Научная статья на тему 'Организация данных в геомаркетинге'

Организация данных в геомаркетинге Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
325
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДАННЫЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ДАННЫХ / ИССЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / МОДЕЛЬ МИРА / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / INFORMATION / DATA / INTEGRATION OF DATA / THE STUDY OF THE WORLD / A MODEL OF THE WORLD / LOCALIZATION DATA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тымченко Евгения Васильевна

Статья раскрывает интеграцию данных для решения задач геомаркетинга. Интеграция данных в геомаркетинге представляет собой комплексный процесс. Он включает локализацию и интеграцию данных. Показано, что локализация помогает систематизировать информацию и расширяет возможности сопоставления моделей данных. Показаны особенности интеграции и ее основные этапы. Интеграция представлена в виде таких процедур как: выявление, классификация и декомпозиция неоднородной системы или сложной модели; объединение элементов в новую систему; определение правил преобразования исходных данных в интегрированную модель; установление связей между элементами интегрированной модели и т.д. Данные, используемые в геомаркетинге, рассмотрены с учетом трех аспектов: пространственного,временного и тематического. Отмечено,что интеграция данных в геомаркетинге более общее понятие,чем интеграция данных в обычной информационной системе, так как она включает более широкий спектр связей между многомерными данными, определенными в разных шкалах и иметь неоднозначное соответствие. Введено понятие устойчивые данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing data in geomarketing

The article reveals the integration of data to solve problems geomarketing. Data Integration in geomarketing is a complex process. It includes localization and data integration. It is shown that the localization helps organize information and enhances the comparability of data models. The features of integration and its main stages. Integration is presented in procedures: identification, classification and decomposition of heterogeneous systems or complex model; combining elements in a new system; define rules for transforming the source data into the integrated model; the establishment of links between elements of the integrated model etc. The data used in geomarketing, considered from three perspectives: spatial, temporal and thematic. It is noted that data integration in geo-marketing is a more General notion than data integration in a conventional information system,as it includes a broader range of relationshi ps between the multidimensional data that are defined in different scales and to have an ambiguous match. Introduced the concept of stable data.

Текст научной работы на тему «Организация данных в геомаркетинге»

Организация данных в геомаркетинге

Статья раскрывает интеграцию данных для решения задач геомаркетинга. Интеграция данных в геомаркетинге представляет собой комплексный процесс. Он включает локализацию и интеграцию данных. Показано, что локализация помогает систематизировать информацию и расширяет возможности сопоставления моделей данных. Показаны особенности интеграции и ее основные этапы.

Интеграция представлена в виде таких процедур как: выявление, классификация и декомпозиция неоднородной системы или сложной модели; объединение элементов в новую систему; определение правил преобразования исходных данных в интегрированную модель; установление связей между элементами интегрированной модели и т.д.

Данные, используемые в геомаркетинге, рассмотрены с учетом трех аспектов: пространственного,временного и тематического. Отмечено,что интеграция данных в геомаркетинге более общее понятие,чем интеграция данных в обычной информационной системе, так как она включает более широкий спектр связей между многомерными данными, определенными в разных шкалах и иметь неоднозначное соответствие. Введено понятие устойчивые данные.

Ключевые слова: информация, данные, интеграция данных, исследование окружающего мира, модель мира, локализация данных

E. V. Tymchenko

Organizing data in geomarketing

The article reveals the integration of data to solve problems geomarketing. Data Integration in geomarketing is a complex process. It includes localization and data integration. It is shown that the localization helps organize information and enhances the comparability of data models. The features of integration and its main stages.

Integration is presented in procedures: identification, classification and decomposition of heterogeneous systems or complex model; combining elements in a new system; define rules for transforming the source data into the integrated model; the establishment of links between elements of the integrated model etc.

The data used in geomarketing, considered from three perspectives: spatial, temporal and thematic. It is noted that data integration in geo-marketing is a more General notion than data integration in a conventional information system,as it includes a broader range of relationshi ps between the multidimensional data that are defined in different scales and to have an ambiguous match. Introduced the concept of stable data.

Keywords: information, data, integration of data, the study of the world, a model of the wor1d,1oca1ization data

Введение

рганизацией данных [1, 2] называется процедура сведения разнородных данных и моделей в единую непротиворечивую информационную модель, которую в дальнейшем можно будет эффективно применять в различных технологиях анализа и управления. С технической стороны данные для их обработки хранятся в базах данных, то результатом организации данных является создание не любой информационной модели, а такой, которая бы позволила организовать их хранение в базе дан-

■ых [3].

