о
От редакции:
Доведение заработной платы медицинских работников до предусмотренного указами Президента России уровня требует серьезных финансовых средств. В период кризиса проблема еще более осложнилась. Учреждения ищут пути минимизации расходов на повышение заработной платы. Один из таких вариантов — перевод санитарок в уборщицы. Однако на практике эта процедура требует учета многих факторов. Этому и посвящен материал нашей традиционной рубрики.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Ф.Н. Кадыров, A.A. Совпель,
ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА САНИТАРОК В УБОРЩИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
УДК 614.256
Кадыров Ф.Н., Совпель A.A. Организационные и правовые основы перевода санитарок в уборщиков производственных или служебных помещений (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)
Аннотация. Требования «майских» указов Президента России вынуждают учреждения не только изыскивать дополнительные ресурсы, но и оптимизировать структуру учреждения, сокращать расходы. Один из часто рассматриваемых ими вариантов — перевод санитарок в уборщицы. Статья посвящена анализу трудового законодательства, других нормативных актов, связанных с переводом санитарок в уборщицы. Ключевые слова: должностные обязанности, трудовая функция, трудовое законодательство, повышение заработной платы, санитарки, уборщики производственных помещений, аутсорсинг.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ Президента № 597) предусмотрено «повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе».
Фактически это означает, что зарплата младшего медицинского персонала «догонит» заработную плату среднего медицинского персонала. Это создает неоднозначную ситуацию. С одной стороны, это предполагает серьезный рост заработной платы младшего медицинского персонала (зарплата этой категории работников должна вырасти наиболее высокими
Ф.Н. Кадыров, A.A. Совпель, 2015 г.
темпами), что должно позволить укомплектовать штатные должности санитарок, по которым имеется наибольший удельный вес вакансий из всего медицинского персонала.
С другой стороны, это приведет к фактическому выравниванию на определенный период заработной платы среднего и младшего медицинского персонала (традиционно их зарплаты различались примерно в 2 раза). Поэтому в ряде случаев рост укомплектованности младшего медицинского персонала может произойти из-за перехода медсестер в санитарки (с соответствующим ростом дефицита кадров среднего медицинского персонала), что является негативным моментом.
Однако основная проблема заключается в недостаточности средств для повышения заработной платы в соответствии с указами Президента. И если в отношении врачей и среднего медицинского персонала учреждения здравоохранения понимают необходимость и неизбежность соответствующего повышения, то в отношении младшего медицинского персонала нередко рассматривают требование повышения заработной платы до уровня 100% от среднего по субъекту Российской Федерации как завышенное и стремятся сэкономить на данной категории медицинского персонала. Тем более, что ожидаемый рост укомплектованности санитарок (увеличение количества физических лиц) в связи с повышением их заработной платы автоматически приводит к новому росту потребности в средствах (чем больше физических лиц при имеющемся фонде оплаты труда, тем ниже средняя заработная плата на физическое лицо, тем хуже отчетные данные по реализации Указа Президента № 597). Одновременно у младшего медицинского персонала падают стимулы к совместительству, увеличению объема работ и т.д.
Как правило, рассматривается два основных варианта сокращения расходов на оплату труда младшего медицинского персонала:
1) перевод функции по уборке помещений на внешнего исполнителя по договору — аутсорсинг (так называемый клининг);
2) перевод санитарок в уборщицы.
Однако аутсорсинг в сфере уборки помещений (клининг) в настоящее время, как правило, не окупается (учитывая более высокую зарплату в коммерческом секторе по сравнению с бюджетной сферой, наличие накладных расходов у аутсорсинговой фирмы и прибыли, закладываемой в цену договора). Правда, при достижении к 2018 году намеченного уровня заработной платы младшего медицинского персонала аутсорсинг может оказаться экономически оправданным. Но до этого еще более двух лет. К тому же в каждом конкретном случае нужны расчеты, обоснование эффективности перевода на аутсорсинг. Кроме того, как известно, функции санитарок значительно шире, чем просто уборка помещений (более детально это будет показано ниже). Таким образом, аутсорсинг (клининг) не решит всех проблем и может быть интересен лишь в перспективе.
Поэтому основным вариантом снижения расходов на реализацию Указа Президента № 597 в настоящее время является перевод санитарок в уборщицы. Причем зачастую это инициатива не только самих учреждений. Во многих субъектах Российской Федерации издаются правовые акты о мероприятиях по достижению нормативных значений региональных «дорожных карт», в которых руководителей учреждений обязывают проводить мероприятия по оптимизации численности по категориям медицинских работников до 2018 года.
