Научная статья на тему 'Организационные мероприятия по борьбе с лесными пожарами в губерниях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ в'

Организационные мероприятия по борьбе с лесными пожарами в губерниях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСА / ПОЖАРЫ / ИСТРЕБЛЕНИЕ ЛЕСОВ / УЩЕРБ ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ / ЦИРКУЛЯРЫ ЛЕСНОГО ДЕПАРТАМЕНТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Польской А.А.

Статья посвящена исследованию организационных мероприятий по предупреждению лесных пожаров в губерниях Центрального Черноземья. Анализ законодательства Российской империи показал, что с 1723 г. борьба с пожарами находилась под пристальным вниманием государства, а период середины XIX начала ХХ в. стал наиболее продуктивным в плане совершенствования лесоохранного законодательства. В это время были организованы лесоохранительные комитеты, которые непосредственно отвечали за предупреждение нарушений Положения о сбережении лесов, в том числе за предотвращение лесных пожаров. Но все государственные меры не давали должного результата, леса империи горели, нанося лесному хозяйству большие убытки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные мероприятия по борьбе с лесными пожарами в губерниях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ в»

УДК 93/94.630

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ В ГУБЕРНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

© 2019 А. А. Польской

аспирант кафедры констиитуционного права e-mail: sandro46rus @ mail. ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

Статья посвящена исследованию организационных мероприятий по предупреждению лесных пожаров в губерниях Центрального Черноземья. Анализ законодательства Российской империи показал, что с 1723 г. борьба с пожарами находилась под пристальным вниманием государства, а период середины XIX - начала ХХ в. стал наиболее продуктивным в плане совершенствования лесоохранного законодательства. В это время были организованы лесоохранительные комитеты, которые непосредственно отвечали за предупреждение нарушений Положения о сбережении лесов, в том числе за предотвращение лесных пожаров. Но все государственные меры не давали должного результата, леса империи горели, нанося лесному хозяйству большие убытки.

Ключевые слова: леса, пожары, истребление лесов, ущерб лесному хозяйству, циркуляры Лесного департамента.

Вторая половина XIX - начало ХХ в. ознаменовались интенсивным истреблением российских лесов. Лесные пожары стали одним из основных причин снижения лесистости в России. Их главный вред в хозяйственном отношении состоял в нарушении принятого в лесу плана хозяйства, в результате чего передвигались места рубок, приходилось рубить поврежденные огнем лесные участки, оставляя на корню участки сырого леса, предполагаемого к рубке по сметному назначению. Безвозвратное разрушение огнем молодняка и подроста требовало проведения облесения выгоравшей территории, затрат материальных и физических ресурсов. Помимо этого из-за лесных пожаров, особенно в случае их значительного распространения, возникла необходимость одновременной вырубки поврежденных огнем лесных участков. В результате на рынки выбрасывалось большое количество лесного материала, предложение превышало спрос, что приводило к падению цен на лесной материал.

Для борьбы с пожарами на государственном уровне разрабатывались различные циркулярные предписания. Первым законодательным документом, регламентирующим систему мер по сбережению лесов от пожаров, стала Инструкция Обер-Вальдмейстеру [1, с. 174-181], утвержденная Петром I 3 декабря 1723 г. Затем последовал указ Екатерины II от 27 июля 1766 г. «О наблюдении повсюду крепкой предосторожности от лесных пожаров» [2, с. 860-861] и указ Павла I от 12 марта 1798 г. «О лесном управлении» [3, с. 33-139], которые указывали на необходимость защиты лесов от пожаров.

Ряд циркулярных предписаний Лесного департамента касались леса, поврежденного пожаром. Так, циркуляр от 17 августа 1868 г. № 411 указывал, что «в тех дачах, где пожаром поврежден лес в такой степени, что дальнейший рост его должен прекратиться, приостановить продажу сырорастущего леса в той пропорции, в какой она может быть заменена по количеству материалов лесом, поврежденным огнем, и озаботиться предварительным сбытом последнего» [4, л. 39]. Циркуляр от 8 февраля 1869 г. № 2519: «в категорию поврежденного огнем леса включаются

деревья, которые подают надежду к поправлению и потому не требуют поспешного сбыта... к категории поврежденного огнем леса включать горелый лес, который лишен огнем жизненности и не подает надежды на продолжение роста» [4, л. 7-7 об].

