Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ И ИНДИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ И ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРАМИ / ЭТАПЫ РАБОТЫ С ВОЛОНТЕРАМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухарькова Марина Петровна

В статье проводится анализ процессов работы с волонтёрами на социальных предприятиях России и Индии. Популяризация социальных предприятий ведёт к росту их числа, однако этот тип организаций остается недостаточно изученным. В основе социального предпринимательства, в отличие от коммерческого, лежит не только получение прибыли, но и решение социальных проблем. Так известно, что социальные предприятия привлекают к своей работе волонтёров, вместе с тем, неизвестны проблемы, с которыми встречаются представители этого типа предприятий при работе с волонтёрами. Эмпирической базой анализа служит онлайн-опрос 240 специалистов из 80 социальных предприятий России и Индии. Выбор стран обусловлен текущим развитием в них сектора социального предпринимательства. Исследование фокусируется на реализуемых этапах работы с волонтёрами, ключевых проблемах, с которыми социальные предприятия сталкиваются при работе с волонтёрами, и способах эти проблемы минимизировать. Анализ полученных данных демонстрирует проведение как в России, так и в Индии активной работы по отбору, обучению и подготовке волонтёров, обсуждению итогов их работы. В перечне сложностей российских социальных предприятий лидируют высокий уровень текучки волонтёрских кадров и недоверие волонтёрам. Их индийские коллеги видят основную проблему в недостаточном уровне подготовки и также в высокой текучке. Несмотря на различия в процессах работы, представители обеих стран считают, что подготовка и обучение специалистов, работающих с волонтёрами, обучение и подготовка самих волонтёров могут способствовать повышению качества работы с волонтерами. Анализ работы и управления волонтёрами - чрезвычайно широкая тема, статья охватывает лишь некоторые её аспекты, рассмотренные на основе результатов опроса. Приведённые результаты исследования и их анализ будут полезны практикам в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора, также выводы могут использоваться в ходе дальнейшего изучения работы с волонтёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF VOLUNTEER WORK IN SOCIAL ENTERPRISES IN RUSSIA AND INDIA

The text of this article analyzes the processes of managing volunteers at social enterprises in Russia and India. Social enterprises are becoming more popular, but this type of organization remains poorly understood. Social entrepreneurship is a form of business that differs from an ordinary commercial enterprise in that. The goal of a social enterprise is not only to make a profit, but also to solve social problems. It is known that social enterprises involve volunteers in their work, however, the problems faced by representatives of social enterprises when working with volunteers are unknown. The empirical basis of the work was an online survey of representatives of social enterprises from Russia and India. These countries were chosen due to the fact that it is in Russia and India that the sector of social entrepreneurship is currently developing. The focus of our article concerned such issues: what stages of working with volunteers are implemented in social enterprises, what problems they face when working with volunteers, and what processes can help minimize difficulties in working with volunteers. Analysis of the data obtained showed that representatives of social enterprises in Russia and India are actively implementing the selection of volunteers, education and training of volunteers, and discussion of the results of work with volunteers. Among the most significant problems in working with volunteers, representatives of Russian social enterprises consider a high level of volunteer turnover and distrust of volunteers. Representatives of Indian social enterprises consider the insufficient level of training of volunteers, the high turnover of volunteers as significant problems in working with volunteers. Despite the differences in the processes of working with volunteers, representatives of social Russian and Indian enterprises believe that the training and education of specialists working with volunteers and the education and training of volunteers themselves can improve the quality of work with volunteers. The analysis of work and management of volunteers is an extremely broad topic, the text of the article covers only some of its aspects, which were studied based on the results of the survey. The results of the study can be used by researchers for further work in the field of studying the processes of working with volunteers, and the results of the study can also be useful to those who are practitioners in the field of social entrepreneurship and social enterprises.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ И ИНДИИ»

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ШDOI 10.19181/nko.2022.28.2.9 EDNSVQMTZ УДК 316.43

М. П. Сухарькова1

1 НИУ ВШЭ. Москва, Россия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ И ИНДИИ

Аннотация. В статье проводится анализ процессов работы с волонтёрами на социальных предприятиях России и Индии. Популяризация социальных предприятий ведёт к росту их числа, однако этот тип организаций остается недостаточно изученным. В основе социального предпринимательства, в отличие от коммерческого, лежит не только получение прибыли, но и решение социальных проблем. Так известно, что социальные предприятия привлекают к своей работе волонтёров, вместе с тем, неизвестны проблемы, с которыми встречаются представители этого типа предприятий при работе с волонтёрами.

Эмпирической базой анализа служит онлайн-опрос 240 специалистов из 80 социальных предприятий России и Индии. Выбор стран обусловлен текущим развитием в них сектора социального предпринимательства. Исследование фокусируется на реализуемых этапах работы с волонтёрами, ключевых проблемах, с которыми социальные предприятия сталкиваются при работе с волонтёрами, и способах эти проблемы минимизировать.

Анализ полученных данных демонстрирует проведение как в России, так и в Индии активной работы по отбору, обучению и подготовке волонтёров, обсуждению итогов их работы. В перечне сложностей российских социальных предприятий лидируют высокий уровень текучки волонтёрских кадров и недоверие волонтёрам. Их индийские коллеги видят основную проблему в недостаточном уровне подготовки и также в высокой текучке. Несмотря на различия в процессах работы, представители обеих стран считают, что подготовка и обучение специалистов, работающих с волонтёрами, обучение и подготовка самих волонтёров могут способствовать повышению качества работы с волонтерами.

Анализ работы и управления волонтёрами - чрезвычайно широкая тема, статья охватывает лишь некоторые её аспекты, рассмотренные на основе результатов опроса. Приведённые результаты исследования и их анализ будут полезны практикам в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора, также выводы могут использоваться в ходе дальнейшего изучения работы с волонтёрами.

Ключевые слова: волонтеры, управление волонтерами, этапы работы с волонтерами, социальные предприятия, управление на социальных предприятиях.

