Научная статья на тему 'Организационный механизм введения интеграционного рубля Евразийского экономического союза'

Организационный механизм введения интеграционного рубля Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTES / СИНЕРГИЙНЫЕ ЭФФЕКТЫ / SYNERGETIC EFFECTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СЧЕТА / INVESTMENT ACCOUNTS / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РУБЛЬ / INTEGRATION RUBLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Сергей Алексеевич

В статье рассмотрены основные положения интеграционно-инвестиционной концепции развития экономик стран ЕАЭС, включающих развитие стратегического планирования, новых инструментов интеграции, формирование новых интеграционных институтов регулирования. Предлагается использование текущего интеграционного бюджета и бюджета инновационно-инвестиционного развития стран ЕАЭС. Раскрывается механизм введения и использования новых показателей «инвестиционный золотой рубль», «целевые инвестиционные счета предприятий». Новый интеграционный механизм является механизмом генерации и производства синергийных эффектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of the integrate ruble of the Eurasian Economic Community: Organizational mechanism (Russia, St. Petersburg)

The article discusses the basic principles of the integration and investment concept of EEC economic development, including strategic planning, new integration tools, new integration institutes of regulations, etc. The author discusses the use of the current integration budget and the EEC budget of innovation and investment development, analyzes the mechanism of introduction and application of a number of new indices such as “investment golden ruble” and the “trust account of the enterprise.” The article argues that the new integration mechanism is the mechanism generating of new synergetic effects

Текст научной работы на тему «Организационный механизм введения интеграционного рубля Евразийского экономического союза»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ВВЕдЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО РуБЛЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА*

С.А. Дятлов,

профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, академик РАЕН oetdsa@yandex.ru

В статье рассмотрены основные положения интеграционно-инвестиционной концепции развития экономик стран ЕАЭС, включающих развитие стратегического планирования, новых инструментов интеграции, формирование новых интеграционных институтов регулирования. Предлагается использование текущего интеграционного бюджета и бюджета инновационно-инвестиционного развития стран ЕАЭС. Раскрывается механизм введения и использования новых показателей «инвестиционный золотой рубль», «целевые инвестиционные счета предприятий». Новый интеграционный механизм является механизмом генерации и производства синергийных эффектов.

Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, институты, синергийные эффекты, инвестиционные счета, интеграционный рубль

УДК 330.341.2+330.834+339.13.025 ББК 65.01+67.404.3

В круг рассмотрения проблем евразийской интеграции должен быть включен широкий перечень вопросов, включающих анализ закономерностей и механизмов евразийской интеграции, функционирования интеграционных институтов и методов регулирования с целью обеспечения устойчивого развития, реализации конкурентных преимуществ, получения синергий-но-интеграционных эффектов и обеспечения национальной безопасности стран ЕАЭС в условиях обострения мирового финансового кризиса и усиления глобальной гиперконкуренции. Сегодня главной стратегией развития Евразийского экономического союза должно стать осуществление управляемого постепенного перехода от энтропийной либерально-инерционной модели развития к новой модели развития, обеспечивающей преодоление финансово-экономического кризиса, углубление интеграции и достижение устойчивого инновационно-инвестиционного роста экономик стран ЕАЭС.

Для придания процессу евразийской интеграции динамизма необходима разработка и принятие Единой стратегии торгово-экономической, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической (инновационной) политики ЕАЭС [1]. Разработка единой долгосрочной стратегии развития стран ЕАЭС и ее успешная реализация в рамках нового интеграционного объединения позволит получить интеграционный синергетический эффект ЕАЭС. Разработка и реализация единой долгосрочной стратегии может осуществляться посредством межгосударственных программ, финансируемых из интеграционного бюджета, а также при помощи национальных, регионально-интеграционных и международных институтов развития.

Успех реализации Единой стратегии развития ЕАЭС требует создания системы интеграционного стратегического планирования развития ЕАЭС, включающей основные целевые показатели социально-экономического развития, согласованные основные направления структурной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики, а также национальные и интеграционные конкурентные преимущества стран ЕАЭС. Данная система должна включать в себя следующие элементы: стратегический план развития ЕАЭС, включающий согласование между государствами-участниками конечных целей социально-экономического развития ЕАЭС; планы развития важнейших секторов и кластеров стран ЕАЭС; модель интегрированных межотраслевых балансов государств-членов ЕАЭС; долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития ведущих отраслей и секторов; основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; интеграционные программы, планы мероприятий по их реализации; перечень интеграционных инвестиционных проектов и их законодательное и финансово-кредитное обеспечение.

Важнейшей целью Евразийского экономического союза является укрепление интеграционных государственно-плано-

вых начал, создание условий либерализации внешнеэкономических отношений внутри интеграционного объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Страны-члены Союза создают благоприятные условия для выполнения ЕАЭС его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение основных целей Союза. По сути, речь идет об оптимальном сочетании методов государственно-планового и рыночного регулирования союзной экономики [2].

