Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОУ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ПЕДАГОГИ / КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION / MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES / TEACHERS / MANAGEMENT COMPONENTS / ORGANIZATIONAL CONDITIONS / INNOVATION MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассматриваются организационные условия управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты основные понятия исследования «инновации в образовании», «нововведения», «инновационный процесс», «передовой педагогический опыт» с позиции разных авторов. Определены компоненты управления инновационными процессами (мотивационный; творческий; технологический критерий; рефлексивный) и уровни. Обоснованы организационные условия, обеспечивающие развитие инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении. Выделены методические средства управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении и перечень задач, которые были поставлены перед проведением формирующего этапа экспериментальной деятельности. Для оценки эффективности разработанной модели управления инновационными процессами были использованы данные анкетирования (два экспериментальных среза), рефлексивных семинаров в дошкольном образовательном учреждении. Представлены результаты экспериментальной деятельности для оценки эффективности разработанной модели управления инновационными процессами. Перечислены возможные проблемы в управлении ДОУ и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS FOR MANAGING INNOVATIVE PROCESSES IN A PEO

The article discusses the organizational conditions for the management of innovative processes in a preschool educational institution. The basic concepts of the research “innovations in education”, “innovations”, “innovative process”, “advanced pedagogical experience” from the position of different authors are revealed. The components of management of innovative processes (motivational; creative; technological criterion; reflexive) and levels are determined. The organizational conditions that ensure the development of innovative processes in a preschool educational institution have been substantiated. Methodological tools for managing innovative processes in a preschool educational institution and a list of tasks that were set before the formative stage of experimental activity are highlighted. To assess the effectiveness of the developed model for managing innovative processes, we used questionnaire data (two experimental sections), reflective seminars in a preschool educational institution. The results of experimental activities are presented to assess the effectiveness of the developed model for managing innovation processes. Possible problems in the management of preschool educational institutions and ways to solve them are listed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОУ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Организационные условия управления инновационными процессами в ДОУ

Аббасова Левиза Иловиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: do@kipu-rc.ru

В статье рассматриваются организационные условия управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты основные понятия исследования «инновации в образовании», «нововведения», «инновационный процесс», «передовой педагогический опыт» с позиции разных авторов. Определены компоненты управления инновационными процессами (мотивационный; творческий; технологический критерий; рефлексивный) и уровни. Обоснованы организационные условия, обеспечивающие развитие инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении. Выделены методические средства управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении и перечень задач, которые были поставлены перед проведением формирующего этапа экспериментальной деятельности. Для оценки эффективности разработанной модели управления инновационными процессами были использованы данные анкетирования (два экспериментальных среза), рефлексивных семинаров в дошкольном образовательном учреждении. Представлены результаты экспериментальной деятельности для оценки эффективности разработанной модели управления инновационными процессами. Перечислены возможные проблемы в управлении ДОУ и пути их решения.

Ключевые слова: инновации, управление инновационными процессами, педагоги, компоненты управления, организационные условия, модель управления инновациями.

Вопросы эффективности управления в сфере инновационных процессов на уровне дошкольного образования становятся все более актуальными на фоне всеобщей информатизации образовательной системы. В связи с этим становиться актуальный поиск эффективных организационно-педагогических условий в сложившейся образовательной ситуации, требующей трансформации и соответствующего перехода всех организаций в сфере образования дошкольников на более высокий уровень инновационного развития. Источником саморазвития образовательного учреждения, прежде всего, является творчество педагогов и их инновационная деятельность в педагогической работе.

В основных нормативных документах, которые регламентируют образовательную деятельность ДОУ (Закон «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО), выдвигаются ряд требований к модернизированию и совершенствованию дошкольного образования в целом. Это связано с тем, что данные нормативные документы определяют дошкольное образование как начальную ступень в общей системе непрерывного образования обучающихся. На данный момент специалисты дошкольных образовательных учреждений наблюдают преимущества непрерывного образования специалиста, так как инновационные процессы, протекающие в дошкольный организациях предоставляют педагогам безграничные возможности в их профессиональном росте, самосовершенствовании, реализации творческого потенциала.