Для цитирования: Сухарькова М. П. Организационные аспекты работы волонтеров на социальных предприятиях в России и Индии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 2. С. 112-123. DOI 10.19181^.2022.28.2.9. EDN SVQMTZ

Введение. Волонтёры стали важным компонентом как в некоммерческих, так и в организациях других типов [1]. С экономической точки зрения исследователи отмечают, что волонтёров можно рассматривать как форму капитала для организаций, поскольку они могут сократить затраты бюджета на оплату труда штатных сотрудников [2-3]. С точки зрения социологии, изучение во-лонтёрства связано с анализом его как социального феномена, рассмотрением социальной общности волонтёров, её особенностей, характеристикой конкретных практик волонтёрства и институциональных условий их реализации и др

[4]. Волонтёры могут помогать отдельным людям или группам людей, выступать организаторами или оказывать помощь в мобилизации людей и сообществ для социального взаимодействия [5]. Хотя волонтёры могут выполнять те же задачи, что и штатные специалисты, между волонтёрами и штатными специалистами есть различия . Например, среди штатных специалистов отношения более ие-рархичны, вместе с этим они, как правило, больше ориентируются на выполнение должностных обязанностей [5]. Волонтёры, напротив, более мотивированы социальным взаимодействием и способностью сделать вклад в достижение успешного результата для организации в отличие от штатных специалистов, у которых получение заработной платы зачастую является частью их мотивации [6]. Розанна Галиндо-Кун и Рут Гузли [7] отмечают, что волонтёрская работа может иметь схожие характеристики с оплачиваемой работой, когда человек посвящает время выполнению работы, чтобы использовать свои навыки и творческий потенциал в обмен на удовлетворение, вознаграждение за результаты работы или достижения и признание

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 33% опрошенных заявили, что за последний месяц они участвовали в помощи нуждающимся (не родственникам), однако назвать себя добровольцами смогли только 10% респондентов . Социальный портрет волонтёра следующий: в добровольческой деятельности участвуют 25% мужчин и 75% женщин, каждому пятому ещё не исполнилось 18 лет, самая большая возрастная группа (34%) - от 18 до 24 лет, четверть волонтёров - от 25 до 34 лет, 55 лет и старше - 3%1 .

Управление волонтёрами можно рассматривать как институциональный механизм, который проявляется в его функционировании [8]. Процесс управления интегрирует волонтёров и тех, кто осуществляет управление их деятельностью, как институциональных субъектов или агентов совместной деятельности посредством норм и статусов [9]. Безусловно, процессы работы и управления волонтёрскими ресурсами отличаются в разных организациях С управленческой точки зрения, одна из проблем заключается в высокой текучести кадров и трудностях их постоянного набора [10]. Китайские исследователи [11] отмечают переменно то высокий рост числа волонтёров, то их недостаток, что приводит к выводу о необходимости организационных усилий, разработки стратегий для их удержания Например, практика управления волонтёрами играет важную роль в сохранении взаимоотношений между волонтёрами и организациями . Марк Хагер [12] обнаружил, что две пятых волонтёров прерывают деятельность в организациях из-за низкого уровня управления волонтёрскими ресурсами. Таким образом, низкий уровень практик управления может не только привести к низким результатам работы волонтёров, но и сокращению их числа [13]. И наоборот, соответствующие методы управления, такие как обучение, сопровождение и поддержка, предоставляемые организацией, приводят к более высокому уровню удовлетворённости волонтёров, росту их числа и повышению уровня работы [14].

Предыдущие исследования подчеркивали важность внутренних факторов, например, мотивации в поведении волонтёров [15-17]. Однако следует учитывать не только это, но и влияние факторов окружающей среды То есть необходимо исследовать влияние рабочей среды на деятельность волонтёров для понимания их намерений дальнейшей работы в этом качестве [18].

1 Портрет российского волонтера: Материалы исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ // Агентство социальной информации . 28 мая 2019 . URL: https://u .to/13QwHA (дата обращения: 18 января 2022 года).

Особенности социальных предприятий. В современном обществе социальное предпринимательство и социальные предприятия рассматриваются как ответ на неспособность коммерческого и государственного секторов решать социальные проблемы, с которыми сталкивается общество, например, такие проблемы как безработица, бедность и низкое качество социальных услуг [19].

Билл Дрейтон был первым, кто ввел термин «социальное предпринимательство» в 1980 году. В настоящее время социальное предпринимательство приобретает все большее значение, что показывает возможность решения социальных проблем с помощью инноваций, создания ценности, устойчивости и результатов, связанных с предпринимательскими усилиями [20]. Был проведён ряд исследований, посвящённых социальному предпринимательству, в которых даны определения и концепции, связанные с особенностью и деятельностью социальных предприятий [21]. Некоторые исследователи описали социальное предпринимательство как устоявшуюся концепцию [22], затем были выделены различные подходы, описывающие социальных предпринимателей и их деятельность На данный момент, понятие социального предпринимательства является спорным, так как эксперты не сходятся во мнениях о положительных и негативных эффектах этих типов организаций [23]

Социальное предпринимательство - это форма бизнеса, которая резко контрастирует с обычным коммерческим предприятием, отличается от него разнообразием организационных форм, правовой структуры, целей, культуры, масштаба и сферы применения [24] Социальное предприятие функционирует как бизнес, производит товары и услуги для рынка, но иначе управляет своей деятельностью и перенаправляет излишки для достижения социальных и экологических целей [25]

Социальные предприятия в России и Индии. В России в последнее десятилетие актуализируется дискуссия вокруг социального предпринимательства, основу которой составляет проблематика более эффективного (по сравнению с бюджетными организациями) решения социальных проблем [26] Социальное предпринимательство в России проходит стадию становления, поэтому значительное число исследований посвящено осмыслению этого процесса [27], изучению мотивации и поведения российских социальных предпринимателей2 [28], их типологии [29], региональным особенностям социального предпринимательства [30-31].

Социальное предпринимательство в Индии также значительно прогрессирует за последнее десятилетие [32]. В Индии, при довольно сильной предпринимательской культуре, развивается сфера социального предпринимательства, которая направлена на решение ключевых социальных проблем, но в основном с идеалистическим, филантропическим подходом [33] В нынешних условиях социальное предпринимательство в Индии обусловлено заинтересованностью правительства в его продвижении, не обязательно путем финансирования или консультирования, но путем предоставления ему возможностей развития и поддержки [19].

