Научная статья на тему 'Организация богословского образования современных российских евангельских христиан-баптистов'

Организация богословского образования современных российских евангельских христиан-баптистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация богословского образования современных российских евангельских христиан-баптистов»

О. А. Бокова

ОРГАНИЗАЦИЯ БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

С конца 1980-х гг. на территории бывшего Советского Союза стали открываться богословские учебные заведения евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Создание собственной системы богословского образования было давней мечтой отечественных евангельских христиан-баптистов, реализовать которую в Советском Союзе они не могли. В настоящее время можно назвать несколько крупных богословских учебных заведений, функционирующих на территории России, Украины и других бывших республик СССР, в которых имеют возможность обучаться евангельские христиане-баптисты. Среди них: Московская богословская семинария ЕХБ, Санкт-Петербургский христианский университет, Одесская богословская семинария, Санкт-Петербургская евангелическая богословская академия и другие. В сложном деле создания системы богословского образования российские евангельские христиане-баптисты взаимодействуют с зарубежными коллегами и другими протестантскими деноминациями на территории бывшего СССР.

Начальный этап возникновения богословских учебных заведений носил сумбурный характер. Проректор Московской богословской семинарии ЕХБ Г. А. Савин описывает его так: «После бума учреждения бесконечного количества разноплановых семинарий, университетов, институтов, школ и курсов оказалось, что большинство учебных заведений были порождены исключительно амбициями региональных служителей. У этих школ не было ни полноценных учебных планов, ни видения будущего, ни педагогических коллективов, представляющих собой слаженный организм. Они создавались, чтобы просто быть, чтобы «как у всех, как у людей»*. Значительную роль в появлении и развитии богословских учебных заведений играли зарубежные миссии и школы. Первый ректор МБС ЕХБ А. П. Козынко отмечает, что опыт, полученный им во время посещения американских баптистских учебных заведений, а также его личный опыт обучения в одной из европейских баптистских семинарий оказался

1 Савин Г. А. Духовное образование в России ищет свой путь // Путь Богопознания. — 2006. Вып. 12. — С. 6, 7.

226

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 3

полезным при составлении программы МБС2. В работе первой приемной комиссии МБС участвовали американские доктора богословия, немало иностранцев было среди преподавателей. В 1990 г. миссионерское общество «Логос» организовало библейскую школу в деревне Родники, недалеко от города Белореченска Краснодарского края, в которую приезжали преподаватели из западных стран на одну или несколько недель3. Эта школа впоследствии стала Санкт-Петербургским христианским университетом, отметившим в 2010 г. свое 20-летие.

Со второй половины 1990-х гг. значительную роль в жизни богословских учебных заведений ЕХБ на территории бывшего Советского Союза играет Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация евангельских учебных заведений (ЕААА). Эта Ассоциация является восьмым региональным участником Международного Совета по евангельскому богословскому образованию (ICETE, International Council for Evangelical Theological Education), который в свою очередь входит в WEF (World Evangelical Fellowship). Идея координации усилий в области духовного образования и выработки стратегии его развития возникла и была озвучена в начале 1993 г. на конференции богословских учебных заведений бывшего СССР «Богословское образование-1», которую проводила миссия «Духовное Возрождение» 4. Инициатива в создании организации, которая бы осуществляла такую координацию, принадлежала преимущественно евангельским христианам-баптистам. В октябре 1993 г. на конференции «Богословское образование в братстве ЕХБ», которая была организована Евро-Азиатской федерацией Союзов ЕХБ и проходила в Москве, было принято решение «учитывая европейский и американский опыт, создать единую систему аккредитации богословских учебных заведений с намерением в дальнейшем войти в европейскую систему аккредитации»5. На этой конференции была избрана комиссия, в задачи которой входила разработка Устава и других документов будущей Ассоциации6. В феврале 1994 г. на 45-м съезде Евро-Азиатской Федерации Союзов ЕХБ был рассмотрен первый вариант документов. На этом съезде 7 богословских школ с очными программами приняли решение о начале создания ЕААА7. Это были Санкт-Петербургский христианский университет, Одесская богословская семинария, Донецкий колледж «Свет Евангелия» (ныне Донецкий христианский университет), Киевская духовно-просветительская семинария (ныне Ирпенская библейская семинария), Заочный библейский институт, Ташкентская духовная семинария и Московская богословская семинария. Эти учебные заведения были баптистскими, за исключением межденоминационного на тот момент СПХУ, по три учебных заведения представляли верующих России и Украины, одно — евангельских христиан-баптистов Средней Азии8. Руководители этих школ составили новый

