Научная статья на тему 'Организация архивно-музейной практики для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников» Иркутского государственного лингвистического университета'

Организация архивно-музейной практики для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников» Иркутского государственного лингвистического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТ / ФОНДЫ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКСКУРСИЯ / ДНЕВНИК ПРАКТИКИ / ОТЧЕТ / INTERN'S DIARY / TRAINING OF PROFESSIONALS / INTERNSHIP / STUDENT / FUNDS / EXPOSITION / EXCURSION / REPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламов Владимир Александрович

Представлен опыт проведения музейной практики для студентов, обучающихся в ИГЛУ по специальности «Музейное дело и охрана памятников» на базе Музея истории города Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangement of Practice in Archives and Museums for Students of the Major "Museology and Monuments Conservation" at the Irkutsk State Linguistic University

The article concerns the experience of museum practice for the students of the ISLU of the major "Museology and Monuments Conservation" that was arranged in the Irkutsk Historical Museum.

Текст научной работы на тему «Организация архивно-музейной практики для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников» Иркутского государственного лингвистического университета»

ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ / TRAINING OF MUSEUM PROFESSIONALS

Серия «История»

2012. № 2 (3), ч. 2. С. 166-169 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 379.4+378(С18)

Организация архивно-музейной практики для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников» Иркутского государственного лингвистического университета

В. А. Шаламов

Иркутский государственный лингвистический университет, г. Иркутск

Представлен опыт проведения музейной практики для студентов, обучающихся в ИГЛУ по специальности «Музейное дело и охрана памятников» на базе Музея истории города Иркутска.

Ключевые слова: подготовка специалистов, учебная практика, студент, фонды, экспозиция, экскурсия, дневник практики, отчет.

В 2008 г. в Иркутском государственном лингвистическом университете (ИГЛУ) был произведен первый набор студентов по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Необходимость в специалистах музейного дела в регионе была достаточно высокой. Особенно явственно это проявилось в мае 2009 г., когда во второй раз прошли общественные слушания и экспертиза новой специальности, во время которых преподаватели вуза и представители городских и областных музеев собрались, чтобы обсудить, какой должна быть подготовка будущих специалистов и как будущие работодатели могут участвовать в их обучении.

Наряду с общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами, такими как иностранный язык, философия, правоведение, социология и политология, студенты изучают также дисциплины, учитывающие специфику подготовки по данному направлению. Особенностью нашего университета является более углубленное изучение иностранных языков, для чего в вузе имеются все возможности. Кроме того, организовано прохождение практик (археологической, музейно-ознакомительной, музейно-экскурсионной и музейно-архивной) в музеях г. Иркутска и области.

Внимательного рассмотрения заслуживает музейно-архивная практика, являющаяся составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Практика предусмотрена с отрывом от учебного процесса в вузе на четвертом курсе в восьмом семестре в течение

четырех недель. Музейно-архивная практика - это практика по профилю специальности. В ее содержание входит развитие профессиональной компетентности, исполнительской культуры, расширение знаний о технологиях специальности. Ее необходимость не подвергается сомнению. Во-первых, работа в музее многофункциональна и часто требует обращения к архивным данным, например, при проведении атрибуции музейных предметов. Во-вторых, сами музеи зачастую имеют значительный архивный фонд. В-третьих, при университете студентов изначально ориентируют на научную работу, которая практически невозможна без использования архивных данных. Таким образом, для учащихся данной специальности музейно-архивная практика является насущной необходимостью.

Целью практики является закрепление теоретических знаний и приобретение практического опыта работы в архивах и музеях Иркутской области.

Задачи практики: 1) формирование профессионального мышления;

2) знакомство с особенностями технологий различных профильных организаций; 3) создание условий для профессионального роста будущего специалиста; 4) развитие культуры общения, необходимой для профессиональной деятельности; 5) получение сведений о принятии, хранении и обработке документов в архивы; 6) приобретение навыков поиска необходимой информации в архивных фондах.

Практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения, а также в соответствующих отделах местных архивов и музеев, в краеведческих организациях и учреждениях, имеющих архивохранилища, содержащие материалы по профилю специальности. База практики может определяться заказом заинтересованной организации (студенты, обучающиеся по целевому набору) и пожеланием студента. В иных случаях базы практики предоставляет университет.

Вне зависимости от места прохождения музейно-архивная практика включает в себя усвоение и формирование студентом-практикантом следующих знаний и навыков:

■ знать алгоритм и принципы работы с архивными фондами;

■ знать особенности формирования архивных фондов;

■ ознакомиться с современными принципами хранения документации;

■ знать нормативно-правовые основы охраны и использования культурного и исторического наследия, находящегося в архивохранилищах;

■ знать основные профильные группы музеев и архивов;

■ ознакомиться с основными фондами документации архивов и музеев.

Для прохождения практики были достигнуты договоренности с Музеем

истории города Иркутска (МИГИ). В структуре музея имеются архивные фонды, достаточные для организации практики студентов. В частности, именно здесь хранится вся документация лаборатории Истории Сибири при кафедре истории СССР ИГУ, с которой и предстояло работать практикантам.