Модели управления волонтёрами. Так как социальные предприятия возникли на основе некоммерческих организаций, мы рассмотрим модели управления волонтёрами, которые используются в некоммерческом секторе Также укажем положительные и негативные стороны использования указанных моделей на социальных предприятиях

2 Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики . Отчет по итогам опроса социальных предпринимателей // ИГ ЦИРКОН . 2013 . URL: https://u .to/-3UwHA (дата обращения: 10.03.2021) .

♦ Модель ISOTURE . Создана Милтоном Бойсом [34]. Каждая буква аббревиатуры представляет собой отдельный этап процесса управления волонтёрами . «I» означает идентификацию или поиск потенциальных волонтёров, «S» - отбор волонтёров, «О» - процесс ориентации волонтёров на цели организации, «Т» -обучение необходимым навыкам для повышения эффективности деятельности, «U» - назначение волонтёрам определённой роли, чтобы они могли внести свой вклад в общий проект, «R» - выражение признания и благодарности за работу, «E» - оценка деятельности, которая подразумевает предоставление волонтёрам обратной связи по итогам выполненной ими работы Существует несколько исследований, которые были проведены для оценки потребностей волонтёров в управлении ими на основе модели ISOTURE [35-37].

Эта модель может применяться на социальных предприятиях, существенных барьеров для этого нет, хотя её реализация потребует от социальных предпринимателей определённых ресурсов для проведения каждого этапа

♦ Модель L-O-O-P. Также названа по первым буквам процессов [38]. «L» означает поиск волонтёров; «О» - ориентацию волонтёров, при этом имеется в виду ориентация на ожидания организации, подчеркивая важность как формальной, так и неформальной помощи волонтёрам в адаптации к программе; вторая буква «О» означает обучение и поддержку; буква «P» - удержание волонтёров для продолжения волонтёрской деятельности

Эта модель также вполне может использоваться на социальных предприятиях. Её реализация будет способствовать формированию устойчивого пула волонтёров, которые при наличии опыта работы будут способствовать повышению эффективности организации выполняя возложенные на них задачи

♦ Модель GEMS . Разработана на основе моделей ISOTURE и LOOP. В основе модели лежит четырехступенчатая программа развития лидерских качеств волонтёров [39]. Буква «G» означает знакомство, куда входит оценка потребностей, описание должностей, а также отбор волонтёров Обучение, представляющее букву «E», включает в себя ориентацию, защиту, обеспечение ресурсами «M» -мобилизация, а именно - привлечение, мотивация и контроль за работой волонтёров . Последняя часть программы включает оценку эффективности, удержание и переподготовку волонтёров - это этапы, связанные с буквой «S» в модели

Внимание к развитию лидерских качеств волонтёров - повышение человеческого потенциала организации в числе приоритетных направлений для бизнеса, включая социальные предприятия В ввиду этого, применение модели GEMS для работы с волонтёрами на социальных предприятиях возможно для преследования долгосрочных планов развития предприятия

♦ PEP модель. Модель разработана Дейлом Сафрит и Райан Шмизинг [40]. Буква «Р» в аббревиатуре означает подготовку, «E» - участие (вовлечение) волонтёров, а вторая буква «P» - сохранение волонтёрской программы Каждый процесс включает различные подкатегории. Например, подготовка включает в себя личное и профессиональное развитие, планирование работы волонтёров . Вовлечение включает набор, отбор, ориентацию и контроль, а также наставничество Наконец, в сохранение входит признание и оценка, а также влияние и ответственность

Эта модель также применима на социальных предприятиях Таким образом, все вышеуказанные модели, разработанные для работы и управления волонтёрскими ресурсами, можно применять в практике социальных предприятий, выбор модели может варьироваться в зависимости от уставных и конкретных задач предприятия

Отметим, что процессе работы с волонтёрами особое значение имеет роль координаторов, именно они имеют решающее значение для организационного

успеха программ, в которых задействованы волонтёры [41]. Когда координаторы вкладывают больше времени и ресурсов в управление волонтёрами, это положительно сказывается на опыте волонтёров и их подготовке к решению программных задач [42-43].

Об исследовании. Для изучения особенностей управления волонтёрскими ресурсами, нами был проведен онлайн-опрос сотрудников российских и индийских социальных предприятий, работающих с волонтёрами . Участие в исследовании приняли представители 80 социальных предприятий, из которых 40 работают на территории России и 40 - в Индии . Опрошено по три сотрудника каждой организации, из которых один занимал должность руководителя подразделения, курирующего работу с волонтёрами; второй - его заместителя или старшего специалиста отдела, реализующего работу с волонтёрами, третий - непосредственно специалист, работающий с волонтёрами Таким образом, было опрошено 240 специалистов Поиск участников исследования проводился методом снежного кома и по сайтам социальных предприятий Представители социальных предприятий работают в разных сферах, таких как помощь людям с ограниченными возможностями, детям, женщинам, животным и пр.

Результаты исследования. Участникам исследования предлагалось ответить на несколько вопросов о процессах работы с волонтёрами, которые реализуются в их организациях.

