Рамазанов А.Р.
Организационные основы регулирования приграничного торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан с Азербайджанской Республикой
Приграничное сотрудничество становится одним из важных аспектов современных международных отношений Республики Дагестан, которое способствует конструктивному решению существующих проблемных вопросов, динамичному развитию всесторонних взаимовыгодных контактов между Дагестаном и Азербайджаном.
Сегодня должно быть понимание в том, что прямые межрегиональные связи субъектов Российской Федерации, особенно приграничных с сопредельными государствами российских регионов, отвечают коренным национальным интересам самой России, так как в политическом плане они призваны содействовать созданию по всему периметру российских границ «пояса добрососедства», а в экономическом плане - увеличению потенциала экономического развития регионов.
Помимо всего, приграничное торгово-экономическое сотрудничество способствует восстановлению и укреплению исторически сложившихся экономических и гуманитарных связей с сопредельными государствами, развитию интеграционных процессов в странах СНГ, решению проблем этнических групп, разделенных линией государственной границы. Безусловно, важным аспектом такого сотрудничества является и соответствующая поддержка этнических россиян, проживающих в соседних странах, в сохранении их культурной, языковой, религиозной самобытности.
В последнее время значительно активизирована практика проведения рабочих встреч представителей федеральных структур России, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики на государственной границе для обсуждения вопросов развития приграничного сотрудничества, оперативного решения возникающих проблем и обеспечения благоприятных условий по реализации достигнутых договоренностей. Так, 29 января 2003 г. состоялась рабочая встреча правительственных делегаций Республики Дагестан во главе с Председателем Правительства РД Шихсаи-довым Х.И. и Азербайджанской Республики во главе с вице-премьером АР Аббасо-вым A.A. на Российско-Азербайджанской государственной границе, в ходе которой стороны обсудили актуальные вопросы приграничного сотрудничества между двумя республиками.
Вопросы развития приграничного сотрудничества между Дагестаном и Азербайджаном заинтересовывают и международные организации, такие как Совет Европы. По инициативе Совета Европы в мае 2003г. в г.Баку должен был состояться международный семинар по приграничному сотрудничеству между Россией и Азербайджаном, который был перенесен на более поздний срок из-за событий в Ираке.
9 апреля 2003 г. с участием заместителя Директора ФПС РФ Еремина A.M., первого заместителя Председателя Правительства РД Казиева Н.Э. и первого заместителя Премьер-министра Азербайджана Аббасова A.A. на Российско-Азербайджанской государственной границе состоялся церемониал открытия пункта пропуска «Яраг-Казмаляр». В г.Дербенте стороны провели переговоры, в ходе кото-
рой обсудили вопросы, связанные с развитием приграничного сотрудничества, обустройством и созданием благоприятного режима в пунктах пропуска на Российско-Азербайджанской государственной границе и принятием необходимых мер по устранению существующих преград.
На ситуацию на Российско-Азербайджанской государственной границе влияет ряд вопросов, связанные с деятельностью федеральных и республиканских структур: продолжение работы по государственно-правовому оформлению госграницы, вопросы приграничного сотрудничества и обустройства пунктов пропуска на границе в соответствии с международными требованиями, регулирования распределения и охраны водных ресурсов приграничной реки Самур и т.д.
К настоящему времени во взаимоотношениях между Азербайджанской Республикой и Республикой Дагестан существуют следующие проблемные вопросы, требующие компетентного и взвешенного разрешения:
1) международно-правовое оформление двусторонних взаимоотношений;
2) делимитация российско-азербайджанской государственной границы;
3) проблема пограничной реки Самура;
4) пункты пропуска на российско-азербайджанской госгранице;
5) приграничное торгово-экономическое сотрудничество;
6) проблема соотечественников;
7) проблемы этнически родственных народов;
8) проблема приграничного сотрудничества на Каспии;
9) проблема безопасности и транзита религиозных экстремистов.
Актуальными вопросами двусторонних отношений между РД и АР в настоящее
время продолжают оставаться международно-правовое оформление двусторонних взаимоотношений, в том числе и пограничных проблем, расширение торгово-экономических, научно-технических, культурных и др. связей, создание необходимых условий для долгосрочного сотрудничества между двумя государствами.
