Научная статья на тему 'Организационные способы повышения производительности труда водителей автосамосвалов'

Организационные способы повышения производительности труда водителей автосамосвалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / СВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ЧАС / АВТОТРАНСПОРТ / УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Денис Владимирович, Мухин Федор Константинович, Стребкова Светлана Федоровна, Блинов Григорий Геннадьевич, Немцова Татьяна Владимировна

Описаны результаты работы по повышению производительности труда водителей автосамосвалов в ООО «Восточно-Бейский разрез». Особенностью реализуемого подхода является использование критерия «производительное время работы» при нормировании, планировании, учете и оплате труда водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Денис Владимирович, Мухин Федор Константинович, Стребкова Светлана Федоровна, Блинов Григорий Геннадьевич, Немцова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные способы повышения производительности труда водителей автосамосвалов»

--© Д.В. Попов, Ф.К. Мухин,

С.Ф. Стребкова, Г.Г. Блинов, Т.В. Немцова, 2015

УЛК 656.135, 331.214.72

Д.В. Попов, Ф.К. Мухин, С.Ф. Стребкова, Г.Г. Блинов, Т.В. Немцова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОСАМОСВАЛОВ

Описаны результаты работы по повышению производительности труда водителей автосамосвалов в ООО «Восточно-Бейсшй разрез». Особенностью реализуемого подхода является использование критерия «производительное время работы» при нормировании, планировании, учете и оплате труда водителей.

Ключевые слова: организация производства, нормирование труда, связь результатов и оплаты труда, производительность труда, производительный час, автотранспорт, угольный разрез.

Анализ ситуации на рынке углепроизводителей Хакасии позволил выявить следующее - для обеспечения конкурентоспособности Восточно-Бейского разреза на современном этапе необходимо добывать и отгружать клиентам не менее 3 млн т угольной продукции в год. При этом расчет производственной мощности рабочих процессов в технологической цепи угледобычи показал, что «узким звеном» при достижении требуемого объема производства является процесс транспортирования горной массы автосамосвалами (рис. 1).

Руководством разреза было принято решение о необходимости реализации имеющихся внутрипроизводственных резервов организационными (малозатратными) способами. К основным направлениям реализации организационных методов повышения производительности оборудования и труда следует относить:

а) повышение качества нормирования и планирования труда водителей автосамосвалов;

б) повышение тесноты связи результатов и оплаты труда водителей автосамосвалов;

в) ежесменная визуализация учета результатов труда водителей автосамосвалов;

4 ООО 3 500 3 ООО 2 500 2 ООО 1 500 1 ООО 500 О

Рис. 1. Производственная мощность рабочих процессов в цепи угледобычи (расчет ООО «ВБР», 2014 г.)

г) повышение качества контроля процесса транспортирования;

д) улучшение условий труда водителей автосамосвалов. Повышение качества нормирования и планирования труда

водителей автосамосвалов заключалось в обеспечении их равной напряженности: для стопроцентного выполнения нормы выработки в зависимости от расстояния и высоты транспортирования водителю требовалось от 7,5 до 9,5 производительных часов работы в смену, а в системе учета результатов эта разница не фиксировалась. Это привело к появлению «выгодных» и «невыгодных» маршрутов. Для обеспечения равной напряженности норм выработки, после обсуждения выявленных недостатков в нормах с водителями автосамосвалов, они были пересмотрены и утверждены на уровне 10-ти производительных часов в смену (рис. 2).

При повышении тесноты связи между результатами и оплатой труда водителей автосамосвалов на основе ретроспективного анализа была определена стоимость одного производительного часа работы водителя, а размер переменной части заработной платы был напрямую увязан с количеством часов производительной работы за учетный период.

Изменение норм, нормативов и «Положения по оплате труда» потребовало формирования соответствующего управленческого учета. Для повышения информированности водителей автосамосвалов была разработана форма визуализированного учета результатов их труда «светофор» (табл. 1).