Организация данных подразумевает уменьшение избыточности и систематизацию [4]. Уменьшение множества данных о реальных объектах достигается применением моделей, сохраняющих основные свойства объектов исследования и не содержащих второстепенных свойств. Поэтому первым этапом организации данных является обоснование выбора информационной основы [5].

В процессе организации данных все мноср-образие входной информации об объектах, их характеристиках, о формах и связях между объектами, различные описательные сведения

- ПреобраЗуЮтСя в наШрьРиадШеи'. В связанной совокупности эти модели образуют единую информационную модель, хранимую в базе данных.

С позиций философии информации организация данных является шагом к созданию картины мира [6] или модели мира [7] в сознании или в когнитивной области человека. Организация данных создает информационный ресурс, а при правильной постановке задачи может создаваться системный информационный ресурс [8] обладающий синергетическими свойствами [9].

Основная часть

Геомаркетинг [10], для которого необходима специальная организация данных, представляет собой интегрированную технологию объединяющую ряд информационных технологий и методов геоинформатики. Следует отметить, что как технология геомаркетинг применяется шире обычного маркетинга, поскольку позволяет решать задачи пространственного размещения и пространственного анализа. Примером может служить применение геомаркетинга в образовании [11]. Одной из особенностей геомаркетинга является локализация данных и использование на этой основе пространственных отношений [12]. Другим важным этапом организации данных в геомаркетинге является их интеграция. Локализация данных

Пространственной локализацией в геомаркетинге данных называют процесс соотнесения разных видов информации - к координированным точкам местности; конкретной территории; географическому месту; объекту, определенному в системе земной поверхности.

Следует отметить наличие близкого понятия в экономической географии - "локалитет"[13]. Локалитетом называют «комплексную ячейку геопространства» [13], включающую три обязательных элемента: местность как ресурсную основу и среду обитания; населенный пункт, как место концентрации населения; технокомплекс, как способ извлечения транспортировки и переработки природных ресурсов".

При этом границы локалитетов не всегда создают сплошную структуру. Между ними находятся зоны разрывов, величина которых определяется уровнем освоения территории. В отличие от этого в геоинформатике и геомаркетинге локализация не зависит от уровня освоения территории. Он охватывает без разрывов весь земной шар, что позволяет осуществлять систематизацию данных, как в локальном, так и в глобальном масштабах.

Таким образом, понятие локалитета в экономической географии определяет некую территориальную единицу, связанную условиями освоения данной территории. Локализация в геомаркетинге означает процесс привязки данных к системе координат безотносительно к освоению данного участка местности. Такой подход

более целесообразен, поскольку не освоенная в настоящее время территория может быть освоена в будущем и наоборот, освоенная может придти в состояние деградации.

Большинство экономических данных - локализованы, т.е. связаны с различными пространственными объектами, между которыми существует множество связей, включая и пространственные. Локализация может быть атрибутивной (классификационной) или позиционной. Локализация данных осуществляет две функции: систематизацию и привязку. Синер-гетический эффект этих процедур заключается в объединении всех данных в единую систему данных и возможность на этой основе проводить новые виды анализа, которые в обычном маркетинге невозможны.

Атрибутивной [14] называется локализация, осуществляемая на основе набора классификаторов. Примером такого подхода могут служить классификаторы применяемые в статистике. Для такой локализации нужна предварительная классификация объектов. Такая локализация является грубой, поскольку одинаково локализует разные объекты, имеющие один классификационный код. Она ограничена рамками классификаций статистики.

Позиционной называется локализация, осуществляемая на основе привязки точек объекта к земной поверхности в выбранной системе координат. Примером может служить привязка объектов к точкам земной поверхности с помощью географических координат. Позиционная локализация является более точной чем классификационная. Она косвенным образом связывает разные объекты (объекты разных классов и характеристик) относящиеся к данному региональному образованию. Это позволяет проводить более широкий комплексный анализ и обработку данных и как следствие получать более полную картину социально-экономических явлений.

Позиционированием называют процесс привязки точек объекта к системе координат. Примером позиционирования может служить построение чертежей объектов в выбранной декартовой системе координат или картографическое отображение пространственных объектов на картах или планах с использованием географических координат.

