Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
конфликт / организационный конфликт / рассогласование / различия / ситуация / цель / conflict / organizational conflict / disagreement / differences / situation / purpose

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Х.Л., Халилова А.А.

Статья посвящена конфликтам, их возникновению и методам их решения. «Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта - лучше его сделать». Мусабеков Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL CONFLICT

The article deals with conflicts, their occurrence and control techniques for solving them. "If there is an opportunity to take a step back, to avoid conflict, it is better to do". Musabekov R.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ»

УДК 159.9

Магомедова Х.Л. студент

психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Халилова А. А. старший преподаватель ДГУ в г. Кизляре

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

Статья посвящена конфликтам, их возникновению и методам их решения.

«Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта - лучше его сделать».

Мусабеков Р.

Ключевые слова: конфликт, организационный конфликт, рассогласование, различия, ситуация, цель.

Magomedova Kh.L.

Student psychological faculty branch of FEDERAL STATE ""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar

Khalilova A.A.

Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar INSTITUTIONAL CONFLICT

The article deals with conflicts, their occurrence and control techniques for solving them.

"If there is an opportunity to take a step back, to avoid conflict, it is better to do".

Musabekov R.

Tags: conflict, organizational conflict, disagreement, differences, situation, purpose.

Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других. Одной из важных причин возникновения организационных конфликтов является низкий уровень организации труда и управления, который имеет как объективные, так и субъективные основания. Организационные конфликты не зависят от личностных особенностей людей, участвующих в них, они изначально заложены в организационную структуру компании. Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации.

Такое рассогласование происходит:

1) Когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;

2) Когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;

3) Когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию.

В ходе поиска и внедрения новых организационных форм конфликт может принимать вид организационного конфликта. Такой конфликт является необходимым для развития любой организации. В качестве причин таких конфликтов могут быть:

-различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов;

-случаи рассогласования интересов правления и совета директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности;

-искусственное рассогласование интересов производства и управления, когда возникают трения между руководителями цехов, участков, служб и членами правления по вопросам участия членов правления в заседаниях в рабочее время;

-рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района.

В последнем случае могут возникать несогласование позиций членов правления о порядке выплат на нужды района из средств, заработанных коллективом предприятия, и методами их получения. По стадиям развития -зарождающимися, зрелыми и угасающими. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления. В зависимости от количества причин, лежащих в основе конфликта, их разделяют на однофакторные и многофакторные. Существует множество факторов, способствующих возникновению и поддержанию конфликтных отношений как по вине руководителя, так и по вине подчинённых. Конфликты бывают открытыми и скрытыми. Первые лежат на поверхности, а вторые спрятаны за ширму благоприятных отношений. Основные причины конфликтов в действующих организациях:

-"распределение ресурсов (не имеет значения каких) — даже в самых крупных организациях они всегда ограниченны, люди всегда хотят получить больше, а не меньше, поэтому необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта;"

-взаимозависимость задач - возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого

человека или группы (например, при нарушении принципа единоначалия);

-различия в представлениях и ценностях - вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и ее аспекты, которые, по их мнению, благоприятны для группы или реализации личных потребностей;

-различия в манере повеления и жизненном опыте, в возрасте, уровне и специфике образования, в манере одеваться - люди могут вести себя так, как не принято в коллективе, например, агрессивно и враждебно, готовы оспаривать каждое слово, что создает вокруг них атмосферу, чреватую конфликтом;

-увеличение потребности в специалистах и зависимость руководителей от профессиональных знаний специалистов (конфликты между штатными специалистами и административно-управленческим персоналом) -административный персонал и специалисты рассматривают друг друга и оценивают свои роли в организации с различных позиций. К структурным относятся:

-разъяснение требований к работе. Руководитель доводит их до подчиненных с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника и каждого подразделения; кто предоставляет и кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность;

-координационные и интеграционные механизмы. Из средств интеграции используются межфункциональные группы, межотделские совещания. Такие промежуточные службы координируют работу взаимозависимых подразделений, между которыми назрел конфликт.

-общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. При постановке комплексных целей направляются усилия всех участников на достижение общей цели, наблюдается большая слаженность в деятельности всего персонала.

-структура системы вознаграждений. Она должна быть такой, чтобы прежде всего поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение организационных комплексных целей, помогающие другим группам организации. Вознаграждения могут быть в оформлении премий, благодарности, признания или повышении по службе.

Важно также, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта. К ним относятся беседа, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинги и психотерапия.

Использованные источники:

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. -288 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

3. Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций. - М.: Приор, 2010. - 64 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.Д. Конфликтология: Учебное пособие для вузов Изд. 3-е, испр., доп. - М.: Академический проект, 2007. - 399 с.

5. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009. - 216 с.

6. Голубь В.Ф. Лукашева Г.С. Островский Э.В. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 511 с.

УДК 336.02

Маллаева А.А. студент 3 курса экономический факультет научный руководитель: Рябичева О.И., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и страхование» Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматривается такая организационно-правовая структура, как корпорация. Деятельность корпорации полностью зависит от состояния финансов. Успех в деятельности корпорации определяется финансовой политикой, в которой уделяется внимание финансовым отношениям. Финансовая политика — одна из главных сфер управленческой деятельности в структуре корпорации.

Ключевые слова: корпорация, финансы, финансовая политика, бизнес,управление.

Mallaeva A. A. student

3rd year, faculty of Economics Dagestan state University Russia, Makhachkala Supervisor: Ryabicheva O. I. Ph. D., associate Professor of Finance and insurance»

Dagestan state University Russia, Makhachkala FINANCIAL POLICY OF THE CORPORATION Annotation:

The article considers such organizational and legal structure as a Corporation. The activity of the Corporation is completely dependent on the state of Finance. The success of the Corporation is determined by the financial policy,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.