ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ВВЕдЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО РуБЛЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА*
С.А. Дятлов,
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, академик РАЕН [email protected]
В статье рассмотрены основные положения интеграционно-инвестиционной концепции развития экономик стран ЕАЭС, включающих развитие стратегического планирования, новых инструментов интеграции, формирование новых интеграционных институтов регулирования. Предлагается использование текущего интеграционного бюджета и бюджета инновационно-инвестиционного развития стран ЕАЭС. Раскрывается механизм введения и использования новых показателей «инвестиционный золотой рубль», «целевые инвестиционные счета предприятий». Новый интеграционный механизм является механизмом генерации и производства синергийных эффектов.
Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, институты, синергийные эффекты, инвестиционные счета, интеграционный рубль
УДК 330.341.2+330.834+339.13.025 ББК 65.01+67.404.3
В круг рассмотрения проблем евразийской интеграции должен быть включен широкий перечень вопросов, включающих анализ закономерностей и механизмов евразийской интеграции, функционирования интеграционных институтов и методов регулирования с целью обеспечения устойчивого развития, реализации конкурентных преимуществ, получения синергий-но-интеграционных эффектов и обеспечения национальной безопасности стран ЕАЭС в условиях обострения мирового финансового кризиса и усиления глобальной гиперконкуренции. Сегодня главной стратегией развития Евразийского экономического союза должно стать осуществление управляемого постепенного перехода от энтропийной либерально-инерционной модели развития к новой модели развития, обеспечивающей преодоление финансово-экономического кризиса, углубление интеграции и достижение устойчивого инновационно-инвестиционного роста экономик стран ЕАЭС.
Для придания процессу евразийской интеграции динамизма необходима разработка и принятие Единой стратегии торгово-экономической, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической (инновационной) политики ЕАЭС [1]. Разработка единой долгосрочной стратегии развития стран ЕАЭС и ее успешная реализация в рамках нового интеграционного объединения позволит получить интеграционный синергетический эффект ЕАЭС. Разработка и реализация единой долгосрочной стратегии может осуществляться посредством межгосударственных программ, финансируемых из интеграционного бюджета, а также при помощи национальных, регионально-интеграционных и международных институтов развития.
Успех реализации Единой стратегии развития ЕАЭС требует создания системы интеграционного стратегического планирования развития ЕАЭС, включающей основные целевые показатели социально-экономического развития, согласованные основные направления структурной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики, а также национальные и интеграционные конкурентные преимущества стран ЕАЭС. Данная система должна включать в себя следующие элементы: стратегический план развития ЕАЭС, включающий согласование между государствами-участниками конечных целей социально-экономического развития ЕАЭС; планы развития важнейших секторов и кластеров стран ЕАЭС; модель интегрированных межотраслевых балансов государств-членов ЕАЭС; долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития ведущих отраслей и секторов; основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; интеграционные программы, планы мероприятий по их реализации; перечень интеграционных инвестиционных проектов и их законодательное и финансово-кредитное обеспечение.
Важнейшей целью Евразийского экономического союза является укрепление интеграционных государственно-плано-
вых начал, создание условий либерализации внешнеэкономических отношений внутри интеграционного объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Страны-члены Союза создают благоприятные условия для выполнения ЕАЭС его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение основных целей Союза. По сути, речь идет об оптимальном сочетании методов государственно-планового и рыночного регулирования союзной экономики [2].
В долгосрочной перспективе для углубления интеграции требуется формирование единой платежной системы, переход к использованию в странах ЕАЭС единой денежной единицы — интеграционного Евразийского рубля, а также создание соответствующих институтов регулирования, реализующих единую денежно-кредитную и валютную политику стран ЕАЭС — Евразийского Центрального банка. Интеграционный Евразийский рубль должен получить статус резервной валюты стран ЕАЭС.
Мы предлагаем интеграционно-инвестиционную концепцию развития экономик стран ЕАЭС [3]. Главная цель:создание целостной устойчивой интеграционной хозяйственной системы, имеющей стабильно функционирующую, динамично развивающуюся сбалансированную экономику с регулируемым воспроизводственным механизмом инновационно-инвестиционного типа. Необходимо создать условия для постепенного формирования «нового интеграционного сектора» реальной экономики, который создается параллельно старому, ныне существующему и для которого постепенно формируется свой организационно-экономический механизм интеграционного воспроизводства и развития с соответствующим законодательным обеспечением.
