Научная статья на тему 'Организационный механизм управления потенциалом кондитерских предприятий на основе сбалансированной системы показателей'

Организационный механизм управления потенциалом кондитерских предприятий на основе сбалансированной системы показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уфимцев Ф. Р., Скульчес Д. В.

Рассмотрен механизм управления потенциалом предприятия на основе сбалансированной системы показателей (ССП) как совокупности имущественных, инвестиционно-инновационных, трудовых, финансовых компонентов с использованием метода однофакторного регрессионного анализа. Основное внимание уделено выбору показателей из большого числа возможных вариантов как важнейшей задаче построения ССП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм управления потенциалом кондитерских предприятий на основе сбалансированной системы показателей»

664.68:005.216

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛОМ КОНДИТЕРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Ф.Р. УФИМЦЕВ, Д.В. СКУЛЬЧЕС

Кубанский государственный технологический университет,

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; тел.: (861) 259-63-33, электронная почта: scогр999@таП.ги

Рассмотрен механизм управления потенциалом предприятия на основе сбалансированной системы показателей (ССП) как совокупности имущественных, инвестиционно-инновационных, трудовых, финансовых компонентов с использо -ванием метода однофакторного регрессионного анализа. Основное внимание уделено выбору показателей из большого числа возможных вариантов как важнейшей задаче построения ССП.

Ключевые слова: управление потенциалом, сбалансированная система показателей, однофакторный регрессионный анализ.

Сбалансированная система показателей (ССП) как инструмент управления потенциалом предприятия представляет собой сочетание традиционных финансовых показателей, характеризующих прошедший период, с другими показателями, в том числе нефинансовыми, характеризующими стратегические перспективы развития. Сбалансированная система показателей является не просто инструментом стратегического управления компанией, но и помогает лучше разобраться в том, как функционирует предприятие, понять, что и как нужно изменить в его деятельности [1].

При формировании механизма управления потенциалом кондитерских предприятий на основе ССП необходимо определить степень воздействия различных факторов на результирующий показатель оценки потенциала предприятия.

Методом однофакторного регрессионного анализа данная задача может быть сформулирована таким образом, что значениям независимой переменной х отвечают значения зависимой переменной у:

Yi = а1 х, + а0 + ei; I = 1, ..., п,

где - независимые случайные ошибки, которые интерпретируются как ошибки наблюдений; <яь а - параметры, описывающие прямую линию, которые следует оценить по наблюдениям (х,, у,).

В качестве независимых переменных однофакторного моделирования выступают факторы финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оценка которых произведена на основе предложенной ССП потенциала. В качестве зависимой переменной, характеризующей компоненты потенциала предприятия и их использование, принимаем для всех однофакторных моделей объем произведенной и реализованной продукции в расчете на одного занятого на предприятии. Подобные однофакторные зависимости характеризуют степень вклада каждого из компонентов потенциала в достижение конечного результата.

Критерием такого подхода может служить уровень тесноты связи между независимыми и зависимой пере-

менными. Считаем исследуемую связь достаточно существенной для дальнейшего ее использования, если коэффициент корреляции находится в пределах, по крайней мере, не ниже среднего (умеренного) уровня, т. е. не ниже значения 0,3.

В результате произведенного однофакторного моделирования определены сила влияния и особенности воздействия каждого из факторов на результативность производства кондитерских предприятий, что позволяет, ориентируясь на ССП, предпринимать конкретные меры по совершенствованию потенциала предприятий дифференцированно по всем его компонентам. В частности, по имущественному компоненту это повышение фондовооруженности труда (Фв, тыс. р./чел.), совершенствование структуры основных фондов (СтрОф - доля активной части основных фондов, %) и их износ (ИзнОф, %). Представляет интерес зависимость объема продукции на одного работника от доли активной части основных фондов (рис. 1).

Состояние инвестиционно-инновационного компонента потенциала зависит от показателя поступления основных средств (ПостОф, % к балансовой стоимости), коэффициента использования инвестиционных возможностей предприятия (Инв - отношение суммы прибыли и амортизационных отчислений к величине инвестиций в основной капитал), величины амортизационных отчислений (Аморт, % к сумме затрат). Выяснилось, что приобретения основных фондов крайне неравномерны как по предприятиям, так и по времени и не дают соответствующего эффекта по росту производительности труда и объемов производства.

Зависимость объема продукции на одного работника от коэффициента использования инвестиционных возможностей представлена на рис. 2.

Трудовой компонент характеризуется показателями производительности труда (Пр, тыс. р./чел.), средней заработной платой (Зп, тыс. р./г.), долей заработной платы в объеме продукции (Дзп, %). Анализ показал, что зависимость объема производства от величины

Доля активной части основных фондов, %

Рис. 1

средней заработной платы работников, т. е. от уровня мотивации труда, характерна не для всех предприятий.