Локализация экономических показателей может быть взаимно - однозначной и обобщенной. Однозначной локализации соответствует связь в теории построения моделей данных "один к одному". Например, каждый субъект федерации имеет свою площадь и количество населения. Обобщенной локализации соответствует связь "один ко многим". Например, средняя плотность населения в субъекте федерации, в то время как по его районам она различается. Локализация применяется для различных типов

рбъектовРтооЯечнйх^узЯ^ (сете-

вых), площадных (ареальных) объектов.

Локализация данных процесс несложный, который может освоить практически любой ¡пользователь. Однако процессу локализации должен предшествовать процесс выбора картографической основы, который может выполнить только специалист в области геоинформатики или картографии.

Следует напомнить, что тематическая информация в геомаркетинге может представляться с помощью тематических карт. Карта является плоской проекцией криволинейной поверхности з|мли. Все карты содержат различные виды искажений в зависимости от типа проекций. Поэтому для выбора картографической проекции необходим анализ задач, которые необходимо решать в геомаркетинге. Кроме того, для различных участков земной поверхности предпочтительнее те или иные проекции. Это, а также ряд дополнительных факторов необходимо принимать во внимание, что может сделать только специалист. Поэтому создание картографической основы должно осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, либо она должна быть приобретена в организации соответствующего профиля.

Геоинформационные системы и технологии [15] ( в отличии от технологий САПР) ориентированы на работы с картографическими про-е^циями и пространственно -локализованными данными, поэтому они являются основой геомаркетинговых систем.

Таким образом, локализация выполняет две важные функции в геомаркетинге: пространственную и систематизирующую. Пространственная функция заключается в привязке данных к координатам земной поверхности. Систематизирующая заключается в упорядочении всех данных, имеющих разные форматы и размерности или шкалы измерений, и организации связи между данными, принадлежащими одному территориальному объекту. Можно сказать, что этим создается вертикальная связь между параметрами разных шкал измерений или данными одного пространственного объекта.

Интеграция данных в геомаркетинге

Необходимо отметить, что в реальном мире совокупность изучаемых и исследуемых параметров данных и моделей данных образует систему [8, 16]. Это обусловлено тем, что эта информационная совокупность отображают реальные объекты и явления земной поверхности, которые расположены не произвольно, а организовано в виде системы объектов. Можно говорить, что информация об объектах и явлениях земной поверхности образует некую систему. Отдельные модели или данные являются элементами Йгакой системы.

Интеграцией в системе называют восстановление и (или) повышение качественного уров-

ня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы, с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования [17].

Интегрированная модель не является просто суммой информационных частей ее образующих. Она, как правило, имеет меньший объем физической памяти при сохранении информационной емкости по сравнению с информационными моделями, ее составляющими, хотя включает данные о связях и дополнительную служебную информацию.

В общем виде большинство моделей можно отнести к интегрированным. Обычно говорят о степени интеграции, однако наиболее важным параметром являет критерий или аспект интеграции. Он служит основой объединения данных в интегрированную модель. В результате интеграции данных строится модель, обладающая каким либо важным свойством или, говоря языком синергетики, имеющая синергетический эффект. В таблице 1 приведены примеры интеграции.

Интегрированная модель является развитием информационной модели. Она более сложная, но по этой причине не только описывает информационные свойства объекта, но позволяет проводить эффективную обработку данных, относящихся к исследуемому объекту.

В этом преимущество интегрированной модели, именно поэтому она применяется в информационном управлении [18], которое требует многоаспектного анализа ситуаций управления. Упрощенно интеграцию можно представить в виде следующих процедур:

• Выявление элементов неоднородной системы моделей или сложной модели объекта;

• Классификацию элементов неоднородной системы или сложной модели;

• Декомпозицию неоднородной системы или сложной модели, выделение базовых моделей (элементов);

• Выбор или создание интегрированной информационной основы, включающей все элементы;

• Объединение элементов в новую (интегрированную) систему или модель с исключением информационной избыточности;

• Определение правил преобразования исходных данных в интегрированную модель;

• Преобразование исходных данных системы или сложной модели в в новую форму, в соответствии с требованиями интегрированной модели;

• Установление связей между элементами интегрированной модели.

