Научная статья на тему 'Организационные основы современной системы управления банковскими рисками'

Организационные основы современной системы управления банковскими рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыдыкин А. В.

В статье отмечается, что современная система управления банковскими рисками основана на нормативной и методической базе, дающей возможность для разработки интегрированной модели, которая состоит из двух подмоделей: модели управления устраняемыми рисками и модели управления остаточными рисками. Первая модель была реализована способом алгоритмического моделирования, в котором был применен метод риск-менеджмента для управления банковскими рисками. В результате был построен алгоритм минимизации устраняемых рисков. Для минимизации остаточных рисков на основе статистического способа моделирования была разработана модель повышения эффективности бизнес-процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы современной системы управления банковскими рисками»

УДК:33

организационные основы

современной системы управления банковскими рисками

а. В. ДЫДЫКИН, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева

В статье отмечается, что современная система управления банковскими рисками основана на нормативной и методической базе, дающей возможность для разработки интегрированной модели, которая состоит из двух подмоделей: модели управления устраняемыми рисками и модели управления остаточными рисками. Первая модель была реализована способом алгоритмического моделирования, в которой был применен метод риск-менеджмента для управления банковскими рисками. В результате был построен алгоритм минимизации устраняемых рисков. Для минимизации остаточных рисков на основе статистического способа моделирования была разработана модель повышения эффективности бизнес-процесса.

Ключевые слова:риск-менеджмент,управление, банковские риски, интегрированная модель, бизнес-процесс.

Организация современной системы управления банковскими рисками основана на применении Банком России обязательных нормативов по управлению рисками, которые сформулированы в контексте документов Базельского комитета по банковскому надзору [2]. Например, показатели оценки системы управления банковскими рисками отражены в рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале), доведенных до сведения кредитных организаций письмом Банка России от 23.03.2007 № 26-Т. Согласно этому документу Банк России существенно расширил перечень рисков, которыми кредитные организации должны управлять самостоятельно, на основе разработанных ими соответствующих внутренних документов. В этот перечень включены:

— финансовые риски, которые представлены кредитным и рыночным риском, а также риском ликвидности;

— нефинансовые риски, к которым относятся правовой, операционный и стратегический риски;

— внешние риски, под которыми подразумеваются страновой риск и риск потери деловой репутации.

Несомненно, система управления рисками коммерческого банка должна охватывать все указанные риски. Причем в настоящее время Банк России не так строго регламентирует выбор кредитными организациями тех или иных методов оценки рыночных рисков. Например, кредитные организации вправе разрабатывать собственные методики оценки и управления риском ликвидности [3]. Однако регулятор не только требует от кредитных организаций при управлении рисками разработки процедур по их определению и оценке, но и выдвигает ряд достаточно конкретных требований к характеру принимаемых решений и к последующему мониторингу их исполнения со стороны органов управления банка [4].

Для оценки рисков используется система показателей. При оценке всех показателей в качестве основных элементов системы управления учитываются следующие факторы:

— наличие внутренних документов по управлению каждым видом риска и их соответствие требованиям Банка России;

— наличие независимого подразделения, ответственного за оценку принимаемых рисков и разработку стратегии управления;

— наличие планов действии в кризисных ситуациях;

— формирование на регулярной основе управленческой отчетности по каждому из рисков и регулярное ее доведение до органов управления банка.

В результате показатель оценки управления кредитным риском (ПК') определяется значением пяти других промежуточных показателей:

— ПКр1 — показатель, оценивающий наличие внутренних документов коммерческого банка по вопросам кредитной политики;

— ПКр2 — показатель, определяющий качество внутренних нормативных документов кредитной организации и их соответствие требованиям нормативных актов Банка России;

— ПКр3 — показатель, отражающий качество методического обеспечения, используемого коммерческим банком для оценки кредитного риска;

— ПКр4 — основной показатель, оценивающий качество риск-менеджмента в кредитной организации;

— ПКр5 — показатель, оценивающий организационную структуру, осуществляющую управление рисками в коммерческом банке.

