Научная статья на тему 'Организация безопасного движения транспорта в карьере «Джусинский» в период его доработки'

Организация безопасного движения транспорта в карьере «Джусинский» в период его доработки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2045
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / СТЕСНЕННЫЕ УСЛОВИЯ / КАРЬЕР / ДОРАБОТКА ЗАПАСОВ / DRIVING SAFETY / CRAMPED CONDITIONS / QUARRY / STOCK MODIFICATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кравчук Татьяна Сергеевна, Пыталев Иван Алексеевич

В статье приведен опыт организации движения автомобильного транспорта в стесненных условиях на нижних горизонтах глубокого карьера. Представлены профили автодорог для различных условий движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кравчук Татьяна Сергеевна, Пыталев Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVING SAFETY ORGANIZATION OF TRAFFIC IN QUARRY «JUSINSKIY» DURING HIS MODIGICATION

The article presents the organization experience of automobile transport movement in cramped conditions at the lower horizons of the deep pit. Highway profiles for different traffic conditions have presented.

Текст научной работы на тему «Организация безопасного движения транспорта в карьере «Джусинский» в период его доработки»

УДК. 622.831.3 Кравчук Т.С., Пыталев И. А.

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА В КАРЬЕРЕ «ДЖУСИНСКИЙ» В ПЕРИОД ЕГО ДОРАБОТКИ

Аннотация. В статье приведен опыт организации движения автомобильного транспорта в стесненных условиях на нижних горизонтах глубокого карьера. Представлены профили автодорог для различных условий движения. Ключевые слова: безопасность движения, стесненные условия, карьер, доработка запасов.

Джусинское колчеданно-полиметаллическое месторождение расположено на территории Адамовско-го района Оренбургской области в 70 км к северо-востоку от г. Орск и в 5 км к юго-западу от ближайшей железнодорожной станции Теренсай.

Поверхность района представляет собой слабо расчлененную равнину, местами с мелкосопочником. Абсолютные отметки поверхности колеблются от 241 до 334 м. Поверхность месторождения, расположенного в долине реки Джусы, имеет почти плоский рельеф, образуя котловину с пологими склонами, с абсолютными отметками от 275 до 309 м.

Балансовые запасы Джусинского месторождения полиметаллических руд утверждены протоколом государственной комиссии по запасам полезных ископаемых № 6265 от 02.06.1971 г. в количестве по категориям: С1 - 5779.6 тыс. т, С2 - 1151.7 тыс. т.

Разработка месторождения «Джусинское» начата в 2003 году. Ведет разработку ЗАО «Ормет».

В настоящее время достигнута проектная глубина карьера 260 м, ведется доработка запасов ниже проектной отметки дна карьера подземным способом, проектная производительность открытых горных работ составляла по руде 750 тыс. т/год [1].

Месторождение вскрыто двумя внутренними парными траншеями на северном борту: общей (отметки 285-150 м) и отдельной (отметки 285-267 м). Вскрытие рабочих горизонтов выполнялось временными автомобильными съездами, которые по мере развития горных работ перешли в стационарную спирально-петлевую трассу.

Стационарные съезды на восточном борту карьера в отметках 280-150 м не предусмотрены из-за возможности деформации откосов уступов, сложенных кварц-серицитизированными породами.

В процессе эксплуатации Джусинского карьера установлено, что вскрышные породы в отметках 280150 м из-за интенсивной трещиноватости и своих свойств имеют слабые прочностные показатели в массиве [2]. Кроме того, прочность пород в южной части карьера снижается за счет воздействия поверхностных и грунтовых вод [3]. В связи с этим, на бортах карьера, в его южной и северной частях, сформировались локальные нарушения устойчивости откосов отдельных уступов, выразившиеся в частичном изменении их конфигурации в виде нарушений призмы возможного обрушения откосов [4]. Это, в свою очередь, привело к изменению на участках ширины транспортных берм. В южной части карьера в отметках

240-150 м съезды являются капитальными. Выявлено, что ширина транспортной бермы на участке капитального съезда в отметках 280-150 м в южной части карьера изменяется от 22 до 17 м, в зонах с интенсивными геомеханическими процессами достигает значения 16 м и менее (до 14.5 м). Радиус разворота на площадке горизонта 210 м в южной части карьера составляет 16 м, а на горизонте 150 м - 15 м.

