Научная статья на тему 'Организационный механизм регулирования регионального АПК'

Организационный механизм регулирования регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / АПК / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпенко Галина

Сейчас уже нет сомнения в том, что отсутствие ясной, социально ориентированной политики государства, утрата управляемости социально-экономическими процессами привели к разрушительным последствиям для экономики в целом и для агропромышленного комплекса в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм регулирования регионального АПК»

ВОПРОС

ОТВЕТ

Сегодня наш разговор с начальником департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором психологических наук, профессором А.С. Карпенко посвящен наиболее сложным и актуальным проблемам развития законодательства о государственной службе, связанным с антикоррупционной деятельностью органов государственной власти, а также с государственными гарантиями, установленными для гражданских служащих в целях компенсации ограничений и запретов на государственной службе.

— В 2006 году Российской Федерацией ратифицировано два важных международно-правовых документа: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.* и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.** Для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений названных конвенций в Администрации Президента Российской Федерации была образована межведомственная рабочая группа (Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2007 г. № 129), которая провела анализ законодательных актов Российской Федерации, регламентирую-

щих статус государственных и муниципальных служащих, на предмет соответствия правовых норм указанных актов требованиям антикоррупционных конвенций. В результате анализа установлено, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) в целом соответствует требованиям указанных конвенций, положения которых имплементированы более чем в 20 нормах. Вместе с тем ряд положений Федерального закона № 79-ФЗ, направленных на предупреждение коррупции в системе гражданской службы, требуют уточнения, а отдельные нормы не имеют механизма реализации.

* Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» / Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1231.

** Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» / Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3424.

55

56

В частности, это касается запретов и ограничений на гражданской службе, ротации на государственной службе, а также порядка подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как гражданского служащего, так и членов его семьи и др.

В настоящее время в Федеральном собрании Российской Федерации рассматриваются проекты федеральных законов «О противодействии коррупции», а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией названных международных конвенций.

В частности, в проекте федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность государственного (муниципального) служащего представлять сведения не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но и членов своей семьи, уведомлять о случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных или иных правонарушений, а также ограничения по трудоустройству некоторых категорий граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. Кроме того, предусматривается дополнить Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» положениями, в соответствии с которыми оперативно-розыскные мероприятия (при наличии соответствующего запроса) могут проводиться для решения вопроса о достоверности пред-

ставленных государственным или муниципальным служащим сведений.

Доработка этих законопроектов осуществляется совместно с рабочими группами Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, образованного Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» в целях создания системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих.

Дополнительные меры по развитию законодательства в сфере борьбы с коррупцией принимаются также в субъектах Российской Федерации. Правовые механизмы антикоррупционной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются в комплексных законах о противодействии коррупции (Калужская, Пензенская, Саратовская области, Республика Татарстан и Чувашская Республика), в которых устанавливаются требования к проведению антикоррупционной экспертизы и определяются превентивные меры для устранения коррупциогенных факторов. В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханской, Мурманской, Томской, Ульяновской областях, Алтайском крае, Ямало-Ненецком автономном округе) сформированы координационные органы по антикоррупционной политике и определены планы мероприятий (программы) по борьбе с коррупцией, утверждены порядок и методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности.

Таким образом, законодательством о гражданской службе предусмотрен ряд антикоррупционных механизмов, в том числе порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. В то же время неурегулированность профессиональных этических требований на государственной службе и процедур, обеспечивающих их соблюдение государственными служащими, а также недостаточность методической базы деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и проведения аттестации и ротации государственных служащих, других современных кадровых технологий приводят к неэффективности антикоррупционных программ в системе государственной службы.

В настоящее время ведется работа в соответствии с национальным планом по борьбе с коррупцией, который в том числе направлен на обеспечение права граждан на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и служащих.

I Анастасия Степановна, поясните, пожалуйста, каков порядок организации проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных действующим законодательством?

— В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 79-ФЗ организация таких проверок является одним из направлений кадровой работы.