Для оценки финансово-экономического компонента потенциала используем коэффициенты текущей ликвидности (Ликв), обеспеченности собственными средствами (Обесп) и финансовой независимости (Нез), показатели эффекта финансового рычага (Фрыч, %), удельных затрат (Уд, тыс. р./т), запаса финансовой прочности до точки безубыточности (Зап, тыс. р.) и результата хозяйственной деятельности (РезХ, % к выручке). Высокий уровень данных показателей благоприятно сказывается на результатах производства в связи с отсутствием задержек с финансированием поставок и оплаты труда. Вместе с тем подтверждается, что высокий уровень издержек ведет к росту цен на продукцию и соответствующее снижение объема продаж.

Анализ зависимости объема продукции на одного работника от издержек производства на единицу продукции (рис. 3) показывает, что колебания объемов производства почти на 40 % зависят от затрат на единицу продукции.

В компоненте потенциала, характеризующем управление, используем показатели оборачиваемости соответственно капитала (ОбКап), текущих активов (ОбАкт), запасов (ОбЗап), долю постоянных затрат в общей сумме издержек производства (ЗатрПост, %), долю затрат, не относящихся к основному производству (ДопЗатр, %), средние цены продаж (Цен, тыс. р./т),

Затраты на единицу физобъема, тыс. р./т

Коэффициент использования инвестиционных возможностей, д. е.

Рис. 2

рентабельность продаж (РентПр, %), оборачиваемость средств в расчетах (ОбРасч), материальные затраты на единицу продукции - удельные материальные затраты (МатЗатр, тыс. р./т).

Значительный интерес представляет зависимость объема продукции от цен продаж (рис. 4).

Выявленное снижение объемов по мере роста цен продаж вызвано тем, что цены на продукцию растут не в связи с приданием ей новых потребительских свойств, повышением ее качества, а преимущественно в связи с ростом издержек производства. Судя по коэффициенту детерминации, это составляет 47% всех причин, снижающих объемы производства. Поэтому в настоящее время для предприятий кондитерской отрасли актуальным остается снижение цен на продукцию даже при повышении ее качества. Это одна из важнейших проблем управления.

Однофакторные модели обладают высокой значи -мостью и могут использоваться в практической деятельности предприятий при формировании и использовании потенциала, обеспечивающего необходимые объемы производства и реализации продукции. Но для практических целей более предпочтительны, на наш взгляд, многофакторные экономико-математические модели. Они позволяют получить обобщенные данные как в целом по состоянию потенциала, так и по отдельным его компонентам в зависимости от показателей сбалансированной системы.

Средние цены продаж, тыс. р./т

Рис. 3

Рис. 4

Таблица 1

Модель (функция Об - объем продукции на одного работника, т) Коэффициент

корреляции детерминации

Имущественный компонент

Об = 5,2475 + 0,0106 Фв + 0,0621СтрОф - 0,0252 ИзнОф 0,7212 0,5202

Инвестиционно-инновационный компонент

Об = 7,3751 + 3,9864 Инв + 0,9439Аморт 0,5768 0,3327

Трудовой компонент

Об = -7,9454 + 0,0105 Пр + 0,2479Зп + 0,0250Дзп 0,7592 0,5764

Финансово-экономический компонент

Об = 23,2137 + 1,0153 Ликв + 0,1869Фрыч - 0,3345Уд + 0,0118Зап + 0,0195РезХ 0,7164 0,5133

Управление

Об = 11,5249 + 0,0928 РентПр - 0,1535Цен + 1,4658ОбЗап - 0,0692ДопЗатр 0,5875 0,3452

Модель экспресс-оценки потенциала

Об = 12,6948 + 0,0116 Фв + 0,1530Аморт + 0,0251 Зпл + 0,0578Уд - 0,2086 Цен 0,8369 0,7004

Зависимая переменная в многофакторных моделях, как уже отмечалось, остается прежней - объем продукции предприятий в расчете на одного работника, а независимые переменные предстоит выбрать по ССП с учетом важности показателя для характеристики соответствующего компонента, доступности данных из отчетности для их оценки, отсутствия между ними тесной корреляционной зависимости.

Сводка разработанных многофакторных моделей зависимости объемов кондитерских изделий от показателей сбалансированной системы потенциала приведена в табл. 1.

Разработанные экономию -математические модели можно рассматривать как основу организационно-управленческого механизма управления потенциалом предприятий пищевой промышленности на основе ССП. Модели позволяют решать задачи по формированию потенциала предприятий и совершенствованию его использования. Предполагается, что подобный ор-ганизационно-у правленческий механизм формируется для совершенствования потенциала отраслевых групп предприятий - кондитерских, молочной промышленности и т. п.

Предусматривается два подхода к оценке состояния и использования компонентов потенциала. Первая основная оценка осуществляется с учетом всех взаимосвязей, влияющих на компонент факторов по многофакторной экономико-математической модели, т. е. с учетом воздействия и других неучтенных факторов. Вторая дополнительная оценка выполняется по отдельным составляющим компонента, представленным соответствующими показателями сбалансированной системы. Следует подчеркнуть, что это два разных количественно не взаимосвязанных подхода, поскольку оценка по модели учитывает воздействия и других неучтенных факторов, а оценка по отдельным составляющим является лишь частью общей оценки по модели.

