Научная статья на тему 'Организационные и экономические методы развития «Умных городов»'

Организационные и экономические методы развития «Умных городов» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УМНЫЙ ГОРОД" / СТРАТЕГИЯ / МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбина Евгения Геннадьевна

В современном мире с появлением новых требований к развитию городов и обеспечению их конкурентоспособности, оформилась концепция «умный город». Актуальность темы развития «умных городов» в России обоснована связью между внедрением инноваций и повышением эффективности функционирования основных сфер жизнедеятельности городов. Проблематика темы заключается в том, что развитие «умных городов» требует привлечения значительных ресурсов для проведения масштабной модернизации и внедрения инноваций. Для определения методов реализации подобных проектов в статье приводится обзор организационно-экономических методов развития «умных городов» в городах Европы и Азии. В статье даны рекомендации по обеспечению инновационно-модернизационного развития городов в России с учетом проблем их управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и экономические методы развития «Умных городов»»

УДК 338.2

Организационные и экономические методы развития «умных

городов»

Organizational and economic methods for development of 'smart cities'

Рыбина Евгения Геннадьевна, Ribina Evgenia Gennadievna, аспирантка экономического факультета ФГБОУ ВО «Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова»

e-mail: ribina evgenia@mail.ru

Аннотация

В современном мире с появлением новых требований к развитию городов и обеспечению их конкурентоспособности, оформилась концепция «умный город». Актуальность темы развития «умных городов» в России обоснована связью между внедрением инноваций и повышением эффективности функционирования основных сфер жизнедеятельности городов. Проблематика темы заключается в том, что развитие «умных городов» требует привлечения значительных ресурсов для проведения масштабной модернизации и внедрения инноваций. Для определения методов реализации подобных проектов в статье приводится обзор организационно-экономических методов развития «умных городов» в городах Европы и Азии. В статье даны рекомендации по обеспечению инновационно-модернизационного развития городов в России с учетом проблем их управления.

Abstract

In today's world with the emergence of new requirements for urban

development and competitiveness, took shape the concept of "smart city".

Actuality of the theme "smart cities" in Russia proved by a link between

innovations and increase the efficiency of the main spheres of the cities.

Problematics of the topic is that the development of "smart cities" requires

considerable resources, which is associated with a large-scale modernization and

1

innovation. To determine the methods of implementation of the projects it is provides an overview of the organizational, organizational and economic methods for the development of "smart cities" in the cities of Europe and Asia. The article provides recommendations for methods of modernization and innovation development of cities to meet the challenges of governance.

Ключевые слова: «умный город», стратегия, методы финансирования, управление, организационно-экономические методы.

Key words: smart city, strategy, financial methods, management, organizational and economic methods.

В конце 20-го века в городской среде усилилась роль информационных, коммуникационных и инженерных технологий, которые стремятся обеспечить минимизировать потребление энергии, исключить неразумное выделение тепла зданиями и сооружениями, загрязнение СО2 и прочее. Cформировалась концепция «умный город», которая включает междисциплинарные инновационные подходы управления, помещая в фокус синергетическое взаимодействие между самыми разными областями исследований и разработок. «Умный город» объединил основные факторы городского развития в единую систему, главной целью которой ставится обеспечение устойчивого развития и комфортных условий жизни для горожан.

Сегодня термин «умный город» используется во всем мире с различными

контекстами и имеет различные прикладные аспекты, порой он используется

в качестве некой маркировки явления применения информационных

технологий в городской среде и жизни горожан. Определения термина

«умный город» изменяются и представляют собой социальный конструкт -

результат смены технологического уклада в переходе от

постиндустриального общества к обществу знаний [5]. Достаточно точное и

комплексное определение понятию предложила Европейская комиссия по

«умным городам» и сообществам (перевод European Commission Smart cities

2

and Communities): ««умный город» - это системы людей использующих и взаимодействующих с потоками энергии, материалов, услуг и финансов для стимулирования устойчивого экономического развития, обеспечения высокого качества жизни. Эти потоки и взаимодействия становятся «умными» путем стратегического использования информационной и коммуникационной инфраструктуры и услуг в процессе городского планирования и управления отвечающего социальным и экономическим потребностям общества» [13].