Следовательно, прежде чем осуществить интеграцию, необходимо выделить основные

Таблица 1

Интеграция моделей и эффекты интеграции

Критерий интеграции Модели или задачи Эффект

Ресурс подразделения или предприятия Задача оптимального использования ресурсов Оптимизация производственного процесса. Получение максимальной прибыли

Объект доставки, поставщики, потребители Транспортная задача, задача о назначениях, задача коммивояжера Оптимизация доставки от поставщика потребителю

Логистические критерии Логистические задачи Оптимизация доставки от поставщика потребителю

Статистические потоки Задача массового обслуживания Оптимизация обслуживания в очередях

Структуризация процессов принятия решений Дерево решений Оптимизация поддержки принятия решений

Характеристики предприятия Автоматизированная система управления предприятием Оптимизация управления предприятием. Получение максимальной прибыли

РХарактеристики предприятия Автоматизированная система управления предприятием Оптимизация управления предприятием. Получение максимальной прибыли

Отраслевые характеристики Отраслевая автоматизированная система управления Оптимизация управления отраслью

Межотраслевые связи Модель межотраслевого баланса Оптимизация межотраслевого управления

Структуры данных Структурированные модели данных Оптимизация построения, хранения и применения моделей данных

Функции обработки данных Алгоритм обработки Оптимизация обработки. Повышение качества и надежности обработки. Оптимизация процессов обработки информации.

Топология Графы Оптимизация исследования структур. Замена вычислительных процедур графическим анализом.

Хранение данных Файлы Оптимизация хранения данных. Оптимальное использование ресурсов хранения

Хранение и обновление данных Базы данных Оптимизация хранения, обновления и запросов к данным.

Хранение, обновление и принятие решений Интеллектуальные системы. Оптимизация использования, актуализации ресурсов и получения новых знаний

Хранение, обновление и принятие решений Интеллектуальные системы. Оптимизация использования, актуализации ресурсов и получения новых знаний

Глобальные коммуникации и обмен информацией Глобальные сети (Интернет) Оптимальное использование мировых информационных ресурсов

Временные характеристики Временные ряды. Дисконтные модели. Анализ временных рядов. Дисконтирование. Прогнозирование. Актуализация ресурсов.

Стационарные и нестационарные социально-экономические процессы Динамические и стационарные модели. Синергетические модели развития. Паутинообразная модель Нахождение устойчивых точек развития производства в условиях рынка. Выявление точек кардинального изменения (бифуркации). Поиск синергетического эффекта в производстве.

Параметры "свой-чужой" Модели информационной безопасности Оптимальная защита ресурсов. Снижение экономических рисков.

Формы представления моделей данных Комплексная модель представления данных. Интегрированные технологии электронного офиса Оптимизация решения задач на основе комплексной обработки. Возможность изменения или обработки комплексной модели на основе обработки одной из ее форм.

Характеристики территориального образования Информационная модель региона. Единое информационное пространство региона Оптимальное использование ресурсов региона. Оптимальное управление региональным хозяйством. Сбалансированное развитие региона

Локализация данных Пространственная модель объектов. Модель пространственных связей между объектами в глобальном и локальном масштабах. Систематизация информации. Обобщенная обработка социально экономических показателей объектов: локальный, региональный, глобальный - в любой комбинации

Геоинформационная организация данных в распределенной системе. Комплексная модель, включающая формы представления данных: аналитическую, табличную, графовую, графическую, цифровую, картографическую. Комплексная модель включающая временные, социально-экономические и локализованные характеристики объектов. Решение всех задач отмеченных выше. Обобщенный анализ в локальном и глобальном масштабах. Применение картографической и цифровой формы для поддержки принятия решений.

группы данных (кластеризовать) и выбрать среди них те, которые могут послужить основой для объединения (интеграции) всех остальных. При интеграции данных или технологий всег-иа существует некая основа интеграции [19]. Данные, используемые в геомаркетинге, необходимо рассматривать с учетом трех аспектов: пространственного, временного и тематического [20]. Пространственный аспект связан с определением местоположения, временной - с изменениями объекта или процесса с течением времени, в частности от одного временного среза до другого. Тематический аспект обусловлен выделением одних признаков объекта и исключением из рассмотрения других.