В настоящее время государственные комиссии РФ по делимитации госграницы РФ с АР, утвержденные Президентом России вступила в завершающую стадию по делимитации госграницы России на территории Республики Дагестан. Завершение указанной работы позволит реализовать целый ряд проектов социальной направленности, призванных облегчить положение жителей приграничных районов республики.
Важное место в работе Правительства РД занимает развертывание приграничного торгово-экономического сотрудничества с соседними государствами и регионами, в частности с Азербайджанской Республикой. В частности, еще в 1998 г. по просьбе Правительства Республики Дагестан Правительством Российской Федерации была утверждена российская делегация во главе с Председателем Государственного Совета РД М.М.Магомедовым для переговоров с Азербайджанской Республикой и подписания Соглашения о сотрудничестве приграничных районов России и Азербайджана. Проект Соглашения о сотрудничестве приграничных районов АР и РД РФ согласован с соответствующими министерствами и ведомствами России.
Соглашение парафировано российской стороной и оно практически должно составить правовую основу приграничного сотрудничества между Республикой Дагестан Российской Федерации и Азербайджанской Республикой. Данный вопрос обсуждался и в ходе Бакинских переговоров президентов России и Азербайджана в январе 2001 г.
К сожалению, в связи с отсутствием готовности азербайджанской стороны, подписание этого важного документа для Республики Дагестан затягивается.
Кроме того, введение азербайджанской стороной в одностороннем порядке таможенных пошлин на транспортные средства и ввозе товаров из Дагестана вносит определенные сложности в этом вопросе. В связи с этим, по поручению Правительства РД неоднократно обращалось в Правительство Азербайджана, однако вопрос до сих пор не получил положительного решения. Совместно с соответствующими федеральными структурами работа по налаживанию приграничного сотрудничества продолжается.
В настоящее время на ситуацию на российско-азербайджанской государственной границе влияют незавершенность работы по государственно-правовому оформлению госграницы, вопросы обустройства пунктов пропуска на границе в соответствии с международными требованиями, регулирования распределения и охраны водных ресурсов приграничной реки Самур и т.д.
Важное место в работе Правительства РД занимают проблемы соотечественников, проживающих в странах СНГ и субъектах Российской Федерации. Осуществлялась работа по сбору, анализу и накоплению информации в банк данных о соотечественниках, в Азербайджанской Республике.
В Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ была направлена смета расходов для включения в Перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников мероприятий по проведению двухнедельных курсов переподготовки учителей лезгинской и аварской словесности в школах Азербайджана на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров и организации летнего оздоровительного отдыха детей соотечественников в Азербайджане.
Практика показывает, что основная просьба, с которой обращаются этнические дагестанцы, проживающие в Азербайджане — это оказание необходимой помощи в приобретении дагестанской литературы, учебников и методических пособий по истории Дагестана и родным языкам и литературы, журналов и газет, а также дагестанских национальных костюмов. К сожалению, из-за отсутствия финансовых средств в настоящее время нет возможности оказывать реальную поддержку нашим соотечественникам в удовлетворении их национально-духовных запросов.
Необходимый правовой режим на российско-азербайджанской государственной границе обеспечивается в соответствии с законами Российской Федерации, решениями Президента и Правительства Российской Федерации, решениями Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан. Основными из них являются:
- Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», № 4730-1 от 01.04.1993г.;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», № 60 от 19.01,1998г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995г., № 892 от 27 ноября 2000г.;
- Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об упорядочении контроля на пунктах пропуска через Российско-Азербайджанскую государственную границу и на федеральной дороге «Кавказ» и «Махачкала-Астрахань» в пределах Республики Дагестан», № 123 от 16.09.1998г.;
- Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и обеспечению противодействия экстремизму», №134 от 19.07.2000г.;
- Постановление Правительства Республики Дагестан «О введении в администрациях городов и районов должности заместителя главы администрации по вопросам общественной безопасности», № 239 от 8.12.2000г. и др.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997г. № 316 «О снятии ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1994. № 1394 «О мерах по временному ограничению пересечения государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия» на российско-азербайджанской государственной границе сняты все ограничения.