2 Козынко А. П. Становление богословского образования как осуществление духовных чаяний евангельского братства // Путь Богопознания. — 1996. Вып. 1. — С. 10,12.

3 Пеннер П. Евангельское теологическое образование в течение последних 10 лет // Хронограф. 1997. № 1.— С. 124.

4 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации / Ред. С. В. Санников. Одесса, 2000. — С. 16.

5 Конференция «Богословское образование» // Христианское Слово. — 1993. № 11 (56). — С. 7.

6 Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация богословских учебных заведений (ЕААА) // Богомыслие. — 1995. № 4. — С. 271.

7 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 2000. — С. 17.

8 См.: Богословские учебные заведения в странах СНГ и Балтии. Справочник. — М.: Ассоциация «Духовное возрождение». 1999. — С. 57, 61, 81,90, 93, 104, 107.

комитет, который должен был продолжить работу по созданию ассоциации. Однако этот комитет не оправдал ожиданий, и казалось, что идея ассоциации обречена на провал. Но в октябре 1996 г. под Киевом вновь при поддержке миссии «Духовное возрождение» состоялась конференция «Богословское образование-2», на которой утвердили новый подготовительный комитет, ответственный за разработку основ ассоциации. Для поддержки связи с церквями в качестве постоянного консультанта от церквей в работе участвовал Исполнительный секретарь Евро-Азиатской федерации Союзов ЕХБ Юрий Апатов, постоянно поддерживалась связь с генеральным секретарем ICETE Роджером Кемпом.

Согласно первому варианту документов, определяющих деятельность ЕААА, необходимость ее создания была «продиктована стремлением повысить академический, прикладной и духовный уровень учебных заведений евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и привести его в соответствие с международными аккредитационными стандартами» 9. При этом ЕААА мыслилась как добровольное объединение протестантских учебных заведений на территории бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Что касается вероучения ЕААА, то в первоначальном варианте ее документов указывалось, что «школы, входящие в ЕААА должны исповедовать евангельско-баптистские принципы и подписать (в лице их первого руководителя) Чикагское исповедание веры, утверждающее непогрешимость Библии, как Слова Божьего»10. При этом за каждой школой оставлялось право иметь собственную догматику.

Официально ЕААА была учреждена в октябре 1997 г. на конференции «Богословское образование-3», тогда же были приняты стандарты для аккредитации очных программ11. На конференции «Богословское образование-4» в 1999 г. были одобрены стандарты для очно-заочных программ, статус полной аккредитации получили некоторые программы трех учебных заведений (Санкт-Петербургского христианского университета, Донецкого христианского университета, Одесской богословской семинарии), было объявлено о принятии ЕААА в ICETE12.

С возникновением первых богословских школ на постсоветском пространстве в 1990-х гг. и с первыми попытками наладить сотрудничество между ними возник вопрос о форме взаимодействия. В качестве эффективной модели развития богословского образования была одобрена модель аккредитации, поскольку, по мнению создателей ЕААА, она имела ряд очевидных преимуществ13.