Главным инструментом реализации основных целей и задач интеграционной концепции ЕАЭС должен стать «Пятилетний интеграционный план развития стран ЕАЭС», ведущая роль в котором будет отводиться использованию взаимосвязанных и согласованных методов межгосударственного, государственного и корпоративного планирования. Регулирующая роль интеграционных органов должна возрасти. Главный принцип хозяйствования и распределения — равенство (равновыгоднос-ти) всех субъектов хозяйствования в инвестиционном процессе, а в последующем в распределении прибыли в соответствии с основополагающим требованием — равная прибыль на равновеликий вложенный инвестиционный капитал независимо от страны, вида, сферы и способа вложений.
В рамках бюджетно-налогового планирования и стимулирования инновационно-инвестиционного развития предлагается создать двойной бюджет, представляющий два взаимосвязанных бюджета: традиционный, текущий интеграционный бюджет и бюджет инновационно-инвестиционного развития. Бюджет
Материал подготовлен при грантовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00351а
инновационно-инвестиционного развития будет предназначен для целей инвестирования в интеграционные инвестиционные проекты реального сектора экономики, в инновации, в новое строительство, в реализацию важнейших межгосударственных и национальных инновационно-инвестиционных проектов.
Новый воспроизводственный механизм инновационно-инвестиционного типа должен иметь новый инструментарий, новую систему показателей, среди которых ведущее место занимает инвестиционный рубль (ресурсно-инвестиционный золотой рубль) и целевые инвестиционные счета предприятий.
Ресурсно-инвестиционный золотой рубль — это интегральный макроэкономический показатель, показатель тройного обеспечения (тройной надежности), который более точно будет отражать вес интеграционного рубля с учетом его ресурсной, производственной и золото-обеспечивающей составляющей. Рассмотрим его составляющие: ресурсный рубль, инвестиционный рубль, золотой рубль. Ресурсный (экспортный) рубль — получают за счет продажи ресурсов, спрос на которые на внутреннем и внешнем рынках является устойчивым в долгосрочной перспективе (например, такие ресурсы как металлы, нефть, газ, продовольствие, высокотехнологическое оборудование, продукты ОПК). Далее вся сумма ресурсных рублей из сферы торговли поступает в инвестиционную сферу и обеспечивает финансирование инвестиционных проектов и новое строительство, в силу чего ресурсный рубль превращается в инвестиционный рубль.
Движение, накопление, инвестиционный и производственный оборот инвестиционных рублей должен осуществлять под строгим контролем Центрального Интеграционного Банка стран ЕАЭС через целевые инвестиционные счета предприятий, доступ к которым имеют только сами предприятия и доступ к которым закрыт для финансово-валютных спекулянтов и строго законодательно запрещен. Инвестиционные рубли, по сути, являются безналичными деньгами, оборот которых на спекулятивном рынке запрещен интеграционным и национальным законодательством стран ЕАЭС. Следовательно, такой механизм подрубает главные корни и устраняет главные причины обесценения национальных валют стран ЕАЭС и роста инфляции, а также саму возможность использовать инвестиционные безналичные рубли в спекулятивной финансово-валютной сфере, а также вывозить их за рубеж в оффшоры. Наша позиция корреспондируется с концепцией М.И. Кротова и В.И. Мунтияна, изложенной в соответствующей статье, открывшей дискуссию «Есть ли в России экономический кризис» на страницах журнала [4].
В конце инвестиционного периода вся сумма обращающихся инвестиционных рублей после реализации проектов и начала производства новых реальных товаров подлежит физической утилизации, а на всю величину накопленных инвестиционных рублей выпускаются новые деньги — золотые деньги (золотой интеграционный рубль). Последний имеет реальное золотое покрытие, обменивается на золото и имеет стабильный твердый курс.
Количество золотых рублей должно строго контролироваться Центральным Банком стран ЕАЭС и обеспечиваться не только золотом и другими драгоценными металлами, но и имеющимися ресурсами, новыми построенными объектами и массой новых реально произведенных товаров и услуг. Интеграционный золотой рубль со стабильным курсом будет обращается на территории всех стран ЕАЭС без ограничений, но иметь определенные регламенты и ограничения при обращении на внешних рынках (вне юрисдикции стран ЕАЭС).