Организация проверок соблю-

дения лицами, замещающими должности федеральной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным законом №79-ФЗ, и достоверности сведений о доходах и имуществе указанных лиц осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.06.1998 г. № 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы» (далее — Указ № 641). Названные проверки организуются кадровой службой соответствующего федерального государственного органа по поручению руководителя этого органа.

Основанием для назначения проверки является полученная от правоохранительных, налоговых, судебных и иных государственных органов информация о несоблюдении лицом, замещающим должность федеральной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ, либо о представлении им недостоверных или неполных сведений.

Согласно пункту 4 Указа № 641 проверка осуществляется в месячный срок. При этом срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению руководителя федерального государственного органа. Руководитель органа, давший поручение об организации проверки, направляет соответствующие запросы в правоохранительные органы, иные уполномоченные федеральные государственные органы, а

57

58

также в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в организации и устанавливает срок для получения ответа (этот срок не может превышать срока проведения проверки).

Руководитель кадровой службы федерального государственного органа, организующего проверку, обязан сообщить лицу, в отношении которого проводится проверка, о ее начале, а также вправе приглашать проверяемого для собеседования, а в случае необходимости получения дополнительных сведений — направлять запросы в правоохранительные органы, иные уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и в организации. Ответы на такие запросы направляются руководителю указанного подразделения в 5-дневный срок со дня их получения.

По результатам проведения проверки готовится соответствующее заключение руководителю федерального государственного органа. Материалы проверки приобщаются к личному делу гражданского служащего. При этом он вправе знакомиться с документами проверки и давать свои письменные объяснения.

(Позволяют ли установленные для гражданских служащих государственные гарантии компенсировать ограничения и запреты на гражданской службе?

— Для компенсации ограничений, установленных для гражданских служащих законодательством Российской Федерации, на

гражданской службе предусмотрены определенные государственные гарантии (предоставление жилищных субсидий, обеспечение служебным жильем, прохождение диспансеризации и другие). Вместе с тем отдельные государственные гарантии, имеющие под собой финансовую составляющую, не работают в полном объеме. Гражданские служащие не имеют достойного пенсионного и медицинского обеспечения, а также лишены возможности решать свои жилищные вопросы, поскольку отсутствует механизм предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади. Для решения указанных проблем в сфере гражданской службы в процессе нормотворческой работы в настоящее время находятся 10 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе направленных на регулирование отдельных социальных гарантий для государственных служащих.

«Каков механизм исчисления пенсии за выслугу лет гражданских служащих?

— В настоящее время максимальный размер пенсии за выслугу лет (вместе с трудовой пенсией) составляет 75 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего (при стаже государственной службы 25 и более лет). При этом размер среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада.

Реализация указанного меха-

низма исчисления пенсии за выслугу лет на практике приводит к ситуации, при которой пенсия за выслугу лет (вместе с трудовой пенсией) составляет в среднем не более 25 процентов от получаемого на день увольнения со службы денежного содержания гражданского служащего. При этом собственно пенсия за выслугу лет составляет не более 10 процентов от денежного содержания гражданского служащего.

Такой подход не соответствует положениям Конвенции Международной организации труда от 28 июня 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», согласно которым размер пособия по старости при определенных условиях должен быть не менее 40 процентов от размера получаемого заработка.

Таким образом, существующий механизм исчисления пенсии за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нуждается в совершенствовании.

«Какие проблемы правового обеспечения государственных гарантий на гражданской службе требуют, на Ваш взгляд, Анастасия Степановна, первоочередного решения?

— В первую очередь требуется принятие дополнительных мер, направленных на создание правовых, организационных и финансово-экономических основ медицинского и социального страхования, поддержку многодетных семей, пенсионного обеспечения

государственных служащих, обеспечение установленных законодательством государственных гарантий реализации их жилищных прав, а также защиту государственного служащего (и членов его семьи) от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, должно осуществляться федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. Указанный федеральный закон не принят. Это приводит к тому, что значительная часть гражданских служащих лишена медицинского и санаторно-курортного обслуживания.

