Научная статья на тему 'Организационные вопросы конкурса электронных образовательных ресурсов'

Организационные вопросы конкурса электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / КОНКУРС ЭОР / CONTEST TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ЭОР / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ВУЗЫ / UNIVERSITIES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL TEACHERS DEVELOPMENT / CONTESTS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович Ирина Карловна, Костина Нина Михайловна, Мельникова Ольга Михайловна

В статье рассматривается опыт Удмуртского государственного университета по проведению конкурсов учебно-методических изданий с целью повышения методического оснащения учебного процесса. В центре внимания находится конкурс электронных образовательных ресурсов и технологии его проведения. Подробно анализируются основные этапы конкурса как деятельностной технологии, которые обеспечивают его успешность. Отмечается, что основные задачи подготовительного этапа конкурса связаны с разработкой положения о конкурсе и определением критериев отбора поданных на конкурс работ. В статье предлагается также система критериев оценивания электронных образовательных ресурсов, разработанная членами оргкомитета и жюри конкурса. Особо подчеркивается важность не только подготовительных этапов конкурса, но и мероприятий по его завершении. Анализ сильных и слабых сторон представленных на конкурс ресурсов помогает определить перспективы дальнейшего повышения информационной компетентности преподавателей вуза. Именно в этом и заключается главная миссия конкурса развернуть такую систему обучения преподавателей через мастер-классы, конференции, семинары, круглые столы или собственно программы повышения квалификации, которая бы мотивировала к созданию качественных электронных образовательных ресурсов, соответствующих требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтович Ирина Карловна, Костина Нина Михайловна, Мельникова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational matters of competition in electronic educational resources

The article examines the experience of the Udmurt State University in conducting competitions of educational publications and electronic resources. The purpose of such competitions is to provide methodological support to educational process. The main focus is on competition of electronic educational resources. The technology of such contests is discussed through detailed analysis of the main stages of the contest. It is noted that the main task of the preparatory stage of the competition is related to the development of regulations on competition and the definition of criteria for selection of the submitted works. The paper also proposes a system of evaluation criteria of electronic educational resources developed by members of the contest organizing committee and jury members. The article emphasizes the importance of not only the preparatory stages of the competition, but also measures for its completion, aimed at training teachers create quality e-learning resources.

Текст научной работы на тему «Организационные вопросы конкурса электронных образовательных ресурсов»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ КОНКУРСА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

И.К. Войтович, Н.М. Костина, О.М. Мельникова

Удмуртский государственный университет ул. Университетская, 1, Ижевск, Россия, 426034

В статье рассматривается опыт Удмуртского государственного университета по проведению конкурсов учебно-методических изданий с целью повышения методического оснащения учебного процесса. В центре внимания находится конкурс электронных образовательных ресурсов и технологии его проведения. Подробно анализируются основные этапы конкурса как деятельностной технологии, которые обеспечивают его успешность. Отмечается, что основные задачи подготовительного этапа конкурса связаны с разработкой положения о конкурсе и определением критериев отбора поданных на конкурс работ. В статье предлагается также система критериев оценивания электронных образовательных ресурсов, разработанная членами оргкомитета и жюри конкурса. Особо подчеркивается важность не только подготовительных этапов конкурса, но и мероприятий по его завершении. Анализ сильных и слабых сторон представленных на конкурс ресурсов помогает определить перспективы дальнейшего повышения информационной компетентности преподавателей вуза. Именно в этом и заключается главная миссия конкурса — развернуть такую систему обучения преподавателей через мастер-классы, конференции, семинары, круглые столы или собственно программы повышения квалификации, которая бы мотивировала к созданию качественных электронных образовательных ресурсов, соответствующих требованиям времени.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, конкурс ЭОР, технология проведения конкурсов ЭОР, электронное обучение, вузы, повышение квалификации преподавателей.