В частности, при определении показателя оценки качества управления кредитным риском следует обратить внимание на наличие проверки кредитной организацией надежности заемщика на предмет возврата ссуды в соответствии с условиями договора. Необходим также последующий мониторинг, позволяющий принять оперативные меры по снижению кредитного риска по ссуде при выявлении признаков ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга. Подобный мониторинг должен включать в себя:

— анализ общего состояния отрасли, к которой относится заемщик;

— анализ его конкурентного положения;

— анализ качества менеджмента.

Важное значение при анализе кредитного риска заемщика имеют источники информации о его финансовом положении. Для этого рекомендовано использовать регулярные финансовые отчеты заемщика, аналитические материалы мониторинга предприятий, проводимого Банком России. Качество управления кредитным риском в коммерческом банке зависит и от того, насколько эффективно проводится работа по взысканию проблемных и безнадежных ссуд.

Числовое значение каждого из показателей определяется путем анкетирования и система-

тизации ответов экспертов [1]. Каждый вопрос имеет определенный вес (р.. = 1—3), отражающий относительную значимость этого вопроса. Наиболее значимыми вопросами для оценки кредитного риска являются:

1) для показателя ПКр1: наличие или отсутствие внутренних документов коммерческого банка по вопросам кредитной политики;

2) для показателя ПКр2:

— соответствие внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд требованиям нормативных документов Банка России [1];

— регламентация во внутренних документах состава информации, необходимой для качественного ведения досье заемщика;

— наличие во внутренних документах методики оценки и мониторинга финансового положения заемщика, а также уровня кредитного риска по элементам расчетной базы резерва на возможные потери;

3) для показателя ПКр3:

— достаточность объема и качества используемой информации о заемщиках, правильность способов ее накопления, обработки и анализа для определения кредитного риска;

— наличие методик расчета лимитов кредитования для разных типов ссуд и оценки качества выданных ссуд;

4) для показателя ПКр4:

— качество работы с контрагентом:

а) соблюдение полноты и порядка ведения досье контрагента, его кредитной истории, документального подтверждения информации, содержащейся в досье;

б) регулярный мониторинг финансовой отчетности заемщика, поручителей, а также контрагентов — эмитентов долговых ценных бумаг, своевременности предоставления ими финансовой отчетности;

в) соблюдение установленных лимитов межбанковского кредитования на каждого контрагента — кредитную организацию;

— качество работы по ссудам:

а) соблюдение требований к составу информации, необходимой для принятия решения о предоставлении ссуды и изменении ее условий, определение качества ссуды и способности заемщиков выполнить свои обязательства;

б) регулярность оценки справедливой стоимости залога и возможности его реализации на этапе наблюдения за выданной ссудой;

в) постоянная работа по оценке кредитного риска по каждой выданной ссуде и по каждому балансовому активу;

г) оценка службой внутреннего контроля правильности классификации ссуд, расчета резерва на возможные потери по ссудам и полноты его формирования;

— соответствие внутренних правил требованиям руководящих документов Банка России:

а) отчетов о реализации кредитной политики;

б) анализа деятельности заемщика, его финансового положения и качества обслуживания долга;

в) порядка списания нереальных к взысканию ссуд;

г) классификации элементов расчетной базы резерва на возможные потери [6];

5) для показателя ПКр5: исключение конфликта интересов и условий его возникновения, а также совершения противоправных действий при осуществлении банковских операций и других сделок.

Каждый ответ имеет определенный балл (Ь = 1—4), присваиваемый согласно следующему правилу:

— балл 1 — да, всегда, постоянно, в полной мере, в полном объеме;

— балл 2 — в основном, как правило, в большинстве случаев, достаточно полно;

— балл 3 — частично, в некоторых случаях, иногда, недостаточно полно;

— балл 4 — нет, никогда, ни в каких случаях, в том числе в случае отсутствия.

Результирующий балл для каждого промежуточного показателя рассчитывается по формуле среднеарифметического взвешенного значения:

п1

X р. • ь ПКр = —.

X р.

1=1

где п. — количество вопросов в анкете для расчета

у-го промежуточного показателя оценки кредитного риска.

Результирующий балл для значения показателя кредитного риска рассчитывается по формуле:

1 5

пкр = 7 X ПКР1

5 1=1

Если значение показателя меньше или равно 1,3, то состояние управления кредитным риском в коммерческом банке оценивается как хорошее. Интервал значений от 1,3 до 2,3 отвечает удовлет-

ворительной оценке, от 2,3 до 3,3 — сомнительной, а больше 3,3 — неудовлетворительной. Отметим, что минимальное значение показателя равно 1, а максимальное — 4.