Проблема перевода санитарок в уборщицы в целях экономии финансовых средств — не однозначная.
Во-первых, по своей сути, эта мера прямо противоречит не только логике, но и тексту Указа Президента № 597. Указ принимался «в целях сохранения кадрового потенциала», а сокращение младшего медицинского персонала не имеет ничего общего с укреплением кадрового потенциала учреждений здравоохранения медицинскими работниками. При желании подобные действия могут
быть истолкованы как попытка «увильнуть» от исполнения Указа Президента № 597. И такие обвинения уже встречаются [7].
Во-вторых, здесь очень много не только правовых и организационных нюансов, но и морально-этических аспектов. Действительно, проблема заключается не только в том, как не нарушить действующее законодательство, но и в том, как смотреть в глаза людям, которые не получат обещанного и ожидаемого весьма серьезного для них уровня заработной платы, возможно, лишившись при этом целого ряда льгот (досрочный выход на пенсию и т.д.).
Рассмотрим эти проблемы более подробно. Приказом Росстата от 30.10.2012 №574 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки», в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», утверждена форма ЗП-здрав. По младшему медицинскому и младшему фармацевтическому персоналу в приказе приведены следующие должности: (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, санитар (мойщик), сестра-хозяйка, фасовщик.
Следовательно, именно указанные в форме ЗП-здрав должности являются объектом рассмотрения по поводу того, как можно сэкономить на них. Не трудно заметить, что больше всего шансов заменить на немедицинские должности (в отношении которых не стоит задача резкого повышения заработной платы) именно санитаров (санитарок).
Обращаем внимание на то, что наименования должности «санитар» и «санитарка» равнозначны. По установленному порядку наименования должностей «санитар», замещаемых лицами женского пола, именуются «санитарка»1.
Хотя на практике есть и другие примеры. В некоторых учреждениях сестер-хозяек переводят в кастелянши [8].
Правда, теоретически можно было бы заменить санитарок на санитарок-уборщиц, также относящихся к младшему медицинскому персоналу, но не вошедших в форму ЗП-здрав. Должности санитарок-уборщиц упоминаются в некоторых приказах, например, в «Рекомендуемых штатных нормативах медицинского персонала педиатрического отделения»2. Однако наименование «санитарка-уборщица» не должно использоваться в отношении должностей младшего медицинского персонала, как не вошедшие в «Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения», утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 № 1 183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
Должность санитарки-уборщицы отсутствует также в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Приказ Минздравсоц-развития России от 23.07.2010 №541н).
Итак, основной вариант — перевод санитарок в уборщицы. Постановлением Министерства труда Российской Федерации
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Приложение № 11 к «Порядку оказания педиатрической помощи», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н.
/ Менеджер №4
\ здравоохранения 3015
■ЛТЕ/ ш
от 10 ноября 1992 года №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» предусмотрены профессии:
— уборщик производственных помещений;
— уборщик служебных помещений.
Поэтому официально уборщица должна
называться одним из вышеуказанных наименований. Обращаем внимание на то, что сейчас нет должности «уборщик служебных и производственных помещений» (Тарифно-квалификационная характеристика исключена Приказом Минздравсоцразвития России от 24 октября 2005 года № 648).
Объяснить работникам, почему вводятся показатели оценки деятельности, почему меняется система оплаты труда не так уж и сложно — это требование Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы». А вот объяснить, почему возникла необходимость перевода санитарок в уборщицы, гораздо сложнее. Это очень важный момент, поскольку перевести санитарок в уборщицы по инициативе администрации без согласия санитарок невозможно: Трудовой кодекс требует согласия работника на перевод. Статья 72 Трудового кодекса определяет: «Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме».
Статья 72.1 посвящена переводу на другую работу, перемещению. «Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное
подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника».
Таким образом, перевод работника на другую работу оформляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. В нем отражаются все изменившиеся условия: новое наименование должности, обязанности работника, новые условия оплаты труда. Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и документом, подтверждающим согласие работника на перевод [7].
Статья 57 устанавливает, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
То, что трудовые функции санитарки и уборщицы различаются, не вызывает сомнений. Это наглядно продемонстрировано в таблице 1.
Как видим, функциональные обязанности санитарок и уборщиков производственных помещений существенно различаются. Это как раз и подтверждает положение о том, что «трудовая функция» серьезно меняется и требуется согласие работника.
Однако возможны обходные варианты.