Однако были введены новые ограничения на пересечение российско-азербайджанской государственной границы Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999г. № 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского региона». Были введены новые временные ограничения при пересечении через государственную границу Российской Федерации с Азербайджанской Республикой граждан, грузов и транспортных средств из третьих стран. Несмотря на то, что в последующем отдельные из них были сняты, ряд ограничений продолжает действовать.
В связи с этим резко сократилось перемещение транспортных средств и грузов из третьих стран (в частности из Ирана) через пункты пропуска на Российско-
Азербайджанской государственной границе с использованием федеральных коммуникаций (автомобильной и железной дорог) на территории Республики Дагестан, соединяющие центральные регионы России со странами Прикаспийского региона. Проблемы в пересечении Российско-Азербайджанской государственной границы стали испытывать и наши соотечественники, проживающие в странах Центральной Азии и Грузии и т.д. Данное обстоятельство не позволяет расширению приграничного сотрудничества в регионе.
Возобновлены временно приостановленные воздушное сообщение между аэропортами городов юга Российской Федерации, открытыми для международных полетов, и аэропортами АР, пассажирское ж/д сообщение между г.Москвой и г.Баку, движение пассажирских поездов назначением Баку - Киев по ж/д РФ. Министерству путей сообщения РФ было поручено с участием Правительства РД принять меры по обустройству станции «Самур» в целях создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и других видов контроля пассажирских и грузовых поездов с учетом поэтапного увеличения интенсивности движения.
В соответствии с указанными нормативными документами руководством Республики Дагестан, соответствующими министерствами и ведомствами и органами местного самоуправления республики постоянно отслеживается обстановка на рос-сийско-азербайджанской государственной границе, направляются необходимые обращения в федеральные структуры, принимаются меры по созданию условий для сотрудничества на границе.
В сентябре 2002г. на очередном заседании Государственного Совета РД был обсужден вопрос о ходе выполнения Постановления Госсовета РД №134 «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и обеспечению противодействия экстремизму».
В администрациях приграничных районов и городов Республики Дагестан введены должности заместителя главы администрации по вопросам общественной безопасности.
Во исполнение принятых нормативных документов Территориальным отделом «Махачкала» Северо-Кавказского регионального управления ФПС РФ, правоохранительными органами республики совместно с администрациями приграничных районов и городов Дагестана осуществляются необходимые мероприятия, направленные на охрану и обеспечение соответствующего режима на государственной и административной границах республики.
Согласно Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1 в Правительстве Республики Дагестан рассматривается проект Постановления Правительства Республики Дагестан «Об установлении пограничной зоны на территории Республики Дагестан и утверждении Правил пограничного режима и режима плавания в акватории Каспийского моря в пограничной зоне в пределах Республики Дагестан».
По вопросу обустройства и оборудования пунктов пропуска на государственной границе регулярно проводились и проводятся совещания в Правительстве Респуб-
лики Дагестан, в том числе и с выездом на государственную границу России с Азербайджанской Республикой, создана Рабочая группа по пограничным вопросам, в которую вошли представители соответствующих федеральных и республиканских ведомств и пограничных администраций Республики Дагестан.
В настоящее время продолжается процесс международно-правового оформления российско-азербайджанской государственной границы, работа делимитацион-ных комиссий Российской Федерации и Азербайджанской Республики по междуна-родно-правовому оформлению Российско-Азербайджанской государственной границы в пределах территории Республики Дагестан. В ближайшее время должны состояться заключительные заседания комиссий.
25-28 августа 2002 года в Баку состоялся очередной восьмой тур переговоров по делимитации российско-азербайджанской государственной границы. По итогам переговоров согласованы 4 участка и подписан соответствующий Протокол. Важным итогом переговоров стал регулирование проблемы землепользования между жителями с.Гарах (Магарамкентский район РД) и с.Зухул (Кусарский район АР), в связи с чем в течение многих лет возникали серьезные инциденты на границе.