Циркуляром Лесного департамента от 17 июля 1872 г. № 12840 был определен порядок действий при лесных пожарах: «извещения о пожаре обращаются к местному лесничему, которому при содействии полиции предоставляются все распоряжения по тушению, причем как сам лесничий, так и чины полиции могут оставить пожарище, когда удостоверятся, что пожар прекратился и нельзя ожидать его возобновления; первоначальный призыв рабочих делается через местных старост и сотских чинами лесной стражи» [4, л. 26].

Циркуляром Лесного департамента от 18 октября 1876 г. № 17 171 установлен порядок действий при пожарах от искр паровозов: «Ввиду часто повторяющихся случаев лесных пожаров от искр и горящих углей, вылетающих из труб и поддувал паровозов: управляющий Министерством путей сообщений от 23 августа 1876 года № 4591 возложил на путевых сторожей извещение селений о лесных пожарах, если селения находятся в близком расстоянии от дороги, при их удалении свыше версты обязать сторожей извещать о пожаре ближайшую рабочую артель или старшего рабочего, который немедленно должен посылать из артели одного из рабочих для извещения ближайшего селения и казенной лесной стражи или местной уездной или сельской полиции, а также дорожного мастера, а сей последний начальника дистанции» [4, л. 21-22].

А циркуляр Лесного департамента от 10 июня 1886 г. № 11 657 разрешил «войсковым командам производить охоту холодным или огнестрельным оружием в таких казенных лесных дачах, в которых или совсем нет хвойного насаждения, или где хвойные деревья растут единично среди лиственных пород леса; в дачах с хвойным насаждением, во избежание пожаров, употребление огнестрельного оружия воспретить с 15 марта по 15 ноября, и чтобы о каждой охоте сообщалось военным начальством местному лесничему» [5, л. 98].

На основании «Положения о сбережении лесов» от 4 апреля 1888 г., утвержденного мнением Государственного Совета, для непосредственной охраны и разведения лесов в губерниях Российской империи были учреждены лесоохранительные комитеты [6, с. 831-846]. В числе прочих функций на них возлагалось «преследование за нарушение Положения о сбережении лесов (порубка леса в защитных и незащитных дачах, опустошительные порубки, сверхсрочное сельскохозяйственное пользование, недозволенная пастьба скота и т.д.)» [7] и, конечно же, предупредительные меры по борьбе с лесными пожарами.

Чуть позже для более успешного охранения лесов от лесных пожаров был издан циркуляр Лесного департамента от 24 марта 1892 г. № 8 246, которым учреждались на летнее время особые караулы из наличного состава лесной стражи [8, л. 342]. А циркуляром Лесного департамента от 12 мая 1894 г. № 12 914 были ограничены отпуска лесничим и заведующим лесничествами с хвойным лесом, так как «в летнее время возможно возникновение лесных пожаров, при тушении коих присутствие лесничего, безусловно, необходимо» [9, л. 18].

Как известно обязанности лесной стражи очень трудны, а иногда при столкновении со злоумышленниками, и опасны для жизни сторожа. Следовательно, для достижения целей лесоохранения в каждой лесной даче нужна была хорошо оплачиваемая и находящаяся в достаточном количестве лесная стража. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, например, в Лискинском учебном лесничестве Воронежской губернии в 1893 г. наблюдалось несколько случаев лесных пожаров. И в то самое время, когда вокруг Лискинского учебного лесничества горели

частные леса по всему протяженно границы Лискинской дачи, Лискинская лесная стража, исполняя долг свой, сумела оградить от пожара Лискинскую дачу [10, л. 1-11].