Отвечая на вопрос об этапах работы («Выберите, пожалуйста, из списка те этапы работы с волонтёрами, которые реализуются на практике в Вашей организации»), 85% участников исследования ответили, что в их организации проводится отбор волонтёров, 77% отметили обучение волонтёров, 60% осуществляют их подготовку, 52% - обсуждают с волонтёрами результаты работы, 47% - практикуют наставничество, 42% - реализуют меры удержания, 37% -перепрофилизацию волонтёров, 27% - управление эффективностью работы волонтёров Так, реже всего на социальных предприятиях реализуется этап управления эффективностью работы волонтёров, что говорит о недостаточном внимании менеджеров к этому процессу Указанная тенденция характерна как для российских, так и индийских участников исследования

Вместе с тем, по 70% участников, представляющих социальные предприятия России, отметили проведение в их организациях отбора и обучения волонтёров, 55% - стимулируют удержание волонтёров, 50% - осуществляют подготовку Также 45% среди российских компаний проводят наставничество и 40% - обсуждение результатов работы, 25% респондентов отметили управление эффективностью работы волонтёров

Среди участников исследования из Индии все опрошенные ответили, что реализуют отбор, 85% - проводят обучение и 70% - подготовку волонтёров 65% отметили, что обсуждают с волонтёрами результаты работы, по 30% проводят управление эффективностью, удержание волонтёров и их перепрофилизацию

На основе полученных данных можно наблюдать, что индийские социальные предприятия чаще российских проводят процессы отбора и обучения волонтёров, вместе с этим российские организации больше внимания уделяют их удержанию При этом участники продемонстрировали довольно низкий уровень реализации этапа оценки эффективности работы с волонтёрами: именно на этом этапе делается акцент в моделях ISOTURE и GEMS Остальные этапы, описанные выше в теоретических моделях по работе с волонтёрами, вполне реализуются в практической деятельности социальных предприятий

Участникам исследования также предлагалось обозначить круг ключевых проблем На вопрос «Выберите, пожалуйста, наиболее актуальные проблемы в работе с волонтёрами, по Вашему мнению», 79% участников исследования из обеих стран назвали высокую текучесть волонтёрских кадров; 60% - недостаточный уровень подготовки волонтёров; 55% - необходимость предоставления условий для работы; 50% - недостаточную подготовку специалистов, работающих с волонтёрами; 45% - недоверие волонтёрам и по 37% - недостаточное количество волонтёров и низкий уровень качества услуг, оказываемых ими

Российские участники исследования считают, что наиболее актуальными являются проблемы, связанные с высокой текучестью кадров и недоверием волонтёрам - эти варианты ответов выбрали по 70% респондентов По 60% представителей российских социальных предприятий выделили недостаточную подготовку специалистов, работающих с волонтёрами и недостаточное количество волонтёров; 50% - необходимость предоставления условий для работы; 40% - недостаточный уровень подготовки; 35% - низкий уровень качества услуг, оказываемых ими и 30% - недоверие волонтёрам

Среди индийских участников исследования 80% самой актуальной проблемой считают недостаточный уровень подготовки; 70% - высокую текучесть волонтёров; 60% - необходимость предоставления условий для работы; по 40% - низкий уровень качества оказываемых услуг и недостаточную подготовку специалистов по работе с волонтёрами; 20% - недоверие волонтёрам; 15% - недостаточное количество волонтёров

Можно заметить, что если среди российских представителей исследования чаще всего упоминаются проблемы текучести волонтёрских ресурсов, то есть вопрос их удержания, то среди индийских участников, наиболее часто отмечаемая проблема связана с качеством подготовки, что тесно связано с качеством оказываемых ими услуг Можно сказать, что в целом работа с волонтёрами в России и в Индии имеет общие сложности, разница лишь в том, что российские специалисты на первое место выводят проблемы численности и текучести волонтёров, когда их индийские коллеги - проблемы подготовки волонтёров и качества их услуг

Также участникам исследования предлагалось выделить меры, которые могут способствовать повышению качества работы с волонтёрами Отвечая на вопрос «Выберите те меры, которые, по Вашему мнению, могут способствовать повышению качества работы с волонтёрами на социальных предприятиях», 85% всех участников исследования выделили подготовку и обучение специалистов, работающих с волонтёрами, 80% - обучение и подготовку самих волонтёров; 55% - удержание волонтёров; по 50% - разработку программ мотивации; повышение уровня доверия волонтёрам и изучение их удовлетворённости

Среди представителей российских социальных предприятий, 90% считают, что повышению качества работы с волонтёрами может способствовать подготовка и обучение специалистов по работе с ними; 80% назвали такой мерой обучение и подготовку волонтёров, а также повышение уровня доверия им; 70% - разработку программ мотивации и по 60% - удержание волонтёров и изучение их удовлетворённости

Среди представителей индийских социальных предприятий по 80% участников исследования сочли, что на качестве работы с волонтёрами скажется подготовка и обучение специалистов, работающих с ними, а также обучение и подготовка самих волонтёров; 50% - удержание волонтёров, 40% - изучение удовлетворённости волонтёров; 30% - разработка программ мотивации; 20% -повышение уровня доверия волонтёрам

Так, и российские, и индийские участники исследования высоко оценивают необходимость подготовки и обучения специалистов, которые осуществляют работу с волонтёрами и самих волонтёров Повышенное внимание к этим процессам и их реализация в практике социальных предприятий может привести к повышению качества волонтёрских услуг, профессионализации специалистов, работающих с волонтёрами

Выводы. Социальные предприятия активно используют волонтёрские ресурсы Сегодня волонтёры признаны в качестве формы капитала для организаций Однако работа с волонтёрами требует специально разработанных процессов для повышения качества их работы и минимизации сопутствующих проблем Для выявления отличий в процессах работы с волонтёрами на социальных предприятиях России и Индии было проведено исследование в форме онлайн-опроса Результаты опроса показали, что представители социальных предприятий обеих стран активно реализуют отбор волонтёров, обучение и подготовку, обсуждение с волонтёрами результатов работы В меньшей степени на социальных предприятиях реализуются такие этапы работы с волонтёрами как наставничество, удержание волонтёров, их перепрофилизация и управление эффективностью работы

Наиболее существенными проблемами в работе с волонтёрами представители российских социальных предприятий считают высокий уровень текучки волонтёрских кадров и недоверие волонтёрам Представители же индийских социальных предприятий считают ключевыми проблемами недостаточный уровень подготовки волонтёров и высокую текучку

Несмотря на различия в процессах работы, сотрудники социальных предприятий обеих стран считают, что подготовка и обучение специалистов, работающих с волонтёрами, и обучение и подготовка самих волонтёров могут способствовать повышению качества работы с волонтёрами

В статье мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы с волонтёрами на социальных предприятиях в России и Индии Более детально изучение темы может стать целью будущих исследований Также для исследователей представляют интерес сравнительные работы по особенностям организации волонтёрских ресурсов в разных странах и организациях разного типа

Библиографический список

1 . Flood, J., Gardner, E., Yarrell, K. Managing volunteers: Developing and implementing an effective program // Proceedings of the 2005 northeastern recreation research symposium (2005 April 10-12, NY) . NY, 2006. Pp . 80-88.