3 709 3 335

3 555 Г 243 Д 3 312

Экскавация Транспортирование Дробление Освоено иРезерв

Погрузка Рабочий процесс

Рис. 2. Схема обеспечения равной напряженности нормы выработки водителей автосамосвалов

Таблица 1

Форма визуализированного учета результатов труда водителей автосамосвалов

ФИО во- Результаты труда Дни месяца

дителя 1 2 0

автосамосвала а н е 8 а н е 8 а н е 8 а н е 8 а н е 8 а н е 8 и О Т

К

1 2 1 2 1 2

Водитель Объем перевезенной ~ 3 горной массы, м 1663 1441 1405

1

Грузооборот, ткм 10009 7037 9155

Выполнение нормы 94 92 75

выработки, %

Время производи- 9,4 9,2 7,5

тельной работы,ч ¿УУУУУ,

Условные обозначения:

«Зеленая» смена (более 9,3 производительных часов работы) «Желтая» смена (8,5-9,3 производительных часов работы) «Красная» смена (менее 8,5 производительных часов работы)

Изменение системы оплаты труда водителей автосамосвалов послужило импульсом к формированию организационно-технических условий для повышения количества производи-

тельных часов работы. Были разработаны и реализованы мероприятия по следующим направлениям:

• почасовой контроль производительности оборудования, особенно первый и последний час работы;

• повышение качества ремонтного обслуживания автосамосвалов;

• организация круглосуточной работы автогрейдеров;

• контроль исполнения регламентов работы вспомогательной техники (топливозаправщик, кран и т.д.);

• выявление и разбор причин отклонений часовой производительности по схеме: сбой - причина сбоя - ответственный - мероприятия по недопущению подобного в будущем; персонификация ответственности надзора за состояние дорог, организация регулярного осмотра автодорог комиссией в составе: гл. маркшейдер, начальник участка добычи угля, начальник автоколонны;

• картирование дорог: расчет потребностей строительных материалов для посыпки и ремонта автодорог;

• добавление к сменному надзору штатной единицы - дорожного мастера.

Следует отметить, что в результате реализации организационных способов повышения производительности труда была увеличена теснота связи результатов и оплаты труда водителей (рис. 3).

Также одним из результатов проводимой работы стало повышение эффективности использования месячного фонда времени водителей автосамосвалов, при этом диапазон использования рабочего времени в августе-сентябре 2015 г. (отношение максимальных показателей к минимальным) снизился в 3 раза, что косвенно подтверждает улучшение организационно- технических условий транспортирования горной массы (рис. 4).

Динамика освоения рубежа повышенной производительности оборудования, который эквивалентен 500 производительным часам работы автосамосвала в месяц, представлена в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что количество экипажей автосамосвалов, освоивших уровень в 500 производительных часов работы

в месяц, в 2015 году выросло в 2,7 раза (по отношению к 2014 г.) и их доля в парке технологического транспорта составляет 61,5 %.

Положительная динамика производительности труда и оборудования, наряду с повышением тесноты связи результатов и оплаты труда отражается на экономических результатах деятельности подразделения и разреза. Сравнение экономических результатов функционирования «старой» и «новой» систем оплаты труда водителей автосамосвалов представлено в табл. 4.

а) «старая» система оплаты труда (январь - май 2014 г.)

Заработная плата, руб./мес.

> ♦

1,9 раза ♦ +40 ¿¿я

♦ ♦

г • 1,8 раза

Время производительной работы, ч/мсс.

б) «новая» система оплаты труда (август-сентябрь 2015 г.)

Рис. 3. Связь количества производительных часов работы н заработной платы водителей автосамосвалов

ij Таблица 2 л

Экспресс-анализ динамики эффективности использования автосамосвалов за период 2014-15 гг.

№ Показатели использования времени автосамосвалов за период

За 9 мес. 2014 г. За 12 мес. 2014 г. За 10 мес. 2015 г.

КФВ ПЧ* ys ** КФВ ПЧ •^исп КФВ ПЧ •^исп

101 6528 1337 0,205 8760 2023 0,231 7272 3337 0,459

102 6528 1459 0,224 8760 1459 0,167 7272 39 0,005

103 6528 3868 0,593 8760 5353 0,611 7272 4525 0,622

104 6528 3827 0,586 8760 5333 0,609 7272 5187 0,713

105 6528 3761 0,576 8760 5259 0,6 7272 4862 0,669

106 6528 2507 0,384 8760 3908 0,446 7272 4397 0,605

107 6528 2593 0,397 8760 3929 0,449 7272 5485 0,754

108 6528 4246 0,65 8760 6043 0,69 7272 5680 0,781

109 6528 3857 0,591 8760 5406 0,617 7272 5518 0,759

110 6528 3968 0,608 8760 5586 0,638 7272 5554 0,764

111 6528 4616 0,707 8760 6392 0,73 7272 5677 0,781

112 6528 4408 0,675 8760 5981 0,683 7272 5421 0,745

113 6528 4479 0,686 8760 6266 0,715 7272 5963 0,820

Среднее 0,529 0,553 0,652

1 - коэффициент использования фонда времени автосамосвала, соответствующий 500 производительным | часам работы в месяц

