Научная статья на тему 'Организационные преобразования в экономике как фактор повышения эффективности производства'

Организационные преобразования в экономике как фактор повышения эффективности производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET STRUCTURE / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА / SALES LOGISTICS / ПОРОГ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / MAKE-OUT THRESHOLD / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / PRODUCTION PRIME COST / ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ / SALES PRICE / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / LEVEL OF LIFE OF THE POPULATION / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ПРОДУКЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / INDUSTRIAL ASSOCIATION / SOCIETY SIGNIFICANT PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельничук Лэся Дмитриевна, Тягульская Людмила Анатольевна, Мазур Карина Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, свободной конкуренции. Особое внимание уделяется сбытовой логистике, взаимодействию контрагентов на рынках сбыта одноименной номенклатуры продукции. Рассматривается вариант организационных преобразований в хлебопекарной промышленности Приднестровской Молдавской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization changes in economy as a factor of increasing effectiveness of production

The article considers the questions of effectiveness of individuals in the conditions of market economy, free competition. Special attention is paid to sales logistics, interaction of contracting parties on sakes markets of same range of products. The article deals also with a variant of organization changes in the baking industry of Pridnestrovian Moldavian Republic.

Текст научной работы на тему «Организационные преобразования в экономике как фактор повышения эффективности производства»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Мельничук Лэся Дмитриевна

канд. социол. наук, доц. Приднестровского государственного университета, филиал в г. Рыбница

Молдова, г. Рыбница E-mail: [email protected]

Тягульская Людмила Анатольевна

канд. экон. наук, доц. Приднестровского государственного университета, филиал в г. Рыбница

Молдова, г. Рыбница E-mail: [email protected]

Мазур Карина Валерьевна

преподаватель Приднестровского государственного университета, филиал в г. Рыбница

Молдова, г. Рыбница E-mail: [email protected]

ORGANIZATION CHANGES IN ECONOMY AS A FACTOR OF INCREASING EFFECTIVENESS OF PRODUCTION

Lesya Melnichuk

Ph.D. in Social Sciences, Associate Professor of Pridnestrovian State University, Rybnitsa branch

Moldova, Rybnitsa

Lyudmila Tyagulskaya

Ph. D. in Economic Sciences, Associate Professor of Pridnestrovian State University, Rybnitsa branch

Moldova, Rybnitsa

Karina Mazur

lecturer of Pridnestrovian State University, Rybnitsa branch

Moldova, Rybnitsa

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, свободной конкуренции. Особое внимание уделяется сбытовой логистике, взаимодействию контрагентов на рынках сбыта одноименной номенклатуры продукции. Рассматривается вариант организационных преобразований в хлебопекарной промышленности Приднестровской Молдавской Республики.

ABSTRACT

The article considers the questions of effectiveness of individuals in the conditions of market economy, free competition. Special attention is paid to sales logistics, interaction of contracting parties on sakes markets of same range of products. The article deals also with a variant of organization changes in the baking industry of Pridnestrovian Moldavian Republic.

Ключевые слова: рыночная экономика; конкуренция; сбытовая логистика; порог безубыточности; себестоимость продукции; цена реализации; уровень жизни населения; социально-значимая продукция; хозяйственное объединение.

Keywords: market structure; competition; sales logistics; make-out threshold; production prime cost; sales price; level of life of the population; society significant production; industrial association.

Свободный рынок, конкуренция, монополия, отсутствие методического руководства деятельности экономических агентов со стороны государства создают ряд проблем, негативно сказывающихся как на развитии хозяйствующих субъектов, так и на социально-экономическом развитии государства в целом.

Рыночная экономика дает право на существование как государственных, так и негосударственных предприятий, которые осуществляют свою деятельность по законам рынка, преследуя свои экономические цели. Однако они не должны противоречить государственным интересам, а именно, выполнению им своих главных задач, обеспечение:

• экономического роста;

• занятости экономически активной части населения;

• стабильности цен;

• достойного уровня жизни населения.