Официальным куратором от музея являлась И. И. Терновая как директор этого учреждения, но в связи с тем, что непосредственно практика проходила в филиале музея «Солдаты Отечества», то учащимися руководил заведующий

филиалом А. В. Ануфриев. Поскольку в течение нескольких лет он был заместителем директора Государственного архива Иркутской области (ГАИО) по научной работе, то смог квалифицированно помочь в усвоении в должной степени основных теоретических и практических вопросов работы с архивными фондами и принципами комплектования и хранения документации в архивах.

В рамках прохождения практики студенты работали с материалами, собранными студентами и сотрудниками исторического факультета Иркутского государственного университета (ИГУ) в ходе Ленских историкоэтнографических экспедиций 1967 и 1969 г. В фондах музея хранятся дневники участников экспедиций, из которых можно почерпнуть немало полезной информации. Кроме того, во время экспедиций опрашивались очевидцы и участники Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, а результаты заносились в тетради воспоминаний. Наряду с важными событиями записывались сведения о повседневной бытовой жизни людей. Иногда воспоминания охватывают и конец XIX в., что делает их особо ценными за неимением других достоверных источников информации. Практиканты выявляли и анализировали воспоминания старожилов. Разбивка велась по ключевым темам, по итогам данные заносились в электронную комплексную базу данных «Архив лаборатории истории Сибири». Таким образом, студенты оказали посильную помощь музею по классификации и описанию фондов Лаборатории истории Сибири.

В нашем конкретном случае база практики оказалась соответствующей своему назначению. Во-первых, учащиеся познакомились с основными правилами хранения и обработки архивных документов. Во-вторых, они участвовали в создании описей и баз данных, вследствие чего усвоили навыки поиска нужной информации. В-третьих, материалы лаборатории истории Сибири содержат много сведений о бытовом укладе жизни сибиряков на протяжении нескольких поколений, что может пригодиться в будущей профессиональной деятельности музееведов. В-четвертых, студенты ознакомились с внутренним функционированием филиала МИГИ «Сыны Отечества».

По завершении практики студент должен был представить следующие виды отчетных документов:

1. Индивидуальный план работы с отметкой куратора о выполнении.

2. Ежедневный дневник наблюдения, в котором должна фиксироваться информация о полученных заданиях и результате их выполнения.

3. Развернутый план организации работы архивного учреждения, к которому прикреплен практикант. Он должен содержать информацию о структурных подразделениях архива и их функциях, порядке отбора документов для архивного хранения, условиях сохранения и использования документов.

4. Реферат по интересующей тематике (поиск родственных связей, краеведение, материалы для дипломной работы), целью которой является проверка умений работы с архивированными источниками. В случае отсутствия личной заинтересованности тематику определяет руководитель практики.

5. Отчет-самоанализ по итогам практики.

6. Характеристику на практиканта за подписью и с оценкой куратора от учреждения, с печатью.

7. Итоговый оценочный лист.

Оценка по практике приравнивается к экзаменационной оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Научно-исследовательским результатом практики является отчетная конференция, на которой обсуждаются отчеты студентов в форме публичной защиты.

Подводя итоги, необходимо отметить плодотворное сотрудничество Музея истории города Иркутска и Иркутского государственного лингвистического университета. Студенты получили хорошие навыки работы с архивными фондами. Некоторые из них, чьи интересы были связаны с бытовой историей региона, смогли расширить источниковую базу для своих дипломных проектов. Более того, находились даже материалы для углубления знаний по генеалогии. В подобном случае личный интерес способствовал более обстоятельному усвоению знаний. Музей же получил заинтересованных лиц, которые помогли классифицировать и описать часть архивных фондов. Университет готов к дальнейшему сотрудничеству как с Музеем истории города Иркутска, так и с любым другим. При этом рассматриваются не только вопросы, связанные с прохождением практик и учебных занятий на базе музеев, но и дальнейшее трудоустройство выпускников. Создаются все условия, чтобы музей принимал на работу не просто работников, но людей, уже зарекомендовавших себя на конкретной работе под наблюдением сотрудников музея. Подобная постановка дела, на наш взгляд, взаимовыгодна и должна находить дальнейшее практическое применение.

Arrangement of Practice in Archives and Museums for Students of the Major "Museology and Monuments Conservation” at the Irkutsk State Linguistic University

V. A. Shalamov

Irkutsk State Linguistic University, Irkutsk

The article concerns the experience of museum practice for the students of the ISLU of the major "Museology and Monuments Conservation" that was arranged in the Irkutsk Historical Museum.

Key words: training of professionals, internship, student, funds, exposition, excursion, intern's diary, report.

Шаламов Владимир Александрович -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, В, тел. 8(3952)200362, e-mail: wladimir13x@yandex. ru

Shalamov Vladimir Aleksandrovich -

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, the Irkutsk State Linguistic University, 664025, Irkutsk, Lenin St., 8, phone 8(3952)200362,

e-mail: wladimir13x@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.