* - время производительной работы, рассчитано при условии, что среднерейсовая скорость (с погрузкой, разгрузкой и маневрами) 16,5 км/ч (в соотв. с утвержденными нормами выработки)

** - коэффициент использования фонда времени автосамосвала, рассчитан как отношение производительного и календарного времени.

Таблица 4

Сравнение экономических результатов функционирования «до» и «после» реализации организационных способов повышения производительности труда водителей автосамосвалов

Результаты Ел. измерения «ДО» (июнь-июль 2013 г.) «ПОСЛЕ» (август-сентябрь 2015 г.) Изменение показателя, %

Ср. месячная производительность автосамосвала Тыс. ткм / т грузоподъемности 2,67 3,99 +49,4

Тыс. т / т грузоподъемности 1,41 1,79 +27,0

Ср. месячная производительность труда водителя Ткм/ отработанный чел. — ч 353 479 +35,7

Т/ отработанный чел. — ч 186 215 +15,6

Расстояние транспортирования Км 1,89 2,1 +11,1

Время производительной работы водителя Производительных чел. — ч в смену 7,17 8,1 +13,0

Производительных чел. — ч в месяц 83,3 101,3 +21,6

Зарплатоемкость транспортной услуги Руб./ ткм 0,68 0,59 -13,2

Руб./ т 1,29 1,29 0,0

Среднемесячная заработная плата водителя автосамосвала Тыс. руб. 34,8 40,0 +14,8

а) март 2014 г. — март 2015 г.

Производительное ■рсн^ ч/мсс*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 12 24 36 46 60 72 64 96 106 120 132 144 1» 168 180 192 204 216 228 240

Отработанное ■ ррня, ч/мрс.

максимально возможное значение среднее значение

б) август-сентябрь 2015 г.

Рис. 4. Использование месячного фонда времени водителями автосамосвалов

Таким образом, использование критерия «производительный час» при нормировании, планировании, учете и оплате труда водителей автосамосвалов подкрепленное реализацией

организационно-технических мер по повышению эффективности использования труда и оборудования позволили при сохранении удельных затрат на оплату труда водителей автосамосвалов повысить ее уровень на 14,8 %.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костарев A.C. и др. Опыт совершенствования системы оплаты труда водителей большегрузных автосамосвалов ООО «Восточно-Бейский разрез» / A.C. Костарев, Е.В. Тихонова, С.Ф. Стребкова, Т.В. Немцова, С.И. Захаров, В.А. // Нормирование и оплата труда в промышленности.- 2015. - №3. - С. 18-24.

2. Галкин B.A. и др. Организационно-технологические резервы в автомобильно-экскаваторном комплексе / В.А. Галкин, В.П. Кавышкин, М.Н. Полещук, А.В. Соколовский // Геотехнологические проблемы комплексного освоения недр: сб. научн. тр. / ИГД УрО РАН. - Екатеринбург, 2008 - Вып. 4 (94). - С. 110-113.

3. Макаров A.M. Повышение эффективности технологического автомобильного транспорта оперативным управлением подсистемами карьера: Дис.... канд. техн. наук /А.М. Макаров. - Челябинск, 1990. - 159 с.

4. Захаров С.И. Повышение эффективности рабочих процессов угледобывающего предприятия на основе совершенствования организационно-экономических отношений: Автореферат дис. ... канд. экон. наук / С.И. Захаров. - Челябинск, 2011. - 26 с.

