Научная статья на тему 'Организация бизнес-процессов при создании продукции'

Организация бизнес-процессов при создании продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
756
63
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Железная Ирина Петровна

В статье определена структура необходимых бизнес-процессов, обеспечивающих жизненный цикл продукции.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Железная Ирина Петровна,

ORGANIZATION OF BUSINESS- PROCESSES WITH THE CREATION OF THE PRODUCTION

In the article the determinate structure of the necessary businessprocesses, which ensure the life cycle of production.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Организация бизнес-процессов при создании продукции»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 330.1

ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОДУКЦИИ

И.П. ЖЕЛЕЗНАЯ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Логвиным А.И.

В статье определена структура необходимых бизнес-процессов, обеспечивающих жизненный цикл продукции.

Бизнес-процесс - это логические серии взаимосвязанных действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика (внутреннего или внешнего) выхода, такого как продукция.

Продукция авиакомпании - это перевозка пассажира или груза по маршруту, входящему в сезонное расписание. Представляет собой организованную услугу, имеющую точно определенные потребительские свойства и конкретные условия ее предоставления. Продукция имеет жизненный цикл, реализуемый набором специфических бизнес-процессов.

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

На начальном этапе организации деятельности по созданию продукции, существующие в авиакомпаниях бизнес-процессы должны быть реорганизованы в соответствии с жизненным циклом продукции.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла «Маркетинговые исследования», включает в себя планирование (разработку требований к результатам маркетинговых исследований и плана действий по изучению рынка авиаперевозок), проведение исследований (мониторинг существующего рынка, оценку рынка и продуктов, обобщение и структурирование результатов маркетинговых исследований, разработку маркетинговых предложений), контроль, учет и анализ маркетинговых мероприятий.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла «Проектирование, разработка и модификация продукции», есть уточнение требований к продукции авиакомпании, заложенных в технико-экономические обоснования (ТЭО) по каждому виду продукции, разработка предварительного набора продукции (коммерческих предложений по расписанию), оценка возможностей улучшения продукции, поиск возможностей и заключение соглашений со стратегическими партнерами; разработка проекции сезонного расписания; разработка планов по ресурсам; формирование сезонного расписания и внесение в систему бронирования; утверждение тарифов, цен и условий по продукции; контроль сроков и качества разработки продукции и анализ процесса разработки продукции.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла «Внедрение продукции (услуги)», включает в себя планирование внедрения продукции (то есть планирование слотов под конкретные маршруты, прогнозирование исправности парка воздушных судов), собственно внедрение продукции (обеспечение партнеров информацией о новом маршруте, консультирование агентов, обучение и подготовка персонала, обеспечение сервиса авиакомпании в аэропортах, обеспечение поставок для маршрута и подготовку технической информации), контроль сроков и качества внедрения продуктов, анализ процессов и качества внедрения продукции.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла «Продвижение продукции (услуги) на рынок», включает в себя планирование мероприятий по продвижению продукции (разработку плана рекламной кампании, разработку планов специальных программ, планирование каналов сбыта), исполнение мероприятий по продвижению продукции (исполнения плана рекламной кампании, ведение специальных программ, поиск и заключение контрактов с авиакомпаниями-партнерами и конкурентами), контроль исполнения плана рекламной кампании, анализ результатов эффективности и проведения рекламных акций.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла «Продажи продук-

ции (услуги)», включает в себя формирование плана продаж, собственно исполнение продаж (предоставление информации по запросу, бронирование места в системе, прием заявки и предложение дополнительных услуг, проверку предварительного бронирования, информирование клиента об изменении в бронировании, разработку и предложение альтернативных вариантов, оформление авиаперевозочных документов), организацию и исполнение агентских продаж, контроль и учет выполнения плана продаж, анализ эффективности продаж.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Бизнес-процесс, соответствующий этапу жизненного цикла « Производство (исполнение перевозки)», включает в себя планирование (подготовка информации о планируемой загрузке воздушного судна, составление суточного плана работы Оперцентра на следующие сутки, сбор информации о готовности к обеспечению рейса, получение разрешений на выполнение рейса, оперативное изменение расписания, планирование приема груза, формирование заказа бортпитания на рейс, формирование экипажей, формирование полетного задания и бортовой документации); исполнение авиаперевозок и оперативное управление (обслуживание пассажиров, обслуживание грузов, работа в ситуациях сбоя, работа с претензиями пассажиров); учет и контроль суточного плана и выполнения смежниками обязательств, анализ производственной деятельности.