В связи с переходом высшей школы на двухуровневую систему образования повысилась актуальность методической работы: новые подходы проектирования содержания учебных дисциплин с учетом особенностей подготовки бакалавров и магистров требуют нового методического оснащения учебного процесса. С целью повышения качества методического обеспечения образования, выявления, популяризации и продвижения лучших учебных, учебно-методических пособий, разработанных преподавателями Удмуртского государственного университета (УдГУ), в вузе один раз в два года проходит конкурс учебно-методических изданий.

Первый конкурс 2010 г. собрал около 150 заявок по номинациям:

— лучшее учебно-методическое издание по циклу ГСЭ;

— лучшее учебно-методическое издание по циклу ЕН;

— лучшее учебно-методическое издание по циклу ОПД;

— лучшее учебно-методическое издание по циклу СД;

— лучшее издание УМКД;

— лучшее учебно-методическое мультимедийное издание.

Из поданных на конкурс работ двадцать пять были отмечены дипломами, их авторы получили премии. Остальным участникам были вручены сертификаты. Виртуальная выставка конкурсных работ была представлена на сайте Науч-

ной библиотеки. В целом, конкурс повысил интерес преподавательского сообщества к учебно-методической деятельности и ее результатам; способствовал выработке общих критериев оценки научно-педагогического труда, например востребованность студентами; продемонстрировал разнообразие жанров учебно-методических изданий. Одновременно конкурс 2010 г. выявил такие проблемы, как низкий уровень полиграфической культуры, недостаточность изданий, ориентированных на магистратуру, активизирующих выработку нового знания, соответствующего серьезной, передовой науке.

На второй конкурс 2012 г. в ситуации перехода на реализацию ФГОСВПО были заявлены другие номинации: учебные издания для студентов магистратуры; учебные издания для студентов бакалавриата, комплект учебных изданий по дисциплине/модулю; учебные мультимедийные издания. Анализ эффективности конкурса показал, что повысилась мотивация преподавателей на разработку и издание учебной и методической литературы, изменилось и ее качество, выросла методическая культура преподавателей, появились полиграфически привлекательные работы, форма и содержание которых вызывает интерес как у студентов, так и у педагогов. Тем не менее конкурс 2012 г. показал слабость представленности мультимедийных учебно-методических работ, в связи с чем стратегической задачей методической работы вуза становится формирование системы разработки и использования в учебном процессе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и электронных образовательных ресурсов преподавателей УдГУ.

Конкурс 2014 г., продолжая традицию предыдущих, сменил направленность на выявление и продвижение лучших электронных образовательных ресурсов. Его основная задача заключается в поддержке разработки электронных образовательных ресурсов, способствующих развитию открытого образования.

Опыт УдГУ по проведению конкурсов показал, что конкурс как деятельно-стная технология — это длительный и сложный процесс, организационно представляющий собой несколько этапов, соблюдение которых оказалось наиболее важным в случае организации конкурсов электронных образовательных ресурсов преподавателей. Так, например, проведенный в УдГУ в апреле—мае 2014 4. конкурс состоял из шести этапов:

— подготовительного этапа, во время которого были разработаны Положение о конкурсе, критерии оценивания конкурсных работ, определены номинации конкурса, сформировано жюри, составлена и подписана смета расходов и проведен анонс конкурса. Продолжительность данного этапа составила четыре недели;

— этапа регистрации заявок, продолжительность которого в нашем случае составила три недели. Заявки регистрировались, сортировались и направлялись жюри для определения соответствия номинации;

— этапа оценивания поступивших на конкурс работ, анализа работ конкурсантов в соответствии с разработанной жюри конкурса системой критериев, определения и награждения победителей в каждой номинации. Продолжительность данного этапа составила шесть недель;

— этапа анализа общих результатов конкурса, сильных и слабых сторон представленных на конкурс ресурсов и определения перспектив дальнейшего повышения информационной компетентности преподавателей вуза в целом. Продолжительность данного этапа составила две недели;

— этапа издания организационно-методических материалов конкурса в виде пособия и публикации ряда статей ВАК по его итогам. Это достаточно длительный этап, рассчитанный на семестр;

— этапа обучения преподавателей УдГУ созданию электронных образовательных ресурсов разного рода через организацию курсов повышения квалификации в системе дополнительного образования и проведения мастер-классов победителями конкурса. Это длительный этап, рассчитанный на учебный год.