Несогласованными остаются 3 участка сухопутной и речной границы (участок № 1 - район стыка границ России, Азербайджана и Грузии, находится на территории Тляратинского района; №11- район пограничной реки Самур, участок от Цухульско-го моста до Самур-Апшеронского гидроузла Ма-гарамкентского района; № 12 - район сел.Зейхуроба - пос. Приморский Хач-мазского и Магарамкентского районов Азербайджана и Дагестана).
На последней встрече стороны договорились, что эксперты комиссий в составе представителей погранслужб, землеустроителей и топографов с применением геодезических приборов произведут совместное обследование участка № 12 (от железной дороги до Каспийского моря) для уточнения положения на делимитационной карте правого берега старого русла реки Самур и описания соответствующей линии границы. Просьбы об оказании содействия в этой работе по линии ведомств МИД РФ направлены ФПС России и Рос-земкадастру. Работа в этом направлении продолжается.
Очередное совместное заседание российской и азербайджанской комиссий ориентировочно намечено провести в Дагестане в первой половине текущего года.
Согласно договоренности между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой на Российско-Азербайджанской госгранице открыты и функционируют для международного пассажирского и грузового сообщения следующие пункты пропуска:
- железнодорожный - «Дербент» - «Ялама»;
- автомобильные - «Яраг-Казмаляр» - «Самур»; «Тагиркент-Казмаляр» - Ха-ноба»; «Ново-Филя» - «Ширвановка»;
- для двустороннего сообщения с упрощенным порядком пересечения границы — «Чах-Чах» - «Гарах», а также сезонный пункт пропуска на Динди-дагском перева-
ле в пределах Рутульского района Республики Дагестан со статусом «двусторонний для пересечения границы в упрощенном порядке».
Вследствие многочисленных переписок с соответствующими федеральными структурами РФ, а также азербайджанскими органами 30 августа 2001г. принято решение об открытии упрощенного пункта пропуска на Диндидагском перевале Рутульского района РД для жителей приграничных районов Республики Дагестан.
Однако, из-за отсутствия постановления Правительства РФ об открытии упрощенного пункта пропуска через Российско-Азербайджанскую границу на Диндидагском перевале в пределах Рутульского района Республики Дагестан Правительство РД не может приступить к обустройству указанного пункта пропуска
17 мая 2003 г. на Российско-Азербайджанской государственной границе состоялась официальная церемониал открытия пункта пропуска «Яраг-Казмаляр», в котором принял участие Председатель ГТК России Ванин М.В. В планах ГТК РФ строительство пункта пропуска «Ново-Филя». Эти обстоятельства не позволяют сегодня полноценно и оперативно оформлять грузы, особенно скоропортящиеся, и осуществлять пропуск людей, которые достаточно тесно общаются друг с другом.
Особенно много нареканий в отношении МПС и Минтранса России, которые неудовлетворительно выполняют принятые Правительством России решения по этим вопросам. Важнейший мост, соединяющий Российскую Федерацию с Азербайджанской Республикой через реку Самур находится в аварийном состоянии (этот участок границы не делимитирован). Необходимы совместные усилия двух стран для его ремонта и строительства нового моста для обеспечения интенсивного движения и развития приграничного сотрудничества.
Следует отметить, что ни один из пунктов, функционирующих на российско-азербайджанской госгранице не отвечает предъявляемым требованиям. Хотя, Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 421 от 5.05.1993г. «О неотложных мерах по материально-техническому обеспечению Пограничных войск Российской Федерации и обустройству Государственной границы Российской Федерации», которым Государственному таможенному комитету РФ, Министерству путей сообщения РФ совместно с органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев и областей было поручено еще в 1993 г. принять надлежащие меры по обустройству соответственно автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через Государственную границу РФ с Азербайджанской Республикой.
Проблемными остаются вопросы взаимодействия между представителями различных служб РФ на границе при выполнении ими функциональных обязанностей. До сих пор нет определенности во взаимодействии по миграционным вопросам между ФПС РФ и МВД РФ.