Отлаженная система непрерывного образования педагогических работников дошкольного образования обогащает, повышает эффективность, качество, способствует обновлению процессов инновационного развития воспитательно-образовательной деятельности в организации.

Такие исследователи как К.Я. Вазина [1], Н.В. Горбунова [1;3], В.И. Загвязинский [4], Н.В. Микляева [5], М.М. Поташник [6], Т.И. Шамо-ва [7] и др. занимаются проблематикой нововведений в области образования.

Ученые-исследователи едины в том, внедрение и распространение передового педагогического опыта можно рассматривать как вид инновационного процесса. Не смотря на это, у каждого из авторов существует собственный арсенал способов по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства и компетентности, иногда радикально отличающиеся от других, что

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

подвергается сомнению в их эффективном и рациональном применении.

Инновации в образовании предполагают динамику процесса личностного и творческого развития человека, они охватывают профессиональную область деятельности педагога с различными функциями: экспертными, консультативными, проектировки.

В разработанную нами модель управления инновационными процессами были включены основные компоненты, которые на наш взгляд, наиболее полно охватывают инновационные процессы в дошкольном образовании. Среди них были выделены такие компоненты как: мотивационный, творческий, технологический и рефлексивный.

К показателям мотивационной составляющей инновационной деятельности мы отнесли: место профессиональных мотивов в общей структуре мотивов; отношение педагога к инновациям, потребность в нововведениях, его восприимчивость, которая оказывает непосредственное влияние на содержательную сторону творческой направленности профессионально-педагогической деятельности.

Творческая составляющая. Творческий потенциал воспитателей возникает на основе опыта, приемов, концепций, форм, идей, методов. Сопоставление этапов развития творческих способностей и уровней их сформированности у педагогов, позволяет определить соответствие между направлениями, которое порождает представление о последовательно усложняющихся уровнях реализации инновационной деятельности в педагогической сфере. В основе стратегии управления инновационными процессами в дошкольной организации лежит способность перехода педагогов на более высокие уровни профессионального развития.

Технологический компонент. Содержание технологического компонента многоаспектно, поскольку цель инновационной деятельности - де-ятельностная готовность к овладению, восприимчивость к педагогическим инновациям.

Рефлексивный компонент. При возникновении и внедрении инновационной деятельности рефлексия сопровождается следующими процессами:

1) процессом возврата к фазе прогнозирования и отслеживания отдельных составляющих идеи;

2) процесс соотношения ЗУН воспитателя и внешних условий. В этом случае педагог успешно осознает цель, средства реализации, собственные возможности и результаты нововведения.

Воспитательно-образовательная система всегда находится в условиях структурного и функционального единства, относительно устойчива и предполагает внутренние уровни организации, что обеспечивает самовоспроизводство, и сохранение свих основных качеств: динамичность, спо-° собность к изменениям, адаптации к воздействи-" ям внешней и внутренней перестройки. ^ Управление ДОУ делиться на: управление функционированием и управление развитием. Та-Ц кое деление обусловлено разными объектами, за-

дачами и способами решения задач. Управление функционированием ДОУ обеспечивает применение образовательного потенциала на имеющемся уровне. Объект - образовательный процесс, материально-технический процесс, кадровый процесс, финансовый процесс. Управление развитием обеспечивает наращивание потенциала ДОУ и повышение уровня применения с использованием инноваций.

Такая интерпретация процессов обеспечивает: реальное осознание потребностей, которые актуализируются в перспективе развития; определение цели, выбор рациональных способов достижения цели; интерес педагогического коллектива в постановке цели развития; контроль за процессом инновационной деятельности и его коррекция.

Нами выделены и обоснованы основные организационные условия развития инновационных процессов в дошкольных образовательных учреждениях:

- формирование новой ориентации руководящего и педагогического состава для непрерывного личностно-профессионального развития и самосовершенствования;

- изменение взглядов и убеждений руководителей, педагогов на важность инновационных процессов в сохранении и развитии дошкольных образовательных учреждений в условиях экономики знаний;

- использование инновационных технологий управления, обеспечивающих создание развивающей предметно-пространственной среды как для педагогов так и воспитанников;

- использование проектной деятельности в процессе апробации инноваций;

- целевое управление инновационным процессом, нацеленным на спрогнозированный результат.