Аналогичным образом определяются и другие показатели управления рисками коммерческого банка, хотя процедуры управления кредитным риском проверяются наиболее тщательно, что непосредственно связано с формированием резервов. Среди других показателей оценки риска коммерческого банка отметим:

— показатель оценки управления рыночным риском в части фондового риска и процентного риска по финансовым инструментам, относящимся к торговому портфелю кредитной организации (ПР);

— показатель оценки управления валютным риском (ПВ);

— показатель оценки управления процентным риском (ПП);

— показатель оценки управления риском ликвидности (ПЛ);

— показатель оценки управления операционным риском (ПО);

— показатель оценки управления банковскими рисками по другим направлениям деятельности кредитной организации (П ).

Особенности оценки качества управления рисками состоят в следующем. Например, при определении показателя оценки управления рыночным риском в части фондового риска и процентного риска по финансовым инструментам, относящимся к торговому портфелю кредитной организации (показатель ПР), проверяется качество выполнения аналитической работы в коммерческом банке. Поскольку аналитическая работа предполагает изучение конъюнктуры финансового рынка, его основных ценовых и объемных показателей, оценку волатильности и ликвидности отдельных финансовых инструментов, выявление сложившихся тенденций и определение влияющих на них факторов. В этом случае коммерческим банкам следует особо реагировать на выполнение операций Банком России и нерезидентами на внутреннем финансовом рынке, а также взаимодействие различных секторов экономики и направление движения денежных потоков между ними. Это дает возможность составлять прогнозы относительно сохранения либо изменения трендов и на этой основе корректировать тактику поведения на рынке. Регулярность аналитической работы является непременным условием ее эффективности и

наиболее значимым для оценки рыночного риска и соответствия требованиям Банка России [1].

При оценке качества управления валютным риском (показатель ПВ) следует проверить наличие перечня иностранных валют, с которыми работает кредитная организация, а также систему лимитов по каждой иностранной валюте, включая лимиты, определяемые на конец операционного дня. Качество управления валютным риском предполагает также оценку исполнительской дисциплины сотрудников коммерческого банка, участвующих в валютных операциях (соблюдение установленных лимитов, соблюдение процедуры письменного одобрения советом директоров превышения лимитов и т. п.).

Наиболее значимыми вопросами для оценки валютного риска являются:

— выполнение расчета чистых позиций отдельно по каждой иностранной валюте и драгоценному металлу;

— обоснованность выданных кредитной организацией гарантий в иностранной валюте;

— определение чистых и открытых валютных позиций в соответствии с требованиями Банка России [5].

При оценке качества управления процентным риском (показатель ПП) следует выявить наличие активов, пассивов, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, по которым не совпадают сроки погашения либо изменение процентных ставок. Необходимо также проанализировать разрыв в сроках пересмотра процентных ставок по используемым финансовым инструментам.

При оценке качества управления риском ликвидности (показатель ПЛ) надо рассмотреть перечень действий по минимизации риска, полноту входящих в него мероприятий и сроки их реализации. К подобным мероприятиям относятся:

— увеличение уставного капитала кредитной организации, реструктуризация ее активов и обязательств;

— привлечение субординированных займов, кредитов и депозитов или ограничение этих операций;

— сокращение расходов.

Следует выявлять случаи концентрации рисков. Например, вследствие предоставления больших сумм кредитов одному или группе связанных заемщиков, а также при выдаче кредитов предприятиям, принадлежащим к одним и тем же отраслям либо расположенным в одном географическом регионе. Также рекомендуется определить степень

зависимости кредитной организации от межбанковского кредитного рынка и средств, получаемых от операций с Банком России, принимая во внимание частоту и объемы привлекаемых средств. Под этими операциями понимаются операции прямого кредитования, РЕПО с государственными ценными бумагами и облигациями Банка России, валютный своп и т. п. При оценке качества управления риском ликвидности следует обратить внимание на методы анализа разрыва в сроках погашения требований и обязательств, а также на используемые модели кредитного риска. Используемые модели должны учитывать вероятность наступления совокупности негативных факторов, включая уменьшение стоимости активов кредитной организации, досрочного погашения предоставленных ссуд и изъятия депозитов физическими лицами, а также вероятность предъявления требований об исполнении обязательств кредитного характера, проданных опционов и т. п. Наиболее значимым обстоятельством при оценке риска ликвидности является наличие фактов задержки кредитной организацией платежей по поручениям клиентов.

