокурорй, фаъолияти химояи хукук ва фаъолияти хифзи хукук.

Scientific specialty: 12.00.11 - judicial activity, prosecutorial activity, human rights and law enforcement activities.

Рецензент: Амрудинзода М.А. - начальник факультета № 6 Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, подполковник милиции.

Такриздщанда: АМРУДИНЗОДА М.А - сардори факултети № 3 Академияи ВКД Чумхурии Точикистон, номзади илмхои хукук.

Reviewer: Amrudinzoda M.A. - Head of the 3rd Faculty of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Candidate of Legal Sciences, lieutenant colonel of militia.

e-mail:

rustamzoda83@mail.ru е-mail:

sufi-1986@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос, связанный с организацией деятельности милиции в области проведения профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Предоставлено мнение авторов относительно участия и целенаправленного объединения усилий государственных органов и общественных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: организация, деятельность, милиция, несовершеннолетний, правонарушение, преступление, профилактика, предупреждение, пресечение.

Аннотатсия: Дар макола масъалаи ташкили фаъолияти милитсия дар самти гузаро-нидани чорабинихои профилактикй оид ба огохонй ва пешгирии хукуквайронкунихо дар байни ноболигон мавриди тахлил карор дада шудааст. Ба акидаи муаллифон, барои муборизаи самаранок чихати пешгирии хукуквайронкунии ноболигон зарур аст, ки шаро-ити максадноки якчояшавй ва хамкории байни макомоти давлатй ва ташкилотхои чамъи-ятй ба вучуд оварда шавад.

Вожа^ои калиди: фаъолият, ташкил, милитсия, ноболиг, хукуквайронкунй, чиноят, профилактика, огохонй, пешгирй.

Annotation: The article deals with the issue related to the organization of the activities of the police in the field of preventive measures to prevent and suppress delinquency among minors. The opinion of the authors regarding the participation and purposeful unification of the efforts of state bodies and public organizations in the prevention of juvenile delinquency is provided.

Key words: organization, activity, militia, minor, offense, crime, prevention, warning, suppression.

В системе правоохранительных органов Республики Таджикистан именно органам внутренних дел (далее - ОВД) отведена особая роль, так как на этот орган возложена основная задача по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В системе же ОВД одно из важнейших направлений деятельности принадлежит службе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи (далее - УППСНМ МВД), приёмник-распределитель несовершеннолетних как специальные структуры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В свою очередь, в самом управлении имеют место быть соответствующее подразделения (отделы), в функцию которых входит организационно-методическое обеспечение деятельности в том числе, участковых инспекторов милиции (далее - УИМ).

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является важным звеном предупреждения преступности в целом, поскольку начало антиобщественного поведения у большинства правонарушителей приходится на подростково-юношеский

возраст. В связи с этим, практическое осуществление мер по предупреждению преступности несовершеннолетних представляет собой задачу первостепенной важности, признанную таковой на общегосударственном уровне. Так, по данным МВД Республики Таджикистан, в первом полугодии 2022 года по республике зарегистрировано 431 (2021 году - 390) фактов преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием. Представителями молодёжи или с их участием было совершено 1944 (2021 -2818) уголовных преступлений [1].

Поэтому в ОВД Республики Таджикистан значительно укреплена правовая основа контрольной деятельности за воспитательным процессом детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

На наш взгляд, основой противоправного поведения несовершеннолетних зачастую является нездоровая нравственная атмосфера в семье, аморальное поведение обоих или одного из родителей, чрезмерное попустительство родителей в отношении детей, а также жестокое, грубое отношение к ним, применение к детям телесных наказаний. В целях нейтрализации этих негативных обстоятельств сотрудники УППСНМ

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

МВД осуществляют контроль за поведением родителей или лиц, их заменяющих, которые на должном уровне не выполняют обязанностей по воспитанию детей и хуже того, своим антиобщественным поведением способствуют совершению несовершеннолетними правонарушений.