Актуальной для республики остается проблема делового взаимодействия специальных федеральных служб, призванных обеспечить охрану госграницы и безопасность страны в точном соответствии с Законом о государственной границе. К сожалению такого взаимодействия нет, особенно между таможенными службами, здесь
преобладает ведомственный подход над интересами государства и граждан, пересекающих государственную границу. Есть проблемы взаимодействия между пограничными службами России и Азербайджана, в частности в вопросе стыковки на железной дороге между таможенниками России и Азербайджана, обоснованности таможенного оформления, стоимости груза, а также плата за въезд автотранспорта Дагестана на территорию Азербайджана. В последнее время руководством ФПС РФ принимаются существенные меры в улучшении ситуации в этом направлении.
По обе стороны российско-азербайджанской государственной границы часто образовываются большие скопления людей и транспортных средств, страдают, прежде всего, простые граждане. Гражданами отмечаются, что имеются случаи вымогательств со стороны представителей служб, обеспечивающих режим на госгранице, а также проблема неподготовленности и профессиональной некомпетентности отдельных из них.
На пассажирских рейсовых автобусах всех модификаций через границу перевозятся любые грузы под оформление как грузы пассажиров, где их иногда вовсе и не бывают. Никакие пошлины за провоз товара не выплачиваются. В пик активности массовых выездов граждан через границу (период реализации сельхозпродукции и паломничества) такие явления принимают массовый характер, а при появлении на границе правительственной комиссии так называемые «пассажирские автобусы» начинают накапливаться на буферной зоне, растягиваясь за таможенный пост Азербайджанской Республики. После отъезда комиссии транспортные очереди резко снижаются.
Во исполнение Постановления Госсовета РД № 134 от 19 июля 2000г. «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению противодействия экстремизму» в с.Магарамкент проводились выездные совещания с участием глав администраций Ахтынского, Докузпаринского, Ру-тульского, Магарамкентского районов, приграничных селений, руководителей пограничных служб и органов внутренних дел по вопросу обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления, пограничными службами и работниками органов внутренних дел в приграничных с Азербайджанской Республикой районах.
Проблема пограничной реки Самур возникла с момента появления государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Река Самур формирует свой сток на 96% в Республике Дагестан. Структура фактического водозабора, установленная и фактически действующая по настоящее время Протоколом бывшего Минводхоза СССР от 7 декабря 1967г. составляет по государствам: Российская Федерация - 16%, Азербайджанская Республика - 60% от годового стока реки, а единственный плотинный гидроузел на реке Самур, обеспечивающий сложившееся межгосударственное вододеление, находиться в ведении Азербайджанской Республики. Строительство собственных надежных водозаборов в Республику Дагестан на протяжении нескольких последних десятилетий сдерживалось бывшими союзными ведомствами на основании вышеуказанного протокола. Это позволяет Азербайджану в одностороннем порядке, бесконтрольно использо-
вать водные ресурсы р.Самур; идет активная эксплуатация Самурских подземных вод. Республика Дагестан несет огромный ущерб. Из-за существующей практики водораспределения вод реки Самур, развитие мелиорации на протяжении нескольких последних десятилетий в Дагестане было практически заморожено. Снижение водозабора наносит также большой ущерб сельскому хозяйству республики. Уменьшаются доходы хозяйств и населения, замедляется социально-экономическое развитие Южного Дагестана. А в условиях, когда этот регион стал приграничным, неудовлетворительное обеспечение водными ресурсами отраслей экономики дестабилизирует общественно-политическую обстановку в регионе, население которого на бытовом уровне не понимает, как можно быть без воды когда река, вот под боком и большая ее часть направляется в сторону Азербайджана.
По вопросу пограничной реки Самур межправительственное соглашение между РФ и АР еще не подписано из-за существующих разногласий между сторонами. Республика Дагестан выступает против проекта соглашения, подготовленного азербайджанской стороной, как противоречащего национальным интересам Республики Дагестан и Российской Федерации. Вопросы водораспределения реки Самур не должны и не могут быть рассмотрены без участия и учета интересов дагестанского народа. Предложения Республики Дагестан по данному вопросу направлены в Правительство РФ.