Решать данные задачи государство должно путем методического регулирования экономических отношений между хозяйствующими субъектами как в их интересах, так и в интересах всего общества. Данное регулирование может затрагивать распределение сырьевых, материальных ресурсов, а также эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов на рынках сбыта.

Отсутствие методического руководства со стороны государства может привести к росту монопольного влияния на рынках, неэффективному использованию производственного потенциала, завышенным ценам на производимую продукцию, и в конечном итоге - к снижению уровня жизни населения.

В настоящее время основными местными производителями и поставщиками хлебобулочных и кондитерских изделий на рынок Приднестровской Молдавской Республики являются ЗАО «Тирас-польский хлебокомбинат» и ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат». На рынке они действуют самостоятельно, предлагая своим покупателям различные по качеству, уровню сервиса и цене товары, отличаются по своим моделям сбыта и корпоративным ценностям, реализуют различные деловые стратегии.

При действующей логистике реализации хлебобулочных изделий ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат» и ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» имеют место неоправданно завышенные транспортные расходы и риски своевременного обеспечения населения социально значимым продуктом в зимний период.

Так, ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат» является основным поставщиком хлебобулочных изделий практически во всю торговую сеть Республики, включая и самый отдаленный Каменский район. Рыночная доля, занимаемая данным предприятием, достигает около 85 процентов. При этом, предприятие несет значительные транспортные издержки, что соответственно сказывается на цене, поставляемой в торговую сеть продукции.

В свою очередь, ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» поставляет продукцию во все бюджетные учреждения республиканского и местного подчинения, также по всей республике (от Каменки до Сло-бодзеи), неся при этом повышенные коммерческие расходы.

На первый взгляд может создаться впечатление о рациональном делении рынка сбыта. Однако, ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» находится в значительно худшем положении, прежде всего потому, что во-первых: в связи с неблагоприятной демографической ситуацией потребность муниципальных учреждений в хлебобулочной продукции из года в год уменьшается; во-вторых, муниципальные организации постоянно испытывают серьезные финан-

совые затруднения, что не позволяет им своевременно рассчитываться за поставленную продукцию.

Одной из важнейших задач деятельности ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» в условиях рыночной экономики является обеспечение рационального использования имеющегося производственного потенциала, достижение положительного финансового результата. Вместе с тем, это будет возможным тогда, когда предприятие сможет элиминировать влияние внешних негативных факторов.

Анализ деятельности ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» за последние годы свидетельствует, что внутренние факторы (производственные мощности, трудовые ресурсы) предприятием используются не достаточно. Коэффициент использования производственной мощности по хлебобулочному производству составил 0,75, по производству кондитерских изделий - 0,70.

Как показывают исследования, основной причиной этого является проблема в сбытовой политике, которая проявляется в следующем:

1. Неблагоприятная структура потребителей выпускаемой продукции. Основными потребителями хлебобулочной продукции предприятия являются бюджетные организации, поставки которым из года в год уменьшаются.

2. Выход на внутренний рынок (городской) затруднен сильным давлением конкурентов - ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат» и импортом кондитерских изделий из соседних государств (Молдовы и Украины).

В условиях непредсказуемости внешней среды, а также в условиях жесткой конкуренции особую значимость имеет способность управлять затратами предприятия при производстве социально значимой продукции, цены на которую регулируются государством. Проведенный анализ работы ЗАО «Рыб-ницкий хлебокомбинат» в данном направлении свидетельствует, что за последние годы руководством проделана значительная работа по выводу его из кризисного состояния.

Значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции, прежде всего кондитерских изделий, улучшено качество. Активная работа проводится на рынках сырья, в частности, положительный результат дает переход на прямые хозяйственные связи с производителями муки. Работа в данном направлении позволила значительно снизить затраты по статье «сырье и материалы».