В мире уже накоплен опыт как строительства городов нового поколения в формате «умный», так и преобразования существующих в «умные». Однако, практический опыт реализации проектов трансформации существующих городов в «умные» показывает, что подобные преобразования городской среды требуют мобилизации значительных ресурсов и применения эффективных организационно-экономических методов управления. Рассмотрим зарубежный опыт трансформации городов в «умные» сточки зрения используемых организационно-экономических методов.

Обзор опыта развития «умных городов» в мире

Первые проекты «умных городов» в мире были предназначены для создания высокотехнологичных кластеров посредством концентрации коммуникационных ресурсов в пределах округа, города или региона, которые становились катализаторами инновационного развития. Первый пилотный проект «умного города» появился в районе Кансаи (Kansai) на юго-западе Токио, в рамках которого испытывалось новое поколение коммуникационных технологий и приложений. Для реализации проекта скооперировались правительство и частные промышленные компании. Результатом стала успешная интеграция высокотехнологичных услуг в повседневную жизнь участников проекта, а также расширение возможностей для развития бизнеса.

Идея создания американского «умного Валея» (Valley) в штате

Калифорнии родилась в Силиконовой долине в 1993 году, когда группа

3

компаний решила создать полноценную местную информационную инфраструктуру. Для реализации проекта свои усилия объединили коммуникационные компании, исследовательские институты, инвестиционные банки и местные органы власти. «Умный Валей» создавался с коммерческими целями и финансировался исключительно из частных источников. Компании-участники отмечали обширные экономические и социальные выгоды от развития коммуникационных технологий в городской среде [1].

Идея обеспечения конкурентоспособности и развития городов с помощью информационно-коммуникационных технологий была подхвачена рядом крупных компаний, которые стали развивать концепцию «умного города» в рамках своей специализации. К примеру, в конце 90-х годов компания Cisco реализовала технологический концепт «умного города» в Милане применяя механизмы государственно-частного партнерства. Компания IBM реализовывала комплексные проекты «умный город» в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Чикаго, Мадрид, для которых применяла различные схемы партнерств с бизнесом и с властями разных уровней. Постепенно стала распространяться практика создания партнерств для реализации проектов компаниями - лидерами в своих направлениях разработок «умный город» (к примеру, ИТ-решения для «умных городов» предоставляют компании Google, Microsoft, SAP, Oracle, Cisco, телеком-решения - Ericsson, Vodafone, энергетика - GE, Eaton, Schneider Electric, безопасность - Symantec, автоматизация зданий и системы контроля - Jonhson Controls, Schneider Electric). Используемые методы финансирования проектов «умных городов» зависели от институциональных предпосылок в каждом регионе мира - это могут быть специальные фонды (в Европе - это European Commission JESSICA), государственно-частное партнерство (пример Cisco - Songdo Partnership), самофинансирование и финансирование из бюджетов муниципалитета, федерального правительства (пример Seoul Smart City);

привлечение частных инвестиций (пример Amsterdam Smart City Platform).

4

«Умные города» в мире широко распространялись и к 2012 году их количество достигало 143 проектов разной степени завершенности: в Северной Америке - 35 проектов, в Южной Америке - 11, в Европе - 47, в Азии - 40, 10 - на Среднем Востоке и в Африке [2]. Проекты условно подразделяются на строительные проекты новых городов и проекты трансформации существующих.

Таблица 1 - Бюджеты проектов строительства «умных городов» в мире

Город Страна Бюджет проекта, млрд.долл. Планируемый год завершения проекта

Songdo International Business District Южная Корея 40 2015

Джазан (JEC) Саудовская Аравия 30 2016

Искандар Малайзия 30 2025

PlanIT Португалия 29 2015

KAEC Саудовская Аравия 26 -

Лаваса Индия 20 2020

Масдар Masdar City ОАЭ 16 2018

Источник: составлено автором по данным открытых источников

Концепция «умного города» стала чрезвычайно популярной в Европе, когда научные исследования на эту тему стали финансироваться. Евросоюзом было выделено несколько миллиардов евро на развитие энергетически и технологически эффективных городов. К европейским инициативам и документам, в которых «умный город» находит своё отражение, относятся:

1. SET Plan - европейская промышленная инициатива по «умным городам» (Industrial Initiative on Smart Cities). Инициатива SET Plan стала институциональной основой для реализации концепции «умный город» в существующих городах ЕС, которая направлена на распространение эффективных стратегий опирающихся на существующие национальные программы ЕС ресурсо- и энергосбережения, улучшения экологии (CIVITAS, CONCERTO и Интеллектуальная энергетика Европы).

