Научная статья на тему 'Организационные конфликты теоретические аспекты их выявления'

Организационные конфликты теоретические аспекты их выявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3239
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ / АГРЕССИЯ / ORGANIZATION / CONFLICT / MANAGEMENT / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиуллина Г.И., Губайдуллина Р.Т.,

В статье рассматривается понятие конфликта, его последствия для организации. Важным условием решения конфликта является умение руководства выявлять и устранять конфликты возможными способами, потому что развитие конфликта может нанести непоправимый урон для предприятия, тогда как успешное решение конфликта может качественно повысить эффективность работы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational conflicts theoretical aspects of their identification

The article deals with the concept of conflict, its consequences for the organization. An important condition for resolving the conflict is the ability of management to identify and resolve conflicts in possible ways, because the development of the conflict can cause irreparable damage to the enterprise, while the successful resolution of the conflict can qualitatively improve the efficiency of.

Текст научной работы на тему «Организационные конфликты теоретические аспекты их выявления»

Организационные конфликты теоретические аспекты их выявления Organizational conflicts theoretical aspects of their identification

Галиуллина Г.И.

Студент 4 курса

ф-т Институт цифровых технологий и экономики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический

университет» Россия, Казань e-mail: gyzel19970702@mail.ru

Galiullina G. I.

4th year student

Faculty of Institute of digital technology and Economics Federal state budgetary educational institution of higher education «Kazan state energy University»

Russia, Kazan e-mail: gyzel19970702@mail.ru

Губайдуллина Р. Т.

Студент 4 курса

Ф-т Институт цифровых технологий и экономики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический

университет» Россия, Казань e-mail: rezeda.g@list.ru

Gubaidulina R. T.

4th year student

Faculty of Institute of digital technology and Economics Federal state budgetary educational institution of higher education «Kazan state energy University»

Russia, Kazan e-mail: rezeda.g@list.ru

Научный руководитель Султанова Э.Р.

Казанский Государственный Энергетический Университет

Россия, Казань e-mail: livlira8288@mail.ru

Scientific adviser Sultanova E.R

Kazan state power engineering university

Russia, Kazan e-mail: livlira8288@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается понятие конфликта, его последствия для организации. Важным условием решения конфликта является умение руководства выявлять и устранять конфликты возможными способами, потому что развитие конфликта может нанести непоправимый урон для предприятия, тогда как успешное решение конфликта может качественно повысить эффективность работы предприятия.

Annotation.

The article deals with the concept of conflict, its consequences for the organization. An important condition for resolving the conflict is the ability of management to identify and resolve conflicts in possible ways, because the

development of the conflict can cause irreparable damage to the enterprise, while the successful resolution of the conflict can qualitatively improve the efficiency of.

Ключевые слова: организация, конфликт, управление, агрессия.

Key words: organization, conflict, management, aggression.

Конфликты в обществе существуют достаточно длительное время, поэтому их раннее выявление позволяет минимизировать последствия, а для этого необходимо уметь их разбирать. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других. Вообще, в отношении большого скопления людей риск возникновения конфликта увеличивается, так как чем большее количество лиц собирается вместе, тем разнообразнее их интересы. Особенно это проблема касается организации (предприятия). Организационный конфликт это - противоречие, возникающее между работниками, коллективами организации в процессе их совместной трудовой деятельности из-за противоположности (несовпадения) интересов, отсутствия согласия, даже конфронтации в процессе решения каких-либо деловых вопросов.

Поэтому в организации конфликты важно не только уметь выявлять и решать, но важнее уметь их предотвращать. Для этого важно осуществлять подбор персонала по группам общих интересов, которые будут совпадать с интересами и идеями развития организации. Множественное контактирование людей в рамках одного предприятия необходимо правильно организовать - наладить вертикаль и горизонталь управления, выстроить иерархию подчинения и движения информации.

Каждая организация, производящая продукцию или представляющая услуги, является результатом развития общества. В организациях при производстве продукции (услуги) могут применяться творческие подходы, которые также порой могут вызывать конфликты. От того, насколько в организации грамотно налажен процесс управления, можно с уверенностью говорить о возможности избегания крупных конфликтов, в ходе своевременного выявления и решения возникающих конфликтных ситуаций и выбора правильной стратегии поведения. Конфликты раскрывают существующие проблемы компании, помогают выявить альтернативные способы решения этих проблем, поэтому тема организационных конфликтов актуальна всегда - вне зависимости от формы собственности предприятия и впускаемой им продукции или услуги. Руководители должны уметь предугадывать и решать возникающие конфликты, получая ценную информацию о причинах его возникновения и повышая эффективность работы организации после его устранения.

Конфликты в организации могут быть как скрытыми, так и открытыми, наиболее опасные по мнению автора данной статьи являются именно скрытые конфликты, так как они могут иметь накопительный эффект и решать его придется дольше, при этом затрачивая больше усилий.

В ходе конфликта всегда присутствует 2 стороны, которые необходимо выслушать и прийти к общему знаменателю в решении этого конфликта. Конфликты в организации, с одной стороны показываю существующую проблему, с другой стороны его возникновение помогает руководству сблизиться с коллективом решая проблемную ситуацию, повысив свой авторитет в глаза подчиненных. Правильное решение организационного конфликта позволит повысить эффективность производства путем внедрения инновационных идей, а также самоутвердиться сотрудникам друг перед другом.