В период интенсивного развития горных работ, в рамках исполнения проектных решений, расчетный объем перевозок по капитальному съезду составлял 17.65 млн т брутто/год, что соответствовало категории Ш-к автодорог по классификации СП 37.13330.2012 актуализированной редакцией СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» [5]. Ширина капитального съезда выдерживалась в соответствии с нормативными требованиями для двухполосной дороги с двухсторонним движением и в отметках 280-240м составила 22 м.

В настоящее время съезды карьера используются для транспортирования на поверхность запасов руды, добытых подземным способом с перегрузочной площадки, расположенной на отметке 75 м. Объем транспортируемой горной массы и интенсивность движения автотранспорта в карьере снизились. Расчетный объем перевозок по капитальному съезду составляет около 15 млн т брутто/год, что также соответствует категории автодорог Ш-к.

Период доработки карьера по добыче медно-цинковых руд является самым сложным с точки зрения управления устойчивостью массива горных пород, так как уже появились группы погашенных уступов, а вмещающие породы медно-колчеданных месторождений отличаются слабыми прочностными показателями и интенсивной трещиноватостью. Деформации отдельных уступов скорректировали параметры капитального съезда в отметках 240-150 м.

Поэтому для организации безопасного движения транспорта в соответствии с [5] и с учетом требований «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» [6] разработаны четыре варианта поперечного профиля автодороги для разных условий движения (параметры поперечного профиля соответствуют требованиям, действующим на момент их проектирования нормативам).

Вариант I: профиль однополосной дороги с двухсторонним движением без обочины, с запрещением пешеходного передвижения.

Организация безопасного движения транспорта в карьере «Джусинский».

Кравчук Т.С., Пыталев И.А.

Вариант II: профиль однополосной дороги с двухсторонним движением с обочиной.

Вариант III: профиль двухполосной дороги с двухсторонним движением без обочины, с запрещением пешеходного передвижения.

Вариант IV: профиль двухполосной дороги с двухсторонним движением с обочиной.

На рис.1-4 показаны поперечные профили автодорог по вариантам.

У7777Г7777777).

20%о

Прсдоджнтслышй

ц .

'/////////////^////////////Л 0.5ч 7/// Х- [Ж^ 1,0м Ь

6,5м 1.0м 3.0м V

Рис. 1. Поперечный профиль однополосной автодороги с двухсторонним движением без обочины

г 1«|ОНГШ

0«ШПСрС(Г>С1И»

/УУА'/Л УУ7/

0.5м

1 1.5м __ 1,0*

4-

Рис. 2. Поперечный профиль однополосной автодороги с двухсторонним движением с обочиной

■•■.■Л1,,.- у ^■А-УЛ-у-А

ОЗч

11 1.ои '•,

Рис. 3. Поперечный профиль двухполосной автодороги с двухсторонним движением без обочины

В таблице приведены параметры профилей дорог по вариантам в соответствии с [5].

Параметры профилей внутрикарьерных дорог для условий Джусинского карьера

«м ь 77Ш ОДч ^ЯТЯ?77?77&7777777777777777777777777^777777777777?^77? . 'Л 1»Н ЗЛ'и V- •

Рис. 4. Поперечный профиль двухполосной автодороги с двухсторонним движением с обочиной

Параметр Вариант профиля авто дороги

I II III IV

Минимальная ширина проезжей части, м [5, табл. 47] 6.5 6.5 12.5 12.5

Минимальная ширина закюветной полки, м [ 5, п .5.65] 0.5 0.5 0.5 0.5

Минимальная ширина водопере-пускной канавы, м [ 5, п. 5.65] 0.5 0.5 0.5 0.5

Минимальное расстояние от края породного вала до края проезжей части, м [6, п. 726] 1 1 1 1

Минимальная ширина породного вала при высоте 1,025 м, м 3.0 3.0 3.0 3.0

Минимальная ширина обочины, м [5, табл. 47] - 1.5 - 1.5

Ширина транспортной бермы, м 11.5 13.0 17.5 19.0

Конструкция дорожной одежды постоянных автодорог в карьере должна соответствовать следующим условиям: ширина проезжей части для однополосных дорог 6.5 м, для двух - 12.5; ширина обочины 1.5 м; на рыхлом основании - черный щебень - 10 см, щебень - 25 см; на скальном основании - черный щебень - 10 см, щебень - 25 см.

Расчетная скорость движения транспортных средств на участках дорог категории Ш-к в трудных условиях, в соответствии с п.7.3 [5], должна быть не более 20 км/час. Для увеличения радиуса разворота груженых автосамосвалов на площадках в стесненных условиях предложено организовать левостороннее движение в отметках 230 - 150 м.

