Научная статья на тему 'Организационный аспект управления качеством военно-профессионального образования'

Организационный аспект управления качеством военно-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИВУЗОВСКИЕ И АДАПТИВНЫЕ ПОДСТРУКТУРЫ / МАТРИЧНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / MANAGEMENT / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER MILITARY AND TECHNICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / ORGANIZATIONAL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Р. Е.

There are specific features disagreement yet used possibilities of military engineering higher educational establishment's quality management. The author offers the model of education quality based on its monitoring with the help creation of adaptable organizational structures. Such an approach strengthens the role of the higher educational establishment's authority in creating the educational atmosphere which is characterized by creative initiatives and desire for self consciousness and open mutual relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational aspects of military professional education quality management

There are specific features disagreement yet used possibilities of military engineering higher educational establishment's quality management. The author offers the model of education quality based on its monitoring with the help creation of adaptable organizational structures. Such an approach strengthens the role of the higher educational establishment's authority in creating the educational atmosphere which is characterized by creative initiatives and desire for self consciousness and open mutual relations

Текст научной работы на тему «Организационный аспект управления качеством военно-профессионального образования»



1шгогш п кпхоаогпя

ирофсссюшыюго образоьаш

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Е. Булат, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактики и общевойсковых дисциплин, ГОУ ВПО Военный инженерно-технический университет (СПб)

Ключевые слова: управление качеством, внутривузовские адаптивные под структуры, матричная и проектная организационная структура.

В управлении качеством профес

сиональнои подготовки в военно-технических вузах имеются свои, пока недостаточно вскрытые тео-риеи и практикои закономерности, противоречия, особенности и нереализованные возможности. Поэтому недостаточная теоретическая разработанность практических рекомендации по внедрению инновации в управление качеством военно-технического образования обусловливает интеграцию достижении педагогическои науки и науки управления с целью систематизации усилий при решении проблем управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах.

Сложность системы управления качеством профессиональнои подготовки объясняется иерархической структурой, которая обладает свойствами целостности; трансформации в одной из подсистем неизменно скажутся на других подсистемах и на функционировании всей системы в целом [1, с. 29]. Поэтому реализация системного подхода при модернизации

существующей модели управления качеством военно-профессиональной подготовки связана с реинжинирингом старых внутрисистемных связей в совокупности с построением новых связей с (и между) новыми подсистемами [2, с. 43].

Управление вузом в военном образовании чаще всего понимается как административно-хозяйственная деятельность, осуществляемая командным стилем работы. Однако в современной литературе отмечается, что понимание управления как жесткой регламентации действий в отношении педагогического процесса для высшего образования является непродуктивным [1, с. 143]. Сводить управление любым звеном образовательной системы только к административному нельзя, так как теряется содержательная сторона этой системы как целостного образования — управление самим педагогическим процессом. При этом важно [3, с. 229], что значимость содержательной стороны в последнее время возросла многократно под воз-

действием таких внешних факторов, как развитие рыночных отношений, экономики и человеческого сообщества в целом.

Анкетирование преподавателей трех кафедр Военного инженерно-технического университета (ВИТУ) различного профиля (общенауч-

ная, военно-специальная, военно-техническая) показало (табл. 1), что каждый из них не только осознает свой потенциал саморазвития (строка 1), но и отмечает неполную реализацию своих возможностей в существующих условиях образовательного процесса (строка 2).

Таблица 1

Самооценка реализации профессионального потенциала преподавателями ВИТУ в существующих условиях образовательного процесса

№ Количество по списку Количество измерений Самооценка, %

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Кафедра специальных дисциплин

1 12 10 1 5 3 1

2 1 1 3 2 1 1

Кафедра гуманитарных дисциплин

1 18 17 1 2 4 3 5 2

2 3 2 2 3 1

Кафедра профессиональных дисциплин

1 21 20 1 3 2 7 3 4

2 1 3 1 2 2 5 2 4

#

Причину этого они видят в отсутствии системности в работе и в специфике применяемых методов управления их профессиональной деятельностью. Следовательно, для решения проблем управления профессиональной подготовкой актуализируется потребность в содержательных коррективах сложившихся подходов к кадровому и психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Педагогическое управление предполагает проникновение во внутреннюю структуру педагогических процессов и явлений, происходящих в вузе. Новые формы педагогическо-

4

го управления должны привести к отказу от стереотипов, открыть путь к творчеству. Образующаяся при этом новая образовательная атмосфера обусловливает развитие у будущих специалистов важных способностей к действиям в нестандартных условиях, к принятию самостоятельных решений, требующих оправданного риска, к ответственности за такие решения, к самооценке своих действий. Именно в такой образовательной атмосфере прогнозируется рост качества профессиональной подготовки [5, с. 20].