Для качественного управления операционным риском (показатель ПО) необходимо вести аналитическую базу данных о понесенных операционных убытках, содержащую информацию о причинах их возникновения. База данных должна содержать сведения о понесенных и предотвращенных убытках. При этом следует иметь в виду, что трудности в идентификации фактов операционных убытков и сложности их стоимостной оценки могут приводить к сокрытию информации о них структурными подразделениями, допустившими ошибку.

Операционные риски могут быть также вызваны зависимостью кредитной организации от тех служащих, увольнение которых может привести к возникновению недостатков в ее деятельности. Для минимизации этого риска целесообразно осуществлять системную работу с кадрами, а также следить за наличием подробной технической и пользовательской документации к специализированному программному обеспечению. Для снижения операционных рисков, вызванных аутсорсингом, необходимо оценить степень важности передаваемых в аутсорсинг функций для деятельности кредитной организации и риск возникновения зависимости от поставщика услуг. При этом необходимо оценить эффект от применения аутсорсинга, принимая во внимание возможность трансформации одного вида риска, который снимается при введении аутсорсинга, в другой, который аутсорсинг привносит.

Для снижения вновь возникающих рисков следует при заключении договора предусмотреть распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг, а в ходе его выполнения контролировать качество предоставляемых услуг и соблюдение законодательства Российской Федерации.

Минимизация операционных рисков предполагает наличие у кредитной организации плана мероприятий по обеспечению непрерывности деятельности на случай непредвиденных обстоятельств, включая сохранность и возможность восстановления информационных баз данных и выполнения ключевых функций в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Нормативные документы Банка России [1] предусматривают также оценку целостности системы управления рисками, которая включает в себя:

— наличие системы информационного обеспечения органов управления по вопросам управления рисками;

— качество процедур принятия решений при управлении рисками;

— наличие организационной структуры коммерческого банка, которая обеспечивает необходимое установление подотчетности и ответственности всех сторон за качественное осуществление риск-менеджмента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— независимость подразделений, ответственных за оценку уровня принимаемых рисков и результатов работы системы управления рисками.

В настоящее время Банком России разработаны перечень основных банковских рисков и показатели для оценки системы риск-менеджмента. Однако коммерческим банкам предоставляется возможность самостоятельно формировать и оценивать используемую систему управления банковскими рисками.

Построенная таким образом система управления банковскими рисками предопределяет необходимость формирования модели управления рисками, к которой предъявляются следующие требования:

— адекватность к сложившейся рисковой ситуации;

— внутренняя непротиворечивость;

— достаточность;

— простота;

— целостность,

— результативность (эффективность);

— проверяемость.

При этом важен также и выбор способа моделирования (например, математический). А в том

случае, когда решение получить затруднительно, можно использовать аналоговый способ моделирования. Для оптимизации характеристик изучаемого процесса можно использовать фразеологический и алгоритмический метод, для которого важно правильно выбрать управляющие и управляемые параметры. В качестве управляющего параметра (например, для кредитного риска) следует признать качество портфеля должников. Управляемыми параметрами в этом случае являются объем и срок просроченной кредиторской задолженности. Управляющими параметрами для рыночного риска служат соотношение сроков восстановления активов и пассивов, соотношение длинных и коротких позиций, а управляемыми параметрами в этом случае являются вероятность и объем финансовых потерь, вызванный неблагоприятным изменением процентных ставок и открытых позиций. Так, для риска ликвидности управляющим параметром можно считать объем и сроки исполнения взаимных финансовых обязательств кредитной организацией и партнерами, а управляемыми параметрами будут объем и частота возникновения убытков, вызванных нарушением этих обязательств.

Таким образом, система управления банковскими рисками и оптимизация ее параметров являются важнейшими объектами деятельности банков. В целях уменьшения затрат и повышения эффективности управления банковскими рисками можно применить интегрированную модель, которая основана на процессах минимизации устраняемых банковских рисков и управлении остаточными банковскими рисками (рис. 1).