Процесс сочетал в себе теоретическое осмысление сущности инновационного процесса, а также исследование и проектирование реального управления дошкольной образовательной организации.

Управление инновационными процессами проходило в сочетании теории и практики. Методические средства управления инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях были систематизированы и представлены в виде: определения целей; нормативно-правовой базы; педагогического планирования; статуса новатора; критериев для оценивания инноваций.

Организация обучения была построена по результатам проведенного анкетирования о потребностях руководителей и педагогов в инновационной деятельности.

Результаты анкетирования позволяют констатировать тот факт, что большинство руководителей и педагогов (80% и 75% соответственно) считают свою деятельность неудовлетворительной по разным на то причинам.

Часть опрошенных видят проблему в своем недостаточном профессионализме, другие обвиня-

ют образовательную систему в целом, третьи озвучивают проблемы в бессмысленных требованиях со стороны руководства. Часть руководителей и педагогов (20% и 30% соответственно) искренне говорят об отсутствии творчества в их профессиональной деятельности, а также отсутствия единства целей и позиций.

20% руководителей и 30% учителей открыто заявляют, что в их деятельности нет творчества, нет единства цели и позиции. Чувство неудовлетворенности способствует разрушению межличностных отношений, что вредит психологическому климату в коллективе. Зачастую, чувство внутренней неудовлетворенности отражается не только на работе, но и в сфере межличностных взаимоотношений, что негативно отражается на психологическом климате среди педагогов. Воспитатели по-разному осознают собственный профессиональный функционал. Лишь 2% опрошенных отмечают, что важно создавать условия для личностного роста и развития воспитанников, 98% респондентов говорят, что нужно дать знания, заниматься развитием навыков и способностей у детей дошкольного возраста.

Перед обучением нами был составлен определенный перечень задач, которыми мы руководствовались в процессе формирующего этапа экспериментальной деятельности. Среди них:

- выработка осознанного отношения к собственной профессиональной деятельности;

- способствовать формированию заинтересованности к инновациям;

- раскрытие теоретических основ инновационной деятельности и их освоение;

- овладение методами мониторинга личностных характеристик, уровня сформированности профессиональной компетентности и степень новаторства;

- работа над снятием психического напряжения, понижение уровня тревожности, которые создают барьеры в сфере межличностной, профессиональной коммуникации и содействие проявлению новаторства, креативности в реальных условиях профессионально-педагогической деятельности.

Данные, полученные в процессе экспериментального исследования, после проведенного обучения, позволяют констатировать, что у руководителей произошли качественные изменения в сфере понимания своего функционального назначения в процессе построения взаимоотношений с коллегами. Отдельно взятый педагог рассматривается уже не как объект, который безропотно исполняет волю руководителя, а как саморазвивающийся человек, которому необходимо обеспечить условия для развития своих потребностей, раскрытия потенциала, осознанности.

У руководителей появилось стойкое убеждение того, что педагогический коллектив является для них самих источником непрерывного профессионального развития, самосовершенствования и роста. До экспериментальной деятельности, руко-

водителей интересовал лишь интеллектуальный мир подчиненных и умение четко и быстро выполнять поставленную задачу. По результатам анализа, проведенным в конце обучения, можно было наблюдать положительную динамику, которая заключалась в том, что руководители стали воспринимать педагогов как многогранную личность, уточняя, активизируя необходимые индивидуальные качества для решения профессиональных задач.

Руководители выявили причину пассивного, безынициативного, немотивированного отношения педагогов относительно выполнения указаний, которая заключалась в неуверенности в собственных силах, недостаточно выраженной личностной позиции, незнании их потребностей и способностей, что лежит в основе уникальности каждого человека.

На первых порах обучения руководители воспринимали своих коллег в профессиональном плане как разобщенную группу педагогов, которых объединяла лишь «общая теория». По окончании обучения руководители уже рассматривали своих коллег с позиции полноценных участников технологического процесса, связанных общей идеей саморазвития, самосовершенствования, достижение цели и работы на результат. До начала обучения руководители обращали внимание лишь на интеллектуальные способности и возможности своих коллег, оценивая их общекультурную компетенцию и умение поддерживать дисциплину.