Наряду с этим, главным противоречием военно-технического образо-

#

вания является то, что в образовательном учреждении по-прежнему основным критерием оценки специалиста остается объем и качество знаний, умений и навыков, а у заказчика его «продукции» — реальная готов-

ВХОД абитуриент

ность выпускника к решению многоплановых задач профессиональной деятельности. Поэтому одним из важнейших элементов разрабатываемой системы управления качеством профессиональной подготовки (рис. 1)

анализ качества подготовки абитуриентов

Рис. 1. Система управления качеством профессиональной подготовки на основе ее мониторинга

должен стать мониторинг ее состояния, унифицирующий уже существующие методы оценивания с инновационными разработками.

В отличие от традиционного контроля качества это информационное обеспечение, под которым понимается регулярное отслеживание состояния объекта исследования, фиксация или выявление проблем и анализ результатов управленческих воздействий. На наш взгляд, мониторинг качества профессиональной подготовки в военно-техническом вузе должен стать системообразующим фактором при разработке системы управления качеством.

Централизация сбора, обобщения и оценки информации может быть осуществлена группой профессионально-психологического отбора и лабораторией психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Такая работа позволит динамично и комплексно представлять информацию в управляющий орган для дальнейших управляющих воздействий во все подсистемы качества профессиональной подготовки.

Дальнейшая реализация разработанной гипотетической модели управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом вузе, унифицирующей основные компоненты качества образования на основе системы его мониторинга, требует уточнения перечня мероприятий реинжиниринга всей системы профессиональной подготовки, охватывающей изменения во всех подсистемах.

При решении структурно-штатного аспекта проблемы управления качеством мы исходим из принадлежности

6

вуза к относительно консервативному министерству, не имеющему возможности в создании новых структур в период сокращения ВС РФ. Поэтому, проанализировав существующую линейно-функциональную структуру Военного инженерно-технического университета, мы пришли к выводу о целесообразности решения вопроса о ее адаптации к внедрению модели управления качеством профессиональной подготовки.

Одним из наиболее целесообразных решений этого вопроса мы считаем создание условных внутривузовских адаптивных подструктур. Адаптивная организационная структура — это гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). Она может быть проектной и матричной. Проектная — это временная организационная структура, которая представляет собой временное объединение специалистов внутри организации в одну команду для решения конкретной задачи и в короткий срок. Матричная организационная структура характерна для организаций, в которых проектная форма постоянна.

При адаптивной организационной структуре [4, с. 231] управление по отдельным сферам деятельности организации строится по вертикали, а по горизонтали осуществляется управление отдельными проектами. Для адаптивной структуры характерно создание непосредственных связей между специалистами и работа по решению задачи вне зависимости от их позиции в организации (включенности в конкретное подразделение).

Для адаптивной организационной структуры свойственны активизация деятельности руководителей (за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями) и гибкое использование кадрового потенциала организации.

Проблемы, связанные с использованием матричной организационной структуры, как правило, заключены в ее сложности, связанной с необходимостью «увязать» большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое целое. Однако эти проблемы могут быть нейтрализованы выполнением принципа единоначалия при сильной централизации управления организацией. Следовательно, в военно-техническом вузе такие трудности могут быть сведены к минимуму как раз за счет преимуществ военной системы управления.

Поэтому в условиях объективной необходимости интеграции «принципа единоначалия» и творческих инициатив роль руководства вуза только усиливается [6]. Руководством вуза устанавливается единство цели, направлений и внутренней среды таким образом, чтобы создать обстановку, в которой сотрудники целиком и полностью были бы вовлечены в достижение целей организации. Его задачами становятся обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников. Для этого необходимо решение проблемы власти, подразумевающей примене-

ние силы. В новых условиях прямое применение силы вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и другие ресурсы, необходимые для достижения более важных целей. Поэтому руководителю мало быть начальником, ему необходимо стать тем лидером, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление, а достаточно лишь обладать властью, воплощенной в его полномочиях. При таком подходе исчезают многие привычные функции руководителя. Из администратора и контролера лидер становится учителем, советчиком, помощником, даже тренером. При этом лидерские функции нужны на всех уровнях организации, при решении любых ответственных задач. Иначе трудно надеяться на создание атмосферы творческого подъема, на энтузиазм и инициативу.