Годовая потребность в водных ресурсах территорий Российской Федерации и Республики Азербайджан, находящихся в зоне влияния р.Самур, с учетом их перспективного развития в два раза превышает годовую водность реки. С учетом ограниченности водных ресурсов региона и основываясь на опыте мировой практики, Правительство России в 1996г. представило вниманию Азербайджанского Правительства проект "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов пограничной реки Самур". Соглашением предусматривается соблюдение сторонами двух основополагающих принципов:
• приоритетное обеспечение необходимого экологического стока в дельту реки
• равенство прав обоих государств на водные ресурсы реки на пограничном участке (каждой стороне по 50% водных ресурсов оставшихся после экологического стока).
Дальнейшее развитие водопотребляющих отраслей экономики наших государств видится в пределах вышеприведенных квот, за счет изыскания внутренних резервов. В частности по зоне влияния Самур-Апшеронского канала (САК):
• Уменьшение фильтрационных потерь из САК (реконструкция облицовки и др. противофильтрационные мероприятия)
• Рациональное водопользование (внедрение водосберегающих технологий, уменьшение транзитных сбросов, строительство внутрисистемных водоемов накопителей)
• Использование разведанных запасов подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения го-родов Баку и Сумгаит и снижения нагрузки на сток р.Самур
• Сток малых рек Шабранчай, Дивичичай, Тугчай и Вельвеличай пропускаемый ныне в Каспийское море может быть использован для подпитки САК.
В сентябре 2003 года планируется очередное заседание комиссий по контролю над вододелением на р.Самур.
Определенное место в сохранении стабильности ситуации на юге Дагестана занимают проблемы родственных народов, проживающих в приграничных районах Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.
Практика показывает, что основными проблемами родственных народов по обе стороны госграницы являются, прежде всего, вопросы образования, сохранения культуры, традиций, обучения детей родному языку и литературе, а также информационного обмена.
В последнее время в различные инстанции Республики Дагестан обращаются представители дагестаноязычных народов Азербайджанской Республики с просьбой оказать содействие в удовлетворении их информационной потребности на родном языке и получении республиканских общественно-политических газет, издаваемых в Республике Дагестан. Они высказывают желание быть в курсе событий среди своих соотечественников в Дагестане.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области информации от 16 октября 2000г., а также принимая во внимание необходимость развития культурных связей родственных народов двух братских государств, в южных районах Дагестана, где проживают этнические азербайджанцы, граждане Российской Федерации, осуществляется уверенный прием программ азербайджанского телевидения, установлены и функционируют несколько передающих станций программ азербайджанского телевидения.
Решение этих вопросов отвечает духу положений Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., статьи 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств 1991 года, предусматривающей содействие широкому информационному обмену, Соглашений между Правительствами Российской Федерации и Азербайджанской Республикой о порядке и условиях распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории Азербайджанской Республики от 17.10.1995г. и о сотрудничестве в области информации от 16.10.2000г.
На всех участках государственной границы России с Азербайджаном сохраняется тенденция совершения жителями приграничных районов по обе стороны госграницы противоправных действий с контрабандными, браконьерскими, хозяйственно-бытовыми целями, а также с целью нелегальной миграции. Незаконное перемещение лиц через государственную границу Российской Федерации особенно часто происходят в Рутульском, Магарамкентском районах Республики Дагестан, территория которых покрыты плотными лесными массивами.
Во исполнение Постановления Госсовета РД № 134 от 19 июля 2000г. «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению противодействия экстремизму» в с.Магарамкент проводились выездные совещания с участием глав администраций Ахтынского, Докузпаринского, Ру-тульского, Магарамкентского районов, приграничных селений, руководителей пограничных служб и органов внутренних дел по вопросу обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления, пограничными службами и работниками органов внутренних дел в приграничных с Азербайджанской Республикой районах.