В долгосрочной перспективе для углубления интеграции требуется формирование единой платежной системы, переход к использованию в странах ЕАЭС единой денежной единицы — интеграционного Евразийского рубля, а также создание соответствующих институтов регулирования, реализующих единую денежно-кредитную и валютную политику стран ЕАЭС — Евразийского Центрального банка. Интеграционный Евразийский рубль должен получить статус резервной валюты стран ЕАЭС.

Мы предлагаем интеграционно-инвестиционную концепцию развития экономик стран ЕАЭС [3]. Главная цель:создание целостной устойчивой интеграционной хозяйственной системы, имеющей стабильно функционирующую, динамично развивающуюся сбалансированную экономику с регулируемым воспроизводственным механизмом инновационно-инвестиционного типа. Необходимо создать условия для постепенного формирования «нового интеграционного сектора» реальной экономики, который создается параллельно старому, ныне существующему и для которого постепенно формируется свой организационно-экономический механизм интеграционного воспроизводства и развития с соответствующим законодательным обеспечением.

Главным инструментом реализации основных целей и задач интеграционной концепции ЕАЭС должен стать «Пятилетний интеграционный план развития стран ЕАЭС», ведущая роль в котором будет отводиться использованию взаимосвязанных и согласованных методов межгосударственного, государственного и корпоративного планирования. Регулирующая роль интеграционных органов должна возрасти. Главный принцип хозяйствования и распределения — равенство (равновыгоднос-ти) всех субъектов хозяйствования в инвестиционном процессе, а в последующем в распределении прибыли в соответствии с основополагающим требованием — равная прибыль на равновеликий вложенный инвестиционный капитал независимо от страны, вида, сферы и способа вложений.

В рамках бюджетно-налогового планирования и стимулирования инновационно-инвестиционного развития предлагается создать двойной бюджет, представляющий два взаимосвязанных бюджета: традиционный, текущий интеграционный бюджет и бюджет инновационно-инвестиционного развития. Бюджет

Материал подготовлен при грантовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00351а

инновационно-инвестиционного развития будет предназначен для целей инвестирования в интеграционные инвестиционные проекты реального сектора экономики, в инновации, в новое строительство, в реализацию важнейших межгосударственных и национальных инновационно-инвестиционных проектов.

Новый воспроизводственный механизм инновационно-инвестиционного типа должен иметь новый инструментарий, новую систему показателей, среди которых ведущее место занимает инвестиционный рубль (ресурсно-инвестиционный золотой рубль) и целевые инвестиционные счета предприятий.

Ресурсно-инвестиционный золотой рубль — это интегральный макроэкономический показатель, показатель тройного обеспечения (тройной надежности), который более точно будет отражать вес интеграционного рубля с учетом его ресурсной, производственной и золото-обеспечивающей составляющей. Рассмотрим его составляющие: ресурсный рубль, инвестиционный рубль, золотой рубль. Ресурсный (экспортный) рубль — получают за счет продажи ресурсов, спрос на которые на внутреннем и внешнем рынках является устойчивым в долгосрочной перспективе (например, такие ресурсы как металлы, нефть, газ, продовольствие, высокотехнологическое оборудование, продукты ОПК). Далее вся сумма ресурсных рублей из сферы торговли поступает в инвестиционную сферу и обеспечивает финансирование инвестиционных проектов и новое строительство, в силу чего ресурсный рубль превращается в инвестиционный рубль.

Движение, накопление, инвестиционный и производственный оборот инвестиционных рублей должен осуществлять под строгим контролем Центрального Интеграционного Банка стран ЕАЭС через целевые инвестиционные счета предприятий, доступ к которым имеют только сами предприятия и доступ к которым закрыт для финансово-валютных спекулянтов и строго законодательно запрещен. Инвестиционные рубли, по сути, являются безналичными деньгами, оборот которых на спекулятивном рынке запрещен интеграционным и национальным законодательством стран ЕАЭС. Следовательно, такой механизм подрубает главные корни и устраняет главные причины обесценения национальных валют стран ЕАЭС и роста инфляции, а также саму возможность использовать инвестиционные безналичные рубли в спекулятивной финансово-валютной сфере, а также вывозить их за рубеж в оффшоры. Наша позиция корреспондируется с концепцией М.И. Кротова и В.И. Мунтияна, изложенной в соответствующей статье, открывшей дискуссию «Есть ли в России экономический кризис» на страницах журнала [4].