2. Европейская Комиссия поддержала инициативу местных властей по устойчивому развитию энергетики и принятие Пакта мэров (Covenant of Majors) после принятия EU Climate and Energy Package в 2008 году.

3. Инициатива Европейской Комиссии в рамках Европейской исследовательской рамочной программы (European Research Framework Program) CONCERTO принята в 2005 году.

4. Европейская программа интеллектуальной энергетики (Intelligent Energy Europe Programme (IEE)) - это часть документа «The competitiveness and innovation framework programme» на 2007-2013 годы.

5. Инициатива CIVITAS была предложена в 2002 году и поставила цель поддержать города в рамках развития устойчивой городской мобильности (транспортной системы).

6. В 2012 году начало свою работу «Европейское инновационное сотрудничество по умным городам и сообществам» (Smart Cities and Communities European Innovation Partnership), чья работа направлена на стимулирование прогресса в областях «умного» производства, распределения и потребления энергии, мобильности.

7. Седьмая рамочная программа исследования технологического развития (The Seventh Framework Programme for Research and Technological Development) является основным механизмом финансирования исследовательских проектов в странах ЕС. Программа обеспечивает финансовую поддержку инициатив «умный город».

Сегодня ЕС продолжает инвестировать в трансформацию существующих

городов в «умные» (например, в инициативы Барселоны, Амстердама,

Берлина, Манчестера, Эдинбурга и Бата) с целью обеспечения устойчивого

развития [3]. Инициативы «умного города» проникли в стратегические

документы многих городов Европы. Муниципальные планы стали ставить

цели осуществить глубокое воздействие на городскую среду в рамках

концепции «умного города»: Цурих (план «2000 Watt society»), Грац (план «I

live Graz»), Амстердам (план «Amsterdam Smart City»), Лион (план «Greater

6

Lyon Smart City»), Барселона (план «22@Barcelona»). В качестве примеров завершенных проектов по реализации инициатив «умного города» можно привести Мальмё Западная гавань (Швеция) и Вена, р-н Асперн (Австрия).

Подходы к развитию «умных городов» в европейских и азиатских странах

отличаются - в азиатских странах они имеют технологическую

направленность, а в европейских странах в большей мере имеют социальную

направленность. Стратегия города Вены (Австрия) «Вена - умный город»

делает акцент на социальную инклюзивность (заботу о разных группах

населения) и сбалансированность общественных интересов. Устойчивое

развитие Вены подразумевается обеспечение надежности, гибкости,

адаптивности городских систем и их способности быстро реагировать на

внутренние и внешние воздействия. Устойчивость зависит от возможностей

самоорганизации или реорганизации экономических и социальных систем,

социальной сплоченности, компетенций жителей (человеческого капитала).

Стратегия Вены основывается на комплексном подходе, который

предполагает использование новых механизмов координации политики и

управления. Особое место в стратегии занимают вопросы внедрения

инноваций в сферы жизнедеятельности города для повышения

эффективности их функционирования, а также производства общественных

благ. В стратегии ставятся задачи сохранения природных ресурсов,

разработки и использования инноваций, обеспечения высокого качества

жизни и социально сбалансированного общества. Документ как таковой

является рамочным и задает направленность развития для соответствующих

сфер жизнедеятельности города в рамках концепции «умный город»:

устанавливает требования к разработке отраслевых планов, стратегий,

проектов и рабочих планов. Так документы муниципального развития

должны соответствовать следующим направлениям рамочной стратегии:

защита климата, ресурсо- и энергосбережение, инновационное развитие,

новые исследования и разработки направленные на улучшение качества

городской среды, сбалансированное градостроительство, устойчивое

7

городское развитие. Сама стратегия увязывается с существующими европейскими стратегиями и документами.