Приведем статистические данные по лесным пожарам. Архивные документы свидетельствуют, что в 1872 г. в Российской империи было официально зафиксировано 80 случаев лесных пожаров, убыток от которых составил 10 тыс. руб., причем по 50 случаям виновные не были установлены (убыток 6 575 руб.) [11, л. 1].

В таб. 1-4 приведены данные о лесных пожарах в губерниях Центрального Черноземья за 1882-1913 гг. [12, л. 3об-6, 10об-13об, 16об, 18об, 24об, 26об-27, 31об, 36об-37об, 40об, 42об, 44об-45об, 47об, 50об-53об, 56об, 58об-61об, 64об-69об].

К сожалению, по некоторым показателям сведения отсутствуют. Но это не мешает наглядно оценить масштаб бедствий, причиненных лесному хозяйству России от пожаров.

Таблица 1

Ведомость лесных пожаров по Воронежской губернии

Число пожаров Площадь поджогов, дес. Стоимость поврежденного леса, руб.

1882 2 1 025 679

1883 1 85 642

1884 — — —

1885 7 814 3 112

1902 3 5 120

1904 7 14 9

1905 16 149 1 259

1907 55

1908 19

1909 33

1912 2

1913 10

Таблица 2

Ведомость лесных пожаров по Курской губернии

Число пожаров Площадь поджогов, дес. Стоимость поврежденного леса, руб.

1882 — — —

1883 — — —

1884 1 1,5 94

1885 3 21 467

1902 1

1904 4 37 46

1905 4

1907 10

1908 10

1909 4

1912 1

1913 1

Таблица 3

Ведомость лесных пожаров по Орловской губернии

Число пожаров Площадь поджогов, дес. Стоимость поврежденного леса, руб

1882 11 1 286 14 626

1883 1 155 350

1884 1 2 134

1885 6 1 217 6 623

1902 11

1904 47

1905 55 582 1 786

1907 19

1908 16

1909 58

1912 68

1913 160

Таблица 4

Ведомость лесных пожаров по Тамбовской губернии

Число пожаров Площадь поджогов, дес. Стоимость поврежденного леса, руб

1882 2 66 1 534

1883 5 392 1 628

1884 1 22 809

1885 2 107 942

1902 20

1904 26

1905 118 587 1 786

1907 164

1908 216

1909 359

1912 68

1913 154

Что касается общероссийских данных, то архивные документы дают следующие цифры. В 1882 г. было зафиксировано 231 случай лесных пожаров, сгорело деревьев на площади в 62 852 дес., ущерб составил 180 275 руб. В 1883 г. - 206 случаев на площади в 79 276 дес., ущерб составил 259 142 руб. В 1884 г. - 60 лесных пожаров на площади в 22 809 дес., ущерб составил 187 692 руб. В 1885 г. - 411 случаев на площади 84 073 Уг дес., ущерб составил 498 097 руб. В 1902 г. - 2014 лесных пожаров на площади 79 247 дес., ущерб от них составил 224 307 руб. В 1904 г. - 4 670 случаев на площади в 108 922 дес., ущерб составил 169 861 руб. В 1905 г. было зафиксировано 3 500 случаев лесных пожаров на площади в 75 612 дес., ущерб составил 190 219 руб. В 1907 г. - 5 673 случая, в 1908 г. - 4 731, в 1909 г. - 6 002, в 1912 г. - 9 822, в 1913 г. -7 805 [12, л. 72об, 76об-79об, 82об, 92об-95об, 98об, 101об-104об, 107об].

Таким образом, масштабы лесных пожаров в исследуемый период приняли угрожающий характер.

По данным Главного управления земледелия и землеустройства, площадь лесов, ежегодно охваченная огнем, колебалась от 50 000 до 100 000 дес. В 1901 г. горело около миллиона десятин леса, в 1909 г. - около 250 тыс. десятин. На борьбу с лесными пожарами с 1911 по 1913 г. было ассигновано из смет Лесного департамента

150 000 руб. А на 1914 г. смета предусматривалась в размере 160 000 руб. [12, л. 65]. По сведениям Лесного департамента Главного управления земледелия и землеустройства, в 1914 г. огнем было охвачено 63 000 дес. земли, убытки превысили 100 000 руб. [12, л. 152].