Этап производства обеспечен обратной связью с этапом маркетинга - таким образом, жизненный цикл продуктов замыкается.

Проектная реорганизация существующей структуры бизнес-процессов в усовершенствованную, в том числе усовершенствованную с использованием понятия жизненного цикла продукции - производится через метод «свертывания - развертывания» бизнес-процессов.

При этом достройка необходимой функциональности, введение недостающих функций, «развертывание» бизнес-процессов проводится путем выяснения следующих вопросов:

■ Все ли основные функции реализуются в бизнес-процессе?

■ Все ли обеспечивающие и вспомогательные функции реализуются в бизнес-процессе?

■ Все ли функции управления реализуются в бизнес-процессе?

■ В какие процессы должны быть встроены измерители (КПД)?

■ Нет ли разрывов выполнения функций?

■ У каждой ли функции есть владелец?

■ Обеспечивается ли необходимое и достаточное качество выполнения функций?

■ Обеспечивается ли полная поддержка жизненного цикла продукции (маркетинг - проектирование - внедрение - продажа - сопровождение)?

Цель обратного метода, «свертывания» - по возможности ликвидировать процедуры и операции, выполняющие ненужные, дублирующие, вспомогательные, а иногда и некоторые основные функции. При этом функции ликвидируемых операций исключаются или передаются другим компонентам бизнес-системы.

Необходимость перехода к организации деятельности авиакомпаний по созданию продукции диктуется следующими соображениями. Этап организационного развития, на котором находится в настоящее время авиакомпании, является переходным:

■ от этапа, который характеризуется наличием типа организации с жестко централизованной управленческой иерархией и бизнес-приоритетом производства, преследующим цель снижения издержек;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

■ к этапу, на котором, в соответствии с требованиями изменяющейся рыночной среды, компания смещает свои приоритеты в сторону улучшения характеристик продукции, увеличения усилий по его продвижению на рынок и, в конечном счете, к приоритету потребностей клиента.

Иными словами, в некоторых авиакомпаниях на сегодняшний день, наряду с функциональной организацией, уже имеются части организации деятельности по созданию продукции.

Проектная мастерская- управляющий мозговой штурм для выработки согласованных решений, в котором участвуют сотрудники авиакомпаний (как эксперты предметной области, знающие все детали) и консультанты (ведение мастерской, обеспечение методологической поддержки и участие в творческой выработке решений).

Цель проектной мастерской - усовершенствовать бизнес-систему компании, то есть совместно получить представление о границах и структуре бизнес-процессов и выработать предварительные предложения по их улучшению, в том числе:

упростить процессы, процедуры и операции (убрать ненужные функции) как для сотрудников компании, так и для ее клиентов, с одновременным повышением качества их выполнения и соблюдением безопасности полетов;

улучшить функциональность бизнес-процессов (добавить недостающие функции, положительно влияющие на финансовый результат деятельности компании);

ввести управление в тех процессах, где этого недостает, и дерегулировать процессы там, где регулирование избыточно;

выработать критерии эффективности деятельности, используя которые можно измерять результаты и воздействовать на их достижение, реагируя на отклонения от этих критериев.

Основными принципами, применяемыми при проведении проектной мастерской, являются следующие:

процесс генерации идей и процесс их обсуждения - разделены во времени;

критика возникающих идеи запрещена;

индивидуальный мозговой штурм, затем обсуждение в малых группах;

управляемое структурирование полученных идей;

участие руководителей и ключевых специалистов компании;

в каждой группе - специалисты из разных областей деятельности, примерно одного уровня иерархии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Условия проведения мастерской:

состав участников: ключевые специалисты, владельцы бизнес-процессов, консультанты; вся вторая половина рабочего дня, во внерабочей обстановке; отключение участников от текущей деятельности;

настрой на творческую работу, направленную на развитие компании; компетентность и заинтересованность в результате.

Основные вопросы проектной мастерской:

Каков для вас «идеальный образ» бизнес-процесса?

Какие есть ресурсы для улучшений?

Какие функции производства и управления надо убрать?

Какие функции производства и управления надо добавить?

Как улучшить качество выполнения функций?