I. Минимизация устраняемых рисков

. Управление остаточными рисками

Рис. 1. Блок-схема процесса управления банковскими рисками на основе интегрированной модели

Для создания первой части модели управления банковскими рисками используем алгоритмический метод. Для этого построим алгоритм процесса риск—менеджмента устраняемыми банковскими рисками и продемонстрируем его эффективность.

Общая последовательность действий подчиняется достаточно четкой логике. На первом этапе выявляются и анализируются риски исследуемой банковской бизнес-деятельности. Далее составляются планы минимизации устраняемых рисков

I. Управление устраняемыми рисками

II. Управление остаточными рисками

Рис. 2. Алгоритмическая модель минимизации устраняемых банковских рисков

и определяется их экономическая эффективность. В том случае, если планы снижения рисков экономически эффективны, осуществляется их реализация. Если в результате исполнения плана риски снизить не удается до приемлемого уровня, то планы подвергаются коррекции и проверяется экономическая целесообразность их реализации. Если риск снижен до приемлемого уровня, то он принимается. Если снижение устраняемых рисков экономически нецелесообразно, необходимо перейти к управлению остаточными рисками.

Алгоритм модели минимизации устраняемых банковских рисков предполагает, что манипуляции по минимизации выполняются для каждого из возможных рисков (рис. 2).

Далее построим алгоритмическую модель процесса выявления и оценки рисков (рис. 3). Выявление рисков осуществляется специалистами — экспертами, которые владеют навыками управления бизнес-процессом и знают технологию риск-менеджмента. По выявленным рискам осуществляется оценка их параметров, которые включают в себя частоту наступления рисковой ситуации, финансовые последствия их реализации и управляемость. Существуют различные методики оценки значений этих параметров, но наиболее распространенными являются качественные методы экспертной оценки, применяя которые можно сопоставлять расходы на минимизацию риска с финансовыми последствиями от его реализации.

При составлении планов по минимизации рисков оценивается бюджет, необходимый для выполнения мероприятий плана. После чего оценивается экономическая эффективность реализации

Рис. 3. Алгоритмическая модель выявления и оценки рисков

плана снижения риска. Если мероприятия плана экономически эффективны, организация приступает к их выполнению с целью снижения устраняемых рисков. Если реализация плана экономически неэффективна, осуществляется переход к управлению остаточным риском. Последовательность действий, включенных в перечень рисков, подлежащих мини-

мизации, представлена в виде алгоритмической модели выявления и оценки рисков (рис. 4).

Результаты выполнения плана по минимизации рисков оцениваются. И если риск не снижен до приемлемого уровня, то план корректируется и подлежит дальнейшему выполнению. Если получен положительный результат, то мониторинг бизнес-процесса продолжается на предмет выявления новых рисков. Для рисков, включенных в перечень рисков, подлежащих минимизации, составляются планы мероприятий, результатом которых должно быть снижение угрозы их наступления.

Интегрированная алгоритмическая модель управления устраняемыми рисками (рис. 2—4) представляет собой сумму процессов.

В качестве демонс-тр ац и и п р им е н е н и я приведенной выше алгоритмической модели минимизации устраняемых рисков для специфических банковских рисков, с которыми может столкнуться коммерческий банк в процессе своей деятельности, приведем пример. В качестве объекта моделирования рассмотрим региональный, средний, стабильно работающий коммерческий банк, который характеризуется размером уставного капитала, равным 200 млн руб., активами — 1 млрд руб., обязательствами — 700 млн руб. и нераспределенной прибылью — 100 млн руб. Банк имеет право осуществлять активные операции на рынке ценных бумаг и на валютном рынке. У него

Оценка затрат на реализацию плана снижения рисков

I. Оценка экономической эффективности выполнения плана снижения рисков

Оценка результата от реализации плана снижения рисков

Реализация плана снижения управляемых рисков

рис. 4. Алгоритмическая модель оценки экономической эффективности выполнения плана снижения рисков

есть эффективная система внутреннего контроля, позволяющая выявлять ошибки в работе сотрудников банка, и система профессиональной переподготовки сотрудников. В качестве выявленных рисков банковской деятельности рассмотрим:

— кредитный риск, связанный с кредитованием сельхозпроизводителей, которые являются основными корпоративными клиентами банка;

— рыночный риск, обусловленный наличием в торговом портфеле большого объема открытых позиций в долларах США;

— риск ликвидности из-за значительного объема вексельных обязательств (100 млн руб.) с погашением

в следующем месяце и наличия в торговом портфеле значительного объема векселей Сбербанка России и Газпрома (105 млн руб.) также с погашением в следующем месяце;

— операционный риск, возникший в результате приема на работу значительного количества молодых сотрудников, не имеющих опыта работы в банке;

— страновой риск, связанный с перспективой выхода на кредитный рынок Киргизской Республики;

— правовой риск, обусловленный возможностью изменения российского банковского законодательства;

— репутационный риск, возникший в результате коммерческого предложения некоторых клиентов начислять заработную плату своим сотрудникам по серым схемам с привлечением фирм-однодневок;

— стратегический риск, возникший в результате отсутствия у руководства стратегических планов дальнейшего развития банка.

Первым шагом по практической реализации изложенного выше подхода является определение параметров рисков и составление матрицы рисков. Параметры рисков, определенные экспертным методом, имеют вид, который представлен в таблице.

Поясним приведенные в таблице значения оценки основных параметров рисков. Вероятность невозвращения выданных банком кредитов сельскохозяйственными предприятиями в условиях засушливого лета и неурожая 2010 г. высокая. Финансовый ущерб для коммерческого банка тоже высокий, так как

II. Управление остаточными рисками

Оценка основных параметров рисков

наименование Вероятность реализации Финансовый ущерб Управляемость

Кредитный риск Высокая Высокий Средняя

Рыночный риск Высокая Высокий Средняя

Риск ликвидности Низкая Низкий Высокая

Операционный риск Высокая Средний Высокая

Страновой риск Высокая Высокий Низкая

Правовой риск Низкая Низкий Низкая

Репутационный риск Высокая Высокий Низкая

Стратегический риск Средняя Высокий Высокая

банк кредитовал в основном сельскохозяйственные предприятия. Управляемость этого риска средняя, поскольку государство гарантировало поддержку сельхозпроизводителям в неурожайный 2010 г.

Вероятность реализации и величина финансового ущерба коммерческого банка из-за неблагоприятного изменения курсовой стоимости доллара США достаточно высока. Это обусловлено значительной волатильностью мирового валютного рынка в 2010 г. Поэтому управляемость данным процессом низкая, так как курсовая стоимость финансовых инструментов формируется рынком. Следовательно, данный риск целесообразно застраховать (допустим, покупкой соответствующих опционов).

Вероятность реализации риска ликвидности можно охарактеризовать как низкую—риск одновременного предъявления всех вексельных обязательств коммерческого банка к погашению компенсируется наличием высоколиквидных векселей Сбербанка России и Газпрома, которые всегда можно продать с минимальным дисконтом. Поэтому финансовый ущерб можно считать низким, а управляемость риском — высокой. Данный риск можно принять.

Высока вероятность операционного риска, связанного с приемом новых сотрудников на работу в коммерческий банк. Однако благодаря наличию в банке системы внутреннего контроля финансовый ущерб банка можно оценить как средний, а

возможность обучения сотрудников делает управляемость этим риском высокой.

В силу специфики текущей ситуации в Киргизии вероятность реализации и финансовый ущерб от реализации странового риска являются высокими, а возможность управления этим риском — низкой. Поэтому имеет смысл отказаться от этого бизнес-намерения, порождающего данный риск.

Вероятность реализации правового риска, обусловленного изменением законодательства РФ, является низкой. В целом банковское законодательство устоялось, а изменения заключаются в уточнении отдельных моментов правоприменения. Финансовый ущерб от этих возможных изменений для среднего, стабильно работающего банка также является незначительным. Управляемость этим риском низкая, поэтому данный риск можно принять.

Репутационный риск в силу характера сделанного коммерческого предложения со стороны клиентов имеет высокую вероятность реализации и значительный репутационный и финансовый ущерб. Управляемость этим риском низкая. Безусловно, от данного риска следует отказаться.

Стратегический риск несет в себе значительный ущерб в перспективе, но имеет высокую степень управляемости.

При таких значениях параметров матрица рисков имеет следующий вид (рис. 5).