Данные, которые выбирают для интеграции, должны быть наиболее устойчивыми или наименее изменяющимися. Временные данные по определению изменяющиеся и поэтому не могут служить основой интеграции. Тематические данные также могут меняться, могут исчезать или появляться в новых видах, поэтому и они не могут служить основой интеграции.

Пространственные данные - наиболее устойчивые и наименее меняющиеся, поэтому в этой группе следует искать основу для интеграции. Среди пространственных данных наиболее устойчивыми (наименее изменчивыми) являются пространственные координаты. Именно они являются основой для объединения различных данных, т.е. основой для интеграции.

Следует отметить, что интеграция данных в геомаркетинге более общее понятие, чем интеграция данных в обычной информационной системе, например в БД. Это обусловлено тем, чтйа интеграция данных в геоинформатике включает более широкий спектр связей между данными, которые могут быть многомерными, определены в разных шкалах и иметь неоднозначное соответствие. Таким образом, если локализация по существу создает совокупность данных с вертикальными связями, то интеграция создает систему унифицированных данных с вертикальными и горизонтальными связями. Именно системность организации данных на основе интеграции обеспечивает эффективность анализа и обработки данных в геомаркетинге и превращает их в системный информационный ресурс.

Заключение Организация данных в геомаркетинге создает набор информационных ресурсов. применяемых, в маркетинге, менеджменте и региональном управлении. Процедура организации данных включает локализацию, то есть привязку любой тематической информации к точкам земной поверхности в пространственной системе координат. Эта процедура обеспечивает возможность сравнения информации, находящейся в разных географических точках. Организация данных в геомаркетинге может приводить к созданию системных информационных ресурсов, позволяющих решать более широкий круг задач, чем в обычном маркетинге.

10. 11

12

13

14

15

16

17

18 19

20.

ЛИТЕРАТУРА

Кудж С. А. Организация геоданных // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014. № 1 (2). С. 106-112.

Майоров А.А. Новые системы хранения пространственной информации // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 25-31.

Цветков В.Я. Проектирование структур данных и базы данных. М.: МГУГиК, 1997. 90 с.

Хайлов К. М. Системы и систематизация в биологии // Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль. 1970. С. 56-123.

Цветков В.Я. Создание интегрированной информационной основы ГИС // Геодезия и аэрофотосъемка. 2000. № 4. С.150-154. Tsvetkov V. Уа. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. 2014. 31 (2). Р. 211-215. Тупик Н. В. Модель мира человека как элемент системы управления // Когнитивный анализ и управление развитием ситуации (CASC'2001). Материалы 1-й Международной конференции. М.: ИПУ РАН, 2001, Т.3, С.163-168. Savinykh V. P., Tsvetkov V. Ya. Geodata As a Systemic Information Resource // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84. no. 5, pp. 365-368.

Бахарева Н.А. Синергетика пространственной информации / Материалы Международного научно-образовательного Славянского форума 12-19 мая 2014 г. ИХНИИТ Св.Влас, Болгария. М.:ИИУ МГОУ С. 25-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цветков В.Я. Задачи геомаркетинга // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2000. № 5. С. 146-154. Савиных В.П., Цветков В.Я. Маркетинг образовательных услуг // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2007. № 4. С. 169-176.

Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 3. С. 87-89. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию. М.: ВЛАДОС, ИМПЭ, 2001. 272 с.

Тупик Н.В. Атрибутивный подход к информации. Формирование континуума // Мониторинг. Наука и технологии. 2012. № 4. С. 50-58

Цветков В.Я. Применение геоинформационных технологий для поддержки принятия решений // Геодезия и аэрофотосъемка. 2001. № 4. С. 128-138.

Тупик Н.В. Модель мира индивидуума. Учебное пособие. Саратов, IPRbooks, 2012. 162 c.

Соловьёв И.В. Проблемы исследования сложной организационно-технической системы // Вестник МГТУ МИРЭА. 2013. №1 (1). С. 20-40.

Цветков В.Я. Информационное управление. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2012. 201 с. Антипин К. В. и др. Оперативная интеграция данных на основе XML: системная архитектура BizQuery // Труды Института системного программирования РАН. 2004. Т. 5.

Майоров А.А., Соловьев И.В., Шкуров Ф.В., Дубов С.С. О многоуровневой архитектурной концепции информационного! хранилища пространственных или картографо-геодезических данных // Известия высших учебных заведений. Геодезия! Ёшшфошсъшка. 2012> № 6. С. 76-79.