В настоящее время подготовлена концепция проекта федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных гражданских служащих». Основной идеей законопроекта является создание системы обязательного страхования на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, призванной обеспечить правовую и социальную защищенность гражданских служащих и компенсировать ограничения, установленные законодательством о гражданской службе.

59

60

|Как вопросы, связанные с государственными гарантиями для гражданских служащих, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе?

На этот вопрос ответит советник департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кандидат юридических наук Татьяна Владимировна Нечаева.

— Создание правовых основ гражданской службы субъектов Российской Федерации по таким направлениям, как пенсионное обеспечение гражданских служащих, предоставление гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилой площади, санаторно-курортное обслуживание гражданского служащего и другим осуществляется более оперативно, чем на федеральном уровне.

Нормативными правовыми актами ряда субъектов Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилой площади (Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Белгородская, Московская, Магаданская, Рязанская, Тверская, Челябинская, Свердловская, Тульская области, Еврейская автономная область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Доплаты к государственной или трудовой пенсии гражданско-

го служащего, а также возмещение расходов, связанных с санаторно-курортным обслуживанием гражданского служащего и членов его семьи, установлены законами Республики Хакасия, Ставропольского и Забайкальского краев, Амурской, Кемеровской, Ростовской областей, Москвы, Еврейской автономной области.

В ряде регионов России в опережающем порядке также приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие предоставление гражданским служащим субъектов Российской Федерации дополнительных социальных гарантий для детей гражданских служащих. В частности, Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 327 «О государственной гражданской службе Тюменской области» предусматриваются: оплата посещения дошкольных учреждений, обучение в начальных общеобразовательных школах, отдых в летних лагерях детей гражданских служащих области. Оплата осуществляется в полном размере, но не свыше 1/4 должностного оклада гражданского служащего в месяц на каждого ребенка. В Ульяновской области распоряжением губернатора области от 17 июля 2007 г. № 420-р «О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» установлены дополнительные ежемесячные выплаты гражданским служащим из числа женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

В отдельных субъектах Российской Федерации дополнительные гарантии связаны с уровнем квалификации гражданских служащих. Например, выплата ежеме-

сячных надбавок за почетное звание Российской Федерации, за докторскую и кандидатскую степени предусмотрена законами Алтайского и Ставропольского краев. Постановлением губернатора Новосибирской области от 6 февраля 2006 г. № 38 «О мерах по повышению уровня правового обеспечения деятельности органов государственной власти Новосибирской области» устанавливается надбавка в размере 200% должностного оклада гражданским служащим, в основные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы, что создает необходимые условия для поступления на гражданскую службу профессионально подготовленных специалистов.

Установление дополнительных гарантий гражданским служащим субъектов Российской Федерации способствует реализации задач по повышению престижа гражданской службы, притоку в государ -ственные структуры высококвалифицированных кадров.

|Как развивается законодательство о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации в сфере установления дополнительных гарантий для наиболее опытных гражданских служащих?

На этот вопрос ответит начальник Управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александр Иванович Прокофьев.

— Одной из основных задач гражданской службы является создание системы мотивации гражданских служащих, направленной на качественное и своевременное

исполнение ими своих должностных обязанностей.

До вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ для поощрения и стимулирования деятельности гражданских служащих города Москвы Законом города Москвы от 13 сентября 2000 г. № 29 «О поощрении государственных служащих города Москвы» были введены такие виды поощрений, как выплата денежных вознаграждений (премий) в связи с юбилеями (50 лет и далее каждые 5 лет), а также в связи с достижением определенного стажа государственной службы (20 лет и далее каждые 5 лет). Эти поощрения выплачивались в размере от одного до двух окладов по замещаемой должности с установленными надбавками. Решения о применении данных видов поощрений к гражданским служащим города Москвы принимались руководителями государственных органов с учетом реальных достижений гражданских служащих в работе, ранее объявленных им поощрений и не носили обязательного характера.

