Научная статья на тему 'Организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса'

Организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕРЕС / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEREST / PHYSICAL CULTURE EDUCATION / PEDAGOGICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривова Елена Анатольевна

В работе рассматриваются организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса «общеобразовательная школа колледж олимпийского резерва вуз физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of formation the interest to physical culture under conditions of pedagogical complex

This article is dedicated to organizational and pedagogical conditions of formation the interest to physical culture under conditions of pedagogical complex «general education school Sport College institute of physical culture».

Текст научной работы на тему «Организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса»

УДК 796/799:37

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Елена Анатольевна Кривова, тренер-хореограф,

Средняя детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №21

(СДЮСШОР № 21), г. Волгоград

Аннотация

В работе рассматриваются организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса «общеобразовательная школа - колледж олимпийского резерва - вуз физической культуры».

Ключевые слова: организационно педагогические условия, интерес, физкультурное образование, педагогический комплекс.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION THE

INTEREST TO PHYSICAL CULTURE UNDER CONDITIONS OF PEDAGOGICAL

COMPLEX

Elena Anatol’evna Krivova, the trainer-choreographer,

The Child-youthful Sports School of Olympic Reserve nom. 21, Volgograd

Annotation

This article is dedicated to organizational and pedagogical conditions of formation the interest to physical culture under conditions of pedagogical complex «general education school - Sport College -institute of physical culture».

Keywords: organizational and pedagogical conditions, interest, physical culture education, pedagogical complex.

ВВЕДЕНИЕ

Настоятельная потребность в создании целостной системы подготовки специалистов физической культуры и спорта диктует необходимость переосмысления целевых функций физкультурного образования, пересмотра отношений с другими видами и формами общественной практики, определение места и роли профессионального физкультурного образования в этом процессе [2,3]. Условия на базе педагогического комплекса позволяют полнее реализовать потенциальные профессиональные возможности преподавателя физического воспитания или тренера [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Общеобразовательные школы (лицеи и гимназии) - это начальная ступень, с которой целесообразно начинать работу по формированию физкультурного образования. В этот период решаются определенные педагогические задачи, подбираются адекватные методы и методики развития физических способностей, определяется рациональное содержание общего физкультурного образования, осуществляется формирование физической культуры личности учащихся, целенаправленно проводится ориентация на будущую профессию спортивного педагога, закладываются основы нравственных представлений, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, а также проявляется осознание собственной значимости и самостоятельности.

Формирование интереса к содержанию физкультурного образования в условиях общеобразовательной школы определяется следующими педагогическими условиями: повышение роли знаний о методах и средствах развития физического потенциала челове-

ка; использование комплексного подхода при формировании интереса школьников к знаниям, умениям и навыкам физкультурно-спортивной деятельности; постановка напряженных и реальных целей физкультурно-спортивной деятельности; применение лич-ностно ориентированных средств физического воспитания и спортивной тренировки; регулярный педагогический контроль и коррекция направленности учебных занятий и спортивной тренировки; формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом; повышение престижа физической культуры и спортивной деятельности в школе.

Основные задачи в процессе формирования интереса к содержанию физкультурного образования: понимание роли физической культуры и спортивной деятельности в развитии личности, в подготовке её к будущей профессиональной деятельности; формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развития психофизических способностей, ориентирующих на выбор профессии спортивного педагога.

Дальнейшее формирование основ физкультурного образования целесообразно продолжить в общеобразовательной школе в рамках спортивно-педагогических классов. Организация и функционирование спортивно-педагогического класса осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) комплектование класса происходит при соблюдении принципа добровольности учащихся и их родителей; 2) обязательное посещение учебно-тренировочных занятий; 3) приобщение школьников к новым формам учебной деятельности, участие в организации спортивно-массовой работы и спортивных соревнований, проведение учебно-тренировочных занятий.