2 Pauline, G. Volunteer satisfaction and intent to remain: An analysis of contributing factors among professional golf event volunteers // International Journal of Event Management Research . 2011. Vol . 26, № 1. Pp . 10-32 .

3 . Wu, Y., Li, C., Khoo, S. Predicting future volunteering intentions through a self-determination theory perspective // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations . 2016 . Vol . 27, № 3 . Pp . 1266-1279. DOI 10.1007/s11266-015-9570-6.

4 . Певная, М. В., Кульминская, А. В., Широкова, Е. А., Шуклина, Е. А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены . 2021. № 3 . С . 492-510. DOI 10 . 14515/monitoring .2021.3.1930. EDN OVVEJQ.

5 Brudney, J. L., Meijs, L. C. Models of volunteer management: Professional volunteer program management in social work // Human Service Organizations: Management, Leadership & Governance. 2014 . Vol . 38, № 3 . Pp . 297-309. DOI 10.1080/23303131.2014.899281 .

6. Alfes, K., Antunes, B., Shantz, A. The management of volunteers—What can human resources do? A review and research agenda // The International Journal of Human Resource Management . 2017 . Vol . 28, № 1. Pp . 62-97. DOI 10.1080/09585192 .2016.1242508.

7 . Galindo-Kuhn, R., Guzley, R. The volunteer satisfaction index: Construct definition, measurement, development, and validation // Journal of Social Service Research . 2002 . Vol . 28, № 1. Pp . 45-68. DOI 10.1300/J079v28n01_03 .

8 . Певная, М., Зборовский, Г. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. 2-е изд. М . : Юрайт, 2019. 433 с. ISBN 978-5-534-10984-9. EDN TQDYUK.

9 . Телепаева, Д. Ф. Управление спортивным волонтерством: институциональные аспекты : дите . . . . кандидата социологических наук : 22 .00.08 / Телепаева Дарья Фёдоровна; Место защиты: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б .Н . Ельцина. Екатеринбург, 2021. 167 с.

10 . Bidee, J., Vantilborgh, T, Pepermans, R. [et al.] Autonomous motivation stimulates volunteers' work effort: A self-determination theory approach to volunteerism // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations . 2013 . Vol . 24 . Pp . 32-47. DOI 10.1007/s11266-012-9269-x .

11. Wong, L. P., Chui, W. H., Kwok, Y. Y. The volunteer satisfaction index: A validation study in the Chinese cultural context // Social Indicators Research . 2011. Vol . 104, № 1. Pp . 19-32 . DOI 10.1007/s11205-010-9715-3.

12 . Hager, M. A., Brudney, J. L. Balancing act: The challenges and benefits of volunteers . The Urban Institute, 2004

13 . Connors, T. D. The volunteer management handbook: Leadership strategies for success . Wiley & Sons Ltd ., 2011. 480 p . ISBN 978-0-470-60453-3.

14 . Wisner, P. S., Stringfellow, A., Youngdahl, W. E., Parker, L. The service volunteer-loyalty chain: An exploratory study of charitable not-for-profit service organizations // Journal of Operations Management . 2005. Vol . 23, № 2 . Pp . 143-161. DOI 10 .1016/j .jom .2004.07.003.

15 . Bang, H., Ross, S., Reio, T. From motivation to organizational commitment of volunteers in non-profit sport organizations: The role of job satisfaction // Journal of Management Development. 2013 . Vol . 32, № 1. Pp . 96-112 . DOI 10.1108/02621711311287044.

16 Hallmann, K., Harms, G. Determinants of volunteer motivation and their impact on future voluntary engagement: A comparison of volunteer's motivation at sport events in equestrian and handball // International Journal of Event and Festival Management . 2012 . Vol. 3, № 3 . Pp. 272-291. DOI 10.1108/17582951211262701.

17 Li, C., Wu, Y. Understanding voluntary intentions within the theories of self-determination and planned behavior // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing . 2019 . Vol . 31, № 4 . Pp . 378-389. DOI 10.1080/10495142 .2018.1526745.

18 Cho, H., Li, C., Wu, Y. Understanding sport event volunteers' continuance intention: An environmental psychology approach // Sport Management Review 2020 Vol 23, № 4 Pp . 615-625. DOI 10 .1016/j .smr.2019.08.006.

19 . Pathak, S., Mukherjee, S. Entrepreneurial ecosystem and social entrepreneurship: case studies of community-based craft from Kutch, India // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. 2020. Vol. 15, № 3. Pp. 350-374. DOI 10 .1108/JEC-06-2020-0112.

20 . Austin, J., Stevenson, H., Wei-Skillern, J. Social and commercial entrepreneurship: Same, different, or both? // Entrepreneurship: Theory & Practice . 2006. Vol . 30, № 1. Pp . 1-22 . DOI 10 .1111/j .1540-6520.2006.00107.x.

21 Seelos, C., Mair, J. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor // Business horizons . 2005. Vol. 48, № 3 . Pp. 241-246. DOI 10 .1016/j .bush-or.2004.11.006.

22 . Peredo, A., McLean, M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept // Journal of world business . 2006. Vol . 41, № 1. Pp . 56-65. DOI 10 .1016/j .jwb .2005.10.007.

23 . Kumar, S., Kumar, P., Wisetsri, W., Raza, M., Norabuena-Figueroa, R. Social entre-preneurship education: Insights from the Indian higher educational courses // Academy of Strategic Management Journal . 2021. Vol . 20, Issue 2S . Pp . 1-8 .

24 Peattie, K., Morley, A. Eight paradoxes of the social enterprise research agenda // Social Enterprise Journal . 2008. Vol . 4, № 2 . Pp . 91-107 . DOI 10.1108/17508610810901995.