Практика показывает, что вышеуказанные нами ситуации подталкивают несовершеннолетних на совершение не только правонарушений, но и преступлений. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, при отсутствии признаков преступления такая категория родителей либо лиц, их заменяющих, привлекается к административной ответственности в соответствии с требованиями ст. 90 Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан (далее - КОАП РТ) (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Причем наказанием для такого вида нарушения варьируется от предупреждения или наложения штрафа в размере от одного до трёх показателей для расчетов, либо привлечением к мерам административного воздействия [2].

Кроме того, в целях повышения ответственности родителей за воспитание и обучение несовершеннолетних, высшим законодательным органом власти в 2011 году был принят Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Целью этого закона является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов самих детей [3].

В деятельности УППСНМ и УИМ принято выделять общую и индивидуальную профилактику правонарушений. Причем общая профилактика играет доминирующую роль в предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Общая профилактика же представляет собой прежде всего выяв-

ление, устранение объективных причин и условий, способствующих правонарушениям, к ней в частности, относятся проведение лекций, бесед, различных выступлений, предоставление отчетов и т.д.

Индивидуальная профилактика подразумевает конкретную предупредительную работу с конкретным несовершеннолетним, поведение которого свидетельствует о реальной возможности его перехода на антиобщественные позиции. Она представляет собой совокупность таких мер, как убеждение и принуждение. Вместе с тем, данный вид профилактики способен позитивно воздействовать не только на личность, но и непосредственно на окружающие ее условия среды. Такое воздействие, в первую очередь, должно быть обеспечено в организационном и тактическом отношении, что позволит организовать индивидуально-профилактическую деятельность в целенаправленную систему. По данному поводу справедливо отмечается, что «Основные элементы системы индивидуальной профилактики состоят из тщательного изучения лиц, ведущих антиобщественный образ жизни; определения конструктивных мер, позволяющих на практике добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия» [4, с. 21].

В связи с вышесказанным, в ходе выполнения своих служебных обязанностей, а также проведения специальных мероприятий (рейдов, проверок и т.п.) на обслуживаемой территории выявляются несовершеннолетние так называемой «группы рисков», в которую входят освобожденные из мест лишения свободы, осужденные условно к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, осужденные, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено, освобожденные от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного либо административного воздействия или акта амнистии, а также совершившие общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, употребляющие спиртные напитки, наркотиче-

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

ские вещества, систематически самовольно уходящие из семьи, злостно уклоняющиеся от учебы, систематически занимающиеся азартными играми или ведущие иной антиобщественный образ жизни. Причем на каждого правонарушителя инспектором должна быть подготовлена развернутая справка. На наш взгляд, эффективное проведение указанных мероприятий представляет возможности по сбору соответствующей оперативной информации для дальнейшего осуществления профилактической и индивидуальной работы с несовершеннолетними.

В силу характера своей оперативно-служебной деятельности, сотрудники службы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи совместно с УИМ проводят с несовершеннолетними регулярные беседы в основном в двух формах:

1. В форме приглашения подростка на профилактическую беседу и в зависимости от обстоятельств совершенного подростком правонарушения перед беседой встречаются с классным руководителем, родителями или лицами, их заменяющими, соседями и выясняет все вопросы, касающиеся образа жизни подростка: поведения, отношения к работе, учебе, общественным поручениям. И только затем приглашают подростка на профилактическую беседу, которую проводят в присутствии родителей или педагога. В ходе беседы должны быть выяснены обстоятельства совершенного правонарушения, установлены связи, отрицательно влияющие на поведение подростка, разъяснена ответственность несовершеннолетнего за совершение правонарушений, с учетом его склонностей и пожеланий оказывается помощь в принятии участия в работе спортивных секций, кружков и т.п.