Благодаря новому отношению к управленческой деятельности изменилась и оценка качественных характеристик педагогического коллектива. Особая ценность появилась в понимании человека как личности, способной к саморазвитию, уникальной, что обусловлено в ее мотивационно-потребностной сфере и творческих способностях, позитивном расположении к окружению. Изменилось осознание профессиональной деятельности как руководителем так и педагогами, которые стали рассматривать ее как некий источник непрерывного совершенствования себя и окружающих. Следовательно, можно говорить о сформированности психологической, профессионально-педагогической готовности к управлению инновациями в педагогической сфере.

В процессе внедрения инноваций в педагогическую практику высоко оценивались такие качества как: проявление инициативности (80%), решительность (75%), независимость во взглядах и принятии решений (90%), эмоциональная устойчивость (70%), высокая организация (75%), дисциплинированность (80%). Следовательно, воспитатели представляют инновационную деятельность как сложный, многофункциональный, требующую огромного упорства, стремления и организованности - механизм. При этом только 50% опрошенных, считают важным качество искренности. Одна из причин низкой оценки данного качества, на наш взгляд, - безразличное, подозрительное

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

и даже агрессивное отношение педагогов к новаторам. Особо следует отметить, что большинство опрошенных определили такое важное для новатора качество, как наличие такта (70%).

В процессе нашего исследования мы систематизировали полученные результаты экспериментальной работы по следующим категориям:

а) результаты эффективности модели управления инновационными процессами в дошкольном образовании, полученные в процессе ее реализации;

б) критерии оценивания деятельности в области применения инновации;

в) технология управления инновационными процессами в дошкольной организации;

г) научно-методические разработки и рекомендации по управлению развитием инновационных процессов.

В качестве оценивания эффективности апробированной нами модели управления инновационными процессами было использовано анкетирование, состоящее из двух экспериментальных срезов. В соответствии с программой эксперимента проверялась эффективность разработанной модели инновационного образования.

Количественная оценка результатов экспериментальной деятельности предполагала использование данных из многофакторного личностного опросника, которая проходила в режиме тестирования, проверки ограничений в профессиональном развитии личности воспитателя, руководителя, как участников инновационного процесса. Результаты эксперимента свидетельствовали о необходимости проектирования, апробации организационно-педагогических условий управления инновациям, а также было доказано их эффективное применение в педагогической практике.

Эффективное и грамотное управление инновациями является ведущим средством сохранения и развития дошкольной образовательной организации в современных социально-экономических условиях государства.

В процессе апробации предложенной нами модели управления инновационными процессами в ДОУ, в основе которой лежит технологический подход к реализации инновационной деятельности, нами был обнаружен ряд трудностей. К первой группе трудностей мы отнесли все то, что касалось создания искусственно-естественной системы, которая направлена на обеспечение технологической организации воспитательно-образовательной деятельности.

Решение данной проблемы мы видим в разработке: стратегического плана развития дошкольного учреждения в целом и каждого педагога (участника инновации) в частности; определении функционала действий для каждого сотрудника ° и обеспечение профессиональной взаимосвязи " между ними; критериев для оценки конструктив-^ ного профессионально-педагогического взаимо-^ действия всех членов педагогического коллекти-Ц ва на протяжении всего процесса реализации ин-

новации; еткой структуре технологического процесса.

Ко второй группе трудностей мы отнесли вопросы, касающиеся непосредственно обеспечения целевого обучения педагогов: формирование устойчивых представлений и целесообразности применения инноваций в образовательном процессе; переосмысление функционала административных работников, педагогического коллектива, вспомогательного персонала, а также норм их межличностного взаимодействия в профессионально-образовательной сфере; создание банка нормативных, организационно-методических комплексов, обеспечивающих технологическую организацию системы профессиональной деятельности; систематизация и воспроизведение опыта в реализации инновационных процессов.

Спрогнозированная успешность в управлении инновациями в дошкольном образовательном учреждении основана на наличии накопленного опыта экспериментальной деятельности. С помощью различных способов педагогического проектирования были реализованы уровни развития, результаты которого, были использованы в повседневной инновационной образовательной практике, а также были систематизированы и структурированы на практических занятиях и в виде домашних заданий. Систематизация и освоение учебного материала использовались как показатели эффективности инновационных результатов.