Для сравнения приведем пример технологически ориентированной стратегии города Азии - Сингапура. В Сингапуре используется проектный метод: реализуется ряд масштабных инфраструктурных проектов с применением инновационных информационно-коммуникационных технологий предназначенных для бизнеса и граждан, которые позиционируются под брендом «умный остров». В своей стратегии Сингапур определил только целевые показатели «умного города», которые должны быть достигнуты к 2030 году:

1) «Умная энергетика» - 90-95% электричества должны производиться с использованием природного газа; «умные» энергосистемы должны быть инсталлированы в 30% домохозяйств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) «Умные технологии» - 100% распространение широкополосного интернета и внедрение 4G LTE; 50% домов должны быть оснащены технологией «умный дом».

3) «Умные здания» - к 2030 году 80% всех зданий должны соответствовать стандарту энергоэффективности «Green Mark Certified»

4) «Умное здравоохранение» - это обеспечение интегрированных информационных систем по всему Сингапуру; использование облачных технологий хранения данных.

5) «Умные горожане» - каждый второй горожанин должен пользоваться общественным транспортом.

6) «Умная власть» - должен быть создан межминистерский Комитет по зеленому развитию Сингапура, разработана соответствующая стратегия.

7) «Умная мобильность» - городской транспорт к 2020 году должен достигнуть 70% трафика; обеспечить доступность услуг в реальном времени через интернет или мобильные телефоны.

Как видно из приведенных примеров Вены и Сингапура стратегии

существенно отличаются - отличаются видение, технологическая

составляющая, организационно-экономические методы осуществления преобразований. Стратегическое планирование, долгосрочная направленность планирования развития города и его подсистем, обеспечивают не только четкое видение будущего состояния города, но и обеспечивает инвестиционную привлекательность города для крупного бизнеса (девелоперов, компаний-разработчиков и проч.).

На практике местная власть, население и бизнес принимают активное участие в процессе преобразования города в «умный». Важную роль в обеспечении инновационного управления в городах играют сами граждане и их человеческий капитал: проведенные в США исследования доказывают, что росту «умных городов» способствует приток в города молодежи с высшим образованием [4].

Условием активизации инициатив по теме «умные города» в городах стран ЕС являлось обеспечение политических и законодательных предпосылок - проведение институциональных реформ. Реформы предполагали развитие демократических основ в обществе, либерализацию экономических отношений, регулирование естественных и борьбу с искусственными монополиями, обеспечение информационной открытости и прозрачности организаций производящих социальное блага. Условием создания «умного города» является формирование спроса на инновации внутри города: со стороны местных властей, муниципальных предприятий, местного бизнеса и населения; поддержка предложения инновационных решений для городской среды со стороны местного бизнеса и населения; поддержка малого и среднего бизнеса имеющего инновационные решения для города; поддержки пилотных проектов с использованием инновационных технологий.

Преобразование существующего города в «умный» вызывает как

положительные, так отрицательные внешние эффекты [5]. Для минимизации

отрицательных эффектов к формированию стратегии привлекаются

заинтересованные стороны (перевод stakeholders). Зачастую при реализации

9

социально значимых инновационных решений в городской среде преобладают социальные и инфраструктурные эффекты, а экономические и финансовые эффекты могут быть недостаточно высокими для привлечения бизнеса.

Практика показывает, что значительные финансовые вложения, которые были затрачены на «умные» технологии в городах, окупались либо в процессе эксплуатации и бизнеса, либо за счет высоких социальных эффектов, синергетического эффекта в развитии других сфер жизнедеятельности города (появление новых видов услуг, видов бизнеса и проч.).

Рекомендации по обеспечению инновационно-модернизационного развития городов в России

В России практика создания новых «умных городов» распространяется: «Иннополис» в Казани, Сколково. Расширяется применение отдельных технологий «умный город» в существующих городах для решения инфраструктурных проблем, совершенствования сервисов предоставления социальных и коммерческих услуг. Если обобщить имеющийся в России опыт реализации проектов в соответствии с концепцией «умный город», можно выделить несколько направлений: (1) создание интернет порталов и сервисов услуг; (2) реализация геоинформационных систем; (3) внедрение элементов «умной сети» (перевод «Smart Grid»): модернизация объектов электросетевого комплекса с применением инновационных технологий, создание высокоэффективной энергетической инфраструктуры; (4) применение когенерационных (и тригенерационных) установок; (5) распространение автономных и/или альтернативных источников генерации электро- и тепло- энергии; (6) внедряются автоматизированные системы управления зданиями и сооружениями, объектами инженерной инфраструктуры. Однако, существующие в России инновационные решения - это лишь отдельные элементы, системное развитие отсутствует.