Газета «Русские ведомости» в это время отмечала следующее: «Горят леса... Это бедствие носит стихийный характер и приписывать его человеческой непредусмотрительности нельзя. Просеки и канавы могут задерживать огонь, но не всегда. Леса у нас находятся в таком состоянии, которое делает борьбу с пожарами зачастую невозможной. Из 165 миллионов десятин лесов Европейской России большая часть расположена в малонаселенных пространствах и принадлежит казне. А казна, хотя и бережнее относится к любому богатству, чем частные владельцы, но русская казна — хозяин двольно плохой. О недостаточном числе лесничеств, о незначительности лесной стражи у нас говорят уже много лет. На эту отрасль хозяйства давно пора обратить больше внимания и затрачивать больше средств» [13].

Газета «Свет» писала: «У нас крайне слабо поставлено лесоохранное дело. Не хватает участковых лесоводов и лесные богатства гибнут, предоставленные самим себе и всяким случайностям. Надо взяться за ум и начать устраивать нашу обильную всякими богатствами, но беспорядочную Русь по-другому, так, чтобы наряду с жалобами на обезлесение не допускалось беспрепятственное выгорание колоссальных лесных площадей — чтобы во время остро ощутимого недостатка в топливе мы с олимпийским спокойствием не взирали на уничтожение громадного количества великолепного торфа!» [14].

О нерасторопности властных структур также свидетельствуют газетные публикации. «Из Тамбова получено телеграфное сообщение, что утром 25 июня в городе ощущался сильный запах гари, но лишь 26 числа выяснилось, что горит лес в пригородных дачах. Вызваны из города пожарные команды для тушения пожара. Лесов под Тамбовом ввиду усиленной рубки уже не так много» [15]. «По данным Лесного департамента, 26 июня над Орлом нависла как бы пелена тумана — приносимый ветром дым от лесных пожаров в юго-западной части Орловской губернии» [16].

Газета «Биржевые ведомости» от 4 июля 1914 г. отмечала: «Зеленая Русь выгорает громадными площадями, и народное хозяйство будет терпеть десятки миллионов ежегодного убытка в течение долгих лет, пока удастся оживить мертвые выжженные пожарами земельные площади. Отсюда видно, насколько забота об охране лесов от пожаров является государственно необходимой» [17].

Главное управление земледелия и землеустройства поставило задачей выработку специальных мер для борьбы с лесными пожарами, не ограничиваясь локальными мерами по выкапыванию канав. По приказу главноуправляющего земледелием и землеустройством А.В. Кривошеина в местах, охваченных пожарами, была увеличена плата крестьянскому населению за труд по тушению пожаров, а из городов для этой цели привлекались заводские рабочие. Кроме того, на места тушения высылались воинские команды [12, л. 41].

Все эти меры были незначительными, исходя из масштабов бедствия, особенно если учитывать бюрократию и волокиту, свойственную государственным структурам того времени. Так, вышеназванная газета «Биржевые ведомости» отмечала, что в Главном управлении земледелия и землеустройства «на несколько лет застрял представленный туда проект законодательной охраны лесов от пожаров. В основу данного проекта был положена мысль, что главная причина возникновения лесных пожаров заключается в недостаточности, а иногда и в полном отсутствии надзора за лесами. Поэтому и были выработаны активные мероприятия по организации

бдительного надзора за казенными и частновладельческими лесными угодьями. Как норма устанавливается институт лесной стражи, действующей при помощи особых наблюдательных вышек в удобных возвышенных пунктах, соединенных телефонной связью с местами, откуда может быть экстренно вызвана помощь. Таким образом, в самом начале пожара он может быть прекращен. Но для реализации этого проекта требовались определенные ассигнования, которые предлагалось ввести в качестве налога с 1 десятины примерно 2,5 коп. в год [17].