Эффективные формы формирования профессионально ориентированного физкультурного образования: совместная педагогическая деятельность учащихся и учителя в процессе проведения уроков физической культуры и секционных занятий; дополнительная подготовка в области теории и методики физической культуры, психологопедагогическая диагностика профессионально важных качеств, способностей и свойств личности учащихся; система рекреативных форм спортивно-массовых мероприятий.

Нами представлены организационно-педагогические условия и дается перечень педагогических мероприятий, в процессе которых формируется физкультурное образование, осуществляется профориентация и подготовка учащихся и студентов к овладению профессией педагога физического воспитания или тренера на базе педагогического комплекса.

Функционирование колледжей олимпийского резерва, по нашему мнению, должно быть направлено на сформированность профессионально значимых знаний и качеств личности учителя физической культуры и тренера; овладение профессиональными умениями и навыками, приобретение опыта работы по физической культуре в различных образовательных учреждениях; сформированности компетенций студентов; повышение уровня их спортивного мастерства.

В процессе учебной и тренировочной деятельности в вузе физической культуры важно формировать профессионально-педагогическое мышление у студентов; познава-тельно-побуждающие мотивы поиска знаний спортивной тренировки в учебнотренировочном процессе; навыки творческого преобразования учебно-тренировочной информации; осмысление обучения и активное включение студента в учебнотренировочный процесс.

Педагогический комплекс «общеобразовательная школа - колледж олимпийского резерва - вуз физической культуры» располагает следующими дополнительными возможностями в процессе формирования физкультурного образования: поэтапно формируются знания, умения и навыки в сфере физической культуры и спорта; обеспечивается

осознанное ориентация на профессию спортивного педагога; проводится качественный отбор школьников для будущей профессиональной подготовки; используются разнообразные средства, методы и организационные формы допрофессиональной педагогической подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта; создаются благоприятные условия для социального созревания личности будущего педагога; обеспечивается поэтапное непрерывное целенаправленное формирование навыков физкультурноспортивной деятельности.

Перспективы формирования многоуровневого физкультурного образования в условиях педагогического комплекса связаны с воплощением в практику новых подходов и принципов организации данного процесса: а) отбор на всех уровнях обучения абитуриентов, желающих посвятить себя педагогической деятельности; б) восприятие педагогической подготовки как целенаправленный процесс, сочетающий учебную и тренировочную деятельность; в) постоянный поиск инновационных подходов, творческие преобразования учебной и тренировочной информации.

В процессе формирования многоуровневого физкультурного образования, появляется возможность установить взаимосвязь между структурными компонентами целостного учебного процесса образовательных учреждений педагогического комплекса, добиться повышения качества функционирования его структурных единиц, позволит достигнуть высокого конечного результата обучения в вузе физической культуры.

ВЫВОД

Организация учебного процесса на базе педагогического комплекса обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в процесс формирования физкультурного образования. Объединение различных образовательных учреждений в единый педагогический комплекс открывает дополнительные ресурсы в процессе формирования физкультурного образования, создает необходимые условия для оптимального выбора средств содержания образовательных программ и внедрения высокоэффективных педагогических технологий обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Модернизация управления учебно-научно-инновационным комплексом : учебное пособие к спецкурсу / В.В. Арнаутов, В.И. Данильчук, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2002. - 272 с.

2. Карапетянц, И.В. Тенденции развития образования в контексте реформ / И.В. Карапетянц // Высш. образование сегодня. - 2005. - № 10. - С. 22-25.

3. Лосин, Б.Е. Отношение специалистов по физической культуре и спорту к проблеме повышения своей профессиональной квалификации / Б.Е. Лосин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 47.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

УДК 796.431

СТРАТЕГИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСА)

Аннотация

Разработаны организационно-методические основы стратегии многолетней подготовки юных спортсменов, занимающихся различными видами легкой атлетики. Определены эффективные пути реализации их двигательных возможностей в данном виде спорта.

Ключевые слова: многолетняя подготовка, отбор, спортивная ориентация, различные виды легкой атлетики, юные спортсмены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.