Финансовые последствия

Отказываемся

Максимальная

Средняя

Минимальн

Риск 8 , Рис^ Риск1 5 1 Риск ) Г Риск \ 1 7 / V 2 )

Риск 3 \ Ч^ Риск I 6 У

Минимальная Принимаем

Средняя

Частота

Максимальная

Управляемость

Максимальная

Средняя

Минимальная

Страхуем

Рис. 5. Матрица рисков

Следующим этапом применения алгоритмической модели минимизации устраняемых рисков является выбор стратегии управления рисками на основе множественного выбора.

Риск ликвидности и правовой риск можно принять. От воздействия странового и репутацион-ного рисков следует уклониться. Рыночный риск подлежит страхованию (с помощью инструментов хеджирования). В портфеле рисков у коммерческого банка осталось три риска: кредитный, операционный и стратегический.

Исходя из этого на следующем этапе составляется план снижения рисков.

Кредитный риск можно минимизировать путем реализации следующих мероприятий:

— реструктуризация задолженности крупных заемщиков;

— активизация работы со средними и мелкими заемщиками по возврату кредитов;

— обращение в государственные структуры с просьбой включить банк в программу поддержки сельхозпроизводителей;

— диверсификация групп заемщиков по их профессиональной деятельности.

Операционный риск можно минимизировать, если осуществить следующие мероприятия:

— повышение уровня профессиональных навыков новых сотрудников;

— прикрепление к новым сотрудникам наставников из числа опытных сотрудников банка;

— аттестация новых сотрудников и составление рекомендаций лучшим сотрудникам для продолжения работы в банке.

Стратегический риск можно минимизировать путем:

— привлечения услуг квалифицированных консультантов с целью выработки стратегии работы коммерческого банка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирования команды эффективных и креативных топ-менеджеров, способных выдвигать и обеспечивать реализацию новых идей и стратегических планов;

— использования услуг рекрутингового агентства для формирования команды высших управленцев;

— изменения порядка поощрения менеджеров высшего уровня, сопоставления размера их премии с реализацией стратегических целей банка.

Цель, которую коммерческий банк стремится достичь, минимизируя риски, состоит в снижении вероятности и финансовых последствий их реализации. В результате реализации планов снижения рисков банк ожидает получить определенное распределение рисков (рис. 6).

Следующим шагом является оценка экономической эффективности планов.

Финансовые последствия реализации риска

Максимальная

Средняя

Минимальная

Минимальная

Средняя Частота

Максимальная

Управляемость

Максимальная

О

Средняя

Минимальная

Рис. 6. Ожидаемое изменение матрицы рисков после реализации плана их минимизации

Оценка экономической эффективности планов показывает, что результаты реализации превышают затраты на их осуществление. Рассмотрим затраты по каждому риску отдельно.

1. Кредитный риск. Затраты связаны с обеспечением текущей работы сотрудников банка. Возможно увеличение затрат за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из других организаций.

2. Операционный риск. Затраты связаны с проведением обучения новых сотрудников, премированием наставников и проведением аттестации. Эти затраты не представляются чрезмерными по сравнению с результатами реализации плана.

3. Стратегический риск. Затраты на привлечение консультантов из консалтинговых и рекрутин-говых фирм представляются разумными, если не привлекать компании из большой четверки (Делойт энд Туш, Прайсвотерхаускуперс, Эрнст энд Янг, KPMG). Потенциальный эффект от реализации стратегических планов может быть внушительным. Затраты на поощрение ведущих менеджеров представляются значительными, причем эффективность подобных затрат в ближайшей перспективе не очевидна. Все три

Финансовые последствия реализации риска

риска на данном этапе являются устраняемыми и остаются в портфеле рисков банка. На следующем этапе осуществляется реализация плана снижения устраняемых рисков. Реализуются мероприятия, оцениваются их результаты, определяется — достигнуты ли цели. Если нет, то план подлежит корректировке, а новые затраты на его реализацию — дополнительной оценке. Если ответ положительный, то процесс снижения устраняемых рисков завершен. Допустим, в результате матрица рисков принимает следующий вид (рис. 7). Причем по кредитному риску возникла необходимость выхода на международные кредитные рынки, что в рамках бюджета на данный момент является экономически неэффективным. Относительно стратегического риска — не сформирована команда эффективных управленцев.