2. В форме проведения бесед с родителями или лицами, их заменяющими, перед которой выясняется отношение родителей к воспитанию детей, взаимоотношение между самими родителями, родителями с детьми и др. Во время беседы должны быть уточнены такие вопросы, как поведение подростка, сообщается о фактах совершенных им правонарушений, выясняются обстоятельства,

способствовавшие таковым, в том числе, отрицательное влияние ближайшего окружения, ошибки и упущения семейного воспитания, разъясняется ответственность за правонарушения несовершеннолетних. Вместе с родителями намечаются меры по улучшению воспитания подростка, поскольку в соответствии со ст. 5 Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», на родителей возложена задача по созданию материальных, финансовых, духовных и психологических условий правильного обучения и воспитания детей [3]. Следует отметить, что основная ответственность контроля над исполнением настоящего закона возложена на УИМ, и он, как представитель власти на местах обязан профессионально осуществлять свою деятельность.

Наиболее ощутимые результаты сотрудничества УППСНМ МВД, УИМ, сотрудников уголовного розыска могут быть достигнуты в работе со взрослыми лицами, отрицательно влияющими на подростков. Все взрослые лица (куда входят и родители), вовлекающие несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, занятие попрошайничеством, азартные игры, а также использующие детей в других корыстных целях, подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Располагая информацией и соответствующими материалами об отрицательном влиянии этой категории лиц на несовершеннолетних, сотрудники ППСНМ, УИМ, сотрудники уголовного розыска обязаны незамедлительно докладывать руководству ОВД, которые в свою очередь, должны своевременно принимать соответствующие меры, что также соответствует требованиям Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

В работе с подростками, состоящими на профилактическом учете, УППСНМ наиболее тесно взаимодействует с инспекторами уголовного розыска, при этом, немаловажная роль отводится именно инспекторам по делам несовершеннолетних, которые ведут первую часть профилактического дела, а вторую часть (секретную), в которой

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

содержатся сведения о работе по предупреждению правонарушений, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий ведут сотрудники уголовного розыска, Такое положение не умаляет значения совместной работы, а напротив, указывает на необходимость взаимодействия работников специализированных подразделений в профилактике правонарушений подростков. В этом и заключается суть взаимодействия УППСНМ с другими службами ОВД, в обязанности которых входит профилактическая работа по пересечению правонарушений и преступлений также и среди несовершеннолетних.

Наиболее распространенными формами взаимодействия в данном случае являются:

а) постоянный обмен информацией о выявленных лицах и фактах, представляющих взаимный интерес;

б) выбор методов индивидуального воздействия на правонарушителей;

в) разбор и обсуждение конкретных

дел.

Эти формы взаимодействия практикуются для организации работы с подростками, ранее совершавшими преступления, потребляющими наркотики, а также для разобщения групп подростков с антиобщественной направленностью и изобличения взрослых лиц, оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних, ибо по справедливому замечанию А.П. Ипакян и К.С. Геворкян, «взаимодействие является одним из существенных проявлений управления, ибо само управление - обеспечение согласованности совместной деятельности» [5, с. 41]. В соответствии с этим, считаем необходимым подчеркнуть, что эффективная борьба с правонарушениями несовершеннолетних немыслима без целенаправленного объединения усилий государственных органов и общественных организаций. Осознавая уровень опасности правонарушений, совершаемых среди несовершеннолет-

них, в 2020 году был принят Закон Республики Таджикистан «О системе предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», который регулирует общественные отношения, связанные с системой предупреждения и профилактики правонарушений данной категории лиц [6], принято Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Национальной программе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2024 годы» [7].

Особое место в этой борьбе занимают комиссии по правам ребёнка, которые создаются местными исполнительными органами государственной власти и в установленном порядке обеспечивают сотрудничество субъектов системы предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних на конкретной территории.

По справедливому замечанию Т.М. Заниной, «развитое правовое будущее общества зависит исключительно от эффективного проведения мероприятий органами системы профилактики по выведению подростка из преступной среды и привитию законопослушной модели поведения» [8, с. 113].