Если же руководство не имеет опыта и представления о решении организационных конфликтов, это может существенно подорвать весь производственный цикл предприятия. Поэтому руководители должны иметь навыки и знания в решении конфликтных ситуаций и проводить профилактические мероприятия для выявления задатков конфликтов и их разрешения.

Для разрешения организационного конфликта необходимо устранить все имеющие место противоречия, при том полностью. важно наличие заинтересованности обеих сторон в решении возникающих конфликтов и возможность идти на компромисс. Важно урегулировать или решать конфликты, а не ждать его затухания, так как при затухании он из открытой формы перетекает в скрытую, противоречия между сторонами остаются и на этой почве может возникнуть смена объекта конфликта и это будет уже более серьезный конфликт. Поэтому выбор стратегии решения конфликта является важным этапов в пути его решения. Уступка, компромисс, соперничество, избегание, сотрудничество - являются базовыми стратегиями руководителя при решении конфликтов. Иногда для решения конфликтной ситуации одного метода может быть недостаточно, в таком случае руководитель использует синтез этих стратегий.

В эпоху современного общественного развития, в жизненный цикл предприятия все чаще стала встраиваться компьютерная техника и информатизация. И этот процесс породил новую череду конфликтов - но уже между людьми и машинами, который связан с заменого человеческого труда на автоматизированный и соответственно сокращение рабочих мест. В таком случае работодателю предстоит сделать сложный выбор по сохранению рабочих мест.

Не менее значимой причиной конфликта в организации является процесс управления, важным звеном которого является контроль, подразумевающий под собой принуждение, требование к подчинению со стороны работников. Поэтому работодателю необходимо выбирать менее жесткие формы контроля, предоставляющие работнику большую самостоятельность и возможности творчески подходить к своей работе.

Объект конфликта в организации не всегда материальный - это могут быть нравственные, идеологические или этические ценности. Стороны конфликта в организации не стремятся озвучить истинные причины, предпочитая прятать их под благовидными фразами. Поэтому успешному руководителюважно проводить анализ конфликтной ситуации, выяснив его первопричины. С позиций получаемого результата конфликты условно можно поделить на функциональные и дисфункциональные. Правильно разрешенная конфликтная ситуация может носить функциональный характер, поскольку в ходе ее завершения происходит формирование качественно обновленного функционированияорганизации. Если же конфликтне доведен до конца и новое не решение не принимается, то имеет место быть дисфункциональный конфликт, который является разрушительным для организации.

В ходе решения любой конфликтной ситуации, важно избегать агрессии. Агрессия, возбуждая стороны конфликтов, мешает им здраво мыслить и слушать доводы сторон конфликта. Агрессия это - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Поэтому в ходе решения конфликта важно настроить стороны на позитивную волну и направить эмоции участников конфликта в нужное для решения конфликта русло. Можно сказать, что управление организацией это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Неопределенность и нестабильность организации так же может провоцировать возникновение конфликтов среди рабочих, что окажет качественно отрицательные последствия на работу предприятия в целом, поэтому руководство должно выбирать четкие стратегии управления, строить стратегические планы по развитию предприятия. Это позволит сформировать у работников ощущение стабильности в работе и комфортные условия.

Исследовав общие теоретические аспекты возникновения конфликтов в организации, можно сделать вывод, что конфликты в организации могут очень серьезно снизить эффективность работы, а так как они неизбежны, необходимо уметь с ними справляться. Несмотря на то, что на практике решения могут отличаться из-за особенностей людей, особенностей противоречий и т.д., на предприятии можно вывести общие алгоритмы действий для различных видов разногласий, которые позволят решать большинство конфликтов.

Для этого и было проведено небольшое исследование конфликтов в организации. Была изучена и систематизирована теоретическая база, описывающая объект исследования, а также проведен анализ различных видов конфликтов. Сравнив их, был сделан вывод, что, несмотря на то, что на практике решения могут отличаться из-за особенностей людей, особенностей противоречий и т.д., можно вывести алгоритмы действий для различных видов разногласий, что и было сделано. Указаны общие действия, которые должен произвести управляющий, для снижения негативного влияния конфликта на организацию.

Бесконфликтных организаций не бывает. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в её деятельности возникают основание для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и управлять его течением и решением — неотъемлемая составляющая профессионализма руководства компании и службы персонала.

Для современного руководителя управление конфликтами и рисками становится новой необходимостью, которая будет способствовать совершенствованию управленческих практик и повышению экономической эффективности организации.

Список используемой литературы:

1. Волкова Б.С. Конфликтология (для бакалавров). Москва: КноРус, 2018. 355 с.

2. Тужба Э.Н. Социология конфликта. Учебное пособие. Москва: Русайнс, 2018. 129 с.

3. Хисматуллина З.Н. Организационные конфликты: понятие и типология // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 108-110;URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5908 (дата обращения: 25.11.2018).

4. Барашкова Н.А. Организационные конфликты и их преодоление (на примере редакции новостей СВФУ Им.М.К. Аммосова) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст.. VI Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 25.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.