Начальник университета при таком подходе выступает в роли лидера по качеству — осуществляет руководство деятельностью в области качества, в том числе:

— определяет политику, цели в области качества и устанавливает обязательства;

— создает правовую основу для функционирования системы управления качеством профессиональной подготовки посредством утверждения и подписания нормативных и организационно-распорядительных документов;

— назначает представителя руководства по качеству и наделяет его соответствующими полномочиями;

— выделяет необходимые финансовые и материальные ресурсы для

функционирования системы управления качеством профессиональной подготовки.

При таком подходе организационно-штатные мероприятия потребуют:

— приобретения руководителем системы управления качеством профессиональной подготовки статуса заместителя ректора университета, решение вопросов качества которым будет осуществляться напрямую с ректором университета;

— создания информационного центра мониторинга качества профессиональной подготовки на основе группы профессионально-психологического отбора;

— создания горизонтальных взаимосвязей между разнопрофильными подразделениями, имеющими различные функции при решении однородных задач;

— создания на всех уровнях управления университетом рабочих групп качества профессиональной подготовки выпускников;

— внедрения в должностные инструкции всех работников университета обязанностей, непосредственно связанных с совершенствованием качества профессиональной подготовки выпускников;

— внедрения в плановую и отчетную документацию всех подразделений мероприятий по качеству профессиональной подготовки выпускников.

На этапе формирования внутриву-зовской системы менеджмента качества образования, когда необходимо проектирование и внедрение документации по основным процедурам этой системы, информационный центр мониторинга качества профессиональной

8

подготовки по своему профилю деятельности является преимущественно программно-целевым подразделением проектного типа [7]. В дальнейшем, по мере развития системы управления качеством профессиональной подготовки, это подразделение приобретает характер программно-целевого подразделения координационного типа с прочными горизонтальными связями по всей структуре учебного управления и с выходами на многие подразделения других линейно-функциональных блоков. Основные задачи центра мониторинга качества профессиональной подготовки:

— проверка и анализ результатов качества профессиональной подготовки;

— подготовка к проведению комплексной оценки деятельности университета и отдельных профессиональных образовательных программ;

— системное совершенствование и разработка методов оценки качества профессиональной подготовки в университете;

— формирование внутривузовской базы данных образовательного процесса и ее сопровождение.

Таким образом, анализ особенностей управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах показал:

— при разработке и внедрении системы управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом вузе нельзя разделить процессы управления университетом и его качеством;

— реализация системного подхода при модернизации существующей практики управления качеством

военно-профессиональной подготовки связана с реинжинирингом старых внутрисистемных связей в совокупности с построением новых связей с (и между) новыми подсистемами;

— решение проблем управления профессиональной подготовкой требует содержательных корректив в сложившихся подходах к кадровому и психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

— системообразующим фактором при разработке системы управления качеством в военно-техническом вузе должен стать мониторинг качества профессиональной подготовки;

— при внедрении системы управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом образовательном учреждении решение организационных вопросов наиболее целесообразно созданием адаптивной организационной структуры за счет внутривузовских резервов;

— новые формы педагогического управления должны способствовать созданию новой образовательной атмосферы, характеризуемой творческими инициативами, стремлением

к саморазвитию, доверием и открытыми взаимоотношениями.

Литература:

1. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационные аспекты: Монография.— СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2002.— 163 с.

2. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов.-М.: Логос, 2006.- 488 с.

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов.- М., 2007.- 320 с.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 560 с.

5. Булат Р.Е. Системный подход в управлении - фундамент качества образования // На страже Родины.- № 59 (27593) от 20.10.2006.- С. 4.

6. Булат Р.Е. Аттестация качества образования как корпоративная задача университета // Военный инженер.- 2008.-№ 4 (72).- С. 10.

7. Булат Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование.- М., 2007.- № 4.- С. 136-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.