Через республиканские средства массовой информации постоянно проводится работа по освещению деятельности администраций приграничных районов Республики Дагестан. В средствах массовой информации регулярно публикуются специальные репортажи, направленные на активизацию торгово-экономического сотрудничества приграничных районов Дагестана и Азербайджана.
Республика Дагестан самая большая республика на Северном Кавказе, граничащая с Каспийским морем на протяжении 580 км и не может оставаться в стороне от процессов, происходящих вокруг него.
Поэтому еще одним важнейшим фактором политической и экономической стабильности в регионе, формирования приграничного сотрудничества, безусловно, является Каспийское море, окончательное определение статуса моря и освоение его энергетических ресурсов. Отсутствие общепризнанного правового статуса Каспийского моря осложняет проведение согласованной политики в области совместного освоения Каспия. Проблемы Каспийского региона охватывают все сферы деятельности, начиная от политических, экономических, природоохранных до военных, которые не могут решаться в отрыве друг от друга. Необходимо учесть социально-экономические и геополитические аспекты использования ресурсов Каспийского моря и региона, информационного обеспечения хозяйственной, природоохранной деятельности, международно-правовые аспекты решения проблем Каспия, биоресурсов региона в структуре российских приоритетов в регионе, угрозы интересам России в регионе.
21 марта 1998г. Правительством РФ было издано распоряжение № 394-р «О необходимости разработки проекта федеральной целевой программы «Комплексное развитие территории РФ, прилегающей к Каспийскому морю» с последующей ее реализацией. В распоряжении говорится, что акватория, дно, и территория, прилегающая к северной части Каспия, обладает большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья. Здесь имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы).
По обращению временно исполняющего обязанности директора ФПС РФ Прони-чева В.Е. Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД совместно с Министерством экономики РД и Министерством финансов РД рас-
сматривало вопросы о возможностях Республики Дагестан по строительству за счет бюджета республики линий электропередач, дорог, мостов и развитию пограничной инфраструктуры в приграничных районах Дагестана для включения в Комплексный план усиления охраны и обустройства Государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе на 2003-2006 годы.
По информации Министерства экономики РД строительство указанных объектов в приграничных районах осуществляется в рамках общих мероприятий по социально-экономическому развитию городов и районов республики. В частности, предполагается финансирование строительства и реконструкции линий электропередач, автодорог, мостов и др. в Магарамкентском, Докузпаринском, Ахтынском, Рутульском, Тляратинском, Цунтинском и Цумадинском районах республики. При комплектовании ежегодных республиканских инвестиционных программ с учетом мнения пограничного подразделения, дислоцированного на территории республики будут рассматриваться и другие объекты, упомянутые в обращении ФПС РФ.
Рассматриваемый регион особенно важен для России в свете необходимости обеспечения политической и социально - экономической стабильности на ее южных рубежах и сохранения российского влияния в обширном регионе мира, охватывающем Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток.
Поэтому сегодня должно быть понимание в том, что развитие приграничного сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами отвечает их коренным национальным интересам. В политическом плане они призваны содействовать созданию по всему периметру границ Каспийского региона «пояса добрососедства», а в экономическом плане - увеличению потенциала экономического развития регионов.
Вышеуказанный круг вопросов приграничного сотрудничества с АР требует совместных усилий прежде всего МИДа России и других заинтересованных федеральных ведомств с активным привлечением Республики Дагестан. Несмотря на достигнутые в ходе встреч руководства Республики Дагестана с Правительством Азербайджанской Республики договоренности, для разрешения всего круга наболевших вопросов требуется более настойчивая позиция и плодотворная деятельность федеральных органов власти.
Эти, и другие вопросы двусторонних отношений можно было бы обсудить и принять необходимые решения в ходе предстоящего очередного заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Помимо всего, приграничное торгово-экономическое сотрудничество способствует восстановлению и укреплению исторически сложившихся экономических и гуманитарных связей между сопредельными государствами, развитию интеграционных процессов в странах СНГ, решению проблем этнических родственных групп, разделенных линией государственной границы.