Вместе с тем, работу в 2016 году ЗАО «Рыбниц-кий хлебокомбинат» завершило с убытками: выручка составила 8686,2 тыс. руб., в то время как себестоимость - 8750,1 тыс. руб. Негативное влияние на итоговый финансовый результат оказало значительное недовыполнение плана производства и реализации продукции. По плану предприятие должно было произвести продукции на сумму 11860,0 тыс. руб., фактический выпуск составил 8686,2 тыс. руб., или 73,2 процента, это ниже пороговой выручки. Причинами такого недовыполнения плана является жесткая конкуренция на рынке хлебобулочных из-

делий, а также структура основных покупателей и неэффективная сбытовая логистика.

Сложившаяся ситуация, требует выработки принципиально новой сбытовой политики, которая обеспечит выход на новые сегменты рынка, охватит более широкой круг потребителей выпускаемой продукции, как внутри города и района, так и за ее приделами снижение коммерческих расходов. В свою очередь, это позволит полностью использовать производственные мощности и выйти на рентабельный уровень производства. При планировании объема производства и реализации продукции необходимо ориентироваться на «порог безубыточности», что позволит покрывать все затраты и обеспечить безубыточность производства.

На наш взгляд, как для ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат», так и для ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» существующая логистика сбыта продукции экономически не оправдана, т.к. коэффициент использования грузоподъемности транспорта не более 0,5. Учитывая уровень социально-экономического развития Республики, а также уровень платежеспособности населения совершенствование сбытовой политики данных предприятий позволит снизить цену реализации продукции, тем более учитывая ее социальную значимость.

Жесткая конкуренции на рынке продаж со стороны ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат» не позволяет ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат» полностью использовать имеющиеся внутренние возможности. Решение данной проблемы невозможно без участия государства, а именно, в части принятия соответствующих мер по защите внутренних товаропроизводителей, принятия соответствующих организационных мер по взаимодействию на рынке хлебобулочной продукции основных товаропроизводителей ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат» и ЗАО «Рыбницкий хлебокомбинат».

На наш взгляд, для повышения эффективности деятельности предприятий хлебопекарной отрасли Республики, необходимо принятие соответствующих хозяйственных решений на уровне Правительства. Существующая на данный момент организация деятельности предприятий данной отрасли, совер-

Список литературы:

1. Министерство экономического развития ПМР

http://mer.gospmr.org/ (дата обращения 25.04.2017)

шенно не учитывает экономические интересы каждого отдельно взятого из них, интересы государства и покупателей. Так, несогласованная реализация ими продукции приводит к неоправданному завышению коммерческих расходов, что влечет за собой увеличение розничных цен, а также убытков предприятий от производства и реализации социально-значимого ассортимента продукции.

Учитывая выше сказанное, а также принимая во внимание, что речь идёт о социально-значимом ассортименте продукции, уровень цены на которую чувствительно сказывается на ее покупателях, считаем экономически целесообразным на государственном уровне принять решение о создании объединения, например, «Хлеб Приднестровья».

Это позволит производителям хлебобулочной продукции проводить согласованную политику ее производства и поставки потребителям необходимого ассортимента, количества, хорошего качества и по более низким ценам.

Эффективность такого объединения позволит:

1. Осуществить рациональную специализацию и кооперацию производства по принципу, какую продукцию выгоднее производить, с точки зрения, достижения эффективности производства и повышения качества продукции.

2. Обеспечить полную загрузку производственных мощностей предприятия.

3. Снизить коммерческие расходы за счёт организации работы транспорта по принципу «маятника».

Все выше перечисленное, позволит ЗАО «Рыб-ницкий хлебокомбинат» расширить ассортимент выпускаемой продукции, снизить ее себестоимость, а также снизить цену реализации и обеспечить положительный финансовый результат предприятия.

Таким образом, реорганизация данной отрасли путем создания единой хозяйственной структуры, например, «Хлеб Приднестровья» позволит сохранить данные предприятия, упорядочить их деятельность на рынке в интересах как государства, так и отдельно взятого предприятия и потребителей продукции.

[электронный ресурс] Режим доступа. — URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.