Новый механизм, основанный на введении интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля обеспечит соблюдение основополагающего макроэкономического соотношения — соответствия между товарной массой (услуг) и массой денег в обращении, что является основой для поддержания пропорций между другими главными макроэкономическими показателями и обеспечения сбалансированности как в интеграционной экономике в целом, так и в отдельных ее нацио-
нальных секторах и сферах. Запуск интеграционного инновационно-инвестиционного механизма при строгом соблюдении всех необходимых условий уже через два-три года приведет к достаточно высокому росту накоплений и возникновению инвестиционного бума в странах ЕАЭС, создавая постепенно реальные предпосылки для достижения основных стратегических целей динамичного и устойчивого развития и обеспечения комплексной безопасности стран ЕАЭС в ХХ! веке.
На наш взгляд, в рамках разработанной и предлагаемой нами концепции введение в действие интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля в единстве с созданием и обеспечением функционирования целевых инвестиционных счетов компаний стран ЕАЭС, а также использование макроэкономического механизма государственной поддержки реального сектора экономики, инновационных сфер, включая введение в действие целевых налоговых льгот, инвестиционного кредита и др., обеспечит устойчивый неинфляционный рост экономик стран ЕАЭС.
При этом реализуется следующая стратегическая цель: рост кредитно-денежного предложения под минимальный процент (2-3%), адресно через целевые инвестиционные счета предприятий направляемого на инвестиции в реальный сектор экономики и инновационную сферу, должен приводить к росту ВВП и росту занятости в экономиках стран ЕАЭС при низких (контролируемых) темпах инфляции и стабильном курсе интеграционного золотого рубля. В дальнейшем золотой рубль, имеющий стабильный не подверженный спекулятивным колебаниям курс, может стать основой для введения интеграционного рубля и для других потенциальных участников Евразийского Экономического Союза.
Новый интеграционный механизм должен стать по своей сути механизмом генерации и производства синергийных эффектов. В качестве своих важнейших элементов и функций он предполагает создание новых институтов регулирования и управления (Центральный Интеграционный Банк), исключает использование инвестиционных рублей в финансово-валютной спекулятивной сфере, а также обеспечивает безинфляционное устойчивое развитие экономик стран ЕАЭС. Это будет обеспечивать преодоление энтропийно-кризисных явлений в экономике, значительный приток прямых инвестиций в реальный сектор, массовое инновационно-технологическое обновление промышленных секторов экономики, создание новых рабочих мест, прирост реального ВВП и повышение конкурентоспособности товаров и услуг стран ЕАЭС на мировых рынках.
При этом считаем важным подчеркнуть следующее важное методологическое положение: механизм инвестиционного рубля и целевых инвестиционных счетов — это организационный механизм беспроцентного, неинфляционного развития экономики. По нашим расчетам, для принятия пакета основополагающих законов, запуска нового механизма и реализации данной концепции потребуется полтора-два года, что позволит получить ежегодный прирост ВВП в странах ЕАЭС в размере 7-10% ежегодно в течение всего срока действия пятилетнего плана.
Важнейшими результатами предлагаемой нами новой си-нергийной политики экономической интеграции должны стать рост высокотехнологичной продукции производителей, снижение зависимости экономик от импортируемых товаров из-за рубежа, повышение объемов высокотехнологичного экспорта в другие страны и увеличения его доли на мировых рынках, а также обеспечение конкурентоспособности, национальной, продовольственной, экономической и военно-политической безопасности стран ЕАЭС. В условиях роста геополитических рисков, усиления глобальной гиперконкуренции, действия санкций осуществляемая в рамках синергийной концепции политика введения интеграционного золотого рубля (целевых инвестиционных счетов предприятий) стран ЕАЭС станет главным элементом механизма обеспечения их динамичного, устойчивого и безопасного развития в XXI веке.
Литература
1. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: научный доклад. — М.: РАН, 2013. 29 января.
2. Ананьев А.А., Дятлов С.А. Евразийская политическая экономия как теоретическое основание новой интеграционной целостности: сущность и организационно-институциональные формы // Проблемы современной экономики. 2015. — № 4. — С.63-67.
3. Дятлов С.А. Инновационно-инвестиционная концепция развития России // Инновации. — 2015. — № 4 (198). — С. 15-20; Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию. — СПб.: Изд-во Асте-рион, 2009. — С. 235-242.
4. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — №2. — С.7-14.