Статья 81 касается расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Пункт 2 части 1 данной статьи устанавливает, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую
№4 Менеджер
3015 '
71
Таблица 1
Сравнительная характеристика должностных обязанностей санитарки и уборщика производственных помещений
Квалификационные требования
Санитарка
Нормативный акт Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения — Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н
Должностные обязанности (характеристика работ)
Должен знать
Производит уборку помещений в медицинской организации. Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств. Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи. По указанию палатной медицинской сестры сопровождает больных в лечебно-диагностические кабинеты. Выполняет функции курьера, осуществляет мойку аптечной посуды. Сообщает сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах. Осуществляет подготовку помещения и ванн. Систематически (после каждого больного) осуществляет санитарно-гигиеническую обработку ванны и мочалок. Оказывает помощь больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании. При отсутствии младшей медицинской сестры по уходу за больными получает у сестры-хозяйки нательное и постельное белье и производит его смену. Получает готовую пищу на пищеблоке, проверяет ее по весу и счету. Расписывается в раздаточной ведомости. Производит подогрев пищи. Производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете. Производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой, соблюдая санитарные требования. Систематически производит уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных. Обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой. Своевременно информирует руководство отделения о необходимости ремонта оборудования и инвентаря буфетной.
Правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Уборщик производственных помещений
Постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих», Приказ Минздравсоцразвития России от 24 октября 2005 г. № 648
Уборка в цехах и других производственных помещениях отходов производства и мусора. Удаление пыли, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений полов, лестниц, лестничных клеток, окон, стен, потолков в производственных помещениях. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов для мытья полов, стен, окон и потолков. Транспортировка отходов и мусора из производственных помещений в установленное место. Получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала. Наполнение емкостей питьевой водой. Очистка, санитарная обработка и расстановка урн для мусора. Уборка и дезинфицирование туалетов, душевых, гардеробных и других мест общего пользования производственных помещений.
Требования промышленной санитарии; правила санитарии и гигиены по содержанию производственных помещений; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; назначение и концентрацию моющих и дезинфицирующих средств; правила эксплуатации санитарно-технического оборудования.
Требования к квалификации
Среднее (полное) общее образование
без предъявления требований к стажу работы.
квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачива-емую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
На основании данной нормы Трудового кодекса можно ввести новые должности — уборщиков служебных помещений или уборщиков производственных помещений и сократить ряд должностей санитарок. При этом работникам, занимавшим должности санитарок, предлагаются вакантные должности уборщиков. Правда, нужно иметь в виду, что при сокращении должностей санитарок им должны быть предложены должности не только уборщиц, но и дворников и т.д.
Есть и экономические методы перевода санитарок в уборщицы. Можно для уборщиц установить более высокую заработную плату, «переманив» этим санитарок на должности уборщиц, но в дальнейшем повышать зарплату уборщицам менее высокими темпами, чем это предусмотрено для санитарок.
Однако очевидно, что, руководствуясь должностными обязанностями, присущими уборщику производственных помещений, невозможно будет заставить санитарок выполнять прежнюю работу в полном объеме. То есть проблема заключается в том, что не все функции санитарок можно возложить на уборщика.
Тем не менее, трудовое законодательство позволяет приблизить должностные обязанности уборщика производственных помещений к санитарским. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными право-
выми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, должностные обязанности уборщика производственных помещений можно дополнить пунктом, содержащимся в должностной инструкции санитарки: «Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи». Логика простая: наименование должности «уборщик» происходит от слова «убирать». Это же касается и некоторых других функций.
Итак, статья 57 Трудового кодекса допускает уточнение трудовой функции, и этим можно воспользоваться. Но тогда должностные обязанности работников, переводимых на новые должности, в основном останутся прежними. Не приведет ли такая оптимизация к порождению жалоб в судебные органы? Опасения небеспочвенны. Суды могут решать эту проблему по-разному.
Поэтому и не нужно стремиться сохранять все прежние санитарские функции. Все равно придется оставить ряд санитарок, которые будут кормить пациентов и т.д. В этом случае и нет необходимости пытаться «втиснуть» в должностные обязанности уборщицы такие требования, как: «Производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете. Производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой...» — этим будет заниматься кто-то из оставшихся в штате санитарок.
Кроме того, одни и те же функции могут быть описаны разными словами. Это уменьшит вероятность претензий по поводу «искусственного» характера перевода санитарок в уборщицы.
При переводе санитарок в уборщицы возникают и проблемы, связанные с тем, что
увеличивается удельный вес прочего персонала, что не приветствуется (см. Письмо Минздрава России от 25.10.2012 № 16-5/10/2-3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб»). Однако, как и во всех аналогичных ситуациях, действует универсальный принцип — выбор приоритетов («меньшего из зол»).