Для оценки того или иного компонента потенциала необходимо определиться с базовыми (прогнозными) значениями показателей, характеризующих оцениваемый компонент. В качестве базовых можно выбрать наилучшие достигнутые показатели в отраслевой группе предприятий, нормативные (стандартные) значения показателей, если такие установлены (например,

для коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами), иные известные достижения.

Далее по разработанной многофакторной экономи -во-математической модели определяем значение объема продукции, которое могло быть достигнуто при выбранных базовых показателях компонента. Оценка компонента потенциала определяется по соотношению фактического объема продукции с расчетным, полученным по базовым значениям показателей, а оценка его составляющих - по соотношению фактических и базовых значений показателей (в процентах).

Покажем результаты оценки состояния и использо -вания потенциала на примере имущественного компонента по группе кондитерских предприятий, функционирующих в Краснодарском крае (табл. 2).

Таблица 2

Оценка имущественного компонента, %

Предпри- ятие По составляющим компонента

По модели Фондово -оружен-ность труда Структура основных фондов Износ основных фондов

ОАО «Южная звезда» 37 38 58 153

ОАО «Анит» 69 26 97 282

ОАО «Виктория» 51 54 76 100

ОАО «Га -лан» 73 92 100 187

ОАО «Кондитерская фабрика» 95 100 70 193

В среднем 63 68 89 168

Как видно из приведенных данных, имущественный компонент потенциала кондитерских предприятий в среднем лишь на 63% отвечает тем задачам, которые стоят перед предприятиями по выпуску качественной продукции. По фондовооруженности труда потребности компонента удовлетворены на 68%, а по износу основных фондов - превышение на 68%. Можно лишь отметить сравнительно высокий уровень в отношении структуры основных фондов.

Таблица 3

Оценка, %

Компоненты потенциала

Предприятие Имуществен- ный Инвестицион- но-инновацион- ный Трудовой Финан сово-эко-номический Менеджмент Потенциал

ОАО «Южная звезда» 37 38

ОАО «Анит» 69 70

ОАО «Виктория» 51 52

ОАО «Галан» 73 74

ОАО «Кондитерская фабрика» 95 96

В среднем 63 63

Еще сложнее положение имущественного компонента на предприятиях ОАО «Южная звезда» - 37%, ОАО «Виктория» - 51%. По фондовооруженности труда значительно отстает ОАО «Анит» - 26% от требуемого уровня. На этом предприятии износ основных фондов в 2,8 раза превышает базовый уровень.

Рассмотренные кондитерские предприятия при подобном состоянии имущественного компонента потенциала вряд ли смогут решать задачи по повышению конкурентоспособности продукции, противостоять возможным кризисным явлениям в пищевой промышленности.

По такой же методике произведена оценка состояния и использования и других компонентов потенциала. Сводные данные по оценке приведены в табл. 3.

Состояние потенциала рассмотренных кондитерских предприятий обеспечивает возможность решения поставленных перед ними конкурентами и потребителями задач лишь на 56%. В этих условиях нельзя ожидать от кондитерских предприятий эффективных антикризисных действий. Необходим комплекс мероприятий по совершенствованию потенциала, прежде всего на наиболее отстающих предприятиях - ОАО «Южная звезда» и ОАО «Виктория», у которых в неудовлетворительном состоянии находятся практически все компоненты. По отдельным компонентам особого внимания требует трудовой, имеющий в среднем наимень-

25 35 34 33

46 66 63 62

34 48 46 46

48 69 66 66

63 89 86 85

41 59 57 56

шую оценку, что свидетельствует о тенденции предприятий поправлять свое финансовое положение за счет заработной платы.

Отметим низкий в среднем уровень менеджмента. Косвенным подтверждением его недостаточности может служить уже упоминавшееся почти полное соответствие издержек производства на единицу продукции ценам продаж. Оно свидетельствует о слабости или отсутствии на предприятиях, во-первых, важного элемента управления - маркетинга, имеется в виду маркетинг как продаж, так и поставок; во-вторых, такого не менее важного направления деятельности, как придание продукту новых качеств.

Таким образом, предлагаемый организационный механизм управления потенциалом предприятий на основе ССП позволяет получить достаточно полную и ясную картину имеющихся у предприятий производственных проблем по формированию и использованию потенциала и определить необходимые меры их решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сертаков А.С. Управление временем в проекте по внедрению системы сбалансированных показателей // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 6. - С. 70-78.

Поступила 01.12.09 г.

ORGANIZA TIONAL MECHANISM OF MANAGEMENT OF CONFECTIONERY ENTERPRISE POTENTIAL ON THE BASIS OF THE BALANCED SCORECARD

F.R. UFIMTSEV, D.V. SKULCHES

Kuban State Technological University,

2, Moskovskaya st., Krasnodar, 350072; ph. : (861) 259-63-33, e-mail: scorp999@mail.ru

The mechanism of management of enterprise potential on the basis of the balanced scorecard (BSC) as set of property, investment-innovative, labour, financial components with use of a method one-way regression analysis is considered. The basic attention is given to a choice of indicators from big number of possible variants, as major of construction of the BSC.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: management of enterprise potential, balanced scorecard, one-way regression analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.