В России при реализации комплексных проектов преобразования городов в «умный» значительную роль играют административный, кадровый и финансовый ресурсы. Проекты обычно реализуются при государственной поддержке и участии крупного бизнеса, сопровождаются институциональными преобразованиями направленными на формирование благоприятной среды для производства и потребления инноваций.

С целью повышения эффективности реализации комплексных инновационных преобразований основных сфер жизнедеятельности города стратегическое планирование и программный подход (в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») может рассматриваться как метод мобилизации и управления финансовыми, административными и кадровыми ресурсами, реализации институциональных преобразований федерального, регионального и местного уровней. При этом технологические основы обеспечения развития «умного города» должны закладываться градостроительной документацией включая схемы территориального планирования и снабжения, основанные на принципах устойчивого развития.

Стратегическое планирование должно основываться на планировании, связях с общественностью, улавливании сдвигов в общественном мнении. Так важным элементом формирования и реализации стратегии «умного города» является мобилизация заинтересованных сторон для:

1) определения проблемы - носителей различного понимания и видения проблемы;

2) проектирования и планирования стратегии - заинтересованных сторон в целях выработки набора альтернатив и разработки политических и организационно-экономических методов, соответствующих поставленной проблеме;

3) координации процесса - участников для координации процесса на этапе реализации стратегии;

4) реализации стратегии - участников на основе вертикальных связей в целях регулирования деятельности в рамках отрасли или в целях оказания государственных услуг;

5) мониторинга и оценки - участников в целях организации оценки результатов и внешних эффектов.

Институциональные основы для развития «умного города» должны формироваться через обеспечение регулирования деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды на рынке услуг, либерализацию отношений в муниципальном управлении и обеспечение информационной открытости, обеспечение социальной защиты отдельных групп граждан, развитие низовой демократии и укрепления местного самоуправления, расширение присутствия некоммерческих организаций, развитие форм контракции и вовлечение бизнеса в процесс инновационного развития. Обеспечиваются более высокие технологические стандарты производства и предоставления инновационных услуг.

Условием создания «умного города» является формирование спроса на инновации внутри города: со стороны местных властей, муниципальных предприятий, местного бизнеса и населения. Обеспечивается поддержка предложения инновационных решений для городской среды со стороны местного бизнеса и населения, малого бизнеса реализующего проекты внедрения инновационных технологий, пилотные проекты по апробированию инновационных технологий.

В силу ограниченной возможности бюджетов, города стремятся привлечь

внебюджетные источники финансирования, что требует формирования

благоприятной среды для привлечения инвестиций для выполнения

запланированных мероприятий и сопутствующих инвестиционных проектов.

Проблема низкой инвестиционной привлекательности ряда отраслей

городского хозяйства, в особенности ЖКХ, требует активной позиции

региональных властей, направленной на сокращение реальных и

предполагаемых рисков инвестиций; привлечение долгосрочного

12

финансирования от специализированных институтов, фондов; вовлечение банковской инфраструктуры в жилищную сферу; разработку методов обеспечения рентабельности инвестиций. В первую очередь, повышение инвестиционной привлекательности отраслей городского хозяйства требует увеличения горизонтов планирования и обеспечения гарантии неизменности условий для бизнеса в долгосрочной перспективе.

При помощи стимулов, заложенных в методах государственно-частного партнерства, становится возможным ожидать от частного сектора использования новейших технологий, инноваций и ноу-хау, которые недоступны для государства [7]. В рамках государственно-частного партнерства для реализации крупных инвестиционных проектов в рамках стратегии «умный город» актуальным инструментом становятся инвестиционные соглашения по комплексному развитию инфраструктуры между инвесторами, муниципальными предприятиями и органами власти. Целью заключения соглашения является урегулирование отношений и координация действий в рамках государственно-частного партнерства по созданию (проектированию, строительству) и эксплуатации объектов инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со стратегией «умный город». Договор носит смешанный (публично-правовой и гражданский) характер и заключается между сторонами и инвестором проекта. Финансирование договора осуществляется соответственно за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов. Договор предусматривает обязательства инвестора по инвестированию денежных средств в объекты инвестиционного проекта и взаимные обязательства по партнерству между сторонами, объем и формы предоставления частного и государственного финансирования.