Как уже отмечалось, перевод санитарок в уборщицы может сопровождаться потерей для санитарок льгот, которые они имели в ряде случаев (дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия и т.п.). Неслучайно в части 2 статьи 57 Трудового кодекса установлено, что «Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов». Для получения льгот должности медицинских работников и в штатном расписании, и в трудовых договорах должны именоваться в точном соответствии с должностями, приведенными в «Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н и в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», утверж-
денном Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. №541н.
Так, в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации «для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю». Таким образом, санитарки теряют право на сокращенную рабочую неделю при переводе в должность уборщицы.
Более того, санитарка, перешедшая в должность уборщицы, лишается права на досрочное назначение трудовой пенсии, так как теряет необходимый трудовой стаж. Согласно данным Списка № 2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591), санитарки входят в данный список и относятся к категории работников, которым полагается досрочный выход на пенсию. Для этого необходимо достижение возраста 50 лет и рабочего стажа в должности 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда, что указано в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Имеются для уборщиц и более жесткие ограничения по совместительству. Статья 284 Трудового кодекса устанавливает ограничения по продолжительности рабочего времени при работе по совместительству: по общему правилу совместитель не может работать больше, чем на полставки.
В соответствии с действующим законодательством особенности работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников определены Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление № 41).
Согласно пп. «а» п. 1 Постановления №41, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству как по другой работе, так и по аналогичной должности, специальности, профессии. Подпунктом «б» п. 1 Постановления № 41 установлены особенности определения максимальной продолжительности рабочего времени по совместительству. Так, вырабатывать по совместительству в течение месяца полную норму рабочего времени, исчисленную из установленной продолжительности рабочей недели, могут сотрудники, относящиеся к младшему медицинскому и фармацевтическому персоналу. А вот уборщицы лишены такой возможности. Это может создавать проблемы и для администрации учреждения (при недостатке физических лиц), и для самих работников (снижение возможности «подработки»).
Перевод санитарок в уборщицы создает и ряд проблем, связанных с лицензированием. В порядках оказания медицинской помощи предусматриваются должности санитарок. Что будет, если убрать всех санитарок? Получит ли учреждение лицензию в следующий раз? Очевидно, ряд санитарок для ухода за пациентами (для сопровождения и т.д.) все же придется оставить и по этой причине.
Мы рассмотрели только часть вопросов, связанных с переводом санитарок в уборщицы. Но и они достаточно наглядно демонстрируют, что перевод санитарок в уборщицы — далеко не однозначное дело, сопряженное с целым рядом проблем и угроз, которые нужно хорошо представлять и учитывать для того, чтобы этот процесс не сопровождался жалобами, скандалами и судебными разбирательствами.
Литература
1. Кадыров Ф.Н. Процедура перехода на эффективный контракт//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 11. — С. 72-79.
2. Кадыров Ф.Н, Хайруллина И.С. Аутсорсинг в здравоохранении. Часть 1// Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 8. — С. 56-65.
3. Кадыров Ф.Н, Хайруллина И.С. Аутсорсинг в здравоохранении. Часть 2// Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 9. — С. 62-68.
4. Филатов В.Н, Кадыров Ф.Н., Югай М.Т. Проблемы введения эффективного контракта в сфере здравоохранения: возможности и риски//Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. — 2014. — Т. 6. — № 1. — С. 87-97.
5. Стародубов В.И, Кадыров Ф.Н. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 2. — С. 6-15.
6. Фраймович В.Б., Овсянников A.M. Формирование регионального механизма управления оказанием медицинской помощи населению России. — СПб.: «Человек», 2012. — 200 с.
7. http://www.garant.rU/consult/work_law/481940/#ixzz3Y1XX8x5I.
8. http://pkweekly.ru/зачем-санитарок-переводят-в-уборщицы/.
9. http://mspros.ru/main2articleH4991.
10. http://komionline.ru/news/49633.
UDC 614.256
Kadirov F.N., Sovpel A.A. Administrative and legal principals for converting hospital nurses into cleaning personnel of manufacturing or office premises (Federal Research institute for Health organization and informatics of Ministry of Health of Russian Federation, Moscow, Russia)
Abstract. Requirements of «May» Orders issued by the Russian President force institutions not only search for additional funds but also optimize the structure of institutions and cut expenses. One of the possible solutions — is to convert nurses into a cleaning personnel. The article represents an analysis of labour legislation and other normative acts, related to the issue of converting hospital nurses into a cleaning personnel. Keywords: job duties, efficient contract, labour legislation, increase of staff pay, nurses, cleaning personnel of manufacturing and office premises, outsourcing.