5. Захаров С.И. Методика оценки эффективности рабочих процессов угледобывающего предприятия / С.И. Захаров, Э.А. Барыева // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сборник научных трудов V региональной научно-практической конференции (Часть I) и XXXV студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Часть II), посвященная 15-летию факультета управления (Челябинск, 15 марта 2011 г., 11 апреля 2011 г.) / Челяб. гос. унт. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2011. - С. 173-179. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Попов Денис Владимирович - исполнительный директор ООО «Восточно-Бейский разрез», PopovDV@suek.ru,

Мухин Федор Константинович - заместитель исполнительного директора по производству и автотранспорту ООО «Восточно-Бейский разрез», MuhinFK@suek.ru, Стребкова Светлана Федоровна - заместитель исполнительного директора по персоналу и социальным вопросам ООО «Восточно-Бейский разрез», StrebkovaSF@suek.ru,

Блинов Григорий Геннадьевич - начальник автоколонны технологического транспорта ООО «Восточно-Бейский разрез»,

Немцова Татьяна Владимировна - начальник отдела труда и заработной платы ООО «Восточно-Бейский разрез», NemcovaTV@suek.ru.

UDC 656.135, 331.214.72

ORGANIZATIONAL METHODS TO IMPROVE LABOR CAPACITY OF DUMP TRUCK OPERATORS

Popov D.V., Chief Executive Officer, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, PopovDV@suek.ru, Russia,

Mukhin F.K., Deputy Chief Executive Officer for Production and Motor Transport, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, MuhinFK@suek.ru, Russia,

Strebkova S.F., Deputy Chief Executive Officer for Personnel and Social Issues, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, StrebkovaSF@suek.ru, Russia,

Blinov G.G., Head of Utility Vehicles Department, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, Russia, Nemtsova T.V., Head of Labor and Wages Department, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, NemcovaTV@suek.ru, Russia.

The article shows the effect of activities on improvement of labor capacity of dump truck operators in Vostochno-Beisky Open Pit Mine. The feature of the implemented approach is the use of the "productive time " criterion in operator's labor rating, planning, record-keeping and remuneration.

Key words: production management, labor rating, performance-remuneration connection, labor capacity, productive hour, motor vehicles transport, open pit coal mine.

REFERENCES

1. Kostarev A.S. i dr. Opyt sovershenstvovanija sistemy oplaty truda voditelej bol'shegruznyh avtosamosvalov OOO «Vostochno-Bejskij razrez» (Experience of improving the system of remuneration of drivers of heavy trucks LLC "Eastern-beysky open-pit mine") / A.S. Kostarev, E.V. Tihonova, S.F. Strebkova, T.V. Nemcova, S.I. Zaharov, V.A. // Normi-rovanie i oplata truda v promyshlennosti. 2015. No 3. pp. 18-24.

2. Galkin V.A. i dr. Organizacionno-tehnologicheskie rezervy v avtomobil'no-jekskavatornom komplekse (Organizational and technological reserves in car and excavator complex) / V.A. Galkin, V.P. Kavyshkin, M.N. Poleshhuk, A.V. Sokolovskij // Geo-tehnologicheskie problemy kompleksnogo osvoenija nedr: sb. nauchn. tr. / IGD UrO RAN.. Ekaterinburg, 2008. Vyp. 4 (94). pp. 110-113.

3. Makarov A.M. Povyshenie jeffektivnosti tehnologicheskogo avtomobil'nogo transporta operativnym upravleniem podsistemami kar'era (Improved production of road transport operational management subsystems career): Dis. kand. tehn. nauk /A.M. Makarov. Cheljabinsk, 1990. 159 p.

4. Zaharov S.I. Povyshenie jeffektivnosti rabochih processov ugledobyvajushhego predprijatija na osnove sovershenstvovanija organizacionno-jekonomicheskih otnoshenij (Improving the efficiency of working processes of mining enterprises on the basis of perfection of organizational-economic relations): Avtoreferat dis. kand. jekon. nauk / S.I. Zaharov. Cheljabinsk, 2011. 26 p.

5. Zaharov S.I. Metodika ocenki jeffektivnosti rabochih processov ugledobyvajushhego predprijatija (Method of assessing the effectiveness of the working processes of coal mines) / S.I. Zaharov, Je.A. Baryeva // Problemy v upravlenii social'no-jekonomicheskimi sistemami v uslovijah innovacionnogo razvitija: sbornik nauchnyh trudov V regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (Chast' I) i XXXV studencheskoj nauchnoj konferencii «Student i nauchno-tehnicheskij progress» (Chast' II), posvjashhennaja 15-letiju fakul'teta upravlenija (Cheljabinsk, 15 marta 2011 g., 11 aprelja 2011 g.) / Cheljab. gos. un-t. Cheljabinsk: OOO «Jenciklopedija», 2011. pp. 173-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.