8

9

REFERENCES

1. Kudzh S. A. Organization geodata. Vestnik MGTUMIREA, 2014, no. 1 (2), pp. 106-112 (in Russian).

2. Maiorov A.A. New system of storage of spatial information. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp. 25-31 (in Russian).

3. Tsvetkov V.Ia. Proektirovanie struktur dannykh i bazy dannykh [Design data structures and databases]. Moscow, MGUGiK Publ., 1997. 90 p.

4. Khailov K. M. Sistemy i sistematizatsiia v biologii // Problemy metodologii sistemnykh issledovanii [System and systematization in biology // problems of methodology of system research]. Moscow, Mysl' Publ.. 1970. p. 56-123.

5. Tsvetkov V.Ia. Creation of an integrated information base GIS. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2000, no. 4, pp.150-154 (in Russian).

6. Tsvetkov V. Ya. Worldview Model as the Result of Education. World Applied Sciences Journal, 2014, no. 31 (2), pp. 211-215.

7. Tupik N. V. Model' mira cheloveka kak element sistemy upravleniia // Kognitivnyi analiz i upravlenie razvitiem situatsii (CASC'2001). Materialy 1-i Mezhdunarodnoi konferentsii [Century Model of the human world as an element management system // Cognitive analysis and development management situation (CASC2001). The proceedings of the 1st International conference]. Moscow, IPU RAN Publ., 2001, V.3, pp.163-168.

8. Savinykh V. P., Tsvetkov V. Ya. Geodata As a Systemic Information Resource. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2014, Vol. 84, no. 5, pp. 365-368 (in Russian).

9. Bakhareva N.A. Sinergetika prostranstvennoi informatsii / Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatelnogo Slavianskogo foruma 12-19 maia 2014 g. IKhNIIT Sv.Vlas, Bolgariia [Synergetics spatial information / Materials of International scientific-educational Slavic forum 12-19 may 2014 St., BURGAS.Vlas, Bulgaria]. Moscow, IIU MGOU Publ,. pp. 25-32.

10. Tsvetkov V.Ia. Objectives of geomarketing. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2000, no. 5, pp. 146-154 (in Russian).

11. Savinykh V.P., Tsvetkov V.Ia. Marketing of educational services. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2007, no. 4, pp. 169-176 (in Russian).

12. Maiorov A.A., Tsvetkov V.Ia. Georeference as the use of spatial relations in Geoinformatics. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2012, no. 3, pp. 87-89 (in Russian).

13. Skopin A.Iu. Vvedenie v ekonomicheskuiugeografiiu [Introduction to economic geography]. Moscow, VLADOS Publ., 2001. 272 p.

14. Tupik N.V. Attribute-centric approach to information. The formation of the continuum. Monitoring. Nauka i tekhnologii -Monitoring. Science and technology, 2012, no. 4, pp. 50-58 (in Russian).

15. Tsvetkov V.Ia. Application of GIS technologies for decision support. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2001, no. 4, pp. 128-138 (in Russian).

16. Tupik N.V. Model'mira individuuma. Uchebnoeposobie [The model of the world of the individual. The tutorial]. Saratov, IPRbooks Publ., 2012. 162 p.

17. Solov'ev I.V. Problems of the study of complex organizational and technical systems. Vestnik MGTU MIREA, 2013, no. 1 (1), pp. 20-40 (in Russian).

18. Tsvetkov V.Ia. Information management. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2012. 201 p.

19. Antipin K. V i dr. Operativnaia integratsiia dannykh na osnove XML: sistemnaia arkhitektura BizQuery // Trudy Instituta sistemnogo programmirovaniia RAN [Operational data integration based on XML: system architecture BizQuery // Proceedings of the Institute for system programming of the Russian Academy of Sciences]. 2004. V. 5.

20. Maiorov A.A., Solov'ev I.V., Shkurov F.V., Dubov S.S. On the layered architecture concept of information store spatial and cartographic-geodetic data. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2012. no. 6, pp. 76-79 (in Russian).

Информация об авторе

Тымченко Евгения Васильевна

(Россия, Москва) Аспирант

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: KJ-Luna@yandex.ru

Information about the author

Tymchenko Evgeniia Vasil'evna

(Russia, Moscow) Postgraduate student Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation E-mail: KJ-Luna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.