Были отвергнуты несколько возможных способов получения аккредитации. Государственная аккредитация, по мнению основателей ЕААА, сделала бы неизбежным диктат государства в отношении духовных образовательных учреждений. При этом духовные критерии и вероучительные принципы школы были бы проигнорированы государственными аккредитационными комиссиями. Вследствие этого был сделан вывод, что «государственная аккредитация в условиях нашей культуры, как бы ни

9 Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация богословских учебных заведений (ЕААА) // Бо-гомыслие. — 1995. № 4. — С. 271.

10 Там же. — С. 272,273.

11 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 2000. — С. 18.

12 Там же. — С. 19, 20.

13 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации / Ред. С. В. Санников. 3-е изд. — Одесса, 2004. — С. 6-8.

оправдывать ее евангелизационными или иными утилитарными доводами, неприемлема для наших богословских школ»14. Еще один способ, также отвергнутый, состоял в том, чтобы стать филиалом или представителем одной из западных школ (в частности, аккредитованной в североамериканской системе ATS или какой-либо другой). Этот вариант насторожил энтузиастов аккредитации «полной зависимостью от западного партнера»15. Наконец, каждое учебное заведение могло войти в Европейскую Аккредитационную Ассоциацию. Но и здесь возникала масса препятствий и сложностей: от слишком высоких академических стандартов ЕЕАА (European Evangelical Accrediting Association) до непосильных для школ СНГ взносов.

В итоге самым перспективным вариантом была признана идея создать собственную аккредитационную ассоциацию, больше ориентированную на европейские стандарты образования, чем на американские, и уделяющую должное внимание духовному росту, христианской жизни и служению. По мысли ее создателей, ЕААА «позволила использовать опыт существующих аккредитационных агентств и не повторять их ошибки»16.

Некоторые исследователи подчеркивают значительное влияние, которое оказано на стандарты и деятельность ЕААА западными подходами к богословскому образованию, в частности влияние ЕЕАА17. По всей вероятности, такое влияние действительно велико, особенно если учесть, что ЕААА — последнее по времени возникновения аккредитационное агентство ICETE. В «Руководстве по аккредитации» ЕААА можно прочитать следующее: «Организационное устройство, стандарты, процедуры и основные требования ЕААА аналогичны и совместимы с требованиями других сестринских ассоциаций...»18. Существенной была помощь, оказанная при формировании ЕААА не только миссией «Духовное возрождение», но и Советом западных стран по богословскому образованию и миссионерской деятельности (Overseas Council for Theological Education and Missions; Overseas Council International; OCI). OCI продолжает сотрудничать с ЕААА в настоящее время19. Таким образом, невозможно отрицать значительный вклад западных организаций в становление ЕААА и ее нынешнее развитие. В то же время ЕААА в своих документах и действиях стремится подчеркнуть, где это возможно, свою самостоятельность и самостоятельность духовных школ СНГ, она демонстрирует сосредоточенность на развитии своеобразного евразийского протестантского богословского образования и богословия.

Основные богословские учебные заведения Евразии участвуют в деятельности ЕААА. Однако отнюдь не все программы в них аккредитованы этой организацией. Как правило, это одна или две программы. Многие учебные заведения являются членами

14 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 2000. — С. 10; Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 3-е изд. 2004. — С. 10.

15 Там же.

16 Там же. — С. 13.

17 Пеннер П. Научите все народы... Миссия богословского образования. Факторы, определяющие развитие богословского образования в России и странах СНГ. — СПб: Библия для всех, 1999. — С. 269; Эллиотт М. Богословское образование в посткоммунистический период: положительные и отрицательные стороны западной помощи // Путь богопознания. 1996. Вып. 1. — С. 18-19.

18 Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 3-е изд. — 2004. — С. 35.

19 «Institute for Excellence ОС1» по-нашему // Панорама ЕААА. — 2008. Март. Вып. 2 // URL: http://research.e-aaa.info/userfiles/ Panorama0208.pdf

ЕААА, но не имеют аккредитованных ею программ. Так, членами ЕААА в настоящее время (июнь 2010 г.) являются два из трех высших учебных заведений PC ЕХБ (Московская богословская семинария и Санкт-Петербургский Христианский Университет), три из десяти средних учебных заведений PC ЕХБ (Брянский библейский колледж, Красноярский библейский колледж, Северо-Кавказский библейский колледж)20, статус полной аккредитации имеет очная программа «Бакалавр богословия» СПХУ21.