Очевидно, что такого ряда материальные поощрения наиболее ощутимы для специалистов, имеющих достаточно большой стаж гражданской службы.

После принятия Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающего наличие основных, а также дополнительных государственных гарантий, перечень которых для гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно, было принято решение провести анализ практики применения дей-

61

62

ствовавших мер правовой и социальной защищенности гражданских служащих города Москвы в целях сохранения достигнутых положительных результатов.

Исходя из того что вознаграждения в связи с юбилеями и в связи с достижением определенного стажа гражданской службы производятся за долгосрочную и безупречную службу и служат преимущественно для закрепления кадров, было принято решение перевести указанные вознаграждения из поощрений в категорию дополнительных государственных гарантий. Тем самым указанные выплаты из исключительно стимулирующих (оценочных), которые осуществлялись только по решению соответствующего руководителя, превратились в обязательные при сохранении их мотиваци-онного содержания.

В результате пунктами 10 и 11 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», принятого в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, гражданскому служащему города Москвы гарантируются следующие дополнительные государственные гарантии:

— единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности;

— единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы города Москвы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не

превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности, при условии наличия не менее пяти лет стажа службы в государственных органах и органах местного самоуправления города Москвы.

Максимальный размер выплат увеличился с двух окладов по замещаемой должности с установленными надбавками до двухмесячного денежного содержания. Для обеспечения более широких полномочий руководителей государственных органов им предоставлено право в определении размера денежного поощрения. Таким образом, поощрительный характер данных выплат сохранен, а их размер зависит от результатов служебной деятельности гражданских служащих, проявленной ими инициативы и творческого подхода к делу.

Редакция «ГС» напоминает своим читателям, что они могут присылать свои отзывы о публикации и новые вопросы, касающиеся государственной гражданской службы, по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д.84, редакция журнала «Государственная служба» или mgs@ur.rags.ru.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В 2008 г. журналу «Государственная служба» исполняется 10 лет. За годы существования журнала в нем рассматривались теоретические 1 ^ и практические проблемы государственной службы, кадровой политики, ^^ взаимодействия федеральных и региональных органов власти, формирования положительного имиджа государственного служащего. Предлагаем Вам заполнить данную анкету, поставив любой знак в соответствующем поле. Надеемся, что этот обмен мнениями поможет сделать журнал лучше, качественнее и доступнее.

1. Как давно Вы являетесь читателем журнала « Государственная служба»?

П С первого номера П Больше трех лет П Меньше трех лет

2. Какие рубрики журнала представляют для Вас наибольший интерес?

П В центре внимания П Клуб «Дискуссия» П Ракурс

П Nota Bene П Товар - Деньги - Товар П Наука управлять

П Профессия - госслужащий П Мировой опыт госуправления П Тема

П Кадры решают все П Взгляд в прошлое П Мир вокруг нас

3. Являетесь ли Вы автором журнала «Государственная служба», намереваетесь ли им стать?

П Являюсь автором

П Не являюсь автором, но намереваюсь публиковаться П Ни то, ни другое

4. Предложите новую рубрику, тему, проблему, которую было бы интересно осветить в журнале _

5. Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш пол: Ваш возраст: Образование:

□ Муж. П 18 - 25 П Ученая степень

□ Жен. П 26 - 30 П Высшее образование

П 31 - 35 П Незаконченное высшее

П 36 - 40 П Среднее специальное

П 41 - 55 П Среднее

П >55

Род занятий _

Должность _

Заполненные анкеты Вы можете прислать по e-mail: mgs@ur.rags.ru,

по факсу: 231-79-74 и по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д.84,

редакция журнала «Государственная служба».

Также электронную версию анкеты Вы можете найти на сайте: www.rags.ru в разделе «Научно-политический журнал «Государственная служба».

Благодарим за сотрудничество.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.