Важно отметить также, что Президенты Российской Федерации В.В.Путин и Азербайджанской Республики Г.Алиев прилагают огромные усилия в расширении
всесторонних связей между двумя государствами и ускоренное развитие интеграционных процессов между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Экономика приграничных районов Российской Федерации и Азербайджанской Республики тесно интегрирована. Нынешний режим на границе, когда осуществляется сплошной досмотр путем полной выгрузки товаров, в т.ч. скоропортящихся, не способствует к взаимному сотрудничеству. Речь не идет о снятии ограничений в ущерб безопасности государства. Есть много форм для облегчения этой ситуации. Это и более тесное сотрудничество с азербайджанскими службами, техническое оснащение пунктов пропуска и много другое. Поэтому существующее положение дел не позволяет выполнять установки Президента России В.В.Путина по наращиванию приграничного сотрудничества со странами СНГ.
В настоящее время руководство Республики Дагестан с глубоким удовлетворением отмечает, что важным составляющим и условием сохранения мира и стабильности в регионе, для расширения экономического, в том числе и приграничного сотрудничества между Республикой Дагестан и Азербайджанской Республикой является то, что в последнее время руководители Российской Федерации и Азербайджанской Республики преисполнены решимости вывести двусторонние связи на новый, более высокий качественный уровень стратегического партнерства, на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной, гуманитарной областях, в сферах культуры, науки, образования, информации, туризма и спорта.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», № 60 от 19.01.1998г.
2. Постановление Госсовета РД №134 «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и обеспечению противодействия экстремизму».
3. Постановление Правительства РД № 61 от 7 марта 2003г. «Об установлении пограничной зоны и утверждении Правил пограничного режима в пределах Республики Дагестан».
4. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об упорядочении контроля на пунктах пропуска через Российско-Азербайджанскую государственную границу и на федеральной дороге «Кавказ» и «Махачкала-Астрахань» в пределах Республики Дагестан», № 123 от 16.09.1998г.;
5. Постановление Правительства РД от 30 декабря 1994 г. № 239 «О мерах по поддержке соотечественников, проживающих за пределами РД».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 196-р от 9 февраля 2001г. об утверждении «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации».
7. Распоряжение Правительства РФ № 394-р от 21 марта 1998 г. "О необходимости разработки проекта федеральной целевой программы "Комплексное развитие территории РФ, прилегающей к Каспийскому морю".
8. Федеральный Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1.
9. Федеральный закон Российской Федерации № 4-ФЗ от 4 января 1999г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995г.;
Рамазанов А. Р.
Зарубежный опыт приграничного торгово-экономического сотрудничества регионов
Региональное приграничное сотрудничество как стратегия, способствующая политической и экономической независимости, широко поддерживается в Европе. "Регионализация" и "институционализация" являются ключевыми понятиями концепции приграничного сотрудничества. В этом контексте еврорегионы - локальные примеры такого сотрудничества - формируются как средство обеспечения продолжения и стратегического направления сотрудничества.
Впервые концепция еврорегиона была реализована в 1970-80-е гг. на голланд-ско-немецкой границе - местности, известной "институциональной плотностью" в сфере трансграничного планирования и защиты окружающей среды. Основная цель еврорегионов - добиться признания главенствующей роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в регионах. Эти ассоциации (многие из них имеют трансграничные местные "парламенты") представляют собой дополнительное звено региональной "администрации" и играют решающую роль в доставке европейской помощи для регионального развития в приграничные области. Однако исследования показывают, что еврорегионы еще далеки от успеха в достижении своих амбициозных целей. Несмотря на щедрые проектные субсидии, реальное сотрудничество сложилось лишь в некоторых областях взаимодействия. В действительности опыт большинства еврорегионов показал, что частный сектор слабо представлен в трансграничной кооперации, и привлечь его к сотрудничеству чрезвычайно сложно.
В изучении еврорегионов необходимо различать политику намерений, риторику самопрезентации и реальный опыт кооперации. Скорее последнее может служить критерием оценки сотрудничества, нежели определенные a priori концепции регионального развития или планируемые инициативы. В конечном счете, еврорегионы могут служить "мостами" коммуникации лишь в том случае, если будет успешным