Поэтому, считаем, что приоритетным направлением деятельности ОВД по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должно стать усиление профилактической работы на ранних стадиях формирования у подростка противоправного поведения, осуществление работы с семьями, находящимися в состоянии кризиса. При этом учет таких семей должен осуществляться на межведомственном уровне, с созданием единого банка данных о таких семьях. Необходима наиболее полная разработка и реализация различных программ поддержки молодежных организаций, программ по развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних.

Использованная литература

1. Пресс-конференция о подведении итогов служебной деятельности Министерства внутренних дел Республики Таджикистан за первое полугодие 2022 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vkd.tj/index.php/ru/informatsiya/novosti-arkhiv/ (дата обращения: 08.08.2022 г.).

2. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31 декабря 2008 г., № 455 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, от 19.05.2009 г. №513, 05.10.2009 г. № 550, Закон Республики Таджикистан от 18 марта 2022 год, № 1861.

3. Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 02 августа 2011 г., № 762 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2011 год, №7-8, ст. 616. 2016 год, № 3, ст.147; 2018 год, № 5, ст. 283; 2019 год, № 4-5, ст.222.

4. Аленичев, П.Н. Действия участкового инспектора милиции на месте происшествия: лекция / П.Н. Аленичев. - М., 1974. - 31 с.

5. Ипакян, А.П. Взаимодействие как управленческая категория / А.П. Ипакян, К.С. Геворкян // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. - М., 1998. - С. 41-43.

6. Закон Республики Таджикистан «О системе предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» от 02 января 2020 г., № 1658 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2020 г. № 1, ст. 5.

7. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Национальной программе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020 -2024 годы» от 30 июля 2020 года, № 431 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adlia.tj/show doc. (дата обращения: 04.09.2022 г.).

8. Занина, Т.М., Бутова, М.В. Актуальные проблемы государственно-правового регулирования предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Т.М. Занина, М.В. Бутова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы X юбилейной Международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) / под общ. ред. А. И. Каплунова. -М., 2019. - С. 113-117.

References

1. Press conference on summing up the performance of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan for the first half of 2022 // [Electronic resource] - Access mode: https://www.vkd.tj/index.php/ru/informatsiya/novosti- arkhiv/ (date of access: 08/08/2022).

2. Code of the Republic of Tajikistan on Administrative Offenses dated December 31, 2008, No. 455 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, dated May 19, 2009 No. 513, October 5, 2009 No. 550, Law of the Republic of Tajikistan dated March 18, 2022, No. 1861.

3. Law of the Republic of Tajikistan "On the responsibility of parents for the education and upbringing of children" dated August 02, 2011, No. 762 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 2011, No. 7-8, art. 616. 2016, No. 3, article 147; 2018, No. 5, Art. 283; 2019, No. 4-5, item 222.

4. Alenichev, P.N. Actions of the district police inspector at the scene: lecture / P.N. Alenichev. - M., 1974. - 31 p.

5. Ipakyan, A.P. Interaction as a managerial category / A.P. Ipakyan, K.S. Gevorkyan // Actual problems of improving the activities of staff units of internal affairs bodies. - M., 1998. - Р. 41-43.

6. Law of the Republic of Tajikistan "On the system for the prevention and prevention of delinquency among minors" dated January 02, 2020, No. 1658 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 2020 No. 1, art. 5.

7. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan "On the National Program for the Prevention of Juvenile Delinquency for 2020-2024" dated July 30, 2020, No. 431 // [Electronic resource] - Access mode: http://adlia.tj/show_doc. (date of access: 04.09.2022).

8. Zanina, T.M., Butova, M.V. Actual problems of state-legal regulation of the prevention of juvenile delinquency / T.M. Zanina, M.V. Butova // Actual problems of administrative and administrative procedural law: materials of the X Anniversary International Scientific and Practical Conference (Sorokin Readings) / ed. ed. A. I. Kaplunova. - M., 2019. - Р. 113-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.