Подготовительный этап и этап подачи заявок являются важными составляющими конкурса с точки зрения его организации. Вместе с тем мы считаем этапы последействия конкурса его не менее важным и обязательным компонентом. В нашем случае последействие конкурса включает три этапа, реализация которых происходит по завершении самого конкурса: анализ результатов конкурса, систематизация, опубликование организационно-методических материалов конкурса и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей университета с целью повышения информационной культуры и информационных компетенций последних. С одной стороны, данные этапы создают новый виток и закладывают предпосылки следующего конкурса. С другой стороны, они важны для улучшения состояния электронного обучения в вузе, повышения качества электронных образовательных ресурсов, активизации преподавателей на создание электронных ресурсов, соответствующих более высоким стандартам применения новейших информационных технологий.

Остановимся подробнее на специфике организации наиболее важных этапов конкурса 2014 г. ЭОР для преподавателей УдГУ.

Подготовительный этап. Специфика данного этапа связана с подготовкой основной документации конкурса, которая в совокупности представляет пакет документов, необходимых для проведения конкурса: положение о конкурсе, состав жюри, утвержденный приказом; подписанная и утвержденная смета расходов; разработанная система критериев для оценивания поданных на конкурс ресурсов; перечень номинаций конкурса, экспертные листы для занесения индивидуальных результатов каждого участника в соответствии с критериями и бланки сводных таблиц результатов конкурса отдельно для каждой номинации. Как показал наш опыт, наиболее сложная задача данного этапа связана с определением критериев экспертной оценки работ, поступивших на конкурс. Изучение и систематизация опыта проведения подобных конкурсов подвели нас к разработке экспертного листа или протокола эксперта, в соответствии с которым каждый ресурс оценивался по 25 критериям, объединенным в три большие группы: общие и содержательные требования (три критерия и семь критериев соответственно), методические требования (шесть критериев) и технические и графические требования (девять критериев). В группу общих показателей были включены такие критерии, как педагогическая целесообразность (актуальность) и практи-

ческая значимость ресурса, целесообразность его создания в электронном варианте по сравнению с полиграфическим, общее впечатление и оригинальность. Содержательные показатели оценивают композиционную целостность, степень завершенности ресурса, систематичность и последовательность подачи материала, корректное использование заимствованного материала, научность, доступность и грамотность языка, наглядность подачи материала и наличие четко обозначенных заданий для контроля и оценивания знаний. В группу методических требований вошли такие показатели, как соответствие ресурса уровню предметных компетенций учащихся, наличие методических комментариев для студентов к использованию ресурса, обеспечение индивидуальной траектории изучения материала с учетом мотивации и возраста и повышение уровня мотивации при взаимодействии с ресурсом. Технические и графические критерии учитывают техническую доступность ресурса, простоту навигации, корректную работу ссылок и открытие файлов, качество оптимизации графических и текстовых объектов, учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм, адекватное использование средств мультимедиа и интерактивность ресурса. Цена каждого критерия составляла 3 (три) балла максимально, и оценивание происходило по 4 степеням выраженности показателя: 0 баллов — показатель не представлен в ресурсе, 1 балл — показатель выражен слабо, 2 балла — показатель выражен в средней степени и 3 балла — показатель выражен стабильно и на высоком уровне. Таким образом, максимально ресурс мог набрать 75 баллов.