Согласно п.7.10.1 [5], опасные участки и зоны на дорогах должны быть обозначены дорожными знаками. Необходимое число дорожных знаков и указателей и места их установки обосновываются принятой схемой организации движения транспортных и пешеходных потоков. Установка дорожных знаков должна соответствовать стандартам [7,8,9,10] и правилам [12].

В соответствии с [5, 6], опасные участки и зоны на дорогах в Джусинском карьере необходимо обозначить дорожными знаками: 1.20.2 - «Сужение дороги»; 2.6 - «Преимущество груженого транспорта»; 5.15.7 - «Направление движения по полосам»; 1.11.1 -«Опасный поворот направо»; 1.11.2 - «Опасный поворот налево»; 3.24 - «Ограничение максимальной скорости»; 3.25 - «Конец зоны ограничения максимальной скорости». На участках дорог без обочин должен быть установлен знак 3.10 - «Движение пешеходов запрещено». Схема установки знаков дорожного движения в карьере представлена на рис. 5.

Поперечные профили автодороги по Вариантам I-IV утверждены в 2012 году ЗАО «Ормет». В зависимости от действительной ширины транспортной бермы на том или ином участке принимается одна из предложенных схем организации движения.

Условные обозначения

Рис. 5. Схема установки знаков дорожного движения в карьере «Джусинский»

Список литературы

Корректировка горной части ТЭО строительства обогатительного комплекса на базе Джусинского месторождения с целью увеличения мощности по добыче руды до 750 тыс. т в год. Отчет о проведении авторского надзора за ведением горных работ на карьере Джусинского месторождения медно-колчеданных руд ЗАО «ОРМЕТ». Магнитогорск, 2012.

Гавришев С.Е., Некерова Т.В., Кравчук Т.С. Методика обоснования параметров бортов карьеров при выемке прибортовых запасов при комбинированной геотехнологии // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И Носова. 2010. №3. С.14-17.

Кравчук Т.С., Некерова Т.В. Предельная высота подработанного откоса подземными выработкам при действии объемных сил // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И Носова. 2009. № 3. С. 5-8.

Свод правил СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*. М.: ФАУ «ФЦС», 2012. 196 с.

10.

11.

12.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»: приказ от 11 декабря 2013 г. №599 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165992/ . Дата обращения: 03.04.2014.

ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения». М.: Стандартинформ, 1987. 79 с.

ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия». М.: Стандартинформ, 1980. 144 с.

ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия». М.: Стандартинформ, 1984. 13 с. ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков». М.: Стандартинформ, 1984. 20 с.

ГОСТ 25695-83 «Светофоры дорожные. Типы». М.: Стандартинформ, 1993. 17 с.

Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 №1090 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/pdd/ . Дата обращения: 03.04.2014.

Сведения об авторах

Кравчук Татьяна Сергеевна - канд. техн. наук, доц., Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия. Тел.: +7-351-267-95-56. E-mail: bgd-susu@mail.ru.

Пыталев Иван Алексеевич - канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия. Тел.: +7-3519-29-85-56. E-mail: vehicle@list.ru.

Организация безопасного движения транспорта в карьере «Джусинский».

Кравчук Т.С., Пыталев И.А.

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

DRIVING SAFETY ORGANIZATION OF TRAFFIC IN QUARRY «JUSINSKIY» DURING HIS MODIGICATION

Kravchuk Tat'yana Sergeevna - Ph.D. (Eng.), Associate Professor, National Research South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. Phone: +7-351-267-95-56. E-mail: bgd-susu@mail.ru.

Pytalev Ivan Alekseevich - Ph.D. (Eng.), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia. Phone: +7-3519-29-85-56. E-mail: vehicle@list.ru.

Abstract. The article presents the organization experience of automobile transport movement in cramped conditions at the lower horizons of the deep pit. Highway profiles for different traffic conditions have presented.

Keywords: driving safety, cramped conditions, quarry, stock modification.

References

1. Korrektirovka gornoj chasti TJeO stroitel'stva obogatitel'nogo kompleksa na baze Dzhusinskogo mestorozhdenja s celju uvelichenja moshhnosti po dobyche rudy do 750 tys. t v god. [Corrections of the mountain part of a feasibility study for construction of a processing plant at the base of Dzhusinskoye field in order to increase production capacity to 750 thousand ore tons per year].