Все ли основные функции реализуются в бизнес-процессе?

Все ли обеспечивающие и вспомогательные функции реализуются в бизнес-процессе?

В какие процедуры должны быть встроены измерители (ключевой показатель деятельности)?

Нет ли разрывов выполнения функций?

У каждой ли функции есть владелец?

Обеспечивается ли необходимое и достаточное качество выполнения функций? Обеспечивается ли полная поддержка жизненного цикла продукции (маркетинг-проектирование-внедрение-продажа)?

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 2 иллюстрирует эволюцию приоритетов бизнеса.

Цель- опережение конкурента

Приоритет

производства

Приоритет

свойств

продукции

Цель- снижение издержек производства

Производство

Приоритет

сбыта

продукции

Проек-

тирова-

ние

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Цель -

улучшение характеристик продукции

Произ-

водство

Про-

движе-

ние

Проек-

тирова-

ние

Произ-

водство

Цель - усиление рекламы продукции

Ґ \ Цель-

Приоритет степень

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

конкурентных удовле-

преимуществ творения

потреб-

V ) ностей

клиента

Ґ \

Приоритет

потребностей

клиента

V У

Рис. 2. Эволюция приоритетов бизнеса

Продуктовый подход используется в случаях, когда выбранная компанией стратегия делает упор на создание и продвижение технологически сложной, высококачественной продукции, а сама деятельность, при организации ее в жесткой функциональной структуре, достаточно разветвлена и многофункциональна, и вследствие этого имеет проблемы, как правило, на стыках бизнес-процессов и на стыках между структурными подразделениями.

При переходе к продуктовой организации структура бизнес-процессов компании реорганизуется в соответствии с жизненным циклом, определяются владельцы процессов и владельцы продукции.

Такое решение позволяет сосредоточить внимание продуктов на их совершенствовании, осуществлять быстрые технологические изменения, а также решать вопросы координации и ориентации компании на сопровождение продукта в течение всего жизненного цикла. Высший менеджмент и совладельцы авиакомпаний в этом случае сосредотачиваются в большей степени на решении стратегических вопросов и развитии компании, а не на оперативной деятельности и контроле, что неизбежно при жесткой организации управления.

Продуктовый подход позволяет наилучшим способом осуществлять быстрые технологические изменения и решать вопросы координации организации на сопровождение продукции в течение всего его жизненного цикла.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Общие преимущества внедрения продуктового подхода:

лучшая ориентация на бизнес-цели компании;

более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

относительная автономность продукции способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

улучшение контроля выполнения задач;

организационное оформление работ, назначение одного лица в качестве «владельца» продукции;

сокращение времени реакции на нужды продукции вследствие создания горизонтальных коммуникаций и центра принятия решений внутри продуктовой группы.

Продуктовый подход имеет ряд свойств, которые обусловливаются следующими особенностями:

необходимость постоянного контроля использования ресурсов и их учета; это требует трудозатрат и времени;

высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

возможность возникновения конфликтных ситуаций между руководителями продуктовых групп и руководством компании, вызванных самостоятельностью владельцев продуктов.

Для максимального использования преимуществ продуктового подхода и уменьшения возможных негативных проявлений необходимо применять специальные организованные формы управления, основанные на институте продуктовых групп.

Продуктовая группа является элементом матричной организации процессов жизненного цикла продуктов, обеспечивающим возможность концентрации в единой команде всех необходимых специалистов, рационального распределения и контроля ресурсов, мотивации сотрудников от результата и делегировании всех необходимых полномочий и ответственности руководителю продуктовой группы.

Использование продуктовых групп требует изменений в системе финансирования компании, учитывающих их (продуктовых групп) роль, как центра затрат и центра прибыли.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Для того, чтобы добиться эффективности продуктовых групп должна быть разработана система мотивации, обеспечивающая, с одной стороны, заинтересованность специалистов в работе в составе продуктовых групп и, с другой стороны, заинтересованность подразделений (владельцев ресурсов) в выделении сотрудников для работы в продуктовых группах.

ORGANIZATION OF BUSINESS- PROCESSES WITH THE CREATION OF THE PRODUCTION

Zheleznaja I.P.

In the article the determinate structure of the necessary business- processes, which ensure the life cycle of production.

Сведения об авторе

Железная Ирина Петровна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирантка кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа авиакомпаний.