Также еще в 1913 г. был разработан проект нового Лесного устава, который только летом 1914 г. был принят на рассмотрение сельскохозяйственной комиссией Главного управления земледелия и землеустройства. В уставе законодательно закреплялся порядок «ограждения лесов от пожаров» [12, л. 65].

В главном управлении земледелия и землеустройства в 1914 г. было создано специальное совещание, на которое была возложена задача выработать программу мероприятий по борьбе с лесными пожарами и по предупреждению их. «Ввиду серьезности и сложности намеченной задачи, работа совещания будет продолжаться не менее месяца» [12, л. 92].

Но все принимаемые на правительственном уровне меры были слишком ничтожны и не давали результатов. Леса продолжали гореть. Необходима была коренная реформа системы российского лесоохранения.

Это отмечал А. Семенов-Тян-Шанский в заметке, опубликованной в газете «Новое время»: «Варварское отношение с лесом, как и с другими производными природы, - застарелое зло нашей народной жизни. И с ним надо, не теряя золотого времени, начать такую же энергичную борьбу, как с народным пьянством. Главными орудиями этой борьбы должны быть: реформа лесного законодательства, применимого к местным условиям разных районов России, повсеместное усиление лесной стражи, инспекции и народная школа. А в тех местностях, где происходит порча леса и истребление его огнем в виде простого озорства, нужна беспощадная борьба, хотя бы административными мерами, с этой формой хулиганства» [18].

Но в исследуемый период административные меры по борьбе с хулиганскими действиями, направленными на порчу леса, были ничтожны. Так, 3 октября 1904 г. случился лесной пожар в урочище Кочегуры Скороденской общей дачи из-за неосторожного обращения с огнем крестьянских мальчиков Тита, Федота, Лаврентия и Андрея Лактионовых, Гавриила и Филиппа Косяшниковых. Виновные были привлечены к аресту при волостном правлении с 8 по 11 июня 1905 г., затем дело было прекращено, с взысканием 46 руб. 60 коп. [19, л. 17-18].

23 июня 1915 г. произошел пожар из-за неосторожного обращения с огнем крестьянина Краснослободской волости Ивана Зубарева при уборке лесосеки в Задесенской даче Задесенского лесничества. Лес поврежден на площади 11 дес. Сумма убытков составила 60 руб. [19, л. 123]. В Акулицкой лесной даче Брянского уезда крестьянские мальчики с. Лутны пасли лошадей и раскладывали огонь, на ночь уехали по домам, а огонь оставили. В результате пожара повреждено 3 дес. сосны, ели, березы [19, л. 128].

В 1914 г. на заседании лесного совета Курско-Орловского управления земледелия и землеустройства от 16-18 ноября обсуждался вопрос о пожарах: из годовых отчетов лесного департамента с 1902 по 1911 г. стало очевидно, что в Европейской России наблюдалось 52 570 случаев лесных пожаров на площади 2 200 000 дес., убыток составил 9 117 000 руб., то есть один пожар в среднем охватывал площадь в 43 дес. и приносил убыток в 173 руб. Что касается казенных лесных дач Курско-Орловского управления, то за последние пять лет было зафиксировано 376 случаев пожаров на площади 2 316,33 дес. с убытком

в 18 330 руб. 25 коп. В среднем 1 пожар занимал площадь в 6,18 дес., убыток составлял 48 руб. 88 коп. Наибольший процент пожаров приходился на апрель (31,65%) и май (28,45%), а главная причина — неосторожное обращение с огнем (26,34%). Следовательно, все меры борьбы с лесными пожарами необходимо было направить на борьбу с неосторожным обращением с огнем в лесу, борьбу, которая в конечном итоге сводилась к устранению теми или иными способами огня из леса в сухое время года, а в остальное время года сведение употребления огня в лесу до минимума.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Были разработаны меры борьбы с пожарами.

1. Предупреждение возникновения пожаров:

а) абсолютное запрещение разведения огня, охоты с огнестрельным оружием, каких бы то ни было работ с применением огня в сухое время года, с 1 апреля по 1 сентября;

б) устранение из леса всех веществ, способствующих быстрому возникновению и распространению огня.