Основными условиями успешного обучения педагогов ДОУ принципам инновационного образования являются: четкая постановка целей; демократическая составляющая коммуникативных аспектов деятельности; слаженность в работе инновационной службы; высокий профессионализм педагогического коллектива; комплекс мероприятий, направленных на стимулирование познавательной активности, интересов, креативности обучающихся. Реализация описанных организационно-педагогических условий управления инновационными процессами гарантирует максимальную эффективность управления данными процессами в дошкольной образовательной организации.

По результатам экспериментальной деятельности мы определили наиболее значимые качества личности педагога, обеспечивающие его творческую деятельность. Среди них: готовность к рискованным решениям и поступкам, открытость для новшеств, волевые качества, целеустремленность, высокая организация, чувство долга, честность и порядочность.

Чаще всего педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений препятствуют своему развитию в условиях рыночной экономики. Главной причиной является недальновидность руководящего состава в использовании инновационной политики, их недооценка значимости внедрения новшеств в деятельность дошкольных организаций.

Литература

1. Аббасова Л.И., Бажан З.И., Бузни В.А. и др. Современные тенденции дошкольного и начального образования: коллективная монография. - Ялта, 2016. - 276 с.

2. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки самооценки управления учебным заведением: Методическое пособие. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2007. 212 с.

3. Горбунова Н.В. Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2018. № 59-1. -С.131-134.

4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. унта, 2009. 184 с.

5. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей / Н.В. Микляева. - М.: «Айрис пресс» 2009. - 140 с.

6. Поташник М.М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М.М. Поташник, О.Г. Хомерики // Магистр. 2004. № 5. С. 18-24.

7. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Шамовой Т.И. М.: ИЦ Академия. 2010. - С. 19-27.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS FOR MANAGING

INNOVATIVE PROCESSES IN A PEO

Abbasova L.I.

State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of

Crimea Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi

Yakubov

The article discusses the organizational conditions for the management of innovative processes in a preschool educational institution. The basic concepts of the research "innovations in education", "innovations", "innovative process", "advanced pedagogical experience" from the position of different authors are revealed. The components of management of innovative processes (motivational; creative; technological criterion; reflexive) and levels are determined. The organizational conditions that ensure the development of innovative processes in a preschool educational institution have been substantiated. Methodological tools for managing innovative processes in a preschool educational institution and a list of tasks that were set before the formative stage of experimental activity are highlighted. To assess the effectiveness of the developed model for managing innovative processes, we used questionnaire data (two experimental sections), reflective seminars in a preschool educational institution. The results of experimental activities are presented to assess the effectiveness of the developed model for managing innovation processes. Possible problems in the management of preschool educational institutions and ways to solve them are listed.

Keywords: innovation, management of innovation processes, teachers, management components, organizational conditions, innovation management model.

References

1. Abbasova L.I., Bazhan Z.I., Buzni V.A. and other. Modern tendencies of preschool and primary education: a collective monograph. - Yalta, 2016. - 276 p.

2. Vazina K. Ya. Unified system of criteria for assessing self-assessment of management of an educational institution: Methodological guide. N. Novgorod: Publishing house of VGIPI, 2007. -212 p.

3. Gorbunova N.V. Innovative technologies for training future specialists in the field of preschool education / N.V. Gorbunova // Problems of modern pedagogical education. - Yalta: RIO GPA, 2018. No. 59-1. - 131-134 p.

4. Zagvyazinsky V.I. Innovative processes in education and pedagogical science / V.I. Zagvyazinsky // Innovative processes in education. - Tyumen: Publishing house Tyum. state un-ta, 2009. - 184 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Miklyaeva, N.V. Innovations in kindergarten: a guide for educators / N.V. Miklyaeva. - M .: Airis press. 2009. - 140 p.

6. Potashnik M.M. Structures of the innovation process in an educational institution / M.M. Potashnik, O.G. Khomeriki // Master. 2004. No. 5. 18-24 p.p.

7. Management of educational systems: Textbook. manual for stud. higher. ped. study. institutions / T.I. Shamova, T.M. Davydenko, G.N. Shibanov; ed. Shamovoy T.I. - M .: ITs Academy. 2010. -19-22 p.p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.