25. Williamson, D., Salkie, F., Letourneau, N. Welfare reforms and the cognitive development of young children // Canadian journal of public health . 2005. Vol . 96, № 1. Pp . 13-17 . DOI 10.1007/BF03404006.

26 . Смирнов, В. А. Региональные системы социального предпринимательства в России: типология, факторы развития, ключевые противоречия // Журнал исследований социальной политики . 2021. Т. 19, № 1. С . 23-40. DOI 10.17323/727-0634-2021-19-1-2340 . EDN PRGWSK .

27 . Албутова, А. И. Социальное предпринимательство в России: ключевые игроки и потенциал формирования // Экономическая социология. 2013 . Т. 14, № 3. С . 109-132 . EDN RYIHQR .

28 . Недялкова, А. Социальное предпринимательство в современной России: как сочетать создание социальной пользы и обеспечение финансовой устойчивости? // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ . Дискуссии. 2016. № 3-4(123) . С . 109-129. DOI 10.24411/2070-5107-2016-00019. EDN VJCIYU.

29 . Арай, Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии // Российский журнал менеджмента. 2018 . Т. 16, № 2 . С . 253-272 . DOI 10.21638/spbu18.2018.205. EDN UTYSXL.

30 . Суслова, С. В. Некоммерческие производители на региональных квазирынках социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления . 2014 . № 3 . С . 72-89. EDN SPWLRB .

31. Якимец, В. Н, Никовская, Л. И. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России // Социологические исследования . 2019 . № 5 . С . 99-109. DOI 10.31857/S013216250004962-1. EDN ICJOVY.

32 . Sharma, M. Relevance of Social Entrepreneurship in India // Research Review Journal . 2018 . Vol . 3, № 12 . Pp . 1488-1490.

33 . Bulsara, H, Chandwani, J., Gandhi, S. Social entrepreneurship in India: an exploratory study // International Journal of Innovation . 2015 . Vol . 3, № 1. P. 58 . DOI 10.5585/iji . v3i1. 20 .

34 . Boyce, M. A systems approach to leadership development . United States Department of Agriculture, Cooperative Extension Service, 4-H . 1971 .

35 . Matthies, A. Z. Perceptions of Texas county extension agents on volunteers who assist with planning and implementation of extension educational programs . [Unpublished doctoral dissertation], Texas A&M University, 2009.

36 . Rudd, R., Stedman, N. P., Morgan, C. Florida Cooperative Extension volunteer leadership certification program Paper presented at the Association of Leadership Educators Annual Meeting . Lexington, KY, 2002 .

37 . Strieter, L. A., Powell, V. Successful methods and positive outcomes for 4-H volunteer evaluation // International Journal of Volunteer Administration . 2007. Vol . 24, № 6 . Pp . 92-95.

38 . Penrod, K. M. Leadership involving volunteers // Journal of Extension . 1991. Vol . 29, № 4 . Pp . 20-52 .

39 . Culp, K., Deppe, C. A., Castillo, J. X., Wells, B. J. The GEMS model of volunteer administration // The Journal of Volunteer Administration . 1998. Vol . 16, № 4 . Pp . 36-41 .

40 . Safrit, R. D., Schmiesing, R. J. A suggested model for contemporary volunteer management: Qualitative research bridging the professional literature with best practices // The Journal of Volunteer Administration . 2004. Vol . 22, № 4 . Pp . 34-41.

41. Windon, S., Stollar, M., Radhakrishna, R. Examining Volunteer Management Needs and Preferred Professional Development Delivery Methods Among Extension Educators // Journal of Human Sciences and Extension . 2021. Vol . 9, № 2 . Pp . 115-134 .

42 . Rehnborg, S., Sinatra, C., Bies, A. What do we really know about nonprofits' capacity to manage volunteers // International Journal of Volunteer Administration . 2010 . Vol . 17, № 1. Pp . 14-26 .

43 . Teuteberg, D., Scanga, L., Stott, N., Brandt, B., Larsen, E. Creating, Implementing, and Supporting a State-wide Volunteer Conflict Management System // International Journal of Volunteer Management . 2018 . Vol . 33, № 1 .

Дата поступления в редакцию: 20 05 2022 Принята к печати: 10 06 2022

Сведения об авторе: Марина Петровна Сухарькова, аналитик, Научно-учебная лаборатория междисциплинарных исследований некоммерческого сектора, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики» . Москва, Россия . e-mail: MSukharkova@hse .ru Author ID РИНЦ: 822169 ORCID: 0000-0002-5461-7925

M. P. Sukharkova1

1 HSE University. Moscow, Russia.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF VOLUNTEER WORK IN SOCIAL ENTERPRISES IN RUSSIA AND INDIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The text of this article analyzes the processes of managing volunteers at social enterprises in Russia and India. Social enterprises are becoming more popular, but this type of organization remains poorly understood. Social entrepreneurship is a form of business that differs from an ordinary commercial enterprise in that. The goal of a social enterprise is not only to make a profit, but also to solve social problems. It is known that social enterprises involve volunteers in their work, however, the problems faced by representatives of social enterprises when working with volunteers are unknown.

The empirical basis of the work was an online survey of representatives of social enterprises from Russia and India. These countries were chosen due to the fact that it is in Russia and India that the sector of social entrepreneurship is currently developing. The focus of our article concerned such issues: what stages of working with volunteers are implemented in social enterprises, what problems they face when working with volunteers, and what processes can help minimize difficulties in working with volunteers.

Analysis of the data obtained showed that representatives of social enterprises in Russia and India are actively implementing the selection of volunteers, education and training of volunteers, and discussion of the results of work with volunteers. Among the most significant problems in working with volunteers, representatives of Russian social enterprises consider a high level of volunteer turnover and distrust of volunteers. Representatives of Indian social enterprises consider the insufficient level of training of volunteers, the high turnover of volunteers as significant problems in working with volunteers. Despite the differences in the processes of working with volunteers, representatives of social Russian and Indian enterprises believe that the training and education of specialists working with volunteers and the education and training of volunteers themselves can improve the quality of work with volunteers.