2. Otchet o provedenii avtorskogo nadzora za vedeniem gornyh rabot na kar'ere Dzhusin-skogo mestorozhdenja medno-kolchedannyh rud ZAO «ORMET» [Report on the supervision over the conduct of mining operations at the quarry Dzhusinskoye copper-pyrite ores CJSC «ORMET»]. Magnitogorsk: 2012.

3. Gavrishev S.E., Nekerova T.V., Kravchuk T.S. Metodika obosnovanja parametrov bortov kar'erov pri vyemke pribortovyh zapasov pri kom-binirovannoj geotehnologii [The method for basis parameteries of flank opencast by underground of flank stock] // Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2010, no.1, pp. 14-17.

4. Kravchuk T.S., Nekerova T.V. Predel'naja vysota podrabotannogo otkosa podzemnymi vy-rabotkam pri dejstvii ob#emnyh sil // Vestnik Magnitogor-

skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2009, no.3, pp. 5-8.

5. Svod pravil [Set of rules] SP 37.13330.2012 Promyshlennyj transport [Industrial transport]. Aktualizirovannaja redakcja [The updated edition] SNiP 2.05.07-91*. Moscow: FAU «FCS», 2012, 196 p.

6. Federal'nye normy i pravila v oblasti promyshlennoj bezopasnosti «Pravila bezo-pasnosti pri vedenii gornyh rabot i pererabotke tverdyh poleznyh is-kopaemyh»: prikaz №599 (11.12.2013). [The federal rules and regulations in the field of industrial safety «Safety rules at mining and processing of solid minerals»: Order №599 (11.12.2013)] // ConsultantPlus. [Online]. Available: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165992/ . [2014, April 03].

7. GOST 23457-86 «Tehnicheskie sredstva organizacii dorozhnogo dvizhen-ja» [Technical means of traffic organization]. Moscow: Standartinform, 1987, 79 p.

8. GOST 10807-78 «Znaki dorozhnye. Obshhie tehnicheskie uslovja» [Traffic signs. General specifications]. Moscow: Standartinform, 1980, 144 p.

9. GOST 25458-82 «Opory derevjannye dorozhnyh znakov. Tehnicheskie uslovja» [Wooden supports of road signs. Specifications]. Moscow: Standartinform, 1984, 13 p.

10. GOST 25459-82 «Opory zhelezobetonnye dorozhnyh znakov» [Ferroconcrete supports of road signs]. Moscow: Standartinform, 1984, 20 p.

11. GOST 25695-83 «Svetofory dorozhnye. Tipy» [Road traffic lights. Types]. Moscow: Standartinform, 1993, 17 p.

12. Postanovlenie Pravitel'stva RF «O pravilah dorozhnogo dvizhenja» 23.10.1993 №1090 [Rule of the road] // ConsultantPlus. [Online]. Available: http://www.consultant.ru/popular/pdd/ . [2014, April 03].

УДК 658.286.2:656.254.5 Корнилов С.Н., Корнилова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА РАБОТЫ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ ОАО «РЖД»

Аннотация. В статье излагается методика сбора исходных данных, необходимых для анализа работы грузовых станций. Приводится последовательность действий по самой процедуре анализа данных и по применению результатов анализа.

Ключевые слова: автоматизированная система управления, грузовая станция, оборот вагона, исходные данные, параметр.

Повсеместно на сети магистральных железных дорог ОАО «РЖД» происходит процесс автоматизации основных технологических процессов, а наряду с этим - автоматизация вспомогательных операций, а также работа станционных подразделений [5]. Внедряются различные автоматизированные системы управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖДТ). Подсистема управления работой станции входит в состав АСУ перевозочным процессом. Одновременно с этим возникает проблема своевременного контроля и анализа эксплуатационной деятельности станций [2, 4].

Одним из основных принципов эксплуатации магистрального железнодорожного транспорта является научная организация перевозочного процесса, основанная на широком применении математических ме-

тодов и вычислительной техники [5].

Для грузовых станций ОАО «РЖД», таких, например, как станция «Магнитогорск-Грузовой», обслуживающих крупные промышленные предприятия, характерны большие объемы местной работы (поездная работа, маневровые, грузовые операции, подача-уборка групп вагонов на грузовые фронты путей необщего пользования) и сложные условия ее выполнения [1,10]. Основная цель выполнения эксплуатационной работы на рассматриваемых грузовых железнодорожных станциях заключается в бесперебойном и качественном обслуживании путей предприятий, примыкающих к станции, а также в обеспечении ритмичности работы с вагонами сети общего пользования [7].

Кроме этого, станции, их сооружения и устрой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.