В документах ЕААА объясняются преимущества, которые следуют из аккредитации и членства в этой организации. Претендовать на получение аккредитации возможно, только будучи полным членом ЕААА. Аккредитация означает признание уровня образования среди других евангельских школ, среди евангельских церквей и на международном евангельском уровне, что, по мнению создателей ЕААА, «в свою очередь вынудит хотя бы частично признавать школы Ассоциации и на государственном уровне в своих странах»22. Для осуществления аккредитации ЕААА разрабатывает стандарты аккредитации образовательных программ. Стандарты ЕААА издавались в 2000,2002,2004 годах, в них вносились изменения, уточнения. Последний вариант стандартов был издан в 2009 г., и работа по их совершенствованию продолжается. По мнению авторов стандартов, последние изменения в них потребовалось внести для того, чтобы они соответствовали требованиям Болонского подхода к образованию23. По словам Исполнительного директора ЕААА С. В. Санникова, благодаря этому шагу «...изменится... качество образования... упростится схема взаимодействия с европейскими вузами...»24. В обновленных стандартах ЕААА единая единица измерения академической нагрузки — академический кредит — приравнена к 25 академическим часам, в результате чего она стала эквивалентна кредиту ECTS (European Credit Transfer System), принятому в Болонской системе25. В отличие от предыдущего варианта стандартов длительность кредита теперь одинакова для всех форм обучения. Осуществлен также переход на семиуровневую систему оценки знаний, соответствующую нормам Болонской системы26. Необходимо отметить, что помимо того, что ЕААА стремится соответствовать стандартам европейского образования, она полагает, что богословское образование в Евразии «должно органично вписаться и интегрироваться в местное академическое сообщество»27. Для этого рекомендуется оформлять богословские работы в соответствии с требованиями ВАК России и Украины28.

20 URL: http://baptist.org.ru/go/education; http://www.e-aaa.org/index.php?option=com_content&view =article8dd=79&Itemid=79&lang=ru

21 URL: http://www.e-aaa.org/index.php?option= com_content&view=article&id= 103&Itemid= 118& lang = ru#l

22 Условия вступления в ЕААА // Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 3-е изд. — 2004. — С. 51.

23 Пояснение к основным изменениям в стандартах ЕААА (Подготовлено Александром Кар-наухом в 2007 г.). — С. 1 // URL: http://standards.e-aaa.info/userfiles/Doc-26R.pdf

24 Юбилейный год: ЕААА празднует десятую годовщину // Панорама ЕААА. — 2007. Ноябрь. Вып. 9 // URL: http://research.e-aaa.info/ userfiles/Panorama0907.pdf

25 Академические стандарты для программ любой формы обучения. Редакция: июнь 2009. — С. 13,14 // URL: http://standards.e-aaa.info/userfiles/Doc-07R.pdf

26 Там же. — С. 16,17.

27 Как писать и оформлять богословские работы на русском, украинском и английском языках. Руководство. — Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2008. — С. 9,10.

28 Там же. — С. 10.

В новой версии стандартов увеличились требования к количеству национальных кадров, преподающих в учебном заведении. Согласно новому варианту стандартов, равно как и прежним стандартам для очно-заочного обучения, в начале процесса аккредитации учебному заведению необходимо обеспечить преподавание минимум 50% объема аккредитуемой программы преподавателями-гражданами бывшего СССР и иметь обоснованный план увеличения этого числа до 75% в течение пяти лет (вместо 25% и 55% соответственно)29.