В конце инвестиционного периода вся сумма обращающихся инвестиционных рублей после реализации проектов и начала производства новых реальных товаров подлежит физической утилизации, а на всю величину накопленных инвестиционных рублей выпускаются новые деньги — золотые деньги (золотой интеграционный рубль). Последний имеет реальное золотое покрытие, обменивается на золото и имеет стабильный твердый курс.

Количество золотых рублей должно строго контролироваться Центральным Банком стран ЕАЭС и обеспечиваться не только золотом и другими драгоценными металлами, но и имеющимися ресурсами, новыми построенными объектами и массой новых реально произведенных товаров и услуг. Интеграционный золотой рубль со стабильным курсом будет обращается на территории всех стран ЕАЭС без ограничений, но иметь определенные регламенты и ограничения при обращении на внешних рынках (вне юрисдикции стран ЕАЭС).

Новый механизм, основанный на введении интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля обеспечит соблюдение основополагающего макроэкономического соотношения — соответствия между товарной массой (услуг) и массой денег в обращении, что является основой для поддержания пропорций между другими главными макроэкономическими показателями и обеспечения сбалансированности как в интеграционной экономике в целом, так и в отдельных ее нацио-

нальных секторах и сферах. Запуск интеграционного инновационно-инвестиционного механизма при строгом соблюдении всех необходимых условий уже через два-три года приведет к достаточно высокому росту накоплений и возникновению инвестиционного бума в странах ЕАЭС, создавая постепенно реальные предпосылки для достижения основных стратегических целей динамичного и устойчивого развития и обеспечения комплексной безопасности стран ЕАЭС в ХХ! веке.

На наш взгляд, в рамках разработанной и предлагаемой нами концепции введение в действие интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля в единстве с созданием и обеспечением функционирования целевых инвестиционных счетов компаний стран ЕАЭС, а также использование макроэкономического механизма государственной поддержки реального сектора экономики, инновационных сфер, включая введение в действие целевых налоговых льгот, инвестиционного кредита и др., обеспечит устойчивый неинфляционный рост экономик стран ЕАЭС.

При этом реализуется следующая стратегическая цель: рост кредитно-денежного предложения под минимальный процент (2-3%), адресно через целевые инвестиционные счета предприятий направляемого на инвестиции в реальный сектор экономики и инновационную сферу, должен приводить к росту ВВП и росту занятости в экономиках стран ЕАЭС при низких (контролируемых) темпах инфляции и стабильном курсе интеграционного золотого рубля. В дальнейшем золотой рубль, имеющий стабильный не подверженный спекулятивным колебаниям курс, может стать основой для введения интеграционного рубля и для других потенциальных участников Евразийского Экономического Союза.

Новый интеграционный механизм должен стать по своей сути механизмом генерации и производства синергийных эффектов. В качестве своих важнейших элементов и функций он предполагает создание новых институтов регулирования и управления (Центральный Интеграционный Банк), исключает использование инвестиционных рублей в финансово-валютной спекулятивной сфере, а также обеспечивает безинфляционное устойчивое развитие экономик стран ЕАЭС. Это будет обеспечивать преодоление энтропийно-кризисных явлений в экономике, значительный приток прямых инвестиций в реальный сектор, массовое инновационно-технологическое обновление промышленных секторов экономики, создание новых рабочих мест, прирост реального ВВП и повышение конкурентоспособности товаров и услуг стран ЕАЭС на мировых рынках.

При этом считаем важным подчеркнуть следующее важное методологическое положение: механизм инвестиционного рубля и целевых инвестиционных счетов — это организационный механизм беспроцентного, неинфляционного развития экономики. По нашим расчетам, для принятия пакета основополагающих законов, запуска нового механизма и реализации данной концепции потребуется полтора-два года, что позволит получить ежегодный прирост ВВП в странах ЕАЭС в размере 7-10% ежегодно в течение всего срока действия пятилетнего плана.

Важнейшими результатами предлагаемой нами новой си-нергийной политики экономической интеграции должны стать рост высокотехнологичной продукции производителей, снижение зависимости экономик от импортируемых товаров из-за рубежа, повышение объемов высокотехнологичного экспорта в другие страны и увеличения его доли на мировых рынках, а также обеспечение конкурентоспособности, национальной, продовольственной, экономической и военно-политической безопасности стран ЕАЭС. В условиях роста геополитических рисков, усиления глобальной гиперконкуренции, действия санкций осуществляемая в рамках синергийной концепции политика введения интеграционного золотого рубля (целевых инвестиционных счетов предприятий) стран ЕАЭС станет главным элементом механизма обеспечения их динамичного, устойчивого и безопасного развития в XXI веке.

Литература

1. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: научный доклад. — М.: РАН, 2013. 29 января.

2. Ананьев А.А., Дятлов С.А. Евразийская политическая экономия как теоретическое основание новой интеграционной целостности: сущность и организационно-институциональные формы // Проблемы современной экономики. 2015. — № 4. — С.63-67.