Полученные результаты дают основание для осуществления следующих действий:

— принять операционный риск и продолжить его мониторинг на предмет выявления новых рисков;

— продолжить снижение стратегического риска в рамках осуществления мероприятий по плану снижения устраняемых рисков;

Средняя

Минимальная

Мониторинг ситуации на предмет выявления новых рисков

Средняя

Частота

Управляемость

Максимальная

Средняя

Минимальная

Рис. 7. Фактический вид матрицы рисков после реализации плана по минимизации устраняемых рисков

— в случае кредитного риска — перейти к управлению остаточным риском.

Что касается управления остаточным риском, то до настоящего времени в отечественной

Разбиение бизнес-процесса на отдельные мероприятия

Выявление различных способов реализации мероприятия

Определение статистических характеристик способов

Определение степени корреляции между разными парами способов

Отбрасывание пары способов Риёки способна Формирование портфеля способов для снижения остаточного риска мероприятия

Выбор пар способов с максимальной антикорреляцией

Реализация портфелей способов, формирующих мероприятия бизнес-процесса

1

/ Остаточные риски \ I минимизированы у

Рис. 8. Алгоритмическая модель повышения эффективности бизнес-процесса путем минимизации остаточного риска за счет формирования оптимального состава антикоррелирующих мероприятий, составляющих бизнес-процесс

практике риск-менеджмента не было известно работ, посвященных разработке методики снижения остаточного риска. В предлагаемом подходе каждому мероприятию бизнес-процесса будет соответствовать только его финансовый результат (К), который является случайной величиной [7]. В качестве способа моделирования остаточного риска применим статистический метод. В таком случае

алгоритмическая модель повышения эффективности бизнес-процесса путем минимизации остаточного риска за счет формирования оптимального состава антикоррелирую-щих мероприятий, составляющих бизнес-процесс, может быть представлена следующим образом (рис. 8).

Формирование сбалансированного портфеля антикоррелирую-щих мероприятий, составляющих бизнес-процесс, является хотя и эффективной, но сложной и дорогостоящей задачей как на этапе формирования портфеля мероприятий, так и на последующих этапах управления этим портфелем. Поэтому можно предложить другой более простой в реализации, хотя и менее эффективный способ управления остаточными рисками. Так называемый способ мониторинга остаточного риска.

Переходим к следующей паре

Переходим к следующему мероприятию

Суть его состоит в выборе некоторого набора индикаторов, связанных со значимостью остаточных рисков, а также в определении частоты получения информации от индикатора и пределов, в рамках которых изменение индикаторов считается приемлемым, которые банк для себя устанавливает самостоятельно. Если значения индикаторов выходят за установленные пределы, осуществляются превентивные меры по снижению значимости остаточного риска. После того как значения индикаторов возвращаются к приемлемым значениям, осуществление превентивных мер прекращается. Алгоритмическая модель мониторинга остаточных рисков представлена на рис. 9.

Таким образом, интегрированная модель управления рисками бизнес-процессов банка состоит из двух подмоделей:

— модель управления устраняемыми рисками;

— модель управления остаточными рисками. Первая модель была реализована способом

алгоритмического моделирования, в которой был применен метод риск-менеджмента для управления банковскими рисками. Для минимизации остаточных рисков была разработана методика повышения эффективности бизнес-процесса путем минимизации остаточного риска за счет формирования оптимального состава антикоррелирующих мероприятий, составляющих бизнес-процесс, при котором гарантированный финансовый результат каждого из мероприятий достигает максимума.

Список литературы

1. Методические рекомендации по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале): введены письмом Банка России от 23.03.2007 № 26-Т.

2. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Базельские основополагающие принципы) // Вестни к Банка России. 1998. № 45.

3. О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций: письмо Банка России от 27.06.2000 № 139-Т.

4. Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах: письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т.

5. Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их

Рис. 9. Алгоритмическая модель мониторинга остаточных рисков

соблюдением кредитными организациями: инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И.

6. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: введено Банком России 26.03.2004.

7. Чаадаева Л. А., Килячков А. А, Дыдыкин А. В. Остаточные риски: описание и методы снижения / Финансы и кредит. 2009. № 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.