Таким образом, для обеспечения реализации «умного города»

предлагается использовать комплексный подход к организации эффективной

структуры инновационного управления и ресурсного обеспечения, который

включает в себя следующие мероприятия: (1) Разработка и принятие

13

программ комплексного развития территории и инфраструктуры. (2) Разработка и принятие стратегии развития «умного города». Для выработки стратегии организовывается работа с заинтересованными сторонами и населением. Обеспечивается баланс интересов сторон. (3) Разработка и утверждение производственных программ для муниципальных организаций направленных на инновационно-модеринизационное развитие. (4) Разработка и утверждение инвестиционных программ с технико-экономическими обоснованиями организаций. (5) Требуется разработка дорожной карты по с определением объектов инфраструктуры для передачи в концессию. (6) Необходимо формирование рабочей группы курирующей вопросы развития «умного города» и привлечения инвестиций.

Эффективность реализации подобных стратегий, обеспечивающих модернизацию и инновационное развитие города, определяется равномерностью и своевременностью достижения экономических, финансовых, бюджетных, инфраструктурных и социальных эффектов. При оценке проектов в расчет должны приниматься ожидаемые эффекты программы и инвестиционных проектов, значимые с точки зрения всех заинтересованных сторон - как инвестора, включая государство (или местные органы власти), так население - лиц, являющихся непосредственными бенефециариями, и хозяйствующих субъектов. Стратегия и сопутствующие документы должна быть направлены на распространение положительных эффектов для большего числа бенефициариев и включать мероприятия по компенсации негативных эффектов. Для минимизации отрицательных эффектов используются методы общественного договора.

Список источников

1. Bright Julian The smart city: Communications utopia or future realty? / Telecommunications, - 9 ABI/INFORM Global, - 1995, p.175

2. Jung-Yjjn Lee, Toward a framework for Smart Cities: A Comparison of Seoul, San Francisco & Amsterdam, presentation, Stanford Program on Regions of Innovation and Entrepreneurship

3. Nam T., Pardo T.A., Conceptualizing smart city with dimensions of technology, people and institution / The Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Research, - 2011, p.282-291

4. Lenahan O'Connell, Exploring the Social Roots of Smart Growth Policy Adoption by Cities / University of Kentucky

5. Hollands, R. Will the real smart city please stand up? Intelligent, progressive or entrepreneurial? / City, - 12(3), - 2008, p. 303-320

6. Hjerpe, M., Linne'r, B.-O. Utopian and dystopian thought in climate change science and policy / Futures, - 41(4), - 2009, p.234-245

7. Джеффри Делмон Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. The world bank. PPIAF. Отпечатано в ООО «ГЕО-ТЭК»

8. Sotirios Paroutis, Mark Bennett, Loizos Heracleous A strategic view on smart city technology: The case of IBM Smarter Cities during a recession

9. Papa R., Gargiulo C. Galderisi A. Towards an urban planners' perspective on smart city / Department of Civil, Architectural and Environmental Engineering (DICEA) - University of Naples Federico II URL. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment. - №1, - 2013, р.5-17

10. Dirks S., Keeling M., A Vision of Smarter Cities: How Cities Can Lead the Way into a Prosperous and Sustainable Future. / Somers, NY: IBM Global Business Services, - 2009. Режим доступа: ftp://public.dhe.ibm.com/common/ssi/ecm/en/gbe03227usen/GBE03227USEN.PD F

11. Mitchell, W. J., Smart City 2020 / Metropolis. March 20, - 2006. Режим доступа: http://www.metropolismag.com/story/20060320/smartcity-2020

12. Kanter R.M.; Litow S.S., Informed and Interconnected: A Manifesto for Smarter Cities, Working Paper 09-141, Harvard Business School, - 2009. Режим доступа: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/09-141.pdf

13. Официальный сайт: European Union Innovation Partnership on Smart Cities and Communities http ://ec. europa.eu/ eip/smartcities/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.