Не менее важной задачей данного этапа является определение номинаций конкурса, которая существенно усложняется в условиях конкурса электронных образовательных ресурсов: следует ли отталкиваться от содержательной стороны ресурса или от того носителя, на котором он представлен? В нашем случае предпочтение было отдано типам образовательных ресурсов, определенных в соответствии с системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу [1—3]. В конкурсе ЭОР 2014 г. была проведена экспертиза по пяти номинациям:

1) программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся;

2) электронные справочные издания;

3) электронные учебные курсы;

4) электронные учебно-методические комплексы;

5) электронные книги.

Вид представления образовательных ресурсов в каждой номинации был разнообразен. Это могли быть гиперссылочные учебные пособия на CD или DVD, электронные образовательные ресурсы на основе PPT, образовательные блоги, образовательные сайты, электронные системы контроля знаний, образовательные ресурсы в системе электронного обучения MOODLE (MOOДУС). Следует заметить, что вид представления ресурса достаточно сильно влияет на его общее впечатление, если его потенциал не использовался полностью. Так, например, мы наблюдали нестандартное и креативное использование PPT-презентации для

создания электронной книги высокого качества, с одной стороны, и слабые, не соответствующие возможностям электронной оболочки ресурсы, созданные на основе сайта или МООДУС, с другой стороны.

Этап регистрации заявок. К сожалению, подача заявок не осуществлялась в режиме онлайн, что внесло определенные сложности в распределение заявок по номинациям и повлияло на дальнейшие вопросы делопроизводства конкурса. Отсюда вытекает задача следующего конкурса — автоматизировать регистрацию заявок участников конкурса. Не менее сложным моментом данного этапа конкурса ЭОР явилось определение соответствия ресурса заявленной номинации. В соответствии с гуманистическими принципами конкурса (не отсечь, а привлечь как можно больше участников) одна из функций жюри заключалась в адекватном распределении ресурсов по номинациям. Одновременно все ресурсы были проверены на наличие к ним доступа и обеспечение последнего в случае его отсутствия путем установки необходимых программ и создания технических условий для просмотра ресурса. Таким образом были сняты многие проблемы для дальнейшей работы жюри. Следует заметить также, что для всех членов жюри были выделены рабочие места в библиотеке УдГУ.

Этап оценивания поступивших на конкурс работ. Поскольку по сравнению с предыдущими конкурсами электронных образовательных ресурсов в 2014 г. количество участников выросло более чем в пять раз, а также в связи с улучшением не только качество представленных на конкурс ресурсов, но и увеличением их объема в задачи организаторов конкурса входило создать такие условия для работы жюри, которые бы позволили провести экспертизу конкурсных работ в максимально короткие сроки. Для этого было предпринято несколько шагов:

1) заранее разработана система критериев, представленная в протоколе эксперта;

2) заранее проверен доступ к ресурсам, участвующим в конкурсе;

3) для всех членов жюри были выделены рабочие места в библиотеке УдГУ, где задейстованные под нужды конкурса компьютеры были оснащены программами, необходимыми для открытия ресурса;

4) заранее разработаны сводные таблицы результатов конкурса;

5) определены подгруппы жюри в составе пяти человек каждая с закреплением за ними отдельных номинаций конкурса;

6) регулярно проводились организационные встречи для обсуждения хода работы жюри.

Предпринятые шаги имели своим результатом завершение экспертизы в установленные сроки большинством членов жюри.

Этапы последействия конкурса. Анализ участвовавших в конкурсе работ достаточно объективно показывает состояние электронного обучения в вузе и выявляет сильные и слабые стороны электронных образовательных ресурсов. Заметим, однако, что преподаватели неохотно участвуют в подобных конкурсах. Одна из причин — незащищенность авторских прав и нежелание в связи с этим отдавать на широкое обозрение с большим трудом созданный ресурс. Другая