Предлагалось во всех казенных лесных зданиях, сторожках, канцеляриях и в сельских учреждениях, волостях, у старост на видных местах выставить объявления об осторожном обращении с огнем. Администрация должна всеми средствами и постоянно напоминать населению об этом. Желательно разъяснение осторожного обращения с огнем в сельских школах, чтобы дети понимали, какой вред может принести огонь при неосторожном обращении с ним. Во всех контрактах и условиях, заключенных казной на продажу леса, пастьбу скота, пользование оброчными статьями, должны быть точно и категорично указаны случаи запрещения пользования огнем, и ответственность за нарушение этого должна быть усилена. Параллельно с неуклонным внедрением в сознание населения понятия о вреде неосторожного обращения с огнем необходимо внутри лесов также принимать и меры, пресекающие недозволенное пользование огнем. А для этого необходимо усиливать стражу специальными пожарными сторожами, непременно конными.

2. Устранение сухой травы, моха, сухих материалов. Мера эта культурная, и способы ее применения общеизвестны, надо только лесному ведомству не ограничивать кредит, необходимый для приведения в исполнение этих мер и не стеснять лесничих в приемах уборки мертвых материалов из леса:

а) снятие растительного живого и мертвого покрова полосами вдоль дорог на существующих и специально проводимых просеках. Необходимо только постоянно держать в черном оголенном виде лишенные растительного покрова площади и убирать нижние ветви хвойных деревьев, примыкающих к полосам. Ширина оголенной полосы должна быть не менее 2—3 аршин. Недостаток способа — дороговизна работы и содержания таких полос, особенно в том случае, когда характер насаждения (сухой бор) требует частых полос. В последнем случае, особенно если насаждения не особенно густы, возможно проводить полосы плугом со спиральным, мало крошащим почву отвалом;

б) окапывание границ дач канавами шириной до 3 аршин. Такие канавы кроме непосредственной защиты от огня с соседних владений затрудняют всякого рода переходы и переезды в дачи — частый источник пожаров в лесу;

в) урегулирование сбора местным населением грибов и ягод, что весьма трудно. Необходимо объявлять сухие периоды года временем запрещения сбора лесных плодов и при этом увеличить количество лесной стражи.

3. Меры, предупреждающие о возможном распространении начавшегося пожара:

а) быстрое определение места пожара;

б) сообщение о начавшемся пожаре лесничему и соседней страже;

в) помощь населения и местных рабочих.

Быстро открыть пожар может только усиленная стража. В больших лесных массивах рекомендовалось устройство пожарных вышек.

Возможность быстрого сообщения о начавшемся пожаре лесничему, соседней страже и населению может быть достигнута устройством телефонов в дачах, в тех же дачах, где нет возможности устроить телефоны, - посредством конных пожарных сторожей.

До прибытия населения для тушения пожара необходимо организовать быструю местную помощь: это достигается вызовом по телефону всей лесной стражи и организацией артелей постоянных рабочих в лесу для исполнения разных лесных работ: партия лесных рабочих, быстро вызванная к месту пожара, может до прибытия помощи из соседних селений совместно со стражей локализовать пожары. При вызове крестьян на тушение пожара часто случается, что сельская администрация неохотно исполняет свои обязанности, отговариваясь отсутствием народа, рабочим временем, служебными обязанностями и т.п. В этом случае желательно усиление воздействия уездной и губернской администрацией для внушения сельским властям важности быстрой и своевременной высылки населения и усиление репрессий в случае недостаточного содействия сельских властей лесным. Призываемое население получает поденную плату, устанавливаемую губернскими земскими собраниями на несколько лет вперед и независимо от существующих цен на рабочую силу. Плата эта, по-видимому рассчитанная на то, чтобы население не искало заработка в тушении пожаров и не было заинтересовано в частом их появлении, настолько низка, что привлечь население к тушению пожара возможно только при самом настойчивом и постоянном участии полиции. Между тем во многих районах очень редкое население с избытком обеспечено полевыми, лесными и лесокультурными работами и не станет в поисках заработка прибегать к таким опасным для себя мерам, как поджог леса. Поэтому для успеха дела тушения пожаров необходимо предоставить лесничему право по соглашению с ревизором устанавливать поденную плату призываемому населению. Этим в некоторой степени будут ослаблены недостатки подневольного тушения лесных пожаров местным населением как натуральной его повинности.