В настоящее время в стандартах ЕААА вполне разработан уровень бакалавриата30. Уровни магистратуры и аспирантуры находятся в стадии разработки31. Магистерские программы в российских протестантских учебных заведениях существуют, но ни одна из них (на июнь 2010 г.) еще не аккредитована ЕААА. Магистерские программы могут быть аккредитованы зарубежными высшими учебными заведениями (например, программа СПХУ, готовящая магистров богословия, аккредитована Государственным университетом Уэльса (Великобритания)).

Некоторые выпускники отечественных богословских учебных заведений, продолжают свое образование за рубежом. Можно утверждать, что все, кому были присвоены кандидатские степени (PhD и др.), а порой и магистерские, из среды отечественных ЕХБ, получили их в зарубежных семинариях и университетах (например, ректор СПХУ А. И. Негров — магистр искусств (МА, Briercrest Biblical Seminary), доктор философии (PhD, Университет Претории); А. В. Попов, заведующий информационным отделом МБС, преподаватель — магистр богословия International Baptist Theological Seminary, докторскую степень получил в Университете Уэльса; В. А. Аликин — заведующий кафедрой библеистики СПХУ защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете). Исключение составляют те случаи, когда диссертация была защищена в российском светском вузе (например, Г. А. Савин, преподаватель МБС ЕХБ, защитил в РУДН кандидатскую диссертацию на тему «Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре православной проповеди»). Развитие программ магистерского, кандидатского и докторского уровня, по мнению создателей ЕААА, не под силу отдельным школам, решение этой задачи совместными усилиями ЕААА считает одним из приоритетных направлений своей деятельности32.

Помимо возможности получить аккредитацию, членство в ЕААА предоставляет ряд других преимуществ. Среди них указываются более эффективная подготовка служителей для церквей, оказание влияния на издательскую политику, приобретение литературы и участие в различных мероприятиях ЕААА по льготным ценам или бесплатно, получении правовой поддержки от ЕААА, использование общей информационной базы для различных нужд, взаимодействие между учебными заведениями в различных вопросах, например, в реализации масштабных исследовательских проектов33.

29 Академические стандарты для программ любой формы обучения. Редакция: июнь 2009. — С. 10 // URL: http://standards.e-aaa.info/userfiles/Doc-07R.pdf

30 Пеннер П. Научите все народы... Миссия богословского образования. Факторы, определяющие развитие богословского образования в России и странах СНГ. — СПб: Библия для всех, 1999. — С. 270. П. Пеннер делает такой вывод и в отношении магистратуры.

31 Академические стандарты для программ любой формы обучения. Редакция: июнь 2009. — С. 18,19 // URL: http://standards.e-aaa.info/userfiles/Doc-07R.pdf

32 Условия вступления в ЕААА // Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации. 3-е изд. 2004. — С. 52.

33 Там же. — С. 50-52.

Издательская деятельность ЕААА весьма обширна. Благодаря участию комитета «Библейская кафедра» при ЕААА (возник в 1993 г.) протестантскими издательствами было опубликовано несколько десятков наименований книг как иностранных, так и отечественных авторов. С июня 2008 г. в ЕААА выделилось новое подразделение, отвечающее за исследовательские и издательские проекты — «Богословский исследовательский центр»34. ЕААА издает журнал «Богословские размышления», одна из целей которого — «поддержка и развитие отечественной богословской мысли» на постсоветском пространстве35. Кроме издания книг, ЕААА реализует проект по созданию электронных библиотек. Увидели свет четыре электронные христианские библиотеки («История Евангельского движения в Евразии», «Христианский научноапологетический центр», «Большая богословская библиотека», «Библиология»), а также диск «Весь Братский вестник». Одним из последних крупномасштабных проектов, осуществляемых под руководством ЕААА, является создание on-line библиотеки36.

ЕААА чутко реагирует на появление новых технологических возможностей в сфере образования. В 2006 г. ЕААА инициировала развитие дистанционного христианского образования в странах СНГ. В этом деле она выступает как координатор и посредник. В июне 2008 г. шесть богословских школ, в том числе СПХУ, МБС и Одесская богословская семинария, и две миссионерские организации создали под эгидой ЕААА «Консорциум по Дистанционному Образованию «Богословие on-line», который в настоящее время предлагает дистанционные курсы бакалаврского уровня37.

Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Евангельские богословские учебные заведения стран бывшего Советского Союза в течение двух последних десятилетий смогли создать организацию, которая упорядочивает развитие богословского образования на постсоветском пространстве, задает ему определенные рамки и направление. ЕААА играет роль скрепляющего каркаса в многоликом сообществе богословских школ Евразии. Во многом благодаря ее деятельности можно говорить о системе богословского образования, сформировавшейся в Евразии к началу третьего тысячелетия. По мнению Джорджа Лоу, президента Ассоциации «Духовное возрождение», ЕААА является «главной силой для развития богословского образования в этой части мира»38.

Большой вклад в формирование и последующую деятельность ЕААА внесли богословские учебные заведения ЕХБ, в том числе российские. Необходимо отметить ведущую роль в деятельности ЕААА представителей Украины: больше половины членов ЕААА — богословские школы Украины, много украинских евангельских христиан-баптистов в руководстве ЕААА, офис организации находится в Одессе.

Богословские учебные заведения заинтересованы в интеграции в международное евангельское образовательное сообщество, в европейскую систему образования и в

34 Совет ЕААА во Львове: обзор и результаты встречи // Панорама ЕААА. — 2008. Июнь. Вып. 5 // URL: http://research.e-aaa.info/userfiles/Panorama0508.pdf

35 Журнал, который помогает // Панорама ЕААА. — 2007. Январь. Вып. 1 // URL: http://research. e-aaa.info/userfiles/PanoramaO 107.pdf

36 Библиотека Online: все и сразу! // Панорама ЕААА. 2— 009. Январь. Вып. 1 // URL: http:// research.e-aaa.info/userfiles/Panorama0109 .pdf

37 «Дистанционное образование» преодолевает первые дистанции // Панорама ЕААА. 2008. Январь. Вып. 1 // URL: http://research.e-aaa.info/userfiles/Panorama0108.pdf

38 Богословские учебные заведения в странах СНГ и Балтии. Справочник. — М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 1999. — С. 5.

местный академический мир. При поддержке ЕААА они предпринимают шаги для достижения такой интеграции, в том числе посредством аккредитации. Возможно, одно из их стремлений — получить признание не только на этих уровнях, но и в целом со стороны светского общества и государства. В то же время духовные школы предпочитают сохранять обособленность от государственных образовательных структур.

Многие учебные заведения являются членами ЕААА, но не добиваются аккредитации своих программ. Видимо, их привлекают другие аспекты деятельности ЕААА, например, исследовательские и издательские проекты, помощь во внедрении новых технологий в образовательный процесс, льготы и т. д. Объединение под крышей ЕААА позволяет богословским учебным заведениям, помимо прочих преимуществ, вместе составлять единую силу, способную заявить о себе государству и обществу. Это, видимо, более выгодная для богословских школ позиция, чем выживать самостоятельно поодиночке.

В настоящее время богословские учебные заведения на постсоветском пространстве способны обеспечивать бакалаврский и отчасти магистерский уровни образования. Для обучения на более высокой ступени их выпускники отправляются за границу. По всей видимости, богословские школы республик бывшего СССР будут предпринимать дальнейшие усилия по развитию магистерских программ, созданию и внедрению докторских программ, чтобы иметь возможность самостоятельно готовить преподавательские и исследовательские кадры.

Несмотря на существенную западную помощь, желание заимствовать все лучшее из западных систем образования и стремление к интеграции, ЕААА мыслит духовные школы бывших советских республик и евразийский протестантизм в целом как самостоятельное, самобытное явление. Она направляет усилия на формирование сообщества интеллектуалов, обладающих образованием, соответствующим международным стандартам, способных развивать систему богословского образования, создавать отечественное оригинальное евангельское богословие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.