причина связана с незавершенностью ресурса, слабой организованностью материала и отсутствием времени или желания довести его до конца. Многие ресурсы, участвовавшие в конкурсе, имеют слабую методическую базу и не отличаются оригинальностью в использовании новейших информационных технологий. Все это говорит о необходимости постоянного просвещения преподавателей в области информационных технологий и повышения их информационной грамотности. Именно в этом и заключается главная задача конкурса — развернуть такую систему обучения преподавателей через мастер-классы, конференции, семинары, круглые столы или собственно программы повышения квалификации, которая бы мотивировала к созданию качественных электронных образовательных ресурсов, соответствующих требованиям времени. В этом смысле УдГУ есть над чем работать, поэтому появилась идея создания методического пособия по технологии проведения конкурса ЭОР, написания ряда статей по результатам конкурса, привлечения участников-победителей конкурса к проведению мастер-классов и обмена опытом по созданию электронных образовательных ресурсов в разных предметных областях и обучению все большего количества преподавателей искусству создания образовательных ресурсов на основе широких возможностей новейших информационных технологий.

В идее проведения конкурса ЭОР заключены большие возможности совершенствования вузовского образования. Ценность этой технологии состоит в том, что она стимулирует процесс методического оснащения обучения, который дает студенту в руки мощное технологическое средство поддержки самостоятельного интеллектуального труда и доступа к информационной среде, не ограниченного пространством и способом передачи, представляет огромные возможности для получения учебной информации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 7.0.83-2012 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Режим доступа: http://www.nilc.ru/nilc/documents/ gost83.pdf. Дата обращения 06.06.2014.

[2] Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/analitika/bookrinok/1197-gost783-2001.html. Дата обращения 06.06.2014.

[3] Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения: Межгос. стандарт ГОСТ 7.60-2003 / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. — Минск: ИПК Изд-во стандартов, 2004. Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/win/metod/gost/gost7.60-2003.pdf. Дата обращения 06.06.2014.

LITERATURA

[1] Nacional'ny'j standart Rossijskoj Federacii GOST 7.0.83—2012 «E'lektronny'e izdaniya. Osnov-ny'e vidy' i vy'xodny'e svedeniya». Rezhim dostupa: http://www.nilc.ru/nilc/documents/ gost83.pdf. Data obrashheniya 06.06.2014.

[2] Sistema standartov po informacii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. E'lektronny'e izdaniya. Osnovny'e vidy' i vy'xodny'e svedeniya. GOST 7.83—2001 Mezhgosudarstvenny'j standart. SIBID. E'lektronny'e izdaniya. Osnovny'e vidy' i vy'xodny'e svedeniya. Rezhim dostupa: http://www.unkniga.ru/analitika/bookrinok71197-gost783-2001.html. Data obrashheniya 06.06.2014.

[3] Sistema standartov po informacii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Izdaniya. Osnovny'e vidy'. Terminy' i opredeleniya: Mezhgos. standart GOST 7.60—2003 / Mezhgos. sovet po stan-dartizacii, metrologii i sertifikacii. — Minsk: IPK Izd-vo standartov, 2004. Rezhim dostupa: http://www.lib.tsu.ru/win/metod/gost/gost7.60-2003.pdf. Data obrashheniya 06.06.2014.

ORGANIZATIONAL MATTERS OF COMPETITION IN ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

I.K. Voytovich, N.M. Kostina, O.M. Melnikova

Udmurt State University

The article examines the experience of the Udmurt State University in conducting competitions of educational publications and electronic resources. The purpose of such competitions is to provide methodological support to educational process. The main focus is on competition of electronic educational resources. The technology of such contests is discussed through detailed analysis of the main stages of the contest. It is noted that the main task of the preparatory stage of the competition is related to the development of regulations on competition and the definition of criteria for selection of the submitted works. The paper also proposes a system of evaluation criteria of electronic educational resources developed by members of the contest organizing committee and jury members. The article emphasizes the importance of not only the preparatory stages of the competition, but also measures for its completion, aimed at training teachers create quality e-learning resources.

Key words: electronic educational resources, contests of electronic educational resources, contest technology, e-learning, universities, professional teachers development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.