На заседании лесного совета обсуждался и вопрос выдачи платы, для чего предлагалось внести в распоряжение Управления особые средства, которые можно было немедленно переводить в распоряжение лесничих для уплаты рабочим. Что касается определения сумм, потребных на применение тех или иных мер, отмечалось, что таких данных в практике современного лесного хозяйства нет. «Существуют разрозненные данные о стоимости различных лесных работ, применяемых как противопожарные меры: стоимость прорытия граничных канав, стоимость снятия дерна, стоимость проведения телефона и т.п., но меры эти применялись разрозненно и не систематично, и сколько всего суммы потребуется на все необходимые противопожарные меры в каждом отдельном лесничестве -сказать трудно, это должно быть выяснено при составлении планов хозяйства» [20, л. 8-11об].

Все вышесказанное стало одним из мероприятий, направленных на восстановление леса, поддерживаемое российским правительством. «Лесной департамент, входивший в состав Министерства земледелия и государственных имуществ, целенаправленно планировал ежегодное лесовозобновление, лесовыращивание, лесоустройство по всем российским губерниям» [21, с. 173-174]. А с 1887 г. был создан «специальный комитет о производстве культурных работ, в

функции которого входила организация лесокультурных работ в лесах Российской империи с целью возобновления лесов» [22].

Таким образом, архивные документы дают наглядное представление об организационных мероприятиях, направленных на борьбу с лесными пожарами и их предотвращением. В то же время статистика показывает огромные ущербы, причиняемые пожарами хозяйству России. Это позволяет сделать вывод о несовершенстве лесного законодательства исследуемого периода, которое подлежало корректировке в части усиления ответственности, вплоть до уголовной, за лесные нарушения.

Примечания

1. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ с 1649 г.). Т. VII. 1723-1727. Ст. 4379. СПб, 1830. С. 174-181.

2. ПСЗРИ с 1649 г. Т. XVII. 1765-1766. Ст. 12707. СПб, 1830. С. 860-861.

3. ПСЗРИ с 1649 г. Т. XV. 1798--1799. Ст. 18429. СПб, 1830. С. 33-139.

4. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 154. Оп. 1. Д. 111.

5. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 9.

6. Собрание узаконений и распоряжений правительства (далее СУРП). 1888. Ст. 406. СПб., 1888. С. 831-846.

7. Минин М.В. Деятельность Курского губернского лесоохранительного комитета: 1888-1917 гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4(28). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/033-011 .pdf (дата обращения: 16.04.2019).

8. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 644. Л. 342.

9. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 703. Л. 18.

10. Государственный архив Воронежской области (далее ГАВО). Ф. И-24. Оп. 1. Д. 2656. Л. 1-11.

11. Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 387. Оп. 28. Д. 962.

12. РГИА. Ф. 387. Оп. 28. Д. 963.

13. Русские ведомости от 1 июля 1914 года.

14. Свет от 28 июня 1914 года.

15. Земщина от 5 июля 1914 года.

16. Русское слово от 30 июня 1914 года.

17. Биржевые ведомости от 4 июля 1914 года.

18. Новое время от 1 июля 1914 года.

19. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 2509.

20. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3783.

21. Коротеева Н.Н., Алексеев А.И. Реализация государственных мероприятий по восстановлению лесного фонда Российской империи в начале XX века (на материалах Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. Курск, 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 173-178.

22. Алексеев А.И., Третьяков А.В. Государственное регулирование лесного хозяйства Российской империи в XIX - начале XX в. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/047-005.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.