The analysis of work and management of volunteers is an extremely broad topic, the text of the article covers only some of its aspects, which were studied based on the results of the survey. The results of the study can be used by researchers for further work in the field of studying the processes of working with volunteers, and the results of the study can also be useful to those who are practitioners in the field of social entrepreneurship and social enterprises.

Keywords: volunteers, volunteer management, stages of work with volunteers, social enterprises, management in social enterprises.

For citation: Sukharkova M.P. (2022) Organizational aspects of volunteer work in social enterprises in Russia and India. Science. Culture. Society. Vol. 28. No. 2. Pp. 112-123. DOI 10.19181/nko.2022.28.2.9

References

1 . Flood, J ., Gardner, E ., Yarrell, K . (2006) Managing volunteers: Developing and implementing an effective program . In: Proceedings of the 2005 northeastern recreation research symposium (2005 April 10-12, NY) . Pp . 80-88 (in Eng . ) .

2 . Pauline, G. (2011) Volunteer satisfaction and intent to remain: An analysis of contributing factors among professional golf event volunteers . International Journal of Event Management Research. Vol . 26 . No . 1. Pp . 10-32 (in Eng . ) .

3 . Wu, Y., Li, C ., Khoo, S . (2016) Predicting future volunteering intentions through a self-determination theory perspective . VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol . 27 . No . 3 . Pp . 1266-1279. DOI 10.1007/s11266-015-9570-6 (in Eng .) .

4 . Pevnaya, M . V., Kulminskaya, A . V., Shirokova, E . A ., Shuklina, E . A . (2021) Volunteering youth during the pandemic: A portrait of a hero of a difficult time Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No . 3 . Pp . 492-510. DOI 10 .14515/monitor-ing.2021.3.1930 (in Russ .) .

5 . Brudney, J . L., Meijs, L . C . (2014) Models of volunteer management: Professional volunteer program management in social work. Human Service Organizations: Management, Leadership & Governance. Vol . 38 . No . 3 . Pp . 297-309. DOI 10.1080/23303131 .2014.899281 (in Eng.) .

6. Alfes, K ., Antunes, B ., Shantz, A. (2017) The management of volunteers—What can human resources do? A review and research agenda . The InternationalJournal of Human Resource Management. Vol . 28 . No . 1 . Pp . 62-97. DOI 10.1080/09585192.2016.1242508 (in Eng . ) .

7 . Galindo-Kuhn, R ., Guzley, R . (2002) The volunteer satisfaction index: Construct definition, measurement, development, and validation . Journal of Social Service Research. Vol . 28 . No . 1. Pp . 45-68. DOI 10.1300/J079v28n01_03 (in Eng . ) .

8 . Pevnaya, M ., Zborovsky, G. (2019) . Upravlenie volonterstvom: mezhdunarodnyi opyt i lokal'nye praktiki [Volunteer management: international experience and local practices]. 2nd ed . Moscow, Yurait . 433 p . ISBN 978-5-534-10984-9 (in Russ . ) .

9 . Telepaeva, D . F. (2021) . Upravlenie sportivnym volonterstvom: institutsional'nye aspekty [Management of sports volunteering: institutional aspects], thesis research for the degree of candidate of sociology. Ural Federal University named after the first President of Russia B .N. Yeltsin . Ekaterinburg . 167 p . (In Russ . ) .

10 . Bidee, J ., Vantilborgh, T., Pepermans, R . [et al .] (2013) Autonomous motivation stimulates volunteers' work effort: A self-determination theory approach to volunteerism . VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol . 24 . Pp . 32-47. DOI 10.1007/s11266-012-9269-x (in Eng.) .

11. Wong, L. P., Chui, W. H ., Kwok, Y. Y. (2011) The volunteer satisfaction index: A validation study in the Chinese cultural context . Social Indicators Research. Vol . 104 . No . 1. Pp . 19-32 . DOI 10.1007/s11205-010-9715-3 (in Eng . ) .

12 . Hager, M . A., Brudney, J . L. (2004) Balancing act: The challenges and benefits of volunteers The Urban Institute (in Eng )

13 . Connors, T. D . (2011) The volunteer management handbook: Leadership strategies for success. Wiley & Sons Ltd . 480 p . ISBN 978-0-470-60453-3 (in Eng . ) .

14 Wisner, P S , Stringfellow, A , Youngdahl, W E , Parker, L (2005) The service volunteer-loyalty chain: An exploratory study of charitable not-for-profit service organizations . Journal of Operations Management. Vol . 23 . No . 2 . Pp . 143-161. DOI 10 .1016/j. jom .2004.07.003 (in Eng . ) .

15 Bang, H , Ross, S , Reio, T (2013) From motivation to organizational commitment of volunteers in non-profit sport organizations: The role of job satisfaction . Journal of Management Development. Vol . 32 . No . 1 . Pp . 96-112 . DOI 10.1108/02621711311287044 (in Eng . ) .

16 . Hallmann, K., Harms, G. (2012) Determinants of volunteer motivation and their impact on future voluntary engagement: A comparison of volunteer's motivation at sport events in equestrian and handball . International Journal of Event and Festival Management. Vol . 3 . No. 3 . Pp. 272-291. DOI 10.1108/17582951211262701 (in Eng .) .

17 . Li, C ., Wu, Y. (2019) Understanding voluntary intentions within the theories of self-determination and planned behavior. Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. Vol . 31 . No . 4 . Pp . 378-389. DOI 10.1080/10495142 .2018.1526745 (in Eng . ) .

18 . Cho, H ., Li, C ., Wu, Y. (2020) Understanding sport event volunteers' continuance intention: An environmental psychology approach . Sport Management Review. Vol . 23 . No . 4 . Pp . 615-625. DOI 10 .1016/j .smr.2019.08.006 (in Eng . ) .

19 Pathak, S , Mukherjee, S (2020) Entrepreneurial ecosystem and social entrepreneur-ship: case studies of community-based craft from Kutch, India . Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. Vol . 15 . No . 3 . Pp . 350-374. DOI 10 .1108/ JEC-06-2020-0112 (in Eng . ) .