3. Дятлов С.А. Инновационно-инвестиционная концепция развития России // Инновации. — 2015. — № 4 (198). — С. 15-20; Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию. — СПб.: Изд-во Асте-рион, 2009. — С. 235-242.

4. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — №2. — С.7-14.

создание ТЕРРИТОРИЙ опережающего РАЗВИТИЯ в РОССИИ -важнейший фактор укрепления евразийской интеграции

С.Л. Орлов,

профессор базовой кафедры управления в сфере закупок Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

доктор экономических наук bkzakupki@yandex.ru

Современная модель социально-экономического развития России в последние несколько лет складывается под воздействием глобальных финансовых вызовов и непредсказуемых политических обстоятельств. Это требует поиска новых направлений источников системного стратегического развития, в основе которых лежат поистине исторические преобразования наиболее перспективных территорий в нескольких субъектах Дальневосточного федерального округа. Не отвергая сложившийся императив «европейского» направления взаимодействия, такой подход может стать поворотным моментом в развитии России на долгие годы и обеспечить упрочение евразийских интеграционных процессов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, евразийская интеграция, Федеральные целевые программы, Дальневосточный макрорегион, Азиатско-Тихоокеанский регион, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны

УДК 332.13 (4/5)

Экономика как сердцевина современной общественной системы и основа государственного управления на различных его уровнях в настоящее время требует безусловного перехода к системному стратегическому планированию в качестве основополагающей парадигмы на длительную перспективу. Основой этого процесса в России, кроме прогнозируемой на долгие годы мировой политической и экономической нестабильности, можно считать объективную необходимость построения современного механизма стратегического управления и планирования, способного усилить интеграционные процессы в наднациональной системе недавно созданного Евразийского экономического союза.

В современной управленческой иерархии важнейшими составляющими являются, как известно, планирование (прогнозирование), а также организация, мотивация и контроль. Это единое целое, и без каждой из указанных частей современный алгоритм развития, в особенности на государственном уровне, не может существовать в принципе. Однако всё же позволим высказать мнение, что в сложившейся модели глобального развития, в её евразийском и национальных сегментах, приоритет должен быть отдан именно планированию, в первую очередь, системному стратегическому и программно-целевому. От него берёт начало дальнейший ход всех процессов, поиск ресурсов, подбор и расстановка кадров исполнителей для решения конкретных социально-экономических задач, в том числе по упрочению евразийской интеграции на просторах бывшего СССР.

Успехи стратегического планирования в «дорыночные» годы вряд ли кто будет оспаривать, а ранее апробированный горизонт формирования прогноза во временном лаге двенадцати и более лет ныне взят за основу при разработке перспектив развития важнейших стратегических и наиболее затратных отраслей и народнохозяйственных комплексов [3]. Причём особое место уделено комплексному системному подходу на этапе разработки планов.

Трансформация современного вектора управления и объективность перехода к принципам стратегического планирования на основе системного подхода, на наш взгляд, удачно

подмечены Г. Клейнером в статье «Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории» [8, с.117—138], а также неоднократно в более ранних работах данного автора по рассматриваемому направлению современной экономической мысли. Так, в упомянутой выше статье Г. Клей-нер справедливо отмечает, что «рассмотрение экономических систем с точки зрения их локализации в пространственно-временном экономическом континууме создаёт предпосылки для учёта как общеэкономических закономерностей, так и территориально или темпорально (во времени) специфических (в том числе исторических особенностей)» [8, с.118]. Наиболее явственно указанный вектор прослеживается в нынешних подходах государства к развитию Дальнего Востока, где в настоящее время запущен важнейший социально-экономический манёвр в евразийской и национальной моделях управления.

Современный Дальний Восток, кроме особого политического статуса для России, концентрирует в себе значительные природные ресурсы и немалый стратегический потенциал. Ещё в последней четверти прошлого столетия был дан старт его успешному освоению: Байкало-Амурская магистраль и прилегающие территории, морские порты Восточный и Находка, угольные разрезы Якутии, крупный гидроэнергетический комплекс в Приамурье и многое другое.

Как известно, «дальневосточный» вектор развития экономики претерпел заметный спад, как известно, в 1990-х — начале 2000-х годов. И лишь в последние несколько лет ситуация кардинально изменилась: приняты государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [4], а также новые федеральные целевые программы (ФЦП) и региональные подпрограммы [4]. Наконец, совсем недавно научное сообщество и специалисты-практики ввели в обиход новое наименование — территории опережающего социально-экономического развития. В евразийский терминологический оборот подобное словосочетание также введено впервые.

Итак, что же представляют собой подобные территориальные образования? В общих чертах, под территорией опережающего социально-экономического развития подразумева-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.