создание ТЕРРИТОРИЙ опережающего РАЗВИТИЯ в РОССИИ -важнейший фактор укрепления евразийской интеграции
С.Л. Орлов,
профессор базовой кафедры управления в сфере закупок Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук [email protected]
Современная модель социально-экономического развития России в последние несколько лет складывается под воздействием глобальных финансовых вызовов и непредсказуемых политических обстоятельств. Это требует поиска новых направлений источников системного стратегического развития, в основе которых лежат поистине исторические преобразования наиболее перспективных территорий в нескольких субъектах Дальневосточного федерального округа. Не отвергая сложившийся императив «европейского» направления взаимодействия, такой подход может стать поворотным моментом в развитии России на долгие годы и обеспечить упрочение евразийских интеграционных процессов.
Ключевые слова: стратегическое планирование, евразийская интеграция, Федеральные целевые программы, Дальневосточный макрорегион, Азиатско-Тихоокеанский регион, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны
УДК 332.13 (4/5)
Экономика как сердцевина современной общественной системы и основа государственного управления на различных его уровнях в настоящее время требует безусловного перехода к системному стратегическому планированию в качестве основополагающей парадигмы на длительную перспективу. Основой этого процесса в России, кроме прогнозируемой на долгие годы мировой политической и экономической нестабильности, можно считать объективную необходимость построения современного механизма стратегического управления и планирования, способного усилить интеграционные процессы в наднациональной системе недавно созданного Евразийского экономического союза.
В современной управленческой иерархии важнейшими составляющими являются, как известно, планирование (прогнозирование), а также организация, мотивация и контроль. Это единое целое, и без каждой из указанных частей современный алгоритм развития, в особенности на государственном уровне, не может существовать в принципе. Однако всё же позволим высказать мнение, что в сложившейся модели глобального развития, в её евразийском и национальных сегментах, приоритет должен быть отдан именно планированию, в первую очередь, системному стратегическому и программно-целевому. От него берёт начало дальнейший ход всех процессов, поиск ресурсов, подбор и расстановка кадров исполнителей для решения конкретных социально-экономических задач, в том числе по упрочению евразийской интеграции на просторах бывшего СССР.
Успехи стратегического планирования в «дорыночные» годы вряд ли кто будет оспаривать, а ранее апробированный горизонт формирования прогноза во временном лаге двенадцати и более лет ныне взят за основу при разработке перспектив развития важнейших стратегических и наиболее затратных отраслей и народнохозяйственных комплексов [3]. Причём особое место уделено комплексному системному подходу на этапе разработки планов.
Трансформация современного вектора управления и объективность перехода к принципам стратегического планирования на основе системного подхода, на наш взгляд, удачно
подмечены Г. Клейнером в статье «Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории» [8, с.117—138], а также неоднократно в более ранних работах данного автора по рассматриваемому направлению современной экономической мысли. Так, в упомянутой выше статье Г. Клей-нер справедливо отмечает, что «рассмотрение экономических систем с точки зрения их локализации в пространственно-временном экономическом континууме создаёт предпосылки для учёта как общеэкономических закономерностей, так и территориально или темпорально (во времени) специфических (в том числе исторических особенностей)» [8, с.118]. Наиболее явственно указанный вектор прослеживается в нынешних подходах государства к развитию Дальнего Востока, где в настоящее время запущен важнейший социально-экономический манёвр в евразийской и национальной моделях управления.
Современный Дальний Восток, кроме особого политического статуса для России, концентрирует в себе значительные природные ресурсы и немалый стратегический потенциал. Ещё в последней четверти прошлого столетия был дан старт его успешному освоению: Байкало-Амурская магистраль и прилегающие территории, морские порты Восточный и Находка, угольные разрезы Якутии, крупный гидроэнергетический комплекс в Приамурье и многое другое.
Как известно, «дальневосточный» вектор развития экономики претерпел заметный спад, как известно, в 1990-х — начале 2000-х годов. И лишь в последние несколько лет ситуация кардинально изменилась: приняты государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [4], а также новые федеральные целевые программы (ФЦП) и региональные подпрограммы [4]. Наконец, совсем недавно научное сообщество и специалисты-практики ввели в обиход новое наименование — территории опережающего социально-экономического развития. В евразийский терминологический оборот подобное словосочетание также введено впервые.
Итак, что же представляют собой подобные территориальные образования? В общих чертах, под территорией опережающего социально-экономического развития подразумева-