20 Austin, J , Stevenson, H , Wei-Skillern, J (2006) Social and commercial entrepreneur-ship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory & Practice. Vol . 30 . No . 1. Pp . 1-22 . DOI 10 .1111/j .1540-6520.2006.00107.x (in Eng.) .

21 Seelos, C , Mair, J (2005) Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor. Business horizons. Vol. 48 . No . 3. Pp. 241-246. DOI 10 .1016/j .bush-or.2004.11.006 (in Eng . ) .

22 Peredo, A , McLean, M (2006) Social entrepreneurship: A critical review of the concept Journal of world business. Vol . 41 . No . 1. Pp . 56-65. DOI 10 .1016/j .jwb .2005.10.007 (in Eng. ) .

23 . Kumar, S ., Kumar, P., Wisetsri, W., Raza, M ., Norabuena-Figueroa, R . (2021) Social entrepreneurship education: Insights from the Indian higher educational courses Academy of Strategic Management Journal. Vol . 20 . Issue 2S . Pp . 1-8 (in Eng . ) .

24 Peattie, K , Morley, A (2008) Eight paradoxes of the social enterprise research agenda Social Enterprise Journal. Vol . 4 . No . 2 . Pp . 91-107 . DOI 10.1108/17508610810901995 (in Eng . ) .

25 . Williamson, D ., Salkie, F., Letourneau, N. (2005) Welfare reforms and the cognitive development of young children . Canadian journal of public health. Vol . 96 . No . 1 . Pp . 13-17 . DOI 10.1007/BF03404006 (in Eng .) .

26. Smimov, V. A. (2021) . Regional Systems of Social Entrepreneurship in Russia: Typology, Development Factors and Key Contradictions . The Journal of Social Policy Studies. Vol . 19. No. 1. Pp . 23-40. DOI 10.17323/727-0634-2021-19-1-23-40 (in Russ .) .

27 . Albutova, A . I . (2013) Social entrepreneurship in Russia: key actors and the development potential . Economic sociology. Vol . 14 . No . 3 . Pp . 109-132 (in Russ . ) .

28 . Nedyalkova, A. (2016) . Social entrepreneurship in Russia: How is it possible to combine the creation of social value and ensuring of financial stability? The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions. No . 3-4(123) . Pp . 109-129. DOI 10.24411/20705107-2016-00019 (in Russ .) .

29 . Aray, Yu . N . (2018) Business models in social entrepreneurship: an approach to typology building . Russian Management Journal. Vol . 16 . No . 2 . Pp . 253-272 . DOl 10.21638/ spbu18.2018.205 (in Russ.) .

30 . Suslova, S . V. (2014) . Nonprofit providers on regional social service quasi-market . Public administration issues No 3 Pp 72-89 (in Russ )

31. Yakimets, V.N., Nikovskaya, L. I . (2019) . Support of Social entrepreneurship: Evaluation of mechanisms and rating of Russian regions . Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No . 5 . Pp. 99-109. DOI 10.31857/S013216250004962-1 (in Russ .) .

32 . Sharma, M . (2018) Relevance of Social Entrepreneurship in India . Research Review Journal. Vol . 3 . No . 12 . Pp . 1488-1490 (in Eng . ) .

33 . Bulsara, H ., Chandwani, J ., Gandhi, S . (2015) Social entrepreneurship in India: an exploratory study. International Journal of Innovation . Vol . 3 . No . 1. P. 58 . DOI 10.5585/iji . v3i1. 20 (in Eng . ) .

34 . Boyce, M . (1971) A systems approach to leadership development. United States Department of Agriculture, Cooperative Extension Service, 4-H (in Eng )

35 . Matthies, A . Z . (2009) Perceptions of Texas county Extension agents on volunteers who assist with planning and implementation of Extension educational programs. [Unpublished doctoral dissertation], Texas A&M University (in Eng . ) .

36 . Rudd, R ., Stedman, N . P., Morgan, C . (2002) Cooperative Extension volunteer leadership certification program Paper presented at the Association of Leadership Educators Annual Meeting Lexington, KY (in Eng )

37 Strieter, L A , Powell, V (2007) Successful methods and positive outcomes for 4-H volunteer evaluation . International Journal of Volunteer Administration . Vol . 24 . No . 6 . Pp 92-95 (in Eng )

38 . Penrod, K . M . (1991) Leadership involving volunteers . Journal of Extension. Vol . 29 . No 4 Pp 20-52 (in Eng )

39 . Culp, K ., Deppe, C . A ., Castillo, J . X ., Wells, B . J . (1998) The GEMS model of volunteer administration . The Journal of Volunteer Administration . Vol . 16 . No . 4 . Pp . 36-41 (in Eng .) .

40 Safrit, R D , Schmiesing, R J (2004) A suggested model for contemporary volunteer management: Qualitative research bridging the professional literature with best practices . The Journal of Volunteer Administration. Vol . 22 . No . 4 . Pp . 34-41 (in Eng . ) .

41. Windon, S ., Stollar, M ., Radhakrishna, R . (2021) Examining Volunteer Management Needs and Preferred Professional Development Delivery Methods Among Extension Educators . Journal of Human Sciences and Extension. Vol . 9 . No . 2 . Pp . 115-134 (in Eng . ) .

42 . Rehnborg, S ., Sinatra, C ., Bies, A. (2010) What do we really know about nonprofits' capacity to manage volunteers International Journal of Volunteer Administration Vol 17 No . 1. Pp . 14-26 (in Eng . ) .

43 . Teuteberg, D ., Scanga, L ., Stott, N., Brandt, B ., Larsen, E . (2018) Creating, Implementing, and Supporting a State-wide Volunteer Conflict Management System . International Journal of Volunteer Management. Vol . 33 . No . 1 (in Eng . ) .

The article was submitted on May 20, 2022 Accepted on June 10, 2022 .

Information about the author: Marina P. Sukharkova, Analyst at Laboratory for Interdisciplinary Studies in Non-Commercial Sector, Centre for Studies of Civil Society and the Nonprofit Sector, National Research University "Higher School of Economics" . Moscow, Russia. e-mail: MSukharkova@hse .ru ORCID: 0000-0002-5461-7925

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.